Книга Бытие и Империя. Онтология и эсхатология Вселенского Царства - читать онлайн бесплатно, автор Александр Гельевич Дугин. Cтраница 9
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Бытие и Империя. Онтология и эсхатология Вселенского Царства
Бытие и Империя. Онтология и эсхатология Вселенского Царства
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Бытие и Империя. Онтология и эсхатология Вселенского Царства

Если спроецировать это на политическую эсхатологию, то мы получим идею мгновенной реставрации Империи Духа.

Платон, изложив теорию смены космических фаз, заключает эту речь важным выводом:

Отвечая на вопрос о царе и политике, существующем при нынешнем круговращении и порождении, мы описали пастуха человеческого стада при круговращении противоположном и, таким образом, назвали вместо смертного – бога.[125]


ὅτι μὲν ἐρωτώμενοι τὸν ἐκ τῆς νῦν περιφορᾶς καὶ γενέσεως βασιλέα καὶ πολιτικὸν τὸν ἐκ τῆς ἐναντίας περιόδου ποιμένα τῆς τότε ἀνθρωπίνης ἀγέλης εἴπομεν, καὶ ταῦτα θεὸν ἀντὶ θνητοῦ.

Это значит, что в эпоху Кроноса, которую можно соотнести с раем и золотым веком, фигура Царя Мира совпадает с богом полностью и не выделяется в нечто самостоятельное. Здесь нет необходимости возводить мост между Землей и Небом (Pontifex), так как между ними еще не установлена ясная дистанция. В терминологии Платона Кормчий еще не удалился на свой «наблюдательный пункт», и строгой онтологической дистинкции между Творцом и тварью нет. Речь о демиурге заходит только тогда, когда история переходит ко второй фазе – к эпохе правления Зевса.

Лишь тогда, когда космос и человек получают свободу, обнаруживает себя фигура Царя Мира, архетип властителя, политика. И его целью становится организовать бытие людей так, чтобы оно как можно ближе находилось к божественной истине. Зевс наблюдает мир, а Царь созерцает Зевса. Их взгляды сходятся в одной точке. Это и есть сакральный центр Империи.

На всем протяжении второй фазы истории, в которой мы находимся, Царь Мира старается повлиять на человечество и на космос таким образом, чтобы они следовали божественному порядку. Вначале это открыто и явно. Затем сокрыто и тайно. В конце концов, общество и мир вообще выходят из-под власти Царя и поднимают восстание против божественных законов (олигархия, демократия, тирания). Это приводит к катастрофе. И милосердный бог сам приходит в мир, чтобы спасти его. Космическую монархию – явную в начале и тайную в конце цикла – сменяет новое царство Кроноса.

Платон не останавливается на деталях этого процесса, но из других версий онтологии Царя Мира можно предположить, что эта промежуточная инстанция между миром и Зевсом, то есть собственно онтология Империи, в последний момент фазы отчуждения вновь дает о себе знать. Так Царь Мира проявляет себя в фигуре последнего Царя, Спасителя, который завершает цикл и вместе с которым царская власть и прямое присутствие Божества, совпадая, дают начало новому – воскресшему, восстановленному – миру.

Глава 5

Чакравартин в индуизме и буддизме

Вращающий Колесо

Фигура Царя Мира встречается во многих традициях и религиях, в том числе и далеко за пределом Средиземноморья и Междуречья, где она обрела законченные черты полноценного учения о Всемирной Империи и ее онтологическом статусе. При этом далеко не всегда этот принцип объединения разных народов и культур под властью единого правителя, выполнявшего функцию Вселенского Монарха, воплощался на практике. В некоторых случаях этот образ перемещался полностью в область мифов, легенд и духовных учений или приобретал чисто религиозные, подчас сказочные, черты.

Самым прямым аналогом Царя Мира в индийской традиции, заимствованной оттуда буддизмом, является Чакравартин (चक्रवर्तिन्), чье имя означает «Вращающий колесо»[126]. Эта фигура интерпретировалась различно даже внутри самой индуистской традиции. Самым изначальным значением следует признать образ, аналогичный Недвижимому Двигателю Аристотеля, Активному Интеллекту или божественному Логосу, который пребывает в центре круга сознания, конституирующего на своей периферии Вселенную. Чакравартин – это ось, вокруг которой вращается колесо мира. И именно его неподвижность, вечность и неизменность служат движущей силой этого вращения. Часто колесо Чакравартина отождествляется с кругом порядка или всемирного закона, дхармой (धर्म), ключевой концепцией индуизма.

Кроме этого основного значения термина мы встречаем его толкования как «движения колесницы повсюду, куда заблагорассудится возничему, не встречая никакого сопротивления». Власть Чакравартина не зависит от материальной среды и легко побеждает всякое сопротивление, поскольку она основана на онтологическом превосходстве его бытия. Чакравартин не один из тех правителей, которые добиваются власти в ожесточенном противостоянии с другими претендентами на нее. Он правит в силу своего метафизического могущества, в силу своего особого положения на карте действительности. Он всегда находится в центре вещей, и уже поэтому обладает над ними абсолютной властью.

Еще одно толкование подчеркивает обладание Чакравартиным особого драгоценного диска, Чакра-Ратна (चक्ररत् – дословно, «драгоценный круг»), что интерпретируется либо как солнце, либо как оружие, всегда возвращающееся к своему господину, либо как «летающая колесница», «вимана» (विमान). Солярный характер Чакравартина очевиден, возвращение диска как оружия также отсылает к солнечному циклу, а «летающая колесница» по форме и смыслу точно соответствует «колеснице души» в «Федре» Платона. Кроме того, вполне можно установить связь между Чакра-Ратной и хварено, главным символом царственного могущества в иранской зороастрийской традиции, который также изображается как «летающий диск», причем способность к полету в случае хварено подчеркивается крыльями.

Атрибуты Чакрвартина

Образ Чакравартина тесно связан с солнцем, и его божественным архетипом в индуизме считается ведический бог Индра, Царь богов и предводитель небесных воинств.

Другими атрибутами Чакравартина являются:

• волшебный драгоценный восьмиугольный камень Чинтамани, (चिंतामणि), имеющий определенные параллели с Чашей Грааля, в некоторых случаях это ваджра (वज्), играющий огромную роль в индийском и буддистском символизме, обозначая одновремнно алмаз, молниевидное оружие бога Индры, собственно молнию и – в буддизме – состояние высшего просветления;

• прекрасная царица (отсылка к ритуалу иерогамии, сакрального брака, мотивы которого широко развиты в индуизме);

• мудрый советник (архетип Мерлина, выделенное в особую ипостась жреческое начало);

• всегда побеждающий врага военачальник (выделенное в особую ипостась воинское начало);

• волшебные кони и слоны (сакральные звери, сверхъестественные средства передвижения, что отсылает к символизму коней в структуре души у Платона).


Характерным жестом Чакравартина в индийской и буддистской иконографии является согнутая в локте левая рука, прижатая к сердцу, и вытянутая вправо и вверх правая рука, представляющая собой небесную ориентацию. Чакравартин изображался с особым пучком волос на голове – ушниша (उष्णीषर), неизменно присутствующий при изображении будд, и обутым в специальные драгоценные сандалии – упана (उपनह्). Иногда к его атрибутам добавляют зонт и веер или мешалку для взбивания молока, имевшую в индуизме сакральное обрядовое значение.

