– И сбылось ли то?! – воскликнула Ольга, прервав священника.
– Сбылось, княгиня! – пуще того воскликнул священник. – «В год 5500, послан был Гавриил в Назарет к деве Марии, родившейся в колене Давидовом, сказать ей: „Радуйся, обрадованная, Господь с тобою!“ И от слов этих понесла она в утробе Слово Божье, и родила сына, и назвала его Иисус. И вот пришли с востока волхвы, говоря: „Где родившийся царь еврейский? Ибо видели звезду его на востоке и пришли поклониться ему“.
Услышав об этом, Ирод царь смутился, и весь Иерусалим с ним, и призвав книжников и старцев, спросил их: „Где рождается Христос?“ Они же ответили ему: „В Вифлееме еврейском“. Ирод же, услышав это, послал с приказанием: „Избейте младенцев всех до двух лет“. Они же пошли и истребили младенцев. А Мария, испугавшись, спрятала младенца. Затем Иосиф с Марией, взяв младенца, бежали в Египет, где пробыли до смерти Ирода. В Египте же явился Иосифу ангел и сказал: „Встань, возьми младенца и мать его и иди в землю Израилеву“. И, вернувшись, поселился в Назарете. Когда же Иисус вырос и было ему 30 лет, начал он творить чудеса и проповедовать царство небесное. И избрал двенадцать и назвал их учениками своими, стал творить великие чудеса – воскрешать мертвых, очищать прокаженных, исцелять хромых, давать прозрение слепым – и иные многие великие чудеса, которые прежние пророки предсказали о нем: „Тот исцелил недуги наши и болезни наши на себя взял“. И крестился он в Иордане от Иоанна, показав обновление новым людям. Когда же он крестился, отверзлись небеса, и дух сошел под видом голубиным, и голос сказал: „Вот сын мой возлюбленный, к нему же мое благоволение“. И посылал он учеников своих проповедовать царствие небесное и покаяние для оставления грехов. И собирался исполнить пророчество, и начал проповедовать о том, как подобает сыну человеческому пострадать, быть распятому и в третий день воскреснуть. Когда же учил он в церкви, архиереи и книжники исполнились зависти и искали убить его и, захватив его, повели к правителю Пилату. Пилат же, дознавшись, что привели его без вины, захотел его отпустить. Они же сказали ему: „Если отпустишь этого, то не будешь другом цезарю (римскому)“. Пилат и приказал, чтобы его распяли. Они же, взяв Иисуса, повели на лобное место, и тут распяли его. Настала тьма по всей земле от шестого часа и до девятого, и в девятом часу испустил дух Иисус. Церковная завеса разодралась надвое, восстали мертвые многие, которым повелел войти в рай. Сняли его с креста, положили его в гроб, и печатями запечатали гроб евреи, приставили стражу, сказав: „Как бы не украли ученики его“. Он же воскрес на третий день. Воскреснув из мертвых, явился он ученикам своим и сказал им: „Идите ко всем народам и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа“. Пробыл он с ними сорок дней, приходя к ним после своего воскресения. Когда прошло сорок дней, повелел им идти к горе Елеонской. И тут явился им, и благословил их, и сказал: „Будьте в граде Иерусалиме, пока не пришлю вам обетование Отца моего“. И, сказав это, вознесся на небо. Они же поклонились ему, и возвратились в Иерусалим, и были всегда в церкви. По прошествии пятидесяти дней сошел дух святой на апостолов. А когда приняли обетование Святого Духа, то разошлись по вселенной, уча и крестя водою. Когда апостолы учили во всем мире веровать Богу, учение их и мы, греки, приняли, вселенная верует учению их. Установил же Бог и день единый, в который, сойдя с небес, будет судить живых и мертвых, и воздаст каждому по делам его: праведникам царство небесное, красоту неизреченную, веселье без конца и бессмертие вечное; грешникам же мучение огненное, червь неусыпающий и мука без конца. Таковы будут мучения тем, кто не верит Богу нашему Иисусу Христу: будут мучиться в огне те, кто не крестится…»
Священник прочел проповедь, однако поступил так, будто прервал ее, давая княгине время проникнуться услышанным:
– Пожелает княгиня услышать продолжение, может призвать меня, охотно продолжу рассказ о Господе.
– Пожелаю, – призналась Ольга, впечатленная проповедью. – Приди ко мне завтра. Буду ждать.
На следующий день в качестве наглядного сопровождения проповеди епископ развернул перед ней холст с судилищем над Господом, делая свои пояснения. По одну сторону от него были показаны праведники, в веселии идущие в рай, по другую – грешники, корчащиеся в мучениях по пути в ад.
Ольга не просто с любопытством, с неким осознанным личным выбором и чувством, не отрываясь, впервые в жизни вглядывалась в картину с трагическим библейским сюжетом. Сам же проповедник с удовлетворением наблюдал за ней, терпеливо выжидая ее возвращения к проповеди.
Картина предопределила последний акт его проповеди с использованием переводов Евангелия, ибо Евангелия сами по себе дополняют друг друга в отдельных эпизодах жития Иисуса и его высказываниях.
Забегая вперед, отметим, что эта проповедь впоследствии вошла в Повесть временных лет как «Речь философа» перед князем Владимиром. Сам Владимир вряд ли знал о ее существовании, поскольку не призывал в Киев «философа» и не встречался с ним.
В порядке справки: Институт русской цивилизации исследовал происхождение Повести временных лет и пришел к выводу, что в христианском просвещении славян участвовала Ирландская церковь, соперничавшая с Римом, «ирландские миссионеры, в отличие от римских, всюду вводили богослужение на родном языке и способствовали переводам священных книг… Через Моравию и вообще славянское Подунавье, где особенно сильно было влияние Ирландской церкви, свойственные ей традиции проникали и на Русь»[30]. В сноске к статье летописи о «Речи философа» отмечается, что эта «Речь» – «самостоятельный памятник, видимо IX века, возникший у подунайских славян. Как показывает исследование А.С. Львова, в языке «Речи» сохраняются элементы моравского и болгарского языков. Это значит, что возникла она в Великой Моравии…»[31]
Летописцы перенесли знакомство с проповедью княгини Ольги на князя Владимира, вошедшего в русскую историю в качестве крестителя Руси, из-за чего обстоятельства посвящения Ольги в ромейскую религию остались не раскрытыми – в летописи нет сведений, каким путем пришла к крещению в Святой Софии.
Епископ замыслил при каждой встрече посвящать княгиню в библейскую мудрость, чтобы иметь ее доверие и благосклонность к себе при разговоре о выделении земельного участка под строительство собора. Беседы с княгиней становились обещающей прелюдией к воплощению его замыслов по строительству собора и крещению Киева.
Сила его внушения стала заметна при прочтении проповеди и последующих пересказов, касающихся истории преследования и казни Праведника, о чем вели беседы.
Натура любознательная и непосредственная в восприятии видимого и слышимого ею мира, обладающая даром воображения, приобретенного во время многих вечерних и полуночных рассказов в кутине о таинственных водных, лесных и домашних существах, его слушательница потянулась от речных омутов, болот и лещин к куда более возвышенному и светлому – Царствию Небесному.
Будто перенесенная молодым деревцем с малыми корнями из сельской глубинки на новую почву, благодаря заботам садовника легко проросла в неведанной ранее среде.
Ольга впечатлилась жизнью, казнью и воскресением Иисуса так, что призналась проповеднику:
– Во сне Иисус наклонился к моему уху и тихо передал свою заповедь: «Крестись и крести Русь. Твои дети будут править крещеной Русью».
О крещении самой Ольги и крещении Руси епископ до этих слов в разговоре с княгиней не заикался, ибо его цели были пока скромнее, на что не без удивления отвечал:
– Воистину божий сон. Сообщу о нем патриарху. Последуй за заповедью. Отныне это твой крест. Неси его. Господь во много крат тяжелее нес. И рядом с ним никого не было. Теде рядом с тобой я, патриарх и сам Господь.
– С чего начать, куда нести?
Григорий без прежней боязни утратить связь с княгиней подсказал:
– Как можно поклоняться мертвому камню – живому у мертвого просить о благодати?! Нет в том истины – сплошной обман, придуманный погаными и бесами, чтобы жить во тьме, не принимать свет истинного живого бога. Уходи от прежней веры. Она бесовская. Покайся. Помоги истинной вере прийти ей на смену.
Ольга не пресекала, не отвергала, опять же – не думала о том. Она в мыслях и воображениях своих гуляла по ранее неведомому ей райскому миру, забывая все прежнее родовое, отеческое, да и настоящее с разбитыми киевскими улицами, грозной степью, коварной империей. Ей было не до них – бредила сном и явью крещения с молитвой о спасении, с которыми, как ласково сказал однажды епископ, все само собой устроится: и хазары, и печенеги отхлынут от границ ее земли.
Она будто открыла чудо – крестись, помолись истинному богу, попроси о спасении – и все то сбудется! Было странно, что окружающие не знают и не видят такой ясный путь к спасению и жизненной благодати. И среди них, варваров, ее муж, которого любила. Ее стало беспокоить, как совместить прежнюю любовь с Иисусом.
При очередной встрече со священником Ольга призналась:
– Моя душа с Господом. Не расстаюсь с ним. Разговариваю, советуюсь. Чую себя в долгу перед ним.
– Господь, княгиня, принял тебя. – Епископ все еще не верил своей удаче: княгиня земли Русской обратилась к его вере! С жадной страстью проповедника, сообщил ей: – Живи в вере и любви! С тобой, княгиня, Господь дождется возвращения не только церковной утвари, восстановления порушенных церквей, но и храма, подобного Святой Софии! Община умещается и в той соборной церкви, что открыта, да она числом своим благодаря божиему промыслу прибавляется. Нам с Илларионом приходится одну и ту же службу повторять, чтобы слово Господа до всех жаждущих донести. Предоставь видное место под храм, чтобы с благословения и помочи патриарха приступить к строительству.
– Сам подбери место, какое пожелаешь. Будет тебе благословение от меня.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Цитата приводится по интервью и по версии для печати телеканала «Россия».
2
М., «Академический проект», 2018, с. 143, 307, 330, 346.
3
«Открытие Хазарии». – М., «Транзиткнига», 2006, с. 114.
4
М., РБО, 2002, гл. 2, с. 1012.
5
В.Е. Шамбаров, «Войны языческой Руси». – М., «Вече», 2018, с. 260.
6
«Русы Великой Скифии». – М., «Вече», 2007, с. 392, 394, 400.
7
«Открытие Хазарии». – М., 2006, с. 214.
8
ПВЛ. – М., Институт русской цивилизации, «Родная страна», 2016, с. 77.
9
А.В. Казаков, «Загадки и легенды русской истории». – М., 2005, с. 9.
10
В.Е. Шамбаров, «Войны языческой Руси». – М., «Вече», 2018, с. 261.
11
ПВЛ. – М., Институт русской цивилизации, «Родная страна», 2016, с. 70.
12
«Голубиная книга». – М., «Вече», 2018, с. 362.
13
«Русская земля». – М., «Центрполиграф», 2012, с. 7.
14
«Подлинная история Древней Руси». – М., 2010, с.79.
15
ПВЛ. – М., Институт русской цивилизации, «Родная страна», 2016, с. 81.
16
А. Беляков, «Подлинная история Древней Руси». – М., 2010, с. 79.
17
В.Е. Шамбаров, «Войны языческой Руси». – М., «Вече», 2018, с. 267–268.
18
«Русская земля». – М., «Центрполиграф», 2012, с. 20.
19
М., «Родная страна», 2016, с. 23.
20
В.Е. Шамбаров, «Войны языческой Руси» – М., 2018, с. 274,
21
С.Э. Цветков, «Русская земля». – М., «Центрполиграф», 2012, с. 61.
22
М., Институт русской цивилизации, «Родная страна», 2016, с. 59, 62, 67.
23
«Открытие Хазарии». – М., «Транзиткнига», 2006, с. 248.
24
«Повесть временных лет». – М., Институт русской цивилизации, «Родная страна», 2016, с. 23.
25
М., Институт русской цивилизации, «Родная страна», 2016, с. 91–92.
26
«Великий закон славян». – М., «Вече», 2012, с. 296.
27
М., Институт русской цивилизации, «Родная страна», 2016, с. 91–92.
28
«Войны языческой Руси». – М., «Вече», 2018, с. 292–293.
29
«Древняя Русь». – М., Русский издательский центр, 2012, с. 558.
30
ПВЛ. – М., «Родная страна», 2016, с. 42.
31
Там же, с. 460.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги