Книга Новая хронология Древнего мира. Книга 1 - читать онлайн бесплатно, автор Игорь Иванович Палеев. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Новая хронология Древнего мира. Книга 1
Новая хронология Древнего мира. Книга 1
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Новая хронология Древнего мира. Книга 1

Таким образом, соответствие может выглядеть так:



– Первый год правления Иупута совпадает с 15-м годом правления Педубаста I. Пятнадцатый год правления Бадра ал-Джамали (1069/1073 – 1094) соответствует 1083/1087 году. Следовательно, правление Иупута должно начаться около 1083/1087 года.

О Низаре сообщается следующая информация: «Абу Мансур аль-Низар, по прозвищу аль-Мустафа, родился в Каире в 437/1045 году. Он был провозглашен в качестве наследника престола в 480/1087 году» (ismaili.net/histoire/history05/history576.html).

1094–1101 гг.

«Шешонк VI стал непосредственным преемником Педубаста I. Шестой год правления Шешонка VI, упомянутый на ниломере (текст № 25), является его самой большой известной датой правления. Первый год правления Шешонка VI приравнивается к 33-му году правления Шешонка III, а его смерть, если он царствовал всего шесть лет, приравнивается к 39-му году Шешонка III» [7].

33 год правления Шешонка III (Тамим, 1062–1108) в нашей хронологии соответствует 1094 году, а 39 год правления Шешонка III соответствует 1100 году. Следовательно, шестилетнее правление Шешонка VI должно датироваться примерно 1094–1100 годами.

Исходя из этих хронологических указаний, мы без труда обнаруживаем Шешонка VI: «В декабре 1094 года в Каире умер Абу Тамим ал-Мустансир, восьмой халиф. Ал-Афдал действовал достаточно решительно и через день после смерти ал-Мустансира возвел (его сына) Ахмада на трон Фатимидов с халифским титулом «ал-Мустали» … После преждевременной кончины ал-Мустали в 1101 году, ал-Афдал посадил на трон его пятилетнего сына с халифским титулом «ал-Амир», сохранив за собой управление государством» [32].

Таким образом, соответствие выглядит так:



1101 г.

«Осоркон III – фараон XXIII египетской династии. Вероятно, он был сыном Шешонка VI и отцом Такелота III и Рудамона» (fr.wikipedia.org/wiki/Osorkon_III). «28-летнее правление Осоркона III подтверждается текстом ниломера (текст № 13), который датируется 28 годом правления Осоркона Си-Изе (Осоркона III) и 5-м годом правления Такелота Си-Изе (Такелота III). Кроме того, другой ниломер (текст № 4) датируется только 6-м годом правления Такелота III, без упоминания Осоркона III, что может говорить о том, что Осоркон III к этому времени умер. Поэтому Осоркону III приписывают 28 лет правления» [7].

Известно, что: «После преждевременной кончины ал-Мустали в 1101 году, ал-Афдал посадил на трон его пятилетнего сына с халифским титулом «ал-Амир», сохранив за собой управление государством» [32]. «В 1130 г. ал-Амир был убит во время прогулки заговорщиками-низаритами» [68].

Исходя из указанной продолжительности правления, соответствие выглядит так:



1130 г.

– «Такелот III был старшим сыном Осоркона III и его преемником. Первые пять лет своего правления он являлся соправителем отца, а до этого служил в качестве верховного жреца Амона в Фивах. Долгое время считалось, что самая большая из известных дат его правления это «Год 7» …» (en.wikipedia.org/wiki/Takelot_III).

Семилетняя продолжительность правления Такелота III (два года из которых он правит самостоятельно) отражена в хронологии Астона.

Известно, что после смерти аль-Амира 7 октября 1130 года в виду отсутствия прямого наследника мужского пола его двоюродный брат аль-Хафиз был провозглашен регентом в ожидании рождения ребенка у беременной жены аль-Амира. Но 11 или 21 октября 1130 г. в результате армейского переворота к власти пришел визирь Кутайфат (внук Бадра аль-Джамали), а аль-Хафиз был брошен в тюрьму. Вскоре было официально объявлено, что жена аль-Амира родила девочку, поэтому в отсутствии законного преемника Кутайфат объявил халифом «имама конца времен» аль-Махди, и правил от его лица. В декабре 1131 года Кутайфат был убит сторонниками аль-Хафиза, последний был освобожден из тюрьмы и вновь объявлен регентом. Так как, собственно говоря, быть регентом было не при ком, то в феврале 1132 года аль-Хафиз объявил себя имамом и халифом и правил до октября 1149 года.

