– экономика: деньги в реальной жизни (понятие и способы заработка, источники финансов, структура затрат), документооборот (в том числе и бытовой): заявления, договоры, доверенности, квитанции, расписки и т. д.; банковские услуги, ссуды и кредиты; ведение семейного и/или личного бизнеса; формы вложения денег – акции, облигации и т. д.; распознавание мошенников и методов мошенничества, защита от них; виды коррупции (взятки, «откаты» и т. д.) и ее последствия;
– психология: навыки поведения в учебном и производственном коллективе; отношения с родителями; особенности возрастной и гендерной психологии;
– компьютерная безопасность;
– основы профориентации: виды деятельности человека и оплаты труда; рабочие профессии, инженерные, научные, творческие (об этом в частности могли бы рассказать и родители – о роде своей работы);
– самооборона: основные приемы самообороны (дзюдо, карате, самбо и пр.); психологические способы противостояния преступнику, в частности (для девочек) при попытке изнасилования;
– создание личного имиджа: гармония внешности и личности, правильный подбор косметических средств, предметов гардероба; выбор стиля поведения, работа над голосом, мимикой, осанкой, походкой; правила этикета, в том числе и делового;
– искусство: как слушать музыку и воспринимать картины, литературные произведения, зачем вообще нужно читать книги, стихи, ходить в музеи и на выставки, в театры и т. д.; навыки творческого подхода при решении различного рода задач и создании произведений искусства;
– религия: сведения о мировых религиях и других верованиях, что такое религиозный культ и его отправление; как правильно вести себя в храме, мечети, синагоге, дацане и пр.;
– философия: место человека в мире; практические способы достижения гармонии с окружающим миром;
– обществознание: права и обязанности граждан; способы защиты своих прав (жалобы, обращения в суды, обращение к общественности, к органам правопорядка); как узнать о своих правах; адвокаты, нотариусы и их функции; права и обязанности органов правопорядка (полиции, прокуратуры, следственных органов, специальных служб); чиновники и депутаты всех уровней, вплоть до президента, как аппарат обслуживания граждан; основы общения с госслужащими;
– действия в экстремальных ситуациях: пожар, наводнение, землетрясение, военные действия, эпидемии, полицейские операции; бытовые скандалы и насилие.
Возвращаясь к основному вопросу данного раздела, замечу, что я убежден, что незнание структуры сознания на философском уровне будет непреодолимым препятствием в создании искусственного интеллекта. Либо будет создан такой интеллект, который вполне способен нести явную угрозу жизни всему человечеству.
Впрочем, на мой взгляд, у человечества есть проблемы, связанные с сознанием, и поважнее искусственного интеллекта. Сознание человека подобно пластилину. Искалечить его несложно, а вот поднять его до уровня благости – здесь требуются большой труд и значительные усилия. Атеизм вместе с религией «выплеснул» из жизни важную роль молитв и тренингов, оказывающих большое влияние на сознание в части его успокоения и усвоения нравственных норм.
Нет никакого понимания того, что зрительное восприятие в кино и на телевидении насилия, секса, пошлости порождает соответствующий мыслительный процесс в сознании. А определенные мысли порождают соответствующее сознание. Наукой давно доказана прямая взаимосвязь между наблюдением насильственных действий и вспышками агрессии у человека. Вандализм и преступность во многом спровоцированы неэстетичностью мест проживания. Это доказано экспериментом, проведенным в Нью-Йорке в 1990-х годах, когда борьба за эстетику города и с мелкими нарушениями общественного порядка привела к значительному сокращению тяжелых правонарушений в городе.
Переход на ЕГЭ в школах предал полному забвению требование советской школы научить ребенка думать. Полное непонимание того, что процесс «думания» – это набор определенных последовательных алгоритмов, которые необходимо научить выполнять обучающегося, привел к тому, что ни один учебник не отвечает сегодня этим критериям.
Приходится констатировать как факт, что государство считает манипулирование сознанием более приоритетной задачей, чем повышение интеллектуального уровня населения. Это свидетельствует об отсутствии у власти теории общественного развития, а в составе правительства – надлежащих теоретиков. Но есть понимание, что если интеллектуальный уровень населения поднимется выше среднего, то их «спектакль» будет освистан, а созданная ими система – рухнет. Эту мысль высказал еще в свое время Лао-Цзы: когда народ много знает, им трудно управлять. А мы добавим: зато легко завести его в болото или подвести к краю пропасти.
Итак, что же такое сознание на уровне индивида? Мы разобрали структуру сознания, исходя из которой нам стали понятны следующие его функции:
1) чувственное восприятие окружающего мира;
2) вычленение из этого мира себя, своего тела, идентификация себя как особой личности;
3) оценка чувственного восприятия в следующих диапазонах: «наслаждение – страдание», «удивление – безразличие», «торжество – разочарование»;
4) формирование образов определенно отраженных объектов реального мира и создание образов, в реальном мире не существующих;
5) наличие памяти двух видов – генетической и приобретенной;
6) использование в мыслительном процессе знаний, накопленных человечеством на внешних материальных носителях, путем их считывания и восприятия сознанием с учетом собственного накопленного интеллекта;
7) концептуализация чувственного сознания в соответствии с накопленными знаниями и соотнесение его с рамками морально-нравственных запретов и общественными ценностями;
8) интуитивные ощущения путем «просветления» необъяснимого с позиций имеющейся информации и полученного знания;
9) выработка намерений действия.
Как видим, эти функции в основном соответствуют пассивной функции сознания и совершенно не способствуют пониманию, откуда берется активное сознание. Как возникает очаг противоречий между реальностью и существующим сознанием, отражающим эту реальность? А где зарождается чувство несправедливости? Куда вообще адресуются проблемы? Как возникает цель и формируется концепция ее достижения? На эти вопросы не дают ответов ни буддизм с индуизмом, ни современная нейробиология.
Но это, безусловно, главные центры сознания, заставляющие работать все другие его структуры. Ограничимся тем, что зафиксируем необходимость существования в структуре сознания очага фиксации проблем и центра формирования целевых установок, который, в свою очередь, формирует концептуальные структуры, создающие намерения действий.
По мнению писателя Михаила Веллера, именно эти центры определяют человека умного и отличают его от дурака. Дурак не в состоянии контролировать и удерживать в сознании многочисленные взаимосвязи. Ему по силам отслеживать лишь одну, может, две цепочки развития. Чего не скажешь о людях более способных.
В практике руководства предприятиями мне приходилось постоянно проводить совещания, на которых ставилась цель и раздавались поручения. Когда же дело доходило до оперативного контроля, я не раз оказывался в недоумении: почему я помню все свои поручения, а руководители некоторых служб не в состоянии запомнить даже то, что я поручил исключительно им? Часто я приходил к пониманию, что дело не только в забывчивости или неуважении к моим распоряжениям. Во многих случаях проявлялась просто неспособность охватить многоцелевые задачи.
Однако описанная проблема действия активной функции сознания относится не только к самой структуре сознания. Читатель, соберись! Мы намерены тебе сообщить нечто принципиально важное. Сначала мы сделаем это, несколько пренебрегая «правильной терминологией». Так будет понятнее. Дело в том, что в нашем сознании цель только формулируется так, как мы ее понимаем, то есть субъективно. Сама же цель, по Гайдесу, как мы уже писали, всегда задается любому структурному элементу Вселенной извне! Любой объект Вселенной существует только до тех пор, пока он востребован более сложной системой, в которую входит рассматриваемый объект. Всё, что не востребовано, – уничтожается или постепенно приходит в негодность.
Однако мы с этим не согласны. На наш взгляд, более сложная структура формирует только возможности, условия для реализации определенных целей. Причем эти возможности и условия – многовариантны. Именно поэтому наше будущее не фатально, а попытки установить монополию на идеологию ошибочны и преступны.
Что же касается объектов внутри системы, то они наделены свойством предназначения. Часть этого свойства заложена внутри объекта в виде программы. Возьмем, к примеру, зерно. Сейчас мы не задаемся вопросом, откуда появилась эта программа. Но мы знаем, что, будучи посаженным в землю, это зерно превратится в растение и по законам генетики принесет новые плоды, которые, с одной стороны, будут повторять основные свойства исходного зерна, но, с другой стороны, в чем-то будут от него отличаться в зависимости от внешних условий и ухода за растением.
Даже неодушевленные предметы могут реализовывать свое предназначение по-разному. Например, возьмем камень, лежащий на дороге или у подножия горы. Без участия человека он служит частью элементного состава поверхности земной коры. В зависимости от минерального состава и глубины залегания он может лежать в неизменном виде веками или разрушиться, превратясь в песок или пыль.
