banner banner banner
Этикет под градусом. Все, что вы хотели знать о винном этикете
Этикет под градусом. Все, что вы хотели знать о винном этикете
Оценить:
 Рейтинг: 0

Этикет под градусом. Все, что вы хотели знать о винном этикете

Верхом неприличия в некоторых ситуациях будут частые походы в уборную. Только вообразите, что у вас завязался разговор с интересной группой экспертов или грамотных конечных потребителей, которые взяли вас под крыло и стали водить по стендам, консультируя бесплатно, что и где стоит попробовать. И тут вы – со своими отлучками… Подождите с большой водой до дома, иначе на винной дегустации вы упустите маленькие радости ценного общения.

На профессиональных дегустациях без рассадки общайтесь с представителями хозяйств правильно

Наблюдая за тем, как некоторые наши люди разговаривают с представителями винных хозяйств на дегустациях без рассадки, я регулярно вспоминаю стихотворение остроумного российского поэта Игоря Губермана:

Я вижу объяснение простое
Того, что ты настолько лучезарен:
Тебя, наверно, мать рожала стоя,
И был немного пол тобой ударен.

Когда я вижу, как люди подходят к работнику винного стенда без улыбки и, не здороваясь и почти не замечая человека, просят его налить им дегустационный образец без «пожалуйста», а после не говорят «благодарю», я еле сдерживаю в себе этикетную фурию, чтобы не начать читать таким людским образцам основы этикетного поведения на месте.

Базовое умение постоянно говорить волшебные слова «спасибо» и «пожалуйста» преподается нам с малолетства. Но слушатели моих лекций по этикету часто бывают шокированы, когда я прошу их сделать простое упражнение: понаблюдать за собой, как часто в течение дня они теряют эти важные слова при своих просьбах и получении желаемого.

Причины, по которым многие во взрослом возрасте утрачивают полученные в детстве навыки – в том числе навыки элементарной вежливости, – смог объяснить с биологической точки зрения профессор Савельев. Только я не пойму, почему эти навыки не утрачиваются представителями западной цивилизации и такая амнезия вежливости чаще встречается именно у нас?

Важно понимать, что на винной дегустации без рассадки перед вами может стоять не просто случайный человек, нанятый разливать вино на стенде, а иностранный представитель или, что нередко, сам владелец винного хозяйства.

Но кто бы на винном стенде не находился, вежливым и доброжелательным необходимо быть в равной степени абсолютно ко всем и всегда: улыбка и фразы «налейте, пожалуйста, вино…» и «благодарю Вас» должны сопровождать каждый сервируемый вам дегустационный образец.

Специфической особенностью винных дегустаций без рассадки является то, что говорить с иностранным представителем хозяйства на его родном или международном, понятном вам обоим языке, допускается. В данном случае вы задаете свои личные, интересующие только вас вопросы тет-а-тет. Ваше знание иностранного языка сослужит здесь добрую этикетную службу тем, что поможет работающему на стенде переводчику или передохнуть, пока хозяин занят с вами, или взять общение с другими посетителями стенда на себя.

При выстраивании линии поведения на подобных дегустациях необходимо помнить и про социальную ответственность: от местной винной публики страны, принимающей иностранные хозяйства, будет зависеть имидж всей этой страны в целом в рассказах владельцев хозяйств, когда они вернутся к себе на родину. Каждый абориген при общении с представителем иного государства обязан вести себя достойно, чтобы не позорить ни свою страну, ни живущих в ней сограждан.

Так, никогда не говорите представителю хозяйства по своей инициативе, что вино с его или ее стенда вам не понравилось.

Честно говоря, если вы не эксперты уровня Хью Джонсона, то ваше личное мнение никому не интересно, – поверьте мне, человеку, который годами слушал рассказы винной криптоэлиты о винных рассуждениях дилетантов и, чего уж скрывать, сам не раз подливал в этот остроязыкий огонь своего особо ядовитого маслица.

Но если именно вас все-таки спросят, что вы думаете, а вино действительно посредственное, то, чтобы не лицемерить, прикиньтесь англичанином. Иными словами, найдите вежливые обтекаемые формулировки, оставив горькую правду для себя. Честный комментарий здесь будет уместным только из уст профессионала, который сможет дать вдумчивую конструктивную обратную связь очень грамотно и деликатно, оценив «низкую кислотность», «слабое тело» и тому подобные шероховатости вина объективно и с умом.

Если же вы не эксперт, самым правильным будет сказать об этом и потом в силу этого либо уважительно отказаться от собственных оценок, либо, если решились на обратную связь, через каждое слово вставлять «мне кажется», «я думаю» и так далее.

В таких ситуациях хорошо бы еще знать, что лидеры – неважно, лидеры ли это от вина или по жизни – никогда сами не будут никого спрашивать, нравятся ли они или то, что они делают, кому-то или нет. Задавать подобные вопросы – это заведомо расписываться в своей неуверенности и демонстрировать местечковость сознания.

Поэтому, если не хотите терять очки в глазах других, и сами по жизни никого неблизкого о том, что о вас думают, не спрашивайте. И если вас в частности – при том, что вы не эксперт – кто-то из производителей вина будет спрашивать, что вы о его продукции думаете, имейте в виду, что уже в этом вопросе и заложен ответ. Если такой вопрос задан – то вино слабое.

Представители Opus One, Penfolds и тому подобных икон от вина в жизни так вопрос не поставят – они даже без экспертных оценок и рейтингов в курсе, кто они и что делают, и ни чужие мнения, ни дифирамбы им абсолютно не нужны.

Также никогда не следует «приседать на уши», занимая много времени у одного работника винного стенда.

Если у вас масса возникших в ходе дегустации вопросов по теории вина, распределите нагрузку: не задавайте с десяток вопросов в одном месте, а задавайте один-два то тут, то там.

При возникшей между вами и работником стенда симпатии, не начинайте фамильярничать и брататься с человеком, обнимая обескураженного таким поведением иностранца и хлопая его по плечу.

Этот совет особенно важно помнить мужчинам «теплых» или не возражающих против тактильных контактов культур, например, в целом латиноамериканцам, в России русским и индийцам (Ближний Восток в алкогольном контексте не в счет).

Нужно помнить о понятии «личного пространства», размер которого у представителей разных культур свой. Поэтому общайтесь со всеми на расстоянии вытянутой руки и старайтесь на протяжении всего разговора не подходить ближе, удерживая эту дистанцию.

Уникальное свойство алкоголя состоит в том, что он автоматически сближает души, а вслед за ними и физические тела людей, тем более, если вы чисто по-человечески понравились друг другу или просто красивы.

Но сближающий фактор алкоголя совершенно не означает, что можно себе позволять трогать едва знакомого человека, тем более женщину, без испрошенного на то разрешения и тем более его/ее обнимать или хлопать по спине, таким образом буквально садясь ему/ей на голову. Культура – это система табу. Будьте культурными.

Даже будучи экспертом, не делайте о вине безапелляционных заявлений

Мир вина, как и мир в целом, тоже изменчив, в нем происходят свои «скандалы, интриги, расследования». Изучение вина идет вперед, и нам открываются все новые и новые неизвестные. То, что казалось непреложной истиной еще вчера, может оказаться полной профанацией завтра.

Например, еще буквально несколько лет назад учащимся винных школ преподавалось, что наш язык поделен на зоны и каждая воспринимает только отдельный вкус – кислый, сладкий, горький, соленый. Потом появился пятый вкус – умами. И, наконец, журналист Бьянка Боскер, проведя свое расследование, в книге «Винный сноб» сделала вывод, что зонирование языка с точки зрения восприятия им вкусов – это ошибка. А о том, что существуют люди с произвольной географической картой мира на собственном языке и их вкусовые рецепторы теоретически могут мигрировать, как дрейфующие льды, вообще никто не то что бы не говорил, но даже и не знал.

Другой пример можно привести из области шампанского. Раньше все сомелье повторяли книжные заклинания, что вдове Клико мы обязаны жиропалетами, шампанскому дому Jacquesson & Fils – удерживающей пробку металлической проволокой мюзле?, из которой некоторые сегодня крутят разные фигурки, а монаху-бенедиктинцу Пьеру Периньону и вовсе – изобретением самого шампанского как игристого типа напитка. Но вот глава шампанского дома Taittinger Пьер-Эммануэль Татанже? дает в 2019 году интервью британскому журналу Decanter о том, что шампанское, хоть и по ошибке, изобрели все-таки англичане, и все профессионалы винной индустрии со своими ранними уверенными заявлениями об изобретении шампанского французским монахом оказываются, сами понимаете, где…

Встает важный, с точки зрения винного этикета, вопрос: как в таком мире заботиться о своем имидже, если даже Мюллеру уже больше нельзя верить?[10 - Отсылка к цитате актера Леонида Броневого, герой которого в советском черно-белом фильме «Семнадцать мгновений весны» в диалоге со Штирлицем говорит ставшую крылатой фразу: «Верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне – можно».] Я в данном случае даю две рекомендации.

Для начала никогда ничего не произносите безапелляционно и никому ничего не доказывайте с пеной у рта. Всегда вставляйте в начале своих размеренных по темпу тезисов обороты «сегодня, на мой взгляд,…», «мне представляется, что на сегодняшний день…» и тому подобные реплики.

Так вы будете разумно смягчать формулировки и вежливо давать оппоненту возможность ответить вам в разговоре так же, настраивая его на деликатный лад. Даже если со временем ваша точка зрения изменится, то вы все равно будете выглядеть достойно. Ведь как говорил тонкий политик и просто воспитанный человек Жак Ширак, если свободно перефразировать одну из его цитат, «своего мнения за всю жизнь не меняют только совсем недалекие люди». Менять точку зрения в зависимости от новых фактов жизни и ее обстоятельств – норма. Главное – и сначала, и потом с аристократическим спокойствием допускать саму возможность подобных метаморфоз даже – и, пожалуй, прежде всего – в своей речи. Тогда вас никто не поймает на якобы лжи и вам вместе со сменой точки зрения не придется менять и все свое окружение.

Еще один мой совет в данном контексте: ссылайтесь в речи на достоверные и зарекомендовавшие себя источники. Такой подход к построению реплик о вине сделает вас в глазах винного сообщества, да и вообще вашего окружения в целом если не экспертом, то по крайней мере просто вменяемым человеком, который читает серьезную литературу и не склонен к огульным заявлениям.

Винные дегустации без рассадки с их броуновским движением от стенда к стенду профессиональных дегустаторов и не очень будут преподносить вам возможности общения с разными людьми на разные винные темы так часто, как, пожалуй, больше нигде. Пользуясь данными советами, вы позаботитесь о своем имидже и, даже если еще вообще ничего в вине не понимаете, никогда там не поймаете на себе косые взгляды.

Будучи новичком в вине, на профессиональных дегустациях без рассадки ретируйтесь от «похмелье?»

Так, «похмелье?», интеллектуальная элита российского алкогольного рынка в шутку зовет тот тип сомелье, которые, мягко говоря, недоучились. Часто это относительно молодые мужчины с видом как «после вчерашнего», которое у них случается из-за специфики работы в ресторане почти каждый день. Они любят ходить по винным дегустациям без рассадки в силу неограниченного количества винных образцов, иногда просто чтобы рутинно опохмелиться, и ведут там кажущиеся им умными беседы.

Нужно уметь отличать таких людей в толпе и выбирать с ними правильную линию этикетного поведения с самого начала, понимая их психологию. А психология эта – психология в гоголевском смысле маленького человека. Если вы забыли об этой вечной социальной проблеме, которую ставила перед нами школьная программа, имеет смысл под бокал сотерна или токая, чтобы не было горько от содержимого произведения, перечитать рассказ «Шинель».

Похмелье? кажется, что если вчера они обслуживали столик с теми, у кого Constantin Vacheron на руках, то сегодня они такие же, как и те, кому они сервировали Mouton Rothschild, потому что им перепала его капля во время предварительной дегустации вина перед подачей. От этих капель похмелье? со временем забываются и забывают, что даже при регулярном употреблении первых крю Бордо в мизерной дозе они никак не поднимаются по лестнице современной социальной иерархии. Да, «le secret des grandes fortunes sans cause apparente est un crime oublie, parce qu’il а ete proprement fait…»[11 - «За большим состоянием, которому вы не можете найти объяснение, кроется столь искусно совершенное преступление, что раскрыть его не в силах никто». Оноре де Бальзак. «Отец Горио».]. Однако даже при таких реалиях жизни лучше «знать свой шесток» просто хотя бы для того, чтобы не выглядеть со стороны жалко.

Поэтому особенно начинающих дегустаторов я призываю быть внимательными на дегустациях без рассадки и не попадать в похмельешные сети. Ведь у похмелье? при отсутствии в достаточном объеме знаний о вине есть мания величия понятной этимологии, реализуют которую они как раз на винных выставках крупного масштаба. Там легко спрятаться от винных коллег в толпе и поймать свою минуту славы.

Обычно похмелье? стоят в центре небольшой группы дам с утиными губами, непрестанно мутузя вино о бокал, и с высокомерным видом рассуждают о том, что вино «питкое» (упрощающий дегустационное дело термин, употребление которого не приветствуется); «минеральное» (квазипрофессиональный и неоднозначный даже для самой винной индустрии термин, потому что минералы, строго говоря, не пахнут, и, следовательно, лучше уточнять, что именно вы уловили в бокале – аромат мокрого мела, жженого кремния или чего-то еще); и что для производства хорошего вина «лоза должна страдать».

Последний тезис вырван из контекста высказываний отца биодинамики Николя Жоли из Долины Луары, с которым мне много лет назад посчастливилось иметь продолжительный разговор при личной встрече. Во время него этот гениальный француз поставил мне понимание вина так, как гениальные российские тренеры уровня Алексея Мишина или Этери Тутберидзе ставят своим подопечным фигуристам их технику катания. И правда здесь состоит в том, что «лоза должна страдать, но несильно».

Возьмите человека: если у него от рождения есть все, то часто он пускается во все тяжкие с тем же алкоголем и наркотиками, пополняя уродливые ряды золотой молодежи. Напротив, если даже способному ребенку, рожденному в бедной неблагополучной семье, не создать должные условия, он раньше времени опять же сопьется или как минимум не раскроет свой талант. И только тех, у кого был изначально неплохой старт и кто дальше решил развиваться уже самостоятельно, имея к этому развитию способности и проходя через грамотный тюнинг собственных родителей, а также нанятых ими наставников, ожидает и заслуженный успех, и реальная красота жизни.

Лоза что человек. Аналогично, если ее высадить на плодородную почву, она даст буйство кроны и мелкий неинтересный плод, то есть будет занята своей внешностью, а не тем, для чего она, прежде всего, была создана природой. Если же ей «выкручивать руки» и не давать должной заботы, она просто погибнет. И только если ее высадить на относительно бедную почву, которую она, тем не менее, сможет пробить своей корневой системой в поисках воды на несколько метров, а крону ей будут правильным образом формировать и лишние грозди во время так называемого «зеленого сбора» обрезать, вот тогда она всю свою мощь пустит в оставленные заботливым виноградарем ягоды, и вы с нее получите такое вино, которое и выходит только у великих хозяйств по всему миру.

До какой степени понимают эти вещи похмелье?, если обрывают принципиальный конец цитаты, которую они даже, может быть, полностью и не знают и не имеют понятия, кому она принадлежит, судить трудно. И судить не нам. Нам важно только по одутловатому внешнему виду, высокомерному тону и вот по этим оборванным фразам как показателям некомпетентности максимально быстро их определить среди тех, кто почему-то настойчиво начал, как говориться, «присаживаться на уши». И затем грамотно ретироваться под предлогом необходимости сделать срочный звонок, благо, что на крупных винных выставках отойти в сторону поговорить по телефону не возбраняется: там обычно гулко, и вы своим разговором никому не помешаете.

Если вы вовремя не сориентируетесь, что перед вами тот самый недосомелье, вы не только потратите свое драгоценные время, но и обзаведетесь сомнительного качества терминами и знаниями, потом заражая ими уже свое окружение, и так, сами того не желая, будете способствовать дальнейшему распространению мифов о вине.

Будьте бдительны и уходите от общения с такими людьми вежливо и вовремя еще и потому, что их заносчивость под алкогольными парами может дать вам ложное представление о профессии сомелье в целом, а среди сомелье в России адекватных профессионалов тоже достаточно.

Не уйдя сразу, вы потом будете вынуждены проявить качества в диапазоне от твердости до грубости, чтобы просто отвязаться от винного «специалиста» такого сорта и куда-нибудь уже от него деться. Но деться хоть в и большом, но все же замкнутом пространстве окончательно не получится: вы будете сталкиваться с ними через каждый винный ряд, и настроение оттого будет окончательно испорчено. Вспоминая свой личный опыт, я, право, даже, не знаю, кто был несносней – дядюшки Тео или все-таки похмелье?…

Времена, когда можно было зарабатывать на вине деньги и состояться в профессии сомелье, нахватавшись знаний о нем только по верхам, прошли. Тем, кто, читая сейчас эти строки, узнал в приведенном описании себя, остается только посоветовать взять на заметку, что навязчивое высокомерное подвыпившее поведение мешает другим пришедшим на дегустацию людям, и потому этикетом не приветствуется.

Будучи дилетантом в вине, на профессиональных дегустациях без рассадки следите за своей винной лексикой