banner banner banner
Позитивные изменения. Образование. Школа будущего. Тематический выпуск, 2022 / Positive changes. Education. The school of the future. Special issue, 2022
Позитивные изменения. Образование. Школа будущего. Тематический выпуск, 2022 / Positive changes. Education. The school of the future. Special issue, 2022
Оценить:
 Рейтинг: 0

Позитивные изменения. Образование. Школа будущего. Тематический выпуск, 2022 / Positive changes. Education. The school of the future. Special issue, 2022


If you summarize everything you have said, what will change in the school in the long run? Firstly, the teachers. There will be fewer graduates of pedagogical universities, and more specialists from different fields.

Secondly, parents will work more in tandem with teachers, the notorious triangle "child – teacher – student" will finally be closed. We will definitely get there through conflicts and difficulties.

I’ve also asked the question "Where do we get teachers?" to various principals, and School 18 in Bratsk is recruiting teachers from the parent community. In many regions, people are interested in part-time teaching jobs. It seems to me that this is the next step, when parents become more involved in the educational process.

A very important point is trust in the student and trust in the teacher. For example, during the pandemic, good teachers knew that students were still in class, even with their webcams off.

Naturally, I think we will come to a personalized education path and the interests of the child will be taken into account. My book began with the school being rebuked for its lack of connection to real life. From the saying that we teach kids a thousand things, but when they come out of school, they don’t know the difference between a mortgage and a loan. I am happy to see my book at the principals’ offices in many schools in many different regions. They say: "You know, the idea of tying every subject to real life as much as possible is so important these days." These are often obvious things. It is pretty obvious with foreign languages, but how do you do it in math class? The teacher can explain speed not through proverbial notations such as X and Y, but through the speed of the Internet and the weight of the file you need to download. I think there will definitely be more examples of this in the future.

Экспертные мнения / Expert Opinions

Школа будущего – школа про жизнь и среда возможностей. Интервью с Анной Высоцкой

Каждый родитель хочет для своего ребенка самого лучшего, в том числе – дать ему хорошее образование. По данным исследования онлайн-школы для детей и подростков Skysmart, только 55 % опрошенных родителей в целом удовлетворены уровнем школьного образования. Основная причина недовольства – отсутствие индивидуального подхода к ребенку. На помощь родителям в выборе лучшей школы приходят образовательные консультанты и коучи. Редакция журнала «Позитивные изменения» поговорила с Анной Высоцкой, нейропсихологом и экспертом в области образования, на счету которой свыше 1000 консультаций в год для родителей по выбору школы.

Анна Высоцкая

Наталья Гладких

Кандидат психологических наук, ведущий эксперт Центра технологических инноваций Института социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ

Иван Смекалин

Аналитик Фабрики позитивных изменений

С какими запросами родители чаще всего обращаются к вам, как к консультанту?

Я могу процитировать самый популярный запрос: «Помогите найти школу, которая поможет моему ребенку самостоятельно поступить в престижный вуз». И редко, кто приходит с запросом «школу, где будут растить личность». Про это иногда говорят, но запроса такого нет. Одним словом, академические знания находятся в фокусе интересов большинства родителей. Мне кажется, в нашем ценностном поле наблюдается существенный сдвиг в сторону академических навыков. Прежде всего, я это связываю с тем, что сейчас с рынка уходит бесплатное образование. Абитуриенты должны сильно конкурировать за получение бюджетного места в вузе. Принять же неизбежность грядущих трат и закладывать их в процессе взращивания ребенка мы пока не готовы. Соответственно, у родителей очень много тревоги, связанной с тем, смогут ли они обеспечить детям достойное высшее образование.

На ваш взгляд, какие знания, умения, навыки нужно развивать ученику сейчас, потому что они понадобятся в ближайшем будущем?

На мой взгляд, Школа будущего должна заботиться о здоровье ребенка в первую очередь. Это то, что сейчас вообще отсутствует – культура ментального и физического здоровья. Я только в одной школе встретила, по крайней мере, озвученный подход к управлению своими ресурсами здоровья.

Начинать, конечно, нужно с физического здоровья: кто ты, что ты, как работает твое тело, что такое здоровый сон, еда и общение. Где-то это вводится наметками в виде каких-либо курсов эмоционального интеллекта или мастерских общения. То есть кто-то что-то делает, но сказать, что это серьезно внедряется, нельзя. Потому что это очень сильно завязано на инфраструктуру.

Какая инфраструктура должна создаваться для школы здоровья?

Школа должна располагать интересными рекреационными зонами, спортивными залами, комплексами 3D-физкультуры, сенсорными комнатами. Сейчас очень много детей, восприимчивых к сенсорной перегрузке, детей с РАС, которым нужны такие пространства. Это история про то, чтобы ребенок мог учиться, вне зависимости от того, хочет он или нет дружить со своим телом.

Я говорю не только про физическую культуру, но и про культуру здоровья. Прекрасно, когда в школе, например, дети могут учиться готовить. И не просто готовить, а еще узнавать про особенности приготовления пищи. Но опять-таки цельно я это нигде не видела. Где-то есть мастерские, кухни, дети учатся готовить, но, например, они не понимают, зачем, что это, не изучают химический состав еды. В общем, школа должна быть про жизнь.

Что вы можете сказать про учителей будущего и роль школы в целом?

Учитель уже не является единственным носителем знания. Хороший учитель должен постоянно меняться позитивно. Но часто учителя не успевают. То есть, они просто все время воспроизводят какой-то опыт, который они накопили. И бывает так, что даже в дополнительном образовании ребенок может получить знания быстрее и эффективнее. А главное, в удобном ему темпе.

Школа будущего должна заботиться о здоровье ребенка в первую очередь. Это то, что сейчас вообще отсутствует – культура ментального и физического здоровья.

А что же тогда школа должна делать? Ей остается создавать смыслы. Так как сейчас жизнь очень уплотнилась. Родители не успевают в этой объективной реальности много вкладывать в своих детей, передавать им опыт, взращивать, передавать культуру. Здорово, если школа разделяет ценности семьи. Поэтому основной блок – это то, что я называю «школа здоровья» – это все, что связано с культурой. Туда входит все: физическая культура, культура общения или эмоциональный интеллект, психогигиена и осознанность.

Чего еще не хватает современным школам?

Как ни странно, творчества, которое мы понимаем в широком смысле – живопись, музыка, скульптура, архитектура. О чем всегда говорят наши соотечественники, которые поехали, например, учиться в британскую школу: «Мой ребенок никогда не рисовал, а тут теперь шедевры выдает». Потому что есть, во-первых, оснащение для этого и, во-вторых, есть классные педагоги, которые могут любого человека научить. Также хорошая школа должна быть технологичной, прикладной. Ребенок должен иметь возможность воплотить свои идеи в реальности. И, конечно, речь идет не о фартуках и прихватках. Если то, что ты можешь сделать, строго регламентировано – это очень далеко от реальности.

Это как с ИКЕА: можно читать инструкцию, а можно просто начать собирать табуретку и по ходу дела смотреть. Мне кажется, что сейчас дети, если они сами руками ничего не сделали, не так хорошо концентрируются на материале. Поэтому школа должна быть в этом плане, на мой взгляд, практико-ориентированной. В принципе, я ничего нового не говорю. Потому что в обычной западной школе это все есть, просто у нас появляется позже.

Современные дети очень много работают с приложениями, где можно что-то быстро пропускать, переходить на другие уровни, идти в своем темпе. Может ли Школа будущего работать как обучающее приложение?

Мне кажется, должна быть какая-то история с вариативностью, чтобы ребенок мог себе выстраивать скорость и уровни прохождения материала. В некоторых школах это уже есть.

Сейчас из-за того, что у всех детей очень разный дошкольный опыт, они приходят с очень разным уровнем на момент начала обучения. Есть дети, которые когнитивно перегружены, у них уже голова кипит. Есть дети, которые только-только выучили алфавит. Плюс, есть дети с дисграфией, дислексией. Сейчас очень много тех, у кого есть трудности с обучением, кто с трудом работает с текстовой информацией. В этом плане для меня идеальная школа – не школа, которая отберет самых лучших детей, дав им кучу тестов на входе, а школа, которая скажет: «О'кей, приходите». Просто «приходите», все. И дальше, протестировав ребенка, поработав с ним, выстраивается некоторая траектория обучения.

Как это выглядит на практике?

Предположим, есть поток. В нем дети делятся все время на две подгруппы или даже на три, если школа позволяет себе финансово содержать такой штат. То есть, вместо трех маленьких классов по 12 человек у нас один класс, но подгруппы по 12 человек. Есть подгруппа, в которой дети идут с опережением программы, есть подгруппа, где все стандартно, и подгруппа, где, допустим, детям сложно дается овладение пространственными представлениями и математикой, в частности. И в такой подгруппе мы вводим коррекционные моменты: работаем с дидактическим материалом, берем игровые пособия, даем наглядные опоры.

Или, например, русский язык. Есть ребята, у которых есть лингвистическое чутье, тогда просто идем с ними по хорошей программе в быстром темпе. Есть дети с дисграфией, с дислексией, тогда их ведет логопед. И ребенок может по математике быть в группе углубленного изучения, а по русскому – в группе детей с дисграфией и дислексией. А какой-то ребенок везде идет в топ-группах.

И, таким образом, дети учатся вместе. То есть фактически вместо трех классов есть уровни для каждого из основных предметов. А есть уроки, на которых дети объединяются вместе в один большой класс, вместе делают какие-то проекты, вместе общаются. Но в начальной школе я этого не видела, только в средней школе. И то, это не совсем так реализовано. Я уверена в том, что образование должно стать индивидуальным (а по сути, оно уже таковым и является, если посмотреть на взлет института репетиторства, тьюторства). Но только как соединить индивидуальный трек с необходимостью социализироваться и общаться с детьми? Наверное, Школа будущего – это и есть попытка соединить коллективную деятельность с индивидуальным академическим маршрутом.

Идеальная школа – не школа, которая отберет самых лучших детей, дав им кучу тестов на входе, а школа, которая скажет: «О'кей, приходите». И дальше выстраивается некоторая траектория обучения.

Вы описали три больших блока в образовательной программе школы будущего: академическую часть, творчество и здоровье. И достаточно подробно рассказали про академическую – уровневость учебного процесса. Какие особенности бы были у двух других компонентов – здоровья и творчества?

Здесь тоже не уйти от вариативности. Например, в блоке «Здоровье» необходимы разные виды нагрузок, чтобы дети могли попробовать в первом триместре по два-три урока каждого вида нагрузки, познакомившись со всем, что есть. Йога, футбол, элементы гимнастики, акробатики, причем для мальчиков и для девочек. В дальнейшем дети бы так же разделились на подгруппы, в зависимости от того, кто чем хочет заниматься. Другими словами, есть вариативность: пробуй разное, выбери что-то свое. Дети должны уметь себе задавать вопрос: «Что я хочу?» Конечно, на этом этапе родители и тьюторы помогают, если ребенок не может или не хочет выбирать.

Блок управления своими ресурсами – это некая история в виде мастерских, практик. Микс гуманитарных наук: этика, практическая психология, осознанность. Для того, чтобы быть эффективным, мы должны свою психоэмоциональную сферу понимать, уметь ею управлять.

Родители приходят и говорят: «Как мне ребенку сказать, чтобы он не напрягался?» А есть, например, практики медитаций для детей, которые давно описаны и практикуются в некоторых западных школах.

И тема с творчеством. Я бы здесь тоже давала возможность попробовать разное, потом выбирать, чем ты хочешь заниматься, в какой мастерской и над каким проектом ты хочешь работать.

Анна, как вы думаете, почему к нам не приходят модели из-за рубежа, кроме международного бакалавриата?

Это все приходит, просто приходит только сейчас. Но упирается все в отсутствие достаточного количества площадок, которые бы позволили это реализовать. И, наверное, нет управляющих, которые в этом бы разбирались. Мы думаем так: сейчас мы просто возьмем хороших опытных учителей, «схантим» их из государственных школ или из частных, возьмем программу посильнее, и все будет круто. А хорошие педагоги могут быть только в русле какой-то концепции, которая у нас давно разрабатывалась. Например, есть концепция развивающего обучения, которая появилась в Советском Союзе в 1960-х годах. Сейчас она переживает второе рождение.

Мне кажется, что все родители хотят чего-то большего, но по факту всех волнует только сдача ЕГЭ. Ребенок должен поступить в вуз (особенно, мальчик).

Когда я общаюсь с директорами школ, они все говорят, что негде брать педагогов, которые умеют преподавать по этой программе. Получается, все упирается в то, что ты можешь создать школу, спроектировать интересное пространство, но кто туда придет преподавать?

К вопросу о концепции развивающего обучения. Сейчас, в свете происходящего, как вы ее оцениваете?

Я считаю, что это интересно. Она должна тоже развиваться, перерабатываться. К ней много всяких претензий. Там все упирается в то, что концепция развивающего обучения может быть хорошо реализована только человеком, который очень хорошо понимает, что такое развивающее обучение. То есть, это не просто методика, которую ты дал, и человек стал делать. Выясняется, что таких людей очень мало. Потому что, во-первых, в оригинале это должно быть предметное обучение, собственно, о чем я говорила, русский и математика – разные учителя, каждый работает со своим потоком. Где их взять?

У нас почти нет отдельно словесников и отдельно математиков. Все упирается в отсутствие людей.

Понятно, что если нет предложения – нет спроса, а работает ли наоборот? Если будет такая школа открыта, по финской модели, например, насколько она будет востребована, если будет реализована в России так, как в Финляндии?

Если она будет реализована грамотно, то дальше все упирается в цену. Большинство моих клиентов, возможно, у меня не такая репрезентативная выборка, но в целом люди озвучивают комфортную стоимость обучения до 100 тысяч рублей. 100 тысяч – это какой-то такой водораздел. Это сейчас, с учетом нынешнего курса. Когда-то, два-три года назад люди говорили: «50 – потолок».