Книга Перунова роса. Реконструкция истории России - читать онлайн бесплатно, автор Михаил Константинович Кокорин. Cтраница 14
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Перунова роса. Реконструкция истории России
Перунова роса. Реконструкция истории России
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Перунова роса. Реконструкция истории России

Она не поинтересовалась у епископа, о какой утвари ведет разговор, имеется ли ее опись. Сам Григорий не спешил торопить события, чтобы иметь повод для продолжения встреч с княгиней.

От него не скрылось любопытство в ее глазах, с которым его встречала. Любопытство присуще всем. Обычно оно имеет мотивацию, как у дипломатов, ведущих протокол. Любопытство княгини напоминало моравов, которые встречали его во время проведения миссии по их крещению. Он еще тогда отметил, что подобные люди более всего доступны для внушения его веры.

Ольга о беседе с епископом сообщила мужу:

– Прибывший от императора и патриарха епископ потребовал вернуть ему утварь из закрытых Вещим Олегом церквей.

– Через полвека до меня… Где ее искати? Не нахожу его просьбу достойной. Пусть ее сам ищет. Так ему и скажи. Назвал ли, что требует вернуть?

– Не назвал.

– Надо было спросить. Прими его. Пусть назовет и чем-то подтвердит, что его слова не выдумка, на что ромеи мастера.

– Посчитала его обращение за пожелание.

– Ромеи никогда не поступают без причины. Еси напомнили прошлое – на то есть причина. Пока же сообщи мой ответ на его спрос: имеется ли патриаршья грамота с перечислением церковной узбожи, находившейся в закрытых церквях.

Ольга по наказу князя в установленное ему время приняла Григория, сообщив ему:

– Князь наказал выяснить, имеется ли патриаршья грамота с перечислением узбожи, находившейся в закрытых церквях?

Григорий ждал такого вопроса в ответ на его обращение еще на второй встрече с княгиней. Сам же не обмолвился о наличии перечня патриарха Фотия, оставляя за собой возможность встретиться с княгиней с предъявлением перечня и продолжения бесед с ней по поводу поиска предметов, указанных в перечне. Он мог отказаться от их поиска в обмен на выделение земельного участка под строительство собора, строительство которого позволяло общаться с княжеским окружением длительное время и лично с княгиней.

Однако ставить такое условие было преждевременным. Следовало разобраться, что собой представляет княгиня. При благоприятных условиях довести до нее проповедь, с помощью которой ирландские проповедники обращали в свою веру моравов.

Показал княгине перечень Фотия, объяснив:

– Патриарх выслал перечень утраченной утвари, переведя его на твой язык. Он составлен Фотием сразу, как пришла весть об убиенном божьем рабе князе Аскольде и закрытии церквей: для возвращения церкви находившихся в них освященных именем Господа предметов, но какие-то обстоятельства помешали патриарху исполнить намеченное. В архиве этот перечень обнаружен, его блаженство патриарх Феофилакт взялся исполнить то, что не успел или не смог сделать его предшественник.

– Оставь его. Покажу дипломатам, спрошу: можно ли признать его достойным для поиска.

Епископ послушно передал перечень княгине, поинтересовавшись:

– Когда могу обратиться?

– Позовут тебя.

На этот раз Ольга сама проводила епископа до выхода, взяв на себя то, что возлагалось на дипломата, сопровождавшего епископа. Она тем самым показала, что вполне справится с этой ролью сама.

Встретившись вечером с мужем, показала ему перечень:

– У ромеев все учтено. Даже опись сделана.

– Покажи его Православу. Он готовил действующую церковь к открытию, когда я пришел с варяжской дружиной. Подскажет, как поступить с этим запросом.

На следующий день Ольга пришла в святилище, объяснила:

– Ромеи прислали нового настоятеля церкви в сане епископа. Привез опись утвари в закрытых Вещим Олегом церквях, просит теде ее церкви вернуть.

– Хитро придумано. Что просят взамен?

– Ничего, – удивилась Ольга. – Игорь просит совета как поступить. Вот эта опись, – протянула Православу.

