banner banner banner
За границей капитала: предпосылки. Том первый
За границей капитала: предпосылки. Том первый
Оценить:
 Рейтинг: 0

За границей капитала: предпосылки. Том первый


Казус заморозки в 2022 году активов русского Центрального банка, которые хранились на корреспондентских счетах в евро и долларах, никаким образом не отразился на реальном производстве. При этом русский Центральный банк мог учесть замороженные активы как проданные против эмиссии рублей и таким образом возвратить их в виде рублевых активов. Манипуляции Центрального банка с активами и в первом, и во втором случаях никак не могли отразиться на производственном процессе, так как происходили бы вне такового.

Кредитор последней инстанции – это черная дыра для реального производства. В нем деньги для стороннего наблюдателя, стоящего в сфере производства, появляются ниоткуда и исчезают в никуда. Деньги кредитора последней инстанции только тогда деньги, когда они могут соотнестись с производством и оборотом товаров. Лишние деньги в обороте представляют эрзац-деньги – источник инфляционных процессов, которые нарушают распределение жизненных средств и ведут к множеству социально-экономическим проблем. Поэтому кредитор последней инстанции на законодательном уровне ограничен в эмиссии денег, которую он может предоставить участникам производства и торговли через коммерческие банки.

Для оценки объема эмиссии был создан механизм кредита, когда эмпирическим путем сложилась система, где на нижнем уровне находится производство (торговля); над ним – коммерческие банки, своеобразные оценщики рисков; на верхнем уровне – кредитор последней инстанции, наделенный функцией первичного кредита. Центральный банк исключительно под разнообразные имеющиеся и будущие ресурсы кредитует коммерческие банки, которые оценивают производство и следующую за ним торговлю в необходимости дополнительных денег.

Уже сама структура системы указывает нам на то, что деньги создаются в производстве, т.к. кредитор последней инстанции ограничен в эмиссии логикой его денежно-кредитной политики, нацеленной на устойчивость всей банковской системы, а торговля есть всего лишь производное от процесса производства. Создание дополнительных товаров, т.е. расширение производства, требует дополнительных оборотных средств. Таким образом, деньги создаются в производстве, но реализоваться могут в торговле, а материализация их происходит в кредите, который через коммерческий банк поступает от кредитора последней инстанции в оборот. Указанный процесс должен был реализоваться в абстрактных деньгах, указывающих на всеобщность оборота как абстрактного товарного оборота общества. Только в том случае кредит кредитора последней инстанции может обеспечить нормальное функционирование всей денежной системы, когда ему нет никакой необходимости рассматривать какой-либо товар в качестве всеобщего эквивалента; достаточно через заем коммерческих банков знать, сколько товаров создается и обращается в обществе.

В сущности, новые деньги, возникающие в производстве, – это прибавочный продукт. Так как они находятся в виде разнообразных новых товаров, то для того, чтобы товары превратились в деньги, они должны обменяться, потому что деньги – это обменивающиеся товары. Несомненно и то, что чтобы обмен протекал плавно, он обязательно должен совершаться через всеобщий эквивалент, который в современных условиях не представляет никакого товара. Отсюда кредит кредитора последней инстанции выступает в роли материализатора денег. Условием указанной материализации служит реальное наличие ресурсов, которые в товарной форме оборачиваются в обществе.

Обернувшись, деньги возвращаются кредитору последней инстанции с процентами, которые являются определенной частью прибавочного продукта, распределенного в пользу банкиров. Поэтому в обороте остается только та часть денег, которая соответствует прибавочному продукту и позволяет ему оборачиваться среди конечных потребителей.

Важным свойством кредитора последней инстанции является то, что он никогда не может разориться, пока существует реальное производство, отражением которого является кредитор последней инстанции. Он является отражением общественного воспроизводства, совершаемого с реальными вещами в реальном мире производственных отношений.

