Книга Кино и жизнь - читать онлайн бесплатно, автор Виктор Геннадьевич Смирнов. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Кино и жизнь
Кино и жизнь
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Кино и жизнь

P. S. Фильм «Круг обреченных» – интересная картина с оригинальным и абсолютно неожиданным финалом, и эта лента понравится многим, особенно любителям напряженных сюжетов, в которых все точки над i расставляются, как правило, на самой последней минуте…


Дежа вю

(1989)


Помимо всего прочего, этот фильм интересен еще и потому, что в нем во всей красе показывается летняя Одесса, тем более 20-х годов прошлого столетия. Но даже в наш век летом Одесса становится, наверное, одним из самых интересных городов на территории бывшего СССР. Взбалмошные женщины, бесцеремонные мужчины, трущобоподобные кварталы, бездомные люди, лежащие в шубах на раскаленном асфальте, а также угнетающая жара, плотный воздух, насыщенный ароматами морских волн и южных растений и т. д. – всё это взбудоражит мозг любого человека, не искушенного вышеперечисленными прелестями типично одесской романтики…

Если бы американский гангстер знал, куда его отправляют, то вряд ли бы согласился на это задание. Он-то думал, что корабль идет в обыкновенный советский город с обыкновенными советскими гражданами. Увы… Опытный киллер, привыкший к цивилизованной реальности, попадает в самый настоящий «дурдом». Бессмысленная беготня и утрированный патриотизм, доходящий до сумасшествия, подстерегает Джона Поллака на каждом шагу. Невыносимые условия тотальной нервозности превращают гангстера в практически нервнобольного человека, зацикленного на своей зловещей миссии…

«Дежа Вю» – забавная и крайне удачная комедия, дерзко высмеивающая нелогичную советскую действительность и неадекватное сознание ярых коммунистических активистов. Сразу видно, что фильм был снят в конце 80-х годов, ибо к этому времени цензура перестала сопротивляться напору гениальных антисоветских кинопостановок. Работа в этой картине была неприятна Ежи Штуру, но он сыграл свою роль на пятерку с плюсом (по 5-бальной шкале). Хорошо сыграли и другие актеры, особенно колоритный Николай Караченцов, у которого почти все роли блещут искрометной эксцентричностью… Создателям фильма удалось в полной мере показать безумную одесскую атмосферу, которая и в 20-х годах прошлого столетия отличалась некоторым своеобразием…

P. S. Фильм «Дежа Вю» – последняя шедевральная комедия эпохи социализма. Данная реликвия должна присутствовать в личной коллекции каждого человека, который хотя бы на любительском уровне может отличать качественные киноленты от третьесортных однодневок…


Камышовый рай

(1989)


Жара. Бездомный молодой человек по имени Кеша сидит на обломках старого поезда и попивает молоко. И вдруг он видит, как стая хулиганов избивает на рельсах какого-то неопрятного гражданина. Кеша дует в свисток – и шпана в ужасе разбегается. Человек, спасенный добрым Кешей, – тоже бездомный, которого зовут Витек. В процессе знакомства бородатый дядька предлагает парню тяжелую, но высокооплачиваемую работу – рубить камыш и вязать из него маты. Кеша не против подзаработать…

В этот же день ребята, конвоируемые злым мужчиной с внешностью закоренелого преступника, отправляются на юг СССР (предположительно в Среднюю Азию), где среди бескрайних степей их поджидает лагерь, в котором трудятся отщепенцы. Управляет нелегальной колонией бывший уголовник по прозвищу Сыра-Пыра (Валерий Кравченко). Общество этой колонии делится на две категории: «пастухи» и «бараны». Пастухам живется хорошо, а вот баранам, к сожалению, не очень…

Попав за колючку, Кеша и Витек сразу понимают, что «ад» находится всё-таки на Земле. Новоиспеченные бараны вкалывают как прокаженные от зари до заката, питаются какой-то бурдой, ночуют в грязном дырявом сарае, а немилосердные пастухи наказывают их плетьми за малейшую провинность. Зловещая жара и кровососущие насекомые только усугубляют положение. Всё время хочется пить, но воды дают мало и строго по расписанию, а в водоемах она отравлена…

Фильм очень интересный. Сюжет оригинален, а финал совершенно непредсказуем. Вообще, фильмов про рабство на самом деле не так уж и много, поэтому каждый из них воспринимается как что-то такое необычное… Главные роли исполнили актеры, не известные широкой аудитории – Николай Стоцкий (Кеша) и Александр Буреев (Витек). Это хорошо, потому что в картине с такой тематикой маститые актеры смотрелись бы не очень реалистично, и сама лента потеряла бы свое очарование и правдоподобие…

