Антология посвящена методологическим проблемам психологии, обсуждавшимся в первой трети XX в. в работах советских психологов и философов – В. А. Артёмова, А. Н. Бек, М. С. Бернштейна, В. М. Бехтерева, В. М. Боровского, Б. Э. Быховского, С. М. Василейского, А. А. Гайворовского, С. Г. Геллерштейна, Н. И. Жинкина, К. Н. Корнилова, С. В. Кравкова, П. И. Кругликова, И. Ф. Куразова, Н. Н. Ланге, Г. Ю. Малиса, В. А. Невского, В. Н. Осиповой, В. П. Протопопова, М. М. Рубинштейна, С. Л. Рубинштейна, П. А. Рудика, Н. А. Рыбникова, Н. А. Соколова, Ю. В. Франкфурта, Г. И. Челпанова, М. Л. Ширвиндта, Г. Е. Шумкова. Авторы этих работ анализируют ключевые методологические и методические вопросы периода формирования советской психологии, освещают теоретико-методологические основы ее построения, применения различных методов в психологических исследованиях и в прикладной деятельности. Полагаем, что введение в научный оборот малоизвестных работ отечественных психологов позволит уточнить этапы становления российской психологии в первой трети XX в. и вернет в современный дискурс ранее не решенные проблемы.
Монография посвящена междисциплинарному рассмотрению современной семьи и детей, их трудностей и функционирования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. В книге уделяется внимание вопросам, касающихся роли вирусов в жизни человека, особенности течения коронавирусной инфекции в детском возрасте, влияния вирусов на нервную систему. Представлен опыт оказания полимодальной помощи на разных этапах развития человека и семьи.
Монография будет полезна специалистам, консультантам и исследователям в области психологии, здоровья и стресса, а также всем интересующимся рисками и психологическим воздействием пандемии COVID-19 на семью и ее членов.
В работе дается ответ на вопрос «Что есть способности?», раскрывается специфика понимания способностей индивида, субъекта деятельности и личности. Рассматриваются генезис одаренности и механизмы интеграции способностей в одаренность. В качестве основной психологической категории анализируется мысль; обосновывается положение, что мысль является атрибутом способностей. Показана необходимость введения в познавательную сферу категории совести и психологических процессов сомнения и покаяния.
Книга предназначена для специалистов в области психологии, философии и педагогики. Может использоваться в учебном процессе при подготовке психологов и педагогов.
В настоящей работе рассматриваются современные данные и представления о формировании и модификации индивидуального опыта, за счет которых организм получает новые возможности адаптации к условиям среды, в том числе социальной. Научение определяется как системогенез, процесс формирования новых функциональных систем за счет необратимой специализации нервных клеток. Эти клетки впоследствии обеспечивают стабильность, «постоянство» существования памяти. В то же время появление новых систем влечет за собой перестройку структуры опыта индивида. Следовательно, в ходе индивидуального развития постоянно происходят изменения целостной структуры индивидуального опыта. В книге предлагается описание многообразной феноменологии адаптации поведения (описываемой в литературе с помощью понятий: приобретение, консолидация, реконсолидация, реактивация памяти, забывание, интерференция, перенос) через процессы модификации индивидуального опыта, обусловленной формированием новых его элементов.
Труд рассчитан на читателей, интересующихся научными подходами к изучению научения и памяти, широкий круг специалистов в области психологии и психофизиологии, когнитивных наук, нейрофизиологии, педагогики и медицины.
Монография посвящена проблемам изменения коммуникативного опыта личности. Предлагается концепция многоуровневого изменения идентичности личности в новых ситуациях взаимодействия. Сценарий взаимодействия рассматривается в нескольких аспектах – структурно-динамическом, когнитивно-личностном и нормативно-ценностном. Установлен ряд закономерностей коммуникативного опыта, объясняющих трудности начального этапа взаимодействия.
Работа выполнена в рамках международных проектов социальной и практической направленности.
Книга будет полезна специалистам по массовой коммуникации, психологии общения, а также практическим психологам.
В сборнике представлены работы, посвященные общим вопросам психологии личности. В них изложены результаты исследований некоторых актуальных проблем (социальные представления и верования, адаптация и психологическая защита, переживание чувства одиночества, роль интуиции в решении задач и др.), рассмотренных на различных возрастных этапах – от дошкольного детства до периода поздней взрослости.
Исследования выполнены молодыми учеными Института психологии РАН и Государственного Университета Гуманитарных Наук.
Сборник адресован психологам, педагогам, социологам, а также широкой читательской аудитории.
В 2013 г. исполнилось 80 лет со дня рождения А.В. Брушлинского (1933–2002). Юбилейной дате посвящается научная конференция, организуемая Институтом психологии РАН.
Монография посвящена актуальной, но плохо разработанной проблеме психологических механизмов восприятия личности человека по выражению его лица. Опираясь на большой эмпирический материал и собственные экспериментальные данные, автор раскрывает общепсихологическую природу межличностного восприятия, описывает разнообразные методы изучения восприятия выражения лица, анализирует существующие концепции. Межличностное восприятие рассматривается в терминах когнитивно-коммуникативного процесса, в котором складываются и развиваются представление об индивидуальности коммуниканта, его оценка и отношение к нему (ОН-концепция). Особое внимание уделяется закономерностям восприятия экспрессивных состояний и индивидуально-психологических особенностей незнакомого человека по фотоизображению его лица.
Книга адресована психологам, социологам, культурологам, деятелям искусства, а также тем, кто интересуется закономерностями непосредственного – «лицом к лицу» – общения людей.
Книга подготовлена в лаборатории математической психологии Института психологии РАН.
Сборник научных трудов посвящен результатам теоретико-эмпирических исследований фундаментальных проблем экономической психологии, таких как: психология отношений собственности, психология денежного обращения, психология безработицы, экономическая социализация и адаптация, психологические проблемы качества жизни, экономическая этнопсихология, которые представляют собой ведущие направления исследований в современной экономической психологии.
Книга рекомендуется специалистам в области психологии, социологии и экономики.