Книга Новая хронология Древнего мира. Книга 1 - читать онлайн бесплатно, автор Игорь Иванович Палеев. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Новая хронология Древнего мира. Книга 1
Новая хронология Древнего мира. Книга 1
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Новая хронология Древнего мира. Книга 1

Возможно: «Султан послал в конце лета (т. е. в АВГУСТЕ) против мятежников могучее, хорошо вооруженное войско. Во главе этого войска он поставил своего брата ал-Малика ал-Адиля Сейф ад-Дина, который вышел навстречу врагу, разбил его в яростном бою и убил великое множество противников. Тем самым зло было искоренено, а восстание подавлено. Это произошло 7 сафара 570 года (7 сентября 1174 г.)» (Баха ад-дин). Или: «Против него выступили аль-Малик аль-Адиль, брат Саладина, Абу-л-Хайя аль-Хакари и Изз ад-дин Масик с войсками, которые были в их распоряжении в Каире. Они столкнулись с суданцами в ожесточенной битве, в которой суданский лидер погиб вместе со своими людьми. Шейх Шамс ад-дин Юсуф пишет, что они убили восемьдесят тысяч суданцев, после чего вернулись в Миср» (At-Taghribirdi).

– «В 664 г. до Р. Х. Псамметих I был назначен Ашшурбаниапалом НАМЕСТНИКОМ ЕГИПТА» [67].

Аналогия: «Аль-Адил впервые появился в общественной жизни, когда Саладин послал его подавить про-фатимидское восстание Канз ад-даулы в Верхнем Египте летом 570/1174 года. Аль-Адил осуществил свою задачу с большой эффективностью за один месяц, и его успех здесь поражает. Возможно, следствием этого стало назначение его НАМЕСТНИКОМ ЕГИПТА, когда Саладином осенью 1174 года начал свою экспедицию в Дамаск» [4].

– Африкан цитируя Манефона указывает, что Псамметих правил в течение 54 лет, но Евсевий, ссылаясь на того же Манефона, сообщает что Псамметих царствовал 44 года.

Известно, что аль-Адил I являлся в 1174–1183 и 1186–1192 гг. наместником Египта, а в 1200–1218 гг. султаном Египта, причем «под 1193/1194 г. Ибн ал-Асир отмечает, что брат Салах ад-дина Адиль сохранил свое прежнее икта в Египте» [72]. Исходя из этих дат, соответствие может выглядеть так:



Дальнейшая история Эфиопской династии практически неизвестна. Однако египтологи отмечают, что, даже потеряв контроль над Египтом, преемники Тахарки сохранили в своей титулатуре формулировку «фараон Египта».

Глава 2. Новоассирийское царство (870 – 1118)

«Ассирией в древности называлась область, расположенная в средней части долины Тигра, соответствующая северо-восточной части современного Ирака. Тигр принимает здесь с востока два крупных притока – Большой и Малый Заб. С северо-востока страну ограничивают отроги гор Загра, с юго-востока – река Малый Заб, с запада – степь… То значение, которое Ассирия приобрела в истории древнего мира, было в значительной мере обусловлено её благоприятным положением на караванных путях. Приблизительно с середины III тысячелетия до н. э. здесь появляются выходцы из Шумера и Аккада. На основных торговых путях была организована целая сеть постоянных факторий и колоний. Опорным пунктом на Тигре был Ашшур (ныне Кала'ат-Шеркат). По его имени за всей страной позже утвердилось название Ашшур, или, в греческой форме, Ассирия. Обстоятельства возникновения и сложения государства в Ашшуре нам неизвестны. В XV–XIV вв. до н. э. правитель Ашшура начинает называться «царём страны Ашшур» [25].

Для удобства историю Ассирии принято делить на три периода:

1. Староассирийский (ок. 2020–1393 до н. э.).

2. Среднеассирийский (ок. 1392 – 912 до н. э.)

3. Новоассирийский (ок. 911–609 до н. э.)

Из приведенных выше дат видно, что Новоассирийский период одновременен с Третьим переходным периодом в Египте (1085/945 – 664), т. е. в рамках нашей хронологии мы должны обнаружить ассирийских царей этого периода в эпоху правления в Египте династии Фатимидов (969 – 1171).

Этому мы и посвятим эту главу нашей книги.

1

АССИРИЙСКИЕ ЦАРСКИЕ СПИСКИ.

Хронология Ассирии опирается на так называемые Ассирийские царские списки, в которых указаны имена и продолжительности правления ассирийских царей. Самый ранний из известных Ассирийских царских списков (копия А или список Нассохи) был найден в Ашшуре и опубликован в 1927 году. Он заканчивается именем Тиглатпаласара II (967–935). Второй список (копия Б или Хорсабадский список) был обнаружен в Дур-Шаррукине в 1932/1933 году. В нем перечень ассирийских царей доведен до Ашшур-нерари V (754–745). Наконец в 1954 году был опубликован список НЕИЗВЕСТНОГО происхождения, получивший наименование SDAS (копия Ц). В целом он дублирует копию Б, но в нем после Ашшур-нерари V добавлены еще два имени: Тиглатпаласара III и Салманасара V. Это небольшое дополнение привело к существенной корректировке хронологии правления ассирийских царей – на основании копии Ц она была сокращена историками второй половины XX века на 45 лет. В итоге разница между принятой ранее длинной хронологией и современной короткой хронологией правления ассирийских царей выглядит так:



Подобная корректировка ассирийской хронологии не сразу получила признание. Ведь если обратиться к Библии, то в «4 Книге Царств 15» упоминается «царь Ассирийский Фул», современник Менаима (ок. 752–741) и «царь Ассирийский Феглаффелласар», современник Факея (ок. 740–732). И по тексту – это два разных царя. Современные историки предлагают считать, что Пулу (Фул) – тронное имя Тиглатпаласара III (Феглаффелласара) в Вавилоне, и, следовательно, речь идет об одном и том же царе. Но на это можно заметить, что, во-первых, Тиглатпаласар III принял имя Пулу только в 729 г. до н. э. (после воцарения в Вавилоне) и поэтому вавилонский царь Пулу (729–727) не мог быть современником Менаима (752–741) при традиционной датировки времени его правления. А, во-вторых, в Библии речь идет именно об ассирийских царях, а Пулу – это имя царя Вавилона.

К тому же, при использовании короткой ассирийской хронологии, мы имеем вопиющую разность между продолжительностью правления ассирийских царей и продолжительностью правления современных им царей Израиля и Иудеи, чья хронология правления довольно подробно изложена в Библии. В принятой на данный момент хронологии предполагается, что 18-й год правления Салманасара III (859–824) совпадает с началом правления Гофолии в Иудее и Ииуя в Израиле, а первый год правления Саргона II (722–705) – с годом падения Израиля.

Исходя из Ассирийского царского списка Ц получается, что этот период должен быть продолжительностью примерно в 119 лет: 18 лет Салманасара III (858–824) + 13 лет Шамши-Адад V (823–811) + 29 лет Адад-нирари III (810–783) + 10 лет Салманасара IV (782–773) + 18 лет Ашшур-Дана III (772–755) + 10 лет Ашшур-нирари V (754–745) + 18 лет Тиглатпаласара III (744–727) + 5 лет Салманасара V (726–722). Считается, что в первый год правления Саргона II (721–705) Самария пала. Итого 119 лет (840–721).

Между тем, для Израиля и Иудеи этот промежуток времени оказывается совершенно другим.

Для Иудеи это: 6 лет Гофолии + 40 лет Иоаса + 29 лет Амасии + 52 года Озии + 16 лет Иоафама + 16 лет Ахаза + 5 лет Езекии. В 6 году Езекии пала Самария и погибло Израильское царство. Итого 164 года.

Для Израиля это: 28 лет Иеуя + 17 лет Иоахаза + 16 лет Иоаса + 41 год Иеровоама II + 11 лет междуцарствия между смертью Иеровоама и воцарением Захарии + 10 лет Менаима + 2 года Факии + 20 лет Факея + 9 лет междуцарствия между смертью Факея и воцарением Осии. И в 9 год Осии была взята ассирийцами Самария, т. е. имеем промежуток времени примерно в 163 года.

В итоге в настоящее время мы имеем несовпадение хронологии Ассирии (основанной на копии Ц) с Библейской хронологией, которое достигает порядка 164/163 – 119 = 44/45 лет. В длинной хронологии Ассирии (отражена в ЭСБЕ) это несовпадение устранялось путем признания вавилонского (мидийского) господства в Ассирии продолжительностью в те же 45 лет, которое начиналось там, где заканчивался Список Б – после правления Ашшур-нерари V.

ВЫВОД: библейская хронология подтверждает ранее принятую длинную хронологию Ассирии (приведенную в ЭСБЕ).

2

ТРАДИЦИОННАЯ ХРОНОЛОГИЯ НОВОАССИРИЙСКОГО ЦАРСТВА.

Для обоснования хронологии Новоассирийского царства историки используют списки лимму Ассирии (член совета старейшин Ассирии, который давал свое имя очередному году). Из четырех найденных в разное время списков был выстроен почти непрерывный список лимму от второго года правления Адад-нерари II, и до тридцатого года правления Ашшурбанипала. В качестве привязки этого списка к реальным датам используется указание на июньское солнечное затмение во время эпонима лимму Бур-Сагала (по мнению историков он был лимму девятого года правления Ашшур-дана III). За искомое солнечное затмение в короткой хронологии берется солнечное затмение 15 июня 763 года: «Ассиро-вавилонская хронология может быть точно установлена для последнего тысячелетия, особенно с 911 г. Здесь решают дело царские списки и списки эпонимов… Списки эпонимов имеются у нас с перерывами с 911 г. и точно датируются, благодаря упоминанию в них солнечного затмения, определяемого астрономически 15 июня 763 г.» [77].

Таким образом, вся современная хронология Новоассирийского периода выстроена именно на привязке солнечного затмения девятого года правления Ашшур-дана III к июню 763 года до н. э. Однако ирония заключается в том, что датировка этого затмения не так однозначна, как хотелось бы историкам (не является абсолютной датой): «Возьмем для примера солнечное затмение, при помощи которого историки надеются согласовать ассирийскую хронологию с библейской. В ассирийских списках эпонимов упоминается, что оно произошло в третьем месяце (май-июнь) эпонима Бур-Сагала. Современные хронисты вычислили, что это затмение произошло 15 июня 763 года до н. э. Хотя большинство сегодняшних ученых разделяют эту точку зрения, с ними согласны далеко не все специалисты. Некоторые предпочитают другой год – 809-й (полностью согласуется с ранее принятой длинной хронологией). Кроме того, затмения были в 857-м, 817-м годах и т. д.» (jhwww.narod.ru/Chronology.html).

Таким образом, если обратиться к варианту ассирийской хронологии, отраженному в словаре Брокгауза и Ефрона (ЭСБЕ, статья «Ассирия»), то под затмение девятого года правления Ашшур-дана III прекрасно подойдет затмение 809 года до н. э.

ВЫВОД: затмение девятого года правления Ашшур-дана III подтверждает как длинную, так и короткую хронологии Ассирии.

3

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ХРОНОЛОГИЯ НОВОАССИРИЙСКОГО ЦАРСТВА.

Мы можем пойти тем же путем, которым идут и традиционные историки – попытаться привязать ассирийскую хронологию к известным нам солнечным затмениям. В первой главе нашей книги мы предположили следующее соответствие для ассирийских царей:



Если мы соотносим аддару седьмого года правления Асархаддона (680–669) с февралем 1167 года, то затмение 763 г. до н. э. по прямому счету лет должно приходиться примерно на 1167 – (763–673) = 1077 г., а затмение 809 г. до н. э. – на 1167 – (809–673) = 1031 г.

Таблицы солнечных затмений приводят следующие даты солнечных затмений XI века, которые могут быть отнесены к третьему месяцу ассирийского календаря (май-июнь): 29 июня 1033 года, 20 июня 1061 года, 31 мая 1109 года.

Исходя из этих дат, мы должны прийти к выводу, что июньское затмение девятого года правления Ашшур-дана III по ассирийской хронологии может соответствовать только солнечному затмению 29 июня 1033 года, т. е. солнечному затмению восьмого или девятого года правления Джалал ад-даулы (1025–1044). Исходя из этого предположения, соответствие для ассирийских царей этой эпохи может выглядеть, например, так:



ВЫВОД: при построении альтернативной хронологии Новоассирийского царства мы должны опереться на длинную хронологию Ассирии.

4

СРАВНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ.

«С X века до христианской эры начинается новый этап истории Ассирии – новоассирийский, который был ознаменован максимальным подъёмом её могущества. Ассирия становится первой империей в мировой истории. Причём весьма долговечной империей, просуществовав с 934 по 612 год до н. э.» [53].

Альтернативная хронология Новоассирийского царства может выглядеть так:

870 г.

– «Первые государи Ассирии мало известны и между ними остаются многие пробелы. Сохранились имена некоторых предшественников царя Теглат-Фадласара (Тиглатпаласара I, 1115–1077), о котором сообщают найденные в нескольких экземплярах надписи в Калах-Шергате. За этим царем следует пробел в 150 лет, но отсюда до конца Ассирийской монархии следует почти непрерывный ряд известных властителей. За царствовавшим 20 лет Биннирара III (956–936) следует его воинственный сын Теглат Сандан (936–930)» (ЭСБЕ).

В предыдущей главе мы предположили следующее соответствие для ассирийских царей:



Исходя из этого соответствия, последний год правления Тукульти-Нинурты II (Теглат Сандана, 936–930) по прямому наложению лет должен приходиться примерно на 1118 – (930–722) = 910 год.

Так как в первой главе ассирийских царей из династии Саргона II мы отождествили с Аббасидами, то соответствие для Адад-нирари II (Биннирара III) и Тукульти-Нинурты II (Теглат Сандана) может выглядеть так:



Даты правления ассирийских царей приводим по принятой в настоящее время хронологии, так как к ним привязана хронология правления вавилонских царей.

– «Сразу после смерти Тукультиапал-Эшарры (Тиглатпаласара I, 1115–1077) … последовали неурядицы. В то время, пока длилась усобица, страна тяжело страдала от нападения арамейских племен. Лишь со второй половины X в. до Р. Х. ассирийский престол вновь перешел к энергичным царям, сумевшим поднять международный престиж своей державы. Адад-нирари II (912–891) положил конец смутам и укрепил столицу Ашшур. Он и его сын Тукульти-Нинурта II начали завоевание областей к северу от истоков Тигра» [67].

Исходя из предложенного выше соответствия, аналогия выглядит так: «Из глубокого унижения, в которое ввергнут был халифат Аббасидами, раз еще удалось поднять его на какие-нибудь 40 лет благодаря доблестным усилиям царствовавших один за другим четырех замечательных властелинов – аль-Мутамида (870–892), аль-Мутадида (892–902) и аль-Муктафи (902–908)» [57].

871-877 гг.

Согласно списку эпонимов, первые семь лет Адад-нерари воевал на востоке своей державы: 1-й год: Завоевана Кумену (Куммену). 2-й год: [надпись повреждена]. 3-й год: Адад-нерари пошел из Ашшура на Хабхи. 4-й год: Адад-нерари завоевал земли лулуме, Хабхи, Замуа. 5-й год: Адад-нерари завоевал земли Куману. 6-й год: Адад-нерари завоевал землю Кадмухи. 7-й год: Адад-нерари завоевал Аррапху. [44]

По-видимому, аналогия может быть в следующих событиях: «Хариджитское восстание (866–896) стало самым крупным выступлением хариджитов против халифата Аббасидов. В центре восстания, которым стал район вокруг Мосула и в целом регион Дийаррабии, восстание не затухало примерно тридцать лет, несмотря на многочисленные попытки как центрального правительства, так и властей провинции подавить его. Начиная с 867 года, правительство Аббасидов в Самарре предприняло серию военных кампаний, чтобы подавить восстание хариджитов… После того, как 17 июня аль-Мухтади был убит и заменен аль-Мутамидом (870–892) правительственные силы возобновили наступление на хариджитов. Первоначально аббасидской армии во гласе с Муфликом удалось заставить главу хариджитов Мусавира покинуть аль-Хадису, но он потерпел неудачу в своих попытках победить повстанцев и в конце концов вернулся в Самарру, что позволило Мусавиру восстановить свою власть в регионе. Муфлих снова выступил против них в начале 872 года. Он выступил на Такрит и сразился с некоторыми арабскими племенами, которые симпатизировали Мусавиру. В том же году Масрур аль-Балхи предпринял две экспедиции против Мусавира; в первой он захватил аль-Хадису; во второй он двинулся к аль-Бавазидж и победил Мусавира в бою. Масрур предпринял дальнейшие кампании в 874 и 875 годах. Мусавир умер около 877 г., вскоре после того, как он отправился из аль-Бавазидж, чтобы встретить еще одну правительственную армию. После его смерти среди хариджитов началась борьба за власть, что ослабило их движение» [Kharijite_Rebellion_866–896].

877 г.

– «Шамаш-мудаммик – царь Вавилонии, правил приблизительно в 920–900 годах до н. э. Современник царя Ассирии Адад-нирари II, с которым вёл многолетнюю войну» (ru.wikipedia.org/wiki/Шамаш-мудаммик).

Стоит отметить, что продолжительность правления Шамаш-мудаммика достоверно не известна, и разными источниками датируется по-разному: 920–900, 923–894, 933–894, 910–880 и т. д.

Мы можем попытаться соотнести «царей Вавилона» с «губернаторами Багдада», о которых нам известно следующее: «Мутеваккиль поставил во главе арабов Багдада опытного военного: халиф упросил тахирида Мухаммеда ибн Абдуллу переселиться из Мерва в столицу и здесь принять управление Ираком. Передав управление Хорасаном брату своему Тахиру, Мухаммед появился в Багдаде в 237 (851) и принял на себя не особенно благодарную обязанность – упорядочить насколько возможно пришедшее в расстройство положение дел» [57]. «Его преемниками стали его братья, сначала Убайдалла, а затем Сулейман, которые продолжали исполнять обязанности губернатора города еще два десятилетия» (en.wikipedia.org/wiki/Tahirid_dynasty).

Если Тукульти-Нинурта II (890–884) соответствует аль-Муктафи (902–908), то 900 г. до н. э. может быть соотнесен примерно с 908 – (900–884) = 892 годом.

В этом случае, исходя из предполагаемой продолжительности правления царей Вавилона, соответствие может выглядеть так:



– «Ассирийский царь проводит кампании и на юге – против царей Кар-Дуниаша. Он обвинил вавилонского царя Шамаш-мудаммика в нарушении мира и начал с ним войну. Война эта затянулась и не принесла существенной победы, но ассирийцы смогли добиться того, что их южные границы спустились до реки Дийяла, страна Сухи, находившаяся на среднем Евфрате, стала платить им дань, а с Вавилоном был заключен мир, скрепленный династическими браками» [53].

Победа над Шамаш-мудаммиком предположительно датируется 7-м годом правления Адад-нерари, т. е. в нашем случае должна соответствовать примерно 870 + 7 = 877 году.

Исходя из этой даты речь может идти о разгроме Якуба ибн Лейса: «В 873 году Якуб ас-Саффар выступил против Мухаммеда ибн Тахира и 1 августа 873 года Якуб вступил в Нишапур, столицу Тахиридов. По требованию Якуба халиф назначил его наместником Хорасана, Табаристана, Джурджана, Рея, Фарса и военным ГУБЕРНАТОРОМ БАГДАДА вместо Тахиридов. Но это не могло заставить Якуба отказаться от похода на Багдад. Поражение Якуба при Дейр ал-Акуле (8 апреля 876 года) спасло династию Аббасидов» (ru.wikipedia.org/wiki/Якуб_ибн_Лейс). «В 876 г. Йакуб вторгся в Ирак, взял Васит, но сразу вслед за этим был разбит братом халифа ал-Муваффаком и отступил обратно на восток. В 879 г. он умер» [68].

878 г.

«Ададнерари II и его сын Тукульти-Нинурта II начали завоевания областей к северу от истоков Тигра до истоков Аракса и вели войны с горными племенами наири и урарту» [67]. Или: «В 8-й год (?): Адад-нерари в 4-й раз пошел в землю Наири, завоевал земли Хабху, Натби, Алзи, разбил войска ахламеев и получил дань от Сухи» [44].

Наири и Алзи примерно соответствуют территории вокруг Амида и к северу от него. В рассматриваемое нами время эти территории контролировались Шейбанидами (правители Амида и остиканы Армении). Поэтому речь может идти о следующих событиях: «В 878/9 г. Исхак ибн Кундадж добился от регента аль-Муваффака, фактического правителя Халифата, признание своего статуса одного из главных военачальников Халифата. Обладая высшей военной властью в период борьбы с хариджитами, он обратил в 879 году свой взор на Мосул. Ибн Кундаджу удалось победить правителя Мосула Али ибн Дауда и взять город. Местные арабские племена Таглиб и Бакр, которые привыкли к широкой автономии от центрального правительства, выступили против него. Ибн Кундадж победил одного из их лидеров, Исхака ибн Айюба, и захватил его цитадель Нисибис, но Ибн Айюб обратился за помощью к Шейбаниду Исе из Амида и Абуль-Магре из Арзена. Коалиция готовилась нанести удар по Ибн Кундаджу, но прибытие эмиссаров из Багдада подтвердило его правление над Мосулом, Дияр Рабиа и Арменией и заставило их отступить и согласиться платить дань 200000 золотых динаров» (en.wikipedia.org/wiki/Ishaq_ibn_Kundaj).

881-888 гг.

Согласно списку эпонимов, с 11-го по 16-й год своего правления Адад-нирари совершил шесть походов на Ханигальбат, которые закончились завоеванием им Нисибиса. В 18 году Адад-нерари пошел в 7-й поход на Ханигальбат. Адад-нерари получил дань Ханигальбата и включил его земли в состав Ассирии [44].

Возможно речь идет о следующих событиях: «Однако вскоре коалиция против Исхака Ибн Кундаджа была реформирована, в нее вошли Исхак ибн Айюб, Иса ибн аль-Шейх, Абу аль-Магра, Хамдан ибн Хамдун. Исхак одержал решающую победу над ними в апреле/мае 881 года, преследуя их остатки до Нисибиса и Амида. Многие из побежденных лидеров, включая Хамдана ибн Хамдуна, который продолжал противостоять ему, теперь перешли на сторону хариджитских мятежников» (en.wikipedia.org/wiki/Ishaq_ibn_Kundaj). «В 272 г. х. (885) Хамдан ибн Хамдун заключил союз с лидером хариджитов Харуном аш-Шафи, и они вместе заняли Мосул. Некоторое время спустя Хамдан захватил и крепость Мардин (около 890)» [11]. «В 888–889 годах Ибн Кундадж вновь стал губернатором Мосула и этот пост он занимал до своей смерти в 891 году» (en.wikipedia.org/wiki/Ishaq_ibn_Kundaj).

Мардин, как и Нисибис, по мнению традиционных историков, находились на территории древнего Ханигальбата.

889-891 гг.

– «Между 19-м и 21-м годами своего правления Адад-нерари разбил Набу-шум-укина, царя Кар-Дуниаша и захватил ряд городов Вавилонии» [44].

19-й год правления аль-Мутамида (870–892) – 889-й, а 21-й – 891-й.

Речь может идти о следующих событиях: «В 891 году Бадр аль-Мутадиди был назначен ответственным за безопасность Багдада вместо Тахиридов, и после этого семья Тахиридов потеряла свое влияние в халифате» (en.wikipedia.org/wiki/Tahirid_dynasty).

– «Набу-шум-укин I – царь Вавилонии, правил приблизительно в 900–888 годах до н. э.» (ru.wikipedia.org/wiki/Набу-шум-укин_I).

По [44] «Набу-шум-укин I не мог править более 11 лет».

Если цари Вавилонии соответствуют правителям Багдада, то правление Набу-шум-укина соответствует следующим событиям: «В июне 891 года, Бадр был назначен начальником службы безопасности (сахиб аль-шурта) Багдада. В Багдаде ему было поручено руководить реконструкцией Великой мечети города, первоначально созданной аль-Мансуром (754–775). Он также построил для себя дворец в новом районе города к востоку от Тигра, после чего близлежащие ворота Баб аль-Хасса (Тайные ворота) стали известны как Баб Бадр. После внезапной смерти Мутадида в апреле 902 года визирь Касим опорочил генерала перед новым халифом аль-Муктафи (902–908). 14 августа 902 года в аль-Мадаине агенты визиря напали на Бадра, когда он молился, и отрубили ему голову, чтобы отправить халифу» (wiki/Badr_al-Mu%27tadidi).

Таким образом, соответствие может выглядеть так:



892 г.

«Тукульти-Нинурта II – царь Ассирии приблизительно в 891–884 годах до н. э. Сын Адад-нирари II. Правил Тукульти-Нинурта II 7 лет» (ru.wikipedia.org/wiki/Тукульти-Никурта_II).

Нам известны следующие события: «В 891 г. умер фактический правитель халифата ал-Муваффак. Управление государством перешло к его сыну Ахмаду, принявшему имя ал-Мутадида. Вскоре он принудил слабовольного халифа признать его своим официальным преемником и в 892 г., после смерти аль-Мутамида, взошел на престол… В 902 г. ал-Мутадид неожиданно скончался, отравленный, как считали, одной из своих рабынь. Престол перешел к его молодому сыну ал-Муктафи I. К несчастью, ал-Муктафи правил недолго – он скончался в 908 г., и с его смертью окончательно пало политическое могущество Аббасидов» [68].

Таким образом, преемниками аль-Мутамида (870–892) стали аль-Мутадид (892–902, 10 лет правления) и аль-Муктафи (902–908, 6 лет правления). По продолжительности правления Тукульти-Нинурта II должен соответствовать аль-Муктафи (902–908).

899 г.

«Тукультининурта II продолжил военные походы против племенного объединения Наири. Выступив из Ниневии (885 г. до н. э.), армия ассирийского царя прошла по западному берегу Тигра вплоть до страны Бит-Замани с центром Амеду (совр. Диарбекир). В ожесточенной битве Тукультининурта II нанес сокрушительное поражение армии страны Бит-Замани. Аммебала, царь Бит-Замани, чтобы спасти свою жизнь, вынужден был «обнять ноги» Тукультининурты. Покоренные Тукультининуртой II территории простирались от страны Шубару до Наири, т. е. от верховьев Тигра (начиная с гор Кашйари) до страны Бит-Замани с главным городом Амеду» [69].