– У ромеев так не бывает. Еси подняли опись спустя полвека, им что-то нужно от нас. Первое, что приходит на ум: попросят открыть вторую церковь.

– Принимала с дипломатами. Мое слово подтвердят.

– Верю. Не пришло время просить. – Заглянул в опись: – Когда я прибыл из Новгорода, ко мне обратилась ромейская община с просьбой открыть церковь. Мы никому не препятствуем исповедывать своих богов, еси не касаются отчей веры и почитают наш уклад и образ жизни. Обошел закрытые церкви – ни одна из-за ветхости лет не годилась под возобновление службы. Всю узбожь из них снес в отдельную комнату святилища, кроме древесной рухляди, которую не тронули, в церквях и оставили. То, что сохранили, занесли в восстановленную церковь, которую открыли с прибытием священника Иллариона. Она как раз перечислена в перечне Фотия за исключением утвари из серебра и золота, ее нужно искать в княжьем тереме. При осаде Киева Песахом я церковь закрыл, с приходом Игоря открыли, о чем просили община и варяги.

– В тереме не видела.

– Поищи. В нем немало закоулков, до которых вряд ли дошли руки. Собери старожилов: ключников, истопников, кого угодно, – расспроси и пройдись по хранилищам. Нам лепше найти, чем не найти. Но прежде составь опись церковной утвари в действующей церкви и сравни с перечнем Фотия, чтобы точно знать, чего искать. Для ее составления отправь толковых мужей с Вечеславом – за себя постоит и без описи не уйдет.

По совету Православа княгиня отправила в церковь служителей управы во главе с Вечеславом.

О Вечеславе следует дать справку. Как и Православ, обучался новгородскими волхвами, вместе с ним прибыл в Киев, где Православ стал настоятелем киевского святилища, а Вечеслав открыл первое квартальное святилище на одном из киевских концов. Оба участвовали в боях с армией Песаха. После снятия хазарской осады Вечеслав возглавил созданную при содействии Игоря духовную управу при киевском святилище для управления сетью городских, квартальных и сельских святилищ по всей земле Русской за исключением Новгорода, духовного центра Руси.

Православ передал Вечеславу с его управой многие заботы. По текущей жизни Вечеслав взаимодействовал с княжеской управой напрямую.

Его первого насторожило появление в Киеве второго ромейского священнослужителя в сане епископа при наличии одной церкви, который к тому же свое служение начал с требования о возвращении церковной утвари, изъятой полвека назад. Своими подозрениями поделился с Православом:

– Ромейский епископ неспроста обратился к князю с требованием о возврате утвари из закрытых Вещим Олегом церквей. Ромеям от нас чего-то нужно.

– Нужда у них одна: обращение Руси под свое влияние. Иной нужды нет. Ищут второго Аскольда. На этот раз их хлопоты напрасны. Русью княжит перунов воин. Надобно к епископу приглядеться.

– К нему приглядываться нечего. К нам послан священник с моравским опытом в сане епископа, чтобы облегчить его выход на княжеское окружение.

– Вот ты и назвал причину поисков утвари: такой поиск может проводиться только на уровне князя и княгини, что подразумевает встречи и общение с ними. Хитро придумано. По-ромейски. Нам нельзя оставаться в стороне. Переговорю с Ольгой.

Как раз при встрече с ней Православ посоветовал привлечь Вечеслава к составлению описи утвари в действующей церкви. Перед уходом Вечеслава в церковь, подсказал ему:

– Пойдешь с управой в церковь за описью утвари, что собрали, сохранили и вернули ромеям. Еси епископ будет препятствовать составлению описи, предупреди, что вернем его Царьграду с просьбой выслать другого епископа. Ничего недозволенного для его веры и церкви в наших действиях нет: патриарх попросил вернуть утварь, мы ведем поиск, хотим знать, что уже вернули при открытии церкви.

– Поступлю по Прави, – ответил Вечеслав.

