Настоящее издание знакомит читателей с письмами 19 корреспондентов к Давиду Бурлюку, большая часть которых до сегодняшнего дня не была опубликована. Они охватывают период с 1924 года по 1966 год и относятся к «американскому периоду» художника. Все публикуемые письма приводятся полностью и хранятся в фонде Бурлюка (ф. 372) в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библи…
Всё современное искусство вплоть до актуального – это шоковое искусство, это искусство сверхбыстрое, взрывное, пугающее и ужасное, оно хочет не просто «трогать», оно стремится отрешить нас от привычки к созерцательной практике. Скорость ещё человечна, быстрота – это уже такое состояние времени, которое служит мгновенному, исчерпывается и длится в этом мгновении. Быстрота слишком принудительна, есл…
«Я никогда не считал смешным, если люди, прежде, чем восхититься работой, спрашивают: “А кто автор?”. Пусть чаще всего за этим вопросом стоит малодушие, по существу он совершенно справедлив. Я отказываюсь видеть в чем бы то ни было исключительно материальную ценность. Подпись, имя автора – самая важная часть произведения, отображение его значения в жизни, ключ». Робер Деснос. 1924 (Из «Пикабиа: во…
Старые вещи, «человеческие», сходят на нет. И не только потому, что новая эпоха крайне негативно относится к вещам, потерявшим свою полезность, морально устаревшим, хотя и не переставшим быть образцами надёжности и подлинности. Старые вещи обречены на уход в небытие под покров невидимого. Задача поэзии и философии – удержать их в человеческой памяти, не дать погрузиться в глубинное забытьё. Поэт и…
«…Я вообще считаю, что делать ничего не надо, но если уж ты за что-то берёшься, то делать это надо не за пять минут или пять часов, а за пять лет. Я думаю, есть в неспешности исполнения задатки того, что в итоге у вас получится что-то долговечное в плане выразительности – шанс на то, что важной эту вещь сочтут и пять веков спустя…» В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Текст воспроизводится по беловой рукописи «М.Н. Бурлюк. Наше путешествие в Европу – по следам Ван Гога», хранящейся в НИОР РГБ (Ф. 372. К. 4. Ед. хр. 11. Л. 1−126). Сохраняется авторское разделение текста на главы, которые обозначены как «письма книги». Они чередуются с письмами, полученными Бурлюками во время путешествия по югу Франции. Поздние приписки Н.Д. Бурлюка опущены. Текст приведён в соот…
При жизни у Михаила Врубеля были как преданные сторонники, так и непримиримые противники. Последних было значительно больше, но спустя столетие всё изменилось – теперь тех, кто не признаёт художника – решительное меньшинство. Однако искусствоведческая полемика о Врубеле не прекращается до сих пор. Наше издание не ставит задачу включиться в этот спор, просто мы хотим ближе познакомить читателя с жи…
Мягкие навыки – необычайно популярная сейчас тема, но необходимы они были всем и всегда, даже когда о них не говорили так много. Ни один художник не смог бы добиться успеха, просто отточив умение наносить краску на холст. Босху помогало умение рассказать историю (сторителлинг), Ван Гога вдохновляло японское искусство (кросс-культурная коммуникация), а Дали умело создавал личный бренд. Искусствовед…
Книга впервые представляет основной корпус работ французского авангардного художника, философа и политического активиста, посвященных кинематографу. В нее входят статьи и заметки Дебора о кино, а также сценарии всех его фильмов, в большинстве представляющие собой самостоятельные философско-политические трактаты. Издание содержит обширные научные комментарии. В формате PDF A4 сохранен издательский…
Первое издание избранных работ об искусстве Рауля Хаусмана (1886–1971), одного из зачинателей дада в Берлине. В сборник вошли манифесты и статьи, написанные им в Германии (1918–1932), а затем во Франции (1946–1970). В приложениях – стихи Хаусмана, его переписка с Ги Дебором, посвящённое ему стихотворение Ильязда (И. Зданевича) и др. материалы. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Первая в России книга о патафизике – аномальной научной дисциплине и феномене, находящемся у истоков ключевых явлений искусства и культуры XX века, таких как абсурдизм, дада, футуризм, сюрреализм, ситуационизм и др. Само слово было изобретено школьниками из Ренна и чаще всего ассоциируется с одим из них – поэтом и драматургом Альфредом Жарри (1873–1907). В книге английского писателя, исследователя…
Огюст Шуази (1841–1909) – французский инженер, историк архитектуры и строительной техники. Большую часть жизни посвятил изучению и преподаванию архитектуры. Наиболее значительным его трудом является «История архитектуры», который увидел свет в 1899 году. Первый русский перевод, выполненный архитектором Н. С. Курдюковым, появился в 1910 году. В течение многих лет эта работа служила одним из основны…
Постимпрессионизм – это очень короткий период в европейском искусстве в самом конце XIX столетия, время смелых поисков и неожиданных открытий в живописи, которые вскоре привели к появлению искусства авангарда в начале XX века. Героями этой яркой эпохи стали талантливые одиночки, которые открывали новые горизонты для изобразительного искусства. Они были обречены на судьбу непризнанных изгнанников и…
В монографии излагается и подробно обосновывается следующая гипотеза: моноопера – не периферийное ответвление оперного жанра, но вершинное воплощение в искусстве антропоцентрической мировоззренческой установки; этим функционально обусловлены все комплексы синтетических средств выразительности, взаимодействующие в моноопере. Для композиторов, певцов, оперных режиссёров, концертмейстеров и всех заин…
В книге искусствоведа Константина Кузьминского рассказывается об истоках развития российского портрета, влиянии на него иностранных мастеров и о двух наиболее ярких портретистах XVIII столетия — Ф. С. Рокотове и Д. Г. Левицком. Впервые очерк был издан в 1939 году, что наложило свой отпечаток на его содержание и стиль изложения. Несмотря на это, книга по-прежнему читается с большим интересом. В изд…