Чакравартин и кшатрии

Чакравартин имеет подчеркнуто кшатрийское происхождение, и его классические атрибуты соответствуют как Царю Мира, так и касте воинов (кшатриев) в широком смысле. В буддизме, где традиционные индуистские варны отрицаются, тем не менее проводится строгое различие между Буддой, тем, кто следует по исключительно духовному пути, и Чакравартином, не покидающим мир до конца, всегда с ним связанным. Но при всем различии оптимальная форма отношений Будды с Чакравартином – это гармония и справедливое распределение онтологических зон: Будда уходит из мира в нирвану (निर्वाण), Чакравартин всегда в мире, чтобы следить за его устойчивостью, порядком и связью с истиной. Так, в некоторых версиях преданий о рождении Будды Гаутамы говорится о том выборе, который был поставлен еще до его рождения: стать Буддой или Чакравартином? При этом рождение Гаутамы произошло как раз в королевском роду, то есть в касте кшатриев. Гаутама выбирает путь Будды, как наивысший. Но это не значит, что Чакравартин является ложным выбором: между ними существует духовная иерархия, соблюдение которой устанавливает гармонию между нирваной и сансарой (संसार). Парадоксальное тождество между нирваной и сансарой, то есть выходом за пределы феноменального мира и самим этим феноменальным миром, через общее свойство шуньяты (शून्यता – «пустота») является основой буддизма маханяны и особенно школы мадхъямика, основанной Нагарджуной. Поэтому в махаяне для гармонизации Будды и Чакравартина существует подходящая теоретическая основа.

Показательно, что царь Ашока из династии Маурьев, ставший первым покровителем буддизма в Индии и сделавшим его главенствующей религией, считался проявлением Чакравартина. Когда буддизм проникает в Китай и распространяется среди знати, один из Императоров династии Суй (VI – начало VII века по Р. Х.) также объявил себя Чакравартиным – по-китайски Zhuǎnlúnwáng (轉輪王) «Священным Правителем, Вращающим Колесо».

В период покорения Китая монголами тибетские буддисты школы Сакья объявили Чакравартином Чингисхана. Так термин «Священного правителя, Вращающего Колесо» перешел к основателю Монгольской Империи. Позднее тибетцы предложили его внуку, монгольскому правителю, захватившему китайский трон, Хубилай-хану доктрину «чой-йонг», что означало сочетание духовного покровительства (со стороны Тибета) с военным стратегическим контролем (со стороны монголов – новой китайской династии Юань). Лидер тибетских монахов Пагба-лама был приглашен в ставку Императора Хубилая и получил там статус «духовного наставника государства», став номинально аналогом Мерлина при короле Артуре.

Также утверждается, что появление на земле Чакравартина в будущем будет знаменовать собой приход Майтрейи, Будды грядущего цикла.

Иерархия Чакравартина

В целом в истории Индии и особенно в контексте индуизма фигура Чакравартина, занимающая важное положение в мифологии и религии, чаще всего оставалась на уровне сакральной теории. Так индуизм говорит о трех типах Чакравартина:

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

 Современные критики библейской хронологии настаивают на том, что тексты, приписываемые пророку Даниилу и фигурирующие в составе Библии, сложились намного позднее Вавилонского пленения, во время которого жил Даниил, в эллинистическую эпоху – в период Антиоха IV Епифана и Маккавеев, то есть ок. 170–164 гг. Следовательно, совпадения циклов смены Империй, заложенной в толковании сна Навуходоносора, оказываются не подтверждением пророчеств, а контемпоральной повесткой дня в политических процессах Средиземноморья той эпохи. Но в любом случае именно в книгах пророка Даниила теория Империи дана максимально полно и законченно.

2

 Генон Р. Царь мира / Генон Р. Царь мира. Очерки о христианском эзотеризме. М.: Беловодье, 2008; Эвола Ю. Мистерия Грааля. Воронеж: Terra Foliata, 2013.

3

 Эта тема достаточно полно раскрыта в трехтомном труде Константина Малофеева «Империя». Малофеев К. Империя. 4000 лет. В 3 т. М.: АСТ, 2021–2022.

4

 Генон Р. Царь мира / Генон Р. Царь мира. Очерки о христианском эзотеризме. М.: Беловодье, 2008.

5

 Shihāboddin Yahyā Sohravardī, Corbin H. L’Archange empourpré: Quinze traités et récits mystiques. P.: Fayard, 1976.

6

 Генон Р. Духовное владычество и мирская власть. М.: Беловодье, 2012; Он же. Восток и Запад. М.: Беловодье 2005; Он же. Кризис современного мира. М.: Академический проект, 2018.

7

 Генон Р. Общее введение в изучение индусских учений. М.: Беловодье, 2013.

8

 Дюмон Л. Homo hierarchicus: опыт описания системы каст. М.: Евразия, 2001; Он же. Эссе об индивидуализме. Дубна: Феникс, 1997; Он же. Homo aequalis, I. Генезис и расцвет экономической идеологии, М.: Nota Bene, 2000.

9

 Dumezil G. L’Idéologie tripartite des Indo-Européens. P.: Latomus, 1958.

10

 Генон Р. Великая Триада. М.: Беловодье, 2010.

11

 Генон Р. Великая Триада.

12

 Притчи царя Соломона. Гл. 3:19–20.

13

 Притчи царя Соломона. Гл. 8:22–31.

14

 Бытие. Гл. 14:18–20.

15

 Псалтырь. 110:4.

16

 К евреям. Гл. 5:5–10.

17

 К евреям. Гл. 6:20.

18

 К евреям. Гл. 7.

19

 Böttrich C. Geschichte Melchisedeks. Gütersloh: Gütersloher Verlag-Haus, 2010.

20

Bezold C. Die Schatzhöhle. 2 Bände. Bd.I. Leipzig: Hinrichsche Buchhandlung, 1883.

21

Генон Р. Царство количества и знамения времени. М.: Беловодье, 2011.

22

 В индийском шиваизме аналогичную роль играет гора Кайлас. Аналогом горы мира в иудейской традиции является Сион, у самаритян Гезерим, в исламской традиции речь идет о горе Каф.

23

 Suhrawardî. L’Archange empourpré: quinze traités et récits mystiques. P.: Fayard, 1976.

24

Платон. Федон / Платон. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 2. М.: Мысль, 1993.

25

Lebling R. Legends of the Fire Spirits: Jinn and Genies from Arabia to Zanzibar. L.: Bloomsbury Publishing, 2010.

26

Платон. Государство / Платон. Собрание сочинений. Т. 3. М.: Мысль, 1994.

27

Генон Р. Царство количества и знамения времени; Он же. Кризис современного мира.

28

 Связь Салима с Иерусалимом является общим местом многих раннехристианских текстов и апокрифов. Так, мы упоминали о том, что в сирийских материалах, касающихся Мелхиседека, упомянута гора Йавос, то есть древнее название Иерусалима – Иевус.

29

Дугин А. Г. Ноомахия. Иранский Логос. Световая война и культура ожидания. М.: Академический проект, 2016; Он же. Ноомахия. Семиты. Монотеизм Луны и гештальт Ваала. М.: Академический проект, 2017.

30

 Segal A. Two Powers in Heaven: Early Rabbinic Reports about Christianity and Gnosticism. Leiden: Brill, 2002

31

 Бытие. Гл. 5:21–24.

32

 Odeberg H. (ed.). 3 Enoch or The Hebrew Book of Enoch. Cambridge: Cambridge University Press, 1928.

33

 Orlov A. The Enoch-Metatron Tradition. Tiibingen: Mohr-Siebeck, 2005.

34

 Псалтырь. Гл. 36:25.

35

 Подробнее смотри Дугин А. Г. Интернальные Онтологии. Сакральная физика и опрокинутый мир. Москва; Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2022.

36

 Moses Maimonides. Guide for the Perplexed. London: Routledge & Kegan Paul Ltd., 1904.

37

 Евангелие от Иоанна. Гл: 12:31; 14:30; 16:11. Послание святого апостола Павла к Ефесянам. Гл. 2:2.

38

 Второе послание святого апостола Павла к Коринфянам. Гл. 4:4.

39

 Послание святого апостола Павла к Ефесянам. Гл. 6:12.

40

 Цит по. Иеромонах Кирилл (Зинковский). Вера в Бога – вера в человека. Представления о материи и теле человека в Александрийской богословской традиции (доникейский период). СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2014. С. 103.

41

 Евангелие от Луки. Гл. 4:5–6.

42

 Корона (kether —) в каббале – название первой, высшей, из сефирот.

43

 Книга, глаголющая об Антихристе и о нынешнем горком времени. Рукопись XIX века. Частная коллекция.

44

Дугин А. Енох Омраченный / Дугин А. Г. Радикальный Субъект и его дубль. М.: Евразийское движение, 2009.

45

 Книга, глаголющая об Антихристе и о нынешнем горком времени.

46

Hildegard von Bingen. Liber Scivias III, Vis. 1. Wiesbaden, Landesbibliothek Hs. 2, Riesencodex.

47

Генон Р. Царство количества и знамения времени.

48

Evola J. Il Mistero del Graal. Roma: Edizioni Mediterranee, 1972.

49

Evola J. Il Mistero del Graal. P. 133–134.

50

Платон. Государство.

51

 Название ghibellini по одной версии происходит от родового замка Гогенштауфенов Waidbling или Gaubeling.

52

Данте Алигьери. Монархия. М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 1999.

53

 Oculus eius morte claudet abscondita supervivetque, sonabit et in populis: vivit, non vivit, uno ex pullis pullisque pullorum superstite. (Его глаза закрыты смертью и не видят, но он еще жив и он еще прозвучит среди народов: он жив и не жив, он одна из ветвей, но он отделен от новых ветвей) Evola J. The Mystery of the Graal. Initiation and Magic in the Quest for the Spirit. Rochester, Vermont: Inner Tradition, 1996. P. 42.

54

 Вероятно, к этой же серии символических сюжетов относится обряд обручения с морем венецианских дожей, бросавших во время вступления в должность кольцо, символизирующее власть, в море. Русская сказка о золотой рыбке, обладающей волшебной способностью давать абсолютную власть, известная у славян, германцев, а также индусов, также созвучна основной смысловой линии.

55

 Сюжет живой головы мы встречаем в мифе об Орфее и в истории Иоанна Крестителя. Живая голова исполина, встречающаяся у Пушкина и русских былинах о Еруслане Лазаревиче в сюжете о путешествиях главного героя, относится к ногайскому (тюркскому) фольклору, а через него, вероятно, уходит к древне-кавказским представлениям о том, что горы – это застывшие древние богатыри. Этот мотив встречается в армянской традиции, а также в аланском Нартском эпосе. Ряд русских былин, повествующих о том, как закончились богатыри на Руси, также описывает их превращение в камень или в каменные стены.

56

Corbin H. Cyclical Time and Ismaili Gnosis. London, Boston, Melbourne, Henley: Kegan Paul International, 1983.

57

 В частности, в трудах пятого Йеменского даи’ Сеййдна аль-Хосайн ибн ‘Али ибн Мохаммад ибн аль-Валида. См. Syyid-nā al-Hosayn ibn ‘Alī ibn Mohammad ibn al-Walīd. Cosmogonie et Eschtalogie / Corbin H. Trilogie ismaélienne. P.: Verdier, 1994.

58

Корбен. А. История исламской философии. М.: Прогресс-Традиция, 2010.

59

 Неоплатоники, особенно Симпликий, прекрасно и гармонично сочетали платоническую вертикаль с аристотелевской имманентностью.

60

 Исход. Гл. 6:25.

61

 Исус Наввин. Гл. 8:18.

62

Эвола Ю. Люди и руины. М.: МОО «Русское Стрелковое Общество», 2002; Он же. Языческий империализм. М.: Арктогея, 1994.

63

Эвола Ю. Восстание против современного мира. М.: Тотенбург, 2016.

64

 Эта тема противостояния Империи и олигархии (всемирного Ханаана, по терминологии автора) обстоятельно развита в основательном труде К. Малофеева. Малофеев К. Империя. 4000 лет. Книга первая.

65

Эвола Ю. Оседлать тигра. С-Пб.: Владимир Даль, 2005 и т. д.

66

 Самую общую картину этого Эвола дает в книге «Восстание против современного мира».

67

Дугин А. Г. Радикальный субъект и его дубль.

68

Платон. Тимей / Платон. Собрание сочинений. Т. 3. М.: Мысль, 1994.

69

Иеромонах Кирилл (Зинковский). Вера в Бога – вера в человека. Представления о материи и теле человека в Александрийской богословской традиции (доникейский период).

70

Дионисий Ареопагит. Сочинения. СПб: Издательство Олега Абышко, Алетейя, 2002.

71

Дугин А. Г. Антикейменос. М.: Академический проект, 2022.

72

 Можно добавить: ни у индуистов, ни буддистов, ни у даосов или конфуцианцев и т. д.

73

Дугин А. Г. Ноомахия. Иранский Логос. Световая война и культура ожидания.

74

 Второе послание святого апостола Павла к Коринфянам. Гл. 4:4.

75

 Откровение Иоанна Богослова. Гл. 19:15.

76

Дугин А. Г. Интернальные Онтологии. Сакральная физика и опрокинутый мир.

77

 Евангелие от Матфея. Гл. 8:12, Гл. 22:13 и Гл. 25:30.

78

 Второе послание святого апостола Павла к Коринфянам. Гл. 4:4.

79

 Откровение Иоанна Богослова. Гл. 20:1–3.

80

Платон. Государство.

81

Платон. Политик / Платон. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Мысль, 1994.

82

Платон. Законы / Платон. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Мысль, 1994.

83

Платон. Письма / Платон. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Мысль, 1994.

84

 Платон. Письма. С. 462.

85

 Платон. Письма. С. 477.

86

 Платон. Государство. С. 295.

87

 Платон. Государство. С. 296–297.

88

Платон. Федр / Платон. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 2. М.: Мысль, 1993.

89

 Платон. Федр. Стр. 155.

90

 Платон. Федр. Стр. 162.

91

Платон. Политик.

92

 Платон. Политик. С. 65.

93

 Платон. Политик. С. 65. Платон. Политик. С. 65.

94

Платон. Политик. С. 65–66.

95

 Платон. Политик. С. 69.

96

 Платон. Политик. С. 69.

97

Платон. Парменид / Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993.

98

Дионисий Ареопагит. О божественных именах / Дионисий Ареопагит. Сочинения. С. 249–251.

99

Дионисий Ареопагит. О божественных именах. С. 277.

100

Прокл. Платоновская теология. СПб: Летний сад, 2001.

101

 О двух Единых говорится в Ареопагитиках: «Единое, превышающее единое». Дионисий Ареопагит. О божественных именах. С. 277.

102

Corbin H. Le paradoxe du monothéisme. P.: Herne, 1982.

103

Плотин. Шестая Эннеада. СПб: Издательство Олега Абышко, 2005.

104

 Хотя пророчество относится к дохристианской истории Рима, скорее всего, ее ранние версии появились в III веке до Р. Х., а самый ранний дошедший до нас вариант датируется, вероятно, началом XI века, так как в нем явно различимо влияния Апокалипсиса Псевдо-Мефодия Патарского, фундаментального текста для позднейших сюжетов о Спящем Императоре (Царе Мира) и имперской эсхатологии. См. Sackur E. Sibyllinische Texte und Forschungen: Pseudomethodius, Adso und tiburtinische Sibylle. Halle an der Saale: Max Niemeyer, 1898.