Исходя из этой информации, аналогия семилетнему правлению Такелота III может выглядеть так:



– «Ранее предполагалось, что Такелот III правил Египтом только 7 лет, пока в 2005 году в оазисе Дахла не была обнаружена стела, датированная 13-м годом его царствования. На основании этой надписи французский египтолог Фредерик Пайради отмечает, что фараон Такелот III правил Египтом как минимум 14 лет и предположительно являлся тем неизвестным царем, 19-й год царствования которого записан в надписи из Вади-Газус. Он также полагал, что строка № 45 «Текстов ниломера», в которой записаны 17-й, 18-й и 25-й годы правления не названного по имени фараона, царствовавшего в Фивах после Шешонка III, возможно, также может быть отнесена к Такелоту III» (egyptopedia.info/t/1757-takelot-iii).

В итоге в хронологии К. Китчена Такелоту III теперь отводится порядка 19 лет правления.

Исходя из подобной продолжительности правления Такелота III, его аналогом должен быть аль-Хафиз (1130/1132 – 1149): «Убийство ал-Амира ввергло исмаилитов в новый кризис, расколовший их общину на фракции хафизи и таййиби. Согласно традиции таййибитов, у ал-Амира, за несколько месяцев до его смерти, родился сын, нареченный ат-Таййибом. Он был сразу же назначен наследником ал-Амира, однако после кончины халифа власть была узурпирована его двоюродным братом Абд ал-Маджидом, внуком ал-Мустансира, в то время самым старшим членом клана Фатимидов. Абд ал-Маджид правил официально как регент, сумев скрыть существование ат-Тайиба. Вскоре после этого везир Кутайфат арестовал Абд ал-Маджида и объявил о вступлении во власть двенадцатого имама, или Махди. В 526/1131 году Кутайфат был свергнут и убит во время очередного переворота, организованного сторонниками династии Фатимидов. Абд ал-Маджид был освобожден из тюрьмы и восстановлен у власти. Поначалу он правил как регент, но три месяца спустя, в феврале 1132 года, он был провозглашен халифом. Незаконное вступление ал-Хафиза в права наследства, поскольку его отец не правил перед ним, было легитимизированно в послании, распространенном канцелярией Фатимидов» [32].

Таким образом, соответствие может выглядеть так:



1149 г.

«Рудамон был ПОСЛЕДНИМ фараоном XXIII династии. К. Китчен считает, что его царствование продолжалось всего около 2–3 лет, так как от него дошло очень мало документов» (en.wikipedia.org/wiki/Rudamun). «Ни один современный ему источник не сообщает длину его царствования, хотя текст ниломера (Текст № 43), датированный третьим годом правления неизвестного царя (читаемо только имя Мериамон), может принадлежать Рудамону» [7].

Известно, что: «В 1149 г. после смерти ал-Хафиза трон унаследовал аз-Зафир, который отличался сластолюбием и совсем не занимался делами. В 1154 г. аз-Зафир умер» [68].

Если признать версию египтологов правильной, то соответствие может выглядеть так:



1154 г.

В 2002 году Брукман (Broekman) предположил, что имя царя в тексте ниломера № 3 может быть прочитано как Хеджкхеперра Сетепенра Шешонк Си-Изе Мериамон (Hedjkheperre Setepenre Shoshenq Si-Ese Meriamun). Сразу встал вопрос об идентичности этого царя с Шешонком IV, известным как Хеджкхеперра Сетепенра Шешонк Си-Баст Мериамон. Однако Брукман отверг возможность их отождествления и пришел к выводу, что текст № 3 принадлежит ранее неизвестному царю. После Лейденской конференции 2007 года этот Шешонк стал известен как Шешонк VIa. Если Шешонк VIa действительно существовал, его правление было коротким, не более пяти лет, которые указаны в тексте № 3. В итоге, в хронологии Китчена, этому Шешонку присвоен номер VII, и он размещен между Рудамоном и Иупутом II [7].

