«Около одиннадцати часов вечера по Вознесенскому шли два молодых художника. Кутаясь в пальто с барашковыми воротниками, они торопливо шагали по панели, подгоняемые морозом, но это не мешало им весело болтать, задорно смеяться и злословить. За глаза они подтрунивали над своим профессором, который, несмотря на седину в бороде, отчаянно ухаживает за ученицей Силиной, жгучей брюнеткой с карими глазами…
«В Петербурге в сороковых годах случилось удивившее всех событие: красавец, князь, командир лейб-эскадрона кирасирского полка, которому все предсказывали и флигель-адъютантство и блестящую карьеру при императоре Николае I, за месяц до свадьбы с красавицей фрейлиной, пользовавшейся особой милостью императрицы, подал в отставку, разорвал свою связь с невестой, отдал небольшое имение свое сестре и уе…
Одинокий, уставший от жизни журналист расстается с возлюбленной и возвращается в родное селение в отрогах Тянь-Шаня. Согласившись выступить проводником группы, приехавшей поохотиться на снежных барсов, он и не подозревает, что втянется в опасную криминальную авантюру… И что судьба его неожиданно переплетется с судьбой столь же одинокого снежного барса, изгнанного сородичами… Сильное и жесткое прои…
Сюжетный материал двух пьес, включенных в данный том, почти неизвестен русскому читателю. О святой великомученице Рози писала на латыни Гросвита Гандергеймская (938-973) – немецкая христианская монахиня, поэтесса периода Оттоновского возрождения, которая считается первым европейским драматургом со времен Античности. Она писала жития святых и читала их при дворе императора Священной римской империи…
Комедия «Ярмарка в Плюндерсвайлерне» и фестшпиль «Пандора» – две пьесы, принадлежащие перу Гете, но неоконченные и считавшиеся фрагментами. Обе пьесы не были поставлены на сцене при жизни автора. Петер Хакс бережно отреставрировал забытые тексты классика , нашел убедительные развязки сюжетов и дописал третий акт «Ярмарки…» и второй акт «Пандоры».
«Смерть Сенеки» написана античным триметром, «Фредегунда» – обычным белым стихом. Сенека стар, Фредегунда молода. Сенека размышляет о смысле бытия, Фредегунда действует, не зная сомнений. Сенека – философ и жертва императора. Фредегунда – королева и убийца. Сенеку называют «дядей христианства». Фредегунду считают чуть ли не самой жестокой правительницей средневековой Франции. У Петера Хакса свой –…
Поздние пьесы Хакса, написанные в годы разрушения ГДР, предназначены не столько для сцены, сколько для чтения. Автор анализирует условия и причины деградации морали и позитивного мировоззрения в общественном сознании.
Петер Хакс обладал феноменальным даром интерпретации классических сюжетов. «Маргарита в Эксе» повествует о судьбе свергнутой английской королевы из дома Ланкастеров, завершая ее историю с того места, где она обрывается у Шекспира. Деловая, жестокая и непримиримая Маргарита терпит бесславное поражение в борьбе со своим отцом, добрым королем Прованса Рене, и легкомысленными трубадурами. Женщины труб…
Эссе Хакса о Сенеке, Гете и Вольтере адресованы тем, кому интересна история литературы вообще и эти имена в частности. Шокирующее исследование о романтизме – для тех, кто стремится понять, что происходит с нашим вкусом и образом мыслей в эпохи революций и войн, всегда и везде, здесь и сейчас. Переводы выполнены по изданию: Peter Hacks. Werke. Berlin: Eulenspiegel Verlag, o.J.
Баллада рассматривается автором как древнейший из поэтических жанров. Прапоэзия, родившаяся некогда из танца под музыку, со временем научилась включать в себя все три рода литературы – лирику эпос и драму Шестой ее элемент, по мнению Петера Хакса, – историзм. Героями его баллад являются знаменитые и печально знаменитые исторические личности, предстающие в неожиданном и всегда парадоксальном ракурс…
Петер Хакс, глубокий знаток европейской классической драмы, попытался проникнуть в тайну одного из эпизодов биографии Гёте: его отношений с веймарской придворной дамой госпожой фон Штайн. Основываясь на интерпретации 1600 сохранившихся писем Гёте, он предложил свою разгадку этих сложных, продолжавшихся десять лет отношений. Монодрама Хакса не имеет себе равных в своем жанре. Хотя она написана изощ…
«Огромный железный замок, каких с тех пор я больше никогда не видал, висел на низенькой, обитой листовым железом двери. А привело меня к этой двери вот что. Это было в половине восьмидесятых годов, в конце сентября. Я работал тогда в «Русских ведомостях» и возвращался с ночного пожара по Малой Бронной. Вижу, с бульварчика Патриарших прудов тропотит мелкими шажками, чуть не бежит, маленький человеч…
«Когда вы читаете произведения Островского, когда вы всматриваетесь в изображаемое им „темное царство“, вы невольно подмечаете одну характерную черту: есть нечто, объединяющее всю эту массу типов, нечто общее и добрым и злым среди них, и бедным и богатым, и глупым и умным. Как бы они ни разнились по индивидуальным вкусам, положениям, способностям и наклонностям, как бы ни смотрели в частном случае…
«Дорога никуда» – книга об отчаянии и надежде, благородстве и человечности, смирении и борьбе. История одинокого мечтателя в поисках счастья, которое, казалось бы, близко – на расстоянии вытянутой руки, – но внезапно ускользает из-за трагической ошибки… Последний законченный роман автора, пронзительно горький, но в то же время излучающий особенный, по-гриновски добрый свет.
«Богатая, заново отделанная зала в старинном рыцарском замке. На стенах фрески, кое-где старые, потемневшие картины, оружие и скульптуры. Все блещет золотом, яркими красками мозаики, нежною прозрачностью цветных стекол. Налево и частью в задней стене три высоких полуготических окна, наполовину задернутых тяжелыми, шитыми золотом завесами; поворачивая под прямым углом, задняя стена уходит в глубину…