Фильм «Камышовый рай» поставлен… женщиной. Это, конечно, удивляет – оказывается, женщина тоже может быть режиссером. Это во-первых. А во-вторых, «Камышовый рай» – чисто мужской фильм, и поэтому Елене Цыплаковой удалось совершить невозможное… Несколько слов нужно сказать и про совсем неизвестного актера Ивана Аракелова, который сыграл «барана» по кличке Бомж-Бруевич. Роль удачная и, что интересно, не единственная. Спустя много лет он отметился в телевизионном юмористическом проекте «Наша Russia», где изобразил пожилого усатого мужичка, работающего на труболитейном заводе…

P. S. Советские фильмы, снятые во время перестройки, обладают специфической энергетикой. В те времена вместе с Советским Союзом потихоньку разваливался и наш кинематограф. На волне разрухи отечественное кино, вырвавшись из оков ненавистной цензуры, вспыхнуло новым ярким огнем и в конце 90-х сгорело дотла. В приключенческой драме «Камышовый рай», как и в других подобных кинопроизведениях, нам показывают нелицеприятные реалии умирающей державы, которая, к сожалению или к счастью, в декабре 1991 года навсегда прекратила свое существование…

Рецензии на слабые отечественные фильмы

Парадиз

(2005)


Фильмы (пусть даже не шибко интересные), кадры которых отсняты в родном городе, всегда смотрятся с особым упоением. И это, конечно же, касается в первую очередь тех людей, которые живут в провинции. До боли знакомые улицы открываются совершенно в других красках; а если еще вдобавок на экране промелькнет знакомая физиономия, то взрыв неописуемой радости может вполне перекрыть все недочеты фильма (если таковые имеются)…

Фильм «Парадиз», как и все другие современные отечественные ленты, не особо меня впечатлил, но учитывая тот факт, что эта кинолента снята в любимой всеми Твери, то есть в городе, где автор этой рецензии родился, вырос и до сих пор прозябает, я всё-таки решил немного рассказать о своих впечатлениях…

Что ж, сюжет фильма, в принципе, вызывает некоторый интерес: простой и добропорядочный человек Николай, отсидевший в тюрьме за справедливую месть, возвращается в свой родной город и пытается начать жизнь с нуля. Всё у него вроде получается – и работенка подвернулась, и с женщиной познакомился. Но в один прекрасный момент всё переворачивается вверх дном, и новые романтические отношения превращаются в самую настоящую драму. Николай не мог предположить, что влюбится в жену своего начальника…

В общем, как видно из этого краткого описания, задумка кинематографистов была очень даже интересной. Но, если честно, сам фильм, по моему скромному убеждению, получился скудноватым и скучноватым. Такое ощущение, что «Парадиз» был снят на скорую руку, и про такие фильмы обычно говорят: посмотрел и сразу забыл. Уже в который раз хороший сценарий загублен пресной постановкой. Жаль…

P. S. Фильм с красивым названием «Парадиз» я бы порекомендовал только тем, кому нравится творчество замечательного актера Игоря Лифанова и тем, кто живет в Твери. Всем остальным советую всё-таки не терять время напрасно…


Любовь с привилегиями

(1989)


Для ярых ценителей отечественных постановок «Любовь с привилегиями» – фильм добротный, качественно снятый и т. д., но в нем не каждый человек сможет распознать главный четко обозначенный смысловой стержень. Одним может показаться, что кинематографисты, работавшие над этой картиной, хотели просто снять интересный фильм без особой смысловой нагрузки; другие могут увидеть в этом фильме какие-нибудь глубокофилософские идеи; а третьи вообще не поймут, о чем говорит эта лента.

Итак, поначалу в фильме весьма обособленно переплетаются три направления: амурные похождения, тоска по родному городу и фатальная зависимость простых русских людей от их алчных и тщеславных правителей и обычных начальников.

Странная любовь к пожилому чиновнику Кожемякину растаяла после того, как главная героиня узнала, что он когда-то принимал косвенное участие в несправедливом наказании ее отца…

Ностальгия Ирины немного удовлетворяется, когда она среди московского архитектурного засилья наконец-таки находит свой родной дворик. А после получения вожделенной и заслуженной квартиры душа полностью успокаивается…

А в самом конце фильма зритель и Ирина в очередной раз убеждаются в прописной истине: люди – всего лишь пешки в руках могущественных властных структур…

В общем, как видно из этого скудненького анализа, все негативные и позитивные переживания, постигшие главную героиню – это, оказывается, не что иное, как своеобразная плата за квартиру в родном городе, о которой она, по всей видимости, мечтала всю свою жизнь. Все сюжетные перипетии ведут именно к этому счастливому в материальном отношении финалу, который закрепляется (или дополняется) меткой и для некоторых крайне неприятной фразой Вячеслава Тихонова, адресованной в первую очередь ни в чем не повинным зрителям. В конечном итоге главные идеи этого фильма можно выразить двумя распространенными фразами – «где родился, там и пригодился» и «за всё нужно платить»…


Тихие омуты

(2000)


Эльдар Рязанов – талантливейший режиссер и гений отечественного кинематографа. А Эмиль Брагинский – непревзойденный мастер драматургии. Но, откровенно говоря, творчество этих людей мне не по душе. Во-первых, едкий социальный юмор, высмеивающий человеческие пороки и советские реалии, адресован, прежде всего, высокообразованным интеллигентам, а простым людям тяжело отыскать в фильмах, поставленных Эльдаром Александровичем, моменты, над которыми можно было бы вдоволь посмеяться. Во-вторых, Советского Союза уже давно не существует, и поэтому чисто Рязановская сатира попросту устарела. Всё вышесказанное относится к тогдашнему Рязанову. Сегодняшний Рязанов стал ближе к народу, в его фильмах стало больше бытовухи и обывательщины, но вместе с этим качество создаваемых им лент катастрофически снизилось.

«Тихие омуты» – фильм ни о чем. В нем, конечно, прослеживается стремление Рязанова и Брагинского вернуться к былому представлению о социуме, но в новой стране, живущей свежими идеалами и соображениями, это уже никому не интересно, поэтому лента не имела успеха тогда и не имеет его сейчас, спустя много лет. Даже участие великого Александра Абдулова (и некоторых других культовых личностей) не помогло картине обрести массовую популярность и стать шедевром, соответствующим духу российского народа (как тут не вспомнить поистине народную «комедию» «Ирония судьбы, или «С легким паром»…).

Но кое-что в этой картине мне приглянулось. Но это как всегда не касается актерских работ, режиссерских и операторских достижений… Всё дело в том, что большая часть фильма снята в городке, который я иногда посещаю и в котором я провел раннее детство (г. Валдай, Новгородская область). И поэтому мне интересно смотреть на эти грязные серые улочки, старенькие дома и, конечно же, знаменитое Валдайское озеро, славящееся своей глубиной, живописными таежными берегами, а в некоторых особо посещаемых заливчиках – и болезнетворными бактериями…

P. S. В конце концов, фильмы снимаются в первую очередь для людей. Поэтому самый лучший кинокритик – обыкновенный зритель. Тематическая (да и кинематографическая) суть ленты «Тихие омуты» лично у меня не вызывает никаких эмоций. И я считаю, что подобные фильмы простительны только начинающим режиссерам, а профессионалы всё-таки не должны опускаться до уровня выпускника режиссерского факультета.

Зарубежные фильмы

Золотая лихорадка

The Gold Rush (1925)


Герой Чарли, интеллигент-бродяга, поддавшись новым веяниям, отправился на север искать золото вместе с другими авантюристами и неудачниками Америки. Но на искателя золота он совсем не похож. Маленький, щупленький, с тросточкой. Одет так, как будто он вышел зимой на балкон за банкой малосольных огурцов. И вот тащится он как бедный родственник в общем потоке через горные перевалы. Его сопровождает вереница суровых бородатых массивных мужиков в тяжелых шубах. Этим романтикам с большой дороги нельзя мерзнуть, а то как же они потом будут наслаждаться сытой роскошной жизнью с отмороженными почками и суставами.

Трость Чарли проваливается в снег, сам он, естественно, падает на каждом шагу, трясется от холода, отчаянно борется с бурями, но не сдается… Такое ощущение, что он толком и не понимает, куда и зачем пришел. А ему и не надо понимать, за него всё сделают его наивность и доброта. Они его и накормят, и согреют, и защитят, и принесут удачу…

Правда, накормили они его, прямо скажем, не ахти какой едой. Кстати, это одна из самых смешных сцен за всю историю мирового комедийного кинематографа… Видать, хорошие ботинки делали в то время, из качественной натуральной кожи. А что, сварил такой ботинок, разрезал, положил на красивую тарелку, а на гарнир подал шнурки вместо макарон. Вот и еда. По крайней мере, она натуральнее и полезнее, чем та же «пластмассовая» колбаса из современного супермаркета.

В этой ленте есть и любовь, и разлука, и много еще чего интересного и поучительного – всего того, что даже сто лет спустя является для нас полезным и актуальным. Да взять хотя бы рецепт приготовления ботинка…

Фильм надо смотреть, словами всё это волшебство трудно передать.


Огни большого города

City Lights (1931)


Герой Чарли, одинокий и нищий путешественник по непредсказуемым лабиринтам жизни, волею судьбы знакомится с очень состоятельным господином, который приглашает его к себе в гости, а потом – и в ресторан, где предлагает ему отведать дорогие сигары. До этого бродяга утешался потухшими сигарами, подобранными на улице, а сейчас у него появился долгожданный шанс узнать наконец-таки, как живут люди, которым в жизни повезло больше, чем ему…

Спустя какое-то время, он приходит к таинственному выводу, что эта встреча не была случайной для него, ведь ранее он познакомился с красивой, но, к сожалению, слепой девушкой. И дело здесь в том, что, во-первых, она ему слишком понравилась, а во-вторых, ей, как выяснилось, могла бы в той или иной степени помочь операция на глазах – за определенную плату, конечно…

Надо сказать, что не случайной встреча была и для этого богача. Ведь он познакомился с героем Чарльза Чаплина в достаточно неоднозначный момент своей жизни. Но это знакомство откидывается на самый задний план, на задворки данной повести.

Вот так эти три человека оказались завязанными в один узел. Чего только не изобретает Жизнь, чтобы помогать людям, и главными орудиями в руках Жизни в деле спасения и помощи становятся как раз такие, как Бродяга – честные, добрые, беззащитные и чистые душой люди. Да потому что как раз в этой видимой слабости и немощи заключена великая тайная сила, постоянно стремящаяся облагородить и излечить этот мир, погрязший в страданиях и болезнях. Поэтому мир спасет любовь и сострадание, а не медитация и нирвана.

Фильм удивительно трогательный, богатый по содержанию и тем более по смыслу. Атмосфера тех лет как-то очень ярко и четко подчеркивает некоторые второстепенные детали и моменты, и за счет этого фильм становится еще интереснее и забавнее. По сути, фильм этот – о бескорыстной любви, о ее силе. И о том, на что способен человек ради настоящей любви.


Новые времена

Modern Times (1936)


До недавнего времени я не понимал фильмов с участием Чарли Чаплина. Мне они представлялись таким нафталином, и их юмор казался настолько устаревшим, что даже если по телевизору было больше нечего смотреть, кроме фильмов с Ч. Чаплином, то я просто выключал этот агрегат. Но однажды в Петербурге мой закадычный друг-петербуржец настойчиво пригласил меня в одно кафе, которое специализировалось как раз по лентам с этим мэтром…

«Новые времена» стал первым фильмом, который познакомил меня с волшебным миром Чарли Чаплина. Сказать, что мне понравилось – это ничего не сказать. В общем, покинул я это кафе уже немного другим человеком (то есть с категорически положительным взглядом на творчество данного артиста), а при выходе из заведения я чуть не опрокинул столик с зеленым чаем…

Начинается фильм с того, как Бродяга, работая на конвейере, с неимоверной, практически сверхзвуковой скоростью затягивает гайки. Бродяга – это беззлобный человек с большим открытым сердцем, в котором затаилась большая нелюбовь к любой монотонной работе… И закручивание гаек ему, естественно, не по душе. Да и не по силам…

Вот и всё описание фильма. Ну дальше, конечно же, его ждут головокружительные приключения, связанные с постоянным поиском самого себя. Но всё дело в том, что единственный вид деятельности, который его устроит, – это праздношатание… А что ему еще остается, он никаким боком не вписывается в эту быстроизменяющуюся действительность (об этом позднее).

Таким образом, положение Бродяги усугубляется еще и тем, что мир стоит на пороге нового времени, жизнь в Америке становится суровее и страшнее. Труд усиленными темпами механизируется и автоматизируется, что отнюдь не способствует облегчению участи чернорабочих. Получается как раз наоборот – люди, вынужденные подстраиваться под различные агрегаты, сами становятся частями этих бездушных механизмов. И самое лучшее, во что всё это может вылиться – это клиника для душевнобольных.

Все герои Ч. Чаплина – добрые растяпы, вынужденно занимающиеся бродяжничеством и поэтому попадающие в нелепые ситуации, в которые в реальной жизни, даже если очень захочешь попасть, то вряд ли получится. А всё потому, что менталитет таких людей идет вразрез с обыденной действительностью. Возникает некая дисгармония, приводящая к появлению различных казусов. Только так можно объяснить всё то милое «безобразие», что происходит с Бродягой по ходу фильма. Плюс, конечно, «магия» кинематографа…

Но есть и один плюс такого образа жизни: ни один бездушный человек и ни одна машина никогда не сможет уничтожить какого бы то ни было бродягу – как физически, так и морально. Потому что бродяги хоть и живут в этом мире, но в то же время они находятся своей большей частью вне его. А это самое лучшее подспорье в защите от любых опасных личностей и ситуаций, которые так и норовят сделать и сказать хорошему человеку что-то нехорошее…

Лента «Новые времена» – шедевр мирового комедийного кинематографа, в котором нет ни одной скучной сцены. Это один из тех фильмов, после просмотра которых реально болит лицо.


Никто кроме тебя (сериал)

Tu o nadie (1985 – 1985)


Если воплотить этот сценарий в жизнь в наше время, то вряд ли получится так же задушевно и просто, как это получилось сделать в те годы. Задушевность и простота сообщают сериалу наивность. Ну да, этот сериал прямо-таки пышет наивностью, но за счет этого он и выигрывает. Именно поэтому здесь создается такая интересная атмосфера, немножко нереальная, конечно, но всё же.

Очень сильный образ получилось создать у актера, который сыграл Антонио Ломбардо. В этом повинен, наверное, его богатый и трудный жизненный опыт, который он (специально или нет) и спроецировал на своего персонажа. Ну да, немного самовлюбленный, не без этого. Но зато – настоящий мужик, не нытик и не трус. Когда его настигает серьезная проблема, он не опускает руки, а сразу начинает уверенно действовать. Очень щедрый, но не на комплименты, естественно. Он может спокойно бросить в лицо фразу типа: мне надоело содержать бездельников. Так эти бездельники ему и устраивают всякие пакости, тем самым вынуждая говорить его подобные вещи. В общем, одним словом, есть чему поучиться у этого сурового Антонио Л.

Очень запомнились серии, в которых Антонио как раз себя проявил в полной мере. Это его «приключения» на корабле с последующим перемещением на некий остров вместе со своим недругом, по отношению к которому Антонио проявил великое благородство, за что и был «наказан» впоследствии. Вообще, Антонио очень часто по ходу сериала «наказывается» за свою отзывчивость и доброту. Как говорят в народе, не делай добра – не получишь зла. Наверное, добро бывает наказуемо только в том случае, когда человек начинает самовольничать в этом вопросе, как Антонио, ведь не всегда знаешь, пойдет ли на пользу это добро человеку или нет. Когда просят о помощи – это да, тут уже отказывать нельзя ни в коем случае, а вот когда не просят, здесь уже всё намного сложнее…

Из далекого детства запомнился один очень яркий момент, как раз связанный с этими сериями. Как Антонио со своим «товарищем» по несчастью вынуждены были заняться подводным плаванием, чтобы выжить. Как мне тогда показалось, они «бежали» по дну океана, сквозь толщу воды. Это очень впечатлило и ужаснуло. А потом я, когда во второй раз пересматривал сериал, лет через двадцать, заметил, что никакого дна под их ногами-то и нет, они просто плыли перпендикулярно дну…

Красивое всё-таки название у этого сериала. Есть в этом названии какая-то «магия». Оно внушает спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Но, увы, настоящая любовь не достается человеку просто так, ее нужно почему-то заслужить испытаниями. Но в том-то и дело: если любовь настоящая, то она выдержит всё и в итоге победит. И останется навсегда.

Название так же красиво, как и сама Ракель. А какие песни она поет, да как благозвучно… Наверное, она – эталон настоящей женской красоты всех времен и, скорее всего, народов. Не той надутой гламурной бездушной «красоты», которая сейчас так активно пропагандируется, а подлинного женского очарования, исходящего не только от правильных и благородных черт лица, но из глубины по сути прекрасного женского сердца. Чуткого, ласкового, заботливого, любящего сердца, которое открылось раз и навсегда для одного-единственного человека… Об этом и сериал.


Возвращение в Эдем (мини-сериал)

Return to Eden (1983)


Кто-то говорит, что сначала надо читать книгу, а потом смотреть фильм, а кто-то говорит обратное. У меня получилось так, что первое мое, так сказать, знакомство с этой умопомрачительной историей началось именно с прочтения романа «Возвращение в Эдем». Книгу отличает очень богатый русский язык. Хорошие переводчики, видимо, талантливо и с вдохновением поработали над текстом. Какие речевые обороты, какие образы, но в то же время читается очень легко. По этой книге можно учить русский язык, как это ни странно.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги