banner banner banner
Имена героев моей малой Родины
Имена героев моей малой Родины
Оценить:
 Рейтинг: 0

Имена героев моей малой Родины


Андрей Петрович и его команда, с конца 70-х годов начали работать со школьниками. По скольку большие машины находились только в больших организациях и не было свободного персонала. Для того чтобы рассказать людям, что они существуют собирались «Летние школы юных программистов». Со всей страны туда собирались ребята, которые хотели научиться программированию. Одна из них находилась в Новосибирске, были и в других городах (в Москве, в Харькове). Такие школы существуют и сейчас, но начались они в конце 70-х годов. На одну из таких летних школ в Новосибирск приезжал Джон Маккарти (на слайде) – профессор Стэндфордского университета.

Командой Ершова в 80-е годы были созданы командой Ершова в 80-е годы, чтобы запустить их в школы. И учебник на русском языке был переведен на все языки Советского Союза (15 республик).

В 1986 году Андрей Петрович Ершов свозил небольшую группу советских школьников в Соединенные Штаты Америки, для ознакомления их с более передовыми технологиями в этой области: ЭВМ, электронной почты и уже сетевых процессов. Ребята должны были посмотреть, что их ждет в будущем. Наша страна, некоторым образом отставала в этой области.

Немного о самом Ершове. Он родился в Москве, в 1931 году. Отец его был инженером-химиком, мать библиотекарем. Именно от матери он воспринял любовь к книгам, понимание важности библиотек, которые в его жизни и жизни всех советских программистов сыграли огромную роль.

Перед войной Ершов с родителями оказался на Украине, в небольшом городке Рубежное, которое был занят немцами. И несколько месяцев они находились в оккупации, что потом сыграло тотальную роль в его судьбе. Немцев прогнали, семья эвакуировалась в Кемерово, где Андрей Петрович выучился в школе, закончив ее с отличием и затем поступил в Московский университет на физический факультет. Он мечтал стать физиком.

В это время активно развивалась наша ядерная программа, но не маловероятно, что он о ней знал. Но правительство знало, что нужны специалисты в этой области и всех кандидатов тщательно проверяли, еще с студенческой скамьи. Дело было глубоко секретным. Только в середине 90-х гг. начали по немного публиковать документы атомного проекта. Но даже до сих пор далеко не все опубликовано, и даже то, что есть опубликовано с купюрами.

Так вот, Андрею Петровичу Ершову удалось проучиться на физическом факультете только один год. Через год прошерстили весь факультет и выявили людей с неблагополучными биографиями. Тот факт, что семья Ершова была на оккупированной территории стал отрицательным в его биографии и его отчислили с физического факультета. Но не отчислили совсем из института, а дали возможность выбрать другой факультет. И тогда он перешел на математический. И здесь, уже на 3-м курсе, познакомился с профессором Андреем Алексеевичем Ляпуновым. А Андрей Алексеевич, фронтовик, как раз был участником атомного проекта, правда не долгое время. Но его задачей было разработать теорию программирования, научить людей как работать на электронно-вычислительных машинах. И именно Ляпунов в Московском университете прочитал первые лекции по теории программирования. Андрей Петрович был его студентом. Позже он стал его аспирантом.

Первая электронно-вычислительная машина, даже не машина, а Макет электронной счетной машины (МЭСМ), была создана в Киеве, инженером Сергей Алексеевичем Лебедевым. Именно у него в конце 40-х годов появилась идея как создать электронно-вычислительную машину. Эта идея уже витала в воздухе. Что-то подобное было создано в Германии перед войной, после войны американские ученые разрабатывали ЭВМ. Это были ламповые машины, лампы ввинчивали в большие стенды, к ним подключалось огромное количество проводов. И вот такую машину делали в Киеве. Потом Лебедев переехал в Москву, в Академию наук и делал уже большую электронно-вычислительную машину. И именно ему принадлежит линия машин: БЭСМ, БЭСМ – 6 (самая знаменитая машина Советского Союза). БЭСМ – 6 была тоже ламповая машина, второго поколения. Про нее наши программисты шутили, что на машине второго поколения, с помощью программного обеспечения 3-го поколения, решаются задачи 4-го поколения. Это был период нашего отставания в развитии электронно-вычислительной техники.

Следующей машиной стала МЭСМ. Её характеристики: оперативная память 31 ячейка, командная память 63 ячейки, быстродействие – 3 тыс. операций в минуту, количество вакуумных ламп 6 тыс., занимаемая площадь 60 кв. м. Еще не монстр, но уже довольно большая. Когда ее поставили в помещение, тут же поднялась температура и пришлось пробить потолок, чтобы обеспечить вентиляцию.

В 1954 году Андрей Петрович окончил университет и стал аспирантом Ляпунова.

В 1958 году Андрей Петрович, занялся теорией программирования написал книгу в Академии наук «Программирующая программа для БЭСМ». Она быстро была переведена на английский и на китайский язык. Тогда наша страна дружила с Китаем и много им помогала и первые вычислительные машины китайцы делали по нашим чертежам. В то время в Китай в большом объеме везли микроэлементы, оборудование, техническую документацию. Машина БЭСМ, ЭМ-3, Урал были сделаны китайцами по наши технологиям.

В 1957 году, когда в Новосибирске создается Сибирское отделение Академии наук, Андрей Петровича приглашают возглавить отдел программирования в будущем Вычислительном центре. Еще самого Вычислительного центра не было в проекте, но был Институт математики и по началу Отдел программирования был там. В это время некое противостояние математиков и программистов уже имело место. Когда программисты стали заявлять свою научную составляющую, математики очень сильно противились. Их возмущали диссертации, в которых нет форм. У программистов не было форм, в их работах были только какие-то языковые конструкции.

Вычислительный центр как организация появился в 1962 году, начал работать в 1964. Это здание было предназначено совершенно для другого института, но в итоге здесь разместился ВЦ. Машины, которые в нем были: ЭМ-20, затем появились машины второго поколения Минск-22, потом Минск-222, БЭСМ, Урал-14 и т.д. Т.е. в здании ВЦ находилась масса огромных машин. Директором Вычислительного центра стал академик Гурий Иванович Марчук.

Андрей Петрович в 1962 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1967 – докторскую и впервые тогда, в конце, 60-х заговорили о Школе программирования Ершова.

В чем же состояла работа программистов Вычислительного центра? Это создание трансляторов различных языков программирования для различных архитектур. Сейчас очень сильно унифицировано программное обеспечение, информация может быть переносима с одной машины на другую (но и сейчас есть особенности). А тогда, машины, даже выпускающиеся серийно отличались друг от друга по конструкциям, каким-то элементам и нужно было переписывать или подстраивать программы под каждую архитектуру. Этим и занимались программисты Вычислительного центра.

В это время были особенности в написании алгоритмов этих программ, в частности алгоритма оптимизации. Скорость программ, при такой маленькой памяти машин зависела от качества алгоритма, на сколько быстро алгоритм мог решить какую-то задачу.

В этот период в нашей стране довольно часто проводились конференции по программированию. Андрей Петрович сам участвовал в организации пяти подобных конференций. Это и сейчас важно, но тогда это было еще важнее, потому что одни программисты работали в Академии наук, другие работали в каких-то закрытых предприятиях, очень много было так называемых «почтовых ящиков», заводов, институтов, информация о работе которых была закрыта. Но обмен научной информацией должен был происходить. Для этого и собирали такие конференции. В феврале 1970 года подобная конференция проходила в Новосибирске и собрала больше 1000 участников в Академгородке, в котором на тот момент еще толком нет гостиниц для такого количества участников, нет залов заседаний. Поэтому размещали гостей в студенческих общежитиях (поэтому и проходила в феврале, потому что студенты были на каникулах), заседали в университете в поточных аудиториях, в Доме ученых. Приезжал глава Московской школы программистов Михаил Романович Шура-Бура.

Свыше 50-ти раз Андрей Петрович выезжал на зарубежные конференции. Для него и для всех остальных это было нечто вроде промышленного шпионажа. Публикации из зарубежных журналов и отчетов это одно, и их приходило много в библиотеку Вычислительного центра. Библиотека была очень востребована, программисты со всей страны приезжали в Новосибирск, чтобы просто поработать в ней, посмотреть новые книги и отчеты из-за рубежа. Но когда знающий человек поедет, посмотрит, поговорит со специалистами, а потом приедет и сделает соответствующий доклад, это совершенно другое. И когда он возвращаясь из очередной командировки говорил, что скоро вы все будете работать на персоналках на него смотрели не то, что как на мага и чародея, а как на фантаста, вроде Герберта Уэллса. А теперь, мы ничему не удивляемся и работаем на персональных компьютерах, которые даже лежат у нас в кармане. Но тогда это было равносильно чуду, и никто не мог подозревать такое мощное развитие электронных технологий, что за какие-то 60 лет они сделают такой гигантский скачок.

Один из знаменитых ученых и друзей Андрея Петровича – Эдсгер Дейкстра (алгоритмы Дейкстра). С ним он встречался на заседаниях программного комитета Конгресса Международной Федерации по обработке информации. Конгрессы проходили в Австралии и в Японии, куда собирался не только весь цвет академический, но и предпринимательский, промышленный. И Ершов каждый раз представлял нашу страну на таких Конгрессах, конечно в числе других наших ученых.

Еще одно очень интересное мероприятие. Возможно вам приходилось слышать, что «алгоритм» и «алгебра» – это слова которые родились еще в донаучную эру, благодаря узбекскому ученому Аль-Хорезми (9 в н.э.), человек, который принес алгебру в Европу. Все его трактаты начинались со слов «Аль-Харезми диксит» (Аль-Харезми сказал) и это словосочетание на европейских языках транслировалось в слово «алгебра». В 1979 году отмечался день рождения Аль-Хорезми и с помощью Ершова и Дональда Кнута (американского математика) было устроено научное паломничество в Узбекистан – очень представительное собрание лучших математиков мира, где обсуждалась биография Аль-Хорезми, математические новинки и все, что связано с математикой, в прикладной области. И здесь впервые прозвучал лозунг, что «Математика и ее приложения едины!»

Естественно, что и зарубежные и наши отечественные ученые приезжали в Новосибирск, чтобы пообщаться с Ершовым, поработать в его коллективе. Среди них был и француз Бертрана Мейера, который сейчас работает в Казани. Во Франции люди уходят на пенсию в 63 года, а Мейеру захотелось еще поработать, и он поехал в Казань где сейчас преподает. А Мисахиро Миякава два с половиной года работал в отделе Андрей Петровича, овладевал искусством теоретического программирования. Они оба были очень успешные ученые, которые до сих пор занимаются вопросами программирования.

В 1976 году Андрей Петрович был удостоен звания выдающегося члена Британского компьютерного сообщества. За 18 лет существования этого общества, честью быть принятым (на тот момент) удостоилось 2 английский и 3 иностранных специалиста, внесших основополагающий вклад в развитие информационных технологий, программирование, вычислительной техники. Во время британского тура, в который он поехал через два года после награждения, он прочел цикл лекций, которые были изданы на английском языке.

Но Андрей Петрович, не только был необыкновенным ученым, великолепным организатором науки, основателем школы программирования, он еще был широко образованным человеком: любил театр, музыку, писал стихи, переводил стихи. Один из первых его стихов баллада «IF» Киплинга, в которой повествуется как человек преодолевает трудности. Он играл на гитаре, прекрасно пел.

Вот черновик перевод Ершова той самой баллады Киплинга «IF», «Когда ты держишься и все в своем смятенье теряют голову кляня тебя за это. Когда ты тверд, внимаешь всем сомненьям…» и т.д. Чем отличается его перевод от других? Андрей Петрович в конце пишет «Когда ты все преодалеешь, тогда мой сын мужчиной станешь ты». А в других переводах обычно пишут «Тогда, мой сын, ты станешь человеком». Т.е. он уходит от биологического уровня, на человеческий к аллюзии возмужания.

Сейчас у нас в Вычислительном центре Новосибирского Академгородка, с периодичностью в 3-4 года проводится Ершовская конференция «Перспективы систем информатики», на которой собираются выдающиеся теоретики всего мира. Если вы услышите об этой конференции, вы тоже можете стать ее участником, гостем, слушателем. И именно на ней можно узнать все самое свежее из мира программирования.

Завершить свой рассказ мы бы хотели цитатой из А.П. Ершова, в которой он говорит о профессии программиста, каким тот должен быть : «программист должен обладать способностью первоклассного математика к абстракции и логическому мышлению в сочетании с эдисоновским талантом сооружать все что угодно из нуля и единицы.

Он должен сочетать аккуратность банковского клерка с проницательностью разведчика, фантазию автора детективных романов с трезвой практичностью бизнесмена.

А кроме того, программист должен приобщаться к корпоративным интересам, иметь вкус к коллективной работе, понимать цели работ и многое другое»

(Статья «О человеческом и эстетическом факторах в программировании», 1972.)

И если подумать, то действительно, программист должен быть суперменом в своей профессии. Ведь до сих пор, не смотря на то, что эта профессия стала массовой она значительно почитается в обществе. И сейчас ни одна область деятельности не обходится без участия людей, которые либо разбираются в архитектуре машин, либо в ее программном обеспечение, на каком бы уровне это не происходило!

Валентин Афанасьевич Коптюг

09.06.1931 – 10.01.1997

Валентин Афанасьевич выдающийся российский химик, организатор науки, человек, возглавивший Сибирское отделение РАН в один из самых трудных периодов.

Валентин Афанасьевич Коптюг – личность яркая, незаурядная, и рассказов о нем, его жизни, творчестве, научных открытиях и достижениях, его предложениях к развитию страны и человечества могли бы хватить на целый год.

Представьте себе человека, который владеет талантом внимательно и не перебивая выслушать Вашу точку зрения, понять Вас, а затем в нескольких коротких, простых и понятных словах убедить Вас в правильности противоположной позиции, вскрыв ряд заблуждений, логических несоответствий, внутренних противоречий. Валентин Афанасьевич прекрасно умел и слушать, и убеждать.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 20 форматов)