Иное дело, если он будет вовлечен в субъективную систему. Здесь его предназначение может реализоваться в качестве строительного материала или минерала с определенными свойствами и т. п.
Что же говорить об отдельном человеке? Для него внешней системой является общество. Именно оно формирует востребованность и условия реализации. В этих рамках человек и определяет свое предназначение.
Вам кажется, что цель поступить в институт принадлежит исключительно вам. Но это не так. Еще каких-нибудь 250–300 лет назад в России не было никакой образовательной системы. В то время такая идея вряд ли пришла бы вам в голову. Но современное общество нуждается в квалифицированных специалистах. Оно создало стимулы для вас в будущем. Всё, что от вас требовалось, – это выбрать специальность и сформулировать для себя цель, которая, собственно, и была для вас установлена. Под сформулированную цель вы сделали все необходимые действия, которые, безусловно, продумали заранее.
Итак, теперь определимся с научной терминологией и дадим наше понимание системы, которая имеет прямое объективное воздействие на наше сознание, на отражение окружающего нас мира.
Целевые функции любой системы порождены диалектическим единством внешних потребностей (целей), создающих условия и возможности для реализации имеющихся целей-предназначений объектов внутри системы. Множественность потребностей и разнообразие предназначений формируют многовариантность развития, но в строго установленных рамках, обеспечивающих целостность системы.
Однако по мере своего развития как внешняя среда, так и внутрисистемные объекты могут начать формировать антисистемные процессы, которые в конечном итоге могут привести к изменению системы и даже ее отрицанию.
Ну и, наконец, наше понимание систем и системности:
Мир целостен. Вычленение из него материальных систем носит условно-абстрактный характер и предполагает некоторую ограниченность выводов и результатов, так как целостность качественно отличается от своих частей. Границы системы определяются и задаются исследователем. Основополагающим фактором формирования систем являются явные или предполагаемые целевые установки. При этом каждый элемент системы либо находится в организационном содействии целевым установкам, либо играет дезорганизующую роль, противодействуя им. Целевые установки формируются из возможностей-предписаний систем более высокого (сложного) уровня, где исследуемая система является одной из структур, и внутреннего предназначения самой системы, заданной либо природой, либо потребностью, либо духовными устремлениями людей. Субъектные цели разрушительны, если они выходят за пределы «коридора» общественных ценностей.
Теперь попробуем обобщить наше понимание индивидуального сознания в одном определении. Сознание есть сложный духовно-мыслительный процесс, включающий в себя перечисленные выше функции. Сознание формируется материальным миром, но конечные результаты сознания – намерения – преобразуются в действия, направленные на изменение этого материального мира и адаптацию к нему. Чем значительнее знание объективных законов материального мира, тем очевиднее проявляются возможности сознания быть первичным (определять причинность) по отношению к материи (определять ее преобразование). Вопрос создания и уничтожения материи с помощью сознания нами не рассматривается как возможный. Диалектическая взаимосвязь материи и сознания очевидна, но направленность влияния одного на другое – изменчива.
Общественное сознание
В основе общественного сознания лежат две вещи – индивидуальные сознания людей и созданные ими коммуникации общения. Первым средством коммуникации (если не считать использования примитивных жестов и звуков) является речь. Но вряд ли будет правильным утверждать, что уже речь породила общественное сознание. Она, конечно, могла породить общее понимание коллективного уровня (количественные отличия коллектива от общества мы будем рассматривать в последующих параграфах), но не более того. Конечно, появляются странствующие былинники, сказители, певцы, которые доносят до соплеменников исторические факты, мифы о героях, о правителях. Это формирует понимание подвига, единства народа, рассказывает о князьях и монархах. Но эти сказания и мифы не порождают мнения, скорее они дают некоторые знания. Такими же знаниями о правилах поведения являются указы и приказы князей. Поэтому общественное мнение представляет из себя переходную форму существования общественного сознания.
Очередным движением к его зарождению служит письменность и грамотность населения. Движущей силой формирования общественного сознания в этот период становятся церковь и монастыри. Там зарождаются богословские учения, ведутся летописи. При этом одной буллы папы римского достаточно, например, для начала Крестовых походов. Восстания крестьян или восстание Спартака свидетельствуют о том, что даже такие коммуникации могут создавать эффект общественного движения.
Однако истинное формирование общественного сознания порождает книгопечатание. Индивидуальное сознание становится частью общественного сознания только тогда, когда оно вынесено на публичный суд. По мере накопления этого информационного «шума» общественное сознание начинает структурироваться. Научные воззрения превращаются в парадигмы, политические взгляды – в идеологии. Появляется художественная литература, новостные издания (газеты), учебники и т. п.
Общественное сознание почти всегда субъективно – за каждой идеей мы можем отыскать ее автора, имеющего имя и фамилию.
Но общественное сознание, как и индивидуальное, формирует две функции – отражение реальности и постановку цели с организацией ее достижения. В части отражения реальности общественное сознание может быть и более истинным, и более заблуждающимся. С одной стороны, многогранность взглядов на мир делает его более содержательным и точным. Но другая сторона медали заключается в том, что истина не определяется путем голосования. Толпа может казнить Джордано Бруно и заставить отречься от своих взглядов Галилео Галилея. Но Земля от этого не остановится и будет продолжать вращаться. Практика всегда будет критерием истины. Но для того, чтобы эту истину изречь, человек должен иметь свободу слова. По отношению к истине сознание делится на научное знание и профанское мнение. Дорога к истине бывает трудна и терниста. Часто бывает так, что существует несколько парадигм или идеологий, которые не обладают необходимыми доказательствами своей истинности. При этом на данном историческом этапе все они могут быть признаны научными либо научно-гипотетическими. Плюрализм мнений выступает здесь как способ естественного отбора: каждый оттачивает свои доказательства и ищет ошибки другого. Это тоже дорога к истине.
Общественное сознание теснейшим образом связано с интересами различных групп населения: экономическими, национальными, религиозными, политическими. В этом смысле общественным сознанием можно считать лишь весь их плюралистический набор, а истиной – тот или иной компромисс, достигнутый на том или ином историческом этапе. Основное свойство этой истины – неустойчивость границ и готовность изменяться в зависимости от сложившегося взаимоотношения сил.
Следует отметить, что окружающий мир предстает перед нами до сих пор как Большое Неизвестное. И то, что мы сегодня знаем об этом мире, в значительной степени является плодом заблуждений. Поэтому необходимо избегать категорических суждений. Никто из смертных не обладает монополией на истину. Если бы все знания, которые распространены в обществе, вместить в одну человеческую голову, то этот человек вскорости сошел бы с ума от раздирающих его противоречий. Но такая гремучая смесь в общественном сознании делает общество более устойчивым и динамично развивающимся.
Намного сложнее вопрос об активной функции общественного сознания. Мы здесь также можем рассмотреть цели-потребности, обусловленные внешней средой, и цели-предназначения. Формироваться они могут трояким образом:
а) объективные законы действуют неукоснительно, и рано или поздно общество достигает осознания необходимости своих действий в соответствии с этими законами. Такое сознание мы бы назвали научно-субъектное общественное сознание;
б) учеными и политическими лидерами «вбрасывается» информация о стоящих перед человечеством проблемах и необходимости изменения технических или общественных систем. Со временем эта информация-идея охватывает все большее количество заинтересованных в ее реализации людей, превращаясь в их конкретные действия. Вовсе не обязательно, чтобы эти намерения охватывали большую часть общества. Достаточно бывает некой критической массы, которая способна изменить в той или иной степени характер развития всего общества. Потенциальную и реальную способность этой критической массы людей действовать мы определяем как проявление субъектности общества;
в) власть, наделенная полномочиями и системами насилия, принимает действия, вовлекающие в решение определенных задач всё подвластное ему общество или значительную его часть. Общество может одобрять эти цели или противиться им, но в этом также проявляется субъектность действий общества. Действия власти могут носить самый разный характер – от геноцида, тоталитаризма, авторитаризма, волюнтаризма до народно-демократических реформ. Но силовые структуры, пропагандистский аппарат через какое-то время, иногда довольно продолжительное, принудят общество следовать этим целям. Такое сознание следует считать субъектно-властным.
Вообще для обществ, разделенных на государства, проблема предназначения на практике решается гораздо проще, чем это могло бы показаться большинству читателей. Внешняя среда для таких обществ – это другие государства, особенно соседние, а также природно-климатические условия. Необходимость выжить в этой активной конкурентной среде и соответствовать определенному цивилизационному уровню фактически определяет то или иное предназначение общества. Внутренние же цели определяются наличием и тем или иным количеством природных богатств, демографией, состоянием экономики и т. п.
Под субъектностью общества мы понимаем способ солидарных действий значительных масс людей. Мы не признаем утверждений, что у общества нет субъектности. Взаимоотношения в обществе строятся не только по принципу «субъект – субъект», но большей частью как «структурная целостность – структурная целостность» или «структурная целостность – субъект».
Не можем мы согласиться и с таким утверждением: «Способ обеспечения устойчивой взаимосвязанности субъектов в единое целое в бытии народа называется властью»[33]. Системообразующим фактором всегда является цель-предназначение общества. Власть – это исторически формируемая обществом структура, обеспечивающая необходимую организацию в достижении этой цели. Точно так же неприемлемо и утверждение: «Содержание общества – общественные отношения»[34]. Никакая система не может содержать только взаимосвязь без материальных элементов, которые эту взаимосвязь осуществляют. Поэтому общество мы можем характеризовать в узком смысле как некоторое сообщество людей, проживающих на определенной территории и взятых на определенном историческом срезе. В более широком смысле мы должны сюда добавить все предшествующие и будущие его поколения. И в самом широком – оно должно включать все материальные и иные составляющие своего бытия. Иначе невозможно понять, откуда берутся бедные и богатые, почему существует эксплуатация и на чем держится власть. В совокупности с системой имеющихся взаимосвязей, установившихся в обществе, мы и получим его содержание. Впрочем, к этим вопросам мы еще не раз вернемся в своей книге.
Однако подведем итоги относительно сознания. Общественное сознание – это определенным образом обобщенное и структурированное сознание индивидуумов, распространяемое через средства массовой коммуникации. В связи с этим реальность отображается общественным сознанием чрезвычайно разнообразно и зачастую довольно искаженно. Человечество не выработало еще способов и критериев отбора наиболее продуктивных идей, направленных на консервацию общественных систем (особенно в социальной жизни, где этот процесс во многом стихиен и случаен). Властно-субъектные действия часто направлены на ограничение распространения альтернативных идей либо на их замалчивание, на пропаганду идей, выгодных исключительно власти. И это является существенным тормозом современного развития.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Эти слова, высказанные на конференции экспромтом, представлены здесь с некоторой литературной обработкой без изменения смысловой нагрузки. Полностью видеозапись моего выступления на «Чтениях…» можно посмотреть на YouTube на моей странице. URL: https://youtu.be/UqkCcdfbZqM (дата обращения: 28.07.2020).
2
Гущин В. В. Глас вопиющего… Что стало и что станет с Россией: Прогностические очерки. М.: Стольный град, 1999. 342 с.
3
Мы далеки от того, чтобы видеть в Библии научно-исторический трактат, но за ее мифологией могут скрываться и вполне реальные события.
4
Гельцер Ю. Г. Основы предсказуемой экономики. Экономика в свете Общей теории систем. М.: ЛЕНАНД, 2015. Меня очень удивил 2015 год, стоящий в выходных данных, так как текст книги, которую вы держите в руках, я писал в октябре 2014 года, а в продаже «Основы…», о которых идет речь, появились в сентябре, в издательство же она была сдана еще в мае 2014 года. Искажая дату издания, издательство из маркетинговых соображений преследует цель как можно дольше сохранить для читателей новизну книги. Но автора такой ход в данном случае ставит в крайне неудобное положение, так как в его книге на основе проделанного анализа опубликованы выводы о высшей степени вероятности наступления в декабре 2014 года судьбоносных событий. Будущий читатель, основываясь на сфальсифицированных выходных данных, может обвинить меня в том, что произошедшие события я задним числом выдаю за спрогнозированные, что, конечно же, не соответствует действительности. Впрочем, в этом можно легко убедиться, отыскав мою статью «2014 год – начало больших перемен в России», вышедшую в качестве анонса книги в нескольких журналах и опубликованную в интернете на русском и английском языках в начале 2014 года.
5
Гельцер Ю. Г. Основы предсказуемой экономики… С. 213.
6
Гайдес М. А. Общая теория систем (системы и системный анализ). 2-е изд., испр. М.: Глобус-Пресс, 2005. С. 127.
7
Харари Ю. Н. Sapiens. Краткая история человечества. М: Синдбад, 2017.
8
Там же. С. 135–136.
9
Гельцер Ю. Г. Основы предсказуемой экономики… С. 112–119.