banner banner banner
Новая хронология Древнего мира. Книга 2
Новая хронология Древнего мира. Книга 2
Оценить:
 Рейтинг: 0

Новая хронология Древнего мира. Книга 2


В предлагаемой нами хронологии Рамсес III (Мухаммед ан-Насир, 1293 – 1341) является современником династии Птолемеев (халифы в Каире 1261 – 1517).

18. На расстоянии одной мили от Тель эль-Иахудии Невилл и Гриффит обнаружили некрополь. После вскрытия могил Невилл писал: «лица мумий делались очень грубо, в стиле многочисленных гробов, обнаруженных на поздних кладбищах Эрмента и Александрии», иероглифы на гробах являются «весьма несовершенными». Далее: «сразу бросается в глаза, что они относятся к очень поздней эпохе», «иероглифическое имя на гробу оканчивается греческой буквой». Невилл отнес эти захоронения к эпохе Птолемеев (4-1 век до н.э.). Но Гриффит вынужден был не согласиться со своим коллегой: «в одной из могил были найдены два глиняных скарабея, носящих имя Рамзеса III и являющихся, таким образом, самым убедительным доводом для уточнения датировки этого могильного кургана». Затем там же были найдены скарабеи с именами Сетнехта (отца Рамзеса III), Рамзеса VI, а на керамике найдены знаки, похожие на греческие буквы «М» и «С». Проблема осталась нерешенной [9].

19. В папирусе Харриса Рамзес III говорит: «я послал своих послов в страну «Атики» на большие рудники, которые находятся в этой земле. Их доставили на своих галерах, а другие ехали сушей на своих ослах. Об этом и не слыхано было прежде, с тех пор как правят цари» [9]. Самое логичное предположение, что «Атика» из надписи Рамсеса III – это Греция (Аттика). Но это логичное предположение невозможно для традиционного историка, т.к. им самим установлено, что в 12 веке до н.э. Аттики (Греции) не существовало. Традиционные египтологи предлагают считать Синай или Кипр как район, названный «Атика».

ВЫВОДЫ:

1. Исходя из археологических находок Египет Нового царства вполне мог быть современником Новоассирийского (912 – 609) и Персидского царств (550 – 322), а также Греции времен Платона (424/423 – 348/347).

2. Если, как мы предположили выше, XIX династия дублирует XXVI династию, то предшествующая ей XVIII династия, исходя из продолжительности её правления, должна дублировать Ливийские династии (XXII и XXIII).

В этом случае соответствие между династиями может выглядеть, например, так:

3. Исходя из вышесказанного можно констатировать, что эпоха Нового царства в Египте (XVIII-XXI династии) накладывается на эпоху Третьего Переходного периода (XXII-XXV династии) и эпоху Позднего египетского царства (XXVI-XXX династии).

Если абстрагироваться от истории Древнего Египта и обратиться к истории Древнего Востока, то историки отмечают следующий факт: «Исследователь древней истории, в особенности второго тысячелетия до нашей эры, привык соотносить хронологию всего Древнего Востока с египетской временной шкалой. Цари и династии, законодательная и строительная деятельность, войны и мирные договоры империй и царств располагаются по столетиям в соответствии с правилами египетской хронологии. Когда на свет извлекается документ, в котором есть сведения об отношениях какого-то царя с фараоном определенной династии, то время правления этого царя устанавливается в зависимости от известной датировки правления фараона. Династическая последовательность ассирийских и вавилонских царей с датами их правлений изучалась с помощью так называемых царских листов, но она постоянно сверялась с египетскими датами, когда предполагалась возможность синхронизации. Прошлое минойской культуры на Крите и микенской на материке Эллады также распределялось по векам с соблюдением решающей роли Египта. Египетская хронология должна быть мощным древом, чтобы поддерживать ветви истории многих царств и культур прошлого» [9].

Таким образом, если хронология Древнего Востока зависит от хронологии Египта, а Эпоха Нового царства в Египте дублирует эпоху Позднего египетского царства (по первоначальной классификации XXI-XXX династии), то и хронология Древнего Востока этого периода должна быть перенесена в эпоху Позднего Египта.

На основании этого вывода (на основании «Хронологии Глазго») мы попробуем на страницах этой книги обосновать альтернативный вариант хронологии Нового царства в Египте.

Глава 2. Египет. Расцвет Нового царства

1

18 династия (Фатимиды, 952 – 1171).

Иосиф Флавий сообщает следующую информацию о фараонах XVIII династии: «Когда пастушеский народ ушел в Иерусалим, изгнавший их из Египта царь Тетмос (Тутмос I) царствовал после того 25 лет и 4 месяца и потом умер. Ему унаследовал его сын Хеврон (Тутмос II) и царствовал 13 лет. После него – Аменофис (Аменхотеп I) – 20 лет и 7 месяцев; его сестра Амесса (Хатшепсут) – 21 год и 9 месяцев. Затем Мефрес (Тутмос III) – 12 лет и 9 месяцев. Затем Мифрамутос (Аменхотеп II) – 25 лет и 10 месяцев. Затем Тмосис (Тутмос IV) – 9 лет и 8 месяцев. Затем Аменофис (Аменхотеп III) – 30 лет и 10 месяцев, затем Орос (Горос – Г(Х)оремхеб) – 36 лет и 6 месяцев, затем его дочь Акенхер (Нефертити?) – 12 лет и 1 месяц. Затем Ратотис (Эхнатон? Семнеккара?), ее брат, 9 лет. Затем Акенхер 12 лет и 3 месяца (Тутанхамон?). Затем Армаис (Эйе) – 4 года и 1 месяц. Затем Рамесс (Рамсес I) – 1 год и 4 месяца. Затем Армесс Миаммун (Рамсес II) – 66 лет и 2 месяца. Затем Аменофис (Минепта) – 19 лет и 6 месяцев. Затем Сетос (Сети II), он же Рамесс (Рамсес Саптах)» [57].

Таким образом, в изложении Иосифа Флавия, XVIII династия прекращается после правления Сети II. Практически те же данные приведены у таких комментаторов Манефона, как Феофил, Африкан и Евсевий.

Современные египтологи берут эти цифры за основу во всех случаях, когда нет противоречащих им археологических данных, и заканчивают династию на правлении Хоремхеба. В итоге хронология XVIII династия в их представлении выглядит следующим образом:

Большой разброс дат и разница в длине правления того или иного царя свидетельствует о том, что доступные на сегодняшний день источники не позволяют однозначно датировать время правления как любого из фараонов XVIII династии, так и самой XVIII династии. Для того чтобы определится с аналогами для правителей XVIII династии, рассмотрим и датируем известные события правления:

1. ПРАВЛЕНИЕ АМАСИСА.

953 г.

– «Яхмос I (Амасис I) – основатель XVIII династии. Сын Секенен-Ра Таа II и царицы Яххотеп, брат Камоса. Манефон говорит, что царствование Яхмоса продолжалось 25 лет и 4 месяца, но из собственных надписей Яхмоса нам достоверно известен, как позднейший год царствования Яхмоса, лишь 22 год. Видимо, Яхмос правил 22 года и умер молодым, так как его мать царица Яххотеп ещё жила в 10 год царствования Аменхотепа I» (ru.wikipedia.org/wiki/Яхмос_I).

Определение продолжительности правления Яхмоса в 25 лет и 4 месяца основано на прочтении Иосифа Флавия. Тот сообщает следующее: «Изгнавший гиксосов из Египта царь Тетмос царствовал после того 25 лет и 4 месяца, а затем умер. Ему унаследовал его сын Хеврон и царствовал 13 лет. После него царствовали: Аменофис 20 лет и 7 месяцев; его сестра Амесса 21 год и 9 месяцев…» [57].

Так как традиционно принято считать, что гиксосы были изгнаны в правление Яхмоса I, то манефоновского «Тетмоса» историки предлагают отождествлять с Яхмосом и на основании этого отводят ему 25 лет и 4 месяца правления. Но, на наш взгляд, это отождествление не правомерно. Если царица Амесса – это Хатшепсут (других известных женщин-правительниц в эпоху XVIII династии не было), а Аменофис – это Аменхотеп I, то предшественники Амессы (Тетмос и Хеврон) должны соответствовать предшественникам Хатшепсут – Тумосу I и Тутмосу II. Иначе говоря, манефоновский «Тетмос» – это не Яхмос I, а Тутмос I! Следовательно, и продолжительность правления в 25 лет и 4 месяца должна относиться к правлению Тутмоса I, а не Яхмоса I.

Что касается самого Яхмоса (АМАСИСА), то он, по-видимому, показан комментаторами Манефона в качестве последнего фараона предыдущей (у Иосифа Флавия) династии: «Силатис… через 19 лет умер. За ним – другой, по имени Бнон, царствовал 44 года. Следом Апахнос, в течении 36 лет и 7 месяцев. Затем Апофис, в течении 61 года, следом – Ианиас, в течении 50 лет и 1 месяца и, еще АССИС, 49 лет и 2 месяца. Весь этот народ звался гиксосами».

Таки образом, остановимся на том, что «нам достоверно известен, как позднейший год царствования Яхмоса, лишь 22-й».

Выше мы предположили, что представители XVIII династии аналогичны фараонам XXII династии и, следовательно, должны соответствовать халифам из династии Фатимидов (в Египте 969 – 1171). Исходя из этой гипотезы, мы можем предположить, что ПЕРВЫЙ представитель XVIII династии Яхмос может соответствовать ПЕРВОМУ фатимидскому халифу в Египте аль-Муиззу (953 – 975, с 969 в Египте).

О продолжительности правления аль-Муизза известно следующее: «Умер ал-Муизз в ночь на пятницу 18 ноября 975 года. От роду ему было 46 лет, царствовал же он 23 года 5 месяцев и 4 дня» [16]. В этом источнике его продолжительность правления указана по лунным годам – мусульманской хронологии (341 – 365 гг. х.). По европейскому летоисчислению, так как его предшественник аль-Мансур умер 19 марта 953 года, правление аль-Муизза продолжалось около 22 лет и 8 месяцев.

Таким образом, 22 года правления Яхмоса I могут соответствовать 22 годам правления аль-Муизза (953 – 975):

Интересно также, что в качестве даты его рождения доступные мне источники указывают либо 27 сентября 931 года, либо 30 ноября 925 года. В последнем случае продолжительность ПРАВЛЕНИЯ манефоновского Асиса (49 лет и 2 месяца) близко к продолжительности ЖИЗНИ нашего аль-Муизза (925 – 975).

– «В войнах с гиксосами Яхмос потерял своего отца Секененра II и брата Камоса одного за другим» (ru.wikipedia.org/wiki/Яхмос_I).

Аналогия может быть в следующих событиях: «В 944 году аскетичный хариджит из Тахерта Абу Йезид возглавил негодующие массы полных энергии берберов против фатимидского господства. Восстание неуклонно разрасталось, и беспомощный аль-Каим находился в осаде в своей крепости Махдия на протяжении 10 месяцев вплоть до осени 945 года, когда повстанцы отошли к Кайруану. В мае 946 года, в разгар восстания, аль-Каим скончался; ему наследовал его 31-летний сын аль-Мансур, который нанес тяжелое поражение восставшим. Абу Йезид бежал, но его безжалостно преследовали, пока через год его тело не было с триумфом доставлено к аль-Мансуру… Правление Мансура пресеклось неожиданно. Простудившись случайно во время кампании против Тахерта, он скончался 18 марта 953 г.» [43].

Так как по [66] Камос правил 6 лет, то соответствие между правителями может выглядеть, например, так:

958-959 гг.

– «Яхмос продолжил войну с гиксосами» (ru.wikipedia.org/wiki/Яхмос_I).

Так как считается, что гиксосы в это время правили Египтом, то аналогия выглядит так: «Халиф аль-Муизз сделал завоевание Египта своей основной целью» [43].

– «Мы имеем некоторые основания предполагать, что Яхмос ранее всего обеспечил свой ЗАПАДНЫЙ фланг, установив мирные, а может быть, даже дружественные или союзные отношения с ливийскими племенами, что также способствовало успешному ведению боевых действий против гиксосов» (ru.wikipedia.org/wiki/Яхмос_I).

Аналогия: «В 958 году четвертый фатимидский халиф – аль Муизз, решил основательно укрепить свою власть над Ифрикией и Марокко, прежде чем приступить к планам завоевания Египта. В 958 г. ал-Муизз направил на ЗАПАД войско под командованием талантливого военачальника Джаухара. Джаухар, укрепив власть Фатимидов в Тахарте и Сиджилмасе, взял Фес, столицу Идрисидов, и достиг берегов Атлантического океана. После этого похода под власть фатимидского халифа отошло все североафриканское побережье до границ с Египтом» [43].

960-967 гг.

«Крупные успехи, одержанные египтянами во время войны с гиксосами, до некоторой степени, очевидно, объясняются военным союзом с КРИТОМ и помощью, оказанной последним морскими силами. Карнакская надпись Яхмоса позволяет сделать вывод о возможности этого союза» (ru.wikipedia.org/wiki/Яхмос_I).

Союз Крита с Фатимидами: «Остров КРИТ, на который распространялись права эмиров Египта из династии Ихшидидов, в 960 году был атакован византийским доместиком Никифором Фокой. Ихшидиды, занятые борьбой с карматами, не смогли послать помощь, и тогда критяне обратились за помощью к фатимидскому халифу. После того, как византийское правительство проигнорировало требование халифа о прекращении войны с Критом, Фатимиды объявили императора Романа виновником в разрыве перемирия, которое длилось с 957 до 962 гг. Корабли Фатимидов захватили порт Томб в Киренаике, к западу от Александрии, чтобы использовать как базу для нападения на византийцев, но прежде чем начались боевые действия Никифор Фока успел захватить столицу Крита Кандию (6 марта 961). Тогда силы Фатимидов высадились на Сицилии, где Ахмад ибн аль-Кальби нанес поражение византийцам при Таормине (962 или 964) и Раметте (963 или 965), уничтожив византийский экспедиционный корпус под командованием патрициев Мануила и Никиты. Война в Сицилии стала бедствием для Византии и Никифор Фока, ставший к этому времени императором и озабоченный войной против болгар, поспешил заключить мир с аль-Муиззом (967)» (ca.wikipedia.org/wiki/Al-Mu?zz_fatimita).

969-971 гг.

– «Яхмос начал свое завоевание Нижнего Египта, начиная приблизительно с 11-го года правления неназванного по имени царя… Яхмос одержал победу над Аварисом (восток Дельты) в 18-й или 19-й годы своего правления, о чем указывают рисунки в карьере Тура. Полная победа над гиксосами знаменуется падением крепости Шерухен (недалеко от Газы) после ее трехлетней осады» (egyptopedia.info/ya/918-yakhmos-i).

18-й или 19-й год правления аль-Муизза (953 – 975) соответствует 970 или 971 году, а, следовательно, трехлетняя осада Шерухена должна датироваться примерно 971-973 гг.

Исходя из этих дат, аналогия покорению Нижнего Египта в следующих событиях: «В 969 году 100 000 фатимидская армия во главе с Джаухаром двинулась на Египет. Египтяне были разбиты в Гизе, а 7 июля Джаухар занял столицу страны – город Фустат. Египет вошел в состав Фатимидского халифата» [42]. «В рамках устремлений династии на восток Джаухар послал в ноябре 969 года основную часть подразделений фатимидской армии на завоевание Палестины и Сирии. Однако успехи Фатимидов в Сирии и Палестине были недолгими. В 971 году карматы Бахрейна в союзе с Буидами и другими силами нанесли поражение Фатимидам в Дамаске. Воодушевленный своей победой и впечатляющей коалицией союзников, ал-Хасан ал-Асам, командующий карматскими силами сам вторгся в Египет и подступил к воротам Фустата, но в 971 году был вынужден отойти. Эти события послужили началом многочисленных военных столкновений между Фатимидами и карматами Бахрейна» [14].

– Основным событием войны с гиксосами стала осада и взятие Авариса. Но что это за город? Единого мнения у историков на этот счет нет. Превалирующее мнение выглядит так: «Аварис (египетское название Хут-Уарт) – древнеегипетский город в северо-восточной Дельте, столица гиксоских фараонов. Рамзес II (1293 – 1361) построил на месте Авариса свою столицу – Пер-Рамсес (Пи-Рамзес), который стал резиденцией всех фараонов Рамессидов. До недавнего времени считалось, что Аварис ИДЕНТИЧЕН Танису» [64].

Что мы знает о Танисе? Немного: «Танис из-за угрозы наводнения в шестом веке нашей эры был заброшен. Беженцы из Таниса основали неподалеку город Тиннис» (pt.wikipedia.org/wiki/T?nis). «В эпоху крестовых походов Тиннис был третий по значимости египетский порт, после Александрии и Думьята. В 1227 году он был разрушен по приказу султана аль-Камиля» (it.wikipedia.org/wiki/Tinnis).

ВЫВОД: если исходить из того, что Аварис = Танис = ТИННИС, то мы можем констатировать, что основные известные нам события войны с гиксосами разворачивались на северо-востоке Дельты, т.е. практически на восточных границах Египта.

Исходя из описанных выше событий 969-971 гг., речь должна идти о борьбе с карматами на восточных границах Египта.

– «До нас не дошло НИ ОДНОГО ДОКУМЕНТА, относящегося к первому периоду этой войны. Также не сохранилось НИ ОДНОЙ царской ЛЕТОПИСИ. Но один из союзников фараона, его тезка Яхмос, из династии номархов Эйлейтииасполя оставил отчёт о собственной военной карьере на стенах своей гробницы, в достаточной мере отражающий ход военных действий. Одержав победу в ряде битв на суше и на Ниле, Яхмос подступил к столице гиксосов в Египте – Аварису – и ОСАДИЛ её…» (ru.wikipedia.org/wiki/Яхмос_I).

Исходя из места и даты реконструкция событий может выглядеть так: «Начато было наступление на Сирию под предводительством Джафара Ибн Феллаха. Здесь предстояло еще победить племянника ихшида, Хасана Ибн Убейдуллу. Он только что двинулся с войском по направлению к Египту. У Рамлы в Палестине столкнулись обе армии. Хасан был разбит и взят в плен (969 г.). Затем в следующем году (970 г.) занят был Дамаск. В этот самый момент именно возникли несогласия между Фатимидами и их бывшими приверженцами, карматами. Внезапным натиском кармат овладел пограничной крепостью Кулзум (ныне Суэц), а к началу 361 (октябрь—ноябрь 971) был уже в нескольких милях от Каира. Джаухар попытался завязать сношения с подчиненными Асама: нашлись, вероятно, некоторые измаилиты, готовые подчиниться велениям фатимидов, а также и бедуины, падкие к звонкой монете. Произошло, во всяком случае, так, что после борьбы, продолжавшейся несколько дней подряд, 3 Раби I (24 декабря 971) карматы были наконец побеждены и принуждены очистить Египет» [30].