Условия, в которых реализуются абстрактные деньги, затрагивают оборот иностранных денег в национальном общественном воспроизводстве, но мы рассмотрим только ту часть оборота иностранных денег, которая относится к прямым иностранным инвестициям, т.е. деньгам, поступающим в сферу производственного потребления, в создание нового производства. Необходимо отметить, что иностранные деньги, поступающие в национальное общественное воспроизводство, также появляются в национальном обороте ниоткуда, как и эмиссия кредитора последней инстанции, и трудно сказать, какая их часть является деньгами, а какая только их иллюзией – эрзац-деньгами, порожденными необоснованной эмиссией иностранных кредиторов последней инстанции. Появившись ниоткуда и в любом количестве, иностранные деньги требуют обмена на национальную валюту в той пропорции, которая связана с услугами и работами, сырьем и материалами национальных производителей. Другого способа, как произвести эмиссию национальной валюты, чтобы уже на нее произвести оплату национальным производителям, участвующим прямо или опосредованно в создании нового производства, у кредитора последней инстанции не существует. Появившись ниоткуда, как лишние деньги в обороте, они не вызывают инфляционных процессов, потому что поступают в сферу производственного потребления. В этом случае прежде чем они начнут свое движение, им всегда противостоят товары, кроме тех редких случаев, когда конечный спрос в сфере личного потребления превысил определенную величину нормального роста потребления, что отразилось на потребности резкого расширения производства, для которого нет необходимых материальных и профессиональных ресурсов в сфере производственного потребления.

Иностранные инвестиции всегда приходят в национальный оборот соизмеримо величине имеющихся ресурсов, необходимых для создания нового производства, и соизмеримо спросу и величине его нормального роста. Таким образом, и эмиссия кредитора последней инстанции, направляемая на создание нового производства, соизмеримая с имеющимися ресурсами, со спросом и его нормальным ростом, не только не вызывает инфляционных процессов, но, наоборот, ограничивает их проявление. Оборот капитала в инвестиционном процессе создает товарную массу на всем протяжении инвестиционного процесса – создания нового производства, в девять раз большую, чем деньги, поступающие в сферу личного потребления как лишние в данный инвестиционный период деньги. При этом совокупность всего оборота иностранных инвестиций как уже национального капитала затрагивает опосредованно расширение производства предметов личного потребления. Если учесть тот факт, что часть денег, поступившая в сферу личного потребления, уйдет на накопления, то в реальном процессе оборота иностранных инвестиций в национальном воспроизводстве процессы инфляции на практике не наблюдаются.

Иностранные инвестиции приобретают сакральную сущность для национального развития исключительно в силу того, что у кредитора последней инстанции отсутствует возможность определять наличие ресурсов для расширенного развития и собственно развития спроса для принятия решения создания нового или расширения действующего производства. Коммерческие банки, выполняющие роль тех самых исследователей, фильтрующих предложения развития, могут быть ограничены кредитором последней инстанции через денежно-кредитную политику, уменьшая или увеличивая инвестиционный процесс. Таким образом, при определенных условиях эмиссия кредитора последней инстанции может заменить иностранные инвестиции в проектах развития.

С точки зрения процесса обобществления как когда-то товарные деньги, проникая в общинные отношения, разрушали общину, так и иностранные инвестиции, т.е. деньги, поступающие извне, разрушают национальное государство, размывают его границы на величину доли иностранных инвестиций в общем процессе национального воспроизводства.

Наличие абстрактных денег, механизма их воспроизводства в капиталистических отношениях указывает на сдвиг в само?й сущности капитала, которая при абстрактных деньгах и новом уровне всеобщности производственного процесса, в котором опосредованно участвует всё общество, должна приобрести некую новую «справедливость», отличную от капиталистической справедливости распределения прибавочного продукта. При этом частная инициатива должна реализоваться с наибольшей для себя эффективностью через общественный интерес в той же мере, в какой общественный интерес интенсивно реализуется через частную инициативу.

____________________

[Капитализм начинает свое движение задолго до того момента, когда он станет доминировать в мире. Он зарождается в феодализме, он черпает свои силы из меняющихся феодальных отношений, шаг за шагом пробивая себе дорогу сквозь запреты феодального способа производства, сословных и иных наследственных ограничений. Первые документальные упоминания об этом сословии феодального общества мы находим в IX веке:

«Притом епископ, управляющий городом, является до известной степени муниципальным магистратом: юридически, хотя не всегда фактически, граждане принимают участие в его избрании; он сам назначает асессоров, то есть уполномоченных, которые судят и управляют от его имени; он выбирает их из среды буржуазии и таким образом со своей стороны содействует подготовке муниципального строя. Примером такого устройства может служить Милан. В IX в. власть архиепископа там безгранична, но город обнаруживает необыкновенную живучесть…»[8 - Лависс Э., Рамбо А. Эпоха крестовых походов. М.: Полигон, 2007. С. 148.]

Постепенно процесс развития капиталистических отношений набирает силу в новых формах устройства социальной жизни:

«Итак, в конце XI и в первой половине XII в. совершается революция, благодаря которой епископское управление во многих городах заменяется муниципальной автономией. В Ломбардии одним из признаков этой революции является распространение консулата, который уже и раньше встречается в некоторых итальянских городах, например, в Вероне, Орвието, Равенне и др. В 1093 г. консулы появляются в Бландрате, в 1095-м – в Асти, в 1109-м – в Комо, в 1107-м – в Милане, в 1115-м – в Гвастале, в 1126-м – в Пьяченце, в 1150-м – в Модене и т.д., а за пределами Ломбардии в 1094-м – в Пизе, в 1099-м – в Генуе и т. д.

Муниципальное управление состоит из трех основных элементов: консулов, совета и народного собрания. Консулы являются администраторами, судьями и военачальниками. В некоторых городах каждое сословие назначает своих консулов. Дело в том, что муниципия заключает в себе соперничающие сословия: знать (milites, capitanei, valvassores), буржуазию и чернь»[9 - Там же. С. 160—161.].

Но это еще не капитализм. Это только начало долгого пути к буржуазной свободе.

«Историк Фридриха Барбароссы [начало XII в.] Оттон Фрейзингенский описал, не без некоторого негодования, управление этих городов, где знать должна действовать заодно с буржуазией, где люди низкого происхождения – мастеровые, занимающиеся «презренными ремеслами», – могут носить оружие, предоставленное в других местах только рыцарям, и достигать в городском управлении почетных должностей. Но он признает, что благодаря этому устройству итальянские города «превзошли богатством и могуществом все остальные города мира»[10 - Там же. С. 163.].

Классики марксизма указывают на XIII в. как на зарю капиталистической эпохи, как на новые отношения, вышедшие из тени феодализма, на буржуазию, заявившую на бо?льшее в истории, чем быть только слугой старой аристократии. Она хочет быть новой аристократией:

«„Манифест“ воздает полную справедливость той революционной роли, которую капитализм сыграл в прошлом. Первой капиталистической нацией была Италия. Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры отмечены колоссальной фигурой. Это – итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени. Теперь, как и в 1300 г., наступает новая историческая эра»[11 - Манифест коммунистической партии. Энгельс Ф. Предисловие к итальянскому изданию // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 22. М.: ИПЛ, 1961. С. 382.].

Но потребовалось еще три столетия развития феодализма и становления капитализма, прежде чем Первая буржуазная революция в Голландии провозгласила во 2-й пол. XVI в. (1572—1576) доминанту буржуазии в общественных отношениях. Каждое общество подходило к своим буржуазным революциям в разное время, поэтому необходимо было немалое время, пока капиталистические отношения не охватили Западную Европу. В XVII в. революция в Англии; конец XVIII – начало XIX в. – Великая французская революция; наполеоновские войны и объединение Германии были единым процессом перехода к главенству буржуазного класса.

Время, когда буржуазный класс превратился в доминирующий класс и диктует человеческому обществу свои идеи развития, моду и порядки, составляет всего два века. Эти два века понадобились ему, чтобы пройти этап пролетаризации от мануфактуры к фабрике и далее к индустриальному производству. Только сейчас капитализм приступил к своей основной исторической задаче – объединения человечества, разрушения национальных границ и создания единого, без каких-либо ограничений, глобального обмена материальными и интеллектуальными благами. Только сейчас капитализм сделал очередной шаг к смене способа производства, интерпретированный в теории Элвина Тоффлера как информационное общество, что отражает сдвиги в способе производства:

«Самым важным (и неистощимым) сырьем для цивилизации Третьей волны станет информация, включая воображение. С помощью информации и воображения найдут замену многим истощимым ресурсам, хотя эта замена часто будет сопровождаться серьезными экономическими потрясениями. (…)

Информация приобретет большую ценность, чем когда-либо, и новая цивилизация перестроит систему образования и научных исследований, а кроме того, реорганизует средства массовой информации»[12 - Тоффлер Э. Третья волна // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков: в 5 т. / сопред. редкол. Г. Г. Фетисов, А. Г. Худокормов. Т. IV: Век глобальных трансформаций. М.: Мысль, 2004. С. 448.].

