В самолете в кресле рядом со мной Алексей оказался не случайно. Мы познакомились. Мой сосед – врач-андролог с большим опытом работы. Дружелюбный, веселый, быстрый и легкий. Алексей попросил дать ему совет. Личный. Нужна помощь другу. – Консультация в самолете – это было ново.
Эта история стала ключевой в дальнейшей работе. В течение многих лет во время перелетов в разные города и страны я писала заметки в самолете. Эти записи чем-то отличались от текстов, написанных мною на рассвете летом.
Известная в городе учительница литературы, прочитав один из моих текстов, спросила: «Как это написано? В чем секрет?». – «Все просто: эти эссе написаны на рассвете, летом, в экологически чистом месте», – улыбнулась я.
– Многие темы и проблемы на высоте одиннадцать тысяч метров кажутся совсем неважными, неинтересными, а некоторые, забытые, вдруг всплывают, ожидая внимания.
Коллега, Марина Александровна, прочитала эссе, написанные в самолете: «Поздравляю, ты создала новый жанр – «в самолете» и вдохновила меня собрать заметки, написанные в самолете за семь лет, подготовить их к публикации.
Под нами айсберги облаков. Слушаю историю Алексея.
Его друг женился по любви, родилась дочь. Свою семью друг Алексея очень любил, заботился о красавице-жене и дочери – он показал фото своей семьи. Хорошие отношения с родственниками своими и жены, достаток, дача и машина… Счастливая семья. Любимая профессия, возможность учиться, молодость, прекрасное здоровье, ясный ум легко помогли стать ему звездой – к нему обращались по самым разным сложным вопросам. Счастливая жизнь.
И вдруг все переменилось. На встрече с одноклассниками друг Алексея понял, что всегда любил ее. Катю, одноклассницу. Любовь – главное. И она поняла это… Она также была замужем, у нее родилась дочь. И у нее была счастливая семья.
Катя и Алексей стали встречаться… нет, ничего такого. Только разговаривали… И поняли – они должны быть вместе… Они не только пара, они … Как быть? Что это? Когда приходит Она, время останавливается, становишься другим, настоящим. Огромным. Излучаешь любовь ко всем. Не встречаться невозможно и встречаться… совесть не позволяет. «Я не хочу разрушать свою семью», – сказал друг Алексею, – что это? Как быть?»
Я поделилась открытием: в состоянии нежности человек не подчиняет другого и не подчиняется никому. Это состояние свободы-гармонии с миром, самим собой. Оно очень мощное. Принятое решение в этом состоянии – правильное. И еще я посоветовала прочитать книги о Великих Влюбленных, посмотреть фильмы на эту тему: «Собеседники Вашего Друга сейчас – они, юноши и девушки, Мужчины и Женщины. Любовь, о которой Вы говорите – дар… Иногда я рассказываю сказку, «Сказку о Золотом и Серебряном Лесе». Хотите послушать?»
Получив согласие, я начала рассказывать.
Сказка «О Серебряном и Золотом лесе»
В одной стране жила принцесса. Она полюбила молодого человека. Они поженились. Родились дети. Все были счастливы. Иногда что-то смутно напоминало принцессе о каком-то незнакомом человеке, которого она никогда не видела, но встречу с ним предчувствовала. Принцесса часто ходила в лес: у деревьев в этом лесу были особенные листья, казалось, лес серебрится. Принцесса слушала пение птиц, пела сама, смотрела на цветы и травы. И вот однажды в этом лесу она увидела человека – того, которого она видела иногда во сне.
А он, это был принц из соседнего королевства, услышал ее пение и вспомнил о прекрасной незнакомке, которую он так ждал в юности, но не встретил ее. Теперь он был женат, росли дети. Семья его была счастливой.
Принц стал приходить в Серебряный лес. Он сидел у ручья, слушал пение птиц и принцессы. Необычные, ни с чем несравнимые чувства переполняли его сердце. То же самое чувствовала принцесса. Они понимали, что нет слов, которые бы могли рассказать им друг о друге самое-самое главное.
Так прошло много лет.
Придворные принцессы удивились, увидев, что принцесса не стареет, всегда весела, полна сил, легка. Они проследили, куда она ходит на прогулку. Но ничего особенного не увидели в лесу и оставили ее в покое. То же было и с принцем. Его придворные также удивлялись, что он оставался таким же молодым, ясным, красивым. В Серебряном лесу придворные слышали иногда только пение девушки, а принц молча сидел у ручья.
Однажды, когда принц и принцесса были в лесу, рядом с ними оказались Волшебник и Волшебница. «Вы первые люди, которые смогли пережить такие чувства и не умереть от Любви. Вы изменились и, благодаря Вам, изменился лес. Смотрите, он стал Золотым», – молвила она. Действительно, деревья слегка золотились.
С этого дня принц и принцесса могли внутренним взором, очами сердца видеть и слышать друг друга, когда пожелают.
Люди из других стран узнали о том, что есть богатые государства, и решили подчинить их себе. Они пришли с войной. Но даже они почувствовали, что здесь – другое, здесь – счастье. «Можно, мы останемся здесь жить?» – спросили одни из них Принца, другие Принцессу. Они остались в этой стране и были счастливы…
Некоторые слушатели этой сказки нашли в ней себя, некоторые огорчились за Принца и Принцессу, а один человек сказал, что в наше время только так и можно жить, создавая мир в себе и вокруг себя.
Сказка была услышана. Алексей поблагодарил и попросил разрешения дать мой телефон друзьям.
Маргарита
Солнце, голубое небо, под нами пелена облаков. Мы летим в Тель-Авив. Продолжаю писать заметки в самолете.
Мы встретились с Алексеем на очередном семинаре в Петербурге через несколько лет. В перерыве мы вышли на улицу поговорить. Журчал апрель. На улицах чисто и как-то пусто, цветов еще не было, в воздухе ощущалось что-то новое в природе и в душе.
Алексей поделился со мной последними событиями из своей жизни. «Ваша сказка была для моего Друга поддержкой и маяком. Семья также важна как Любовь», – задумчиво сказал он,– «Это открытие – главное событие за это время. Было очень трудно. Но прежде, чем я продолжу свой рассказ, я хотел бы узнать о Ваших поисках и открытиях за эти годы».
– Я работала в Молодежной консультации. Сколько историй, сколько встреч со старшеклассниками! О каждой встрече со временем мне хотелось бы написать рассказ. Одну историю я хочу рассказать Вам сейчас. О великой любви матери. Хотите послушать?
– Я весь внимание.
– Моя коллега, Маргарита, одна воспитывала дочь. Муж тяжело заболел, переехал в отдельную квартиру. Женщина все успевала: помогала своим уже очень пожилым родителям, заботилась о больном муже, посещала семинары. Постоянно училась: все ей было интересно. Жизнерадостная, энергичная, умная. Ей предложили руководящую должность.
За всеми заботами Маргарита «упустила» дочь. Девушке было уже семнадцать лет. Она была относительно самостоятельная, дружелюбная, хорошо училась. Казалось, можно было дать ей больше свободы. И вот как гром среди ясного неба: дочь заболела. ВИЧ-инфекция. Я поехала вместе с Маргаритой на консультацию к врачу. Ничего утешительного врач нам сказать не мог. Я поделилась с коллегой обо всем, что узнала на наших занятиях в Стокгольме, посоветовала обратиться за консультацией к другим специалистам, просить помощи у Учителя Маргариты, поехать к нему в Индию.
Через несколько месяцев Маргарита стала улыбаться. Смеяться. Она рассказала мне о спасении дочери. Это необычна история. Вот она.
Маргарита занималась обычными домашними делами. Вдруг она увидела себя как бы со стороны. Она сидела за столом, ей переливали кровь… От нее к дочери – напрямую. Кровь дочери становилась все более светлой, а ее, Маргариты – темнее. Маргарита сидела неподвижно, наблюдая за необычной процедурой. Минут через сорок она вернулась в обычное состояние.
Через неделю дочь повторила тест на ВИЧ – результаты были в норме. Врачи удивились, отметив при этом, что чудеса – бывают.
Я знала, что Маргарита перешла на другую работу, изредка мы созванивались по телефону. Все было хорошо. Дочь Маргариты закончила школу, стала студенткой. Влюбилась. Уже и день свадьбы был назначен.
И вдруг … пустота… Что-то случилось? Я позвонила Маргарите. Знакомый-незнакомый юный голос: «Мама умерла… Скоропостижно… Несколько месяцев назад… Тяжелая болезнь печени… Мне так не хватает мамы… Да… У меня двое маленьких детей… Мы – счастливы…».
– Я понял. Я согласен с Вами. Мы ОЧЕНЬ нужны своей семье. Детям.
Преодоление
– Мне хочется еще немного поговорить о Маргарите. Вы слушаете меня?
– Да, да, слушаю.
– Не так давно я летела в самолете. Попутчик – печальный молодой человек лет двадцати пяти. Через некоторое время после взлета он спросил меня: «Почему Вы не боитесь лететь в самолете? Читаете и даже что-то пишете?!»
Завязался разговор. Выяснилось, что Саша работает в Аэрофлоте, в техобслуживании. Он очень много знал об авариях, потому каждый полет для него испытанием. Сейчас Саша направлялся к друзьям в Крым: «Вот уж не думал, что будет ТАК страшно», – поделился со мной чувствами мой новый знакомый. Я предложила помочь справиться со страхом. Недоверчиво и в то же время с надеждой молодой человек согласился выполнить несколько упражнений.
– Первое – дыхание. Дыхание: на раз-два – плавный вдох, на три-четыре – выдох… – Саша выполнил упражнение, ему стало немного легче.
– Опять… боюсь,– он вцепился в подлокотники как тонущий в спасательный круг.
– Вы знаете поговорку «Двум смертям не бывать, а одной не миновать?» Мы все же покинем этот мир один раз. Когда-то. Все время бояться – значит, как бы умирать много раз.
– Да, согласен. Я об этом как-то не думал… Скажите еще что-нибудь успокаивающее, прошу Вас. Ваша беседа меня успокаивает больше, чем упражнения.
– Хорошо… Я знаю, что мне еще долго жить и много нужно успеть… Сейчас я не умру, а, значит, и Вы, конечно же, тоже… Такое примечание к нашей беседе немного успокаивает Вас?
– Да, – Саша чуть улыбнулся.
– Как Вы думаете, что может победить страх? Всегда, в любой ситуации?
– Умение владеть собой.
– Да, конечно, но и… Вот послушайте одну историю.
Коллега, Маргарита, принесла мне прочитать рассказ, опубликованный в одном известном журнале. Рассказ был переведен с английского. Автор рассказа пережила трагедию: самолет, в котором она летела, захватили террористы.
После первого шока женщина вспомнила о напутствии Учителя: «Если самолет захватят террористы, посылайте им Любовь, безусловную Любовь. Всем людям не хватает Любви, потому они и совершают жестокие поступки». Женщина попробовала посылать Любовь, но не смогла – не смогла пересилить свое возмущение, страх и еще какие-то не позитивные, незнакомые ей чувства. Тогда она мысленно обратилась к Учителю, от всего Сердца просила у него помощи: просила посылать Любовь террористам через нее. Она расслабилась и, наконец, почувствовала, как через ее сердце течет Любовь – сначала тонкой струйкой, потом все более мощным нежным потоком… Любовь Учителя затопила все вокруг, многие пассажиры стали спокойнее, как будто чего-то ожидая. А террористы стали говорить и двигаться как в замедленной киносъемке… Как будто лениво… В голосе их стало меньше агрессии… Они тоже стали спокойнее… Так прошло три часа… Вдруг террористы… сдались властям… Сами. Никто из пассажиров не пострадал.
Саша, испытывали ли Вы Любовь к кому-то, хоть ненадолго? Вы можете не отвечать мне. Этот вопрос для Вас. Может, Вы вспомните о Любви Ваших друзей или знакомых? – Лучше думать о Любви, желать всем счастья, чем бояться.
Любовь-нежность можно накапливать… И так можно становиться все сильнее, легко преодолевать препятствия, растворяя их.
Мы Тебя ждали
– Как же нужно воспитывать детей, чтобы они встретили свою единственную – единственного и были счастливы? Сейчас я говорю о своих детях, теперь у меня двое детей. Ждем третьего, – спросил Алексей.
– Дети – это Стихия – как Огонь, Вода, Воздух, Земля. Дети – это воплощенная Любовь. Они нам дают столько счастья, пробуждают самое лучшее в нас. Но не всегда обмен идет на равных: что даем им мы, взрослые? Далеко не всегда Любовь. Прекрасно, если Дети растут в Семье Любви. Можно создать хотя бы крепкую семью, если хотите, перешлю вам статью по этой теме. В счастливой семье у Детей будет ориентир – главное: Любовь. Начинать день в радости, и каковы бы не были вызовы дня, завершать день в радости; накапливать и дарить Любовь. Детям эту Азбуку Жизни13 просто понять, их душа открыта миру и родным, которые для них – авторитеты, мы для Детей – безупречные взрослые.
– Мы переехали в новый микрорайон, пятикласснику – сыну Косте – трудно привыкнуть к требованиям учителей, он уже не хочет ходить в школу. Что бы Вы посоветовали?
– Мне знакома эта проблема. Это именно проблема. Эффективность работы учителя в последнее время меряют оценками, результатами контрольно-проверочных работ. Нагрузка и перегрузка современного учителя запредельная. У учителей просто нет времени заниматься такими как будто незначительными вопросами как адаптация учащихся, перешедших из других школ.
В нашей школе появились «теплые» акции. Одна из них – «Мы Тебя ждали». Учащихся пятых-седьмых классов, перешедших из других школ, мы приглашаем на чаепитие с пирогами. Мы говорим детям:
«Мы Вас ждали. Каждый человек – тайна.
Вы можете чем-то помочь своему классу, школе.
Чем?
Я не знаю. Мы – не знаем.
В классах, в школе есть какие-то трудности. Это обычные ситуации.
И вот наступает момент: многие понимают – нужен какой-то новый человек.
Другой.
Это знаете и можете сделать только Вы.
Мы можем посоветовать, обсудить Ваши решения. Твои решения… Помочь.
Давайте искать…
А наша встреча пусть останется для одноклассников секретом. Согласны?».
Все соглашаются – дети любят секреты.
Ученики получают в подарок стихи «Птица Души», поэтичное произведение израильской детской писательницы Михаль Снунит.
– Ирина, можно ли пригласить Вас выступить в нашей школе? Перед родителями, педагогами, учениками?
– Поговорите с администрацией. Один раз мы можем встретиться.
– «Мы Тебя ждали». Так можно сказать о каждом человеке?
– Да, о любом взрослом. Обо всех детях.
– Какие темы Вы предложили бы для первых встреч?
– «Интуиция» и «Русский язык. Слово».
Лавинный датчик
Вот еще один рассказ. Он был написан в поезде по дороге в Москву на конкурсное мероприятие.
Тонкий звук флейты подобно утреннему солнечному лучу нежно напомнил о планах на этот весенний день – нужно подготовить землю к посадке семян цветов. Я вспомнила, как сажала семена гипсофилы, цветы которой похожи на маленькие белые розы, нивяника – самостоятельных одиноких ромашек, семена разноцветных георгинов, астры андромеда – маленьких и крепких, веселых разноцветных будущих цветов…Из-за облаков выглянуло солнце. После облачных дней купание в солнечных лучах очищало память от сора… Как в калейдоскопе всплывали картины пережитого…Сапсан мягко скользил по рельсам, но и как бы и над ними, нахлынул водоворот воспоминаний. Я писала письмо, поглядывая в окно. Белые облака нежились на фоне голубого неба и, казалось, укутали собой всю землю, искрясь снежинками между дальним лесом и железнодорожным полотном. И мир звуков ворвался вслед за солнцем, вспоминались разные мелодии… И… Стоп…
Об Анастасии Николаевне один за другим, терпеливо ожидая своей очереди, мне рассказывали дети. Молодая женщина была их другом и учителем музыки в частной школе. Стройная, улыбчивая, веселая. Она играла на фортепиано, гитаре, пела.
Увлекалась катанием на горных лыжах. И в этот раз, как всегда на каникулах, отправилась в горы с мужем… Снежная лавина накрыла их, а спасительный датчик-бипер14 они с собой в этот раз не взяли. Да, они посмотрели прогноз погоды… Ничто не предвещало несчастья.
Директор школы попросила меня поговорить с учениками, успокоить их. Некоторые из них плакали навзрыд. Мы беседовали с учениками, пожелавшими поделиться своим горем, в уютном холле, который украшал небольшой аквариум. Разноцветные веселые рыбки помогали настраиваться на разговор.
– Ты знаешь, как называется эта рыбка?
– Нет.
– В детстве у меня был аквариум, я знаю названия и характеры многих рыбок. Это – барбус, а это – гурами…
Я слушала детей: «Я полюбил музыку на ее уроках, а раньше я считал уроки музыки потерей времени», «Я часто вспоминаю любимую песню Анастасии Николаевны… Там есть такие строчки:
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
– Эта песня из фильма «Летят журавли», стихи Расула Гамзатова, исполненная Марком Бернесом. Мы пели ее на уроках. И я плачу, слушая песню… «Она была такая красивая! Была. Нет, я не могу сейчас говорить с Вами о любимом учителе».
Все мои юные собеседники останавливались на одной важной детали: Анастасия Николаевна вместе с мужем-инженером участвовала в разработке датчиков, но они забыли взять этот спасительный прибор с собой, в горы.
– Почему, почему так получилось? Я хочу, чтобы она вернулась! Жизнь без нее – другая… Скучная… Это неправильно. Так не должно быть… Сделайте же что-нибудь, – плакала девятилетняя Кристина.
За окном мелькали резные голубоватые тени елей, весенние ручьи молчаливо начинали свой весенний разбег… Найти чудесного человека, полюбить его и потерять навеки… Так нелепо… Что-то можно было изменить в той ситуации? Что могли сделать друзья, ученики?…
Прошло двадцать пять лет. Эту историю я помню так ярко, как будто это было вчера. По разным поводам люди разного возраста нередко задают мне похожие вопросы.
– Правильно ли я вас понял, что человек сам может и должен «вырастить» новый орган в себе, предупреждающий об опасности, гармонизирующий человека с самим собой, поддерживающей баланс, важное знание!? – спросил Костя.
– Почти так. Человек и человечество эволюционирует. На данный момент важно взрастить в самом себе аналог «лавинный датчик», предупреждающий об опасностях разного рода, помогающий быть в потоке. Знаешь, когда мне было очень тяжело, в детстве, я искала спасительную мысль. Свой «бипер» для жизни. Просто, чтобы жить дальше. Рассказать о находке?
– Да, слушаю.
– До десяти лет я жила в коммунальной квартире с мамой, папой, сестрой. Это было замечательное место для нас, детей. Мы катались по коридору на велосипеде, играли в прятки, разговаривали о важном для нас. Один из друзей-соседей, Витя, он был младше меня на год, поделился информацией: учительница рассказала, что через двадцать лет в нашей стране будет построен коммунизм. Карие глаза мальчика сияли, он был где-то не здесь, наверное, в будущем. Я возражала: «Пока не изменится человек, изменить общество невозможно». Я приводила ему какие-то доказательства, сейчас не помню какие, и убедила, что я права. Именно этот диалог стал как бы вершиной девятилетнего мыслителя, меня. Произнесенное вслух подытожило мои наблюдения за жизнью в семье, коммунальной квартире, в детском саду, связало с информацией по радио (телевизора у нас не было, а радиоточка постоянно работала). Представь, мое детское заключение оказалось верным, это убеждение помогло мне избежать многих опасностей в дальнейшем, выбрать правильную профессию, найти учителей, философов, которые дали знания, вдохновили идти по этому пути. Это мой «датчик безопасности», мой личный кристалл времени.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Википедия. Темпоральный (временной) кристалл.
2
Николай Романов. Самопревосхождение. Книга 1,2. ИД «Петрополис», а также Проза.ру и ЛитРес.
3
Книга «Поэзия педагогики» М.О. Кнебель в свое время оказала на мое творчество как психолога-практика огромное влияние.
4
Лем С. Сумма технологии. Издательство АСТ, Москва, 2021.
5
Сальникова Н.Е. Работа с детьми. Школа доверия. ИД «Питер», 2003.
6
Евгения Елизаветина (псевдоним Н.Е.Сальниковой). Исповедь психолога. Золотой ребенок. ИД «Петрополис», 2010.
7
Гагик Микаэлович Назлоян. Концептуальная психотерапия: портретный метод. Интернет.
8
Мир состоит из запятых? В них есть начало – точка – концентрация энергии и информации, средней части – прямой линии, привычных нашим современникам, тонких завершающих линий! Идея фундаментона принадлежит Н.С. Никифоровой.
9
РОНО – районный отдел народного образования.
10
Поразмыслим. У каждого из нас два родителя: папа и мама, – двое. У каждого из нас двое дедушек и две бабушки, – уже четверо. Копнуть дальше, получим: 8 прародителей и 16 прапрародителей. Копая глубже и глубже, мы приходим к тому, что с каждым поколением число родственников удваивается. Посмотрев на тысячелетие назад, мы обнаружим, что число родственников станет больше, чем все население Земли, когда-либо существовавшее. Ссылка на расчеты: https://zen.yandex.ru/media/septima/pravda-li-chto-vse-my-bratia-i-sestry-5f6f7f7f6e33974a01b36c24. Хотя этот вывод мне кажется слишком прямолинейным.
11
В Санкт-Петербурге появились Воспитательный Дом, Дом Трудолюбия,
Приют «Маленькая мама». В их создании участвовали Позднякова Т.С., Камаева Г.И. Опыта работы в приютах тогда не было. Шаг за шагом создавались новые формы работы. Так появился театр А.А. Епова (годы жизни: 1946-2017).
12
Гагик Микаэлович Назлоян. Концептуальная психотерапия: портретный метод. Интернет.
13
Нина Сальникова. Азбука Жизни. Стихи.ру.
14
Бипер – это «радиочастотный приёмопередатчик, работающий на частоте 457 кГц. Принцип работы очень прост – датчик одевается на тело райдера с помощью специальной системы подвески и включается в режим передачи. При попадании в лавину, те члены группы, которым удалось избежать её, а также прибывшие спасатели переключают все свои датчики в режим приёма. От скорости обнаружения зависит жизнь». Википедия.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги