Сознание имеет: а) пассивную функцию – отражать объективную реальность. В данном случае «пассивность» достаточно условна, поскольку для того, чтобы достичь пассивного отражения, порой приходится проделать большую эмпирическую работу по сбору и исследованию информации о некой реальности, а также по теоретическому осмыслению полученных результатов.
Но еще большее значение имеет б) активная функция сознания. Наилучшее ее определение, на наш взгляд, дал Джонатан Коэн из Принстонского университета: «Это способность координировать мысли и действия (выделено мной – Ю. Г.) в соответствии с внутренними целями»[23]. В эту формулировку я бы добавил, что исключительное значение имеют сама способность формулировать цели и идеалистическая визуализация ожидаемого результата.
Чувственное сознание. Ум
Индуизм разделяет чувственное сознание или ум (манас) и разум (будхи). Такого же деления придерживается и буддизм, трактуя первое как главное сознание, а второе – как производное.
Чувственное сознание охватывает шесть его классов, которые соответствуют шести категориям чувственных объектов восприятия:
– сознание зрения (чакху-виджняна);
– сознание слуха (сота-виджняна);
– сознание обоняния (гхана-виджняна);
– сознание вкуса (джихва-виджняна);
– сознание тактильности (кая-виджняна);
– сознание ума (мано-виджняна).
Категория, указанная последней, в отличие от пяти предыдущих, – материально не осязаема. Она характеризует собой некий переходный момент от предшествующего чувственного сознания к появлению настоящего сознания, получившего некоторую собственную оценку.
Буддизм также выделяет седьмой и восьмой виды главного сознания – манас и алая-виджняну.
Манас называют «цепляющимся умом» или «оскверненным умом». Есть это понятие и в индуизме, где оно характеризует самоидентификацию: «на вкус и цвет товарищей нет», «это я, а это – другие люди», «это мое, а это – не мое», «это я, а это – внешний мир». Манас характеризует субъективность сознания и делает нас разными не только физически, но и на ментальном уровне.
Алая-виджняна является неким континуумом, потоком определенной совокупности предыдущих семи сознаний. В «Сутре Пышного Убранства» Будда так описывает его:
Подобно тому, как луна пребывает на небеВместе с собранием звезд,Сознание всеобщей основы такжеПребывает вместе с семью сознаниями[24].Как видим, алая-виджняна является «сознанием всеобщей основы», или коренным сознанием (мула-виджняна). Оно является как бы ключом к таким чувственным сознаниям, как «голод», «жажда» и т. п.
На самом деле буддизм далеко не ограничивается пятью (или шестью) нашими органами чувств. Он утверждает, что каждый орган и член нашего тела имеет свое место в структуре нашего сознания, будь то желудок, конечности или половые органы. И каждому органу соответствует своя совокупность чувств и восприятий.
Возникает вопрос: как мозг или сознание справляется с таким объемом информации и успевает перерабатывать ее, отдавая необходимые регулирующие команды? Сегодняшняя наука делит сознание на две части: 1) собственно сознание, сознательную деятельность и 2) подсознание. Бóльшая часть деятельности мозга осуществляется подсознательно и прямого осознанного контроля не требует. Это значит, что наше подсознание наделено определенными алгоритмами, позволяющими ему решать многочисленные задачи в автоматическом режиме, избавляя человека от труда принятия решений. Но отсюда следует и еще один вывод: работа того или иного органа может быть нарушена не только внешней средой, но и сбоем в работе соответствующих алгоритмов, или даже так, что любые нарушения работы человеческих органов (за исключением механических воздействий) есть результат сбоев в работе алгоритмов подсознания.
Откуда берутся эти алгоритмы? Как они работают? К первому вопросу мы вернемся чуть ниже. Ответ на второй вопрос читатель может получить в достаточно объемной, но легкой по изложению и интересно написанной, уже упомянутой нами книге Р. Сапольски «Биология добра и зла». В этом механизме задействовано достаточно большое количество элементов, определяющих умственную и физическую деятельность человека, таких как нейроны, гормоны, нейромодуляторы, ферменты и пр. Пересказ этих процессов в нашей книге был бы неуместен.
В некоторых буддистских источниках выделяется девятый вид сознания, так называемый «незапятнанный ум», под которым подразумевается изначальная мудрость. Другие источники рассматривают этот аспект отдельно от сознания. На наш взгляд, не правы ни те, ни другие. Мы бы трактовали это как поведенческие алгоритмы, переданные нам родителями вместе с полученными генами.
Важным элементом сознания является память. Причем память существует в двух совершенно различных ипостасях: 1) генетическая память, память тела, физиологическая память о наших предках и 2) память в виде накопленных знаний и приобретенного опыта. Незапятнанный ум выступает в этом случае как генетическая способность мыслить. И хотя процесс обучения людей способен нивелировать природные недостатки одних и такие же достоинства других, но как все люди различаются по своим физическим способностям, так же они имеют свои различия в способностях умственных. Алгоритмы управления физиологическими функциями нашего тела, о которых мы писали выше, носят также генетический характер, и переданы они нам нашими предками.
Поскольку мыслительный процесс имеет широкий диапазон, то умственные способности людей могут проявляться по-разному: у одних это математические способности (инженерное мышление, склонность к систематизации, научному анализу и обобщениям), у других – творческие (способность к языкам или художественному творчеству, литературе, актерству).
Как известно, это связано во многом с разными функциями, выполняемыми левым и правым полушариями мозга. Хотя часто в народе отмечают, что талантливый человек талантлив во всем, но опыты, описанные Сапольски, не подтверждают эту расхожую гипотезу.
По мере накопления знания и приобретенный опыт переносятся и фиксируются на подсознательном уровне. Процесс извлечения информации из памяти носит в основном ассоциативный характер, но до конца наукой не изучен. При этом подсознание способно выполнить работу не только на уровне врожденных алгоритмов. Для него свойствен и глубокий мыслительный процесс. Например, в книгах по психологии можно найти такую рекомендацию, к которой я и сам прибегал неоднократно: если на протяжении длительного времени вы не можете найти решение какой-либо проблемы, то поступѝте следующим образом: четко сформулируйте эту проблему для себя и постарайтесь о ней забыть. Через некоторое время решение придет само собой, как озарение.
Итак, индуизм рассматривает ум как элемент сознания, непосредственно соприкасающийся с чувствами. Управление чувствами – главная функция ума. Действия ума достаточно примитивны и основаны на принятии или отказе (санкальпа и викальпа) от получаемых ощущений. Ощущения действуют в диапазоне: наслаждение ↔ удовольствие ↔ неудовольствие ↔ боль. Конечно, границы эти можно расширить до наркотической зависимости с одной стороны и до болевого шока с другой. Но это сейчас для понимания вопроса не столь важно.
Мы можем предположить, что ум располагает некими центрами (или единым центром) наслаждения и определенной границей восприятия, за которой следует боль. Уязвимость ума заключается в том, что он не только управляет чувствами, но и превращается в их слугу. Что приятно чувствам – приятно и уму, и наоборот. Ум не способен воспринимать целостности, он – ситуационен. Он не способен оценить последствия, например, курения и принятия алкоголя в дружеской компании для своего здоровья и последующего поведения. Ему приятно это делать сейчас, и он это делает.
Ситуационное реагирование ума делает его беспокойным. «…Уму свойственно принимать и отвергать безостановочно. Он перебирает объекты снова и снова, меняя их в погоне за новизной. Как только чувства пресыщаются одним объектом, ум немедленно отыскивает что-то свеженькое. Эта функция ума называется в Ведах „чанчала“, то есть „скачущий с объекта на объект“. Поэтому ему приходится проводить всю свою жизнь в вечных скитаниях и беспокойствах, так как определить окончательную истину с помощью органов чувств он не в состоянии»[25].
