Второй способ еще проще: набираете в чате команду /alertsoff (ее не увидят собеседники).
Продуктивность
В этом разделе мы приводим несколько советов, которые увеличат вашу продуктивность и помогут вам сберечь время и силы.
Хлам на столах
Избавляйтесь от хлама на виртуальном рабочем столе и на физическом. Старые журналы, бумаги, записи, чеки, диски – на обычном столе; бесчисленные папки, файлы – на виртуальном.
Все это отвлекает, мешает концентрироваться. Без этого станет легче дышать. На виртуальном рабочем столе оставьте только тематические папки, например «Работа», «Документы», «Спорт», «Консалтинг», «Семья», а все остальное организуйте внутри них. Не сохраняйте отдельные документы на рабочий стол.
Не делайте несколько дел одновременно
Почему многие жалуются на нехватку времени? Ведь у всех и всегда его количество одинаково.
Но вот внешних раздражителей прибавилось. Это и электронная почта, и социальные сети, и мобильная связь с программами-мессенджерами, и так далее.
Интуитивно сложно догадаться, что постоянное дерганье и переключение с одной задачи на другую крайне неэффективны. У вас создается иллюзия движения, активной работы, постоянной занятости.
Мозг задействует серьезные ресурсы, чтобы вернуться в контекст той задачи, от которой его отвлекли. По разным исследованиям, это требует от 10 до 25 минут (для полноценного возвращения) и может снижать IQ на 10 баллов.
С нейробиологией не поспоришь – многозадачности не существует. Рейс 401 компании Eastern Airlines[8], к величайшему сожалению, разбился из-за невозможности людей концентрироваться на нескольких задачах (и трагической случайности). При посадке в Майами командир корабля опустил рукоятку выпуска шасси, но соответствующая лампочка не загорелась. Капитан полез разбираться, задел штурвал (и отключил автопилот), позже привлек помощника, бортинженера и механика из Boeing, последний – так уж вышло – тоже летел этим рейсом в кабине. Все занимались извлечением лампочки из панели и просто забыли про управление самолетом, который врезался в болото. А оказалось, что лампочка просто перегорела, хотя шасси были исправны.
Тест на субъективную минуту
Тест, предложенный Михаилом Литваком[9], позволяет понять, насколько хорошо вы умеете концентрироваться, как вы привыкли переключаться с одного дела на другое и работать в мультизадачном режиме.
Что нужно сделать: сесть, расслабиться, запустить таймер и тут же закрыть глаза, позволить мыслям возникать и блуждать. Когда, по вашим ощущениям, пройдет минута, открыть глаза и посмотреть, сколько реально времени прошло.
Как интерпретировать результат:
• более 65 секунд – «ленивый гуру» (это очень хороший результат);
• 65 секунд – норма;
• 55–64 секунды – легкая тревожность;
• менее 45 секунд – серьезные проблемы.
Если ваш результат меньше 55 секунд, обратите особое внимание на раздел «Эмоциональная энергия». Вероятно, вам стоит озаботиться отключением уведомлений на телефоне и компьютере, поставить ограничение на соцсети, а то и попробовать медитировать, чтобы вернуть себе способность к концентрации.
Высвобождаем память
Мы с трудом можем одновременно помнить о чем-то и глубоко размышлять, анализировать что-то (это доказано экспериментально).
Освободите сознание от плавающих задач, и вам станет легче мыслить. Для этого нужно провести нечто вроде «выгрузки» мозга. То есть нужно записывать все, что придет в голову, – отсеять можно потом.
Если у вас есть книга Дэвида Аллена «Как привести дела в порядок»[10], воспользуйтесь списком напоминаний (Максим Дорофеев в своей книге «Джедайские техники» называет это спусковыми крючками), сгруппированных по разным сферам жизни – с ними будет проще вспомнить все зависшие в памяти задачи (с. 170–173 в последнем издании). Но использовать их необязательно (во всяком случае, начать процесс можно без них).
Помните, что задачи лучше формулировать просто, начиная с глагола, так, чтобы действие можно было выполнить за час-два. Все, что сложнее и больше, – это проекты, которые можно декомпозировать до задач. После выгрузки памяти занесите задачи в удобную вам систему хранения – главное, чтобы это было внешнее хранилище, а не ваш мозг.
Я (Ренат) пользуюсь MaxDone (maxdone.micromiles.co), меня в этом сервисе привлекает простота. Но выбор хранилища не так принципиален, главное – вынести задачи из сознания.
После этого станет гораздо легче работать, и энергии прибавится. Она не будет тратиться на вспоминание задач и беспокойство по поводу того, что вы о чем-то забыли.
Работать стоя
Полезнейшая идея из книги «Лайфхак на каждый день». Стоя люди работали издревле. Для этой цели был придуман даже специальный стол – конторка.
Хемингуэй (нобелевский лауреат в области литературы) однажды высказался так: «Возможно, писательство и путешествия расширяют кругозор, но однозначно можно получить и широкую задницу. Поэтому я пишу стоя».
Купите конторку или стол-трансформер, у которого столешница поднимается и опускается. Можно обойтись и подручными средствами: водрузить на стол картонную коробку, а сверху поставить компьютер или положить тетрадь. Важно! Отрегулируйте высоту стола по росту, чтобы не уставать и не портить осанку. Вот так это должно выглядеть в идеале.
По данным сайта iamnotaprogrammer.com.
В процессе работы не стойте столбом, переминайтесь с ноги на ногу, покачивайтесь. Тогда вы не устанете. А если уж такое случилось, можно присесть на стул или прилечь на диван.
Слепая печать
Если бы у меня было восемь часов на то, чтобы срубить дерево, я потратил бы шесть часов на то, чтобы наточить топор.
Приписывается Аврааму ЛинкольнуЧто такое слепая десятипальцевая печать?
При такой печати каждый палец отвечает только за определенные символы (нельзя нажимать на эти клавиши другими пальцами). При этом пользователь смотрит на экран или на текст, который перепечатывает. Это навык, доведенный до автоматизма, – вы не задумываетесь, где находится та или иная клавиша. Благодаря этому скорость значительно выше, чем при «зрячей» печати.
Какие преимущества вам даст освоение слепой печати?
• Сэкономится время при работе с почтой, отчетами, любым текстом.
• Высвободится время на более сложные и важные задачи.
• Улучшится осанка.
• Меньше станет портиться зрение.
• Уменьшится количество опечаток.
• Снизится утомляемость.
Основные правила слепой печати:
• во время набора текста на клавиатуру смотреть нельзя;
• каждый палец нажимает только определенные для него клавиши;
• после каждого нажатия на клавишу палец возвращается на исходную позицию;
• пробел нажимается одним из больших пальцев;
• Shift нажимается мизинцем свободной руки (той, что не печатает символ в данный момент).
На каждой клавиатуре есть засечки на «а» и «о» для правильного расположения пальцев (на них нужно разместить указательные пальцы). Исходная позиция – средний ряд («фыва олдж» в русской раскладке). После каждого нажатия палец возвращается на средний ряд (исходная позиция).
Как и в любом обучении, на пути у вас возникнут некоторые сложности, но итоговый результат будет стоить того, чтобы потерпеть. Вы сэкономите очень много времени при написании писем, статей, книг и любых других текстов. Так что сделайте эти инвестиции, вложите немного усилий и времени.
Сначала вы будете печатать медленнее, чем обычно, – «затачивать топор».
Не подглядывайте, даже если клавиша оказалась сложной, вспоминайте. Если вы некоторое время подумаете и вспомните расположение клавиши, то почти наверняка ее запомните. Если же будете подглядывать, упражнение пойдет насмарку.
Как учиться слепой печати?
Начать с клавиатурного тренажера (полчаса в день).
После изучения всех клавиш (от недели до месяца) начать использовать метод в работе.
Продолжать делать сложные упражнения на тренажере по полчаса в день, совмещая с основной работой (перестать печатать «зрячим методом»).
Для изучения лучше всего купить клавиатурный тренажер (программу) для компьютера (я рекомендую «Соло на клавиатуре»[11] – можно работать и в программе, и в онлайн-режиме) или делать упражнения из книги по слепой печати (таких книг в продаже десятки, стоят они недорого).
Делу – время. Какое?
Обязательно проведите анализ, в какое время вы наиболее продуктивны, если еще не выяснили это при помощи специальных наблюдений. Для этого нужно в течение недели-двух вставать пораньше, пробовать работать ночью, рано утром, днем и анализировать происходящее, вести дневник. Желательно на этот период отказаться от сладкого, кофеина, других стимуляторов.
Обычно у большинства людей спад активности происходит днем после обеда. Это отличное время для короткого сна. Пики продуктивности чаще всего приходятся на утро и вечер.
Не проверяйте в самое продуктивное время электронную почту. Оставьте его для ключевых задач, требующих концентрации, энергичности, осознанности. Наименее продуктивное время оставьте для простых дел – это могут быть не самые важные задачи, которые вы постоянно откладываете, рутинные составляющие больших и важных задач и проектов, спортивные тренировки, изучение легкой, но полезной бизнес-литературы, отдых.
Кстати, согласно исследованиям Дэна Ариели, эксперта по поведенческой экономике и профессора психологии, у подавляющего большинства людей самое продуктивное время – с девяти утра до полудня (40 % опрошенных), на втором месте – период с шести до девяти утра (более 20 % опрошенных).
Я (Ренат) обычно планирую самые сложные задачи на первую половину дня. А разбор почты, к примеру, на вторую.
Уже не раз замечал, что задача, требующая двух часов вечером после тяжелого дня, утром может быть решена за 30–40 минут.
Вечерний обзор календаря и задач
Каждый вечер посвящайте 5–7 минут тому, чтобы проанализировать прошедший день, посмотреть календарь на следующий, актуализировать его, сделать то же самое со списком задач и настроиться на завтрашние дела.
В конце выходных можно посвятить этому 10–15 минут.
Это очень простая практика, которая делает вас намного продуктивнее и снижает долю хаоса в жизни. А чем меньше хаоса (то есть чем точнее вы знаете, что делать в каждый отдельно взятый момент), тем меньше энергии тратится вхолостую.
Буферные зоны в распорядке дня
Обязательно оставляйте значительный запас между встречами, никогда не планируйте их впритык – даже если они проходят в одном помещении или неподалеку. Жизнь всегда вносит коррективы, время уходит на различные бытовые мелочи, дорогу (если встречи и дела разнесены в пространстве), сборы и так далее.
К сожалению, нам свойственно упускать эти нюансы при планировании, мы всегда чрезмерно оптимистичны, когда рассчитываем время. При неправильном подходе любая задержка приводит к смещению всего расписания. А если после каждой встречи есть запас времени, появляется гибкость. Если все прошло вовремя, спокойно готовьтесь к следующему делу или выполняйте гибкие задачи. Если задержитесь, не придется беспокоиться и опаздывать на следующую встречу.
Сахарные американские горки
Перекусывание сладким и преобладание в рационе пищи с высоким гликемическим индексом может привести к сахарным американским горкам: резким скачкам уровня глюкозы в крови.
Вам может быть знакомо состояние резкого упадка сил после краткосрочного подъема. Особенно если вы привыкли к кофе с сахаром, сладостям, энергетикам, сладкой газировке.
См. раздел «Питание» и в особенности пункт «Гликемический индекс».
Эмоциональная энергия
Для продуктивной и ритмичной работы стоит беречь внимание и эмоциональную энергию – здесь приведем несколько лайфхаков для этого.
Без новостей
Про медиадетокс в 2015 и 2016 годах вышли несколько хороших книг («Цифровая диета»[12], «Интеллектуальный инсульт»[13]), но Нассим Талеб[14] писал про важность отказа от новостей еще в «Черном лебеде»[15]. И пришел к очень интересному выводу: чем дольше живет идея, тем выше вероятность, что она продолжит жить.
Незачем тонуть в потоках некачественного контента и отсеивать его, когда есть фундаментальные книги, авторы, пресса и концепции. Их значимость вечна или долгосрочна. Даже на них у нас не хватает времени, поэтому изучать информацию, значимость которой сохраняется от пяти до ста минут, обидно. Бесценный и ограниченный ресурс – внимание – может тратиться на генерирование знаний (написание статьи, чтение учебника, посещение тренинга) или на генерирование эмоций (чтение новостей в Сети).
Условно говоря, лучше читать Бертрана Рассела[16], которого изучают и издают уже очень давно. А новость про скачок курса акций компании N на 0,3 % будет значимой в течение 15 минут и забудется. Но потраченное на нее время (внимание) не вернешь.
Еще один важный аргумент для отказа от новостей (во всяком случае, от тех, которые не важны для профессиональной деятельности): негативные новости привлекают больше внимания и способствуют повышению рейтинга. Про авиакатастрофу или другое печальное событие говорят несколько дней в подавляющем большинстве СМИ. Получается, что такой негативный отбор формирует не очень веселую новостную картинку, хотя мы живем в один из самых благополучных и безопасных периодов истории.
Крайний случай – можно просматривать одно любимое деловое СМИ раз в неделю, как рекомендует Рольф Добелли, основатель сервиса getAbstract.
Еще вариант – использовать принцип 80/20: оставить для периодического просмотра 20 % СМИ, в которых, как вам кажется, вы находите до 80 % важной или интересной информации.
Ограничение соцсетей
StayFocusd – это надстройка для браузера, которая ограничивает время, проведенное на бесполезных сайтах.
Вы можете самостоятельно решить, сколько минут в день готовы потерять на развлекательных порталах (и определить их список). Время, установленное вами, отводится на все сайты из списка, его нельзя разделить между ними.
Во время пользования запрещенными сайтами иконка приложения в правом верхнем углу браузера будет становиться красной. Когда до конца отведенного на развлечения времени останется пять минут или одна, программа оповестит вас об этом.
Как только вы исчерпаете время, сайты станут недоступными до конца дня.
Программу можно активировать только на будни.
Умение говорить «нет»
Самое смешное желание – это желание нравиться всем.
ГетеЕсли вы уже читали книгу «Номер 1»[17], то знакомы с этим навыком. Впрочем, и в других хороших книгах по личному развитию он упоминается часто – и не зря!
Это очень важное и непростое умение – говорить «нет».
Что оно даст?
• Вы будете отказываться от мероприятий и встреч, которые не имеют для вас ценности, но от участия в которых неудобно отказываться.
• Вы не станете общаться с теми, кто вам неприятен, кто жалуется на жизнь и свои проблемы вместо того, чтобы их решать.
• Откажетесь от вредных привычек и бессмысленного времяпрепровождения.
Всегда делайте осознанный выбор, не пытайтесь угодить всем.
Как и в любом деле, самое сложное здесь – начать, а лучшая тренировка – практика.
В первые разы бывает тяжело. Так, в своей книге «Инструменты развития»[18] Алан Фокс рассказывает, как вежливо, но твердо отказал незнакомке, попросившей его бинокль на баскетбольном матче. Он пишет: «Мне было приятно, но не по себе, потому что я разочаровал человека, который мог в ответ испытать ко мне неприязнь или разочаровать меня. Я знал, что эта тревога абсурдна, но какой-то древний призрак все еще нашептывал мне свою устаревшую “мудрость”».
Нам всем тяжело отказывать. Но этому нужно учиться. Вам наверняка приходилось слышать что-то подобное от друзей, коллег, родных:
• «Одолжи денег до зарплаты»;
• «Помоги мне с компьютером»;
• «Заполните анкету, пожалуйста»;
• «Купите еще вот это, отлично подойдет»;
• «Сходим сегодня в бар?».
В следующий раз попробуйте вежливо отказаться. Помните, что люди гораздо легче воспринимают отказ, если слышат причину, и она не обязательно должна быть веской.
Медитация
Своим опытом и рекомендациями с нами поделился Сергей Капличный – копирайтер МИФа и автор проектов «Лайфлист» и «Многочитал» (http://blog.skaplichniy.ru).
Спасибо Сергею!
Что такое медитация
За полтора года, что работаю в МИФе, я прочитал несколько десятков книг по бизнесу и саморазвитию. И большинство из них содержат совет: ежедневно выделяйте время на медитацию.
И я прекрасно знаю, насколько сложно сделать первый шаг к этой практике. Поделюсь с вами своими медитативными наблюдениями и расскажу, с чего начать и как не свернуть с пути к осознанности.
Медитация – древний метод умственной тренировки. Благодаря медитации вы можете очистить разум от лишних забот, отвлечься и настроить эмоциональный и физический баланс организма.
Лично мне медитация помогает бороться со стрессом. Ничто так быстро не избавляет от устрашающих мыслей, как пара минут в тишине наедине с собой. Кроме того, этот небольшой перерыв помогает мне проанализировать самочувствие, обнаружить слабые места и по возможности устранить их. Я начал лучше питаться, избавился от многих вредных привычек и стал уделять время физическим нагрузкам.
Также при помощи главной составляющей процесса медитации – правильного дыхания – я научился правильно реагировать на экстремальные жизненные ситуации. Ведь просто скорректировав дыхание, я могу изменить свои ощущения и отношение к настоящему моменту.
Для чего это нужно?
Наверняка вы слышали, что существует огромное количество исследований, которые доказывают пользу медитации. Эта практика помогает расслабляться, жить более осознанно, быстро успокаиваться, находить оригинальные решения проблем и просто переводить дух.
Например, совсем недавно исследователи из Орегонского университета попросили студентов поддерживать состояние «спокойной концентрации», то есть не допускать таких мыслей, которые способны захватить сознание человека и отвлечь его. Эксперименты продолжались по 30 минут в день в течение месяца. Весь курс длился 11 часов. В начале и конце программы студентам сделали МРТ мозга.
Ученые установили, что медитация улучшила состояние так называемого белого вещества, которое соединяет переднюю поясную кору с другими отделами головного мозга. В результате у студентов повысилась способность контролировать мысли, поведение и эмоции и лучше реагировать на напряженные ситуации.
Я же пару лет назад взял за правило проводить эксперименты на себе, что и вам советую.
Личный опыт
С момента моих первых шагов в медитацию прошли почти три года. За это время я успел прослушать больше половины уроков Headspace[19], прочитать несколько десятков книг на тему осознанности и провести сотни часов наедине с собой. И мне это нравится.
Как я уже говорил, практика медитации помогла мне справиться со стрессом, а также научила правильно дышать и жить более осознанно.
Я не могу сказать, что практикую медитацию каждый день – порой перерывы длятся неделями. Тем не менее я все равно возвращаюсь к этой практике и продолжаю получать удовольствие от медитации и ее последствий.
Сейчас в моем календаре стоит пятнадцатиминутная задача на каждый день под названием «ничегонеделание». Сразу же после обеда я закрываю ноутбук и медитирую. Это 15 минут в тишине и спокойствии, в течение которых я могу сидеть на диване, лежать с закрытыми глазами или просто гулять медленным шагом по улице. Это время принадлежит только мне и настоящему моменту.
Ваша первая медитация
Попробуйте выделить несколько минут сразу же после пробуждения или во время рабочего дня. Для начала хватит буквально пяти-семи минут. Сядьте на стул, выпрямитесь и закройте глаза. Сконцентрируйтесь на движении вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, прислушайтесь к ощущениям, которые возникают при каждом вдохе и выдохе.
Возможно, через какое-то время вы заметите, что отвлеклись. Обнаружив это, не ругайте себя и постарайтесь снова сосредоточиться на дыхании. В конце концов ваш разум может успокоиться и стать гладким, как зеркальная поверхность озера, но может и не стать. Даже если у вас получится поймать чувство абсолютного спокойствия, оно может оказаться мимолетным. Что бы ни случилось, просто примите это как данность.
Через минуту откройте глаза и посмотрите вокруг. Вы только что закончили ваш первый сеанс медитации.
Больше теории
Когда сделан первый шаг, хочется подкрепить свои навыки теоретическими и практическими знаниями. Почти в каждой деловой книге встречается заметка о том, как важно уделять время медитации. К сожалению, на этом все и заканчивается. Однако есть книги, которые полностью охватывают тему осознанности и медитации и подробно рассматривают техники.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Тони Шварц (1952 г. р.) – американский журналист и писатель, автор нескольких бестселлеров, основатель и руководитель компании The Energy Project. Прим. ред.
2
40-second green roof views sustain attention: The role of micro-breaks in attention restoration. Journal of Environmental Psychology, том 42, июнь 2015, с. 182–189.
3
Дорофеев М. Джедайские техники. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
4
Издана на русском языке: МакКеон Г. Эссенциализм. Путь к простоте. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
5
Издана на русском языке: Кови С. 7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности. М.: Альпина Паблишер, 2017. Прим. ред.
6
Глеб Архангельский – главный эксперт в России в области учета времени. Основатель и генеральный директор консалтинговой компании «Организация времени». Создатель тайм-менеджерского сообщества, главный идеолог ТМ-движения. Прим. ред.
7
Издана на русском языке: Бод Д-М. Kind Regards. Деловая переписка на английском языке. М.: Альпина Паблишер, 2015.
8
Крупная авиационная катастрофа, произошедшая 29 декабря 1972 года. Авиалайнер Lockheed L-1011-385-1 TriStar авиакомпании Eastern Airlines совершал рейс EAL 401 по маршруту Нью-Йорк – Майами, но при заходе на посадку в аэропорту Майами рухнул в болото Эверглейдс в 30 километрах от аэропорта. Из находившихся на его борту 176 человек (163 пассажира и 13 членов экипажа) погибли 99, 77 получили ранения. Катастрофа рейса 401 стала первой катастрофой широкофюзеляжного самолета. Прим. ред.
9
Михаил Литвак (1938 г. р.) – психолог, психотерапевт, кандидат медицинских наук, автор многочисленных книг по практической и популярной психологии и ряда научных статей, посвященных вопросам психотерапии, психологии общения. Член-корреспондент РАЕН. Прим. ред.
10
Издана на русском языке: Аллен Д. Как привести дела в порядок. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
11
Программа, предназначенная для обучения слепому десятипальцевому методу печати. Автор – Владимир Шахиджанян. Курс состоит из 100 заданий, рассчитанных на набор текстов различной сложности. Прим. ред.
12
Издана на русском языке: Сиберг Д. Цифровая диета. Как победить зависимость от гаджетов и технологий. М.: Альпина Паблишер, 2015.
13
Николаев К., Абдуллаева Ш. Интеллектуальный инсульт. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
14
Нассим Талеб (1960 г. р.) – американский экономист и трейдер. Основная сфера научных интересов – изучение влияния случайных и непредсказуемых событий на мировую экономику и биржевую торговлю, а также механизмы торговли производными финансовыми инструментами. Прим. ред.