Соглашаясь с мнением египтологов, мы можем предложить следующую аналогию 5-летнему правлению Шешонка VII: «Ал-Фаиз, наследовал своему отцу, аз-Зафиру (1149–1154), в возрасте 5 лет. Когда через пять лет, в 1160 году, он бездетным отошел в мир иной, фатимидский визир посадил на трон другого внука ал-Хафиза с титулом ал-Адид» [32].

Таким образом, соответствие может выглядеть так:



1160 г.

– Иупут II известен в основном только из Победной Стелы Пианхи как правитель или царь Леонтополиса в 20-й год правления кушитского царя Пианхи, когда последний вторгся в Египет. Тот факт, что Иупут II правит в Леонтополисе, и нет никаких упоминаний о Шешонке VII, приводит египтологов к выводу, что Иупут был последним царем XXIII династии и правил после Шешонка VII [7].

Так как правление Иупута II привязано к 20-му году Пианхи и никак не связано с предыдущими царями XXIII династии, то мы сможем его датировать только после датировки времени правления Пианхи.

– «По Манефоновской царственной книге, в XXIII династии были только три царя: Петсибаст, царствовавший 40 лет; Усаркон, царствовавший 9 лет; Псимут, царствовавший 10 лет. О последнем из этих царей говориться и в ассирийской клинописи, сообщающей о победах Ассур-ах-Иддина (Асархаддона, 681–669) над царем Техарку (Тахарка, 689–663). Надпись была найдена в устье реки близ Бейрута. В ней Псимут называется Ипсимату, сар (царь) города Таини. На основании того, что Тиграк упоминается в Библии как современник царя Езекии, пришлось бы и Псамуса отнести к тому же времени» [56].

Ниже будет показано, что Асархаддон (680–669) соответствует аль-Мустанджиду (1160–1170/1), а Тахарка (690–664) аналог Моисея (кабил Мокурры около 1158–1174). Исходя из этого, их современник из XXIII династии Псимут (Псаммус), правящий около 10 лет, может соответствовать последнему фатимидскому халифу аль-Адиду (1160–1171, 11 лет).

Возможно Псимут (Ипсимату) аналогичен Иупуту (II) и может быть идентифицируем как Иупут, упомянутый в иератической «Надписи 244», в которой упомянут 12 год его царствования.

ВЫВОДЫ:

1. Совмещая хронологии Астона и Китчена, общую картину XXIII династии можем представить в следующем виде:



2. В приложении к династии Фатимидов представители XXIII династии могут соответствовать мусталитско-хафизитской ветви династии Фатимидов (1094–1171).

Двадцать четвертая и двадцать пятая династии (1080–1169)

«25-я династия имела эфиопское происхождение. В конце IX или начале VIII в. до Р.Х. Нубия освободилась от многовекового владычества Египта. Здесь образовалось самостоятельное Кушское царство со столицей в Напате. О правлении первого эфиопского царя Кашта нам ничего неизвестно. Его сыновья, Пианхи и Шабака, после многолетних войн покорили себе весь Египет» [67].

Комментаторы Манефона сообщают об этой династии следующую информацию: «Двадцать пятая династия состояла из трех эфиопский царей. Сабакон царствовал в течение 8 лет. Себихос 14 лет. Таркус в течение 18 лет. Всего 40 лет» (версия Африкана). Или: «Двадцать пятая династия состояла из трех эфиопский царей. Сабакон царствовал в течение 12 лет. Себихос 12 лет. Таракус в течение 20 лет. Всего 44 года» (версия Евсевия).

Современные представления о XXV династии выглядят несколько иначе:



Давайте поищем возможных аналогов для этих фараонов:

1. Традиционное представление об «Эфиопском» царстве выглядит так: «В конце IX или начале VIII в. до Р.Х. Нубия освободилась от многовекового владычества Египта. Здесь образовалось самостоятельное Кушское царство со столицей в Напате» [67]. Или: «Мероитское царство – это древнее государство на территории современного Судана. В надписях на древнеегипетском языке мероиты называли свое царство – в соответствии с египетской традицией – Куш, а в надписях на греческом языке – в соответствии с греческой традицией – Эфиопия. Царь Кашта (около 760–747) подчинил себе Фиваиду. В 715–712 годах Шабака стал полновластным правителем Египта, царем объединенного Египетско-Мероитского государства» [45].

ВЫВОД: представители XXV династии должны происходить из государства на территории современного Судана (Нубия, Куш, Мероэ).

2. Что касается «Нубии», то сами же историки отмечают, что «Нубия – историческая область в долине Нила. ВПЕРВЫЕ упоминается в 9 веке НАШЕЙ ЭРЫ (!). В древности эта область входила в состав Мероитского царства. Затем здесь существовало средневековое христианское государство со столицей в городе Донгола Старая (Мукурра)» [45].

«В начале 9 века Нубия и Алоа (остаток МЕРОИТСКОГО царства) образовали новое политическое единство – царство Мукурра (иначе, Донгола)» [45]. «По описанию арабского географа аль-Идриси, в XII веке в Нубии было обширное и богатое государство, в котором правители отдельных владений признавали себя вассалами царя Донголы (Мукурры)» [42].

ВЫВОД: Мероитское царство (иначе Нубия, Куш, Эфиопия) существовала в 760–591 гг. до Р.Х. на тех же территориях, где в IX–XIV веках существовало средневековое царство Мукурра. Следовательно, аналогов «эфиопских» царей следует искать среди правителей Мукурры.

3. В каком же конкретном промежутке времени должна была править XXV династия?

– Традиционно считается, что XXV династия приходит на смену Ливийским династиям (XXII-й и XXIII-й), т. е. начало её правления в нашей хронологии мы должны датировать примерно 1171 годом. Однако в последнее время получила развитие теория Дэвида Рола и Питера Джеймса, которая предполагает, что «Правление Шешонка III лишь слегка предшествовало вторжению Пианхи в Египет. Наиболее значительным выводом, возникающим из этого предположения, будет то, что царствование Шешонка V из XXII-й династии будет идти параллельно с царствованием кушитского царя Тахарки из XXV-й династии» (centuries.co.uk/peftjauawaybast.pdf).

Таким образом, XXV династия, возможно, правила параллельно с последними царями XXII династии, так как последний фараон XXII династии (Шешонк V), по мнению этих авторов, был современником последнего фараона XXV династии (Тахарки).

– Бругш пишет: «О последнем из царей XXIII династии говориться и в ассирийской клинописи, сообщающей о победах Ассур-ах-Иддина (Асархаддона, 681–669) над царем Техарку (Тахарка, 689–663). В ней Псимут называется Ипсимату, царь города Таини. На основании того, что Тиграк (Тахарка) упоминается в Библии как современник царя Езекии, пришлось бы и Псамуса отнести к тому же времени» [56].

Таким образом, на основании ассирийских источников можно предположить, что XXV династия правила параллельно и с XXIII династией, так как последний фараон XXIII династии (Псимут) был современником последнего фараона XXV династии (Тахарки, 689–663).

ВЫВОД: Вероятно XXV династия не сменяет Ливийские династии, а существует одновременно (параллельно) с ними.

– Считается, что XXV династия теряет свой контроль над Египтом в результате ассирийского завоевания Египта (походы 674 и 671 гг. до Р.Х.). Это событие может быть той «опорной точкой» (словами Бекерата), которая даст возможность найти единственно правильную датировку времени падения XXV династии.

Территориально «древняя» Ассирия примерно соответствует средневековому Мосульскому эмирату (Мосул – арабское название ассирийской столицы Ниневии). Следовательно, мы можем связать падение XXV династии с завоеванием Египта эмирами Мосула. Единственный раз подобное событие повторилось в истории во второй половине XII века: зангидские войска в результате походов 1164, 1167, 1169 гг. завоевали Египет. В это время эмиры из династии Зангидов являлись правителями Мосула и Халеба, т. е. территории примерно соответствующей ассирийскому царству Саргонидов.

Если предположить, что ассирийская оккупация Нижнего Египта в 671 году до Р.Х. соответствует зангидской оккупации Египта в 1169 году, мы можем предположить, что «правление первого эфиопского царя Кашта» мы должны отнести примерно к 1169 – (760–671) = 1080 году.

Опираясь на все вышесказанное, мы можем предположить следующее соответствие для царей Куша:



4. «Суданское царство Куш известно нам из египетских и греческих источников. Сведения эти крайне скудны, отрывочны и позволяют представить историю этого государства лишь в самых общих чертах. Первые века самостоятельного существования Куша не освещены никакими источниками. О политической жизни этого времени нам ничего неизвестно. Первому известному нам по имени государю Напаты – Аларе – предшествовало 13 правителей, гробницы которых были раскопаны и изучены в XX веке. Алара правил в начале VIII в. до Р. Х., и при нем Куш в основном объединился вокруг Напаты. Процесс объединения страны завершился при брате и преемнике Алары – Каште» [67].

Таким образом, о 14-ти предшественниках Кашты неизвестно ничего кроме имен. Исходя из данных, приведенных в [90], можно выстроить чисто гипотетическое соответствие для этих царей Куша:



Рассмотрим известные исторические события эпохи XXV династии:

1080–1089 гг.

– «Некоторые источники считают Кашту основателем 25 династии. Стела, относящаяся к царствованию Кашты, была обнаружена в Елефантине (Асуане), что свидетельствует о его ВОЗМОЖНОМ контроле над этим регионом. Кроме того, он добился причисления своей дочери к сложной иерархии фиванского жречества в качестве верховной жрицы, так называемой супруги бога. ВОЗМОЖНО, в Фиваиде были оставлены и кушитские военные отряды. Похоронен Кашта, ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО, в одной из пирамид в Эль-Курру» (ru.wikipedia.org/wiki/Кашта).

Это практически вся известная информация об этом царе.

Наличию «эфиопских» отрядов в Фиваиде ВОЗМОЖНО соответствует следующее сообщение: «Каждая из боровшихся военных клик имела в Египте область своего господства. Отряды чернокожих мамлюков укрепились в Верхнем Египте, куда их загнали их противники-берберы» [81].

– Продолжительность правления Кашты неизвестна. В современных источниках указывается в основном два варианта: 9 лет (760–751) или 13 лет (760–747).

Исходя из предположения о том, что ассирийское завоевание Египта соответствует завоеванию Египта Зангидами, время и продолжительность правления Кашты совпадает со временем правления мукуррийского кабила Соломона (1080–1089).

1089 г.

Преемником Кашты источники называют его брата (или сына) Пианхи. Продолжительность его правления не известна. Долгое время считалось, что наиболее поздний известный нам год правления Пианхи – 24-й (упоминается на стеле из оазиса Дахла). Однако в начале 2006 года обнаружили надпись, датированную 27-м годом Пианхи. Так же в храме Амона в Джебель-Баркале (Напате) сохранились рельефы, показывающие Пианхи, празднующего юбилей Хеб-сед, который, по мнению египтологов, отмечает 30-ю годовщину царствования фараона. Исходя из этого, К. Китчен предложил считать, что Пианхи правил около 31 года, а Р. Дрейпер – что около 35 лет. Но все эти цифры остаются лишь гипотетическими.

Считается, что преемник Соломона в Мукурре, Василий I (1089–1130) правил около 41 года. Если Кашта соответствует Соломону, то Пианхи может быть аналогом Василия I.

1107–1108 гг.

– Практически вся информация, известная о правлении Пианхи, берется из текста Стелы Пианхи, обнаруженной в 1862 году в разрушенном храме Амона у Джебель Баркала (Напата) и датированной 21 годом правления Пианхи. Стела рассказывает о походе этого «эфиопского» царя на Египет: «Из донесений своих наместников Пианхи узнал, что саисский фараон Тефнахт сделался фактически правителем всего Нижнего Египта и что все города, за исключением Гераклеополя, уже покорились ему. Пианхи отправил свои войска на север с тем, чтобы остановить дальнейшее продвижение Тефнахта и осадить Гермополь. Покинув Фивы, эта армия встретила флот Тефнахта, поднимавшийся вверх по реке, и разгромила его. Продолжая продвигаться на север, эфиопы напали на войска Тефнахта, осаждавшие Гераклеополь, и обратили их в бегство. Северяне отступили по направлению к Мемфису, а эфиопы осадили Гермополь. На пятый месяц осады Гермополь капитулировал. После этого эфиопы подступили к Гераклеополю, который уже был истощен осадой и борьбой с Тефнахтом. Поэтому князь его Пефнифдибаст (Педубаст) явился к Пианхи с изъявлением покорности. Оставив его по-прежнему править своим городом, эфиопский царь двинулся на судах вниз по Нилу. Все главные города на западном берегу сдавались ему один за другим. Серьезное сопротивление завоеватели встретили только в Мемфисе, сильно укрепленном Тефнахтом. Однако Пианхи захватил и этот город. После того как Пианхи покорилась Мемфисская область, к нему явились многие из князей Дельты с дарами и изъявлением своей покорности. В Гелиополе Пианхи встретил Осоркон – последний представитель правившей в Па-Басте 22-й династии – и добровольно признал власть эфиопов. Таким образом, эфиопский царь стал полным господином Египта. Погрузив захваченные богатства на корабли, он вернулся в Напату и больше до самой смерти не показывался в Нижнем Египте, где продолжали править местные князья» [67].

Исходя из текста, речь идет не о завоевании Египта суданцами (нубийцами), а лишь о военном набеге на Египет. Так как стела датирована 1-м месяцем 21 года правления Пианхи, то сам поход египтологи датируют 19-м и/или 20-м годом правления Пианхи. Опираясь на эту датировку, но расходясь в оценке даты восшествия Пианхи на престол (751 или 747 год до Р.Х.), историки относят этот поход к 730 году до Р.Х. или к «середине 20-х годов VIII века до Р.Х.».

Двадцатым годом правления Василия (около 1089–1130) является 1108 год. Подобная датировка подтверждает предположение Дэвида Рола и Питера Джеймса о том, что «правление Шешонка III (альтернативно Тамим, 1062–1108) лишь слегка предшествовало вторжению Пианхи в Египет».

К нашему сожалению, историю средневековой Нубии современные историки знают гораздо хуже, чем историю древнего Куша. Кроме указания на то, что «правители христианской Нубии участвовали в крестовых походах против мусульман в XII веке», другой информации о политической истории Мукурры в это время у меня нет.

– На победной стеле Пианхи перечислены его противники в Египте: царь (или князь) Гермополя Немарат (Нимлот), царь Чентрему и Тааяна (местоположение не известно) Иупут, царь Бубастиса Осоркон, великий властитель Запада Тефнахт и различные военачальники Ма (ливийских племен).

Что за «цари» названы в надписи Пианхи египтологам не совсем понятно. Их условно именуют Осоркон IV и Иупут II. Родословная этих царей и продолжительность правления также не известны. Последнее упоминание об Осорконе IV – это «год 27», когда он отправляет лошадей Саргону II. В последнее время все больше сторонников приобретает теория Питера Джеймса о том, что Осоркон и Иупут, потерпевшие поражение от Пианхи, это уже известные нам Осоркон III и Иупут I. Вероятность того, что противником Пианхи около 1108 года был именно Осоркон III подтверждается предложенным выше соответствием:



Таким образом, современник Пианхи Осоркон (IV-й в традиционном понимании) – это уже известный нам Осоркон III (аль-Амир).

– О «великом властителе Запада» Тефнахте: «Родоначальник династии Тефнахт, номарх Саиса, был одним из выдающихся политических деятелей своего времени. Он провозгласил себя фараоном в ту пору, когда Египет переживал период глубокой раздробленности, а официально правившая в Па-Басте династия утратила всякое значение. Тефнахт подчинил себе правителей Дельты и сделался царем всего Нижнего и части Верхнего Египта. В это время с юга в Египет вторглась эфиопская армия царя Пианхи» [67].

Тефнахт, как фактический правитель Египта при фараоне Осорконе III, может соответствовать фактическому правителю Египта при халифе аль-Амире Шаханшаху ал-Афдалю (визирь 1094–1021): «В 1074 г. Бадр ал-Джамали… получил от халифа сразу три должности: визиря, главнокомандующего, главы исмаилитских миссионеров и в течение двадцати лет твердой рукой управлял страной. С тех пор власть сосредоточилась в руках визирей. «И не было у Мустансира и следовавших за ним халифов ничего, кроме имени, так как визири овладели делами…, присвоив себе титулы правителей». В 1094 г. ал-Джамали передал успокоенный и начавший вновь процветать Египет своему сыну Шаханшаху, власть которого над страной была ЕЩЕ БОЛЕЕ НЕОГРАНИЧЕННОЙ, чем власть его отца» [68].

– Самое раннее упоминание имени Тефнахта датируется 36 годом правления Шешонка, традиционно считаемого за Шешонка V. Питер Джеймс полагает, что датировка должна идти по времени правления Шешонка III (Тамим, 1062–1108). В этом случае «самое раннее упоминание имени Тефнахта» может датироваться примерно 1062 + 35 = 1097 годом, что близко к дате начала визирата Афдаля (1094–1021). По [7] Тефнахт правил примерно в 750–724 гг. до н. э. Исходя из этих дат, соответствие может выглядеть так: