Маршал А. Е. Голованов
Микрорайон Жилкино
На этом мы заканчиваем наше знакомство с районом Иркутск II и сворачиваем направо на улицу Новаторов в сторону посёлка Боково. Этот проезд появился в 1896 г., когда здесь проложили водопровод от протоки Ангары до станции Иннокентьевская. Здесь у границы авиазавода, на Боковском кладбище, по легенде весной 1920 г. был похоронен А. В. Колчак. Погост окончательно был уничтожен в 1937 г. при строительстве авиаслужбы предприятия.
Сама деревня появилась в 1710 г., когда вкладчик Вознесенского монастыря Савва Боков построил тут свой дом. 13 июня 1925 г. на окраине села возник первый в истории Иркутска аэропорт, который представлял собой просто ровную площадку длиной 600 м. Уже 24 июня того же года тут совершили посадку шесть самолётов, выполнявших первый великий перелёт советской авиации по маршруту Москва – Улан-Батор – Пекин – Токио. Среди лётчиков был будущий генерал авиации и Герой Советского Союза М. М. Громов. Однако в июле 1933 г. взлётную площадку перенесли в другую часть города, и дальнейшего развития посёлок уже не получил.
Участники перелёта Москва – Улан-Батор – Пекин – Токио в Иркутске
Добравшись до конца улицы Новаторов, свернём направо на улицу Полярную, которая представляет собой остатки старинного Московского тракта. Несмотря на то, что указ о строительстве этой самой длинной сухопутной дороги (5672 км) вышел ещё в 1689 г., до Иркутска его дотянули только в 1749 г. До этого, как отмечал первый историограф Восточной Сибири А. И. Лосев: «…обыкновенный путь был летним временем водою по Ангаре на судах, и зимою по Ангаре ездили на санях». Кстати, в Боково, начиная с конца XIX в., действовал паром на другой берег реки. Его остатки всё ещё можно увидеть вблизи современной трассы для автокросса, равно как и старую лесополосу из бальзамического тополя вдоль Московского тракта.
Лесополоса вдоль Московского тракта
Первые люди в этой части Ангары поселились ещё с основания Иркутска, а в 1669 г., после создания небольшой церковной пустыни на землях крестьянина Жилкина, за местностью закрепилось её современное название – Жилкино. Миновав нефетебазу, движемся по улице Полярной к открытому в 1937 г. Иркутскому мясокомбинату (ул. Полярная, 97). Чуть дальше, за автомобильным кольцом, расположилась мельница-элеватор Иркутского хлебозавода (ул. Полярная, 77). С 2018 г. оба эти предприятия уже не работают, а ведь именно они когда-то стали причиной исчезновения старейшего в Иркутске монастыря во имя Вознесения Господня, основанного Праведным старцем Герасимом ещё в 1672 г.. Не сохранилась и самая старая в Восточной Сибири школа, основанная в 1725 г. архимандритом Антонием (Платковским). Она сгорела в 1876 г., а на ее месте в 1936 г. появился обычный деревянный дом (ныне ул. Полярная, 74).
Монастырь во имя Вознесения Господня
К сожалению, от крупнейшей обители Иркутска также почти ничего не осталось. Из собственно церковных построек сохранилась лишь Успенская церковь (ул. Полярная, 98), освященная в 1783 г. лично Преподобным Синесием Иркутским. Когда-то она представляла собой редкий пример храма, встроенного в монастырскую ограду не над вратами, а как продолжение крепостных стен. К тому же с уникальной для каменного зодчества Восточной Сибири двухалтарной композицией. Интересно и то, что в 1863—1872 гг., во время строительства нового Вознесенского собора, в Успенской церкви покоились мощи первого иркутского епископа. В 1836 г. с северной стороны входа была пристроена часовня со Святым источником, который по преданию был извлечен самим Святителем Иннокентием. К несчастью, в советское время в ней разместили туалет, и о её воссоздании не могло быть речи.
Успенская церковь
Давайте попробуем мысленно воссоздать образ монастыря, двигаясь по часовой стрелке и взяв за отчетную точку сохранившийся храм. В направлении улицы Полярной (бывший Московский тракт) некогда аккурат напротив Успенского храма высились стены самой старой деревянной церкви Иркутска, освященной ещё в 1692 г. во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В её подполье в 1731 г. был погребен Иннокентий Кульчицкий. Она стала единственной уцелевшей постройкой после разрушительного пожара 1783 г. Однако огня советской эпохи ей пережить не удалось, и в марте 1932 г. она была уничтожена для зачистки территории под будущий Иркутский мясокомбинат, равно как и большинство монастырских построек. Сегодня на ее месте создан крестообразный сквер и святые врата, установлен памятный знак и звонница.
Тихвинская церковь
Далее к улице Полярной стоят два братских корпуса (ул. Полярная, 78 и 80), построенные в 1898 и 1836 гг. соответственно. Оба они находились в пределах монастырских стен, а между ними с 1881 г. высилась колокольня, возведенная по проекту лучшего иркутского архитектора барона Г. В. Розена и на средства знаменитого купца-мецената И. И. Базанова, который впоследствии был похоронен на территории обители. Со стороны московского тракта сохранилась гостиница для странников (ул. Полярная, 83), над входом в которую всё ещё можно увидеть дату строительства – 1903. Кстати, первое подворье возникло тут ещё в 1866 г. благодаря купцу П. О. Катышевцеву. Оно стало третьим подобным местом в Иркутске.
Монастырь во имя Вознесения Господня
А вот главного храма монастыря – Вознесенского собора, к которому вела центральная аллея от колокольни, до наших дней не сохранилось. Недаром место под его строительство ещё в 1738 г. второй епископ иркутский Иннокентий (Нерунович) посчитал неудачным. Изначально собор был исполнен в стиле сибирского барокко в 1767 г., но уже спустя век из-за ветхости он был разобран, а на его месте в 1872 г. возведен величественный храм в русско-византийском стиле архитектором В. А. Кудельским. В память о церкви в 2009 г. на местоположении главного придела установлена часовня во имя Вознесения Господня (ул. Полярная, 98А).
Вознесенский собор
Рядом с ней сохранилось здание кухни и ризницы 1907 г. постройки (ул. Полярная, 94), но церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери, которая стояла впритык к собору, не уцелела. Она была освящена ещё в 1795 г. и значительно перестроена в 1841 г. На месте храма в 1975 г. был построен типовой пятиэтажный жилой дом (ул. Полярная, 80А), который поставил крест на восстановлении всей обители. Во время его строительства было найдено множество останков, вывозились самосвалы земли с костями, всё это сваливали в болото по улице Генерала Доватора и присыпали битым стеклом.
Церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери
Прямо от братского корпуса монастырская стена вела к старым настоятельским кельям 1804 г. постройки с требным амбаром. При них же с 1876 г. находилось приходское училище с братской кухней (ул. Полярная, 88), которое просуществовало здесь вплоть до 1984 г. в качестве начальной школы №35. Рядом сохранилось здание каменно-деревянных служб (ул. Полярная, 86).
Вид с воздуха на Вознесенский монастырь, 1907 г.
Отсюда линия монастырской стены поворачивала под крутым углом к Ангаре, где у современной железнодорожной ветки, идущей на Иркутскдревоснаб (у современного дома по ул. Берег Ангары, 46), она возвращалась к Успенской церкви. В этой части обители находилось приходское кладбище и пещера, выкопанная в берегу реки.
Это углубление для себя выкопал основатель монастыря Праведный старец Герасим, здесь же очень любил молиться впоследствии Святитель Иннокентий. Во время обустройства новой каменной ограды в 1802 г. было обнаружено нетленное тело старца, его гроб, посох и могильный камень. В память об этом прямо в стене возведена двухэтажная часовня, где помимо названых святынь находился монастырский архив.
Часовня на мощах Праведного старца Герасима
С этой точки по линии к абсиде Вознесенского собора находилась ещё одна часовенка, установленная в 1865 г. на месте упокоения мощей первого архимандрита обители – Праведного Синесия (Иванова). Нужно отметить, что на приходском кладбище были похоронены многие известные иркутяне из рода Трапезниковых, Мыльниковых и Базановых. В 1939 г. на его месте был построен ныне заброшенный детский сад с прачечной и овощехранилищем (ул. Полярная, 96).
Часовня Праведного Синесия (Иванова)
Познакомившись с монастырем, мы достигли Иннокентьевского моста, построенного в 1978 г. и названного в честь первого иркутского святого – Святителя Иннокентия. Наименование не случайно, ведь рядом с 8 декабря 1731 и до 11 января 1921 г. находились его мощи. Отсюда мы двинемся по рёлке (продолговатое возвышенное сухое место в сыром лесу или болоте) дальше вдоль берега Ангары к устью реки Иркут. Изначально здесь находились монастырские покосы, по которым среди полей петлял Московский тракт (ныне улица Полярная), выходя на плашкоут на острове Любви (сегодня Комсомольский). Начиная с 1857 и вплоть до 1891 г. это был единственный способ попасть в город. Учитывая бурный нрав Ангары, которая любила замерзать под Рождество в лютые морозы и вскрываться только в апреле, это создавало массу трудностей для путешественников (с 1952 г. река в городской черте не замерзает). На паром образовывались очереди длиной до версты. Окончательно проблему удалось решить только с созданием железобетонных мостов через Ангару (1936) и Иркут (1961).
Московский тракт на подъезде к Иркутску
В этой болотистой местности летом 1905 г. состоялась закладка 22 сводных госпиталей для лечения больных и раненых нижних чинов, прибывавших с полей сражений русско-японской войны. Вскоре возникший здесь военный городок начал обрастать домами железнодорожников, а в 1907 г. по велению генерал-губернатора И. П. Моллериуса было создано новое предместье под названием «Вознесенское».
Заиркутный военный городок
Вскоре на его базе создается Заиркутный военный городок, который, начиная с осени 1914 г., становится прибежищем для сотен австрийских, словацких, итальянских и венгерских военнопленных. От многочисленных построек остались только 170-й сводный госпиталь (ул. Трактовая, 14Б), несколько бараков (ул. Камская, 8—14), а также мелиоративные каналы, что предназначались для стока наземных и грунтовых вод. После революции посёлок был назван именем Г. В. Зиновьева, а в 1935 г. получил своё современное наименование – С. М. Кирова.
Госпиталь в Заиркутном военном городке
Нам же предстоит пересечь реку по Иркутному мосту. С него по правой стороне хорошо виден железнодорожный мост 1907 г. постройки, а также развалины опор старого деревянного гужевого моста, возведенного в паре с понтонной переправой в 1891 г. По левую руку мы видим испещренное островами русло Иркута. Посреди одного из них высится белый крест. Согласно легенде, именно здесь через год после основания Енисейска, в 1620 г. пятидесятником Березовским и сыном боярским Петрушкой Тальшиным было основано первое Иркутское зимовье. Впоследствии оно воссоздавалось в 1652 и 1656 гг.
Крест на острове Дьячий
Однако постоянные разливы Иркута вкупе с болотами рёлки и прижимом Кайской горы вынудили казаков перенести поселение на правый берег реки Ангары. 16 июля 1661 г. сын боярскй Я. И. Похабов по просьбе местного яндашского князя Заянды Дороги основал там острог, с которого и началось уверенное развитие Иркутска. Вплоть до наводнения 1971 г. на острове были видны остатки окладных бревен, глубокие каналы и метровые пни, сохранившиеся со времён первых казаков.
Иркутский острог в 1692 г.
Микрорайон Глазково
С моста через Иркут мы въезжаем на Кайскую гору, которая прославила город на весь мир находкой Глазковского некрополя – самого большого древнего могильника на территории современного мегаполиса. На всей территории Восточной, Западной Сибири и Дальнего Востока вместе взятых было раскопано столько же захоронений каменного века, сколько и в районе стадиона «Локомотив», который находится выше железной дороги. Кроме того, это всего лишь 2% от общего числа находок, многие из которых являют собой ценнейшие артефакты, украшающие не одну коллекцию музеев Сибири и центральной России.
Глазковская культура
Мы продолжим движение по улице Боткина. Здесь на повороте дороги справа можно рассмотреть здание старинной больницы (ул. Боткина, 4В), которая единственная сохранилась от громадного комплекса переселенческого пункта Восточного района Сибирской железной дороги, возведённого в 1906 г. для нужд приезжающих из центральной России на жилье в Сибирь. В этом здании с 1912 г. главным врачом работал М. П. Герасимов, в семье которого родился знаменитый учёный М. М. Герасимов. Ещё в возрасте 9 лет маленький Миша насобирал в окрестностях своего дома странные камни и принёс их в краеведческий музей, где показал швейцарскому археологу Б. Э. Петри. В 2007 г. при строительстве новостройки (ул. Джамбула, 30) была вскрыта стоянка возрастом 36 тысяч лет, следы которой и находил в 1924 г. юный археолог. Обнаружены уникальные подвески из талька, изделия из костей носорога и мамонта, орудия труда – всего несколько тысяч предметов.
Археолог Б. Э. Петри
Карьеру профессионального археолога М. М. Герасимов начал в 1928 г., проведя раскопки прямо напротив своего дома, в парке «Циклодром», открытом в 1891 г. для первых велосипедных заездов в Иркутске. В наши дни эта территория носит имя Парижской коммуны, и часть её занимает стадион железнодорожников «Локомотив», построенный в 1954 г. Это безусловно знаковое место для Иркутска. С 1984 г. под специальными асфальтовыми колпаками тут сохраняются могильники для создания в 2023 г. первого в России музея истории человечества.
Археолог М. М. Герасимов
Напротив стадиона в пятиэтажном здании располагается Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий РАН, с 1979 г. ему подчиняются научно-исследовательские институты, селекционные и опытные станции, работающие на всей территории Сибири (ул. Боткина, 4). Её соседом является Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория, которая работает тут с 2003 г. и обслуживает около 30% территории Российской Федерации (Республика Бурятия, Республика Саха, Забайкальский край, Иркутская область). Сегодня это создаёт научный базис для агропромышленности на огромной сибирской территории.
Сад Парижской Коммуны
На пересечении с улицей 2-я Железнодорожная по правой стороне трудно не заметить корпуса Дорожной клинической больницы ВСЖД (ул. Боткина, 10), построенные в 1965 г. для обслуживания железнодорожников и членов их семей. Прямо за ними в реликтовой сосновой роще располагается территория курорта «Ангара». Он построен на средства купца 1-й гильдии И. Л. Медведникова как больница для хронических больных в 1901 г. Старинное здание медицинского учреждения всё ещё можно увидеть, если спуститься вниз по улице к Иркуту (ул. 2-я Железнодорожная, 4). Проект постройки был создан знаменитым иркутским архитектором А. И. Кузнецовым.
Больница для хронических больных И. Л. Медведникова
Сегодня в стенах больницы располагается Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, которая создана на базе физиотерапевтического института, открывшегося тут в 1932 г. В годы ВОВ здесь находился нейрохирургический офицерский эвакогоспиталь, а после победы в 1955 г. заработал санаторий с минеральными водами. Он действует и в наше время, проводятся научные исследования, внедряются новые методики лечения.
Курорт «Ангара»
Мы доезжаем до пересечения с улицей Касьянова. В прошлом этот район был преимущественно населён семьями железнодорожников, в силу близости вокзала. У перекрёстка с Островского (ул. Касьянова, 35) стоит одинокий деревянный дом, в котором с 1937 г. жил будущий знаменитый кинорежиссёр Л. И. Гайдай. Летом 1961 г. именно тут, будучи в гостях у своих родителей, он написал сценарий к фильму «Пёс Барбос и необычайный кросс». К 350-летнему юбилею Иркутска планировалось создание музея творчества режиссёра с киноаллеей. Однако планам не суждено было сбыться из-за пересудов между наследниками Л. И. Гайдая.
Памятник кинорежиссёру Л. И. Гайдаю в Иркутске
Давайте спустимся вниз по улице тем же маршрутом, что юный Лёня ходил в школу каждый день. У перекрёстка с улицей 2-я Железнодорожная нас встречает на первый взгляд совершенно обычный деревянный дом (ул. Касьянова, 17), где с 1900 г. жил знаменитый создатель издательства «Ирисы» М. Е. Стож. Он не только выпускал карманные справочники о Сибири и открытки с видами Иркутска, но и печатал таких эпатажных поэтов как А. С. Сорокин и Д. Д. Бурлюк. Рядом с ним расположен Центр культуры коренных народов Прибайкалья.
Продолжаем движение по Касьянова и у пересечения с Профсоюзной повернём налево. У перекрёстка, на так называемой Могилёвской площадке, можно увидеть мемориальный комплекс, установленный в 1967 г. на месте братской могилы 19 участников восстания против колчаковцев в Глазковском предместье в декабре 1919 г.
Мемориальный комплекс на месте братской могилы участников восстания против колчаковцев
Чуть поодаль видно старинное кирпичное здание, построенное в 1916 г. по проекту В. И. Коляновского для начального железнодорожного училища, которое впоследствии было преобразовано в школу №10 и затем №42 (ул. Профсоюзная, 3). Именно тут размещался штаб рабоче-крестьянских дружин в декабре 1917 г. Сюда до 1941 г. ходил учиться Л. И. Гайдай, который окончил школу за три дня до начала войны. Среди выпускников школы есть и другие знаменитые личности: писатель И. И. Молчанов-Сибирский, автор методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных останков М. М. Герасимов, первый директор иркутского Института земной коры Н. А. Флоренсов.
Лицей РЖД №36
В 2002 г. по плану архитектора С. А. Чумакова рядом появилось новое здание школы, которая спустя ещё два года была преобразована в лицей РЖД №36. Вплоть до середины ХХ в. на этом месте стояла очень живописная деревянная Иннокентьевская церковь, построенная в 1916 г. при богадель-не просветительского братства Святого Иннокентия.
Иннокентьевская церковь
Слева у перекрёстка с улицей Маяковского можно рассмотреть стелу, посвященную Свердловскому району Иркутска. Она стоит напротив великолепного деревянного доходного дома верхоленского купца А. Н. Абрамова (ул. Маяковского, 5). Отсюда мы спустимся вниз к улице Джамбула, что названа в честь известного казахского поэта и лауреата Сталинской премии. Но перед этим давайте задержимся на вершине Кайской горы и полюбуемся одной из лучших панорам города Иркутска.
На правый берег реки Ангары уходит Глазковский мост – старейший в Иркутске. И, хотя у него был предшественник – понтонный Николаевский мост, остатки которого все еще видны у самого берега вниз по течению (существовал с 1891 г.), – все же постоянная переправа появилась в Иркутске лишь в 1936 г. К моменту сдачи в эксплуатацию это был самый длиннопролётный в СССР железобетонный мост. Архитектором моста был автор проекта мавзолея В. И. Ленину и трибун на Красной площади в Москве И. А. Француз. А на предпоследней парапетной тумбе слева по направлению в город до сих пор можно увидеть табличку о том, что этот мост является «памятником В. И. Ленину».
Глазковский мост
А мы тем временем свернем направо и продолжим наше движение по улице Челнокова, названной в честь дважды героя Советского союза, генерала Н. В. Челнокова, который совершил более 270 боевых вылетов, неся смерть врагу в воздухе и на земле от Балтики до Черного моря. Как символично, что он родился в Иркутске 9 мая 1906 г. Памятник ему установлен здесь же на въездной группе в Свердловский район, в небольшом скверике у подножия Кайской горы. Однако сделано это было непростительно поздно: лишь 2 октября 2016 г. к 110-й годовщине со дня рождения генерала авиации.
Впереди показалось здание одного из самых красивых вокзалов на территории России – Иркутск-Пассажирский, построенного в 1907 г. по проекту архитектора В. И. Коляновского, и который в наше время переживает полную реконструкцию (ул. Челнокова, 1). Над станцией на крутом склоне замерла небольшая Николо-Иннокентьевская церковь. Она стала первым храмом, появившимся в Иркутске на левом берегу Ангары.
Иркутский вокзал
Прежде жители предместья Глазково были вынуждены совершать переправу через бурные воды реки, подчас рискуя своей жизнью, чтобы получить возможность помолиться в ближайшей Троицкой церкви. Поэтому в 1859 г. на средства купца 3-й гильдии Я. С. Малкова на левом берегу Ангары был возведён новый каменный храм в классическом стиле (ул. Профсоюзная, 45А).
Троицкий перевоз
С приходом железной дороги в Иркутск, население города удвоилось, и церковь стала мала для всех прихожан, но из-за недостатка средств и революции планам по расширению так и не суждено было сбыться. В 1934 г. аварийное здание закрыли и разместили в нём кинотеатр «Заря». Лишь в 2003 г. на средства ВСЖД храм был восстановлен и возвращён верующим.
Николо-Иннокентьевская церковь
У трамвайного кольца мы круто поворачиваем направо – на улицу, названную в честь первой в мире женщины-космонавта В. В. Терешковой. В прошлом эта улица называлась Кругобайкальской, и с 1801 г. отсюда начинался главный путь из Иркутска в Китай. Она начиналась прямо от Троицкого паромного перевоза на месте современного вокзала и шла вверх на Кайскую гору. С тех пор даже ширина улицы осталась прежней.