Доступность информации, способы ее обработки и обмена становятся определяющими в уровне развития общества, а также в способе производства. Но человеческое общество всегда было информационным:

«Есть все основания считать, что в основе коллективного взаимодействия лежит передача и умножение обобщенной информации. Именно такие процессы связаны с деятельностью разума и мозга человека. Действительно, распространение и передача информации – технологий и знаний, обычаев и культуры, религии и, наконец, науки – путем необратимой и разветвленной цепной реакции есть то, что качественно отличает человека и человечество в своем развитии. (…) Эти представления приводят к выводу о том, что своим развитием человечество обязано разуму, интеллекту человека, его способности получать, осмысливать и передавать информацию и представления об окружающем нас мире, включая и мир самого человека»[13 - Капица С. П. Глобальная демографическая революция и будущее человечества: доклад на заседании Президиума РАН. 24.02.2003.].

Именно информация, вернее способность людей оперировать информацией, не только определяет наши экономические возможности, но объединяет всех людей в единую систему – человечество. То, что было движителем нашего развития на протяжении всей истории, то, что было скрытой энергией на пути к цивилизации, свободе и гуманизму, в социализме становится определяющим и выступает как новый способ производства.

Отсюда мы можем предположить, какие социальные силы будут доминировать в социализме.

Только сейчас, в XXI в., закончился период становления капитализма. Все этапы развития этой социально-экономической формации: зарождение, первоначальное накопление капитала, индустриальные революции, империализм, постиндустриальные и информационные общества – для правильного понимания необходимо объединить как этап становления. Дальнейшее развитие капитализма должно подготовить условия перехода к новым отношениям.]

[Каждый раз, когда я слышу в прессе отголоски каких-то дискуссий, споров и интеллектуальных битв относительно капитализма или социализма, хочется взяться за перо, но внимательно перечитав статьи, желание написать откладываешь в долгий ящик, т.к. в них больше политики, чем науки, больше лозунгов, чем научных понятий, больше эмоций, чем диалектической логики. Особенно меня умиляют а-ля научные разговоры о социализме как первой фазе чего-то большего. Понятие «коммунизм» Маркс и Энгельс вводят в научный и политический оборот намеренно, чтобы дистанцироваться от множества «социализмов»[14 - Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 4. М.: ГИПЛ, 1955. С. 419—459; Анти-Дюринг // Там же. Т. 20. М.: ГИПЛ, 1961. С. 1—338.], которые расплодились к тому времени и которые могли, кроме научного поиска ответов на сложные вопросы развития, представлять собой всего лишь мечты добропорядочного бюргера о счастье и справедливости. Вводя понятие «коммунизм», Маркс и Энгельс подчеркивали значение и научность своей теории об обществе, следующем за капитализмом. Оборачиваясь на историю человечества, они понимали, что каждая общественно-экономическая эпоха шаг за шагом, этап за этапом проходит свой диалектический путь становления, развития, доминирования и угасания. И даже тогда, когда определенные экономические отношения доминируют в обществе, в нем все равно, как генетическая память, сохраняются отношения ушедших и будущих времен. Они размыты, искажены, а некоторые всё еще экономически состоятельны, поэтому для обывателя, сделавшего шаг вперед в развитии, уже кажутся дикостью, как рабы в XXI в.[15 - Глобальный план действий Организации Объединенных Наций по борьбе с торговлей людьми. Резолюция 64/293 // Генеральная Ассамблея. Нью-Йорк, 30.07.2010. 15 с.] Сами доминирующие отношения со временем меняются и предстают перед нами в веренице форм. Так, европейский феодализм VI в. отличается от феодализма IX в., когда зарождается капитализм; а феодализм XII в. кроме раскрепощения крестьянства формирует национальные государства, воплощенные в различных формах абсолютизма монарха. Эти формы меняются от века к веку, и феодализм XVI в. уже настолько искажен новыми капиталистическими отношениями, что некоторые историки предлагают считать монархии низвержением феодальных отношений, где старые вассальные отношения родовых фамилий сосуществуют с новыми служивыми феодалами – дворянством, которое службой монарху получило собственность и привилегии. Формы всего лишь отражают изменения сущности, но пока сущность остается феодальной, все изменившиеся формы будут феодальными. Сколько этапов в своем развитии преодолел феодализм с V в.? С точки зрения крестьянства, людей, работающих на земле, путь состоял из рабства; полурабства – крепостничества, т.е. прикрепления к сеньору; далее прикрепления к земле, то есть классического феодализма; освобождения от крепостничества; рентных земельных отношений; освобождения от земли; и, наконец, пролетаризации. С точки зрения феодалов: сеньориальный период разрушения рабства, переход на феодальные отношения, крепостничество, открепление крестьянства, абсолютистский период.

Метаморфозам развития подвергались родоплеменные отношения, рабовладельческие; как, впрочем, изменениям подвергается и капитализм, который стал доминировать в Голландии со 2-й пол. XVI в., а с XIX в. в мире. Поэтому говорить только о двух этапах следующей за временем скромного обаяния буржуазии некапиталистической эпохи, наверное, не совсем точно. А утверждать, что на первом этапе коммунистической эпохи действуют иные экономические законы, иные экономические отношения, чем на втором, научно несостоятельно. Рабовладение и в ХХI в. рабовладение, потому что это определенная форма экономических отношений. Капиталистические отношения также определены Марксом точно. Если в рабовладении на одной стороне стоит несвободная, порабощенная личность, а на другой – собственник средств производства, то для того чтобы реализовался капитализм, потребовалась целая промежуточная эпоха развития производительных сил, превратившая несвободного раба в свободного рабочего, а капитал освободившая от цеховой и аристократической монополии. Свобода рабочего и свобода капитала как свобода торговли – два условия, определяющие буржуазные отношения как капитализм[16 - Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 23. М.: ГИПЛ, 1960. С. 178—179.]. Свобода капитала, то есть зарождение капитализма, возникает в IX в., когда прежде всего торговый капитал использует свободных наемных людей, а в городах Италии буржуазия всё чаще получает власть управления общиной, пусть даже под контролем епископов[17 - Лависс Э., Рамбо А. Эпоха крестовых походов. М.: Полигон, 2007. С. 158, 160—161.]. Капитализм – это когда свободный рабочий противостоит собственнику средств производства. Именно поэтому мы можем определить зарождение капиталистических отношений: за семь веков до первой буржуазной революции, которую возглавила феодальная аристократия, присоединившая к своему наследственному праву капиталистическую мануфактуру как основной источник своего дохода. Капиталистические отношения зарождаются в феодализме, развиваются в феодализме, но они точно определены, их не спутаешь с рабовладением или с феодальными отношениями, где собственник земли как основного средства производства использует труд наполовину свободных людей, силой перераспределяя часть их труда в свою пользу. Насилие формализовано в наследственное право собственности на средства производства в ремесле и на землю.

Исторический процесс показывает, откуда к нам придет социализм, как он зародится в капитализме и как будет развиваться в капиталистических отношениях, задолго до того, когда эти отношения станут доминировать в обществе. Социалистические (коммунистические, хотя это одно и то же) отношения также нельзя спутать ни с какими другими, потому что они точно определены. Свободный рабочий должен превратиться в собственника средств производства; одновременно с этим и наравне с рабочими все остальные члены общества должны стать собственниками средств производства. Процесс обобществления в капитализме вначале в единичных случаях, фрагментарен; постепенно охватывает всё общество, все классы, все социальные группы точно так же, как это происходило в родоплеменных отношениях – первобытно-коммунистических, в рабовладении или в феодализме. Процесс обобществления объективен, он не зависит от воли отдельного человека или людей. В его основе лежат изменения материальных условий общественного производства, такие изменения, которые через различные формы обеспечат возможность всем членам общества владеть, использовать и распоряжаться средствами производства. При этом объективно с ростом производительных сил рабочий класс, занятый в материальном производстве, будет сокращаться, делая несостоятельным политический лозунг «землю – крестьянам, фабрики – рабочим». Уже сегодня в материальном производстве даже в России занято только около 22,4% от всего населения[18 - Труд и занятость в России – 2009. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2009.]. Наметилась тенденция сокращения рабочих и в сфере оборота. Это связано прежде всего с возможностью дистанционно соизмерить финансовые возможности человека с его потребностями, когда, посетив магазин, он не найдет там продавцов, а также с развитием интернет-торговли.

На одну из форм обобществления средств производства в рамках капиталистических отношений нам указал Маркс; это акционерные общества[19 - Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 25. Ч. I. М.: ГИПЛ, 1961. С. 479—480.]. Это достаточно гибкая общественная форма капитала, позволяющая обществу регулировать общественное производство, его необходимость и величину. Человек сам, своим частным капиталом, через владение акциями голосует (использует и распоряжается) за развитие того или иного производства, той или иной потребности. Со времен своего зарождения акционерный капитал проделал путь в 500 лет, и наибольшего своего развития он достиг на Американском континенте[20 - Кочетков Г. Б., Супян В. Б. Корпорация: американская модель. СПб., 2005. С. 9, 36; Экономика США / под ред. В. Б. Супяна. СПб., 2003. С. 51, 54, 55.].

Исторический опыт подсказывает, что доминирующий класс с определенного уровня развития производительных сил сам стремится перейти на новый способ производства как наиболее оптимальный способ получения максимальной выгоды. Рабовладельцы освобождали своих рабов и прикрепляли их к своей земле, видя, что такая организация хозяйства экономически более выгодна, а феодальная знать начиная с XII в. издавала «хартии свободы»[21 - Лависс Э., Рамбо А. Эпоха крестовых походов. М.: Полигон, 2007. С. 15—16.] и открепляла крестьян от себя и от земли, создавая новый порядок и условия для массовой пролетаризации крестьянства. Так и класс капиталистов с определенного момента станет передавать средства производства обществу, потому что именно такая организация будет экономически целесообразна. Но и средства производства должны измениться таким образом, чтобы ими могли воспользоваться все. Только с интернетом и облачными технологиями возникают определенные условия, когда мощные вычислительные средства, способные создавать очень сложные технические объекты любого уровня, могут быть доступны для всех. Компания AutoDesk Inc. предложила всем желающим воспользоваться ее программами архитектуры, дизайна, технологических и инженерных вычислений через облачные технологии. Альтруизм продиктован возможностью заполучить миллионы инженеров, дизайнеров, архитекторов для решения грандиозных задач развития. Всё это происходит в капиталистических условиях, и процесс в действительности займет не одно столетие, прежде чем обобществление достигнет вершин социалистических отношений.

С точки зрения изложенного становится понятна история развития русского капитализма, в особенности его советского периода, когда рабочий класс и колхозное крестьянство, формально свободные, но всё еще «прописанные и приписанные», работают по найму на капиталистических предприятиях, которыми через сложную систему партийной зависимости, похожей на феодальный оммаж и феод, владеет, использует и распоряжается партийная верхушка.

Поэтому, поднявшись над бурлящим морем человеческих страстей, триумфов и трагедий, можно понять единый глобальный процесс развития русского общества и ответить на вопрос «почему»… Почему наша веселая капиталистическая действительность со всеми ее прелестями разбоя, афер и махинаций, со скромным обаянием буржуазии, диктующей обществу свои идеи развития, политику и моду, вдруг стала доминировать в общественных отношениях? И ответ я нахожу у Маркса. Но он гораздо сложнее того ответа, что один троечник, болтун и демагог вместе с предателем и пьяницей, а также кучка младоленинградцев[22 - М. Горбачёв, А. Яковлев, Б. Ельцин, Е. Гайдар, А. Чубайс.] смогли изменить социально-экономический уклад уже почти бесклассового общества, одной ногой стоящего в коммунизме.

Вся история человечества – это бесконечные войны, вероломные предательства, победы и поражения. И только немногие из этих печальных или величественных страниц ложатся на историю переходов от одной социально-экономической формации к другой. И Маркс указывает, что иные причины лежат в основе этих переходов: «Ученический вздор! Радикальная социальная революция связана с определенными историческими условиями экономического развития; последние являются ее предпосылкой»[23 - Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия» // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 18. М.: ГИПЛ, 1961. С. 612.]. ]

[Культура – самое бесполезное явление для функционирования жизни[24 - Только приобретая эту бесполезность, человек становится человеком.]. Всякое живое существо несет в себе одну-единственную функцию – воспроизвести самого себя. Все остальные действия, совершаемые живыми существами, являются производными вышеуказанной функции. Но человек развился до того состояния, когда четыре главных производных: обеспечение кислородом, обеспечение водой, обеспечение энергией и строительным материалом (пища) и обеспечение средой обитания – вынуждены дополняться культурой, т.е. отношением к другому индивиду и к окружающему миру, и тем самым обеспечивать себе оптимальную для воспроизводства среду и оптимальное обеспечение другими тремя производными.

Без кислорода человек проживет не более 5 минут, без воды – не более 7—10 дней, без пищи – 30—40 дней, без одежды, тепла и периодического безопасного сна – не более 60—90 дней. Это главные факторы, обуславливающие нашу жизнь и наше воспроизводство. Без вилки, галстука и крема L’Oreal человек проживет всю отведенную ему жизнь!

Культура зародилась, по разным данным, в промежутке от 40 до 70 тыс. лет до н. э. Находки во Франции и в Южной Африке – подтверждение этому. Тогда-то человек, вернее, человеческое сообщество стало формировать в человеке производную второго порядка – культуру. Отсюда культура есть отношение человека к окружающей его среде. Изменение среды, равно как и самого человека, определяет его изменившиеся отношения к миру, определяет его культуру, соответственно и все остальные производные более высокого порядка: этику, эстетику, стыд, совесть, свободу, право, моду, власть, дружбу, честность, правду и т. д. Всё это наталкивает нас на мысль, что указанные производные изменяются во времени сообразно тому, как изменялись среда и человек.

Другие определения культуры:

«…Культура является результатом постоянного совершенствования, вытекающего из процессов получения знаний обо всём, что нас касается, ее составляет всё лучшее, что было сказано и помыслено» (Арнольд, 1882);

«Культура – разумный компромисс между природами человека: психофизическим выживанием и бытием его души. Культура – умение жить, технологии достойной жизни, плод цивилизации, выращенный из семени разума. Культура – эквивалент разума, его материализация. Человек культурен в меру своей разумности. Культуре изначально противостоит дикость, но в современном обществе, скорее, развращенность ума. Чтобы быть человеком, приходится не только пользоваться, но и самому воссоздавать культуру мира, в котором приходится жить. Культура – мера достоинства человека» (Т. Ахтман);

«Весь окружающий нас мир – это мир культуры. Культура – многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности. Культура представляет главный смысл и главную ценность существования человечества. Реализующееся в деятельности единство субъективного и объективного позволяет понимать культуру как систему вне биологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе» (Википедия).

Все эти определения описывают, собственно, производную второго порядка и ее функцию обеспечить для человека возможность функционирования производных первого порядка – дышать, пить, кушать и жить в тепле. Особенно спорно утверждение, что культура представляет главный смысл и главную ценность существования человечества. Но обратимся к следующим определениям, т.к. все предыдущие узки и не отражают сущности явления. Материалисты, особенно диалектические, расширили узкие рамки и определили:

«Культура (лат. cultura – возделывание, обрабатывание) – социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека»[25 - Философский словарь. 1986.].

Пытливый читатель должен задать себе вопрос: поедание своего врага являлось ли культурой, то есть проявлением обычаев, традиций и естественным состоянием духовного мира человека в те далекие времена? Ответ: несомненно! Это была та культурная среда, которая пропитывала и формировала личность человека и его отношение к окружающему миру. В те времена это не было дикостью, а, наоборот, такое поведение было прогрессивным и культурным. В наши времена конкуренция с ее издержками в виде разорения неудачливого производителя, его нищеты и отчаянья, также, несомненно, является проявлением культуры. Поэтому необходимо еще немного раздвинуть рамки и не ограничиваться только прогрессивным, а в классовой трактовке социалистов (забывающих, что в диалектическом определении добро есть регресс, а зло, наоборот, есть прогресс, развитие и изменение; см. Гегеля) – правильным, добрым и полезным.

Еще немного определений: