Книга Династические войны Средневековья - читать онлайн бесплатно, автор Дмитрий Александрович Боровков. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Династические войны Средневековья
Династические войны Средневековья
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Династические войны Средневековья

В датировке крещения Владимира историки ориентируются на хронологические выкладки «Памяти и похвалы» Иакова-«мниха» (повторяемые в «Чтении о житии и погублении Бориса и Глеба»), согласно которым князь принял крещение на десятый год после убийства своего брата Ярополка (по хронологии Иакова в 987-м), а два года спустя (в 989-м) совершил поход на Корсунь[56]. Вопрос о том, какое летоисчисление применялось в произведении Иакова, решается различно, но не исключено, что летописная дата крещения Владимира (988) могла возникнуть и в результате искусственного распределения сюжета по годам. Подавление восстания Фоки относится к весне 989 г.[57], а вслед за тем, судя по изложению византийского хрониста конца X в. Льва Диакона, произошло появление кометы, ознаменовавшей взятие «скифами» Херсонеса. По сведениям других хронистов, появление кометы относится к лету 989 г.[58] В итоге возникает альтернатива, согласно которой брак Владимира и Анны мог состояться либо до взятия Херсонеса, либо после него. В последнем случае придется признать, что в «Корсунской легенде» могли сочетаться и правда, и вымысел. Как писал по этому поводу Д. Оболенский, «…Необходимость преодолевать расхождения, содержащиеся в исходном материале, а также желание придать рассказу более морализаторское и патетическое звучание, подталкивали авторов летописи к использованию метода аналогии, когда соединяются воедино сходные события, впрочем, необязательно совпадающие во времени, а элементы одной истории переносятся в другую. В результате получается повествование, хоть и основанное на фактах, но стилизованное и лишь условно связанное с реальностью»[59]. Еще менее историчен сюжет о крещении Владимира в других памятниках XI в., «Слове о Законе и Благодати» Илариона и «Чтении» Нестора, где факт его обращения в христианство представлен как следствие божественного «посещения» или «видения»[60]. При обращении к иностранным источникам на первый план выступает не поиск новой религии, а матримониальные планы Владимира Святославича, которые представлены причиной религиозных нововведений.

ПВЛ рассказывает: «Владимир же был просвещен сам, и сыновья его, и земля его. Было же у него 12 сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав». Такой порядок перечисления присутствует в Лаврентьевской и Троицкой летописях, тогда как Ипатьевская, Радзивилловская, Новгородская IV и Софийская I летописи помещают Ярослава после Святополка. Далее сообщается, что Владимир «посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, а Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове. Когда же умер старший Вышеслав в Новгороде, посадил в нем Ярослава, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире (на Волыни. – Д.Б.), Мстислава в Тмутаракани»[61]. Новгородская Карамзинская, Новгородская IV, Софийская I старшего извода, Воскресенская и Никоновская летописи при воспроизведении этого перечня добавляют, что Станислав был посажен Владимиром в Смоленске, а Судислав – в Пскове. В большинстве летописей это событие датировано 6496 (988) г., но Никоновская летопись относит это событие к 6497 (989) г.[62] Разумеется, отнесение этой информации к 988 или 989 г. – чистая условность; ретроспективный характер позволяет предполагать позднее происхождение этого списка, разрывающего повествование о дальнейшей христианизации Русской земли. Возможно, его появление на страницах летописи в современном виде связано со становлением Борисоглебского культа.

По мнению А.А. Шахматова, этот перечень, где сыновья Владимира Святославича были распределены по старшинству, мог читаться в «Древнейшем Киевском своде 1037–1039 гг.»[63], но был подвергнут переработке в «Начальном своде 1093–1095 гг.». В результате под 980 г. появился краткий перечень, где сыновья были атрибутированы различным женам Владимира, из которого следовало, что он имел от Рогнеды Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; от гречанки – Святополка, от чехини – Вышеслава, а еще от одной жены Святослава и Мстислава, а от болгарыни – Бориса и Глеба; при составлении этого перечня автор «Начального свода» допустил ряд ошибок, назвав старшим сыном от Рогнеды Изяслава, приписав Вышеслава другой матери («чехине»), а Владимиру «лишнего» сына по имени Мстислав. А.А. Шахматов также обратил внимание на то, что вводная фраза, открывающая перечень под 988 г., и в ПВЛ и в НIЛМ, не согласуется с последующим рассказом, на основании чего он предположил, что в первоначальном тексте читалось: «Володимеру просвещену самому», а затем следовало «какое-нибудь сказуемое»[64]. Позже было высказано предположение о том, что перечень сыновей Владимира под 988 г. составлен по образцу перечня 12 сыновей библейского патриарха Иакова в «Сказании о 12 камнях на ризе первосвященника» Епифания Кипрского[65], однако приведенные параллели были признаны произвольными и малоубедительными[66]. По мнению С.М. Михеева, в первоначальном варианте перечня под 988 г. было названо 7 сыновей (Вышеслав, Изяслав, Святополк, Ярослав, Всеволод, Святослав, Мстислав)[67], позднее были добавлены имена Бориса, Глеба (с упоминанием, соответственно, Ростова и Мурома)[68], а также Станислава, Позвизда и Судислава; исследователь также предположил, что в порядке расположения имен были произведены изменения: имя Святослава при распределении княжений оказалось упомянуто перед именем Всеволода[69]. Однако есть некоторые основания полагать, что имя Святослава, равно как и место его княжения, являлось вставкой, подобно именам Бориса и Глеба.

А.А. Шахматов, комментируя первый раздел княжений между сыновьями Владимира, отмечал, что «Святослав посажен летописцем в Деревех едва ли не в связи с последующей его судьбой, когда он бежал от Святополка к Угорской горе; казалось, что путь в Угры был ближе всего открыт для князя Деревского»[70], что тем не менее не помешало ему включить этот сюжет в состав реконструируемого «Древнейшего Киевского свода». «Анонимное сказание» при перечислении сыновей Владимира повторяет летописный перечень под 980 г. (пропустив сына «чехини» Вышеслава), а княжения Бориса, Глеба и Ярослава указывает согласно с перечнем из статьи 988 г. за исключением того, что вместо Турова резиденцией Святополка назван Пинск[71]. В летописной традиции подобное представление разделял составитель «Летописца Переяславля-Суздальского», писавший, что Владимир посадил Святополка в «Пинске и в Деревех»[72]. Возможно, он позаимствовал указание на Пинск из «Анонимного сказания», на связи с которым обратили внимание П.В. Голубовский, А.А. Шахматов и Н.И. Милютенко[73], но так как «Летописец Переяславля Суздальского» является памятником начала XIII в., то, учитывая политическую специфику предшествующего столетия, на протяжении которого Пинск фигурирует на страницах летописей в политической «унии» с Туровом[74], следует думать, что его автор имел в виду, будто Святополк был князем не только в Туровской, но и в Древлянской земле. С другой стороны, он не мог не знать о том, что в Древлянской земле княжил Святослав, так как его имя упомянуто в летописи под 988 г. П.В. Голубовский предположил, что источником этой информации могло быть позднее предание смоленского происхождения[75]. Если задаваться целью комплексной интерпретации всех имеющихся в распоряжении исследователей данных, то следует согласиться с Н.И. Милютенко в том, что эта информация представляется вполне логичной, так как позволяет объяснить причины ненависти Святополка к Святославу. Однако при детальном рассмотрении проблема оказывается гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что Святослав единственный из Владимировых сыновей, чьего стольного города ПВЛ не называет (хотя из статьи 977 г. известно, что резиденцией предыдущего древлянского князя Олега мог быть Овруч). Поэтому само сообщение о гибели древлянского князя нельзя считать принадлежащим к первоначальному тексту летописи: скорее всего, оно появилось только на рубеже XI–XII вв., а столетием позже редактор «Летописца Переяславля-Суздальского» мог модифицировать этот факт в духе политических реалий своего времени.

В любом случае помещенный в ПВЛ список князей и полученных ими городов (большинство из которых, по всей видимости, возникло в результате градостроительных мероприятий Владимира и было призвано заменить племенные политические центры) имеет важное значение для изучения древнерусской государственности, так как именно к нему в большей степени, чем к разделу 970 г., восходят представления об «окняжении земель» представителями правящего рода. Именно с этого момента можно говорить если не о существовании «империи Рюриковичей», то, по крайней мере, об утверждении за Рюриковичами «монополии» на власть в восточнославянских землях[76]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Боровков Д. Междукняжеские отношения на Руси конца X – первой четверти XII в. и их репрезентация в источниках и историографии. СПб.: Алетейя, 2015.

2

Боровков Д. Убийство Бориса и Глеба: от средневековых репрезентаций к современным интерпретациям. СПб.: Алетейя, 2016.

3

Пузанов В.В. Древнерусская государственность: генезис, этнокультурная среда, идеологические конструкты. Ижевск, 2007. С. 253–254.

4

Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). Т. 1. Лаврентьевская летопись [2-е изд.]. М., 2001. Стб. 229.

5

Константин Багрянородный. Об управлении империей. Текст, перевод, комментарий. М., 1989. С. 45, 311–312.

6

Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси VI – первой трети XIII в. СПб., 2003. C. 116, 179–180; Горский А.А. Русь. От славянского расселения до Московского царства. М., 2004. С. 93–94.

7

Назаренко А.В. Порядок престолонаследия на Руси X–XII вв.: наследственные разделы, сеньорат и попытки десигнации (типологические наблюдения) // Из истории русской культуры. Т. 1 (Древняя Русь). М., 2000. С. 503.

8

Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. Ч. 1. М., 1876. С. 524.

9

ПСРЛ. Т. 3. Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М., 2000. С. 110.

10

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 74–79; Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века (далее – ПЛДР) / Пер. Д. С. Лихачёва. М., 1978. С. 89, 91.

11

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 54–55; ПСРЛ. Т. 3. С. 109, 110.

12

См.: Шахматов А.А. История русского летописания. Т. 1. Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. Кн. 1. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 2002. С. 244–254.

13

Прозоровский Д. О родстве св. Владимира по матери // Записки Академии наук. Т. 5. 1864. С. 17–26; Шахматов А.А. История русского летописания. Т. 1. Кн. 1. С. 255–257.

14

Ср.: Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. С. 195–196; Поппэ А.В. Родословная Мстиши Свенельдича // Летописи и хроники, 1973 (памяти А.Н. Насонова). М., 1974. С. 69–86, 91; Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997. С. 14–15; Королёв А.С. Святослав. М., 2011. C. 47–50; Ранчин А.М. Борис и Глеб. М., 2013. C. 22–25.

15

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 300.

16

Некоторые исследователи, отвергая летописную дату, принимают датировку, предложенную в «Памяти и похвале князю Владимиру» Иакова-«мниха», который относит вокняжение Владимира в Киеве к 978 г. (Карпов А.Ю. Владимир Святой. С. 87–88; Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. М., 2001. С. 363–371; Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. С. 243–244; Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси. Древнейшие письменные источники. СПб., 2008. С. 126–128), что представляется более верным, если учесть тот факт, что первоначальный сюжет был монотематическим и хронологическая сетка появилась в нем позднее.

17

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 74–78; ПЛДР. XI – начало XII века. С. 91, 93.

18

Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы [2-е изд.]. Л., 1987. С. 53.

19

Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической борьбы. М., СПб., 1995. С. 56–57.

20

Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир… С. 138.

21

Сендерович С.Я. Метод Шахматова, раннее летописание и проблема начала русской историографии // Из истории русской культуры. Т. 1. Кн. 1. С. 487 (прим. 12).

22

ПЛДР. XI – начало XII века / Пер. Л.А. Дмитриева. С. 278, 279.

23

Пиккио Р. Функция библейских тематических ключей в литературном коде православного славянства // Пиккио Р. Slavia Orthodoxa. Литература и язык. М., 2003. С. 449, 450; Бугославский С.А. Текстология Древней Руси. Т. 2. Древнерусские литературные произведения о Борисе и Глебе. М., 2007. С. 253.

24

Данилевский И.Н. Повесть временных лет: герменевтические основы источниковедения летописных текстов. М., 2004. С. 67, 178.

25

Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир… С. 425, 432.

26

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 79–80; ПЛДР. XI – начало XII века. С. 95.

27

Парамонова М.Ю. Славянский восток в хронике Титмара Мерзебургского: образ «иного» на пересечении идеологии и риторики // Одиссей. Человек в истории, 1998. М., 1999. С. 42.

