Известно, что во многих религиях, и особенно в мусульманской, есть запреты на мысли и желания человека думать о плохом, грешном. Например, в мусульманской религии запрещается не только сквернословить, заглядываться на женщин, входить во внесупружеские сексуальные связи, но и думать о плохих вещах, тем более во время поста в месяц Рамадан. История подтверждает множество случаев, когда фантазии и размышления о преступных и неблаговидных намерениях подвергались осуждению и наказанию. И наоборот, благие намерения и устремления помогают достичь человеку огромных высот в развитии и нести благо как себе, так и людям.
Из сказанного следует необходимость личностного благонравия во всем через управление самим собой, и этот довод усиливает хадис: «Начни с самого себя», который приводит Муфтий Дагестана Ахмад-Хаджи Абдуллаев в своей книге («Благонравие праведников») [180, с. 124].
О высокой требовательности к себе, к своим высказываниям и действиям писали многие ученые и философы. Еще в V веке до нашей эры Конфуций отмечал: «Будьте строги к себе и мягки к другим, так вы оградите себя от людской неприязни». Как видим, он остерегает нас от неверных действий, поступков и выражений по отношению к другим. Особое место тут принадлежит нашим словам и выражениям, которые мы адресуем людям. Словом можно убить, унизить, подавить, перечеркнуть многое в жизни другого человека, а можно обрадовать, вылечить, исправить или воодушевить на великие дела. Поэтому мы должны четко различать мысли, желания, поступки и реальные действия, в чем и будут проявляться элементы воздействия на себя, – тем самым мы включаемся в процесс самоуправления.
1.2. Исламская наука о сущности самоуправления и самопознания личности
Анас поведал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Туба (дерево в Раю) для того, кого занятость своими недостатками удержала от недостатков других!» (аль-Баззар (3225). Хафиз ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим. (См. «Булюгь аль-марам», 152)
Самоуправление личности многие современные ученые рассматривают только в рамках функций, принадлежащих менеджерам, управленцам, и тем самым сужают предмет широкого его понимания. Очевидно, что самоуправление отражается на всех видах деятельности личности независимо от его профессиональной принадлежности и охватывает все широкое многообразие формирования человека, процесса самодеятельности, возвышения личности, самоопределения.
Углубляясь в сущность и содержание самоуправления и самопознания через теорию самоуправления, удается выявить, что ваше настоящее и будущее всегда разделяет некий интервал, разрыв неиспользованных и нереализованных возможностей, обусловливающих эффективность личностных способностей. Становится очевидным, что началом всех начал для достижения любой цели, успеха, результата является самоуправление и самопознание с помощью Всевышнего (Инша Аллах), а одной из главных его целей – предельно возможное самосовершенство личности для максимальной реализации своего потенциала во благо довольства Аллаха, себя и общества. Таким образом, самоуправление рассматривается как сознательное самовоздействие личности в целях эффективного использования своих способностей и возможностей в ее многогранной деятельности.
Элементы самоуправления проявляются во многих высказываниях Всевышнего. Всевышний, обращаясь к мусульманам, говорит о доброте и забывчивости о себе, Он говорит: «И вы призываете людей к добродетели [и благочестию], забыв о себе? Ведь вы же читаете Книгу! Неужели вы не образумитесь?» («Аль-Бакара», 44).
Сам процесс разработки и изучения вопросов самоуправления и самопознания должен быть одним из главных составляющих при получении и совершенствовании любых знаний по управлению собой. Ибо тот, кто не в состоянии управлять самим собой, не сможет профессионально и эффективно управлять другими. Самоуправление и самопознание следует рассматривать как целенаправленную, сознательную и систематическую работу над собой с помощью Всевышнего, для того чтобы обеспечить такой уровень своего развития, который отвечал бы довольствию Аллаха, личному идеалу и общественным требованиям.
Самоуправление и самопознание человека в идеале должно быть естественным процессом адаптации личности к богоугодным и социальным условиям, общественным требованиям. Следовательно, оно формирует нужные для жизни и труда свойства и устраняет те, которые мешают личности жить и действовать в нужном направлении.
Конечно, самоуправление – сложная деятельность, требующая и времени, и затрат сил на совершенствование. Успех в основном зависит от внутренней готовности личности к этой деятельности, т. е. освоения знаний, умений, навыков, а также от психологической готовности работать над собой. Следует знать, что работа над собой должна быть системной, последовательной, и помнить, что практика самоуправления и самопознания развивает и совершенствует личность. Для этого нужна воля, хотя сама она формируется и закаляется в работе, в преодолении трудностей и препятствий, стоящих на пути к цели. Самоуправление следует рассматривать не только как лично значимый процесс, но и как социально значимую деятельность, выполняющую общественную функцию по формированию личности; это целенаправленный, сознательный процесс формирования нравственно-психологических свойств личности.
Потребность в самоуправлении возникает тогда, когда человек оказывается подготовленным к нему самой жизнью и воспитанием, т. е. когда он начинает осознавать себя личностью, задумываться о своей роли в жизни сегодня и в будущем, проявлять известную самостоятельность в практической жизни. Иными словами, когда достигается определенный уровень развития сознания и жизненного опыта.
У некоторых создается ошибочное представление, что самоуправление необходимо молодым людям, взрослые считаются все знающими и умеющими. Однако это не так. Каждый должен работать над собой даже тогда, когда становится взрослым. Нередко такая работа осуществляется в этот период более интенсивно и продуктивно, и это понятно, ибо взрослый человек, имея больше знаний и жизненного опыта, более богобоязненный и более ответственно относится к общественным требованиям и собственным обязанностям. Кроме всего этого, он обладает развитым умом и волей – необходимыми субъективными предпосылками для успешной работы над собой.
Скажем сразу, что о познании самого себя в исламских хадисах очень много говорится. Последний пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и все его сподвижники постоянно в целях достижения духовности и высоконравственности мусульман призывали их к глубокому познанию самих себя и самоуправлению. Они не уставали напоминать о том, что пока люди не займутся самими собой и не пройдут все этапы самопознания и самоуправления, они не смогут добиться больших духовных результатов.
Многие ученые самопознание рассматривают как средство познания Всевышнего, и с этим трудно не согласиться. Нам представляется, самопознание в купе с самоуправлением – как средства конкретных действий – позволяет добиться высоких духовных и деловых результатов.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
«Мы покажем им Наши знамения вокруг них и в них самих, пока не станет им ясно, что это [Куръан] – истина [от Аллаха]. Разве недостаточно того, что твой Господь – Свидетель всему [и ничего от Него не скроется]?! («Фуссилят», 53).
В другом месте небесного писания сказано:
«А на земле – знамения для убежденных, а также они [знамения] – в вас самих. Разве вы не видите?» («Аз-Зарият», 20–21).
Очевидно, что данные аяты четко указывают на необходимость и обязательность человека в познании самого себя, который, пропуская через свою душу и используя принципы самоуправления, способен совершить многое для исключения своих недостатков. А также в этих аятах прослеживается то, что в каждом человеке есть знамения, а постижение этих знамений позволит ему постигнуть истину и познать Творца всех знамений.
Бесспорно, что познание Всевышнего возможно только через самопознание, и Его познание – самое незаменимое и надежное средство для духовного самосовершенствования. Только искренне верующий и соблюдающий все законы Ислама мусульманин может достойно пройти до конца это путь. Только посредством познания Всевышнего верующий сможет очистить себя от негативных и развить в себе многие положительные и нравственные качества, ибо Аллах является источником самых совершенных атрибутов.
Таким образом, из всего сказанного следует, что самоуправление и самопознание направлено на формирование положительных и преодоление отрицательных качеств, что формирует богоугодную и совершенную личность.
1.3. Исламская наука: познавая себя, познаем Аллаха
В Коране сказано: «Аллах дает мудрость, кому пожелает. А кому дана мудрость, тому дано множество благ. Но размышляют [и получают пользу от наставлений] только обладатели разума» («Аль-Бакара», 269)
Интеграция исламской науки и светской науки самоуправления личности открывает перед человеком возможности для более полного использования скрытых его ресурсов в познании Ислама. Такой подход позволяет личности убедиться и поверить в собственные силы, свои возможности, развивает способности к поиску внутренних человеческих резервов, раскрыв которые, человек начинает их использовать не только во благо себе, но и во благо обществу.
Есть много высказываний, к которым мы еще вернемся, касающихся именно самоуправления личности, где Всевышний Аллах обещает наказание грешникам за то, что те забыли Аллаха, предали забвению самих себя, не познали должным образом свою сущность.
Одним из главных шагов человека, который решил встать на путь духовного совершенствования и исправления своих моральных качеств, является прежде всего самоуправление. Самоуправление следует рассматривать не только как лично значимый процесс, но и как социально значимую деятельность, выполняющую общественную функцию по формированию личности; это целенаправленный, сознательный процесс формирования нравственно-психологических свойств личности.
Самоуправление как способ осуществления воздействия на самого себя прежде всего ориентировано на познание самого себя и самосовершенствование. Самоуправление – самое емкое понятие, включающее в себя многие другие понятия, связанные с самим собой. Без самоуправления достижение духовного совершенства попросту невозможно. Неужели можно подняться на вершины добродетели, исправить свои пороки и навсегда освободиться от отрицательных нравственных качеств, не познав себя должным образом? Разве больной обращается к доктору, не познав того, что он болен? Разве путник начинает искать верную дорогу, не поняв того, что он заблудился? Конечно же, нет. Точно так же человек, который не познал себя должным образом, который не осознал того, что у него имеются пороки и недостатки, никогда не возьмется за исправление своей души, он никогда не встанет на путь самосовершенствования, он никогда не обратится к духовной программе Ислама.
СВЯЗЬ МЕЖДУ САМОУПРАВЛЕНИЕМ И ОЧИЩЕНИЕМ ДУШИСамоуправление личности возможно лишь с очищения души человека от всего греховного и начинается с покояния (тауба), что означает обращение к Аллаху. Господь миров говорит в Коране: «Скажи [о Мухаммад] Моим рабам, которые навредили себе чрезмерностью [своих грехов]: «Не теряйте надежду на милость Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, ведь Он – Прощающий [даже неверие тем, кто покаялся в нем до смерти], Милующий [Своих рабов]» («Аз Зумар», 53).
Еще Аллах в Коране говорит: «Поистине, Я прощаю тех, кто раскаялся [в неверии], уверовал [признавая Единственность Аллаха] и начал совершать праведные поступки [совершая и обязательное поклонение, и дополнительное], и придерживался истины [до смерти]» («Та Ха», 82).
А что касается нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), которому прощены все предыдущие и будущие грехи, то он сказал: «Клянусь Аллахом, я прошу прощения у Аллаха и приношу покаяние перед Ним больше чем семьдесят раз в день» («Сахих аль-Бухари», 6307).
Познание человеком самого себя влечет за собой очищение его внутреннего мира от пороков и последующий духовный рост:
1. Встав на путь самоуправления «Само» – самопознания, самоконтроля, само…, само…, человек начинает осознавать, насколько величественна и безгранична человеческая душа. Он начинает понимать, какой огромный потенциал заложил в нее Всевышний Аллах, какие возможности присущи этому божественному творению. Он приходит к выводу, что драгоценную душу нельзя променять на мирское, нельзя продать ее за непродолжительные и преходящие радости ближнего мира. Он понимает, что душу необходимо готовить к вечному счастью нетленного загробного мира. Ведь только те люди находятся в неведении о значимости души человека, кто погряз в пороках и запятнал свою душу мерзостью и грехами.
2. Встав на путь самоуправления, человек ближе узнает о страстях и желаниях, присущих потомкам Адама (да будет мир с ним). Он узнает о причинах, которые способны пробудить эти страсти, могущие затем превратить человека в своего раба, а также узнает о путях борьбы с ними. И в этом случае он уже не будет являться слепым, невежественным и бессильным рабом своих желаний. Нет, он будет воином, контролирующим все свои страсти. Тот же, кто не познает страстей и причин их возникновения, никогда не сумеет противостоять им так, как учит Ислам.
3. Встав на путь самоуправления, человек постигает свои возможности, он постигает скрытые способности своей души. Ведь Всевышний Аллах мудр и милосерден, поэтому Он вложил в человеческую душу огромный потенциал, при постижении которого и правильном использовании человек может с легкостью идти по пути сближения с божественным светом. Душевный потенциал – драгоценный клад, использовать который способны лишь познавшие себя. Тот же, кто пребывает в неведении относительно своей души, подобен человеку, в чьем доме скрыты многочисленные драгоценные камни и дорогие ювелирные украшения, но он не знает об этом. Возможно, он будет голодать и страдать от своей бедности, но не будет знать о том, что в стенах его дома запрятан клад, посредством которого можно обогатить не только себя, но и тысячи других людей.
4. Корни нравственных качеств – и положительных, и отрицательных – берут свое начало в глубинах человеческой души. Встав на путь самоуправления, человек распознает корни присущих ему отрицательных качеств, а распознав их, ему будет легче избавиться от них. Распознав же корни положительных нравственных качеств, он приобретает замечательную возможность в полной мере способствовать их дальнейшему росту.
5. Но самая важная причина заключается в том, что, встав на путь самопознания, человек познает своего Господа, о чем будет сказано далее. А познание Аллаха, познание Его бесподобных качеств является самым эффективным стимулом для последующего духовного развития, для воспитания в себе наиболее прекрасных моральных качеств, обладание которыми возвышает душу человека над всем мирозданием. Верное познание Аллаха освобождает человека из плена страстей и низменных желаний, избавляет его от одеяний порока и греха.
К сказанному выше можно добавить, что отрицательные нравственные качества, словно пелена, заволакивают человека и разрушают его жизнь. А если таких людей становится много, а их действительно много, то общество погружается в духовный кризис и начинает воспитывать еще более морально низких и подлых людей, что усугубляет имеющиеся трудности. Одно это указывает на важность самоуправления и самопознания, на необходимость распознания отрицательных нравственных качеств, причин их возникновения и развития. Данной теме придают значение не только религиозные деятели. Многие современные мыслители в своих трудах призывают человечество обратить внимание на эту проблему.
Суть самоуправления заключается в том, чтобы через самопознание человек познал свои хорошие и плохие стороны, положительные и отрицательные силы, присущие ему, и предпринимал определенные действия для самосовершенствования. Если человек будет изучать лишь свои хорошие стороны и только положительные силы, не придавая должного значения изучению своих отрицательных сторон, то очень скоро последние испортят жизнь и ему, и его окружению.
К огромному сожалению, современная цивилизация и светская наука не уделяют должного внимания изучению души человека, а точнее глубокому изучению его внутреннего мира, хорошо, что этому уделяет большое внимание исламская наука, с которой и следует интегрироваться светской науке. Поэтому человек, несмотря на то что обладает неисчерпаемым моральным потенциалом, так и не достиг счастья в современном мире. Без сомнений, если бы величайшие ученые прошлого и современности уделяли особое значение не только естественным наукам, но и духовному миру человека, которое занимает особое место в его жизни, то мы жили бы сейчас в совершенно ином мире. Человек забыл самого себя.
1.4. Исламская и когнитивная психология самоуправления личности: сущность и содержание
В Коране Всевышний, обращаясь к Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «[Иудеи] Спрашивают тебя о душе [благодаря которой живо тело]. Ответь [им]: «Душа – из творений моего Господа. Вам дано знать об этом, совсем мало [по сравнению со знанием Аллаха]» («Аль-Исра», 85)
О ПСИХИКЕ И ПСИХОЛОГИИВ русском языке есть масса выражений и высказываний о душе: «Самый лучший психолог для русской души – это другая русская душа»; «Пора о душе тебе позаботиться, – советовал Полуянов»; «Чужая душа потёмки» (А. Островский); «Где нет любви, нет и души» (Н. Карамзин). Как видим из высказываний, понятие «душа» занимает особое место в жизни человека и является самым таинственным понятием, и особенно его таинственность проявляется в исламской религии.
Возникает вопрос: в чем же проявляется и насколько важна эта научная дисциплина – психология и практика – в реальной повседневной жизни, какова ее потребность, почему растёт её популярность?
Ответ кроется в сущности и содержании изучения самой психологии. Само название «психология» происходит от двух греческих слов («психе» – душа, «логос» – учение, наука), буквально переводимых как «наука о душе». На этом основывается известное определение, согласно которому психология – это наука о психике. В целом это правильно, хотя требуются некоторые уточнения. В современном общественном сознании слова «душа» и «психика» фактически являются синонимами: научная психология предпочитает использовать термин «психика», религиозные мыслители и некоторые философы говорят о «душе».
Слово «психология» многозначно. В обыденном языке слово «психология» используется для характеристики психического склада личности, особенностей того или иного человека, группы людей: «у него (у них) такая психология».
Вот и становится понятно, в чём секрет такого распространения этой науки. Именно душа и страдает сейчас больше всего, именно на её долю приходится основная нагрузка. Общее увеличение стрессовых ситуаций, социальное неравенство, падение нравов – всё это ведёт к обособлению людей друг от друга, порождает озлобленность и многие другие негативные явления.
Естественно, что основной причиной всего этого является потеря человеком своего духовного начала, следование ложным ценностям и идеалам. Средства массовой информации (СМИ) упорно навязывают ложные стереотипы, показывают иной идеал красивой и правильной жизни.
ИСЛАМ О ТАЙНАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ В АЯТАХ И ХАДИСАХВ таинственности человеческой души проявляется ее сущность, заложенная Всевышним и представляющая собой огромный и необъятный мир. Каждый человек – это особая личность, наделенная не только физическим телом, но неповторимой и единичной душой.
Изучающим исламскую науку известно, что душа – таинство, и обретает она тело еще тогда, когда ребенок находится в утробе матери.
Если мы обратимся к аятам Корана и хадисам, то обнаружим, что душа – это суть человека, так как она определяет, каким он является в видении Аллаха. В Коране Им сказано: «Поистине, Мы создали человека [то есть Адама] из экстракта глины [из глины, взятой от всех земель]. Затем Мы поместили его [потомков Адама] каплей [семени] в надежное место [в утробу женщины]. Потом Мы из капли создали сгусток [крови], а после создали из сгустка [крови] кусочек [плоти], далее создали из этого кусочка кости и покрыли кости мясом. А после Мы вырастили его в другом творении [вдохнув в него душу]. Возвышен Аллах, наилучший Творец!» («Аль-Муминун», 12–14).
Далее Аллах сказал: «Поистине, Мы создали человека из капли смешанного [семени]. Мы испытываем его. И Мы сделали его слышащим и зрячим» («Аль-Инсан», 2). «Затем Он сотворил его потомство из капли ничтожной жидкости [мужского семени]». «Затем [Аллах] сформировал его [в утробе матери], вдохнул в него дух и даровал вам слух, зрение и сердца. Мала же ваша благодарность»! («Ас-Саджда», 8–9).
О воскрешении Аллах сказал: «О люди! Если вы сомневаетесь в воскрешении, то [подумайте] ведь Мы сотворили вас [вашего праотца Адама] из земли, а затем [создали его потомков] – из капли [семени], потом – из сгустка [крови], потом – из кусочка [плоти], сформировавшегося или несформировавшегося. Так Мы объясняем вам истину [о том, что Аллах создал вас изначально, а значит, сможет и воскресить]. Мы помещаем в утробы, что желаем, до определенного срока [рождения]. Затем Мы выводим вас [из утробы матери] младенцем, чтобы вы [развиваясь] достигли зрелости» («Аль-Хадж», 5).
И еще в Коране сказано: «Он создал вас из одного человека [Адама]. Потом из него создал ему пару и ниспослал [сотворил] для вас из скотины восемь животных парами. Он творит вас в утробах ваших матерей: одно творение за другим [плод проходит разные стадии созревания] в тройной тьме. Это – Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит вся власть. Нет бога [достойного поклонения], кроме Него. До чего же вы далеки [от истины]»! («Аз-Зумар», 6).
Эти аяты Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил таким образом: «У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе вашей матери к 40 дню. За этот период он бывает, подобен сгустку крови, и затем через тот же срок – разжеванному куску. После этого к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу. Ему даны четыре указания: записать его удел, срок, деяния и будет ли он несчастным или счастливым» (хадис от Ибн Масуда).
И еще в хадисе сказано: «Всевышний Аллах смотрит не на вашу внешность и состояние, а на ваши сердца и поступки» (Сахих аль Бухари). Человек хочет постичь и познать тайну своей души, задавшись себе вопросами: для чего она? откуда она? в чем смысл ее существования? и т. д. Ответы мы находим в Коране и Суннах Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). В Коране Аллах Всевышний говорит, что человек никогда не познает тайну души, так как она является таинством Аллаха. В Коране Всевышний, обращаясь к Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «[Иудеи] Спрашивают тебя о душе [благодаря которой живо тело]. Ответь [им]: «Душа – из творений моего Господа. Вам дано знать об этом, совсем мало [по сравнению со знанием Аллаха]» («Аль-Исра», 85).
Коль человеческая Душа – таинство, то настоящий верующий должен стремиться к ее познанию, к познанию себя, своих слабостей и сильных сторон, все это элементы, как мы указывали ранее, являются элементами самоуправления. Из сказанного следует, что он просто обязан заниматься самоуправлением, ибо без настойчивого управления собой добиться каких-либо существенных успехов и результатов практически невозможно.
По сути, человек должен всю свою жизнь заниматься самовоспитанием и совершенствованием своего внутреннего мира, ориентированного на душевное состояние. Как известно, человек не понесет с собой в загробный мир ничего, кроме своей Души, и именно за него будет нести ответственность перед Всевышним Аллахом. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самый знающий из вас о себе (или о своей душе – нафс) – самый знающий о своем Господе».