banner banner banner
Куда кого посеяла жизнь. Том VIII. Повести
Куда кого посеяла жизнь. Том VIII. Повести
Оценить:
 Рейтинг: 0

Куда кого посеяла жизнь. Том VIII. Повести


Пройдясь с вопросами по родственникам, Иван поинтересовался- где и чем занимаются Михаил и Григорий, вспомнили кто и где остался из бывших коллег Ивана, с тех времен, когда он работал в Казахстане.

Потом ребята, ничего не скрывая, рассказали, как добирались от дома, до Белоруссии, и, с особой благодарностью поведали, как их встретили здесь, в Минске и даже – наградили…картофелем. А еще- какие они удивительные люди, эти белорусы, с которыми они успели познакомиться за несколько часов, по приезду сюда. Причем – везде и в городе, и – в селе.

Иван внимательно их выслушал, остался доволен тем, что они – тоже довольны таким радушным приемом и, в первую очередь в порядке знакомства с зятем, да и с новым родственником, поведал им и свою историю.

Начал с того, что поначалу – все шло у него хорошо. Он, вначале работал водителем, потом заведовал авто гаражом солидного совхоза в их районе, пользовался авторитетом и у руководства совхоза, и района, да и в коллективе совхозного автохозяйства. Познакомился с Галиной Ивановной, будущей мамой Любы, жены Михаила. У Галины была своя дочка, десяти лет, она Ивана приняла хорошо и жили они несколько лет, как дружная добрая семья. Появилась и росла Люба, их совместная дочка. Но случилось неприятное: ушел из жизни первый директор совхоза, с которым Иван начинал работать и, который и предложил ему заведовать совхозным автохозяйством.

В совхоз пришел новый руководитель, чисто по «свойски», выдвинутый из национальных кадров, естественно- не по умению руководить большим многоотраслевым хозяйством, а по протекции. У Ивана с ним с первого дня, отношения не заладились. У нового директора, в нескольких километрах от совхоза, но уже в соседней, Оренбургской области России, было множество родственников, которые постепенно, нахально и предметно, начали «осваивать» совхозное хозяйство, точнее- растаскивать. Особенно в период уборки урожая, когда зерно от комбайнов, начали возить не на совхозный ток, а – совсем в другую сторону. А что там – не только ночью, а и среди белого дня, машина с зерном, за 5–6 минут, уходила «за границу» и попробуй найти вора в чужой области, тем более, когда воры себя хозяевами чувствуют!.

Участковый милиционер- свой человек, специалистов, новый директор тоже поменял всех, на друзей и родственников, а когда Иван пару раз пытался вмешаться и предотвратить явные хищения совхозного зерна и скота, то получил открытые предупреждения и угрозы для жизни. В такой обстановке работать и жить стало невозможно. Иван за себя не боялся, а вот за Галину с девочками – было чего опасаться. Срывать их с насиженного места и увозить – Куда?. Здесь и дом, и хозяйство и работа у Галины, и уважение, да и родные рядом, в конце концов- могут поддержать и заступиться. Но пока Иван здесь – Галине покоя не будет- это точно. Предлагал Галине – переехать куда-нибудь- наотрез отказалась, да м дело шло к зиме.

На этой почве пошли разногласие в семье и, чтобы, пусть даже на время, успокоить ситуацию – Иван решил уехать, просто уехать, куда-нибудь, лишь бы не видеть этих распоясавшихся «новых хозяев». Найти новое место для жизни, а – потом приехать и забрать Галю и детей.

Когда он предложил Галине такой вариант, она тихо обняла его и спокойно сказала: «Знаешь, Ваня, я не только знаю, я – чувствую, что лучше, чем с нами, тебе нигде и ни с кем не будет, но, если ты уедешь, сам, то больше к нам никогда не вернешься, по разным причинам. Ты и так оказался здесь случайно, и все эти годы жил, вопреки своей воле, собственно- ради нас, с Олей и Любой. Да, жил и хорошо жил, но через силу, как говорят, не прикипая к этому, не такому уж приятному месту, душой и телом. Так бы и жил, мучаясь, дальше, но, если ты оставишь нас – то оставишь – навсегда. И то, что случилось с нашим совхозом, это не просто чей-то просчет или преступное действие. НЕТ, Ваня! Это знак СВЫШЕ, что тебя надо освободить от той тяжкой ноши, которую ты нес в последние годы. Спасибо тебе за все, Ваня и пусть тебе Бог помогает жить дальше. Я не буду держать на тебя зла и буду за тебя молиться и поверь- я всегда была с тобой – искренна и, расставаясь- тоже. Удачи тебе, дорогой ты наш человек! Где эти сволочи взялись на нашу голову! Но, может быть – оно и к лучшему».

«Вот так, Михаил, мы и расстались с твоей тещей и детьми» – продолжал Иван. – «Я всегда старался помогать им, чем мог, но Галина оказалась права- больше я в Казахстан – не вернулся. Она действительно тогда сказала правду, я там жил, как в ссылке. Да старался, да любил, и маму Галю, и девочек, но в душе всегда чувствовал, что вроде как отбываю наказание. Жизнь меня заставила покинуть родные места в молодости, я уехал, куда глаза глядели, но, скажу вам честно, ребята, если бы я знал, что глаза мои «глядели» в тот буранный поселок, где я прожил немалое время, – я бы туда точно не поехал».

«Уезжал я из совхоза полулегально. Директор как раз был на совещании в области, это у него всегда была минимум недельная командировка, даже если какое-то мероприятие проходило в течении дня. Его заместитель, зная наши отношения, – уволил меня за десять мину. Галя оперативно выписала меня с учета по месту жительства и сняла с воинского учета. Я никому не говорил, когда буду уезжать, а на самом деле, договорился с хорошо знакомым водителем, он на рассвете ехал в Орск за цементом. По – темному – заехал за мной, мы простились с мамой Галей, девочки – спали, не стали их будить и – через пару часов, я был на железнодорожном вокзале, с жутью вспоминая мой приезд на этот же вокзал несколько лет назад, когда я вышел на перрон во флотском бушлате, фуражке и в тридцатиградусный мороз. Так закончилась моя казахстанская эпопея. И осталась моя частица – дочка Любушка, твоя, Миша, нынешняя жена.».

«На вокзале, в Орске, я уже не собирался ехать опять – куда глаза глядят. Нет. Маршрут моего движения был конкретно определен. Пару месяцев назад, по телевизору показывали празднества в честь Дня шахтера, в городе Донецке, на Украине. Там было много гостей из разных шахтерских областей Союза. Их катали по Донбассу на шикарных автобусах «Икарус», венгерского производства. Красивые, вместительные, они чувствовали хозяевами на автотрассах. Диктор рассказал, что в Донецке организовано специальное автохозяйство, отдельно от общегородского транспортного парка, как раз для туристических целей и теперь новые автобусы возят туристов из Донецка – веером по всем областям Украины и – даже в некоторые российские города, такие как, например. – Ростов-на Дону. Вот я и загорелся желанием – попасть в то, Донецкое автохозяйство, на автобус»-продолжал Иван.

«Взял билет на тот же барнаульский поезд, которым когда-то приехал в Орск., Билет взял от Орска – до Донецка. Поезд Барнаул-Днепропетровск, шел через Харьков, я решил сделать в Харькове пересадку, на любой поезд, идущий в Донецк. Очень удобно и через два дня—прибыл в этот город. Нашел нужный автобусный парк, сумел устроиться на работу. Взяли вначале – медником, паял три месяца автомобильные радиаторы и питательные трубки. Мог бы паять и дальше, хорошо- добрые люди подсказали способы ускорения очереди на получение места водителя туристического автобуса; заплатил определенный «взнос» и получил через пару месяцев – новый «Икарус!». Потом таким же способом – добился однокомнатной квартиры, рядом с автобусным парком и началась моя новая жизнь, ребята».

«Мы, люди, – часто бываем настолько смешными или глупыми – продолжал Иван- что потом самих себя стыдно становится. И часто даже не можем объяснить причину того или иного своего поступка. Так случилось и со мной. Я сегодня оглядываюсь назад, на мою «донецкую» жизнь и мне стыдно, очень стыдно за себя. Так стыдно, что не могу объяснить, нет тому объяснения, но само действие было! Глупое – но было!. Как можно объяснить, что я обеими ногами стоял, да и всем туловищем, находился в Раю, а мне все-таки хотелось чего-то еще лучшего!

Новый туристический автобус Икарус-люкс, два водителя – пилота, к машине не касаемся, все делают техники. Ты, как летчик – пришел, завел, сел и поехал. И машина, и все в машине – блестит. Ковровые дорожки, кондиционеры летом, обогреватели – зимой. Никаких билетов. Не пассажиры а – туристы, с ними занимается экскурсовод, можно пятнадцать дней работать, пятнадцать – отдыхать. 500 рублей в месяц- твердых, гарантированы. На попутных пассажирах, можно еще сотню- две собрать за месяц, туристические автобусы – никакие контролеры не проверяют. А при экскурсиях, в салоне всегда несколько мест-свободных. Дороги – межобластные, никаких других. Люди, музыка, песни, постоянно новые привлекательные места, приличная пища, а главное- полный самоконтроль. Просто сам следи за собой – и внешне и внутренне…Твое дело- только руль и дорога. Связи с внешним миром- это дело экскурсовода. Что еще человеку (водителю) – надо?!

Человек так устроен, что – рядом – это- хорошо, но то, что отдельно, где-то, – оно всегда кажется лучше! Такие мы глупые, что за забором- всегда лучше и лезем через тот забор…Вот так случилось и со мной, ребята. Имел для своего уровня все, даже больше, а вот нет, захотелось еще большего, лучшего!.

Как-то мы с напарником возили делегацию от нашей области в Минск, на какое-то большое Юбилейное мероприятие союзного масштаба. Были там пару дней, и вот тогда это и случилось. Случился непонятный вывих в моем сознании. Познакомился я тогда с водителями, которые совершали такие же туристические рейсы, как и мы, на таких же машинах, но уже – за границу! В Варшаву, Прагу, Будапешт, Берлин и т. д… Побеседовал я с несколькими такими коллегами и загорелась во мне мечта – тоже стать водителем – «зарубежником». Ну как же- заграница! валюта, шмотки разные, другие места, другие люди, да и другие возможности!.

Да так загорелась та мечта, что я, как только вернулся в Донецк – сразу подал заявление на увольнение. Начальник отдела по эксплуатации, которому я отдал заявление на согласование, посчитал, что я слишком хорошо погулял в период минской командировки, рассмеялся и порвал то заявление прямо при мне, считая разговор оконченным. Ему, да и никакому другому нормальному человеку, не могло придти в голову желание оставить работу с такими условиями и поменять её на что-то другое!.

А я – подал второе заявление, которое он тоже порвал. Ну, а когда подал еще одно и заявил, что отработаю, как положено по закону – две недели и все равно – уйду, начальник подписал – таки заявление, подумав, наверное, что у меня с головой, что-то не в порядке, бросил его мне и буквально прокричал: «Уходи, но помни, что обратной дороги у тебя – Нет!».

Довольный, я через пару дней, был уже в Минске. Нашел то автохозяйство, которое обслуживало зарубежные туристические поездки, и был принят заместителем его начальника.

Тот посмотрел мои бумаги, с каким-то непонятным сарказмом громко рассмеялся, потом встал и начал меня рассматривать, как какой-то непонятный экспонат на выставке. Потом сел и вполне серьезно сказал: «Знаешь, земляк, я сам из Донбасса, после войны был оставлен в Белоруссии на время восстановления, да так и остался. Так я тебе должен сказать, что такого, как ты, я давно не видел, даже и не помню когда. Чтобы с «вольной» Украины, да еще с Донецка и из такого автохозяйства, кто-то переехал в Минск…Нет- такого я не могу вспомнить!. Ты хоть примерно знаешь, куда ты приехал?! Это же – Белоруссия. Иван!. Здесь еще советская власть и все соответствующие ей порядки!. Ты думаешь, что сядешь за руль и вот запросто поедешь куда-нибудь, там – в Польшу или Германию, как ты недавно делал по Украине?!. Нет, брат. Вначале ты пройдешь полную специальную проверку в соответствующих органах, на благонадежность. Это – обязательно.

Допустим – ты её пройдешь, ту проверку, примут тебя в автобусный парк. У меня родственники живут в Донбассе, я, хотя и редко, но бываю у них в гостях и кое-что знаю, чисто, как автомобилист-организатор, о том, что у вас делается на дорогах. И как водители продают билеты, и как забивают салоны вдвое больше положенного и т. п… Так вот здесь, Иван, в Белоруссии, такого нет. Дорог у нас хороших мало, только отдельные, межобластные, они – еще куда ни шло. А – в сторону от трассы не съедешь и не объедешь. А на всех «узких» местах – стоят люди. Все из бывших партизан еще или таких же бдительных…. Остановят, к примеру, автобус, любого направления, пересчитают пассажиров, сверят с маршрутным листом у водителя, и не дай Бог обнаружат даже одного лишнего пассажира – все, ты больше – не водитель автобуса. В наилучшем случае – напишут петицию на весь маршрутный лист и продырявят талон предупреждений, а в худшем случае, если ты еще деньги предложишь, – просто порвут твои водительские права и выбросят. И никто их тебе – не восстановит. Тебе такие условия, Иван, даже в дурном сне еще не снились, в том Донецке. И- помни – я тебя не пугаю, я тебе просто раскрываю истинное положение вещей с пассажирскими перевозками, у нас, в Минске. Чтобы ты знал, что тебя ожидает и решал, как тебе поступать дальше.

После того, как заместитель начальника, нагнал на меня такого страху, я все-таки, не сдался и подтвердил, что желаю пойти к ним на работу. Подал заявление, прошел оформление, все, как положено, и временно был определен на работу – слесарем. Месяца через три – получил хлесткий удар по моей репутации- из соответствующих органов пришли бумаги, не разрешающие мне выезд за границу, вообще. Там у меня нашлись родственники, в Румынии, да я и сам родился в Бессарабии, когда она была оккупирована Румынией. Пришлось уходить из того автобусного парка. А куда?. В Донецк обратно- дорога заказана, двигать куда-то еще и начинать все сначала- поздновато. Здесь, в Минске, уже как-то немножко пообтерся, с людьми познакомился. Посоветовали пойти в городской таксопарк. Там уже не слесарил, ребята подсказали к кому подойти, отдал триста рублей и в течении недели – получил новую «Волгу»-такси. И вот с тех пор, столько лет, работаю таксистом. Уже и город знаю в совершенстве, и людей-коллег по работе, да и люди меня тоже знают».

«Такси в Минске любят – продолжал Иван. – Вы вот говорили- какие простые и добрые люди наши белорусы. К сожалению, простые и добрые- не так часто на такси ездят. Чаще ездят другие. Некоторые иногда кишки на палец наматывают:– только сядет в салон, я включаю счетчик, а он тут же вперится в тот счетчик и наблюдает все время, пока его везешь. А – потом – достанет из кармана пригоршню мелочи и минут десять считает, чтобы было копейка в копейку. Мне не надо его лишней копейки, так он же отрывает каждый раз у меня время, при расчетах….

В последние пару лет, на такси стали ездить чаще. Наверное, – деньги появились, которых раньше или не было, или было жалко. Сегодня, для тех, кто пользуется такси, а это уже так называемые – «деловые» люди – время стало дороже денег, поэтому и работы нам добавляется. Это хорошо.

А вообще, наблюдая за людьми, в том числе и за нашими клиентами, я стал замечать, какие-то непонятные перемены, но не в лучшую сторону, это точно. Вроде бы все – так, как и было, но что-то в жизни поменялось, как раньше говорили – «Жизнь дала Трещину». Вот и мне тоже это кажется, в нашей большой стране, на всем её протяжении, – жизнь, похоже, действительно дает трещину, только мы её еще не видим, только подспудно чувствуем…».

Завтра я вас, ребята с нашим Минском познакомлю. Хороший город. Правда, фашисты, за 1100 дней оккупации города в 1941-44 годах, превратили его, в развалины. Осталось всего несколько больших правительственных зданий в центре, видимо их было сложно уничтожать на скорую руку, да и наши войска так стремительно наступали, что немцам уже было не до этих зданий, бежали, куда попало.

Минск был практически заново отстроен после войны. И жить в нем можно. Конечно, это не Одесса и не Тирасполь, где я вырос в детдоме, потом – учился и работал, и даже не Николаев, где служил. Там тепло, сухо, фрукты, овощи, вино и виноград, а здесь прохладно и сыро, солнца совсем мало. В принципе, здесь даже зерновые культуры не всегда полностью вызревают, а их урожайность, в наших селах, часто определяют по коэффициентам перевода зеленой (молочной) массы в сухое зерно….Зато картофель отменный, и много, потому белорусы и голода не боятся. Картофель здесь – и картофель, и хлеб, и корм, и даже – самогон….И- ничего- живем!».

Говорили долго, потом Иван показал им кровать, где они могут располагаться. Или вдвоем или – один на кровати, – один на диване. Сами разберетесь. А сам пошел ночевать к «другу», в этом же подъезде, но двумя этажами – выше.

На другой день, Иван не стал будить ребят рано, дал им отдохнуть, все-таки двое суток пути, да еще впереди – долгая дорога, а сам пошел в таксопарк, взял свою машину и подъехал к дому, часам к десяти. Ребята уже встали, побрились, помылись, вышли-проверили машину, все в порядке и, в это время – к подъезду подъехал Иван. Он уточнил, когда они планируют двигаться на Украину. Вчера ребята заявили, что имеют желание посетить близких родственников Григория, в районе города Первомайска, на юге Украины, а если все будет нормально, то и заскочить в Молдавию. Там в Слободзее и Тирасполе, уже образовалась целая диаспора из бывших казахстанских родственников-односельчан. Им желательно – выезжать поближе к вечеру, чтобы к ночи пройти все пригороды Минска и выйти на чистую трассу в сторону – Гомеля.

«Значит- выезжать придется после обеда, часа в четыре – пять!»– подытожил Иван- «Сейчас перекусим и я вас покатаю по Минску. Просто – посмотрите, без комментариев. Так и сделали. Они проехали город как бы крест-накрест. Минск рассекает примерно на две половины река Свислочь. Иван провез их по набережной реки, до центра города, прокатил по большой площади, где расположены правительственные здания, подъехали к знаменитому МТЗ – тракторному заводу, где выпускают «Беларусь» (будет чем дома похвастаться!), потом проехались по Партизанскому проспекту, он прямой, как стрела, пересекает половину города, выходит за кольцевую дорогу и в итоге переходит на Юго-восточную трассу – Бобруйск-Гомель. Иван сказал ребятам: «Можно выезжать из города и по этому проспекту, но, учитывая нынешнее местоположение вашей машины, легче и проще будет – пойти по кольцевой окружной дороге. Меньше будет проблем с пересечением центра города».

Проезжали мимо железнодорожного вокзала. Михаил никак не мог осмыслить большую надпись: ЧЫГУНАЧНЫ ВАКЗАЛ. В ответ на удивленный вопрос Григория – Что это? Иван весело ответил: «А это по-белорусски железнодорожный вокзал. Они молодцы, в этом плане, как говорят – так и пишут: Вокзал- вакзал. Вода – вада. Видите – на углу указатель – Дамы -1,2,3,4. Так это не дамы (то есть- женщины по очереди), а ДАМЫ, с ударением на букву «Ы», то есть ДОМА, по-русски. Ну и так далее, здесь русскому человеку есть, где по удивляться и посмеяться. А в общем – у нас и радио, и телевизор, круглосуточно вещают на русском, да и в городе, основной язык – русский. Последние известия, иногда пускают на белорусском, так, для порядка. Белоруссия, все-таки. Но это никому не мешает. Все понимают друг друга и никаких вопросов такое «двуязычие» не вызывает, сами видите и слышите.

После обзорной авто прогулки по городу, заехали в Центральный универмаг, Иван приобрел подарки для Галины Ивановны и жен – Михаила и Григория, а самим племянникам- купил в подарок ящик сгущенного молока, картонный такой на 12 банок. Сказал: «Не смейтесь- в дороге пригодится!».

Недалеко от квартиры Ивана, был небольшой, уже кооперативный» ресторанчик, там Ивана все знали, приготовили шикарный обед. Пообедав, они, втроем, снова около часа, посидели на балконе, поговорили, набрали от Ивана приветов в Тирасполь и в Казахстан, а им Иван все-таки всучил на дорогу большую коробку с продуктами на дорогу и, двумя машинами, они – двинулись к кольцевой дороге. Иван – впереди, для подстраховки,(его все гаишники в городе знали), ребята с мешками картофеля в кузове, – сзади.

На развилке, где кольцевая дорога пересекалась с Партизанским проспектом- они по обнимались и- расстались. Иван – поехал домой, наши герои- в сторону Гомеля.

Глава третья

Конечно, ехать в сторону Гомеля – Чернигова, не очень-то хотелось, мимо печально известного Чернобыля, где полтора года назад, рванул ядерный реактор, но другой объездной дороги – не было и они пошли в ночь – на юго-запад. За рулем начинал Григорий. Они опять вернулись к привычному уже ритму походной жизни, ехали на небольшой скорости из-за опустившегося плотного тумана и делились впечатлениями о тесте Михаила- Иване, о Минске, как городе и еще раз – о белорусах, как народе. Сошлись на том, что Минск неплохой город, но – не столичный. Просто город для жизни и самый большой в этом регионе. Но – приятный, во всех отношениях.

Примерно посредине пути от Минска-до Гомеля – довольно приличный город Бобруйск. Ночь, сплошной туман, тут не до знакомства с проезжаемыми местами. Машин, ни встречных, ни попутных, почти не было, но напряжение было настолько велико, что после Бобруйска, Григорий попросил Михаила сменить его за рулем. «Уже шея колом стала!»– просто объяснил он свою просьбу. По договору, он должен был ехать до Гомеля, но кто ожидал, что будет такая видимость….

Михаил доехал до Гомеля, проехали первые три сотни километров, но проехать их казалось труднее, чем от Орска-до Москвы. Особенно опасными могли быть стоявшие по трассе машины, независимо от причин их остановки, но – пока – обошлось все благополучно. После Гомеля – попили кофе (Иван налил им оба термоса), перекусили, Григорий опять сел за руль. Как-то вроде бы полегчало, обоим. Через пару часов – прошли Чернигов и всю эту неприятную радиоактивную зону, а еще через пару часов, уже Михаил, въезжал в предрассветную киевскую левобережную Дарницу. Пока не проснулся окончательно киевский транспорт- пересекли Днепр, проехали сквозь Киев и вышли на «одесскую трассу», конкретно- взяли курс на Белую Церковь.

За Киевом, на остановке – «пятачке», перекусили, посидели, походили – размялись, потом – опять Григорий за руль – и – на Юг!. По программе, они должны были заехать в Первомайск, Николаевской области, там жили близкие родственники отца Григория. А – дальше – уже по обстановке.

Договорились, что Григорий едет до Умани, это две сотни километров, Михаил до Первомайска, а там еще несколько километров, до села, где живут родственники – опять машину поведет Григорий. Трасса- Киев-Одесса в те времена была не в лучшем состоянии, но ехать было можно.

Где-то на полпути между Белой Церковью и Жашковым, увидели стоящую на обочине машину. Старенький такой с облезлой краской, «горбатый» «Запорожец». Мотор у него – сзади, капот – открыт, вокруг него мечется небольшого роста, худощавый пожилой уже мужчина. Увидел машину – машет, просит остановиться. По правде говоря, Григорий не собирался останавливаться, хотелось до вечера попасть в Первомайск, но, когда проезжая мимо, взглянул на того старика, всего на мгновение, – невольно екнуло сердце – прямо живая копия его деда Иосифа, отца мамы Марии.

Он как-то непроизвольно взял вправо, съехал на обочину, остановился и подошел к той, стоящей машине. Подходя спереди, увидел, что в салоне сидит еще и женщина. Тоже пожилая, наверное – жена водителя.

Подошел в водителю, по доброму спросил:: «Дядьку, шо у вас тут трапылось?». Дальше разговор шел по-украински (подается здесь и далее по книге- в переводе автора). «Никто не останавливается. Один за два часа остановился, посмотрел – сказал – бабина сгорела. Взял меня на буксир, трос у него такой мощный. Тяжелый. Как начал тянуть – мою машину стало бросать слева направо, как детскую игрушку, того и гляди или с трассы слетишь, или со встречной машиной столкнешься. Но и не это главное. Жена моя начала кричать от страха, а потом- ей стало плохо, упала на сидение, рвота пошла и т. п… Я еле сумел остановить того буксировщика, уже и фарами моргал, и сигналил, а он прет себе, как будто у него сзади никого нет. Пришлось – отцепляться. Думал, хотя бы жену отправлю до Жашкова, так у него – самосвал, а в кабине еще трое мужиков – строителей и все хорошо выпившие….А жене плохо – и никто не останавливается, как назло.

Григорий пошел к своей машине, рассказал все Михаилу. Тот, молча, достал из багажного ящика, канатный буксирный трос, взял его в руки и попросил Григория сдать назад. Подцепили на буксир «Запорожец». Михаил подошел к старику-водителю и сказал: «Если вы не против, пусть ваша жена пересядет в нашу машину, раз уж она не может переносить езду на буксире, а я пересяду к вам, в салон».

Так и сделали. И тут Михаил обратился к водителю еще раз: «Давайте, дядя, я сяду за руль, поверьте – так будет лучше!.Я- привычный и к буксировке – тоже, не беспокойтесь!». Они поменялись местами, Михаил поставил в известность Григория, что за рулем, сзади, поедет он, а не хозяин машины, и они тронулись в сторону города Жашкова, районного центра Черкасской области.

Ехали с небольшой скоростью. Новая пассажирка, оказалась словоохотливой, и, повернувшись к Григорию, спросила: «Хлопче, а вы откуда появились на этой дороге, мы часто ездим по ней, у нас дочка живет замужем в Ставищах, то уже Киевская область, но машин с такими номерами, как у вас – никогда еще не видела.

«Мы, тетя, из Казахстана приехали, по делам, и теперь домой направляемся, вот заедем еще в одно место и поедем обратно!»– ответил Григорий. «А далеко тот ваш Казахстан?» – уточнила женщина. «Почти три тысячи километров отсюда!»– весело добавил Григорий. «Где только люди не живут, в нашей стране!»-задумчиво проговорила женщина. – «Лет тридцать назад, когда поднимали там целину, от нас тоже немало ребят туда поуезжали. Некоторые из них вернулись, а кое-кто и остался там!».

При этих словах, Григория, будто током ударило: «Какой вы говорите город скоро будет?». «Жашков – ответила женщина, не понимая, к чему он это спрашивает.

Да, да, конечно – Жашков! У матери моей жены – еще трое сестер и брат. Так вот муж одной из старших сестер, как-то в семейной компании, рассказывал что он из-под города Жашкова, какое-то село рядом с этим городком, говорил, что очень красивое, (пронеслось в его голове), а вот название села Григорий не запомнил.

«Знаете, тетя, у моей жены, родная тетя замужем за одним хорошим человеком. Он давно уже у нас живет, работает бригадиром тракторной бригады, четверо детей, зовут его Павел, фамилия Задорожнюк, отца его звали Федор, мать вроде бы – Настя. Я её не видел, но теща рассказывала, что мама Павла не раз приезжала в Казахстан, проведать внуков. И разговор шел о Жашкове и еще о каком-то селе рядом с ним. Я не знал, что мы будем ехать по этим местам, узнал бы адрес родственников, заехали бы ним!»– с сожалением добавил Григорий.