banner banner banner
Истории периода сражающихся царств. Том 2
Истории периода сражающихся царств. Том 2
Оценить:
 Рейтинг: 0

Истории периода сражающихся царств. Том 2


Когда Тянь Хэ стал первым министром, он увидел, что время пришло. В царстве народ поддержал его, за рубежом вэйский Вэньхоу готов сделать все возможное, чтобы помочь ему. И он просто изгнал Ци Кан-гуна на остров.

После подчинения всего царства Ци Тянь Хэ, он обратился к вэйскому Вэнь-хоу, чтобы тот попросил Императора наградить его титулом князя по примеру «Трех Цзиней». В то время император Чжоу Вэйле-ван уже умер, и на трон взошел его сын император Чжоу Ань-ван, который удовлетворил просьбу вэйского Вэнь-хоу. В 386 году до н.э. он присвоил Тянь Хэ титул князя царства Ци, и тот стал Тянь Тай-гуном. Он стал первым правителем нового княжества Ци.

Князь Тай-гун умер через два года, и его сын Тянь У взошел на трон и назвался князем Ци Хуань-гуном (с тем же названием, что и один из пяти тиранов периода Чуньцю – князь Ци Хуань-гун, личное имя – Сяобай). В шестом году Хуань-гуна Тянь У, в царство Ци вернулся очень известный народный врач по имени Бянь Цюэ, и Хуань-гун встретил его как к почетному гостю. Бянь Цюэ оказался врачом древней эпохи Хуан-ди (согласно легенде Хуан-ди был первым императором). Бянь Цюэ, которого принимал князь Ци Хуань-гун, был человеком из царства Ци, и он родился на более две тысячи лет позже, чем древний Бянь Цюэ. Поскольку он очень был способен лечить людей, люди уважали его как «Бянь Цюэ». Позже все звали его как Бянь Цюэ, но его настоящее имя было Цинь Юэжэнь, но мало кто знал об этом.

Бянь Цюэ применял разные способы лечения. Медицина, иглоукалывание и прижигание, а также массаж – все это использовался в зависимости от ситуации. Он путешествовал по разным царствам, чтобы лечить простых людей. Когда он прибыл в Ханьдань, столицу Чжао, он увидел, что люди почитают женщин, он начал работать гинекологом и лечить женщин. Когда он прибыл в Лои, столицу императора Чжоу, он увидел, что люди почитают пожилых людей, и он стал работать отологом, лечил нервный паралич и ревматизм, много внимания уделял пожилым людям. Когда он приехал в Сяньян, город царства Цинь, он заметил, что люди там почитают детей, поэтому он стал педиатром и лечил детей. Короче говоря, куда бы он ни пошел, он лечил самые актуальные для людей болезни.

Была такая история: человек умер, его труп хранился несколько дней. После осмотра и расспроса о причинах смерти пациента Бянь Цюэ пришел к выводу, что тот не умер, а просто лежит в тяжелой коме. Он сделал «мертвецу» несколько уколов, и тот «ожил». Он дал ему какое-то лекарство и вылечил его. Люди хвалили Бянь Цюэ за то, что он мог вернуть человека к жизни. Но он не согласился с таким высказыванием. Он сказал, что не может вернуть мертвых к жизни и сказал: «Этот человек не был мертв, в нем все еще была жизнь. Я только помог ему поднять проснуться и подняться». Тем не менее, люди все еще говорили, что он обладает способностью возвращать человека из мертвых.

На этот раз Бянь Цюэ встретился с Хуань-гуном У, осмотрел его и сказал ему: «Правитель болен. Болезнь на коже. Если не лечить вовремя, болезнь только ухудшится». Хуань-гун У выпрямил грудь, энергично согнул руки и сказал: «Я не болен». Он проводил Бянь Цюэ и сказал окружавшим его людям: «Все врачи хотят зарабатывать деньги. Он даже хочет лечить того, у кого нет болезни». Через пять дней Бянь Цюэ снова встретился с Хуань-гуном У и сказал: «Правитель болен. Болезнь в крови. Если вы не будете ее лечить, обязательно станет хуже». Хуань-гун Тянь У покачал головой и сказал: «Я не болен». И он был немного недоволен.

Через еще пять дней Бянь Цюэ снова пришел навестить Хуань-гуна У. Он тяжелым тоном подчеркнул: «Правитель болен, и болезнь уже в желудке и кишечнике. Если не лечить, болезнь станет еще тяжелее». Хуань-гун очень сердился и был совсем равнодушен к нему. У Бянь Цюэ не было другого выбора, кроме как уйти.

Еще через пять дней Бянь Цюэ снова пришел к Хуань-гуну У. Он увидел Хуань-гуна У и ушел, не сказав ни слова. Хуань-гун У послал слуга спросить его. Он сказал: «Если болезнь на коже, то можно лечить с помощью горячей воды. Если болезнь в крови, то можно лечить иглоукалыванием и прижиганием. Если болезнь в желудке и кишечнике, то можно принимать лекарственное вино. Теперь болезнь уже в костном мозге, и ничем нельзя помочь». Хуань-гун неоднократно откладывал, и так прошло пятнадцать дней. На двадцатый день Хуань-гун действительно заболел. Он поспешно послал пригласить Бянь Цюэ, но нигде не мог его найти. Хуань-гун пролежал несколько дней и умер.

Бянь Цюэ уделял много внимания медицине и лечению. Он больше всего выступал против использования колдовства для лечения. Он сказал: «Если человек верит в колдовство и не верит в медицину, то его трудно лечить». Такой способный народный врач подвергся нападению алхимиков и ведьм, безусловно, потому что они считали Бянь Цюэ своим врагом. Самое раздражающее, что ему завидовал и важный чиновник-врач. В царстве Цинь был важный чиновник-врач по имени Ли Си. Он знал, что его навыки не так хороши, как у Бянь Цюэ. Он боялся, что репутация Бянь Цюэ будет выше, чем у него, и что это повлияет на его авторитет и статус, поэтому он послал кого-то тайно следить за Бянь Цюэ и убить его.

Хуань-гун У сгибает руку, демонстрируя силу и говорит: «Я не болен»

Князь Хуань-гун У не прислушался к словам Бянь Цюэ днем и умер от болезни. Его сын Тянь Иньци взошел на трон и стал правителем Ци Вэй-ваном. В этом году (379 г. до н.э.) на острове умер Ци Кан-гун. У него не было сына, так прервалась родственная линия наследников престола царства Ци. Правитель царства Ци первоначально носил фамилию Цзян и был потомком Цзянтай-гуна. После этого, хотя княжество Ци все еще сохранило название Ци, оно уже было под управлением новоподымающейся семьи Тянь.

Не быть в неведении

Ци Вэй-ван называл себя «Ван» (правитель), а не «гун» или «хоу» (князь). Но поначалу он немного напоминал щеголя чуского правителя Чжуан-вана: ел, пил и веселился, не думая о государственных делах. Чуский Чжуан-ван: «Вроде бы ничего не делал в течение трех лет, но внезапно стал знаменитым». Но Ци Вэй-ван ничего не делал в течение девяти лет, и в это время царства Хань, Чжао и Вэй часто вторгались в Ци, а Ци Вэй-ван не торопился, и ему было все равно, проиграет он битву или нет. Более того, он не позволял министрам давать ему советы.

Однажды мастер по игре на цине попросил о встрече с Ци Вэй-ваном. Он сказал, что он уроженец здешних мест и его зовут Цзоу Цзи. Он слышал, что Ци Вэй-ван любит музыку, и пришел повидаться с ним. Услышав, что к себе пришел мастер игры на цине, Ци Вэй-ван попросил его войти. При встрече с правителем Цзоу Цзи взял цинь и вроде бы готов играть на ней, но положил руки на струны и не двигался. Ци Вэй-ван спросил его: «Ты настроил струны, почему не играешь на них?» Цзоу Цзи сказал: «Я не только умею играть на цине, но и знаю много теории об игре». Хотя Ци Вэй-ван тоже умел играть на цине, он не знал теорию, и попросил его научить его.

Цзоу Цзи начал рассказывать о теории игры на музыкальном инструменте, и он много говорил, и чем больше он говорил об этом, тем более загадочно. Некоторые из этих слов Ци Вэй-ван мог понять, а некоторые он не мог. Он долго слушал и потерял терпение, сказал Цзоу Цзи: «Ты хорошо говоришь, и правильно, но почему не играешь мне?» Цзоу Цзи сказал: «Уважаемый правитель, вы увидели, что у меня цинь, но не играю, вы недовольны? Неудивительно, что жители княжества Ци были немного недовольны, когда увидели великого правителя держащего в руках большую цинь великого княжества Ци, на которой он ни разу не сыграл в течение девяти лет!» Ци Вэй-ван встал и сказал: «Оказывается, мастер пришел ко мне, чтобы дать мне совет. Я понял». Он попросил убрать старинную цинь и начал говорить с Цзоу Цзи о важных государственных делах. Цзоу Цзи убедил его набирать таланты, преимущественно использовать способных людей, увеличивать производство, экономить деньги и тренировать солдат и конницу, чтобы стать повелителем. Ци Вэй-ван был очень рад это услышать, поэтому он назначил Цзоу Цзи первым министром, чтобы тот помог ему налаживать государственные дела и управлять чиновниками по всему царству.

Ци Вэй-ван пригласил Цзоу Цзи в качестве первого министра, и, безусловно, он быстро упорядоченно управлял Ци. Вся страна говорила, что он был мудрым монархом. Ци Вэй-ван был очень горд, поэтому Цзоу Цзи немного беспокоился. Он боялся, что Ци Вэй-ван возгордится, поэтому хотел найти слова, чтобы предупредить его.

Однажды утром Цзоу Цзи встал и оделся, надел шляпу и посмотрел в зеркало. Он любовался своей красотой и был очень горд. Он спросил свою жену: «Кто красивее, я или господин Сюй в северном городе?» Оказывается, что господин Сюй славился своей красотой, и люди по всей стране считают его самым красивым мужчиной. Услышав вопрос Цзоу Цзи, его жена сказала: «Как же Сюй может сравниваться с тобой!» Цзоу Цзи не поверил в это, поэтому он спросил свою наложницу: «Я или Сюй, кто красивее?» Наложница сказала: «Как Сюй может сравниться с тобой? Конечно, ты прекрасен».

Через некоторое время пришел к нему гость, они сели и поговорили. Гость пришел занять деньги у Цзоу Цзи. Во время разговора Цзоу Цзи спросил его: «Кто из нас красивее, я или господин Сюй в северном городе?» Гость сказал: «Вы красивее, Сюй не так хорош, как вы!»

Цзоу Цзи посмотрел в зеркало и подумал, что он очень красивый

На следующий день, по случайному совпадению, господин Сюй пришел навестить Цзоу Цзи. Цзоу Цзи посмотрел на него и застыл. Кто же в этом мире может сравниться с таким прекрасным мужчиной! Он чувствовал, что он действительно красивее Сюя. Он тайком посмотрел в зеркало, затем взглянул на Сюя, так повторял несколько раз и заметил, что он не может даже сравниваться с Сюэм.

Вечером Цзоу Цзи лежал на кровати и размышлял, и на конец, он нашел истину. Ранним утром следующего дня он отправился к Ци Вэй-вану и рассказал ему, как он спрашивал, как отвечали его жена, наложница и гость, и как он сравнивал себя с Сюэм. Ци Вэйван рассмеялся, услышав это, и спросил Цзоу Цзи: «Тогда скажи мне сам, кто красивее, ты или Сюй?» Цзоу Цзи сказал: «Как я могу сравниться с Сюэм? Моя жена считает меня красивее, потому что она любит меня, наложница – потому что боится меня, друг – потому что ему есть о чем меня попросить». Ци Вэй-ван кивнул: «Ты совершенно прав. Выслушав лесть других, ты должен подумать об этом, иначе ты можешь быть ослеплен». Цзоу Цзи сказал: «Да, я думаю, что в Ци больше тысячи миль земли и сто двадцать городов. Ни одна из красавиц во дворце или ни один из слуг в дворце не перестанут льстить вам. Никто из подчиненных при дворе не перестанет бояться вас. Никто из людей в стране не хочет, чтобы вы перестали заботиться о них. Исходя из этих обстоятельств, правителю легко быть ослепленным».

Ци Вэй-ван услышал и подумал, что это правильно. Он немедленно издал приказ: «Независимо от личности, министры, местные чиновники или простые люди, кто сможет указать на мои недостатки лично, получат высокое вознаграждение. Те, кто сможет указать на мои недостатки в письменной форме, получат среднее вознаграждение. Даже если они будут говорить о моих недостатках за моей спиной, им также будет предоставлено небольшое вознаграждение».

Цзоу Цзи не только убеждал Ци Вэй-вана, но и тщательно расспрашивал чиновников со всех районов, чтобы выяснить, как у них идут дела. Многие чиновники императорского двора отвечали ему: «Слишком много нейтральных ответов, я не знаю, с чего начать. Мы знаем только, что лучшим среди префектов является правитель в Ачэне (к северо-востоку от Янгу провинции Шаньдун), а худшим – правитель Цзимо (к юго-востоку от Пинду провинции Шаньдун)». Цзоу Цзи так сказал Ци Вэй-ванy. Когда Ци Вэй-ван спрашивал у других, многие люди также говорили, что правитель Ачэна был одним из лучших префектов, а в Цзимо – подонком среди префектов. Опасаясь быть ослепленным, Ци Вэй-ван тайно послал людей в Ачэн и Цзимо, чтобы провести расследование на месте и узнать о реальной ситуации.

Вскоре после этого Ци Вэй-ван отозвал начальников Ачэна и Цзимо. Министры княжеского двора задумали, что без сомнения, начальник Ачэна созван на получение награды, а начальник Цзимо будет обязательно наказан. Те, кто говорил добрые слова о начальнике Ачэна, были втайне радостны. Им также пошло на пользу повышение в чине начальника Ачэна. А начальник Цзимо, который не понимал житейскую мудрость и никому не известен, обязательно будет уволен с поста после расследования.

В тот день сотни гражданских и военных чиновников пришли, чтобы повидаться с Ци Вэй-ваном. И правитель позвал начальника Цзимо. Все увидели, что в холле стоит большой котел, в котором горит кастрюля с кипящей водой, и все они тихо стояли, переживая за начальника Цзимо. Ци Вэй-ван сказал начальнику Цзимо: «С тех пор как ты прибыл в Цзимо, каждый день о тебе говорят только плохое. Я послал кое-кого в Цзимо на разведку. Когда они добрались туда, то увидели, что поля засажены, а люди радостно и стабильно живут и работают. Это все благодаря твоему управлению в Цзимо. Ты внимательно занимаешься собственным делом и никогда не связываешься со здешними чиновниками, также не даришь им подарки, и они каждый день говорят о тебе плохие слова. Сколько таких честных, прилежных чиновников, как ты, мы можем найти в княжестве Ци? Сегодня я специально попросил тебя прийти сюда и наградить тебя зарплатой в размере 10 тысяч зарегистрированных жителей!»

Те, кто говорил плохие слова о начальнике Цзимо, дрожали от страха, и они хотели уйти в тот же момент.

Ци Вэй-ван обернулся и сказал начальнику Ачэна: «С тех пор как ты прибыл в Ачэн, люди каждый день хвалили тебя и говорили, какой ты способный. Я послал кое-кого в Ачэн, чтобы провести расследование. Когда они добрались туда, то увидели, что посевные поля заросли сорняками, а люди были желтыми и худыми, и они даже не осмеливались ничего сказать, просто вздыхали. Это все результаты твоего скверного правления Ачэном! Ты угнетал простых людей и собрал деньги, чтобы дарить подарки моим подчиненным одному за другим, прося их оказать тебе услуги. Они не могут не похвалить тебя. Если не наказать чиновников, которые занимаются взяточничеством и льстят своим начальникам, таких как и ты, неужели в государстве возможен порядок? Бросайте его в котел!»

Воины бросили начальника Ачэна в котел и сварили его. Таким образом, те, кто получил взятку от начальника Ачэна, были так напуганы, что, казалось, их самих бросили в котел, и они не могли даже стоять. То стояли на левой ноге, то на правой, то вытирали пот со лба, то почесывали шеи и стояли с печальными лицами.

Ци Вэй-ван повернул голову и позвал тех, кто обычно подменяет истину ложью, и упрекнул их: «Как я могу знать, что происходит вне дворца? Вы – мои уши и глаза. Но вы занимаетесь коррупцией и беззаконием и называете плохое хорошим, а хорошее плохим. Разве это не хуже, чем затыкать мне уши? Вы просто хотите ослепить меня! Зачем мне нужны такие подчиненные? Бросите их в котел!»

Эти более десятка человек опустились на колени и начали бить челом, отчаянно умоляя о пощаде. Ци Вэй-ван выбрал самых злостных и осудил их. Таким образом, занимающиеся взяточничеством чиновники испугались. Они боялись, что правитель тайно начнет расследование, и бросит их в котел. Некоторые действительно больше не осмеливались творить зло. Некоторые больше не осмеливались оставаться в Ци и бежали в другие царства.

Цзоу Цзи еще сказал Ци Вэй-вану: «Давным-давно Ци Хуань-гун и Цзинь Вэнь-гун призывали всех князей от имени императора. Хотя теперь влияние семьи Чжоу не так сильно, они все еще императоры Чжоу. Если правитель отправится на встречу с императором Чжоу и прикажеть собрать князей, то вы станете повелителем». Ци Вэй-ван презрительно фыркнул и сказал: «Меня уже называют правителем, зачем мне встречаться с другим монархом?» Цзоу Цзи сказал: «Он – император Чжоу. Временно во время аудиенции с императором Чжоу объявите себя князем Ци, он обязательно будет очень рад, тогда вы сможете делать все, что хотите». Ци Вэйван лично отправился в Чэнчжоу, чтобы встретиться с императором Чжоу Ле-ваном, и тот, действительно был очень рад и дал Ци Вэй-вану несколько драгоценных подарков. На пути обратно из Чэньчжоу люди говорили о циском Вэй-ване с восхищением, он был так рад и вернулся в Ци с чувством полной удовлетворенности.

Реформа Шан Яна

После разделения Цзинь между тремя семьями возникли три вассальных царства: Вэй, Чжао и Хань. Семья Тянь стала правящей, а в царстве Ци сменилось руководство семьи Цзян на семью по фамилии Тянь. Все эти четыре царства стали новоподнимающимися вассальными государствами. До и после этого многие малые царства были захвачены более крупными. Хотя Сун и Лу не были объединены, они были неизвестны и признали себя слабыми царствами. После смерти Гоу Цзяня княжество Юэ медленно приходило в упадок, и его южная часть была оккупирована царством Чу. В это время оставалось только семь могущественных великих царств, а именно: Ци, Чу, Янь, Цинь, Чжао, Вэй и Хань. И настал в истории Период Сражающихся царств, и эти семь царств называться «Семью сильнейшими царствами Периода Сражающихся царств».

После визита к императору Чжоу царства Чу, Вэй, Чжао, Хань и Янь провозгласили Ци Вэй-вана правителем. Только царство Цинь находилось на западе, и князья срединной равнины все еще считали его кланом Жунов и не связывались с ним. Царство Цинь действительно отставало от вассальных царств срединной равнины в сферах политики, экономики, кроме того большая территория к западу от реки оккупирована царством Вэй. В такой ситуации народ Цинь был встревожен, необходимо было проводить реформы.

В 361 году до н. э. новый циньский правитель Сяо-гун занял престол. Он планировал расширить свою власть до срединной равнины. Сначала он искал таланты, а затем издал приказ: «Любой человек, местный житель или иностранный гость, который сможет найти способ сделать Цинь богатым и сильным, получит высокий пост и землю вместе с зарегистрированными жителями». В результате многие талантливые люди приехали в Цинь.

Приказ Цинького Сяо-гуна о поиске талантов привлек аристократа по имени Вэй Ян из царства Вэй. Он прибыл в царство Цинь, попросил рекомендовать его Сяо-гуну и ему дал высокий пост. Вэй Ян сказал циньскому Cяо-гуну: «Если царство жаждет процветания, то необходимо уделять внимание сельскому хозяйству, силе – вознаграждению солдат, мудрому управлению – четкой системе поощрения и наказания. Через поощрения и наказания формируется авторитет власти, и реформы внедряются легко». Циньский Сяо-гун полностью согласился, поэтому он попросил Вэй Яна разработать план реформирования.

Когда аристократы и министры государства Цинь услышали, что циньский Сяо-гун назначил Вэй Яна на ответственный пост, и планировал реформировать систему, чтобы улучшить положение крестьян и солдат, все они восстали против этого, что очень смутило циньского Сяо-гуна. Он полностью согласился с подходом Вэй Яна, но противников было так много, он только взошел на трон, поэтому побоялся протестов, пришлось на время отложить реформу. Спустя два года, чем больше он думал об этом, тем больше чувствовал, что реформирование пойдет на пользу государству Цинь, и его трон прочно стабилизируется. Он назначил Вэй Яна левым шучжаном (титул высокого класса для заслуженных военных чинов) и сказал министрам: «С сегодняшнего дня реформами будет управлять левый шучжан. И противостоять ему значит противостоять мне!» Те, кто выступал против реформ, больше не осмеливались говорить.

В 359 году до н.э. (третий год правления циньского Сяо-гуна) Вэй Ян составил предварительный указ о реформировании и представил его циньскому Сяо-гуну. Циньский Сяо-гун полностью согласился и попросил его опубликовать уведомление, чтобы люди по всей стране могли действовать в соответствии с новым указом. Вэй Ян боялся, что люди не будут доверять ему и не будут соблюдать новые указы, поэтому он попросил установить бревно у южных ворот и издал приказ: «Тот, кто сможет донести это бревно до северных ворот, получит вознаграждение пятьсот грамм золота».

Через некоторое время у южных ворот собралось много людей, и все шептались и разговаривали. Некоторые говорили: «Любой может перенести этот кусок дерева, десять лянов – это очень много!» Некоторые говорили: «Может быть, левый шучжан хочет пошутить с нами». Все смотрят на дерево и смотрят на других. Все они хотели увидеть, кто будет обманутым. Вэй Ян слышал, что все только смотрят со стороны, но никто не хочет перенести его. Он увеличил сумму награды сразу в пять раз и сказал: «Тот, кто сможет донести этот кусок дерева до северных ворот, будет вознагражден пятьюдесятью лянами золота». Неожиданно, чем выше было вознаграждение, тем больше люди сомневались, наблюдавшие за всем. Все даже не осмеливались прикоснуться к этому куску дерева, не говоря уже о том, чтобы перенести его.

Пока все подозревали всех и вся, внезапно из толпы вышел человек. Он наклонил голову, чтобы оценить, насколько тяжелым было дерево, и сказал: «Я могу понести его, я понесу сейчас!» Он действительно взял дерево и ушел. Все расступились, словно дети наблюдающие за обезьянами, и, хихикая, последовали за ним до северных ворот. Вэй Ян попросил передать слова тому, кто перенес дерево: «Ты действительно хороший законопослушный человек, который подчиняется приказам императорского двора». Его награждили пятьюдесятью лянами золота. Видя, что тот человек действительно был вознагражден, наблюдавшие со стороны люди были ошеломлены. Все они сожалели, что не взяли дерево и упустили такую хорошую возможность. Если завтра будет еще дерево, обязательно его перенесут! Новость сразу распространилась, и внезапно об этом узнала вся страна. Все люди говорили: «Левый шучжан действительно держит свое слово и его приказы должны быть обязательно исполнены».

На следующий день все побежали к городским воротам посмотреть, лежит ли там дерево. На этот раз их ожидал сюрприз, дерева там не было, но на том месте, где было дерево, была большая доска с объявлением. Они не могли прочитать иероглифы и понять, что там было написано. К счастью, низкий чиновник прочитал им. Что-то они поняли и что-то не поняли, что-то чувствовали хорошее, а что-то нет. Однако они знали, что приказ левого шучжана необходимо соблюдать. В новый указ вошли всего три пункта:

Он действительно взял дерево и ушел

1. Внедрение системы Баоцзя. Каждые пять семей объединяются в «маленькую группу», а десять семей объединяются в «большую группу». Семьи в группе контролируют друг друга. Если одна совершила преступление, остальные девять должны сообщить об этом. Тот, кто не сообщает, считается таким же преступником как совершивший преступление, а тот, кто сообщает, будет награжден как герой, убивший врагов. Каждый житель должен получить удостоверение жителя. Те, у кого нет удостоверения, не могут путешествовать или регистрироваться для временного проживания.

2. Награда за убийство врагов. Стандартом для определения класса чина и уровня титула стали количество убитых врагов и важности заслуг. Убивший врага получает одно очко и переходит на следующий уровень. Чем больше заслуга, тем выше статус. Поля, дома, повозки и лошади, рабы, одежда и т.д. распределяются в соответствии со статусом. Людям, которые не добились военных успехов, не разрешается быть расточительными, даже если у них есть деньги. Титулы аристократам также распределяются на основании их заслуг в военных делах.

3. Поощрение сельского хозяйства и производства. Простые люди, которые производят больше продуктов питания и сукна, освобождаются от повинностей. Те, кто беден и все ленивые, вместе со своими женами и детьми, станут рабами правительства. После достижения совершеннолетия, мужчины должны жить отдельно и создавать свои собственные семьи и платить налоги. Если такой мужчина не хочет покидать семью, то обязан заплатить двойной налог.

После объявления нового указа в государстве Цинь произошло ряд изменений. В первую очередь, аристократические землевладельцы, не имеющие военных заслуг, потеряли свои привилегии. Даже те, у кого были деньги, потеряли политический статус. Те, кто добился военных заслуг, были вознаграждены, самая высокая награда – присвоение титула. Однако после этого они могут взимать налог только на пожалованных землях, запрещается напрямую командовать простым народом. В результате царство Цинь с аристократической системой с тех пор превратилось в царство с земледельческой системой. Такая огромная перемена не могла не вызвать противодействия со стороны аристократических представителей. Циньский Сяо-гун твердо доверял Вэй Яну и наказал высокопоставленных чиновников, выступавших против нового закона.

Через три года люди начали осознавать пользу нового указа. Отмечали рост производства и качества жизни. Самым приятным для людей был факт, что в результате увеличения производства они освобождались от повинностей. Каждый предпочел бы усерднее заниматься сельским хозяйством и ткачеством, производить больше продуктов питания и тканей. Никто не хочет покидать свои семьи, пастбищные угодья, жену и детей и быть призванным в отдаленные места для выполнения поручений. Солдаты, благодаря благосклонному отношению и боевым подвигам, могут быть повышены в звании, и каждый хочет быть храбрым воином.

После начала реформы Вэй Яна в государстве Цинь увеличилось сельскохозяйственное производство и укрепилась военная мощь. Оно несколько раз подряд нападало на западную часть государства Вэй, от западного берега Реки до восточного, к тому же, столица государства Вэй, Аньи, также была оккупирована. В 350 году до н. э. царство Вэй, которая первоначально считалась первоклассной державой, было вынуждено заключить мир с царством Цинь. Для того, чтобы продолжать реформу, циньский Сяо-гун также был готов идти на компромисс. Он провел встречу с вэйским правителем Хуэй-ваном и заключил соглашение о возвращении большей части западного берега реки и столицы Вэя Аньи. Циньский Сяо-гун показал свою дальновидность. Вэйский Хуэй-ван думал, что циньский правитель добрый человек и является хорошим другом, поэтому он перестал беспокоиться о вторжении царства Цинь.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 20 форматов)