banner banner banner
За границей капитала: предпосылки. Том первый
За границей капитала: предпосылки. Том первый
Оценить:
 Рейтинг: 0

За границей капитала: предпосылки. Том первый

За границей капитала: предпосылки. Том первый
Олег Ряполов

Книга содержит обширный фактический материал, как доказательство произведенного автором открытия в обороте капитала. Открытие имеет огромное практическое значение для динамичного развития экономики любой страны. Приведенные доказательства предвосхищают ответы, каким образом капитализм шагнет за свои границы в новую эпоху акселеративного капитала.

За границей капитала: предпосылки

Том первый

Олег Ряполов

© Олег Ряполов, 2024

ISBN 978-5-0062-7648-2 (т. 1)

ISBN 978-5-0062-7649-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ЗА ГРАНИЦЕЙ КАПИТАЛА ПРЕДПОСЫЛКИ

ВВЕДЕНИЕ

Это первая часть большого труда, без которой трудно понять открытие в современном обороте капитала, его диалектику. Так как капитал естественным образом выражен в деньгах, то большая часть исследований посвящена вопросу, каким образом деньги, проделав исторический путь, возвратились к своей первоначальной абстрактной форме. Другим вопросом, который до сих пор волнует широкую публику, является вопрос о «вечности» капитализма. Капитализм, несмотря на все удары судьбы, со времен Великой французской революции продолжает проявлять чудеса изворотливости, творческого подхода в преодолении национальных и мировых экономических кризисов, которые он сам же и создает. Поэтому пришлось использовать определение капитализма «дрянного старикашки» Маркса для точного понимания процесса. Через это определение легко увидеть, на каком уровне развития находится капитализм и когда он сойдет со столбовой дороги истории на пыльную обочину ушедших времен. Третий вопрос, который также является предпосылкой, – это развитие производительных сил как с точки зрения технологического момента, так и с точки зрения их организационной специфики для обоснования методов экономической кибернетики.

Здесь уместно подчеркнуть, что экономическая кибернетика, в которой наиболее эффективно реализуется современный оборот капитала, это не только способ управления экономическими процессами без излишней монополизации, но и восхождение новой эпохи человечества, в которой управление людьми заменяется управлением вещами[1 - Идея, высказанная Ф. Энгельсом относительно общественного института государства и замены его новыми формами управления, звучит вполне реалистично в парадигме экономической кибернетики. «На место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными процессами» – Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 20. М.: ГИПЛ, 1961. С. 292.], а управление людьми становится излишним и весьма затратным для государства занятием.

Предпосылки представлены в форме тезисов, подготовительных материалов, размышлений, конспектов. Поэтому мне пришлось допускать некоторые повторы цитат или своих мыслей, которые были необходимы для уточнения вопроса исследования с той или иной стороны. Надеюсь, это не помешает читателю сделать много открытий, читая представленные материалы. Эти открытия обязательно подведут думающего читателя к главному моменту, который позволяет сделать первый шаг за границы капитала.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ДЕНЬГИ: ПУТЬ ОТ АБСТРАКТНЫХ К АБСТРАКТНЫМ

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Всю историю денег коротко можно выразить следующим образом. Главная идея Маркса состоит в том, что именно наши отношения, а не предметы нашего труда, предметы природы или божественные идеи являются определяющими в обществе. Золото есть золото, ничуть не лучше и не хуже нашего де… ма. Но только в наших отношениях золото начинает приобретать сакральный смысл денег, которые, совершив кульбит в истории, через грязь, кровь, войны, грабежи, надувательства, вначале как вещественный эквивалент наиболее удобного товара, затем через чеканку и расширение оборота устремились к золотым и серебряным деньгам. В дальнейшем – через долговые расписки и обязательства к вексельному обороту, казначейским билетам и ассигнациям. Впоследствии – к банкнотам и мировому обороту товаров как основе электронных денег обнажили свою сущность: наши отношения. Теперь в электронных деньгах нет ни золота, ни де… ма, ни магического слова «обеспечены», ни бумажек, которые все еще затеняют сущность. Остались лишь наши отношения, основанные на все еще низкой производительности труда, не позволяющей шагнуть дальше убогого сознания буржуазного общества.

Но это не вся правда. За деньгами стоит дядюшка Обмен, за золотыми деньгами маячит тетка Торговля, за бумажными деньгами скрывается мировая торговля, а электронные деньги – дитя глобального круглосуточного обмена, который девятым валом катится вслед за солнцем…

Обмен в общине существовал задолго до эпохи частнособственнических отношений. На протяжении 200 тыс. лет внутри общины средства существования распределялись, исходя из целесообразности выживания. В этом и была справедливость распределения жизненных благ общины между всеми ее членами.

________________

Первая, вторая и третья главы[2 - Речь идет о томе 1 «Капитала». (Здесь и далее, кроме особо оговоренных, примечания автора.)] очень важны для понимания того, каким образом современные деньги диалектически вернулись в свою исходную точку – в абстрактные деньги. Деньги вообще. Отражающие товарный обмен вообще. Всеобщий абстрактный обмен товаров. У Маркса в этих главах всё по полочкам разложено. Показан процесс развития товарного обмена, отраженный в процессе развития денег. Понимание того, как возникают деньги, важно с точки зрения открытия Маркса, что новые деньги возникают в производстве, но реализоваться (материализоваться) они могут только в обмене товаров.

И если раньше необходимо было для удовлетворения обмена новых товаров добавлять в оборот новое золото, то сегодня необходимо добавлять новый кредит! Потому что они, деньги, – абстрактные деньги, привязаны к вообще обороту всех товаров, к обороту вообще, абстрактному обороту.

Переход к абстрактным деньгам важен с точки зрения того, каким образом капитал превращается обратно в ресурс, который все еще имеет родимые пятна капитала, но уже находится за его границами.

Абстрактные деньги появляются в древней общине, когда разделение труда порождает обмен внутри общины. Обмен всего того, что находилось внутри общины, был обменом вообще, абстрактным обменом справедливости. Возникновение новых дополнительных абстрактных денег напрямую было связано с потенциалом общины. Поэтому ресурс был той причиной, которая порождала новые абстрактные деньги как возрастающую справедливость. Потенциальные возможности общины выражены в ее ресурсе: в общинном поле, общинном стаде, в навыках и умении изготовления орудий труда и оружия, в сильных мужчинах и выносливых женщинах, в организованности племени, во всем том, что обеспечивает развитие и воспроизводство. Абстрактные деньги выражались в справедливости – в еще более неуловимой субстанции, которая определяла обмен внутри общины на протяжении более 200 тыс. лет – длительной общественно-собственнической эпохи.

Как только обмен выходит за пределы общины, абстрактный эквивалент справедливости уступает место единичному обмену, который только и может быть материальным обменом. Абстрактные деньги племени, как справедливость, должны уже сами соизмеряться с другой справедливостью другого племени. Именно поэтому они не могут быть эквивалентом в единичном межплеменном обмене. Материализация этого обмена осуществлялась в товарных деньгах. Абстрактные деньги устремились к своей противоположности, чтобы диалектически снять противоречие между абстрактным и реальным, между развившимся разделением труда и, соответственно, шагнувшим за пределы общины обменом. Любая вещь, наиболее понятная в ее ценности, могла стать эквивалентом нового обмена в узком единичном обмене, но не в торговле.

Торговля потребовала нового, удобного эквивалента обмена – металлических денег. Серебро и золото стали отражением стремительно развивающегося обмена. Этому процессу не смогли помешать даже феодальная раздробленность и зарождение национальных государств с их границами и их национальными деньгами. Металлическим деньгам обмен уготовил ту же учесть, что и предшественникам.

Товарная река стала вымывать золото из товарного обмена. Всемирная торговля воспользовалась изобретением китайцев – бумажными деньгами, т.к. обмен между континентами стал вытеснять золото из реального оборота. Потребовалось что-то менее материальное, чтобы удовлетворять нарастающую лавину разнообразного товарного обмена. Несмотря на то, что золото продолжало цепляться за бумажные деньги, а впоследствии присутствовало в безналичном обороте, диалектическое движение всемирного обмена потребовало перейти к новой форме отражения реальных глобальных процессов. Другого способа, как отразить всё разнообразие и величину всемирного обмена, где даже внутренний национальный обмен имеет все признаки всемирного, глобального обмена, кроме как в абстрактном обмене, т.е. в обмене вообще, не представляется. Обмен вообще как таковой порождает деньги вообще как таковые, т.е. абстрактные деньги, возрастание которых возможно в реализации ресурса общества.

Теперь потенциал общества, потенциал ресурса общества определяет не только величину абстрактных денег для устойчивого оборота товарной массы, но и возрастание абстрактных денег от скорости возрастания ресурса. Современной формой функционирования абстрактных денег в капиталистической действительности является кредит центрального банка как кредитора последней инстанции. Естественным шагом в процессе оценки ресурса общества является межотраслевой-межсекторный баланс.

____________________

Деньги не являются порождением капитализма, деньги возникли задолго до капитализма и даже задолго до частной собственности на средства производства. Деньги возникли в эпоху общественной собственности на средства производства как результат взаимодействия общин, результат взаимного общения и обмена общин.

К. Маркс пишет:

«Уже раньше я указывал, что деньги вообще первоначально развиваются при обмене продуктов между различными общинами. Поэтому торговля деньгами, торговля денежным товаром развивается прежде всего из международных сношений»[3 - Маркс К. Капитал. Т. 3. Ч. I // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 25. Ч. I. М.: ГИПЛ, 1961. С. 348—350.].

И далее у К. Маркса есть еще одно место:

«Таким образом, независимо от подчинения цен и их движения закону стоимости, будет совершенно правильно рассматривать стоимости товаров не только теоретически, но и исторически как prius цен производства. Это относится к таким общественным условиям, когда работнику принадлежат средства производства; таково положение, как в старом, так и в современном мире, крестьянина, живущего собственным трудом и владеющего землей, и ремесленника. Это согласуется и с тем высказанным нами ранее мнением, что развитие продуктов в товары возникает вследствие обмена между различными общинами, а не между членами одной и той же общины. Сказанное относится как к этому первобытному состоянию, так и к позднейшим общественным отношениям, основанным на рабстве и крепостничестве, а также к цеховой организации ремесла, пока средства производства, закрепленные в каждой отрасли производства, лишь с трудом могут быть перенесены из одной сферы в другую, и потому разные сферы производства относятся друг к другу до известной степени так же, как разные страны или коммунистические общины»[4 - Там же. С. 194.].

Исследуя вопрос разделения труда, я также пришел к выводу, что деньги возникли задолго до рабовладения, а потом посмотрел у Маркса, и опять этот «старикашка» меня опередил.

В современной капиталистической форме они развились в констатацию самого? лишь факта абстрактного обмена, всеобщего обмена как такового, а скорость этого всемирного материального обмена реализовалась в электронных деньгах – в форме, в которой только и возможно реализовать всё разнообразие и астрономическую величину разнообразнейших обменов.

Конечно, капитализм превратил деньги в капитал, и именно в форме капитала они противостоят человеку в отчужденной форме и, соответственно, его человеческим цивилизационным ценностям. В действительности переход состоит в том, что деньги должны выступать констатацией имеющихся у человечества ресурсов в их возможной концентрированной форме. Так вот, превращение в ходе развития денег из формы капитала в форму ресурса составляет суть и отражение отношений в социализме, в противоположность капиталистическим отношениям.

Выступая в древнейших обществах в форме ресурса, деньги прошли свой путь до капитала, чтобы вновь возвратиться к своей гуманистической сущности развития – стать отражением ресурсов общества.

Классики, выдвигая тезис об исчезновении денег в социализме, исходили из того, что исчезновение обмена повлечет за собой исчезновение его производного – денег. На мой взгляд, обмен как изобретение людей соизмерить различное в общем – человека в обществе, как сказал Даль, «каждого из людей», – будет в более развитой форме, но он будет всегда, он есть сущность нашего общества. Возможно, он не будет выступать в антагонистических формах, но обмен, по моему мнению, будет выражен в абстрактных деньгах – в справедливости общества, обусловленной оптимальным его развитием.

_____________________

В январе 2021 г. Сбербанк решил создать свою валюту, несмотря на запреты в законодательстве Российской Федерации. Борьба за эмиссию. Это не борьба Грефа и Набиуллиной[5 - Герман Греф – председатель правления ПАО Сбербанк России (на 2024); Эльвира Набиуллина – председатель Банка России (на 2024).], хотя они как свободные личности могут выражать собственную позицию и отстаивать, соответственно, собственные интересы. Это отражение диалектического процесса, когда корпорации в рамках национального государства перерастают его по своему могуществу и возможностям.

Общество, по мере того как оно продвигается в своем развитии, вынуждено всё еще использовать институт национального государства для решения множества общих задач: военная сила как аргумент в экономической конкуренции; спасатели как необходимость в чрезвычайных ситуациях; общее здравоохранение как ответ на вызов природы, и т. д. В это же время корпорация по мере наращивания могущества, таким образом становясь свободной от государства, уже претендует на организацию и управление общественной жизнью.

Если на Западе корпорации исторически не обременены социальными обязательствами, вернее, были ограничены обществом в этом занятии (К. Маркс), то современные российские капиталистические корпорации тяготеют к организации монополии во всех сферах общественной жизни в силу исторического опыта советского периода. Все эти экосистемы, от услуг такси до доставки еды, организуемые банком, подтверждают сказанное.

По отчетам, на 1 января 2021 года активы Сбербанка составили 33,1 трлн руб., в то время как Центрального банка – 43,9 трлн руб. Самое время заявить на новые экономические права, подкрепленные политической властью той группы крупной буржуазии, которая развивает свое дело в форме инициатив Грефа.

За всяким историческим (на поверхности политическим) процессом стоит диалектический процесс.

___________________

В нашей человеческой истории экономические кризисы оголяют сущность общественного воспроизводства. Они показывают, сбрасывая шелуху спекуляции, реальный ресурс общества. Этот ресурс на каждом этапе развития принимает специфическую форму: рабы, земля, капитал… Эти специфические формы средств нашего общественного производства, дополненные знаниями и умениями, выражены в общественных отношениях через деньги. Но исчезновение денег, как выражение нарушения общественного обмена и его концентрации в тех или иных частях общества, не приводит к исчезновению земли, домов, дорог, заводов, станков, автомобилей и других материальных вещей, которые общество использует как средства производства материальных благ. Исчезновение денег во время кризиса не приводит к исчезновению знаний, навыков, умений и определенных талантов. Нарушаются концентрация и ускоренный обмен, который обеспечивали деньги. Ресурс общества не исчезает, поэтому задача состоит в восстановлении обычного обмена между людьми.

ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ДЕНЕГ

Деньги – это обменивающиеся товары. Сколько в экономике товаров, столько и денег, с учетом скорости их оборота. Обмен товаров говорит только о том, сколько денег необходимо для осуществления указанного обмена.