Но у ума есть еще одно свойство – он обладает воображением. Ум способен синтезировать и производить новые формы, новые комбинации звуков, запахов, вкусов и т. д. Он способен создавать невиданные и неслыханные вещи: говорящую щуку, цветы на небе, молодильные яблоки.
Это свойство делает его еще более беспокойным. В Ведах говорится, что ум – такая сильная вещь, что легче остановить ураганный ветер голыми руками, чем обуздать ум. Ситуационные реакции ума небезобидны. Они материализуются не только через определенные наши действия, но и путем химических реакций в нашем организме.
Так, испуганный ум провоцирует выделение адреналина; злоба и зависть отравляют организм ядами; чувство любви способствует выделению серотонина. Ум и наш организм неразделимы. Ум может быть как нашим другом, так и врагом. Поэтому очень важно держать его под контролем.
Обеспечивается этот контроль в сознании более высокой инстанцией – разумом (буддхи), способным видеть более высокие цели в жизни, а значит, и воспринимать мир более целостно во всей его полноте. В конечном итоге он устанавливает законы своим чувствам, нравится это им или нет.
Производные сознания. Разум
Производные сознания несчетны, хотя в различных буддийских текстах их насчитывается 49, 51, 54 и даже 121. Для нас важно понять направленность поиска и применяемое в работе А. Г. Хакимова[26] структурирование, где перечислен 51 вид производных сознания, объединенных в шесть групп.
Первая группа описывает механизм восприятия сознанием окружающей среды. Ее называют, на наш взгляд, не совсем удачно, «функционирующими производными сознания», и состоит она из пяти последовательных процессов: контакт, принятие в сознание, чувства, распознавание и возникновение намерений.
Вторая пятичленная группа характеризует индивидуально-определяющие производные процессы сознания: устремление, памятование, уверование, сосредоточение и мудрость. Хотя я бы эту последовательность изменил следующим образом: сосредоточение, памятование, мудрость, уверование, устремление. Такая последовательность действий, на наш взгляд, больше соответствует разумному поведению.
При этом вторая группа производных процессов сознания натыкается на физиологические потребности, желания индивидуума и общественно-нравственные нормы (требования) к его поведению. В то же время физиологические желания (потребности) должны рассматриваться не с позиций сиюминутных удовольствий, а с позиций влияния на весь жизненный процесс индивидуума. Например, прием алкоголя или наркотических средств, вероятно, может доставить сиюминутное удовольствие, но при этом может иметь долговременные негативные последствия как для здоровья, так и со стороны оценки с позиций общественной морали. Те устремления и следующие за ними действия, которые проходят оба фильтра контроля, являются благими. Неблагими являются устремления, не прошедшие эту фильтрацию. Существуют и нейтральные устремления, для которых данная фильтрация не является значимой.
Группа благих производных сознания описывается одиннадцатью состояниями: вера, осмотрительность, гибкость, соблюдение равенства, стыдливость перед собой, стыдливость перед другими, отсутствие страсти, отсутствие ненависти, отсутствие невежества, отсутствие злонамеренности, усердие.
Шестичленная группа коренных оскверненных производных сознания, вызывающих его неуспокоенность, состоит из страсти, гнева, гордости, невежества, оскверненных взглядов и сомнения.
Оскверненные взгляды бывают пяти видов, некоторые из них мы даем в собственной интерпретации:
1) идеализация собственного эго: хватание за «я» и «мое»;
2) взгляд придерживающихся крайностей: видение мира без оттенков в черно-белом изображении;
3) извращенный взгляд (попытка выдать черное за белое, глупость за добродетель);
4) невежество, проявляющееся в желании выдать ложные взгляды за истину в последней инстанции;
5) выдача ложной морали и поведения за идеал.
На основе коренных возникают двадцать вторичных оскверненных производных сознания: ярость, злопамятность, сокрытие, злость, зависть, жадность, утаивание, притворство, бахвальство, злонамеренность, отсутствие стыда перед собой, отсутствие стыда перед другими, вялость, возбужденность, лень, отсутствие веры, отсутствие осмотрительности, забывчивость, разбросанность и несознательность[27].
Сознание порождает намерения, намерения – действия. Все коренные и производные осквернения сознания суть причина наших личных и общественных проблем. Мы не беремся утверждать, что это единственная и абсолютная их причина, но, во всяком случае, она играет значительную роль в их возникновении.
В мире человеческой деятельности, не затрагивающей общество и окружающую среду, существуют только благие и нейтральные мысли. Даже оскверненные мысли остаются здесь нейтральными.
Последней группой производных сознания являются четыре переменчивых состояния, которые в зависимости от предшествующего им намерения могут быть благими, неблагими или нейтральными. Это сон, сожаление, грубый анализ и тонкий анализ.
Сон также рождает образы. Природа этих образов науке пока не известна, но некоторые сны путем очевидных или символически повторяющихся сюжетов, а потому разгадываемых образов, предупреждают человека о будущих событиях, которые с ним произойдут в ближайшее или несколько отдаленное время.
Автору этих строк вещие сны снятся на протяжении всей жизни. Встав утром, я точно могу сказать, будет ли этот день обычным, или в нем ожидаются какие-то события. Далеко не всегда удается, к сожалению, правильно разгадать ниспосланные предупреждения, и понимание их значения приходит уже после свершившихся событий, но сам факт опережающей информации сознания удивителен.
В одном ряду с этим фактом стоит интуиция – понимание какой-либо истины или предугадывание событий, минуя логику или вопреки ей, избегая рассуждений и игнорируя логичную череду уже произошедших событий. Как правило, интуитивное мышление свойственно людям в узкой области того знания, которому они всецело посвящены.
Буддизм не диалектичен. Он исходит из того, что вся наша жизнь состоит из страданий. И задача сознания – дистанцироваться от этих страданий и научиться воспринимать их с достоинством и стойкостью. Но западный мир знает, что помимо чувственных наслаждений существует и наслаждение от успехов в достижении цели. Но сама по себе цель выше просто намерений, оказывает на них свое концептуальное влияние. Переживание успеха, торжество, если он достигнут благородными средствами, мы отнесли бы к нейтральному, благому сознанию. То есть здесь существует свой дуализм чувств – от разочарования до торжества.
Для буддиста в мире нет ничего нового: всё уже было, всё уже кем-то переживалось, и всё уже описано. Надо только овладеть этим писанием, лучше его изучить. Для европейца свойственно восприятие мира «глазами ребенка»: мир удивителен и не познан. Это порождает у него намерения как в исследованиях, так и в желании испытать этот мир и себя на прочность, выражающиеся порой в неоправданных стремлениях к экстриму. И тут мы обнаруживаем еще один диапазон восприятия мира «от безразличия до удивления».
Согласно буддизму, все виды сознания являются либо непосредственными, либо концептуальными. Их различия заключаются в том, что первое строится на основе взаимодействия объекта, органа и сознания, а концептуальное сознание строится на основе образа реального объекта. При этом присутствия объекта не требуется.
Производные сознания так или иначе формируют наш разум (буд-хи). Ум – импульсивен, разум – рассудителен и сосредоточен. Разум сложнее и в то же время тоньше и могущественнее ума. Его роль в нашем сознании – быть хозяином чувств и ума. Разум оценивает все происходящие события не с позиций приятного и неприятного, а с позиций долгосрочных последствий, оцениваемых как благоприятные или неблагоприятные. Знания, особенно научные знания, – наиболее весомый аргумент разума в противостоянии уму. Неблагоприятное сознание – то, что разрушает личность и вносит в общество элементы недоверия, которое способно разрушить общество или сформировать его негативное, деградационное состояние.
Вот конкретный пример соотношения ума и разума, приведенный Хакимовым: «Разум – это госвами. Го означает „чувства“, а свами – „хозяин“. Тогда как ум будет лишь годаса. Го означает „чувства“, а даса – „слуга“. Таким образом, ум – это слуга чувств, а разум – это хозяин чувств.
Что такое пьющий человек? Это – годаса. А что такое пьющая страна? Например, Россия? Это страна, где люди поколение за поколением утратили общественный разум. Взгляд общества на употребление алкоголя не вызывает у человека стыда, общество смотрит на выпивку с добрым юмором. А это значит, что утрачен страх перед всеобщей деградацией, деградация превратилась в развлечение, а развлечение стало неотъемлемой частью культуры, тогда как культура – гордостью. Неотъемлемая часть российской культуры, часть ее национальной гордости – это русская водка, как самый крепкий алкогольный напиток в мире или один из самых крепких. И она чиста, словно горный хрусталь! Русские люди гордятся своей водкой. А кто-то гордится пивом, а другой – винными погребами. Ложная гордость охватила все общества, и люди утратили статус госвами, слуг Бога, слуг разума народа и стали годасами – слугами чувств народа»[28].
Индуизм и буддизм используют специальные тренинги, относящиеся к йоге, включающей в себя физические и дыхательные упражнения, медитации, способные успокоить ум и сосредоточить сознание, подняв его до уровня разума. При этом разум способен увидеть три аспекта времени одновременно: прошлое, настоящее и будущее, что делает разум еще более значимым.
Благодаря постоянным тренингам человек овладевает способностью сосредоточения внимания. Внимание – это и есть способ приобретения знаний и навыков. При этом переключение внимания по горизонтали с одного чувственного объекта на другой не представляет сложности. Куда сложнее двигаться по вертикали к уровню философского размышления. Для этого требуются годы усиленной практики, а также усвоение знаний по самой философии. Еще труднее направить внимание на свое поведение. Требуется готовность критического восприятия своих действий, оценка их через призму норм морали и нравственности, чести и достоинства. Требуется воспитание внутри себя чувства любви к окружающему миру, готовность обуздать собственное «эго» (привет профессору Харири, упомянутому нами в начале книги, с его биологической основой жизни общества, от буддистов, которые 2500 лет назад сумели понять то, что сегодня недоступно профессору Иерусалимского университета, защитившему свою диссертацию в Оксфорде).
И еще одна маленькая ремарка о свойствах или структуре сознания, касающаяся любви между мужчиной и женщиной. Некоторые новорожденные животные, а особенно вылупившиеся птенцы, наделены свойством, называемым «импринтингом», когда первое увиденное ими существо воспринимается ими как их мать. И дальнейшее их поведение связано с постоянным следованием за этим существом, подражанием ему в приеме пищи и играх. Но аналогичным свойством наделены и люди. Только проявляется оно в результате первой влюбленности. Мужчина или женщина не только видят в других объектах противоположного пола возможных своих сексуальных партнеров, но и ощущают полную принадлежность друг другу.
Индуизм и буддизм предполагают своего рода тренинги для формирования определенных стандартов разума. Но для них ум и разум существуют как бы одновременно безотносительно возраста человека. Однако нейробиология показывает, что это еще и длительный физиологический процесс. Этот процесс разбит на стадии, а тематика их исследований ищет ответы на следующие вопросы: «а) последовательность стадий; б) влияние опыта на скорость и гармоничность путешествия по дороге взросления; в) влияние особенностей прохождения этих стадий на личность будущего взрослого»[29].
Наука выделяет четыре такие стадии развития интеллекта:
«а) Сенсомоторная стадия (от рождения до 24 месяцев). Малыши приобретают знания только посредством чувственного опыта. В течение этого периода, обычно к 8 месяцам, у них появляется понятие об объекте и „постоянстве объекта“, то есть осознание факта, что если предмет исчезает из их поля зрения, то он все равно существует, – у ребенка сохраняется ментальный образ того, чего у него перед глазами уже нет.
б) Дооперационная стадия (от 2 до 7 лет). У детей формируются устойчивые идеи об устройстве мира вне зависимости от того, есть ли сейчас перед их глазами непосредственный пример. Все больше развивается символическое мышление; все больше они играют в „давай, как будто…“. Их рассуждения в данный период времени интуитивны: нет пока логики, нет причин и следствий. Это та стадия, на которой дети еще не доходят до понимания „постоянства объема“. Одинаковые пробирки А и Б одинаково наполнены водой. Потом из пробирки Б воду выливают в пробирку В, которая тоньше и длиннее. „В какой пробирке теперь больше воды?“ – и ребенок на дооперационной стадии, руководствуясь безыскусной логикой, скажет, что в В: ведь линия воды в пробирке В выше, значит, и воды больше.
в) Стадия конкретных операций (7–12 лет). Дети думают логично, их уже не поймать на ерунде с разными пробирками. Тем не менее способность к обобщению у них еще сомнительная, еще не устоялась. Так же дела обстоят и с абстрактным мышлением – услышав, например, поговорку „видно птицу по полету“, они подумают, что нужно посмотреть, как птица летит, и тогда будет понятно, какая это птица. То есть пословицы они понимают буквально.
г) Стадия формальных операций (подростковый период). На этой стадии происходит формирование взрослой степени абстракций, рассудительности, осознания и контроля собственной мыслительной и психической деятельности»[30].
Формирование мозга начинается в утробе матери через несколько недель после зачатия. Уже в утробе ребенок способен отличать голоса матери и отца и откликаться на них. К двум годам мозг достигает 85 % своего взрослого объема. Однако развитие сознания происходит намного медленнее. Лишь к двадцати – тридцати годам созревает лобная кора[31]. Подростковый период – это время наивысшего риска, поиски новизны и желание дружбы с равными. Позднее созревание лобной коры говорит не столько об увеличении объема мозга, сколько о недостаточной его эффективности.
Нейробиология показывает, что биологические процессы мозга у девочек и мальчиков имеют значительные различия, что не может не отразиться на их социальном поведении. Бедность, насилие в семье, наблюдаемые в детском возрасте, могут привести к непоправимой трансформации сознания, которую совершенно невозможно исправить в последующей жизни. В то же время в определенных пределах следует признать правоту известного в России академика Лысенко. Социальные условия и любовь матери в состоянии повлиять на генетические способности ребенка. Более того, «материнская забота у обезьян эпигенетически меняет работу более тысячи генов лобной коры»[32]. Лысенко следовало бы дружить с генетиками, а не гнобить их по тюрьмам. Как читатель мог убедиться, знание структуры сознания имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение. Напичкивая ученика различного рода знаниями, школа порой совершенно не осознает, как в будущем ученик этими знаниями воспользуется. Многие знания остаются вообще не востребованными в течение жизни. Школа плохо учит его мыслить и добывать знания самостоятельно. А ведь в 60–70-е годы прошлого века в Советском Союзе была целая научная школа по разработке алгоритмов мышления. Исследования этих ученых показывали, что понимания того, что значит «думать», нет ни у учителей, ни у составителей учебников, что овладение этими простыми алгоритмами позволяет средним ученикам обычной образовательной школы соревноваться наравне с лучшими учениками специализированных школ, например, по математике. Сегодня я не смог найти в интернете ни одной ссылки на эти работы. Известно, что возглавлял это направление профессор А. Я. Лурия, книги которого мне довелось читать. Сегодняшняя школа не только недостаточно уделяет внимания физическому здоровью ученика, но и совершенно не озабочена его психическим здоровьем. Хотя в штате школ обычно и присутствует психолог, его работа оставляет желать много лучшего.
Окончив среднюю школу, современный ученик выходит совершенно необразованным по следующим актуальным вопросам:
– навыки здоровой и правильной жизни: правильного питания; физической культуры и гигиены; организации быта; оказания первой помощи больным и пострадавшим; распознавания основных болезней; помощи пожилым и больным; безопасности и предохранения в половых отношениях;