banner banner banner
Этикет под градусом. Все, что вы хотели знать о винном этикете
Этикет под градусом. Все, что вы хотели знать о винном этикете
Оценить:
 Рейтинг: 0

Этикет под градусом. Все, что вы хотели знать о винном этикете


Сочетание бокалов разной формы. Такое сочетание вы вероятнее всего встретите только на некоторых дегустациях добротного виски.

Часто различные, входящие в его состав спиртовые компоненты выдерживаются как минимум в двух видах бочек – из-под бурбона и из-под хереса. При соединении всех спиртов из этих бочек в один виски конечный продукт начинает играть сразу всеми ароматическими гранями, словно бриллиант. И если в случае с вином влияние формы бокала на аромат, на мой личный взгляд, менее очевидно, то в случае с виски разница восприятия одного и того же сорта, собранного воедино из разных бочек, заметна вполне. Попробуйте налить Grant’s 12 YO в классический снифтер и тут же рядом в олд-фэшн и дайте напитку подышать в обеих емкостях двадцать минут. Через это время в снифтере вы в большей степени услышите хересную бочку через ароматы сухофруктов и осенней листвы. А в классическом олд-фэшне этот же виски будет более легким для восприятия и более ванильным, что является следствием влияния на бленд бурбонной бочки.

Рис. 16

Расстановка бокалов, которую можно встретить на дегустациях качественных и интересных купажированных сортов виски

Мне эта история с бокалами разной формы для виски очень нравится. Если применительно к вину мы о выборе бокалов определенной архитектуры чаще говорим «правильно» и «неправильно» (с чем лично я согласна далеко не всегда), то в случае с виски бокалы разной формы превращаются в инструменты, с помощью которых в зависимости от настроения из одного виски можно делать два.

Наличие пипетки на дегустации виски. Продвинутые гурманы пьют виски с водой, следуя за профессионалами, которые с водой его дегустируют. В этой связи я бы сказала, что у виски по протоколу, в отличие от вина и прочих напитков, действительно три носа. Первый мы делаем для того, чтобы определить, не испорчен ли напиток. Ведь болезнь пробки, которая преследует в основном вино, о чем мы будем подробно говорить в последней главе, свойственна и крепкому алкоголю, потому что он тоже чаще всего закупоривается пробковой пробкой. Есть, конечно, и исключения, например, Ballantine’s 30 YO с его винтовой крышкой. Но это редкость. Поэтому проблема болезни пробки актуальна и для крепких напитков, и во время первого носа мы должны убедиться в том, что, в частности, виски перед нами этим дефектом не поражен.

Затем делается второй нос и дегустация в чистом виде. И, наконец, третий нос – после добавления в бокал воды. И вот чтобы, что называется, «не ливануть» нетвердой рукой больше воды, чем нужно, и используются пипетки, чтобы капельку воды добавить и понюхать, потом еще капельку добавить и понюхать, и так далее.

Когда пипеток нет, то вместо них, бывает, используют другие инструменты, облегчающие наливание воды в виски малыми порциями: обычные легкие стаканы или всевозможные маленькие кувшинчики.

Лед. Он иногда будет спутником профессиональных дегустаций с крепким алкоголем, причем в том числе коньяка. В отличие от виски, который профессионалами всегда дегустируется с водой, коньяк дегустируют в чистом виде без добавления воды. И в последнее время – со льдом.

Рис. 17

Сервировка стекла для профессиональной дегустации виски. Слева от олд-фэшна стакан с водой и пипеткой, справа – мини-кувшин с палочкой для помешивания в виски после добавления воды

Кому-то это может показаться странным, но я напомню, что лед – это инструмент профессионала. Иногда он помогает завуалировать недостатки. Но в случае с коньяком, когда, чтобы найти из ряда вон плохой напиток, нужно еще очень сильно постараться, лед может быть инструментом сдерживания переполняющей бокал ароматики. И тогда задача профессионала – продемонстрировать, как из одного и того же напитка с помощью льда извлекать разный эффект.

Возьмем, например, всем известный шедевр Hennessy XO. Если его дегустировать в чистом виде, то это неприкрытая мощь, которую могут выдержать только настоящие мужчины. Но стоит в него добавить лед, как этот, образно говоря, ревущий лев садится на поводок и ласкается, подставляя под поглаживания свою роскошную гриву. Тогда он под силу и дамам. Вот и получается опять два напитка из одного с помощью дополнительного инструмента, в данном случае льда.

Частый брендинг бокалов. Это еще одна особенность профессиональных дегустаций элитного крепкого алкоголя, которая отличает их от профессиональных дегустаций вина.

На винных дегустациях бокалы практически всегда будут без логотипа. Исключением здесь могут служить разве что только бокалы для шампанского: шампанские дома чаще, чем другие винные производители, производят бокалы с нанесением на их чаши своего бренда.

В случае же с крепким алкоголем вы, напротив, регулярно будете сталкиваться с тем, что дегустация крепкого напитка будет проходить в так называемых «родных бокалах», принадлежащих бренду. То есть, если вы дегустируете, скажем, арманьяк Janneau, то и на бокалах во время его дегустации будет логотип Janneau; если вы дегустируете ром Clement, то и на бокалах будет брендинг Clement, и так далее.

Особенность оформления бокалов. Часто на дегустациях крепкого алкоголя и в особенности виски к моменту появления гостей в дегустационном зале бокалы будут уже наполнены содержимым и накрыты родными крышками, дойлисами или так называемыми «линзами» из стекла (рис. 18). Эта рекомендуемая самими производителями практика по накрыванию бокалов с выдержанным в дубовых бочках крепким алкоголем осуществляется накануне дегустации для того, чтобы крепкий напиток подышал, сменив гнев на милость. Чтобы в момент розлива по бокалам немного ушла излишняя, бьющая в нос спиртуозность и напиток сконцентрировал свои ароматы под устроенными бокалам барьерами, даря гостям дегустации тот максимум ароматов, на который он только способен.

Рис. 18

Примеры накрывающих элементов, которые вы можете встретить во время профессиональной дегустации элитного крепкого алкоголя, в частности виски

Дегустационная порция. В случае с крепким алкоголем она будет оправданно небольшой – всего 15–30 мл. Для дегустации крепкого напитка такого объема вполне достаточно, потому что с ним мы не сёрбаем и часто его не сплевываем, а делаем совсем небольшой глоток и раскатываем во рту эту каплю напитка. При подобной дегустационной технике большой расход продукта при розливе напитка по бокалам просто не имеет смысла.

Отсутствие на столах плевательниц. На дегустациях крепкого алкоголя с рассадкой они часто в силу озвученных выше особенностей дегустационной техники будут не нужны. Так же они будут не нужны и потому, что на таких дегустациях один бокал подо все дегустационные образцы практически никогда не выдается, и каждый раз освобождать свой единственный бокал, чтобы получить следующий дегустационный образец, вам не придется. По окончании мероприятия просто встаньте из-за стола, оставив свой ряд из бокалов с содержимым на столешнице, и за вами все любезно уберут. Самостоятельно ничего никуда носить сливать ни в какие раковины не нужно, если только вас сугубо об этом не попросили.

Такая просьба бывает, когда специалист проводит утренний мастер-класс для менеджеров крупных алкогольных компаний прямо у них в офисе в девять утра до начала рабочего дня. Тогда сотрудники обычно, отпуская шутки по поводу того, какая у них веселая работа, очень лояльны. Просьба к ним со стороны ведущего по окончании мастер-класса вылить за собой остатки алкоголя из своих бокалов в раковины уборных и вернуть их в сполоснутом виде привезшим их помощникам специалиста выглядит оправданной и воспринимается людьми абсолютно нормально – все рады помочь. Ведь дегустатор приезжает на чужую территорию читать лекцию с дегустацией алкоголя в стесненных для себя обстоятельствах, когда люди слушают, дегустируют и ведут свои заметки в опен спейс прямо на своих рабочих местах. Хозяйничать и распоряжаться в гостях, самостоятельно организуя освобождение, полноценную мойку, сушку и складывание в коробку бокалов, было бы по меньшей мере странным. Приехавший со своей командой помощников специалист, разумеется, не знает расположения подсобных помещений компании и адекватных распоряжений по сворачиванию мероприятия дать по понятным причинам просто не может.

В остальных случаях, когда вас пригласили участвовать в дегустации крепкого алкоголя на нейтральную территорию и там нет плевательниц в данном случае для слива дегустационных остатков, не удивляйтесь – это этикетная норма.

Дегустация 56-96-градусных напитков. С этой радостью всея Руси вы чаще встретитесь, очевидно, на дегустациях купажированных виски – реже на дегустациях солодовых (но тоже возможно).

Купажированный виски (или бленд) – это сборка отличающихся по технологии производства спиртов. Производители блендов любят показывать отдельные части своих купажей на разных этапах их производственного процесса: сразу после выгонки спирта на уровне ~ 70–96 ABV (то есть alcohol by volume, по-русски говоря, «оборотов»), после разведения его водой при закладке в бочки на уровне ~ 56 ABV, через несколько лет после жизни в бочке на уровне ~ 48 ABV и так далее.

Нужно понимать, что разведение выдержанного крепкого напитка до известных среднестатистических сорока градусов происходит уже непосредственно ближе к делу – ближе к соитию воедино со спиртами из других бочек и перед непосредственным розливом в бутылки. А до разбавления водой спирты живут в бочках на более высоких градусах.

При производстве бленда используется закон приготовления качественного коктейля. Он гласит, что помимо умения мастера найти баланс всех ингредиентов залогом успеха удачного микса являются, прежде всего, сами эти качественные ингредиенты как таковые. Из подгнившей клубники качественная клубничная Маргарита не получится, с чем бы еще ее бармен не соединял.

Так же обстоит дело и с блендами вообще и в частности с виски. Все входящие в состав купажа спирты должны быть изначально идеальны сами по себе в своем качестве. Именно поэтому производители блендов и любят давать гостям дегустации пробовать эти спирты по отдельности в целях демонстрации того, что? внутри их конечного продукта. Оттого, с точки зрения обучения, профессиональные дегустации именно купажированных виски бывают очень информативными и чрезвычайно интересными, и вот откуда берутся эти высокоградусные образцы на таких дегустациях.

Отсутствие на столах закуски или ее специфичность. Обычно на профессиональной дегустации крепкого алкоголя не будет ничего, кроме воды, – даже хлеба. Либо закуска будет не типичная, и вас уже в конце дегустации призовут попробовать интересные продуктовые пары: виски с сухофруктами, виски с шоколадом и так далее.

Это связано даже не с тем, что на дегустациях крепкого алкоголя этап носа – ключевой, и количество попавшего внутрь алкоголя, если его не пить, а действительно правильно дегустировать, даже с учетом высокой градусности напитков мизе?рно. Ведь вы действительно берете в рот буквально каплю – в данном случае этого вполне достаточно, чтобы оценить вкус.

Здесь речь идет больше о традиции. Хотя крепкий алкоголь сейчас выступает в новых гастрономических ипостасях, он оттого не перестает оставаться традиционным дижестивом, не требующим к себе обилия закусок. Во всяком случае, с вином его по части просящегося на стол разнообразия еды не сравнить. Поэтому и на классических профессиональных дегустациях крепкого алкоголя закусок часто не бывает, или они бывают, но по минимуму.

Присутствие на столах реквизита. Это одна из ключевых особенностей дегустации выдержанного элитного алкоголя, особенно виски – крепкоалкогольного короля. Если на дегустации с вином на столах будет только то, что было описано подробно в первой главе, то на дегустации с виски, что называется, держитесь.

Самым частым реквизитом здесь будут деревянные плашки. Это кусочки планок бочек, в которых зреют спирты. Обычно это пара плашек. Одна из красного европейского дуба Quercus Robur менее пористой текстуры, слегка обугленная с одной, внутренней, стороны, – так ведущие дегустаций демонстрируют технику обжига, которая чаще применяется для бочек европейского происхождения и дает обожженные бочки (toasted casks).

Другая из белого американского дуба Quercus Alba более пористой текстуры, иногда обработанная огнем настолько сильно, что ее внутренняя сторона по рисунку похожа на кожу крокодила. С помощью этой плашки показывается техника обжига, дающая прожаренные бочки (charred barrels), а описанная крайняя степень прожарки так и зовется – «аллигатор» (alligator). Но и это еще не все…

В коньяке все бочки по закону одного, европейского, происхождения, и различаются они, кроме размера, только степенью обжига и износа. Износ обычно маркируется буквами от «А» до «E», где «А» – это новая, свежая бочка, а «E» – старая, выдержка спиртов в которой по степени силы воздействия на содержимое приближается к выдержке в квеври или в нейтральной емкости из нержавеющей стали.

В свою очередь бочки, особенно для шотландских виски, могут мало того что происходить из разных точек мира, но еще и содержать в себе – до того, как туда попадут шотландские спирты – другие алкогольные напитки. Так, выдержка отдельных частей виски или «финиш», то есть «довыдержка» собранного в единое целое продукта, может проходить в бочках из-под уже упомянутых американского бурбона и испанского хереса, а также из-под карибского рома, португальского портвейна, бордоского сотерна, английского стаута…

Это просто творческий взрыв. Достаточно ознакомиться с полной продуктовой линейкой одного только The Glenrothes, чтобы в целом понять, насколько разнообразным может быть бочковой инструментарий производителей для создания интереснейших сортов виски. Поэтому помимо двух описанных выше базовых плашек вашему вниманию могут быть представлены и плашки от бочек из-под различных спиртных напитков мира, которые будут отличаться по цвету (например, плашки от бочек из-под красных вин, логично, будут с одной стороны всегда красные) и зачастую иметь завораживающий аромат.

Помимо образцов дубовых бочек вам могут дать подержать-покрутить в руках кусочки торфа и угля – двух классических типов сырья для сушки солода, в результате разницы в применении которых получаются, соответственно, более дымные или более фруктовые сорта виски.

Наконец, частым реквизитом на дегустациях виски будет ячменное зерно в непророщенном и пророщенном виде – чтобы наглядно показать вам их принципиально важную для производства виски разницу.

Все вышеперечисленные портативные реквизиты дегустатора от виски – это среднестатистический набор специалиста, которого может и не быть вовсе, а может быть и это все, и дополнительно что-то еще сверх этого.

Помню, как во время роуд-шоу с виски по всем крупным городам нашей необъятной Родины меня (как и моих коллег по всему миру) регулярно вызывали обратно на предполетный досмотр, заставляя распаковывать чемоданы с целью дополнительного осмотра их подозрительного содержимого. Ведь все это хозяйство, включая даже 56-96-градусные спирты в маленьких бутылочках, мы возили с собой. Часто приходилось объяснять, что кусочки торфа – это демонстрационный материал, а не гашишные плюшки. Сейчас звучит смешно. Но тогда, когда был риск, что меня снимут с рейса и под белы рученьки отведут туда, где всех держат до выяснения новых обстоятельств, а мои командировочные гастроли с виски закончатся, даже не начавшись, мне, право, было не до смеха.

В подавляющем большинстве случаев на дегустациях крепкого алкоголя с рассадкой – так же, как и на таких же дегустациях вина – анализируются примерно от 3 до 8 образцов. И прежде чем перейти непосредственно к винному этикету подобных мероприятий, рассмотрим те форматы, в которых они могут проходить.

Различают следующие основные виды профессиональной дегустации крепкого алкоголя с рассадкой:

Вертикальная дегустация – применительно к крепкому алкоголю в «винном смысле» проводится редко. В отличие от вина, где чаще всего в бутылку идет урожай одного года (определенные типы шампанского, портвейна, хереса и тому подобных напитков здесь, разумеется, не в счет), в бутылку крепкого напитка скрупулёзно собираются продукты дистилляции разных лет.

Исключением среди известных крепких алкогольных напитков будет по большому счету только арманьяк, на этикетке которого вы довольно часто встретите указание года производства. В подавляющем же большинстве случаев на этикетках будут аббревиатуры вроде VS, VSOP, XO или маркировка 12 YO, 16 YO, 30 YO и так далее. Все это – законодательные маркировки возраста самого молодого, с точки зрения выдержки в бочке, спирта, входящего в состав конкретной бутылки.

Так вот вертикальными в смысле крепкого алкоголя будут в основном не миллезимные дегустации, а дегустации вот этих возрастных категорий. Но тоже по возрастанию – от младших категорий к старшим.

Горизонтальная дегустация – здесь речь может идти о дегустации разных брендов в одном возрасте. Например, сравниваются только односолодовые сорта от разных брендов виски – The Glenfiddich 18 YO, The Macallan 18 YO и Springbank 18 YO. Или это может быть дегустация разных брендов в одном возрасте, сделанных разными технологиями, но принадлежащих одной компании. Например, компания Pernod Ricard в обучающих целях может провести дегустацию принадлежащих компании брендов Chivas 12 YO и The Glenlivet 12 YO, чтобы показать разницу между купажированным и односолодовым виски. По сути это дегустация и сравнительная, но также и горизонтальная, потому что правило сравнивать яблоко с яблоками, в данном случае виски в одной возрастной категории, соблюдено.

Моносортовая дегустация – это дегустация крепкого алкоголя одной категории, сделанного с помощью одинаковой технологии. В этом смысле дегустация односолодовых сортов The Glenfiddich 18 YO, The Macallan 18 YO и Springbank 18 YO является моносортовой, дегустация Chivas 12 YO и The Glenlivet 12 YO – уже нет, потому что первый виски является купажированным, а второй – односолодовым.

Монобрендовая дегустация – из названия и по аналогии с вином понятно, что это дегустация одного бренда. В случае с крепким алкоголем монобрендовая дегустация часто совпадает с вертикальной, когда дегустируется вся линейка от начала и до того конца, которую себе может позволить производитель. Если брать коньяк, то большинство коньячных домов остановятся на трех позициях, давая на пробу VS, VSOP и XO. Это вполне оправданно, так как этих трех позиций вполне достаточно, чтобы в целом понять стиль коньячного дома.

Но бывают и исключения. «Большая четверка» региона Коньяк – Hennessy, Martell, Courvoisier и Remy Martin – может себе позволить на своих приемах делать коктейли для welcome на основе VS, далее ужин с VSOP, XO, а на дижестив предлагать свои самые дорогие позиции.