28

Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия (далее – ДРСЗИ). Т. 4. Западноевропейские источники (составление, перевод и комментарий А.В. Назаренко). М., 2010. С. 73.

29

Древняя Русь в свете зарубежных источников… С. 91–92.

30

Древняя Русь в свете зарубежных источников… С. 58–60.

31

Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. С. 342–343, 371–380. Ср.: Успенский Ф.Б. Скандинавы. Варяги. Русь. Историко-филологические очерки. М., 2002. С. 141–143, 153–155.

32

ПСРЛ. Т. 9. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. М., 2000. С. 39.

33

Голубинский Е. История русской церкви. Т. 1. Период первый, Киевский или Домонгольский. Первая половина тома [2-е изд.]. М., 1901. С. 92–93; Рамм Б.Я. Папство и Русь в X–XV веках. М.–Л., 1959. С. 39; Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства [2-е изд.]. М., 1998. С. 184–185.

34

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 155.

35

ДРСЗИ. Т. 4. С. 19–20, 23–24.

36

Константин Багрянородный. Об управлении империей. С. 45, 51.

37

Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей [2-е изд.]. СПб., 2009. С. 129, 262.

38

ДРСЗИ. Т. 4. С. 38.

39

Полевой Н.А. История русского народа: В 3 томах. Т. 1. М., 1997. C. 86; Соловьёв С.М. Сочинения: В 18 книгах: Кн. 1. История России с древнейших времен. Т. 1–2. М., 1988. С. 119.

40

Ламбин Н. Источник летописного сказания о происхождении Руси // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. 173 (июнь 1874). С. 230–234.

41

Мельникова Е.А. Варяги, варанги, вэринги: скандинавы на Руси и в Византии // Византийский временник. Т. 55. Ч. 2. М., 1998; Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье. М., 2004. С. 263; Мельникова Е.А., Петрухин В.Я. 1) Название «русь» в этнокультурной истории Древнерусского государства // Мельникова Е.А. Древняя Русь и Скандинавия. Избранные труды. М., 2011. С. 148–150; 2) Скандинавы на Руси и в Византии в X–XI веках: к истории названия «варяг» // Там же. С. 163–170.

42

Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. Монголы и Русь [2-е изд.]. СПб., 2006. С. 45.

43

Комар А.В. Чернигов и Нижнее Подесенье // Русь в IX–X веках. Археологическая панорама (отв. ред. Н.А. Макаров). М., Вологда, 2012. C. 362.

44

Каштанов С.М. К вопросу о происхождении текста русско-византийских договоров X в. в составе Повести временных лет // Восточная Европа в древности и Средневековье. Политическая структура Древнерусского государства. VIII чтения памяти В.Т. Пашуто. М., 1996. С. 40–42.

45

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 286.

46

ПСРЛ. Стб. 42, 54–55, 67, 81–84.

47

Рапов О.М. Русская церковь… С. 195–196.

48

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987. С. 415–422; Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. М., 1995. С. 512–530.

49

Аничков Е.В. Язычество Древней Руси [2-е изд.]. М., 2003. С. 311–312.

50

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 109–111; 116–118; ПЛДР. XI – начало XII века. С. 125, 127, 131, 133.

51

Розен В.Р. Император Василий II Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхьи Антиохийского. СПб., 1883. С. 23–24.

52

ДРСЗИ. Т. 3. Восточные источники (составление, перевод и комментарий Т.М. Калининой, И.Г. Коноваловой, В.Я. Петрухина). М., 2009. С. 108.

53

Михаил Пселл. Хронография. М., 1978. С. 10.

54

Бибиков М.В. Byzantinorossica. Свод византийских свидетельств о Руси. Т. 1. М., 2004. С. 66.

55

Там же. С. 57–65.

56

Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир… С. 60–61. Ср. Цыб С.В. Древнерусское времяисчисление в «Повести временных лет» [2-е изд., испр.]. СПб., 2011. С. 132–133.

57

Розен В.Р. Император Василий II Болгаробойца. С. 25.

58

Лев Диакон. История. М., 1988. С. 90–91, 222.

59

Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998. С. 206. Исследователь предложил «синтетическую» гипотезу о крещении князя, в рамках которой допускается, что оглашение Владимира (prima signatio) могло произойти в Киеве, а крещение – в Корсуни (Там же. С. 208). Ср.: Петрухин В.Я. Начало христианства на Руси во второй половине X – первой половине XI в. // Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002. С. 77; Успенский Ф.Б. Скандинавы. Варяги. Русь. С. 152.

60

ПЛДР. XVII век. Кн. 3. М., 1994. С. 591; Святые князья-мученики Борис и Глеб. Исследование и подготовка текстов Н.И. Милютенко. СПб., 2006. С. 381.

61

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 121; ПЛДР. XI – начало XII века. C. 37.

62

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 121; ПСРЛ. Т. 2. Ипатьевская летопись. М., 2000. Стб. 105–106; ПСРЛ. Т. 3. С. 159; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Новгородская Четвёртая летопись. М., 2000. С. 89–90; ПСРЛ. Т. 6. Ч. 1. Софийская Первая летопись старшего извода. М., 2000. Стб. 105; ПСРЛ. Т. 7. Летопись по Воскресенскому списку. М., 2000. С. 313; ПСРЛ. Т. 9. С. 57; Присёлков М.Д. Троицкая летопись (Реконструкция текста) [2-е изд.]. СПб., 2002. С. 115–116.

63

Гипотеза о «Древнейшем своде», получившая развитие в ряде последующих работ, остается наиболее уязвимым элементом шахматовской концепции, в качестве альтернативы которой в разные годы предлагались «Сказание о первоначальном распространении христианства» (Лихачёв Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.–Л., 1947. С. 44–76), «свод 996 г.» (Черепнин Л.В. «Повесть временных лет», ее редакции и предшествующие ей летописные своды // Исторические записки. Т. 25. М., 1948. С. 331–333), «Сказание о первых русских князьях» начала XI века (Тихомиров М.Н. Начало русской историографии // Тихомиров М.Н. Русское летописание. М., 1979. С. 46–66), «Сказание 1016 г.» (Цукерман К. Наблюдения над сложением древнейших источников летописи // Борисоглебский сборник (Collectanea Borisoglebica). Вып. 1. Paris, 2009. С. 189–198), и т. д. Вопрос продолжает оставаться дискуссионным, поэтому термин «Древнейший свод 1037–1039 гг.» применяется здесь лишь как формулировка, обусловленная соответствующим историографическим контекстом, ибо первый памятник русского летописания мог сложиться раньше интервала, предложенного А.А. Шахматовым.

64

Шахматов А.А. История русского летописания. Т. 1. Кн. 1. С. 107–109, 120–121.

65

Данилевский И.Н. Повесть временных лет. C. 169–173.

66

Лаушкин А.В., Ранчин А.В. Еще раз о библеизмах в древнерусском летописании // Ранчин А.М. Вертоград златословный. Древнерусская книжность в интерпретациях, разборах, комментариях. М., 2007. С. 36–40; Шайкин А.А. Повесть временных лет: история и поэтика. М., 2011. C. 416–418.

67

Михеев С.М. «Святополкъ же седе Кыеве по отци»: усобица 1015–1019 гг. в древнерусских и скандинавских источниках. М., 2009. С. 68–71, 143–145.

68

Шахматов А.А. История русского летописания. Т. 1. Кн. 1. С. 78–79.

69

Михеев С.М. «Святополкъ же седе Кыеве по отци»… С. 144.

70

Шахматов А.А. История русского летописания. Т. 1. Кн. 1. С. 78.

71

ПЛДР. XI – начало XII века. С. 279.

72

ПСРЛ. Т. 41. Летописец Переяславля-Суздальского (Летописец русских царей). М., 1995. C. 45.

73

Голубовский П. Служба свв. мученикам Борису и Глебу в Иваничской минее 1547–79 гг. // Чтения в историческом обществе Нестора-летописца. Кн. 14. Киев, 1900. С. 141, 143–144, 146, 149; Шахматов А.А. История русского летописания. Т. 1. Кн. 1. С. 45 (прим. 1); Святые князья-мученики Борис и Глеб. C. 99.

74

ПСРЛ. T. 1. Стб. 258, 263, 302, 329.

75

Голубовский П.В. История Смоленской земли до начала XV столетия. Киев, 1895. С. 247 (прим. 1).

76

Юшков С.В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. М.–Л., 1939. С. 29.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги