banner banner banner
Черкасские легенды
Черкасские легенды
Оценить:
 Рейтинг: 0

Черкасские легенды


Мещереков встал и заявил:

– Я такого приказа не давал.

– А у меня, – Виктор взволнованно встал, затем опять сел, – была копия этого приказа, и я, перекрикивая возмущенные возгласы казаков, показал Мещерекову этот приказ с его подписью.

– Зачем мы сюда приехали? – возмутился я. – Что здесь делаем?

Мещереков ничего не ответил, отвернулся. После этого работа по созданию казачьей республики была свернута.

– А сколько вас было в Атаманском дворце?

– Человек пятьсот, – ответил Виктор, – но мы же только представляли свои организации, за нами стояли большие силы.

– Что же произошло вслед за этим?

Виктор подумал, припоминая, затем сказал:

– Был вариант прихода к власти под видом казачьих лидеров ряда коммунистических функционеров, глав администраций. Они стали активно внедряться в казачьи ряды. С ними пошли на соглашение некоторые атаманы. Они выдвинули своего атамана Барышева, но тот не прошел. Это движение где-то через год сошло на нет.

– И этим все закончилось?

– В политическом плане – да, а в экономическом еще была кое-какая работа. Тогда любили всякие лозунги, и был такой: «Хлеб в обмен на технику». Под этот лозунг Барышев и один атаман с Кубани создали сельхозобъединение «Степь», – и, заключив договора с республиками, взяли большие кредиты. Атаман Двигин, в процессе этой деятельности, открыл крупный концерн «Казбек», в него входили кафе, заправки и многое другое. Потом все это лопнуло. Казачье движение пошло сначала, по-новому кругу, но уже более жестко управляемое и структурируемое силовыми ведомствами.

– Что же, – сказал Георгий, – у нас еще осталась казачья история, традиции и память предков.

– Будем надеяться – ответил тот.

– Хотя, конечно, – Георгий помолчал, – казачью историю можно по-разному учить. Взять, например, известную на Дону семью атаманов Фроловых. По приказу российской царицы Анны Иоанновны один из них убивает на Кубани Игната Некрасова, сподвижника Кондрата Булавина и одного из последних выборных атаманов Дона. А его предок в борьбе за возрождение казачьих вольностей умирает в эмиграции, возглавляя «Общество вольных казаков».

После обеда у участников лагеря «Донцы» был тихий час. В одной из больших армейских палаток Валентина Петровна уложила отряд младших детей. Они отдыхали на застеленных свежими простынями постелях, которые лежали прямо на свежеоструганых деревянных настилах. Дневальные подняли края палатки и побрызгали родниковой водой проход между настилами. Вокруг стояли раскаленные на солнце танки и пушки, а в палатке было прохладно. Легкий ветерок трепал края простыней и завязки на окнах. Валентина Петровна рассказывала:

– В древности в Крыму жили тавры, а по берегам Черного моря кобанские племена, или, как их еще называли, меоты. Их покорили пришедшие в степь из Нижнего Поволжь киммерийцы, а киммерийцев вытеснили из Причерноморья скифы, одни из предков казаков. Мы с вами помним, что, по казачьему словарю-справочнику, современные ученые считают предками казаков меотов, асов-аланов, которые жили по реке Дон и в Приазовье, и скифов племени кос-саки, что в переводе со скифского означает – белые олени. Скифы создали богатое государство, основой которого была торговля с греками и завоевательные походы. Скифы покорили много стран. Однажды, в 605 г. до н. э., царь завоеванной ими страны Мидии Киаксар пригласил скифских вождей на пир, и когда они напились, приказал своим стражникам перерезать их.

– У нас тоже, как сосед дядя Вова напьется, так его жена колотит, – сказал чернявый и быстроглазый Топчанов.

Все засмеялись.

– Это не очень смешно, – сказала Валентина Петровна, – однажды скифская царица послала своего сына во главе войска на лагерь врагов, враги в притворном испуге разбежались, но оставили несколько бочек с вином.

Скифы напились с радости, что победили, а враги вернулись и перебили их.

– Так и у казаков было – сказал спокойный голубоглазый Юра Дегтярев, – они однажды побили турок, пришли в казачьи земли и загуляли, а турки скрытно шли по их следам. Когда казаки напились, празднуя победу, их турки поубивали.

– Поэтому какой вывод мы должны сделать из всего вышесказанного?

– Да этот вывод сами казаки сделали, – сказал Дегтярев. – Они ввели закон: «За пьянку в походе смерть».

– Слушайте дальше, – сказала Валентина Петровна. – К берегам Скифии прибило три корабля с женщинами-воительницами, которых греки захватили в бою. Эти женщиньг перебили греков и сошли на берег. Здесь, со временем, они познакомились с сыновьями скифских вождей и поселились с ними на левом берегу Дона. Так появилось племя савроматов или сарматов. Постепенно сарматы вытеснили скифов на Запад, а сами распались на несколько племен. И самым сильным из них были аланы. В III веке аланы были оттеснены с правого берега Дона готами.

– Валентина Петровна, а готы это немцы? – спросил Дегтярев.

– Да, Юра, готы – это германские племена.

Валентина Петровна сделала паузу.

– Волна за волной прокатывалась по степи завоевательные войны. Менялись правители и названия, но степной народ оставался и продолжал жить по своим законам, постепенно поглощая завоевателей и обогащаясь их культурой. В IV веке готы образовали в Восточном Причерноморье свое государство и приняли христианство. Готов и аланов разгромили гунны, племена которых пришли с Востока. Они объединили все степные племена, пошли войной на Римскую империю. Перед вождем гуннов, Аттилой, римский папа стоял на коленях. Увидев в руках папы крест, Аттила как христианин повернул свои войска назад и увел их на Дон. В VI–VII века в степи властвовали хазары, верхушка которых приняла иудаизм. В IX и X века – печенеги и половцы, которые поклонялись богу голубого неба – Тенгри, но христианство для народов степи стало определяющим почти с первых веков нашей эры. По преданию, христианство народам степи принес апостол Андрей, которого язычники распяли на берегу Днепра. Подробней об истории христианства у казаков мы поговорим в следующий раз. А сейчас всем спать…

После «тихого часа» участники лагеря пошли купаться на речку. Пошли мимо высокого и обрывистого склона песчаника, в котором чернело несколько входов в длинные и запутанные пещеры. Прошли через глубокий, заросший кустарником и высокой травой овраг и вышли к старинной донской крепости. Отсюда была видна река Аксай, и через нее ровная, бескрайняя степь. Она с одной стороны просматривалась до города Черкаска, с другой в хорошую погоду был виден Азов. Валентина Петровна остановила участников лагеря около стены древней крепости и, указывая на степь, сказала:

– В XI веке от острогов Алтайских гор в донскую степь пришли половцы. Это были светловолосые тюркоязычные европеоиды, которые исповедовали христианство – несторианство. Несториане считали Христа человеком, который, преодолев человеческие слабости, стал Богом. А в степи, еще с V века, были христиане-ариане, воспринявшие христианство от готов. Они исповедовали то же течение христианства, потому что Нестор был последователем Ария. Половцы не были кочевниками, как печенеги или тороки – народы, жившие в это время в степи. Половцы строили будуны – глиняные города, вежи – постоянные стоянки, и занимались огородничеством.

Основным их занятием было скотоводство.

– Валентина Петровна, а зачем нам эти половцы? – спросил высокий и тощий Кононов.

– Дело в том, – сказала Валентина Петровна, – что половцев пришло в степь триста тысяч, и они стали осваиваться основательно. В истории осталось их родовое имя «Сары». Например, на месте поселения Сары-тау сейчас город Саратов, что значит по-половецки «желтая гора». Аксай по-половецки – Ак-су, что в переводе означает «белая вода». И до наших дней по всей степи осталось множество половецких названий.

Половецкие воины звались по-славянски ковуи – белые гуси. Наверное, потому-то и носили белые одежды. А по-половецки белый гусь – каз-ак.

После нескольких стычек с русами половцы стали роднится с ними. Князь Игорь Новгород-Северский был сыном половчанки, и сына своего женил на половецкой княжне. Мать Александра Невского была внучкой половецкого хана, а его отец – внуком яской княжны (ясы – асы).

Бродники, которые населяли донскую степь до прихода половцев и состояли из общин хазар, – алан, болгар и славян, – были недовольны приходом половцев. И при нападении на степь монголо-татар вывели их войска через Кавказский хребет в донские степи.

Совместно с бродниками татаро-монголы разбили объединенную русско-половецкую армию. Русских монголы заставили платить дань, а с половцами поступили жестче: одну их часть загнали за Карпаты и Дунай, а другую включили в состав своего войска, называя казаками татарскими или ордынскими. Христианскую веру ордынские казаки сохранили. Монголы к вопросам вероисповедания были равнодушны.

В пятницу, в актовом зале Войска Донского, перед представителями казачьей студенческой молодежи Дона выступил председатель координационного совета вузов Ростова Алексей Кириченко.

– Донские казаки, – сказал он, – первоначально были независимы, и с ними Россия сносилась через Посольский приказ, из которого они были изъяты только в 1721 году. До этого времени они были «федератами» Московского царя. Такой характер отношений между могущественными монархом и племенами, ближайшими к его владениям, был создан за тысячу лет перед тем в Византии. Федераты жаловались вещевыми и денежными дарами, а за это не нападали сами и не позволяли никому другому нападать на окраинные области союзного государства. Все отношения строились на договорных грамотах, в которых не урезывалась независимость федератов. После поражения Кондрата Булавина с 1709 года Донские казаки потеряли независимость. Когда после подавления Булавинского восстания на Дон приехал Петр I, его в Черкасске встретил атаман Войска Донского Илья Зерщиков. И хотя Кондрат Булавин был убит вследствие заговора Зерщикова, Петр приказал тут же отрубить Илье голову, потому что вначале Зерщиков поддерживал Булавина. И не стали казаки на защиту своего атамана. На один кол воткнули голову Зерщикова, а на другой – вынутую из сосуда с вином голову Булавина. Так последний раз и встретились два брата, два друга-казака. Один – последовательный борец за древние казачьи права и вольности, и другой – представитель зажиточной казачьей старины, желавший путем компромиссов найти общий язык с русским царем. Петр I компромиссов не признавал, и Дон прочно вошел в состав новой Российской империи.

При царе Михаиле Федоровиче, чтобы окончательно привести Дон к покорности, патриарх Филарет стал угрожать казакам, что отлучит их от церкви за непослушание. В ответ на это на Дону возникло стремление освободиться от духовного давления Москвы, путем ухода в старообрядчество. «Раскольниками» на Дону стали не только рядовые казаки, но и Войсковые атаманы, как выборные – Самуил Лавреньтьев и Илья Зерщиков, так и назначенный Даниил Ефремов. Распространение раскола в казачьей среде отражало ее стремление к сохранению старых церковных и политических порядков на Дону.

Кириченко закончил выступление и, продолжая тему независимости Дона, перед студентами выступила серьезная и сосредоточенная ученица одной из гимназий Ростова Катя Куприш. Она рассказала об Игнате Некрасове и его заветах.

– После подавления восстания Кондрата Булавина, – сказала Катя, – его сподвижник атаман Есауловской станицы, Игнат Федорович Некрасов, увел с Дона на Кубань около семидесяти тысяч казаков. На Кубани они жили казачьей общиной по своеобразной конституции, которую называли «Заветы Игната». С некрасовцами на Кубань ушли и раскольники с Дона. Последователи Игната Некрасова держались завета: «Царизме не покоряться, при царизме в Росею не возвертаться». Русская царица Анна Иоанновна послала против них войска под командованием донского атамана Фролова. В этом сражении Игнат Некрасов погиб. Некрасовцы после этого ушли на Дунай, а затем на побережье Эгейского моря и на озеро Майнос. Раскольники, которые были с ними, остались на Дунае и впоследствии ассимилировались с позднейшими выходцами из России. Некрасовцы на озере Майнос жили изолировано и замкнуто. Это позволило сохранить им казачью общину такой, какой она была на Дону в древности. Основным занятием некрасовцев было рыболовство. К русской православной церкви, как к гонительнице старообрядчества, некрасовцы относились отрицательно, к божьему писанию критически. Библию они называли распутницей, а творения апостолов смущали их своей противоречивостью. Придерживались некрасовцы религиозных традиций и обрядов своих предков. Сегодня это называется почитанием обрядовой традиции. После возвращения части некрасовцев на Кубань в 1954 г. в Ново-некрасовском хуторе произошел характерный для некрасовцев случай. Старики очень вольно толковали Священное писание, приспосабливая его к нуждам молящихся. Между ними и священником часто происходили недоразумения. В церковь некрасовцы приходили с маленькими скамеечками, ковриками, священник запретил их приносить в храм. В ответ паства не пришла на очередную службу. Священник сдался. Во время службы некрасовцы могли поучать попа. Когда в церковный совет, после случая со скамейками вошли, главным образом, старые женщины, священник возмутился, но поделать ничего не мог. Увидев, что женщины входят в алтарь, он прервал службу и с возмущением стал объяснять, что женщину Священное Писание запрещает впускать в алтарь. Тогда Е.К. Рабанин, один из начетчиков, многие годы исполнявший службу в церкви, стал доказывать, что женщина может входить в алтарь. Поп Антипатор был возмущен и в доказательство своей правоты сказал: «Женщина нечистое существо».

– Нет, может! У нас на Майносе женщины всегда заходили.

– Вы еретики, отступники от Писания! – горячился священник.

– Ты, поп, сам еретик. За такие слова мы можем тебя проучить и прогнать.

Такой оборот напугал попа. Он решил действовать внушением:

– Да понимаешь ли ты, неразумное чадо, что в Божьем Писании сказано: «Женщина – бесовский сосуд соблазна». Как можно ее пускать в алтарь?

– Сам ты бесовский сосуд, еретик, и речи гутаришь неразумные! – поносил попа Рабанин. – Женщина – мать, ее обижать не дозволено.

– А ты, – спросил Антипатор, – христианин или мусульманин?