banner banner banner
Черкасские легенды
Черкасские легенды
Оценить:
 Рейтинг: 0

Черкасские легенды

– Надеюсь, Вы поняли, что мы ведем не охранную деятельность, а обеспечиваем безопасность учащихся и вводим в процесс обучения региональный казачий компонент. Что это такое – Вам сейчас подробно объяснит наш начальник отдела военно-патриотического воспитания Лебеденко Георгий Геннадиевич. А я, извините, должен отъехать на ипподром.

Калинин вышел. Из-за соседнего стола встал высокий, рыжеватый генерал и, блеснув голубыми глазами, весело и с улыбкой сказал:

– К сожалению, и я, господа, вынужден вас оставить по делам особой государственной важности…

Приземистый и широкоплечий Лебеденко пригласил директора школы к своему столу у окна, и внимательно взглянув на него, сказал:

– Региональный казачий компонент, который мы стараемся внедрять в систему образования, это просто-напросто обычаи, культура и ценностные ориентиры казачества. О том, что казачество, как народ, существует с древнейших времен, говорят многие исторические источники. Еще в античную эпоху название казак, в греческом написании «казакос», встречается в надписях, обнаруженных в греческой колонии на берегу Дона – Танаис, изученных известным историком и археологом В.В. Латышевым. Римский географ II века Птолемей на своей карте отмечает столицу черкасов – племени, проживавшего в низовьях реки Кубань и называвших себя казаками…

Директор школы, подняв руку, вежливо остановил Лебеденко:

– Предположим, что был такой народ казаки, точнее – сословие. Но, предположим, – народ. Жил этот народ в голой степи, постоянно воевал. Что можно внедрить?

– Казачество, – Лебеденко сделал паузу, – имело глубокие демократические традиции. Казаки всегда были равны в своих правах. Атаманы, избираемые на определенный срок казачьим кругом, могли быть переизбраны в любой момент. Казаки выше всего чтили воинскую доблесть и братскую дружбу.

Из-за соседнего стола седой, уверенный в себе войсковой старшина, начальник штаба Ростовского казачьего округа Момот сказал:

– Потому-то первейшей заповедью казаков и было – «Положи жизнь за други твоя».

– Совершенно верно, – кивнул головой Лебеденко, и продолжил – казаки всегда защищали униженных и оскорбленных, и если к ним приходил такой человек, то Дон принимал его. С Дона выдачи не было. «Кланяемся тебе, белокаменная Москва, а мы казаки на Тихом Дону» – говорили казаки. Казачьи станицы принимались в Москве, как иностранные посольства, и только со времен императора Петра I они как военное сословие вошли в структуру Российского государства…

Через некоторое время Георгий Лебеденко шел по Ворошиловскому мосту на левый берег Дона. Над сверкающей на солнце рекой кружились чайки. У стены причала швартовались белые прогулочные корабли, на которых свежий порывистый ветер весело трепал разноцветные вымпелы и флаги. Кончалась весна.

В Ростовском яхт-клубе Георгия встретил владелец клуба Эдуард Борисович.

– Здравствуй, Геннадьевич. Что-то ты совсем пропал. Ну, проходи.

Они прошли в большой двухэтажный, современной постройки дом, который на сваях стоял в реке, в окружении яхт различной конструкции. На первом этаже был банкетный зал. Жена Эдуарда Борисовича, молодая, веселая и черноглазая, принесла пиво и красную рыбу, втроем они разместились у окна с видом на Дон.

– Борисович – обратился Георгий к владельцу яхт-клуба. – Я к тебе вот по какому вопросу. Сегодня у нас будет планерка по проведению Войсковых мероприятий. Давай определимся по яхтенному походу конкретно. Я тебе буду говорить, а ты поправляй.

Борисович кивнул.

– Так вот, – продолжил Георгий, – на десяти яхтах отходим от клуба в девять часов. На каждой яхте – плакаты против наркотиков.

– Плакаты готовы? – спросил Борисович.

– Готовы.

Далее проходим под мостом, идем ближе к берегу. С берега нас будет снимать телевидение. Из Ростова выходим под парусами, включаем моторы и к обеду – в Азове; там на «Месте сидения Донских казаков», проводим соревнования по военно-прикладным видам спорта, сжигаем чучело наркомании и возвращаемся в Ростов.

– А музыка? – спросила Лена.

– Да, забыл, – Георгий благодарно кивнул ей. – На флагманской яхте есть магнитофон, будем крутить казачьи песни.

– Георгий, – спросила Лена, – а зачем тебе все это нужно? Походы… Казачество… Ведь ты же, по-моему, хохол?

Георгий улыбнулся, взглянув на ее веселый вид, но ответил серьезно:

– Дело вот в чем, Лена. С давних времен в низовьях реки Кубань жили казаки-черкасы. В XIV веке соседние горские племена, в основном мусульмане, вытеснили их на Дон и на Днепр, где они основали города Черкаски. Позже черкасы смешались с половцами и составили ядро Запорожской Сечи. С половцами помешаны и донские казаки. Кстати, известный этнограф и историк Л. Гумилев пишет, что суффикс «енк» в фамилии, ну, например, Лебеденко, – тюркский, и это отличительная особенность крещеных половцев.

Лена весело рассмеялась.

– Так ты, оказывается, еще и половец! Может, твой Гумилев ошибается?

Все посмеялись, запили это дело пивом, закусили сочным, просвечивающимся на солнце кижучем, и Георгий сказал:

– Половцы в древности заселяли степь от Алтая до Днепра. Известный историк Рыбаков так описывает найденную в одной из пещер горного Алтая скульптуру хохла – половецкого воина. Хохол в переводе с готского – сын бога. Так вот, у этого половецкого воина оселедец – чуб, заправленный за левое ухо.

Георгий, улыбаясь, показал на свой зачесанный на левую сторону чуб.

– И ямка на подбородке, – и он указал себе на подбородок, который пересекала глубокая продольная борозда.

– И это все? – спросила Лена.

– Нет, не все – ответил Сергей – Как мы выяснили, черкасы ушли с Кубани в XIV веке. Но позже царица Екатерина переселила их опять на Кубань. Так вот, в станице Шкуринской – это бывшая запорожская станица, переселенная на Кубань, – оказалось в основном два вида фамилий: например, Гордиенко, Фисенко – крещеные половцы, а другие – например Будто, Крыжко, были потомками черкасов, когда-то ушедших с Кубани, а впоследствии вернувшихся туда. Девичья фамилия моей матери Льдинко.

– Значит, – удивилась Лена – ты по отцу запорожец, а по матери – черкас?

– Точно.

– Здесь без бутылки не разберешься, – сказал Борисович. – Ну-ка, Лена, принеси нам.

– Нет, нет, – запротестовал Георгий – я же говорил, у меня сегодня планерка. Давайте перенесем это на другой раз.

– Подожди, мне интересно, – сказала Лена. – А как же остальные казаки, – терские, сибирские и другие?

– Они вначале входили в состав монголо-татарского войска, но после принятия в 1312 году ханом Узбеком ислама как христиане тысячами стали уходить в бега. Их станицы добрались до самых северных краев Руси. К терским же казакам-староверам приезжал еще Иван Грозный, вызывал с Гребня стариков и дарил им земли по реке Терек. Обещал дружбу, не требуя ни подданства, ни перемены веры. Он понимал, что иметь таких союзников – большое дело! Об этом Лев Толстой писал…

– Погоди-ка, – Борисович остановил Георгия, – а в чем же их умение такое было, что ценили так этих казаков?

– Например, черкасы, – Георгий на секунду задумался. – Они были прекрасными мореходами. По реке Кубань спускались в Черное море и стали грозой проходивших мимо судов. У них был такой обычай: если кто-либо терял управление лодкой, то его оплёвывала вся станица, так сказать, воспитывала навыки через коллектив. Во время одного из походов Чингиз-хана на Кавказ, два его тумена – 20 тысяч воинов – решили пройти через земли черкасов. 10 тысяч черкасов, голые по пояс, многие стоя на лошадях, вырубили эти тумены. Тогда Чингиз-хан приказал своим войскам обойти это, как он сказал, «проклятое место». Кстати, у донских казаков фамилии русские, так как тюрская основа здесь в значительной мере разбавлена славянским элементом. У калмыцких казаков фамилии – калмыцкие, у осетинских – осетинские. И все это потому, что казачий народ, постоянно смешиваясь с соседними народами и обогащаясь их культурой, неизменно сохранял свою веру, традиции, историческую память и славное имя – казаки – свободные люди…

Вечером Калинин собрал сотрудников Военного управления на планерку. Начальник отдела образования Войска, армейский генерал в отставке Владимир Иванович Лосев доложил:

– У нас на территории Ростовской и Волгоградской областей работает казачья молодежная организация «Донцы». На ее первом съезде был создан Координационный совет, куда вошли представители Донского, Кубанского, Терского, Волжского, Калмыцкого и Астраханского войск. Задумки большие, но работа пока ведется только в плане спортивных и военно-патриотических соревнований.

– Что вы предлагаете, Владимир Иванович? – спросил Калинин.

– Мы вот с Жорой посоветовались, – генерал кивнул на Лебеденко, – решили предложить: создать в ВУЗах Ростова казачьи молодежные комитеты, которые будут организовывать казачью работу в учебных заведениях по различным направлениям: Жора уже в эту пятницу, в нашем актовом зале, собирает представителей из ведущих ВУЗов города, им будут представлены несколько докладов о казачестве, озвученных на городской краеведческой конференции. Потом по этим материалам они проведут работу в своих учебных заведениях.

– Нужно их привлечь так же к конной подготовке на ипподроме, – сказал Калинин.

– И к работе в казачьих сборах, на базе военной части особого назначения «СКИФ», – добавил Момот.

Калинин кивнул и обратился к Лебеденко:

– А что там у вас с оборонно-спортивным лагерем «Донцы» в Аксае? Доложите.