Книга Самый подробный путеводитель по КБЖД: Иркутск, Листвянка, Слюдянка, Шелехов. Все достопримечательности с маршрутом передвижения, километражем и адресами - читать онлайн бесплатно, автор Александр Дмитриевич Каташевцев
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Самый подробный путеводитель по КБЖД: Иркутск, Листвянка, Слюдянка, Шелехов. Все достопримечательности с маршрутом передвижения, километражем и адресами
Самый подробный путеводитель по КБЖД: Иркутск, Листвянка, Слюдянка, Шелехов. Все достопримечательности с маршрутом передвижения, километражем и адресами
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Самый подробный путеводитель по КБЖД: Иркутск, Листвянка, Слюдянка, Шелехов. Все достопримечательности с маршрутом передвижения, километражем и адресами

Самый подробный путеводитель по КБЖД: Иркутск, Листвянка, Слюдянка, Шелехов

Все достопримечательности с маршрутом передвижения, километражем и адресами


Александр Дмитриевич Каташевцев

© Александр Дмитриевич Каташевцев, 2023


ISBN 978-5-0056-6134-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Карта маршрута путеводителя


Вступительное слово

Книга посвящена самой сложной стальной магистрали в России – Кругобайкальской железной дороге (КБЖД), которая была построена на крутых берегах озера Байкал ещё в начале XX века лучшими инженерами своей эпохи. Именно там я начал свой профессиональный путь в качестве экскурсовода. Сегодня это самая насыщенная экскурсия в Иркутской области с точки зрения количества тем, что она охватывает. На страницах этого труда я хотел бы поделиться своими знаниями, накопленными относительно этих мест.

Я постарался максимально интересно и кратко раскрыть сущность достопримечательностей, встречающихся на нашем пути. Помимо основного маршрута КБЖД, я уделил внимание отдаленным районам города Иркутска, что по разным причинам не попали в мою первую книгу, а также излюбленным туристическим центрам Прибайкалья – Листвянке и Слюдянке.

Ориентируясь по сноскам на полях, вы без труда можете двигаться как по городской застройке, так и по железнодорожной трассе. В книге отражены не только главные исторические фабулы объектов показа, но и так же актуальная информация по археологии, ботанике, геологии, географии, демографии и логистике.

Вместе нам предстоит пройти по кольцевому маршруту без малого 300 км. Итак, в путь, дорогие друзья. Надеюсь, благодаря этим строкам, вы полюбите Иркутск и Байкал так, как люблю их я.

Микрорайон Ново-Ленино

Признаться, я долго думал, как и где начать наше путешествие по старинной Кругобайкальской железной дороге (далее КБЖД). Мне бы хотелось максимально точно пройти по старинному маршруту Транссибирской магистрали, как она раньше проходила через Иркутск, чтобы во всей полноте отразить все её особенности и детали. Поэтому путь мы начнём со станции Иннокентьевская (ныне Иркутск-Сортировочный, ул. Вокзальная, 9А) в микрорайоне Ново-Ленино города Иркутска, откуда исторически ведётся отсчет километража КБЖД.


Встреча первого поезда

на станции Иннокентьевская


Первые рельсы пришли сюда ещё в 1896 г. и помогли появиться на этом месте новому рабочему посёлку на землях Вознесенского монастыря, того самого, что неразрывно связан с именем первого иркутского Святителя – Иннокентия Кульчицкого. Отсюда и пошло название этой начальной станции КБЖД. 27 июля 1898 г. тут встречали первый поезд в Иркутске. Лишь спустя три недели он доберётся до главной пассажирской станции города.


Станция Иннокентьевская


Население посёлка росло очень быстро, и уже через пять лет тут жили более тысячи человек. При этом сюда переезжали и совершенно не связанные с железной дорогой люди. Например, в 1905 г. здесь в землянках осела часть солдат, вернувшихся с русско-японской войны, которые тут же окрестили северную часть этого поселения «Портом Артур» в память о потерянной на Дальнем Востоке крепости. Городская управа долго боролась с самовольной застройкой, но в конце концов просто переименовала этот район в Ново-Иннокентьевскую слободу.


Путейцы на станции

Иннокентьевская


С 14 декабря 1917 по 9 июля 1918 г. на станции базировался Совет рабочих и солдатских депутатов, пока не был выбит силами чешских легионеров. 14 февраля 1920 г. это место стало ареной кровопролитных сражений с частями каппелевцев, отступающих от Иркутска к Байкалу. Спустя всего несколько месяцев, в апреле 1920 г., район получил своё современное название – Ново-Ленино.

28 марта 1932 г. напротив железнодорожных путей началось строительство крупнейшего в Восточной Сибири авиационного завода, который наладил выпуск нескольких десятков летных судов практически всех ведущих конструкторских бюро страны. В годы Великой Отечественной войны он передал фронту 2174 боевых самолёта. После ее окончания, уже в 1951 г. дал стране первые в мире бомбардировщики-торпедоносцы Ту-14 с тремя турбореактивными двигателями. А в 1973 г. первый приступил к сборке сверхзвукового истребителя-бомбардировщика МиГ-27 – первого в СССР носителя высокоточного оружия нового поколения. Это был единственный в стране завод, где конструкторское бюро А. И. Микояна, вопреки сложившейся практике, не стало создавать при заводе свой филиал. Сегодня в лучших традициях прошлого на заводе собирают Як-130, СУ-30СМ, а также долгожданное семейство среднемагистральных самолетов МС-21.


МС-21 на взлёте с аэропорта Иркутск-2


В районе современной станции сегодня располагается музей локомотивного депо, который занимает здание ещё царской постройки (ул. Образцова, 30). Вблизи вокзала расположился мемориал в память о погибших в Великой Отечественной войне и экспозиция железнодорожной техники. В послевоенные годы тут работал заведующим техническим кабинетом Герой Советского Союза Д. В. Жилкин. Рядом можно увидеть паровоз-памятник Л-3228, подобный тем, что сегодня водят туристические составы по КБЖД. Также здесь представлены путеизмерительная тележка, изолирующая съемная вышка, путевая машина МСШУ-5, однокрылый семафор и гидроколонка. Напротив, у железнодорожных путей, ещё несколько лет назад можно было найти старинную водонапорную башню и водоподъемное здание, однако в 2010 г. они были демонтированы.


Паровоз-памятник Л-3228


На другой стороне автодороги находится роща Молодежная, в которой скрываются постройки старинного лечебного городка, появившегося тут в 1908 г. Среди них наибольшее внимание привлекает здание железнодорожной больницы (ул. Образцова, 27 К1), возведённое по проекту И. П. Михайловского ещё в 1904 г.. Сегодня в этом парке можно увидеть множество скульптур, спортивную площадку для занятия волейболом и теннисом, и даже три детские игровые зоны. Здесь же можно увидеть недавно перенесенный сюда от локомотивного депо памятник машинисту и революционеру Е. К. Шпачеку, отдавшему жизнь за власть Советов. Будучи чехом по национальности, он был повешен своими же соплеменниками на одинокой сосне 19 июля 1918 г. при большом стечении народа на том месте, где сейчас стадион «Локомотив».


Памятник машинисту и революционеру Е. К. Шпачеку


Среди густой растительности со стороны улицы Розы Люксембург (ул. Академика Образцова, 27А) прячется один из самых забытых храмов Иркутска – часовня во имя Пантелеймона целителя. Она была построена в 1906 г. и изначально предназначалась для целей отпевания умерших лечебного городка. После революции ее переоборудовали в городской морг, в качестве которого она просуществовала до 1980 г., пока здесь не разместилась туберкулёзная лаборатория. Сегодня это один из самых динамично развивающихся духовных центров Иркутска. С 2010 г планируется строительство полноценной церкви.


Часовня во имя Пантелеймона целителя


Помимо больницы и церкви в этой роще ещё в 1900 г. на средства МПС открылось одноклассное училище. В 1935 году оно стало школой №38 Иркутска, а спустя ещё полвека получило современное здание и новый номер (ул. Образцова, 23). Именно здесь учителем русского языка в 1940-х гг. работал создатель романа «Далеко в стране Иркутской» А. В. Зверев.

Если пройтись по улице Вокзальной, то до сих пор можно увидеть немало жилых домов, построенных по типовым проектам в начале XX века. В одном из них в 1898 г в семье отставного офицера русской армии родился будущий писатель, морской офицер и член Президиума Верховного Совета СССР Л. С. Соболев. В 1906 г. среди этих домов появилась деревянная церковь святого Иннокентия Иркутского, которая была переделана из здания пожарного обоза по проекту П. Алканова. Планировалось строительство более солидного храма, но революция помешала планам, и в 1934 г. её закрыли. О её местонахождении и формах напоминает дом в стиле МПС (ул. Вокзальная, 9А).


Церковь святого Иннокентия Иркутского


Ну, а мы продолжим движение по улице названной в честь дважды лауреата Сталинской премии в области транспорта академика В. Н. Образцова. В её начале, в урочище Сарафановка, притаилась ещё одна удивительная церковь. Это самый старый из сохранившихся в Иркутске деревянных храмов – Михайло-Архангельский Жилкинский скит (ул. Образцова, 1), построенный в 1874 г. на том месте, где по пути в Малую Елань очень любил останавливаться первый иркутский епископ святитель Иннокентий. В его честь назван один из двух источников (второй в честь Святителя Софрония), которые со временем образовали здесь небольшое озеро. Кроме того, этот храм стал одним из первых после революции, открывшим свои двери для прихожан. Уже в июне 1945 г. тут стали проводить службы, а с 1987 г. при церкви действует старейшая в городе церковно-приходская школа во имя Святителя Софрония Иркутского с обширной библиотекой (более 30 тысяч изданий).


Михайло-Архангельский Жилкинский скит


При погосте Михайло-Архангельской церкви по легенде похоронены нетленные останки Праведного старца Герасима, Преподобного Синесия (Иванова) и пепел мощей Святого Софрония, перенесённые сюда во время разорения Вознесенского монастыря в марте 1932 г. На другой стороне озера видны остатки ещё одного старинного кладбища при Иннокентьевском ските. Оно было закрыто в 1937 г., но сегодня сохранилось около десятка надгробий и оградок. По одной из городских легенд именно здесь весной 1920 г. тайно было погребено тело Верховного правителя России А. В. Колчака и его друга Министра Внутренних дел В. Н. Пепеляева. Однако среди возможных мест погребения называют Усть-Куду, Мегет и даже Знаменский монастырь, и проверить достоверность этих версий фактически невозможно.


Старинное кладбище при Иннокентьевском ските


Неподалеку от кладбища, за улицей Розы Люксембург, на Ново-Иннокентьевском выселке разместился сад латышского селекционера А. К. Томсона (ул. Томсона, 3), который с 1914 г. начал снабжать весь Иркутск богатыми урожаями ранета. Благодаря этому талантливому ботанику к 1930-м гг. здесь произрастало 230 сортов яблонь, 77 видов плодово-ягодных растений, 47 видов декоративных деревьев (в частности, редкие для Сибири вяз, дуб, клен, липа и лещина). Сегодня на территории сада более 150 видов реликтовых растений, а с 1996 г. переулок Советский носит имя Томсона.


Сад селекционера А. К. Томсона


Прямо за его зелёными насаждениями высятся стены Иркутского керамического завода, который с 1929 г. является главным поставщиком кирпича в Иркутске. Интересно, что первое подобное предприятие появилось тут ещё в 1872 г.. Отсюда вдоль Транссиба тянутся Новоленинские болота, которые с 2010 г. включены в состав особой охраняемой зоны под названием «Птичья гавань». И это не удивительно, поскольку на этом озёрно-болотном комплексе, прямо в центре города, среди заводов и железной дороги, гнездятся более 200 видов птиц, среди которых встречаются и краснокнижные черный аист, кречет, сапсан, балобан и степной орел.


Новоленинские болота

Микрорайон Иркутск II

Далее мы отправимся по объездной дороге Ново-Ленино до узловой развязки, вблизи которой с 1980-х гг. действует завод железобетонных конструкций Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД). Здесь повернём по развязке под мост, налево, в сторону района Иркутск II на Ленинский тракт, который появился в качестве постоянного сообщения с центром города только в 1935 г.

Проехав уличный продуктовый рынок «Парус», а также торговые центры «Базар» и «Прибой» (ул. Трактовая, 35) мы увидим по правую руку за забором дальний приводной радиомаяк аэродрома «Иркутск II». За ним нам предстоит преодолеть три железнодорожных переезда, ведущие последовательно: первый – на Иркутскую мельницу, мясокомбинат и деревообрабатывающие предприятия; второй – в филиал Бурятской мясоперерабатывающей компании, склады Росрезерва и Иркутскую овощебазу; третий – на заготовительно-штамповочное производство Иркутского авиазавода. Последнее в трёх цехах производит до 70% деталей будущих самолётов. Кадры завода куются здесь же с 1934 г. в техникуме авиастроения и металлообработки (ул. Мира, 14). Именно тут в 1939—1940 гг. проходил обучение Герой Советского Союза А. Д. Евстигнеев.


Герой Советского Союза А. Д. Евстигнеев


С улицы Мира (бывшая Монастырская) мы свернём направо на Марии Ульяновой (прежде переулок Детской Радости и Крестовский), огибая территорию заготовительно-штамповочного завода, проедем до Сибирских Партизан (в прошлом Девятая или Тверская). Последняя названа в память об освобождении Иркутска от колчаковцев в феврале 1920 г. Когда-то это была самая окраина Иннокентьевской слободы, но, начиная с 1930-х годов, она стала главной магистралью этого района.


Пожарное депо


Первым внимание привлекает стоящее справа от дороги красивое здание с башенкой (ул. Сибирских Партизан, 2) – это пожарное депо, построенное в 1936 г. по проекту архитектора Б. М. Кербеля. Напротив него раскинулся парк имени М. Горького, который в 2018 г. получил название «Сквер Мира». Символично, что в самом конце этой территории установлен памятник «Женщина с ребенком» – в память о смелой жительнице района, спасшей в 1935 г. из пожара малыша. Сейчас скульптура отреставрирована, а в 2000 г. участники Великой Отечественной войны посадили здесь «Аллею Ветеранов». И это не случайно, поскольку вдоль парка проходит улица, названная в память Героя Советского Союза В. Ф. Жукова, работавшего в леспромхозе Иркутска и погибшего в 1944 г. при освобождении Севастополя. Его портрет можно увидеть в виде монументального панно (художник Ю. Н. Квасова) на одном из домов (ул. Мира, 62).


Герой Советского Союза В. Ф. Жуков


Прямо за перекрёстком высятся стены самого старого на улице Сибирских Партизан жилого здания, построенного ещё в 1939 г. архитектором В. Н. Волковым (ул. Сибирских Партизан, 4). С момента сдачи дома и до самой смерти в 1997 г. тут жил Герой Социалистического Труда и почетный гражданин города фрезеровщик авиазавода М. Д. Пархоменко. На другой стороне улицы, за типовой застройкой, прячется кирпичный дом №3 А, в котором с 1963 по 1996 гг. жил писатель и художник В. П. Стародумов.


Писатель и художник В. П. Стародумов


Продолжим наш путь до улицы Муравьева, прежде известной как переулок Управский, названного в честь располагавшейся тут поселковой администрации. Некогда эта улицы прямиком вела на станцию Иннокентьевскую, откуда и началось формирование этого района. У перекрёстка по правой стороне стоят два жилых дома (ул. Сибирских Партизан, 16 и 18), в которых жили режиссер документальных фильмов Б. П. Ракин и поэтесса Н. К. Сидорова.

В общем дворе этих зданий вплоть до 1955 г. находилось старое татарское кладбище. К нему со стороны квартала, ограниченного улицами Просвещения (прежде переулок Базарный), Авиастроителей (Жданова), Жукова и Сибирских Партизан, примыкал Иннокентьевский погост. Сегодня на месте этих кладбищ расположилось множество социальных объектов, таких как родильный дом и медсанчасть Иркутского авиазавода, школа №12 и детский сад №34. В ходе их постройки находили множество останков, которые сжигали тут же на месте.


Поликлиника авиазавода


Тем временем мы свернем направо на улицу Муравьева. Здесь перед нами предстаёт район из двухэтажных уютных домиков, которые строились в начале 1950-х годов для заводской элиты. В одном из таких (ул. Украинская, 13) в 1958—1963 гг. жил один из самых прославленных Героев Советского Союза в Иркутске – лётчик-ас И. В. Кузнецов. Он совершил более 350 боевых вылетов, лично сбил 9 самолётов и дважды совершил воздушный таран. Несмотря на это, он был удостоен Звезды Героя только в 1991 г., незадолго до кончины.


Герой Советского Союза лётчик-ас И. В. Кузнецов


Улица заканчивается у стадиона «Иркут-Зенит», построенного в августе 1945 г., где до апреля 2021 г. существовал одноименный заводской футбольный клуб. А ведь эту площадку некогда называли в числе претендентов на чемпионат мира по хоккею с мячом. Мы же дважды свернём налево и проедем вдоль территории Комсомольского парка, который появился благодаря молодежи авиазавода, что возвела чудесное место для отдыха своими руками в ходе трудовых воскресников в 1948 г. на месте болотистой и непригодной для строительства местности.

В 2010 г. из его южной части по непонятным причинам были вывезены выставленные здесь ещё в 1984 г. самолет Ту-124 и вертолет Ми-4. На их место из центра Иркутска в 2016 г. перенесли детский городок «Чиполлино», который почти тут же прекратил свое существование. Сегодня судьба единственного обустроенного парка в этой части города решается.


Комсомольский парк


Двигаясь далее по Пулковскому переулку (ранее Поповский), мы поворачиваем направо и вновь оказываемся на улице Сибирских Партизан. Справа высятся стены здания, где с 1958 г. находится старейшая в районе библиотека №5 (ул. Сибирских Партизан, 22), при которой действует музей истории и культуры Ленинского округа. В сборе коллекции и информации оказывали помощь писатели В. М. Рудых, В. В. Гинкулов, Л. И. Сухаревская, Д. М. Цветков, С. В. Корбут и многие другие.


Библиотека №5


На другой стороне дороги расположилось первое авиазаводское среднее образовательное учреждение – школа №37 (ул. Сибирских Партизан, 19). Первых учеников она приняла ещё в 1932 г., но в это здание перебралась уже в послевоенное время. Субботним днём 6 декабря 1997 г. прямо за школой произошла самая страшная авиакатастрофа в истории Иркутска. В 14:42 при взлёте с аэродрома авиазавода из-за отказа трёх двигателей рухнул на жилой дом №45 по улице Гражданской самолёт Ан-124-100 «Руслан», задев здание детского дома №1 и привалившись хвостом к дому №120. На борту погибли восемь членов экипажа и 15 пассажиров, а также 49 человек на земле, в том числе 14 детей, более 70 семей остались без жилья.


Хвост самолёта Ан-124-100 «Руслан» у дома №120


В 1999 г. на месте разрушенного дома появилась церковь во имя Рождества Христова, установлен мемориал памяти с 72 хромированными подсвечниками, по числу жертв. Также был восстановлен детский дом и отремонтирована часть дома по улице Мира, куда ударил хвост самолёта.


Церковь во имя Рождества Христова


Отдав дань памяти погибшим в страшной катастрофе, мы продолжим путь по улице Сибирских Партизан, где в доме №30 в 1969—1979 гг. жила О. И. Лапа – первый Герой Социалистического Труда Иркутского авиационного завода. Улица заканчивается у проходной Иркутского авиационного завода, где величественно взмыл в небо первый в СССР крупносерийный сверхзвуковой бомбардировщик Як-28 – тот самый самолёт, что вывел предприятие в число лидеров отрасли и принес ему заслуженную славу.


Як-28 у проходной Иркутского авиационного завода


Перед машиной, в том же сквере, установленный в 1968 г. мемориал с 338 фамилиями работников авиазавода, что не вернулись с фронта. Среди прославленных тружеников предприятия четверо Героев Советского Союза. С февраля по июнь 1942 г., перед отправкой на фронт в числе отряда «флотских двадцатипятитысячниц», тут работала М. Н. Цуканова – единственная женщина, получившая это высокое звание во время советско-японской войны. А в 1934—1936 гг. на строительстве завода работал уже знакомый нам В. Ф. Жуков. В 1936—1939 гг. газо-сварщиком здесь трудился капитан пехоты Н. К. Романенков, отличившийся в боях на территории Польши, но убитый под Берлином. Многие годы жизни отдал предприятию знаменитый лётчик-ас И. В. Кузнецов, проработавший тут в 1934—1938, 1946—1951 и 1954—1963 гг., но впоследствии перебравшийся с семьей в Ейск, а затем и в Геленджик, где он похоронен.


Герой Советского Союза М. Н. Цуканова


Свернём направо на улицу Макаренко. Первый дом по правой стороне – особенный (ул. Сибирских Партизан, 32), и не только потому что тут в 1985—2008 гг. жил Герой Социалистического Труда слесарь авиазавода А. И. Темников. Вечером 20 июня 1976 г. с балкона этого дома дал импровизированный концерт В. С. Высоцкий, исполнив семь песен для случайных прохожих. На следующий день он уехал из Иркутска и больше не возвращался. Целью его визита стала работа над книгой «Черная свеча», которую он писал в соавторстве с писателем Л. В. Мончинским, к которому бард и приезжал в гости. За неделю они посетили Листвянку, Бодайбо, Хомолхо, Апрельск, Нижнеудинск, Зиму, Моты и Чистые Ключи.


В. С. Высоцкий с писателем Л. В. Мончинским


Вслед за домом прячется здание школы-эвакогоспиталя №34, которая с 2012 г. носит имя М. Н. Цукановой. Здесь в 1952—1955 гг. учился будущий вице-адмирал Черноморского флота В. Н. Сергеев – один из тринадцати человек, награждённых орденом «За службу Родине в ВС СССР» I степени – самой редкой наградой СССР. Рядом со школой расположилась одна из самых красивых построек в Иркутске II – Дворец культуры имени Ю. А. Гагарина (ул. Макаренко, 6), созданный в 1936 г. по проекту инженера-строителя иркутского авиазавода Н. А. Четверикова. Под его прямым руководством построены все основные современные здания предприятия.


Дворец культуры имени Ю. А. Гагарина


У остановки «Баня» мы сворачиваем налево на улицу Авиастроителей. Перед нами один из старейших районов в этой части города, он был застроен в конце 1930-х гг. В советское время тут действительно была главная баня в районе (ул. Авиастроителей, 24), построенная по проекту Б. М. Кербеля ещё в 1935 г. В доме №28 жил поэт и лауреат многих государственных премий В. Д. Федоров, который работал в 1938—1940 гг. мастером цеха на авиазаводе. Далее по улице здание школы №43, которая сегодня носит имя самого молодого маршала в истории СССР – А. Е. Голованова, работавшего в Иркутске в 1935—1937 гг. Именно в его эпоху появилось это образовательное учреждение.