Во второй лекции рассмотрена специфика партиципаторного искусства – искусства участия, и отличие партиципаторных художественных практик от социальных проектов. Через критику «социального поворота» в искусстве на нескольких примерах рассмотрена этическая ловушка, которая ожидает и зрителей, и авторов, занимающихся социально-направленны искусством, и приведены основные принципы искусства участия.
В четвертой лекции рассматривается, как на практике реализуются партиципаторные театральные проекты в логике концепции разнообразия. Приведены примеры из инклюзивного театра (подробно рассматривается спектакль «Квартира.Разговоры» Бориса Павловича), спектакли театра Rimini Protokoll и феномен театра горожан на примере спектаклей Дрезденского драматического театра.
Лекция посвящена рассмотрению критических теорий современности, понятию «современность», инклюзивному подходу и концепции разнообразия, на которых основываются современные художественные процессы. Отдельно рассматриваются «10 вещей, о которых должен думать художник» Тани Канас в переводе Ады Мухиной.
Лекция содержит обзор исторических, культурных и социальных событий и явлений, ставших предпосылками появления социального театра, основным направлениям социального театра в двадцатом веке и истории развития инклюзивного и социального театра в России, начиная с документального театра и заканчивая проектом Бориса Павловича при поддержке фонда «Альма Матер» «Квартира».