
Фрэнк Герберт (1920–1986) успел написать много, но в истории остался прежде всего как автор эпопеи «Дюна». Возможно, самой прославленной фантастической саги двадцатого столетия, саги, переведенной на десятки языков и завоевавшей по всему миру миллионы поклонников. Самый авторитетный журнал научной фантастики «Локус» признал «Дюну», первый роман эпопеи о песчаной планете, лучшим научно-фантастическим романом всех времен и народов. В «Дюне» Фрэнку Герберту удалось совершить невозможное – создать своеобразную «хронику далекого будущего». И не было за всю историю мировой фантастики картины грядущего более яркой, более зримой, более мощной и оригинальной. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Во вселенной, где межпланетная политика контролируется Ландсраадом, гильдией космогаторов и Императором, тайный орден Бене Гессерит веками манипулирует генеалогией великих домов, чтобы создать Квисатц Хадераха — сверхчеловека, способного видеть сквозь время и пространство. Сестры ордена, обученные психическим техникам и управлению сознанием, действуют как тени власти, внедряясь в дворцы и пустыни, чтобы направлять историю в нужное русло.
Ревененд Матрона Гайя Хелен Мохиам, наставница ордена, прибывает на Каладан для проверки леди Джессики — своей ученицы, нарушившей запрет. Джессика, наложница герцога Лето Атрейдеса, должна была родить дочь для скрещивания с наследником вражеского дома Харконненов. Вместо этого она подарила Лето сына — Пола, потенциального кандидата в Хадерахи. Мохиам подвергает юного Пола испытанию «Гом Джаббаром», прижимая к его шее отравленную иглу, чтобы проверить, обладает ли он пророческим даром. Пол выдерживает испытание, но его видения пугают даже опытную матрону.
После перевода дома Атрейдесов на пустынную планету Арракис, Джессика обнаруживает, что местные фримены почитают её как предсказанную «мать пророка». Её тренировки Бене Гессерит — контроль над физиологией и «Голос» — позволяют ей манипулировать даже суровыми воинами племён. Однако её сомнения растут: орден требовал бездушного следования плану, но материнская любовь к Полу заставляет её пересмотреть догмы. Она тайно обучает сына техникам психического влияния, непреднамеренно ускоряя его превращение в мутанта.
Когда Пол и Джессика попадают в плен к фрименам, сестра ордена использует легенды, насаждённые Бене Гессерит за века. Мессианские пророчества о «Лице из Внешнего мира» идеально совпадают с внешностью Пола. Юноша, напившийся Воды Жизни — токсичного эликсира из песчаных червей, — пробуждает память предков по женской линии, включая воспоминания самой Джессики. Он видит лабиринты будущего, где джихад его имени поглотит галактику. Бене Гессерит хотели контролируемого мессию, но Пол вырывается из их схем, объявляя себя Муад’Дибом — вождём фрименов.
Гайя Хелен Мохиам, прибыв на Арракис с Императором, пытается вернуть Пола под контроль, предлагая ему брак с принцессой Ирулан. Пол разгадывает игру: сестры хотят привязать его гены к трону. В ярости он демонстрирует силу «Голоса», превосходящую даже способности матроны, и обвиняет орден в лицемерии. Джессика, ставшая матерью-настоятельницей фрименов, отрекается от Бене Гессерит, но использует их методы, чтобы укрепить власть сына. Её младшая дочь Алия, зачатая после воздействия Воды Жизни, воплощает худшие страхи ордена — она рождается с полным сознанием, как у взрослой сестры, и насмехается над догмами Мохиам.
Когда джихад Муад’Диба начинает пожирать миры, Бене Гессерит бегут на тайные планеты, пытаясь спасти генные линии от истребления. Они анализируют ошибки: Джессика добавила «человечности» в расчётливую формулу ордена, что сделало Пола непредсказуемым. Теперь сёстры вынуждены сотрудничать с выжившими врагами Пола, включая престарелого барона Харконнена, чьи генетические образцы неожиданно становятся ключом к новому проекту. Алия, захваченная личностями своих предков, олицетворяет иронию судьбы — созданный орденом мессия уничтожает их влияние, а их же генетические эксперименты порождают чудовище.
Даже после смерти Пола и падения его империи, Бене Гессерит сохраняют сети агентов. Они переписывают историю, стирая своё участие в трагедиях, и начинают новый многовековой цикл. На заброченных станциях ордена юные послушницы заучивают уроки Джессики: «Власть — это нарратив. Кто контролирует миф, тот контролирует толпу». Секретные отчёты о Муад’Дибе становятся частью их архивов, а в глубине пустынь Арракиса старые женщины в чёрных одеждах шепчутся с песчаными червями, планируя следующую эру.