• Кролик – прием «сжатие-расширение». Теперь переходим к одному из самых сложных наших питомцев – кролику. Первоначально его получилось загипнотизировать методом сжатия и расширения. Внешне можно увидеть сходство с методом растяжки, но на самом деле все намного сложнее. Первым делом я растягиваю кролика, чтобы придать его телу строго вертикальное положение, таким образом, чтобы он не повалился набок, когда я его отпущу. Растягивание помогает его также немного припугнуть. Далее я начинаю постепенно сводить и разводить руки, пытаясь почувствовать кролика. Первые секунды кролик упирается лапками в мои руки, но в какой-то момент я перестаю чувствовать сопротивление с его стороны, в этот момент его и нужно тихонько отпускать. Данный прием подходит для начинающих, когда вы еще не нашли подход к животному и не чувствуете его достаточно хорошо. Он позволяет вам нащупать точку равновесия, в которой зверушке удобно находиться.
• Свинка и кролик – правильное положение тела. Вершина мастерства – гипноз морской свинки путем придания правильного положения тела. Как ни странно, морским свинкам приписывают наибольшую легкость вхождения в транс. Нам же она не поддавалась три дня, пока я не нашел положение, в котором ее нужно удерживать. После этого я нашел такое же положение у кролика и шиншиллы.
Как понять, что ваше животное загипнотизировано? Здесь есть несколько вариантов.
Первый вариант – животное просто цепенеет и долго лежит в необычной позе. В этом случае попытки сдвинуть лапки животного либо будят его, либо лапки сдвигаются незначительно и возвращаются на место.
Второй вариант – появление восковой гибкости. Это когда вы можете менять положение конечностей животного, и они будут оставаться в приданном им положении.
Третий вариант – это, наоборот, максимальное расслабление мышечного тонуса. В этом случае мы можете поднять, а затем отпустить лапку животного, и она без сопротивления упадет вниз.
Отметим, что все три признака на собаке могут проявляться лишь частично. Ее тело будет парализовано или расслаблено, но это не помешает ей крутить головой или махать хвостом.
Ошибки в гипнозе животных, которые наиболее часто допускают молодые гипнотизеры
1. Использование второстепенных методов гипноза вместо основных. Например, если один раз удалось загипнотизировать кролика путем почесывания ему за ушком, не стоит ставить именно эту технику во главу угла. Ничего, кроме разочарований, это не даст.
2. Неправильный захват. Так, если взять курицу, не обхватив ее крылья, она обязательно попытается улететь, чем испортит вам весь номер. Для каждого животного нужен свой хват. Так, шиншиллу надо брать под живот, в то время как морскую свинку или кролика можно брать и под лапки.
3. Неверная скорость переворота и отсутствие обратной связи с животным. Здесь главное правило – следить, чтобы животному было удобно и приятно все, что вы делаете. У многих животных, по крайней мере, у грызунов, точно есть четко определенное специфическое положение тела, в котором они засыпают. Любое отклонение – и ничего у вас не получится. Необходимо также учитывать скорость переворота. Многие советуют осуществлять переворот быстро, но надо иметь в виду, что многие животные боятся резких изменений и могут сопротивляться. Лучше осуществлять переворот плавно, и это никак не повлияет на эффективность всей процедуры.
4. Грубость. Вы должны аккуратно класть животное. Очевидно, что, ударив зверушку об стол, вы вызовите у нее только одно желание – вырываться.
5. Нарушение состояния равновесия в момент переворота. Животное необходимо класть так, чтобы оно оставалось в этом же положении, сколько угодно. Если зверек, после того как вы его положили, накренится хоть на миллиметр, то, скорее всего, он проснется.
6. Отсутствие понимания, находится ли животное в состоянии транса? Перед тем как отпустить его, вы должны понять, что оно больше вам не сопротивляется.
7. Чрезмерная аккуратность, а, может, даже страх, когда, положив животное в одной позе, вы боитесь делать что-либо с ним далее. На самом деле, пока вы удерживаете животное, им можно полноценно манипулировать, поворачивать его голову и лапки в нужное положение, пока оно не застынет. С другой стороны, ошибкой является неаккуратность по отношению к гипнотизируемому животному.
8. Задеть усы или шерстку животного, отпуская его, из-за чего оно встает. Бывает, что, гипнотизируя животное на столе, мы задеваем его краем одежды. Разбудить могут и обычные внешние раздражители – яркий свет, звонок телефона и т. д.
К сожалению, в последние годы работы по гипнозу животных стали редкостью. Между тем, будучи более простым и доступным для эксперимента, гипноз животных может и должен стать одним из путей к решению проблем человеческого гипноза.
Глава 2
Практическая часть техники гипнотизации
Центральный принцип гипноза
Погружение в гипноз представляет собой последовательное моделирование состояния гипноза. Каждой стадии присущи свои физиологические феномены, которые и внушаются человеку, чтобы получить требуемый психический эффект. Гипнотизация всегда проводится одновременно с тестированием, и, в зависимости от обратной связи, процесс направляется в нужное русло. В этом смысле гипнотизер подобен железнодорожнику, переключающему стрелки рельсов, чтобы поезд добрался до точки прибытия, а будет ли это поиск травмы или внушение на совершение противоправного действия – не принципиально.
Так во время первой стадии гипноза важно, чтобы пациент убедился в силе слова, почувствовал сонливость и нежелание думать (см. Схема 1). После достижения желаемого результата гипнотизер может приступать к углублению состояния гипнотизируемого.
Варианты проверки наличия слабого гипноза: «Представьте, что веки склеены. Да, вы можете расслабить мышцы век настолько глубоко, что глаза просто перестанут открываться. Хорошо. Теперь попробуйте открыть глаза, воображая, что веки буквально смазаны волшебным клеем!» Или так: «Поместите сознание в мышцы век и расслабьте глаза так глубоко, чтобы веки перестали работать. Как только вы поймете, что вам удалось это сделать, сохраняя чувство успеха и расслабления, проверьте, что веки склеены силой вашего подсознания».
Средняя стадия гипноза характеризуется утратой контроля над частью тела, например, над глазами, поэтому погружение в средний гипноз так или иначе сводится к обездвиживанию с обязательной проверкой, насколько это внушение реализовано. Гипнотизер не должен бояться спросить, подействовало внушение или нет? Если есть каталепсия – углубляем дальше, если нет – разбираемся, что пошло не так.
Самая желанная стадия – сомнамбулизм – моделируется стиранием чего-то, что субъект забудет: число или название родного города.
Как уже отмечалось ранее, амнезия может быть достигнута только в состоянии сомнамбулизма. Отсюда простой вывод: если получилось добиться забывания какого-либо факта или целого события, значит, пациент был введен в глубокий гипноз.
Стратегия гипнотизации
В различных руководствах по гипнозу, опубликованных еще в начале века, есть удачное сравнение «сознания» и «подсознания» с двумя братьями. Один – умный, другой – глупый. Умный брат следит за тем, чтобы никто не обманул доверчивого брата, потому что тот готов верить всем и всему. Смысл деятельности гипнотизера во многом состоит в умении обмануть, отвлечь сознание человека, чтобы воспользоваться наивностью его «глупого братца».
Почему он не может действовать более этично? Ведь нет ничего более естественного для человека, чем состояние глубокой задумчивости. Почему коммуникация на этом уровне возможна только через «заднее крыльцо»? Ответа на этот вопрос нет. Зато есть перечень факторов, усиливающих внушаемость. Его дал Федор Достоевский в своей «Легенде о великом инквизиторе»: чудо, тайна, авторитет.
Чудо. Неподдающегося гипнозу субъекта проще удивить, чем переубедить. Один из ведущих шоу «Звезды под гипнозом» сумел загипнотизировать девушку, которая боялась впускать его в свой внутренний мир, после того как предложил ей трюк с отгадкой загаданного числа. Воспользовавшись удивлением юной леди, гипнотизер сумел углубить мгновенный паралич сознания до сомнамбулизма.
Тайна. Гипноз в отличие от многих направлений терапии во все века был и остается тайной, которая до сих пор тщательно оберегается посвященными. Даже самые замечательные специалисты по гипнозу в своих книгах не раскрывают все свои секреты.
Авторитет. В силу традиции большинство людей предпочитает следовать за лидером, даже если неизвестно, знает ли тот, куда идти. Многим руководителям удается без особого труда «повелевать, не внушая страха».
Современная наука может добавить к этому списку еще один фактор внушаемости: «трансовую логику» – явление, которое наблюдается у человека в состоянии транса: непротивление логическим несоответствиям.
Стратегия гипнотизации включает в себя:
0 шаг. Гипносценарий (план действий)
I шаг. Подготовку (выход на идеомоторную связь)
II шаг. Техники:
• гипнотические, то есть через расслабление ума и тела (индукции, практики йоги и медитации);
• через трансовые методы (использование психотравмы, шоковый гипноз),
III шаг. Углубление гипноза/транса или гипнотерапия.
А теперь рассмотрим каждый шаг немного подробнее.
0 шаг. Гипносценарий. План действий
В гипнозе принято отталкиваться от конечной цели. Причем конечная цель в развлекательном гипнозе (уличном или эстрадном) необязательно должна совпадать с тем, что представляет себе гипнотизируемый. В гипнотерапии, наоборот, требуется четко согласовать цели и критерии их достижения. План лечения формируется на основе диагностики и ничем не отличается от плана выступления грамотного оратора, кроме одного: гипнотерапевт все время должен делать физиологические подкрепления своим внушениям. Например, он командует пациенту: «Cосредоточьте внимание на ощущениях в области головы». Тот отвечает, что чувствует тепло, на что гипнотерапевт обязательно скажет: «Сейчас ощущение тепла усилится». Далее поднесет ладонь ко лбу гипнотизируемого. Это и называется подкрепление слов действием. Или другой пример из клинической практики. Гипнотерапевт заметил, что веки клиента склеены так крепко, что не получается их открыть. Если промедлить, то внушение ослабнет, поэтому гипнотерапевт командует: «Чем сильнее вы пытаетесь открыть глаза, тем крепче веки склеиваются!». Подкрепление слов действием необходимо для снижения порога внушаемости. При этом сила воли гипнотизируемого роли не играет.I шаг. Идеомоторная связь. Подготовка к гипнотизации
Установление идеомоторной связи (от греч. ἰδέα – идея, образ, лат. motor – приводящий в движение и actus – движение, действие) – это когда слова вызывают телесную реакцию.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТМаксим Горький, описывая сцену убийства женщины в повести «Городок Окуров», до такой степени ярко представил себе ее боль, что свалился в обморок, и у него на месте предполагаемой раны образовалась стигма, которая держалась несколько дней (из воспоминаний М.Ф. Андреевой). Вот на этот чувственный режим коммуникации гипнотерапевт должен перевести психику своего клиента.
В гипнотерапии принято использовать естественные, уже сформировавшие психосоматические феномены: невольное, едва заметное движение пальцев рук у пианистов, воспроизводящих мелодию в уме; выделение пота, учащение сердцебиения при переживании наблюдаемых или представляемых стрессовых ситуаций; микродвижения тела и лица человека, стремящегося скрыть свои намерения или поступки. Все эти непроизвольные движения вызываются идеомоторными актами (реакциями), возникающими вслед за представлением о них. Зная об этой особенности психики человека, гипнотерапевт заводит разговор о том, что может волновать собеседника, и эмоции, как правило, не заставляют себя ждать. Этот момент ждут и фокусники, и жулики, и терапевты, потому что на одну-две минуты слово и эмоция (фактически «подсознание») становятся единым целым, а этого достаточно, чтобы опытный человек подключился к подсознанию собеседника и начал, что называется, «вести клиента».
Как это происходит? Рассказал анекдот – рассмешил, но эмоции развеиваются быстро. Чтобы стать авторитетом в чужих глазах – тогда уже все слова приобретают гипнотический вес, надо подкреплять их реальным действием. Команды должны носить физиологический характер: «руки тяжелеют», «тепло разливается по телу», «веки расслаблены и склеены» и т. д. Обычно под впечатлением от такого рода сигналов пациент сам подыгрывает оператору, невольно придавая его словам значение внушения.
Игра в гипноз есть привод, через который осуществляется реальная установка идеомоторной связи. При этом гипнотизер должен помнить, что идеомоторная связь держится крайне недолго, и при первых же ее признаках надо сразу переходить к гипнотизации.II шаг. Техники гипнотизации
Если вы услышите знакомый анекдот, то вряд ли это вызовет сильную эмоцию. Точно так же с техниками: если мозг предупрежден, то вооружен. Тогда нужно сразу иметь под рукой иной инструмент влияния.
Вообще лучше, чтобы гипнотизируемый не был в курсе секретов внушения, тогда манипуляции обычно производят сильное впечатление, убеждая человека в полной реальности явлений самовнушения, и тем самым крепнет авторитет оператора.
Как показывает опыт для того, чтобы обучиться гипнозу стоит в совершенстве овладеть одним приемом, чем десятью, но плохо. Тем более принципиально различных техник гипнотизации наберется штук десять, наиболее популярные из них:
• старая и новая индукция Элмана[9] для погружения в сомнамбулизм. Моделирование амнезии через каталепсию. Скрытые тесты на каталепсию и амнезию. Как бы сопровождающие упражнения, поэтому выполняются почти без анализа, что гарантирует успех. Подходят для улицы и для терапевтических запросов.
• классические тесты на гипнабельность – довольно примитивные, зато быстрые для отбора людей с высокой гипнабельностью из огромной толпы. Превосходно зарекомендовали себя для эстрадного гипноза.
• ментальные фокусы. Отлично заходят при знакомстве, выступлениях на публике, создают ореол магии.
• трансовая логика – по сути, раскачка психики, сектантская в основе методика. Выполняется как чередование погружений в травмирующие воспоминания и внушающих успокоений.
• углубление через психотравму – один из вариантов достижения «амнезийного транса», крайне интересный и опасный способ корректировать мировоззренческие установки.
• гипнотическая петля – активно используется в уличном гипнозе и для достижения полного обезболивания (один из секретов гипноанестезии).
Старая и новая индукция Элмана
«Прогрессирующая индукция»
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТВ своих работах по гипнозу Ипполит Бернхейм[10] развивал мысль, что если пациента погружать в гипноз каждый день, то для достижения сомнамбулизма могут потребоваться не недели, а только пять дней. Потом он понял, что этого состояния можно достичь и за пять часов путем введения и выведения человека из гипноза несколько раз в течение одного дня. Проведя ряд экспериментов, Элман обнаружил, что состояния сомнамбулизма можно достигать путем поэтапного гипнотизирования пациента в гораздо более короткий отрезок времени. В итоге он смог достичь состояния сомнамбулизма у пациента за три минуты и назвал этот метод техникой «прогрессирующей индукции».
Вы говорите клиенту: «Закройте глаза… Расслабьте мышцы глаз настолько, что они просто перестанут работать… Теперь проверьте их...». Это будет как будто «первый визит» пациента. «Сейчас я скажу вам открыть и закрыть глаза… и когда вы это сделаете…вы будете еще более расслаблены, чем сейчас… Закройте глаза… Теперь…» – это «второй» условный визит к врачу. Мы можем также наблюдать так называемое постгипнотическое внушение, на основании которого пациенту дается новое внушение: он откроет и закроет глаза снова и будет еще более расслаблен, чем был до этого. Открыв и закрыв глаза в третий раз, пациент максимально расслабляется. Это равносильно «третьему визиту» к врачу. Эти «три визита» плюс два постгипнотических внушения являются эквивалентом пяти визитов пациента к доктору по Бернхейму. После этого можно проверить пациента на состояние истинного сомнамбулизма. Если он четко следовал указаниям гипнотерапевта до этого момента, тогда ему можно сделать внушение на амнезию, и он будет способен получить амнезию в этом состоянии, что и будет доказательством того, что он находится в состоянии сомнамбулизма.Модель гипноза по Дэвиду Элману
Далее приведен пример речи гипнотизера.
Подготовка.
– Готовы ли вы быть загипнотизированным? Весь гипноз – это самогипноз. Если вы последуете моим простым инструкциям, то не будет на земле силы, способной вывести вас из гипнотического состояния. Вы можете сопротивляться гипнотизации, но вы не за этим пришли. Просто следуйте моим простым инструкциям, и вы получите прекрасный опыт расслабления и комфорта.
– Сожмите правую руку в кулак. Почувствуйте напряжение. Еще сильнее, до боли. Достаточно. Разожмите пальцы. Расслабьтесь. Вы знаете, что способны сжать кулак до предела, не правда ли? Вы так же знаете, что способны сделать кисть полностью безвольной, хотя не знаете, какими группами мышц управляет ваш мозг. Лучше всего это видно на примере ваших век. Вы не раз закрывали глаза в конце тяжелого рабочего дня, и это давало вам облегчение. То есть вам легко удавалось расслабить мышцы век. Неправда ли? С них и начнем.
Моделирование I стадии (слабый гипноз)
– Сейчас представьте, что вы в безопасном месте. Погасите свой взор и отпустите на волю все электричество, накопленное за день. Позвольте векам ослабнуть настолько, что они будут не в силах что-либо сделать. Пусть это выглядит так, будто вы, как ребенок, только делаете вид, что ваши веки налились свинцом и стали неподъемными. Пускай! Главное, чтобы вы сыграли со мной в эту игру, и когда я захочу проверить, работают ли у вас веки, притворитесь, что гипноз подействовал.
– Итак, ваши веки ослабли, налились усталостью так, что вам их тяжело открывать. Проверим, что получилось: попробуйте не полностью, а лишь слегка приоткрыть глаза. Хорошо!
– Теперь оставьте эти попытки и позвольте чувству отяжелевших век растечься по всему телу, сверху вниз, до самых кончиков пальцев ног. Пусть все ваши мышцы поступят так, как мышцы век, дав возможность вам в полной мере насладиться процессом релаксации.
Моделирование II стадии (средний гипноз)
– Пусть ваше «Я» сосредоточится в ваших глазах. Представьте, что они и есть ваше сознание. Если будут отдыхать ваши глаза, будет отдыхать и ваше сознание. Обращаясь к самому себе, произнесите про себя: «Мои глаза отдыхают, веки расслаблены настолько, что их невозможно поднять, я так хочу». Пусть ваше сознание расслабится! Попробуйте приоткрыть глаза, зная, что веки расслаблены настолько, что не работают. Они практически склеены! Пытайтесь еще и еще раз. Хорошо. Довольно. Позвольте расслаблению от век растечься по всему телу до кончиков пальцев рук и ног.
Схема 3
Моделирование III стадии (сомнамбулизм или «состояние ментального расслабления») (См. Схема 4)
– С каждым вдохом и выдохом уходят условности, растет ощущение свободы. Вы можете мысленно перенестись в приятные события прошлого, когда все получилось так, как хотели, даже лучше. Воспоминания детства, проходящие сейчас перед вашим внутренним взором, могут проплывать то близко, то далеко. В любом случае мой голос, ровный как ваше дыхание, будет сопровождать вас, куда бы вы ни отправились. Через несколько секунд я щелкну пальцами и попрошу вас начать обратный отсчет. Вы будете произносить по убывающей числа от 100, оставаясь в самом приятном настроении. Каждое из чисел будет добавлять вам удовольствия, как будто вы произносите имена самых близких вам людей, которыми вы дорожите. С каждым новым числом, напряжение будет вас покидать, а удовольствие нарастать, пока вы не расслабитесь настолько, что не сможете прошептать очередное число, окончательно утонув в немом океане блаженства. Итак, я сейчас вам дам сигнал, после которого вы едва слышно и спокойно произнесете «сто». Хорошо! Вы произнесли прекрасное число, удвоив ощущение удовольствия и одновременно проваливаясь в такое расслабление, что едва ли сможете прошептать очередное число. Оставаясь в этом состоянии, продолжайте считать по убыванию, как будто, шаг за шагом, спускаетесь по ступеням лестницы, ведущий к покою. С каждым последующим числом расслабление вашего ума удваивается.
– Все происходит отстраненно и легко. Как будто кто-то внутри вас называет цифры, а вы смотрите на это со стороны. Слушайте звуки, возникающие в теле. Ищите то, что следует забыть. Плывите туда, где вас ждет блаженное забвение. По мере того, как вас сносит по течению, внутренние картины блекнут, исчезают, тают. Попытайтесь из последних сил разглядеть очертания уходящих образов, еще больше отдаваясь чувству покоя и удовлетворения. Можете что-то вспомнить, что-то забыть. Это могут быть лица близких людей из юности, из детства, имена которых вы забыли. Точно также позволяете этим воспоминаниям удаляться, уменьшаться, исчезать.
Схема 4
Новый вариант индукции. Моделирование амнезии через каталепсию
Вариант быстрой техники погружения для улицы (полная каталепсия век, моделирование амнезии). Если инструкция выполняется, то сразу без лишних сентиментов и слов – следующий шаг. Больше слов – больше сомнений, поэтому лишний текст нужен лишь для того, чтобы объяснить что-то сложное и дополнительно убедиться, что проверка прошла удачно.
Подготовка.
– Сделайте глубокий вздох, медленный выдох и представьте, как веки наливаются тяжестью. Как с каждым новым звуком моего голоса приятная теплая тяжесть разливается в мышцах глаз. Сбросьте с них собравшиеся здесь остатки напряжения. Ваши веки налиты чистой и мягкой тяжестью безмятежного покоя, какой наступает, когда вы желаете сна. Не расставаясь с состоянием полудремы, превратите эту мысль в белое облако – так теперь выглядит ваше сознание. Теперь переместите его к мышцам ваших век, куда оно, подобно пару из чайника, втянется, еще более утяжелив веки. Вы чувствуете, как ваше сознание поселилось в ваших веках. Ему там уютно и хорошо. Пусть оно там отдохнет. Пусть оно там впадет в негу до полного расслабления.
– (Коротко суть) Сделайте глубокий вдох, медленный выдох и представьте, как веки наливаются тяжестью. Сконцентрируйтесь на мышцах и позвольте глазам расслабиться максимально.
Моделирование I стадии (слабый гипноз)
– Вы чувствуете это расслабление, и глаза совсем перестают работать. Обращаясь к самому себе, к своей сути, произнесите как заклинание: «Мои веки расслаблены, они не работают – они словно склеены и не могут действовать, я так хочу». Попробуйте приоткрыть глаза, понимая, что веки только что перестали работать. Не бойтесь прилагать усилия, чтобы открыть их…