Книга Управление ИТ-архитектурой организации: проектирование, анализ, оптимизация и трансформация. Том 2 - читать онлайн бесплатно, автор Роман Александрович Исаев
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Управление ИТ-архитектурой организации: проектирование, анализ, оптимизация и трансформация. Том 2
Управление ИТ-архитектурой организации: проектирование, анализ, оптимизация и трансформация. Том 2
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Управление ИТ-архитектурой организации: проектирование, анализ, оптимизация и трансформация. Том 2

Роман Исаев

Управление ИТ-архитектурой организации: проектирование, анализ, оптимизация и трансформация. Том 2

Предисловие

В данной книге рассмотрены современные технологии, методики и подходы по управлению ИТ-архитектурой организации. Предложенные материалы помогут в выполнении следующих задач.

• Проектирование, учёт, инвентаризация ИТ-архитектуры организации.

• Анализ и оптимизация ИТ-архитектуры организации, управление изменениями.

• Анализ и оптимизация ИТ-процессов и работы ИТ-департамента.

• Повышение эффективности и качества работы ИТ-систем, улучшение соответствующих показателей KPI.

• Обеспечение операционной надёжности и непрерывности деятельности организации, снижение операционных рисков.

• Автоматизация процессов, внедрение инновационных разработок и успешных практик в сфере ИТ.

• Оптимизация финансовых расходов в сфере ИТ.

• Систематизация и распространение знаний в организации, обучение и вовлечение сотрудников.

• Исполнение национальных и международных стандартов и требований по ИТ.

Книга предназначена для широкого круга руководителей и специалистов: бизнес-аналитики, системные аналитики, ИТ-специалисты, ИТ-архитекторы, методологи, менеджеры проектов, специалисты по организационному развитию, управлению рисками, аудиторы, консультанты.

Информация будет полезна для организаций всех отраслей, особенно высокотехнологичных: финансовые, телекоммуникационные, промышленные, научные, энергетические, ИТ-производители.

Книга выпущена в трёх форматах: печатный, электронный (EPUB, FB2 – для мобильных устройств), аудио (MP3).


Рекомендуем к прочтению и использованию в работе первый том (первую часть) данной книги.


Уважаемые читатели!

Если при прочтении книги:

– вы захотите написать отзыв (благодарность),

– у вас появятся интересные идеи или предложения,

– вы заметите неточности или недостатки в содержании,

сообщите, пожалуйста, автору по контактам, которые приведены на последней странице.

Мы обязательно это учтём при выпуске следующего издания книги, а вам вышлем в подарок комплект нормативных документов (файлов) для регламентации ИТ-архитектуры.

Отзывы

Информационные технологии навсегда вошли в нашу жизнь. Можно даже сказать, что в современном бизнесе они являются одним из важнейших средств производства. Поэтому управление ИТ-архитектурой на протяжении всего её жизненного цикла стало обязательной задачей для каждой организации.

Новая книга Романа Исаева является хорошим практическим пособием для руководителей и специалистов, ответственных за ИТ-архитектуру. Эту книгу выгодно отличает от других насыщенность примерами конкретных рабочих продуктов, сопровождающих жизненный цикл ИТ-архитектуры. Рекомендую!

Пинаев Д.А. ДиректорГК «Современные технологии управления»

Мы, как институт, хотим отметить, что данная книга может успешно применяться в повышении квалификации для многих ИТ-специалистов разных уровней подготовки и специализаций. Автор работает в данной профессиональной области более 15 лет, поэтому очень приветствуем его решение поделиться накопленным опытом и выпустить данную книгу. Уверены, что каждый читатель найдет в ней полезную для себя информацию: идеи, методики, инструменты и примеры для решения практических задач.

Петрова Г.Ю. ДиректорАНО ДПО «Институт современного банковского дела»

Задачами проектирования и оптимизации ИТ-архитектур занимаются многие организации. Их важность и объём с каждым годом только растёт. Если сделать обзор русскоязычной литературы, методик и комплексных примеров (кейсов) на эту тему, то их очень мало, особенно практических, а не учебных. Поэтому данную книгу можно считать уникальным сборником, в котором систематизирована самая актуальная информация. Она поможет повысить эффективность, качество и оперативность выполнения ИТ-задач и ИТ-проектов.

Проектирование и оптимизация ИТ-архитектуры невозможны без процессного подхода в управлении ИТ-архитектурой, без управления технологическими рисками и операционной надежностью. И в дальнейшем требования к операционной надежности ИТ-систем будут возрастать.

Новая книга Исаева Романа содержит большой объем практических материалов и методик, которые помогут системно и комплексно подойти к управлению ИТ-архитектурой организации.

Рекомендую всем коллегам и специалистам, особенно бизнес-аналитикам и системным аналитикам!

Чечулина Е.Г. Начальник Управления банковских технологий и бизнес-процессовПАО «Банк «Екатеринбург»

1. Методика построения и развития ИТ-архитектуры организации

ИТ-архитектура является одним из важнейших компонентов организации (корпоративной архитектуры). Есть различные стандарты, подходы и модели (framework) к построению и развитию ИТ-архитектуры и корпоративной архитектуры, например: ITIL, TOGAF, ISO 15288, 20000, 27000, Zachman, COBIT, IT4IT и др. В данной главе рассмотрим комплекс основных этапов, который уже многократно зарекомендовал себя и апробирован во многих организациях. Каждый этап состоит из набора взаимосвязанных задач и инструкций. Детальные примеры приведены в источниках [1] и [2].

Для создания всех графических моделей, реестров и справочников (классификаторов) по ИТ-архитектуре рекомендуется использовать специализированные программные продукты, например Business Studio + IT Architect [5], Archi, Microsoft Visio + Excel. Ключевыми исполнителями данных работ являются: ИТ-архитектор и ИТ-департамент в целом, процессный офис (или департамент бизнес-архитектуры), рабочие группы (команды) по соответствующим направлениям.

Хотелось бы обратить внимание, что перечисленные далее этапы и задачи не являются разовыми, а должны выполняться постоянно с определённой периодичностью. Т.е. необходимо актуализировать и развивать все модели, справочники (классификаторы) и документы, выпускать новые версии, управлять изменениями. Иначе всё это потеряет ценность и перестанет соответствовать реальной внутренней деятельности организации и внешним факторам (требованиям, условиям).

12 этапов построения и развития ИТ-архитектуры организации

Для данных этапов не обязательна строгая последовательность, некоторые из них могут выполняться параллельно (в зависимости от специфики организации).


1. Разработка ИТ-стратегии

Включает стратегические карты, планы проектов и задач, бюджеты по всем компонентам и уровням ИТ: архитектура приложений, данных, системных технологий, оборудования и др. Эффективность, результативность и качество выполнения планов рекомендуется оценивать с помощью комплексной системы показателей KPI, которые также включаются в систему мотивации соответствующих специалистов и руководителей.

Особенно важно при разработке ИТ-стратегии выделить критичную архитектуру и сконцентрировать на ней максимальные ресурсы и внимание. Критичная архитектура – это совокупность бизнес-процессов, ИТ-систем и других компонентов в работе организации, имеющих приоритетное значение в области операционной надёжности, обеспечения непрерывности и стабильности деятельности.

ИТ-архитектура организации – это совокупность взаимосвязанных технологических и технических (программно-аппаратных) решений и компонентов, обеспечивающих эффективное функционирование бизнеса.


2. Разработка иерархического реестра (каталога) всех ИТ-систем и ИТ-платформ организации

В точки зрения TOGAF должно быть построено два иерархических реестра (дерева): слой приложений (application layer), слой системных технологий и ИТ-платформ (technology layer).

Первый слой (реестр) необходимо детализировать до модулей и функций (см. Рис. 1.1). В зависимости от размера организации данный реестр может иметь 5–8 и более уровней детализации (иерархии).

Перечислим минимальный набор ИТ-систем (приложений), которые работают практически в каждой организации.

• CRM и Front-office (маркетинг, продажи, работа с клиентами)

• Электронный документооборот (ЭДО)

• Кадровые и зарплатные системы

• Бухгалтерские системы

• Офисные системы (работа с документами и таблицами)

• BPMS (управление процессами и задачами)

• Юридические системы (договора, законодательство)

• Системы информационной безопасности (Firewall, Antivirus)

Второй слой (реестр) включает в себя: операционные системы, системы виртуализации, системы управления базами данных, платформы для ИТ-разработки и другие системные компоненты, на базе которых работают приложения.

Далее на основе реестров (каталогов) ИТ-систем и ИТ-платформ выполняется разработка иерархических графических моделей ИТ-архитектуры на разных уровнях. Они позволяют визуализировать большие объёмы информации. Их удобно использовать на совещаниях, презентациях, при проведении аналитических работ. Иногда эти модели печатают на листах формата А3, склеивают скотчем и размещают на стене, чтобы постоянно иметь перед глазами всю ИТ-архитектуру организации. На них делается много корректировок и заметок маркерами или карандашами в режиме реального времени, чтобы заново всё не печатать.


3. Заполнение детальных параметров (карточек, спецификаций) всех ИТ-систем и модулей

Карточка ИТ-системы (см. Рис. 1.1) должна давать наиболее полную, структурированную и актуальную информацию, которая включает следующее.

• Контуры функционирования: test (development), pre-production, production

• Площадки и расположение: «облачное, cloud based» (за пределами организации), собственные ресурсы

• Типы лицензий: временные (подписка), постоянные

• Оборудование и ИТ-платформы, на которых работают ИТ-системы (приложения)

• Владелец ИТ-системы в организации (ответственный)

• Сроки (периодичность) обновления, сроки оплаченной внешней техподдержки

• Версия и тип (категория) ИТ-системы

• Финансовая информация: первоначальные вложения (CAPEX), стоимость сопровождения (OPEX)

• Операционные риски и риски информационной безопасности

• Влияние на критичную архитектуру организации

• Требования к отказоустойчивости, дублированию компонентов и резервному копированию

• Срок восстановления системы в случае сбоев

• Максимальное количество пользователей

• Зависимость от иностранного программного обеспечения

• Комментарии и техническая информация

На основе данных параметров очень удобно автоматически формировать отчёты (точные аналитические срезы) по ИТ-архитектуре. Например, выборка ИТ-систем, которые работают на «облачном формате», имеют самые высокие расходы (OPEX), влияют на критичную архитектуру, имеют высокие риски. Далее на основе данной выборки можно принять решения о модификации ИТ-архитектуры.


4. Разработка архитектурных моделей ИТ-систем

Архитектурная модель ИТ-системы (см. Рис. 1.2) показывает основные её технические и логические компоненты, а также их взаимодействия (потоки данных). Например, серверная часть (приложение), сервер баз данных, внешние и вспомогательные сервера, клиентская часть (приложение), другие виды устройств и компонентов.


5. Разработка графических моделей по интеграции (связям) ИТ-систем

Необходимо отобразить ключевые потоки данных между ИТ-системами организации (ИС1 <=> ИС2), между ИТ-системами и базами данных (ИС1 <=> БД1), между ИТ-системами организации и внешними субъектами, другие виды связей (в зависимости от специфики организации). Дополнительно может быть указана информация о протоколах, шлюзах, сервисах, требованиях и т.п.


6. Разработка иерархического реестра (каталога) всех баз данных (структур данных) и их параметров

На тему управления базами данных есть большое количество книг и открытой информации, поэтому оставим этот этап без детализации.


7. Разработка технической архитектуры и дополнительных моделей (в зависимости от задач)

В техническую архитектуру (физический уровень) включаются: сетевая архитектура, архитектура оборудования (инфраструктура), модели центров обработки данных (ЦОД) и производственных площадок (локаций). Обязательно указание (отображение) требований по отказоустойчивости, дублированию (резервированию).

Для объектов архитектуры оборудования могут задаваться следующие параметры

• Владелец оборудования в организации (ответственный)

• Зависимость от иностранных производителей

• Сроки периодического технического обслуживания и ремонта

• Финансовая информация: первоначальные вложения (CAPEX), стоимость сопровождения (OPEX)

• Влияние на критичную архитектуру организации

• Расположение оборудования (локация)

• Операционные риски и риски информационной безопасности по оборудованию

• Требования к отказоустойчивости, дублированию, резервированию

• Комментарии и другая информация

По технической архитектуре необходимо иметь полный набор актуальных отчётов (таблиц), которые формируются на основе соответствующих графических моделей и реестров (справочников).

В дополнение к технической архитектуре могут разрабатываться другие модели под разные задачи, например в форматах (нотациях): BPMN, ArchiMate, UML. Большое количество примеров содержатся в источниках [1], [2] и [6].


8. Установление связей объектов и моделей ИТ-архитектуры с объектами и моделями бизнес-архитектуры

Очень важно, чтобы построение и развитие ИТ-архитектуры и бизнес-архитектуры выполнялось внутри одной базы данных и платформы, например Business Studio [5]. Только в таком случае мы сможем быстро и эффективно установить большое количество связей (со стратегией, бизнес-процессами, показателями KPI, организационной структурой), проследить взаимные влияния, оценить функционирование и полноту (целостность) всей корпоративной архитектуры.


9. Проработка операционных рисков (ИТ-рисков) и системы информационной безопасности

Параллельно с этапами 1–8 выполняется идентификация, оценка и проработка рисков. Разрабатываются предупреждающие действия (мероприятия) для минимизации и предотвращения рисков. Подробная информация по этой теме содержится в источнике [3]. Следует отменить, что сейчас и на многие годы вперёд для российских организаций главная задача – это уменьшение зависимости от иностранных производителей программного обеспечения и защита критичной архитектуры от внешних угроз.

В рамках системы информационной безопасности разрабатываются модели (матрицы) ролей пользователей и прав доступа к ИТ-системам и базам данных, механизмы защиты информации и другие компоненты в соответствии с международными и российскими стандартами.


10. Разработка нормативных документов и форм документов

Все рассмотренные выше этапы (работы) и их результаты должны быть детально документированы, см. [1]. Разрабатываются и актуализируются нормативные документы, например:

• Положение об ИТ-архитектуре

• Положение об интеграции ИТ-систем

• Порядок ввода (передачи) программного обеспечения в эксплуатацию и вывода из эксплуатации

• Порядок установки, модификации и обслуживания объектов ИТ-инфраструктуры

• Регламент доработки, тестирования и внесения изменений в ИТ-системы

• Положение о распределении прав доступа к ИТ-системам

• Положение об информационной безопасности

• и многое другое

Под формами документов подразумеваются различные образцы и шаблоны: технические задания, заявки, планы, отчёты, приказы, договора, SLA-соглашения и др.


11. Проведение аудита (оценки) ИТ-архитектуры по чек-листу и аналитических работ

Необходимо разработать и заполнить чек-лист с детальными требованиями (более 100). Фрагмент приведён на Рис. 1.3. Способы оценки требований: наблюдение за работой ИТ-систем и оборудования, наблюдение за работой ИТ-персонала, интервью и опросы сотрудников, изучение документов и отчётов (включая историю значений показателей, историю операционных рисков и др.). На основе проведённого аудита составляется план задач для проработки выявленных недостатков и включается в план развития (оптимизации) ИТ-архитектуры на следующий период (этап 1).


12. Сбор новых требований и задач к автоматизации и цифровизации от подразделений

Требования и задачи к автоматизации формируются непрерывно (практически ежедневно). Они должны быть сгруппированы и ранжированы по приоритетам (важности и срочности). Срочные задачи могут оперативно выполняться в рамках методологий гибкого управления Agile (Scrum, Kanban). Крупные глобальные задачи включаются в план развития ИТ (этап 1).


Рис. 1.1. ИТ-архитектура (на примере банка, фрагмент) и карточка (набор параметров) ИТ-системы


Рис. 1.2. Архитектурная модель программного продукта (на примере Business Studio)


Рис. 1.3. Фрагмент чек-листа «Диагностика и аудит ИТ-архитектуры организации»


Рис. 1.4. План-график проекта по построению ИТ-архитектуры (диаграмма Ганта)


2. ИТ-архитектура организации и система регламентации ИТ-департамента

Цифровая трансформация, роботизация и внедрение самых современных информационных технологий является несомненным трендом на долгие годы вперёд. Всё это нуждается в качественной регламентации и моделировании. Т.е. важно не просто внедрять новые технологии, а сопровождать и обеспечивать все проекты и разработки детальной системой регламентации и моделей. В этой главе рассмотрим структуру (Рис. 2.1) данной системы и приведём примеры отдельных её компонентов. Структура показывает, какой полный набор моделей и документов в идеале должен иметь современный ИТ-департамент средней и крупной организации (многих отраслей, особенно самых высокотехнологичных).


Рис. 2.1. Структура системы регламентации ИТ-департамента (виды моделей и документов)


При разработке данной схемы автор учитывал следующие факторы.

• Возможности систем бизнес-моделирования (Microsoft Visio, Business Studio [5] и др.) по разработке соответствующих моделей и документов. Это ключевой фактор, т.к. не имеет смысла говорить о каких-то моделях и включать их в рекомендуемую структуру, если их разработку не поддерживают современные ИТ-системы.

• Готовые типовые решения – «Большая библиотека системного аналитика и ИТ-архитектора» [1]

• Успешные практики и проектный опыт [6]

• Актуальные задачи и потребности ИТ-департаментов ведущих организаций

• Требования национальных и международных стандартов и методологий в области ИТ (включая ITIL–Information Technology Infrastructure Library, TOGAF – The Open Group Architecture Framework, ArchiMate, ISO/IEC/IEEE 42010 и др.)

Сразу следует обратить внимание, что данная схема не является абсолютной истиной и должна дорабатываться (корректироваться) под конкретную организацию. Т.е. можно перемещать разные компоненты (блоки) между категориями (группами), удалять, добавлять новые. Но предложенные подходы являются универсальными и применимы для широкого круга задач.

Рассмотрим более подробно, что входит в каждый из компонентов схемы (Рис. 2.1) с примерами.

1. Нормативные документы (ИТ)

Данная группа включает непроцессные верхнеуровневые нормативные документы: политики, положения, порядки. Процессные регламенты относятся в группе «4. Процессы и процедуры (ИТ)».

Наиболее важные документы данной группы, которые должны быть разработаны и постоянно актуализироваться.

• Политика информационных систем

• Политика в области обеспечения качества ИТ (IT quality assurance)

• Политика информационной безопасности

• Положение об ИТ-архитектуре

• Положение об архитектуре, функционировании и развитии компьютерной сети

• Положение об организации ведения и архитектуре электронных баз данных

• Порядок проведения регламентных работ в ИТ-инфраструктуре

• Порядок установки, модификации и обслуживания объектов ИТ-инфраструктуры

• Порядок доработки, тестирования и внесения изменений в ИТ-системы

• Положение о разработке программных продуктов

• Порядок подготовки, организации и выполнения ИТ-проектов

Плюс дополнительные категории (группы) нормативных документов: информационная безопасность, обеспечение непрерывности и восстановление деятельности. Чем крупнее организация, тем больше нормативных документов требуется для регламентации всей деятельности в области ИТ.

2. Организационные регламенты (ИТ-персонал)

Данная группа включает: должностные инструкции (всех сотрудников ИТ-департамента), положения о подразделениях (входящих в состав ИТ-департамента), положения о рабочих группах и комитетах (в сфере ИТ), организационная структура ИТ-департамента (Рис. 2.2).

Дополнительный важный компонент – учебные материалы и тесты для персонала ИТ-департамента, которые должны быть обязательно проработаны и постоянно актуализироваться.


Рис. 2.2. Организационная структура ИТ-департамента (фрагмент)


3. Формы документов (ИТ)

Данная группа включает: приказы, заявления, служебные записки, договора, планы, отчёты, анкеты, чек-листы, технические задания (ТЗ), бизнес-требования (БТ) и т.п. Наличие детально проработанной библиотеки форм документов позволяет эффективно спроектировать и исполнять бизнес-процессы и соответствующие им технологии (автоматизация).

4. Процессы и процедуры

Данная группа включает: дерево (реестр) ИТ-процессов (Рис. 2.3), модели ИТ-процессов и процедур, показатели KPI ИТ-процессов (Рис. 2.4), матрицы распределения ответственности и ролей в процессах, практики ITIL. Виды ролей, которые желательно утвердить по каждому ИТ-процессу: владелец (ответственный), бизнес-аналитик (системный аналитик), риск-офицер (риск-менеджер), исполнитель (участник). Примеры построения бизнес-архитектур, описания и оптимизации процессов, цифровой трансформации приведены в книге [6].


Рис. 2.3. Дерево (реестр) ИТ-процессов и процедур, фрагмент


Рис. 2.4. Показатели KPI ИТ-процессов, фрагмент


5. Архитектура приложений, технологий и баз данных

Данная группа включает: архитектура приложений (модели ИТ-систем и связей), архитектура технологий, системных компонентов и платформ, архитектура баз данных, модели потоков данных, задачи и требования к ИТ-системам, матрицы прав доступа к ИТ-системам, полномочий.

6. Другие модели и материалы

Данная группа включает: стратегические карты ИТ и цели, реестр рисков ИТ-систем, модели технической архитектуры (оборудование), модели сетевой архитектуры (ЛВС, Active Directory и др.), модели (графики) ИТ-проектов, другие аналитические и технические модели.

Расчёт уровня зрелости системы регламентации и моделей ИТ-департамента

На основе Рис. 2.1 можно разработать чек-лист (см. Рис. 1.3), с помощью которого оценить уровень развития (проработки) каждого компонента и затем получить агрегированную оценку для системы в целом.

Предлагаемая шкала: 2 – полностью проработано и используется, 1 – проработано и используется частично, 0 – отсутствует. Формула: сумма оценок разделить на максимально возможный суммарный балл по всем компонентам. Автору известны организации, у которых данный чек-лист показывает 100 %, т.е. максимальный уровень зрелости. А значит и другие организации могут приблизиться к совершенству, выполнив соответствующие работы.

Ещё раз обратим внимание, что важно не просто разработать все необходимые регламенты и модели, а постоянно поддерживать их в актуальном состоянии, исполнять на практике и развивать. Только в таком случае всё это имеет ценность и даёт долгосрочные конкурентные преимущества.

Электронную версию чек-листа в формате Excel можно получить у автора по контактам, указанным в конце книги.