Если мы правы, то при сравнении XXI–XXII династий с династией Фатимидов мы должны обнаружить совпадения в продолжительностях правления представителей обоих династий, а также совпадения исторических событий в обоих потоках.
Двадцать вторая династия (969 – 1159)
Если обратиться к первоисточнику египетской хронологии, Манефону, то его комментаторы сообщают довольно противоречивые сведения о фараонах XXII династии. В версии Евсевия «Двадцать вторая династия состояла из трех царей Бубастиса: Шешонк правил в течение 21 года, Осоркон в течение 15 лет, Такелот 13 лет. Всего, 49 лет». Версия Африкана отличается кардинально. К царям, указанным у Евсевия, он добавляет еще шесть «неназванных» царей. В итоге его версия выглядит так: «Двадцать вторая династия состояла из девяти царей Бубастиса: Шешонк правил в течение 21 года, Осоркон в течение 15 лет, три другие царя – 25 лет, Такелот 13 лет, три другие царя в течение 42 лет. Всего 120 лет» (хотя, если сложить вышеприведенные цифры, получается только 116 лет).
Современные египтологи, опираясь на ложное предположение о синхронизме правления Шешонка I и Ровоама, увеличивают продолжительность правления XXII династии почти в два раза – до 230 лет (около 945–715 до Р.Х.). В последнее время (с 2006 года) споры ведутся в основном между хронологией XXII династии, предлагаемой К. Китченом, и версией его оппонента Д.А. Астона. Разница между этими двумя хронологиями выглядит следующим образом [7]:
Опираясь на эти данные, мы можем сравнить предполагаемую хронологию XXII династии с хронологией правления упомянутой нами выше династией Фатимидов и попытаться ответить себе на вопрос «возможно ли, что история XXII династии на самом деле отражает события истории Фатимидов, или нет?».
В итоге у нас получается следующая картина:
969 г.
Известный египтолог Бругш пишет: «Царь «матов» Ниромант (Нимврод, Нимлот) – говорят нам камни – ПОДЧИНИЛ ЕГИПЕТ, умер в нем и был погребен в Абидосе» [56].
Современная трактовка этих событий выглядит так: «Неизвестно, при каких обстоятельствах 22-я династия сменила 21-ю, поскольку источники хранят об этом полное молчание. Создается впечатление, что ни мятежей, ни беспорядков при этом не было» [67].
Если мы предполагаем, что история XXII династии на самом деле лишь описывает историю более поздней династии Фатимидов, то завоевание Египта Ниромантом должно прослеживаться и в исторических событиях, связанных с утверждением в Египте династии Фатимидов. Подобную аналогию мы сразу же и находим: «В 969 году 100-тыс. фатимидское войско во главе с Джаухаром двинулось на Египет. Египтяне были разбиты в Гизе, и 7 июля Джаухар занял столицу страны – город Фустат. Египет вошел в состав Фатимидского халифата и вскоре сделался его основной территорией. В 973 г. вместе с гробами своих предков, в сопровождении блистательного двора, слуг и воинов халиф аль-Муизз торжественно вступил в новую столицу» [68].
ВЫВОДЫ:
1. Если Ливийская династия соответствует династии Фатимидов, то завоевание Египта Нимвродом соответствует завоеванию Египта аль-Муиззом.
2. Следовательно, «Нимлот» может быть другим прочтением имени аль-Муизза.
975 г.
– «Сын Нимлота и царевны Танетсепах Шешонк I был главнокомандующим египетской армии и визирём при последнем фараоне XXI династии Псусеннесе II. От отца он также унаследовал титул вождя крупнейшего ливийского племени мешауаши. Неизвестно, совершал ли Шешонк государственный переворот или пришёл к власти мирным путём, поскольку источники хранят об этом полное молчание. Создается впечатление, что ни мятежей, ни беспорядков при этом не было. Шешонк стал фараоном Египта и основал XXII династию» (ru.wikipedia.org/wiki/Шешонк I).
Если Нимврод, завоевавший Египет, соответствует халифу аль-Муиззу, то его сын и преемник Шешонк должен соответствовать сыну и преемнику аль-Муизза: «Умер ал-Муизз в ночь на пятницу 18 ноября 975 года. Ал-Муизз назначил наследником своим своего сына Абу-л-Мансур-Низара ал-Азиза. И оставалась смерть ал-Муизза скрытою 8 месяцев. A, когда наступил день жертвоприношения, 9 августа 976 года, то смерть ал-Муизза была объявлена, и он (ал-Азиз) совершил молитву с мусульманами и был признан ими за имама и халифа» [40].
Таким образом, Шешонк I должен соответствовать аль-Азизу (975–996).
– Комментаторы Манефона дружно сообщают о 21-летней продолжительности правлении Шешонка I. Современные египтологи соглашаются с этой цифрой.
Эту же продолжительность правления мы обнаруживаем и у аль-Азиза: «Аль-Азиз правил Египтом 21 год и пять с половиной месяцев» [51].
Таким образом, соответствие может выглядеть так:
– «Сделавшись фараоном, он перенес свою резиденцию в Па-Баст (Бубаст греческих историков) в восточной Дельте» [67].
Фатимиды так же переносят столицу в новое место: «В 969 году неподалеку от Фустата началось строительство новой столицы – Каира. В центре Каира со сказочной быстротой выросли два роскошных дворца – Восточный и Западный, соединенные подземным переходом. К югу от Восточного дворца располагалась величественная мечеть Аль-Азхар» [68].
979 г.
– «Первоначально власть Шешонка распространялась только на Нижний Египет; в Верхнем Египте он на то время упоминался как «князь мешауаши» или «номарх Ма», но вскоре он подчинил себе и весь Южный Египет. Не позднее 5-го года своего правления Шешонк, прибыв в Фивы, которые не оказали ему сопротивления, и сделал своего сына Иуапета верховным жрецом Амона-Ра в Фивах» (ru.wikipedia.org/wiki/Шешонк I).
Пятый год правления аль-Азиза – 979-й (по египетской системе счета лет).
Информация о событиях, происходящих в это время в Верхнем Египте, очень скудна. В целом, аналогия подчинению Фатимидами Верхнего Египта выглядит так: «К середине десятого века вновь вспыхнула война Нубии с Египтом. Нубийцы вторглись в эту страну в 962 году и на некоторое время взяли под свой контроль Верхний Египет, по крайней мере, к северу от Эдфу. Эта оккупация нубийцами Верхнего Египта продолжалась еще некоторое время после того как Фатимиды завоевали в 969 году Нижний Египет» (rumkatkilise.org/nubia.htm).
– Согласно Библии «Египетский фараон (ВОЗМОЖНО Шешонк) следил за палестинскими делами, породнился с царём Израильско-иудейского царства Соломоном и даже подарил ему вновь завоеванный египетскими войсками Гезер в качестве приданого своей дочери. Правда, некоторые историки отождествляют этого, неназванного в Библии по имени, фараона с фараоном Сиамоном» (ru.wikipedia.org/wiki/Шешонк I).
Если эти события действительно относятся ко времени правления Шешонка I (аль-Азиза), то известно о завоевании в это время египтянами Палестины и Южной Сирии: «Новый халиф ал-Азиз двинул против карматов армию во главе со знаменитым Джаухаром. Тот осадил Дамаск, но не смог его сразу взять. В 978 г. на помощь своему полководцу пришел с большой армией сам ал-Азиз. В новом сражении карматы были разбиты. Южная Сирия вернулась под власть халифата» [68]. В рассматриваемое нами время Южная Сирия состояла из трех джундов: Палестина, Иордания и Дамаск.
В это же время «в Палестине стал править ал-Муфарридж-ибн-ал-Джаррах (шейх тайитов около 974/5 – 1013)». Интересно, что продолжительность правления Муфариджа практически совпадает с продолжительностью правления библейского Соломона.
992/995-996 гг.
«Согласно Библии и Иосифу Флавию, на 5-ом году правления Ровоама фараон Сусаким (ВОЗМОЖНО Шешонк I) совершил вторжение в Иудею. Этот поход Шешонка находит себе подтверждение в колоссальном изображении на внешней стороне южной стены Карнакского храма. Каждое из имен заключено в овал. Таких овалов было более 150; из них сохранилось в целости около половины, но отожествить с известными нам из географии Палестины можно не более 20» (ru.wikipedia.org/wiki/Шешонк I). «На этом изображении в Карнакском храме приведен список городов, завоеванных Шешонком I в его ближневосточных военных кампаний. К сожалению, нет никакого упоминания ни о нападении, ни о дани из Иерусалима, что заставило некоторых предположить, что Шешонк I НЕ СООТВЕТСТВУЕТ библейского Сусакиму. Считается, что эта кампания была проведена в последний год правления Шешонка» (ca.wikipedia.org/wiki/Shoshenq_I). «Шешонк I, возможно, жил еще 2–3 года после его успешной кампании в Ханаане, условно датируемой 925 г. до н. э.» (en.wikipedia.org/wiki/Shoshenq_I).
Таким образом, по мнению египтологов, компания Шешонка в Палестине (?) и Сирии происходит либо в последний год его жизни, либо за 2–3 года до смерти.
Известно, что Палестина была подчинена Фатимидами во время их борьбы с карматами в 969–978 гг. В последние годы правления аль-Азиза (военные компании 992–993, 994–995, 996 гг.) египетские войска пытаются подчинить своему влиянию Северную Сирию, поэтому «колоссальное изображение на внешней стороне южной стены Карнакского храма» может отображать мнимые и настоящие победы аль-Азиза в Северной Сирии в конце его правления, и не имеет никакого отношения к событиям «5 года правления Ровоама».
996 г.
– В надписях, относящихся к эпохе Шешонка, неоднократно упоминается его сын Иупут. Так как приемником Шешонка становиться Осоркон, то считается, что «старший сын Шешанка, Иупут, умер почти одновременно с ним. Он был первосвященником Амона в Фивах, и после него на египетский престол вступил второй сын Шешанка Осоркон» [56].
Возможная аналогия выглядит так: «в 383/993 году, после смерти старшего брата Мухаммеда, аль-Хаким был объявлен наследником аль-Азиза и взошел на престол в 386/996 году в возрасте 11 лет, 5 месяцев и 6 дней» (ismaili.net/histoire/history05/history543.html).
ВЫВОД: Возможно Иупут соответствует Мухаммеду (умер в 993), а Осоркон I – его брату аль-Хакиму.
– «В генеалогии мемфисского священника по имени Пасехор, найденной на стеле в Серапеуме, приводится следующая последовательность фараонов: Шешонк I, его сын Осоркон I, его сын Такелот I, его сын Осоркон II. Этот текст подтверждает очередность правления царей в начале XXII династии, известную из других источников, хотя и не включает Шешонка II» [7].
Непосредственно из «генеалогии Пасехора» вытекает следующее соответствие:
ВЫВОД: «Генеалогия Пасехора» так же подтверждает наше предположение о соответствии Осоркона I и аль-Хакима.
– Указанное выше соответствие хотелось бы подтвердить совпадением продолжительности правления Осоркона I с продолжительностью правления аль-Хакима. Однако в этом есть определенные сложности. Комментаторы Манефона дружно сообщают о 15 годах правления Осоркона, а современные египтологи увеличивают продолжительность его правления до 35 лет: «Хотя Манефон дает Осоркону I 15 лет правления, это, скорее всего, ошибка. Продолжительность его правления определяется египтологами в 35 лет на основе повязки на мумии Nakhtefmut, где упоминается 35 год фараона Секхемкхеперре, считаемого за Осоркона I» (en.wikipedia.org/wiki/Osorkon_I).
Таким образом, поводом для изменения продолжительности правления Осоркона I, указанной у Манефона, послужила мумия Nakhtefmut. Если быть точным, на ней обнаружена повязка, датированная 33-м годом правления «неназванного царя», бинт, датированный 3-м годом «неназванного царя», и браслет с именем Секхемкхеперра.
Египтологи связывают преномен Секхемкхеперра с именем Осоркона I. Опираясь на это, К. Китчен предлагает считать, что повязка датирована 33-м годом правления Осоркона I, а бинт – 3-м годом правления его преемника Шешонка II. Следовательно, по мнению Китчена, Осоркон I правил не менее 33-х лет. Для того чтобы связать эту цифру с 15-ю годами, указанными у Манефона, Китчен предлагает считать, что указанное у Манефона 15-летнее правление Осоркона возникло из-за неправильного прочтения в египетских источниках цифры «35», и отводит Осоркону I 35 лет правления.
Другой известный египтолог, Венте (Wente), выдвинул свою теорию: повязка датирована 33-м годом правления Шешонка I, а бинт – 3-м годом правления его преемника Осоркона I. В итоге он предлагает увеличить продолжительность правления Шешонка I с 21 года до 34 лет, а Осоркону I – оставить 15 лет правления, указанные Манефоном.
В настоящее время большинство египтологов поддерживают гипотезу К. Китчена.
– Еще один спорный момент, вытекающий из обследования мумии Nakhtefmut, это предположение об одновременности наложения повязки и бинта – в этом случае получается, что 33 год правления Осоркона I совпадает с 3-м годом правления Шешонка II, т. е. они некоторое время были соправителями.
В нашем случае этот запутанный вопрос может быть решен следующим образом: Нам известно, что в сентябре 1013 года Хаким назначил своим наследником двоюродного брата Абд ар-Рахмана ибн Ильяса. В этом случае бинт, датированный 3-м годом «неназванного царя», может датироваться по времени «правления» Абд ар-Рахмана (т. е. соответствовать 1013 + 3 = 1015/6 году), а повязка, датированная 33-м годом правления «неназванного царя», принадлежать Хакиму (наследник с 993 года, халиф с 996 года) и так же указывать на эту дату: 993 + 23 = 1015/6 год.
Зная, что Хаким умер «после имамата и халифата 25 лет и 1 месяц», мы также можем, вслед за Китченом, предположить, что цифра «35» в качестве продолжительности правления Осоркона I появилась вместо цифры «25» в результате «неправильного прочтения в египетских источниках».
Как бы то ни было, соответствие для Осоркона I выглядит следующим образом:
– «Он пытался продолжать агрессивную захватническую политику своего отца. Однако поход Осоркона в Палестину провалился. Как сообщается в Библии, в 10-ом году царствования Асы Зарай во главе огромной армии вторгся в Иудею, но был остановлен иудейским царём под Мариссой. Могуществу Египта как мирового государства во времена Нового царства окончательно пришёл конец» (ru.wikipedia.org/wiki/Осоркон I).
Египтологи предполагают, что если библейский Сусаким соответствует Шешонку I, то библейский Зарай должен соответствовать Осоркону I. Однако, соответственно, если библейский Сусаким не соответствует Шешонку I (что равновероятно), то и Зарай не соответствует Осоркону I. Поэтому описывать правление Осоркона I исходя из библейских данных о Зарае бессмысленно.
1013 г.
«Одна из двух жен Осоркона, о которых упоминается на памятниках, по имени Ташедхонсу, родила ему сына Такелота, который и был назначен наследником отца, по-видимому, по праву старшинства по рождению. После 15 лет единоличного правления Осоркон I назначил его своим соправителем» (ru.wikipedia.org/wiki/Осоркон I).
Шестнадцатый год правления аль-Хакима – 1012-й.
Известно, что: «Имам аль-Хаким имел двух сыновей, аль-Харита (1004–1009) и Али Абуль Хасана, прозванного аз-Захир (1005–1036)», но в сентябре 1013 года «аль-Хаким назначил наследником (валиахдом) своего двоюродного брата Абд аль-Рахима ибн Ильяса» (ca.wikipedia.org/wiki/Sitt_al-Mulk).
ВЫВОД: Такелот (сын Осоркона) может соответствовать аз-Захиру (сыну аль-Хакима), но назначение Осорконом «ПОСЛЕ 15 лет единоличного правления» Такелота в качестве соправителя может соответствовать провозглашению аль-Хакимом в 17-й год своего правления аль-Рахима своим наследником.
1021 г.
– «Египетские камни не дают об особе Осоркона I никаких определенных сведений и называют следующим царем его СЫНА Такелота I, первосвященника Амона и главнокомандующего войском всего Египта» [56].
Аналогия: «На «День Жертвоприношения» 411/1021 года, через семь дней после исчезновения Хакима, его шестнадцатилетний СЫН Абу-ль-Хасан Али аз-Захир был признан халифом» [A short history of the Fatimid Khalifate].
Если Осоркон I соответствует аль-Хакиму, то его сын Такелот I должен соответствовать сыну аль-Хакима аз-Захиру.
– Комментаторы Манефона дружно сообщают о 13-летнем правлении Такелота. Современные египтологи отводят Такелоту I около 15 лет правления, так как захоронение Аписа датировано 14-м годом правления Такелота I, а это свидетельствует, что он правил как минимум 14 лет.
Полагаясь на эту продолжительность правления Такелота I, мы без особого труда находим его аналога:
– «Хотя Осоркону I, как полагают, непосредственно наследовал его сын Такелот I, вполне возможно, что между этими двумя царями некоторое время правил Хекакхеперра Шешонк II, возможно другой сын Осоркона I и Мааткаре (по другим источникам – сын Шешонка I, или другого неизвестного члена династии). Судебно-медицинская экспертиза его мумии показывает, что ему на момент смерти было около пятидесяти лет. Британский ученый Кеннет Китчен предположил, что Шешонк II аналогичен первосвященнику Амона в Фивах Шешонку (С). Юрген фон Бекерат принимает эту интерпретацию событий и дает Шешонку II 2 года независимого правления в Танисе. В последнем академическом издании по египетской хронологии (2005), египтологи Рольф Краусс и Дэвид Алан Уорбертон также приписывают Шешонку II независимое правление от 1 до 2 лет. Медицинское обследование мумии Шешонка II доктором Дерри, показывает, что он умер в результате септической инфекции из массивной раны на голове» (en.wikipedia.org/wiki/Osorkon_I).
Применительно к истории династии Фатимидов, речь может идти о следующих событиях: «После смерти аль-Хакима его сын Али аз-Захир был объявлен халифом. Абд аль-Рахим, назначенный ранее аль-Хакимом наследником, был в это время в Дамаске (правитель Сирии в 1015–1021), и Ситт аль-Мульк приказала ему вернуться в Египет. Вместо того чтобы подчиниться этому приказу, он объявил себя независимым правителем Дамаска, и завоевал себе популярность среди граждан отменив многие досадные законы, введенные аль-Хакимом. Но эта популярность длилась не долго: вскоре он показал свою алчность, увеличив поборы с населения и уменьшив траты на содержание солдат. Ситт аль-Мульк, ловко воспользовавшись этим, приобрела в городе партию сторонников, с помощью которых он был арестован и отправлен в цепях в Египет. Здесь он был заключен в тюрьму на долгие четыре года, а потом заболел и умер (или был отравлен) за три дня до смерти самой Ситт аль-Мульк» [A short history of the Fatimid Khalifate].
Исходя из этой информации, соответствие может выглядеть так:
1036 г.
– Считается, что следующий фараон, Осоркон II, был СЫНОМ Такелота I и королевы Кепес.
Известно, что: «Аз-Захир умер в 1036 г., заразившись чумой и завещав власть своему СЫНУ ал-Мустансиру» [68].
ВЫВОД: Осоркон II, как СЫН Такелота I, должен соответствовать СЫНУ аз-Захира аль-Мустансиру.
– «Длина царствования Осоркона II, как правило, оценивается в 22 года на основе более ранней даты из найденных до сих пор на его памятниках. Однако Юбилейное здание, которое он построил в Бубастисе, указывает на то, что он царствовал более 30-ти лет» (fr.wikipedia.org/wiki/Osorkon_II). Или: «Он, как теперь полагают, правил более 30 лет. Хотя точная продолжительность правления Осоркона II НЕИЗВЕСТНА, некоторые египтологи предложили считать её в пределах до 38–39 лет. Однако большинство египтологов считают, что он правил чуть менее 34 лет» (en.wikipedia.org/wiki/Osorkon_II).
Таким образом, констатируем: продолжительность правления Осоркона II НЕИЗВЕСТНА. Принимая в расчет цифры, предлагаемые египтологами, можно предположить следующее:
Если исходить из предположения, что Осоркон II «правил чуть менее 34 лет», то эта цифра соответствует продолжительности самостоятельного правления аль-Мустансира до захвата власти в Египте эмиром Насир ад-даулой (фактический правитель Египта в 1069–1073): 1036–1069 = 33/34 года.
Предполагаемая продолжительность правления в 38–39 лет соответствует времени правления аль-Мустансира до прихода к власти Бадра аль-Джамали (фактический правитель Египта в 1074–1094): 1036–1074 = 38/39 лет.
В любом случае, исходя из генеалогии Пасехора, соответствие должно выглядеть так:
1057 г.
«На 22-ом году своего царствования Осоркон II начал строить величественный зал в Бубастисе для празднования по древнему египетскому обычаю тридцатой годовщины своего назначения наследным принцем (праздник хеб-сед)» (ru.wikipedia.org/wiki/Осоркон II).
Эта датировка (22-й год) удивляет египтологов, так как ими же принято считать, что праздник хеб-сед отмечал 30-ю годовщину правления, а затем праздновался каждые 3–4 года.
Между тем, 22 год правления аль-Мустансира (1036–1094) соответствует 1057 году. Известно, что аль-Мустансир родился 5 июля 1029 года и восемь месяцев спустя был назначен наследником (валиахдом), т. е. речь может идти о подготовке к празднованию тридцатилетия назначения аль-Мустансира наследным принцем (валиахдом), которое приходится на начало 1059-го года.
1058 г.
– «Памятники указывают, что Осоркон был женат на двух жёнах. Первая из них, Карома I была матерью старшего сына Осоркона по имени Шешонк. Этот Шешонк, как наследник престола, был облечён в звание верховного жреца Птаха в Мемфисе. В этой должности он руководил церемонией погребения быка Аписа, который умер в 23 год царствования Осоркона II… Осоркон II назначил Шешонка соправителем, но последний умер раньше своего отца» (ru.wikipedia.org/wiki/Осоркон_II).
23-й год правления аль-Мустансира (1036–1094) соответствует 1058 году.
Известно, что на момент смерти аль-Мустансира (1094) были живы по крайней мере четыре его сына: Низар, Абдалла, Исмаил и Ахмад. О других детях аль-Мустансира практически ничего не известно. Исходя из имени аль-Мустансира (Абу Тамим Маадд аль-Мустансир) можно предположить, что его старшим сыном был Тамим, так как кунья (Абу Тамим = «отец Тамима») как правило давалось по имени старшего сына. Этот Тамим может соответствовать старшему сыну Осоркона II Шешонку.
– «Такелот был сыном Осоркона II, который назначил его соправителем в 23-й год своего правления (после смерти Шешонка, объявленного ранее наследником престола)» (antikforever.com/Egypte/Dyn/22b.htm).
Как мы отмечали выше, о детях аль-Мустансира практически ничего не известно. Внук аль-Мустансира, аль-Хафиз (халиф 1132–1149), оправдывал свое провозглашение халифом в том числе и тем, что его отец Мухаммед при аль-Мустансире носил титул наследника (валиахда). Никакой другой информации об этом сыне аль-Мустансира нет. Предполагается, что аль-Хафиз родился между 1073 и 1076 годами и в это время наследником престола был его отец. Таким образом, Такелот, который был сыном и наследником Осоркона II с 23 года правления последнего, вполне может соответствовать Мухаммеду ибн Маадду аль-Мустансиру.
1062 г.
– Генеалогия первых фараонов XXII династии (до Осоркона II) хорошо известна благодаря «генеалогии Пасехора». Власть передавалась строго от отца к сыну (как и у Фатимидов). Дальнейшая генеалогия XXII династии чрезвычайно запутана и до конца не понятна. В хронологии Китчена преемником Осоркона II становится его сын Такелот II, которому, после двадцатипятилетнего правления, наследует Шешонк III. Однако Дэвид Астон в 1989 году обратил внимание египтологов на тот факт, что в известной «Летописи наследного принца Осоркона» деятельность этого принца датируется годами царствования Такелота II (с 11-го по 24-й года правления), а затем – годами правления Шешонка III (с 22-го по 29-й года правления). Исходя из подобных датировок Дэвид Астон предположил, что Такелот II и Шешонк III не сменяли друг друга, а правили параллельно, и что 25-й год правления Такелота II совпадает с 22-м годом правления Шешонка III, т. е. Шешонк III должен был стать фараоном в 3-й год правления Такелота II. Ситуацию запутывает и тот факт, что достоверно неизвестно ни происхождение Такелота II (предположительно, либо сын Осоркона II, либо сын верховного жреца Нимлота), ни происхождение Шешонка III. Кто они, и на что опираются их претензии на власть? Неизвестна и судьба их предшественника Осоркона II – означало ли воцарение Такелота II, а затем и Шешонка III, смерть Осоркона II, или все три фараона правили одновременно? В итоге об этом периоде истории XXII династии сообщается в следующих словах: «Постепенно страна распалась на множество независимых областей, управляемых ливийскими князьями, которые лишь номинально признавали верховную власть Па-Баста. В конце 8 века до Р.Х. фараоны XXII династии правили фактически только в НЕБОЛЬШОМ ОКРУГЕ ВОКРУГ СТОЛИЦЫ» [67].
Если Такелот II аналогичен Такелоту, ставшему соправителем Осоркона II (аль-Мустансира, 1036–1094) в 23-й год его правления, а Шешонк III правил с третьего года царствования Такелота II, то распад страны должен начаться вскоре после 1036 + 23 + 3 = 1061/1062 года.