Придя в церковь, Вечеслав объяснил Григорию свое появление словами:

– Владыка, князь послал переписать церковную утварь, чтобы исключить ее из перечня Фотия как утраченную. Вся утварь здесь из закрытых церквей, передана священнику Иллариону при моем участии.

Епископ удивился появлению переписчиков. Застигнутый врасплох, благоразумно посчитал отложить составление описи, о чем объявил пришедшим поставленным голосом опытного проповедника, который внушительно действовал на моравов:

– Согласую с княгиней время переписи. Не мешайте моему общению с Господом.

– Из церкви выйдем с описью. Советую принять в ней участие. Не мешай исполнить княжеский наказ. – Вечеслав не внял его словам, аще и подначил.

– Без моего согласия переписи не будет, – раздражаясь на Вечеслава, не почтившего представителя великой империи, с прежней твердостью ответил Григорий. – Сам перепишу все, что здесь есть и предъявлю княгине. Покиньте храм божий! Не замарайте своим присутствием дом господень, не оскорбляйте Господа!

– Чем же мы оскорбили Господа, находясь в церкви, которую открыл великий князь, а волхвы снабдили спасенной утварью из закрытых церквей?

– Варварством своим!

– Варварством?! Княжьи люди варвары?! Получается, и князь варвар?! Странно слышать такое от представителя императора, с кем заключен бессорный договор. Илларион в свое время благодарил князя и за церковь, и за утварь для нее. Твоими непристойными словами унижены и патриарх, и император. Мы же не сами по себе пришли сюда, из-за тебя же, мытаря, желаем опись составить и поиск утвари продолжить. Не к добру зачинать службу ссорой. Никто, Владыка, с тобой здесь якшаться не будет. Князь может церковь закрыть, а самого тебя отправит к патриарху за препятствие поиску церковной утвари.

Григорий не знал, что Вечеслав перунов воин, участник войны, муж крепкий, властный и решительный, способен постоять за себя, отчего Православ и направил его с переписчиками. К тому же нечем было ответить, несмотря на проявленную грубость, ибо сам дал повод ей, обозвав росов варварами в их же доме, из-за чего уступил:

– Составляйте.

Побоялся высказанных угроз, допуская, что эти варвары способны помешать выполнению порученной миссии, просто отказавшись принимать его.

– Составим опись вместе, – властно распорядился Вечеслав.

При составлении описи Григорий постепенно приходил к своему пониманию различий между Моравией и Русью, которая, как ему показалось, куда более дикая страна, к ней нужен иной подход. Пока же искал, как выйти из ссоры, небреже высказавшись о ней.

Когда опись составили, попросил ее участников:

– Изложите в описи мою волю о снятии просьбы о возврате церковной утвари.

От такой неожиданной вести присутствующие с недоумением уставились на епископа, ожидая объяснения.

Он объяснил:

– Князь до меня предпринял меры по сохранности церковной утвари. Не все сохранилось, что-то и утерялось за полвека до его княжения.

– Доброе слово, епископ. Тому и ряд положим, – ответил за всех Вечеслав.

Согласно составленной описи утварь находилась в действующей церкви, за исключением той, что была изготовлена из древес, серебра и золота. Не случись перебранки, епископ мог бы этому радоваться, имея повод дальше изводить местную власть своими требованиями о возврате утвари, добиваясь вмешательства императора с патриархом. Не сдержался, подвел себя.

По возвращении в святилище Вечеслав передал разговор с епископом Православу.

– Коли ты слово ему дал, то по слову и поступим, – согласился Православ.

Однако Ольгу при очередной встрече предупредил:

– Поиск утвари из серебра и золота продолжай.

– Епископ не ищет… Нам какая надобность искать ее спустя полвека? – возразила Ольга.

– Ворами не были и не будем. Это тебе наказ. Ищи ее, не уведомляя о том епископа и более не встречаясь с ним. Он княжьих людей, пришедших за описью, называл варварами. Никто из нас с ним как епископом более общаться не должен. Как представитель императора может быть принят только князем, в его отсутствие – мною, еси каждый из нас двоих пожелает принять его. Тебе же наказ – впредь не иметь с ним никаких бесед и встреч без разрешения кого-то из нас. Найдешь утварь – пусть твои люди передадут ему по описи. Князь дал тебе наказ встречаться с ним по поводу церковной утвари, епископ свои требования снял, моего наказа тебе встречаться с ним не будет.

– Так и поступлю, – послушно ответила Ольга.

Ольга продолжила поиски, которые привели к одной из дальних закрытых комнат терема, числящейся как прочий хлам. Оказалось, что Аскольд сподобил ее под домовую церковь. Ее не разрушили, закрыли вместе с той утварью, которой недоставало. Княгиня пережила большую радость, обнаружив ромейскую утварь, и на радостях, испытывая внутреннее одобрение себя за такое достижение, решила передать ее епископу из рук в руки вопреки запрету Православа.

Ее люди подготовили опись и ценности, позвали епископа. Но Ольга потребовала перенести в свою палату, чтобы, вопреки запрету Православа, самой передать ценности Григорию: сама нашла, сама передала. Вроде как по заслугам и поступок: один на один, без протокола, в отсутствии дипломатов.

Скорее всего это был поступок все того же любопытства, которое епископу напоминало моравов, невосприявших условность человеческих поступков в отличие от естественной природы, с которой прежде сталкивались как с неизведанным миром.

Воспользовавшись условиями встречи с княгиней, Григорий не сдерживал себя в чувствах, изумляясь красоте передаваемых ему церковных ценностей:

– Какая красота и изящество! Воистину божии создания! Не живые, а будто живы! Где же столько лет несли свой свет росам такие чудные изделия рук человеческих?!

– В домовой церкви князя Аскольда, – ответила Ольга, испытывая наслаждение от передачи узбожи епископу через полвека после закрытия церквей.

– До сих пор действует?

– Закрыта. На нее наткнулась в ходе поисков. – Умолчала, что утварь и домовая церковь Аскольда открылись благодаря настойчивости настоятеля киевского святилища, давшего наказ найти и вернуть церковные ценности ромеям.

– Княгиня! Не иначе как промысел Господний! Принимаю от тебя как от Господа такой бесценный подарок для будущего киевского собора! Господь, вестимо, ждал, чтобы тебе открыть этот священный божий клад! Именно ты, через полвека, даже более того, на всей земле Русской избрана Господом, чтобы открыть церкви эти драгоценные сокровища! Буду каждый день молиться Господу, прося для тебя многие годы жизни и здоровья. Хотя он и помимо меня накрыл тебя своей благодатью, ибо без божьего промысла не обошлось. – Григорий поднял правую руку, потрясая ею, продолжил: – С высоты Царства Небесного полвека ждал твоего появления. Никому другому, а тебе, именно тебе, – Григорий слегка опустил руку, не переставая ею потрясать, – открыл домовую церковь князя Аскольда, принявшего крещение от самого патриарха Фотия. Ты его преемница! Чтобы проникнуться в промысел божий, непременно надобно тебе и по службе, и для себя знать, как Господь создал божественный мир, в котором мы живем …

– Кто такие варвары, Григорий? – Ольга отчасти с обидой прервала епископа.

– Недобрые люди.

– За что же моих людей и меня назвал варварами?

– Такого не было, княгиня. – Епископ перекрестился. – Не грешен. Назвал варварами тех, кто церкви порушил, их утварь патриарху не вернул. Твои люди не поняли меня. Какие же варвары: хорошие люди, спустя полвека всю утварь отыскали. Бог вам был тем светом, который освещал дорогу к домовой церкви Аскольда. Иначе бы церковь не открылась, продолжала хранить свои сокровища до своего избранника. Тебе доверила свои сокровища. Ныне великий праздник обнаружения церковной утвари, потому хочу вернуть тебя к тому, о чем спросил: знает ли княгиня, как бог создал наш мир?

– Знаю, – ответила Ольга.

– От кого?

– От своего святителя.

– Истина доверена только мне, служителю вселенской церкви, – почему-то переходя на шепот, объявил Григорий.

Ей следовало остановить его, расстаться с ним, посоветовав не путать управу с храмом, не принижать веру страны пребывания. Но, будучи обласкана словами от имени Господа, запылала сплошным румянцем и не заметила грубого поведения со стороны представителя императора и патриарха. К тому же памятуя о трудном восприятии мира при обучении в святилище, мотивированно на этот раз искусилась любопытством к вере ромейской.

Он же, не получив положенной ему отповеди, перекинул мосток к своей вере:

– Согласишься выслушать раба божиего – не утомлю рассказом. Ежели истина в моих словах не откроется – дай знак. К ней никогда не поздно вернуться, – вкрадчивым голосом проговорил епископ.

– Послушаю тебя, – будто отдаваясь на его волю, смиренно ответила, вслед за ним переходя на шепот.

Он же будто по секрету поведал:

– Это библейская проповедь о боге. Под нее весь мир молится. Прочту по письменам на твоем языке

Открыл из серебряного оклада приготовленную на этот случай проповедь и стал читать:

– «В начале, в первый день, сотворил Бог небо и землю. Во второй день сотворил твердь посреди воды. В тот же день разделились воды – половина их взошла на твердь, а половина пошла под твердь. В третий день сотворил он море, реки, источники и семена. В четвертый день – солнце, луну, звезды, и украсил Бог небо. Увидел все это первый из ангелов – старейшина чина ангельского и подумал: „Сойду на землю, и овладею ею, и буду подобен Богу, и поставлю престол свой на облаках северных“. И тотчас же был свергнут с небес и вслед за ним пали те, кто находился под его началом – десятый ангельский чин. Было имя врагу – Сатанаил, а на его место Бог поставил старейшину Михаила. Сатана же, обманувшись в замысле своем и лишившись первоначальной славы своей, назвался противником Богу. Затем, в пятый день, сотворил Бог киты, рыбы, гады и птицы пернатые. В шестой день сотворил Бог зверей, скотов, гадов земных; создал и человека. В седьмой же день, то есть в субботу, почил Бог от дел своих.

И насадил Бог рай на востоке в Едеме, и ввел в него человека, которого создал, и заповедал ему есть плоды каждого дерева, а плодов одного дерева – познания добра и зла – не есть. И был Адам в раю, видел Бога и славил его вместе с ангелами. И навел Бог сон на Адама, и уснул Адам, и взял Бог одно ребро у Адама, и сотворил ему жену, и ввел ее в рай к Адаму, и сказал Адам: „Вот кость от кости моей и плоть от плоти моей; она будет называться женою“. И нарек Адам имена скотам и птицам, зверям и гадам, и дал имена даже самим ангелам. И подчинил Бог Адаму зверей и скотов, и обладал он всеми, и все его слушали. Дьявол же, увидев как почтил Бог человека, стал ему завидовать, преобразился в змия, пришел к Еве, и сказал ей: „Почему не едите от дерева, растущего посредине рая?“ И сказала жена змию: „Сказал Бог: не ешьте, если же съедите, то смертью умрете“. И сказал жене змий: „Смертью не умрете; ибо знает Бог, что в день тот, в который съедите от дерева этого, откроются очи ваши и будете как Бог, познав добро и зло“. И увидела жена, что дерево съедобное, и взяла плод, и дала мужу своему, и ели оба, и открылись очи обоих, и поняли они, что наги, и сшили себе перепоясание из листвы смоковницы. И сказал Бог: „Проклята земля за твои дела, в печали будешь насыщаться все дни твоей жизни“. И сказал еще Господь Бог: „Когда прострете руки и возьмете от дерева жизни, – будете жить вечно“. И изгнал Господь Бог Адама из рая. И поселился он против рая, плачась и возделывая землю, и порадовался сатана о проклятии земли. Это первое наше падение и горькая расплата, отпадение от ангельского жития. Родил Адам Каина и Авеля. Каин был пахарь, а Авель пастух. И понес Каин в жертву Богу плоды земные, и не принял Бог даров его. Авель же принес первенца ягненка и принял Бог дары Авеля. Сатана же вошел в Каина и стал подстрекать его убить Авеля. И сказал Каин Авелю: „Пойдем в поле“. И послушал его Авель, и, когда вышли, восстал Каин на Авеля и хотел убить его, но не умел это сделать. И сказал ему сатана: „Возьми камень и ударь его“. Он взял камень и убил Авеля. И сказал Бог Каину: „Где брат твой?“ Он же ответил: „Разве я сторож брату моему?“ И сказал Бог: „Кровь брата твоего вопиет ко мне, будешь стонать и трястись до конца жизни своей“. Адам и Ева плакали, а дьявол радовался, говоря: „Кого Бог почтил, а я того заставил отпасть от Бога, и вот ныне плач ему наделал“. И плакались по Авеле тридцать лет, и не истлело тело его, и не умели его похоронить. И повелением Божьим прилетели два птенца, один из них умер, другой же ископал яму и положил в нее умершего и похоронил его. Увидев это, Адам и Ева выкопали яму, положили в нее Авеля и похоронили с плачем. Когда Адаму было 230 лет, родил он Сифа и двух дочерей, и взял одну Каин, а другую Сиф, и оттого пошли плодиться люди и множиться на земле. И не познали сотворившего их, исполнились блуда, всякой нечистоты, убийства, зависти, и жили люди как скоты. Только Ной один был праведен в роде людском. И родил он трех сыновей: Сима, Хама и Иафета. И сказал Бог: „Не будет дух мой пребывать среди людей“; и еще: „Истреблю то, что сотворил, от человека и до скота“. И сказал Господь Бог Ною: „Построй ковчег в длину 300 локтей, в ширину 80, а в вышину 30“; египтяне же называют локтем сажень. Сто лет делал Ной свой ковчег, и когда поведал Ной людям, что будет потоп, посмеялись над ним. Когда же сделал ковчег, сказал Ною Господь: „Войди в него ты и твоя жена, и сыновья твои, и снохи твои, и введи к себе по паре от всех зверей, и от всех птиц, и от всех гадов“. И ввел Ной кого приказал ему Бог. Навел Бог потоп на землю, потонуло все живое, а ковчег плавал на воде. Когда же спала вода, вышел Ной, его сыновья и жена. От них и населилась земля».

При прочтении Григорий уловил интерес княгини к проповеди. Однако прервал себя, чтобы не переутомить, дать время осмыслить услышанное, сообщил княгине:

– Пожелает княгиня услышать продолжение, может призвать меня, охотно продолжу рассказ о Господе.

Княгиня ответила ему:

– Призову тебя, Григорий, хочу прослушать всю проповедь.

Григорий, слегка обеспокоенный, призовет или не призовет княгиня для продолжения проповеди, хотя и довольный прошедшей встречей, откланялся.

2

Ольга не заставила долго ожидать, призвала священника, заинтересовавшей его проповедью о божьем промысле по сотворению всего мира. И Григорий продолжил ее все тем же вкрадчивым голосом:

– «Итак, разделились люди на 71 язык и разошлись по всем странам, и каждый народ принял свой нрав. По наущению дьявола приносили они жертвы рощам, колодцам и рекам, и не познали истинного Бога. От Адама же и до потопа прошло 2242 года, а от потопа до разделения народов 529 лет. Затем дьявол ввел людей в еще большее заблуждение, и стали они создавать кумиров: одних – деревянных, других – медных, третьих – мраморных, а некоторых – золотых и серебряных. И кланялись им, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и закалывали их перед ними, и была осквернена вся земля. Первым же стал делать кумиры Серух, создавал он их в честь умерших людей: некоторых ставил прежним царям, других – храбрым людям и волхвам, и женам прелюбодейкам. Серух же родил Фарру, Фарра же родил трех сыновей: Авраама, Нахора и Аарона. Фарра же делал кумиры, научившись этому у своего отца. Авраам же, начав понимать истину, посмотрел на небо и увидел звезды и небо, и сказал: воистину тот Бог, который создал небо и землю, а отец мой обманывает людей. И сказал Авраам: „Испытаю Богов отца своего, – и обратился к отцу: – Отец! Зачем обманываешь людей, делая деревянных кумиров? Тот Бог, кто сотворил небо и землю“. Авраам, взяв огонь, зажег идолов в храме. Аарон же, брат Авраама, увидев это и чтя идолов, захотел вынести их, но и сам тут же сгорел и умер раньше отца. Перед этим же не умирал сын прежде отца, но отец прежде сына; и с тех пор стали умирать сыновья прежде отцов. Бог же возлюбил Авраама и сказал ему: „Выйди из дома отца твоего и пойди в землю, которую покажу тебе, и сотворю от тебя великий народ, и благословят тебя поколения людские“. И сделал Авраам так, как заповедал ему Бог. И взял Авраам племянника своего Лота; этот Лот был ему и шурин и племянник, так как Авраам взял за себя дочь брата Аарона – Сару. И пришел Авраам в землю Хананейскую к высокому дубу, и сказал Бог Аврааму: „Потомству твоему дам землю эту“. И поклонился Авраам Богу. Аврааму же было 75 лет, когда вышел он из Харана. Сара же была неплодной, болела бесчадием.

И сказала Сара Аврааму: „Войди к рабе моей“. И взяла Сара Агарь и отдала ее мужу своему, и вошел Авраам к Агари. Агарь же зачала и родила сына, и назвал его Авраам Измаилом. Аврааму же было 86 лет, когда родился Измаил. Затем зачала Сара и родила сына, и назвала его Исаак. И приказал Бог Аврааму совершить обрезание отрока, и обрезали его на восьмой день. Возлюбил Бог Авраама и племя его, и назвал его своим народом, и отделил его от других, назвав своим народом. И возмужал Исаак, а Авраам жил 175 лет и умер, и был погребен. Когда же Исааку было 60 лет, родил он двух сыновей: Исава и Иакова. Исав же был лжив, а Иаков – праведен. Этот Иаков работал у своего дяди семь лет, добиваясь руки его младшей дочери, и не дал ее ему Лаван – дядя его, сказав так: „Возьми старшую“. И дал ему Лию, старшую, а ради другой, сказал ему, работать еще семь лет. Он же работал еще семь лет ради Рахили. И так взял себе двух сестер и родил от них восемь сыновей: Рувима, Симеона, Левгию, Иуду, Исахара, Заулона, Иосифа и Вениамина, и от двух рабынь: Дана, Нефталима, Гада и Асира. И от них пошли евреи. Иаков же отправился, когда ему было 130 лет, в Египет, вместе со всем родом своим, числом 65 душ. Прожил он в Египте 17 лет и умер, а потомство его находилось в рабстве 400 лет. По прошествии же этих лет усилились евреи, и умножились, а египтяне держали их в рабстве. В эти времена родился у евреев Моисей, и сказали волхвы египетские царю: „Родился ребенок у евреев, который погубит Египет“. И тотчас же повелел царь всех рождающихся еврейских детей бросать в реку. Мать же Моисея, испугавшись этого истребления, взяла младенца, положила его в корзину и отнесла и поставила его на заливном лугу. В это время пришла дочь фараона Фермуфь купаться и увидела плачущего ребенка, взяла его, пощадила, назвала Моисеем и вскормила. Был же тот мальчик красив, и, когда исполнилось ему четыре года, привела его дочь фараона к своему отцу. Фараон же, увидев Моисея, полюбил мальчика. Моисей же, хватаясь как-то за шею царя, сронил с царской головы венец и наступил на него. Волхв же, увидев это, сказал царю: „О царь! Погуби отрока этого, если же не погубишь, то погубит он сам весь Египет“. Царь же не только его не послушал, но, больше того, приказал не губить еврейских детей. Моисей возмужал и стал великим мужем в доме фараона. Когда же стал в Египте иной царь, бояре начали завидовать Моисею. Моисей же, убив египтянина, обижавшего еврея, бежал из Египта и пришел в землю Мадиамскую, и, когда шел через пустыню, узнал он от ангела Гавриила о бытии всего мира, о первом человеке и о том, что было после него и после потопа, и о смешении языков, и кто сколько лет жил, и о движении звезд и о числе их, и о мере земли, всякую премудрость. Затем явился Моисею Бог в горящем терновом кусте и сказал ему: „Видел я горе людей моих в Египте и сошел, чтобы освободить их из-под власти египетской, вывести их из этой земли. Иди же к фараону, царю египетскому, и скажи ему: «Выпусти Израиля, чтобы три дня совершали они требу Богу». Если же не послушает тебя царь египетский, то побью его всеми чудесами моими“. Когда пришел Моисей, не послушал его фараон, и напустил Бог на него десять казней: 1) окровавленные реки, 2) жабы, 3) мошки, 4) песьи мухи, 5) мор скота, 6) нарывы, 7) град, 8) саранча, 9) трехсуточная тьма, 10) мор на людей. Потому напустил Бог на них десять казней, что десять месяцев топили они детей еврейских. Когда же начался мор в Египте, сказал фараон Моисею и брату его Арону: „Поскорей уходите!“ Моисей же, собрав евреев, пошел из Египта. И вел их Господь через пустыни к Красному морю, и шел впереди их огненный столп ночью, а днем – облачный. Услышал же фараон, что бегут люди, и погнался за ними, и прижал их к морю. Когда же увидели евреи, в каком они положении, возопили к Моисею: „Зачем повел нас на смерть?“ И возопил Моисей к Богу, и сказал Господь: „Что взываешь ко мне? Ударь жезлом по морю“. И поступил Моисей так, и расступилась вода надвое, и вошли дети Израиля в море. Увидев это, фараон погнался за ними, сыновья же Израиля перешли море посуху. И когда вышли на берег, сомкнулось море над фараоном и воинами его. И возлюбил Бог Израиля, и шли они от моря три дня по пустыне, и пришли в Мерру. Была здесь вода горька, и возроптали люди на Бога, и показал им Господь дерево, и положил его Моисей в воду, и усладилась вода. Затем снова возроптали люди на Моисея и на Арона: „Лучше нам было в Египте, где ели мы мясо, лук и хлеб досыта“. И сказал Господь Моисею: „Слышал ропот сынов Израилевых“, – и дал им есть манну. Затем дал им закон на горе Синайской. Когда Моисей взошел на гору к Богу, люди отлили голову тельца и поклонились ей как Богу. И иссек Моисей три тысячи этих людей. А затем снова возроптали люди на Моисея и Арона, так как не было воды. И сказал Господь Моисею: „Ударь жезлом в камень“. И ответил Моисей: „А что если не испустит он воду?“ И разгневался Господь на Моисея, что не возвеличил Господа. И не вошел он в землю обетованную из-за ропота людей, но возвел его на гору Вамьскую и показал землю обетованную. И умер Моисей на той горе. И принял власть Иисус Навин. Этот прошел пустыню, вошел в землю обетованную, избил хананейское племя и вселил на место их сынов Израилевых. Когда же умер Иисус, стал на его место судья Иуда; а иных судей было четырнадцать. При них забыли евреи Бога, который извел их из Египта, и стали служить бесам. И разгневался Бог, и предал их иноплеменникам на расхищение. Когда же начинали они каяться, миловал их Бог; а когда избавлял их, снова уклонялись на служение бесам. Затем был судья Илья жрец, а затем пророк Самуил. И сказали люди Самуилу: „Поставь нам царя“. И разгневался Господь на Израиля, и поставил им царя Саула. Однако Саул не захотел подчиниться закону Господню, и избрал Господь Давида, и поставил его царем Израилю, и угодил Давид Богу. Давиду этому обещал Бог, что родится Бог от племени его. Он первый стал пророчествовать о воплощении Божьем, говоря: „Из чрева прежде утренней звезды родил тебя…“»