Книга Новая хронология Древнего мира. Книга 3 - читать онлайн бесплатно, автор Игорь Иванович Палеев. Cтраница 8
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Новая хронология Древнего мира. Книга 3
Новая хронология Древнего мира. Книга 3
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Новая хронология Древнего мира. Книга 3

На основании данных этого списка выстраивается почти непрерывный ряд царей от первого царя Аккада Саргона Древнего и вплоть до последнего правителя Первой Вавилонской династии (Самсу-дитаны). Правление этих царей охватывает более чем 700-летний промежуток истории и оканчивается падением Вавилона и I Вавилонской династии и началом эпохи так называемых «темных веков», который длиться вплоть до 747 г. до н.э. с которого, как считается, ведет свой отсчет Канон Птолемея. Скудность источников эпохи «темных веков» и полная неопределенность датировок делает невозможным достоверную привязку этого 700-летнего отрезка истории к уже «установленной» традиционными историками хронологии. Для построения правильной хронологии месопотамской истории этой эпохи существенную помощь могла бы оказать привязка месопотамских династий к уже выстроенной хронологии Египта. Однако документов, позволяющих это сделать, до сих пор не обнаружено.

В рамках традиционной истории для датировки этого 700-летнего отрезка месопотамской истории было предложено опереться на астрономические наблюдения гелиакального восхода Венеры в правление предпоследнего царя Первой Вавилонской династии Амми-цадуки: «Важное место в основании вавилонской хронологии занимает запись о наблюдении первого в году восхода Венеры над горизонтом (так называемый гелиакальный восход планеты). Имеется клинописная табличка, найденная среди архива Ашшурбанипала, содержание которой – наблюдения за этим восходом Венеры. Ф. К. Куглер в 1912 году отождествил один из упоминавшихся в ней периодов времени с восьмым годом правления царя Амми-цадуки, возможного правнука царя Хаммурапи. Это отождествление (точнее – предположение) сделало возможным дать вроде бы точную астрономическую дату для правления Хаммурапи (первый год правления которого был на 146 лет ранее первого года правления Амми-цадуки). Поскольку условия такого восхода практически повторяются через фиксированный интервал времени (56 лунных года), то первый год правления этого царя может быть отнесён к разным датам. Появилось несколько конкурирующих теорий…» (sociodinamika.com/hrono/mna07.html).

Таким образом, так как условия гелиакального восхода практически повторяются через каждые 56 лет, то выбор искомой даты лежит целиком на совести историка и зависит от его представления о продолжительности периода «темных веков».

Так первой предложенной датой для начала правления Амми-цадуки стал 1702 год до Р. Х. и, соответственно, 1651 год до Р. Х. для времени падения Первой Вавилонской династии. Эти даты стали основой для «длинной» хронологии Месопотамии.

Чуть позже эти даты были пересмотрены в сторону уменьшения. Для первого года правления Амми-цадуки был принят 1646 год до Р. Х. (минус 56 лет), а для падения династии – 1595 год до Р. Х. Эти даты стали основой для «средней» хронологии и в настоящее время они указаны в большинстве источников.

В последнее время в ряде англоязычных источников стала использоваться «короткая» хронология (для отсчета используется 1582 и 1531 гг. до Р. Х.) и даже, с 1998 года, «ультракороткая» хронология (1550 и 1499 гг. до Р. Х.).

Разброс датировок между «длинной» и «ультракороткой» хронологиями – более 150 лет! И споры вокруг этих дат продолжаются.

Критики хронологии, основанной на «Шумерских царских списках», пишут следующее: «Еще сложнее ситуация со списком царей, составленным шумерийскими жрецами. Л. Вулли пишет: «Это был своего рода костяк истории, похожий на наши хронологические таблицы… Но, к сожалению, толку от такого списка было немного… Хронология списка царей в целом явно бессмысленна… Последовательность династий была установлена произвольно». Громадная древность, приписываемая сегодня этим спискам, противоречит археологическим данным. Приведем лишь один яркий пример. Л. Вулли сообщает о серии находок золотых туалетных принадлежностей при раскопках царских гробниц в Месопотамии. «Один из ЛУЧШИХ экспертов заявил, что это вещи арабской работы XIII века н.э.». Скепсис Л. Вулли, к сожалению, не столь масштабен, чтобы даже лучший эксперт помог ученому прозреть. Гипноз традиционной хронологии сильнее очевидности, и он снисходительно комментирует: «И порицать его за такую ошибку нельзя, ведь никто не подозревал, что столь высокое искусство могло существовать в III тысячелетии до нашей эры!» …» [50].

ВЫВОДЫ:

1. Месопотамская хронология условна и, в целом, выстроена путем натяжек и гипотетических предположений.

2. Так как на основании «Шумерского царского списка» выстраивается непрерывный ряд царей от Саргона Древнего и до Самсу-дитаны, то и мы можем попытаться обнаружить этот непрерывный ряд царей в Средние века.

2

Раннединастический период

«В конце III тысячелетия до н.э. шумеры создали род примитивной истории – «Царский список», перечень царей, якобы поочередно и последовательно от начала мира правивших в разных городах Месопотамии. Цари, правившие подряд в одном и том же городе, условно составляли одну «династию». Если отбросить вовсе фантастические династии «Царского списка», правившие «до потопа», то начало правления I Кишской династии (2750 – 2700 гг. до н.э. по «средней» хронологии) – первой «после потопа» – приблизительно будет соответствовать началу Раннединастического периода по археологической периодизации. В конце концов Киш вынужден был подчиниться Гильгамешу урукскому, принадлежавшему, согласно «Царскому списку», к I династии Урука (2700 – 2500 гг. до н.э.). С Гильгамеша начинается второй этап Раннединастического периода. К середине III тысячелетия до н.э. наряду с военными и культовыми вождями (лугалями, энами и энси), находившимися в полной политической зависимости от советов старейшин своих номов, четко наметилась новая фигура – лугаль-гегемон. С I династии Ура (2600 – 2450 гг. до н.э.), сменившей I династию соседнего Урука, начинается последняя стадия Раннединастического периода. Позднейшие из царей этой династии переселились из Ура в Урук и образовали II династию Урука (2500 – 2400 гг.). В Умме в это время правил Лугальзагеси (2370 – 2347 гг.), унаследовавший от I династии Ура – II династии Урука власть над всем югом Нижней Месопотамии, кроме Лагаша. Война его с Лагашем длилась несколько лет и окончилась захватом доброй половины его территории и упадком остальной части этого государства. Но затем ему пришлось столкнуться с новым и совершенно неожиданным противником. Это был человек, который в исторической науке условно обозначается как Саргон Древний (ок. 2370 – 2316 гг.)» [28].

3

Аккадская династия (749 – 908)

«В эпоху новокаменного века (неолита) и меднокаменного (энеолита) Месопотамия была уже заселена. Древнейшими известными нам жителями южной части страны были шумеры. Северные их соседи – семитские племена – получили в дальнейшем название аккадцев. Ученые считают началом шумерского проникновения в Южную Месопотамию конец IV тысячелетия до н. э. Города-государства шумеров непрерывно враждовали между собой, главным образом за источники воды. Примерно с середины III тысячелетия до н. э. благодаря обнаруженным позднее спискам царских династий нам становятся известны имена правителей Шумера. Почти одновременно с шумерами в Месопотамии поселились степные кочевники – аккадцы, пришедшие, видимо, из Аравии. Они проникли (вероятно, через Палестину и Сирию) в центральную часть долины Тигра и Евфрата, где вскоре осели и перешли к земледелию. В конце XXIV в. до н. э. города Месопотамии были объединены царем Шаррумкеном (Саргоном), которого часто называют Древним или Аккадским в отличие от одноименных ассирийских царей. Саргон Аккадский был, безусловно, талантливым военачальником и выдающимся государственным деятелем. Ему удалось разбить могучего царя Урука и Уммы – Лугальзагеси, который объединил шумерские города под своей властью. Саргону удалось покорить шумерский юг; в дальнейшем он завоевал Сирию и, возможно, проник далеко на северо-запад, в богатую металлами Каппадокию. На востоке он совершает удачный поход в суровую страну Элам. Главное поселение аккадцы основали на самом севере Южной Месопотамии, НЕДАЛЕКО ОТ теперешнего БАГДАДА. Это был Аккад, по имени которого назывался до возвышения Вавилона весь север Южной Месопотамии. Создав обширную и централизованную аккадско-шумерскую державу, Саргон принял титулы «царя страны, которому Энлиль не давал врага», и «царя четырех стран света». Династия, основанная Саргоном, правила около 140 лет, примерно до 2200 г. до н. э., когда Аккад был разгромлен племенами кутиев, нагрянувшими с востока, с гор Загра. Хотя существование огромной державы, созданной Саргоном, оказалось сравнительно кратковременным, но память о ней сохранилась на протяжении многих веков» [59].

По мнению современных историков, держава Саргона Древнего выглядела так:



В Шумерском царском списке эта династия представлена в следующем виде:




Перевод этих строк Шумерского царского списка выглядит так: «В Агаде Саргон, чьим отцом (?) был садовник, чашеноша Ур-Забы, царя Агаде, построивший Агаде, правил 56 лет в качестве царя; Римуш, сын Саргона, правил 9 лет; Маништушу, старший брат Римуша, сына Саргона, правил 15 лет; Нарамсин, сын Маништушу, правил 56 лет; Шаркалишарри, сын Нарамсина, правил 25 лет. Кто был царем? Кто не был царем? Игиги, царь; Нинум, царь; Ими, царь; Элулу, царь, – четверо из них были царями, (но) правили только 3 года. Дуду правил 21 год; Шулурул, сын Дуду, правил 15 лет. (Всего) одиннадцать царей правили 197 лет. Агаде был повержен, (и) его престол был перенесен в Эрех».

На основании привязки упомянутого выше восхода Венеры к восьмому году правления царя Амми-цадуки, реконструкция хронологии этого периода выглядит следующим образом:



Современные историки пишут следующее: «Месопотамские династии вообще никак не позволяют реконструировать самостоятельный хронологический «скелет» страны. Вся история этого региона с точки зрения хронологии, восстанавливается только в привязке документов к египетской хронологии, а это сразу и резко изменяет сроки тех или иных событий истории Месопотамии при любых переменах в хронологии Египта» [11].

Последовательность царств-гегемонов в Месопотамии выглядит так: династия Саргона (Аккада) – III династия Ура – династия Исина – I Вавилонская династия.

В современной хронологии III династия Ура (около 2115–2006) считается современницей XI династии Египта (около 2133–1991), династия Исина (около 2017–1794) – современница XII династии Египта (около 1991–1786). Исходя из этих датировок, правлении династии Саргона (2334–2154) должно было начаться примерно на 200 лет раньше начала правления в Египте XI династии (2134 – 1991), время правления которой мы датировали 899–1043 гг.

Так как «Саргон Древний идентифицируется как первый человек в истории человечества, который создал империю», мы можем попытаться отождествить династию Саргона с династией Аббасидов, чья «империя» известна под именем Арабского халифата.

Исходя из этого предположения, рассмотрим известные исторические события:

1. ПРАВЛЕНИЕ САРГОНА ДРЕВНЕГО.

– «Лугальзагеси, покорившему почти всю южную часть Нижней Месопотамии (Шумер), пришлось столкнуться с новым и совершенно неожиданным противником. Это был человек, который в исторической науке условно обозначается как Саргон Древний; он происходил из жителей северной части Нижней Месопотамии, говоривших на восточносемитском языке; на этом языке он называл себя Шаррум-кен, что означает «царь – истинен». Как полагают историки, такое прозвание не было его первоначальным именем: он присвоил его, когда объявил себя царем. Позднейшие древневосточные легенды единодушно считали Саргона Древнего человеком очень незнатного происхождения, и нет основания сомневаться в достоверности этой традиции» [28].

Возможная аналогия: «Аббасиды вели свое происхождение от дяди пророка ал-Аббаса из мекканского рода Хашим. Первоначально Аббасиды не играли значительной роли в государственных делах, но праправнуку ал-Аббаса, Мухаммаду ибн Али ибн Абдалле, удалось в начале VIII века заручиться поддержкой нескольких шиитских кланов, которые признали его своим имамом. С этого времени Аббасиды начали тайно готовиться к свержению Омейядов, повсюду рассылая своих агентов. Когда в ноябре 749 г. в руки повстанцев перешла Куфа, собравшиеся здесь военачальники провозгласили Абу-л-Аббаса ибн Мухаммада халифом» [58].

– «Саргон начал, по-видимому, с того, что распространил свою власть на Верхнюю Месопотамию, возможно дойдя до Средиземного моря; затем он в короткий срок завоевал все важнейшие города Нижней Месопотамии, в том числе целиком был завоеван и Лагаш; воины Саргона, уже побывавшие у Средиземного моря, теперь омыли оружие в Персидском заливе. Позже его войска совершали и другие походы – в Малую Азию и в Элам» [28].

Возможная аналогия: «Дела новой династии шли хорошо. В начале 750 г. военные действия переместились к Мосулу («в Верхнюю Месопотамию»), где омейядский халиф Марван II успел собрать большую армию. Сил для борьбы у него было достаточно, но Марван потерпел поражение и бежал. В апреле победителям сдалась омейядская столица Дамаск («дошел до Средиземного моря»). К началу 751 г. власть новой династии была признана повсеместно. Позже (754) его дядя Абдаллах ибн Али во главе большой армии вел в Верхней Сирии («в Малой Азии») войну с византийцами» [58].

– «Саргон не связал свою судьбу с какими бы то ни было вековыми общинными или номовыми традициями; он возвысил почти неизвестный городок Аккаде. До сих пор археологи НЕ МОГУТ ОБНАРУЖИТЬ холма, под которым скрывались бы его развалины, но он сыграл в истории Месопотамии большую роль, и значительно позже Саргона Древнего (2316–2261) вся область северной части Нижней Месопотамии (между Евфратом и Тигром, включая нижнюю часть долины реки Диялы) стала называться Аккадом, а восточносемитский язык с тех пор и в течение последующих двух тысячелетий тоже назывался аккадским» [28].

Возможно: «Ал-Мансуру никогда не нравилась Куфа, так как он не питал доверия к ее жителям. Едва взойдя на престол, он стал подыскивать место для постройки новой резиденции. В конце концов он остановил свой выбор на местности, располагавшейся на западном берегу Тигра, неподалеку от развалин прежней столицы Сасанидов Ктесифона. Именно здесь решено было строить город, который сначала назывался Мансурией, а потом получил наименование Багдада» [58].

– «Саргон Древний идентифицируется как первый человек в истории человечества, который создал империю (в смысле центрального правительства на многонациональной территории)» (en.wikipedia.org/wiki/Sargon_of_Akkad).

Аналогия: «С самого начала своего существования Халифат Аббасидов не был повторением Халифата Омейядов. Прежде всего отличался сам характер власти правящей династии. Если Омейяды воспринимались современниками как вожди бедуинских племен, то Аббасиды мыслились как лидеры всего исламского мира. Ал-Мансур немедленно приступил к важным реформам и постарался создать в Халифате административную систему по типу той, которая существовала в стране при Сасанидах. При новой династии произошел быстрый рост бюрократической системы, при этом власть халифа все более и более обретала черты восточной деспотии…» [58].

– «Различные копии шумерского царского списка отводят Саргону 54, 55 или 56 лет правления. Фостер (1982) утверждал, что прочтение «55 лет», как продолжительность правления Саргона, является искажением первоначального прочтения «37 лет». Недавно обнаруженный древняя копия царского списка указывает, что правление Саргона длилось в течение 40 лет» (en.wikipedia.org/wiki/Sargon_of_Akkad).

Исходя из этих данных, соответствие может выглядеть так:



2. ПРАВЛЕНИЕ РИМУША.

– Преемниками Саргона Древнего стали его сыновья Римуш и Маништушу.

Преемниками аль-Махди стали два его сына – аль-Хади и ар-Рашид: «Из всего множества сыновей халифа аль-Махди только Мусу и его младшего брата Харуна готовили в преемники халифа. После вступления на престол аль-Махди официально провозгласил Мусу своим наследником, а Харуна назначил наследником Мусы» [58].

– «Сведения более позднего времени сообщают о двух восстаниях всей страны в годы старости Саргона. Последнее восстание подавил, уже после смерти Саргона, его младший сын Римуш, захвативший в это время престол отца. Ниппурские надписи сохранили сведения о громадных потерях, которые несли мятежники в битвах с Римушем. В результате побед Римуша единство державы было на несколько десятков лет обеспечено» [19].

Захват престола Римушем: «Отец хотел передать престол старшему ал-Хади (Мусе), но мать искусными интригами постаралась расстроить эти планы и убедила ал-Махди избрать в наследники младшего ар-Рашида (Харуна). В 785 г. под влиянием жены халиф попытался изменить свое завещание в его пользу. В это время Муса был в отсутствии, участвуя в военном походе в Гурган; на послание отца, требовавшего от него отречения, он ответил категорическим отказом. Ал-Махди отправился в путь, чтобы лично переговорить с непокорным сыном, но в дороге внезапно скончался. В момент смерти отца Харун ар-Рашид был наместником Азербайджана и Армении. Он поспешил признать власть брата, присягнул ему сам и привел к присяге свои провинции» [58].

Восстания: «Став халифом, аль-Махди направил Мусу во главе войска в поход против мятежников Гургана, отказавшихся признавать власть халифа. Во время правления самого аль-Хади в Медине началось восстание сторонников Алидов во главе с Хусейном ибн Али. Он изгнал наместника халифа из Медины и принял клятву верности от горожан в Мединской мечети. Узнав об этом, аль-Хади послал в Медину войска, которые вскоре разгромили повстанцев возле Мекки» (ru.wikipedia.org/wiki/Муса_аль-Хади).

– «Римуш пал жертвой дворцового заговора, во главе которого стоял, вероятно, его старший БРАТ Маништусу, который, очевидно, решил теперь, после подавления Римушем восстаний, воспользоваться в качестве старшего сына Саргона своим правом на престол» [19].

Возможная аналогия: «Халиф аль-Хади умер довольно молодым в середине сентября 786 года после одного года и трёх месяцев правления. Причина его смерти достоверно неизвестна. Согласно источникам, халиф некоторое время тяжело болел перед своей кончиной. Есть предположение, что он был отравлен своей матерью Хайзуран, которая, вероятно, сочла для себя более выгодным кандидатом на престол Харуна… Преемником аль-Хади стал его младший БРАТ Харун ар-Рашид» (ru.wikipedia.org/wiki/Муса_аль-Хади).

– «По преданию, Римуша убила знать, закидав его тяжелыми каменными печатями. Правил Римуш 9 лет» (ru.wikipedia.org/wiki/Римуш).

Здесь стоит отметить, что в разных версиях Шумерского царского списка для Римуша указано 7, 9 или даже 15 лет правления.

Если исходить из общепринятой продолжительности его правления (9 лет), то соответствие лучше всего выглядит так:



Однако, как мы показали выше, весь ход событий указывает на то, что Римуш должен соответствовать аль-Хади (июль 785 – сентябрь 786, наследник с 777), т.е. соответствие должно выглядеть так:



3. ПРАВЛЕНИЕ МАНИШТУШУ.

– «Пятнадцатилетнее царствование Маништусу не знало многочисленных войн, и поэтому одна и та же его надпись о победе в Эламе повторялась на нескольких памятниках» [19]. Или: «Все правление царя Маништушу прошло в войнах. Первый поход он совершил против глубинных областей Элама. Другой поход был морской против какой-то страны на берегу Персидского залива» [57].

Возможно: «В последние годы правления Харуна ар-Рашида началось постепенное ослабление Халифата и появились первые признаки грядущих потрясений. Еще в 800 г. обрел фактическую независимость Тунис, в 808 г. в Азербайджане подняла восстание секта хуррамитов. В 806 г. начался мятеж в Хорасане, возглавляемый Рафи ибн Лайсом. Обеспокоенный размахом движения в Средней Азии, ар-Рашид отправил в Мерв войска во главе со своим сыном ал-Мамуном, а сам двинулся следом с главными силами, но успел доехать только до Туса. Здесь халифа настигла скоротечная болезнь, от которой он скончался в марте 809 г.» [58].

– «Царствовал Маништушу недолго и был убит, как и его брат Римуш, своими приближенными» [57]. «Маништушу погиб в результате заговора знати. Правил он 15 лет, но есть также данные о продолжительности его правления в 7 или 9 лет» (ru.wikipedia.org/wiki/Маништушу).

Возможно: «Халиф прибыл в Тус (нынешний Мешхед в Хорасане), но здесь настигла его скоротечная болезнь, которую не мог перенести. Повелитель скончался, имея только 45 лет от роду, 3 Джумада II 193 (24 марта 809), при угнетающем сознании, что его постель окружают шпионы обоих его сыновей, эгоистические происки которых угрожали уже теперь нарушить ежеминутно правильность престолонаследия, а вместе с тем и посягали на государственную безопасность» [48].

Если опираться на общепринятую на данный момент продолжительность правления этих царей, то соответствие может выглядеть так:



4. ПРАВЛЕНИЕ НАРАМ-СУЭНА.

– «Согласно шумерской хронике Нарам-Суэн был сыном Саргона. Ниппурский список называет его сыном Маништушу, что более вероятно. Правил Нарам-Суэн 37 лет и, видимо, погиб в битве с гутиями» (ru.wikipedia.org/wiki/Нарам-Суэн).

О сыновьях ар-Рашида известна следующая информация: «У Харуна ар-Рашида было два взрослых сына: Мухаммад ал-Амин – от его жены Зубайды из знатного арабского хашимидского рода – и Абдаллах ал-Мамун – от персидской наложницы. В 789 г. Харун назначил младшего ал-Амина своим наследником, а в 799 г. объявил старшего ал-Мамуна наследником ал-Амина… В 813 г. ал-Мамун стал единовластным властелином» [58].

Исходя из предполагаемой продолжительности правления Нарам-Сина, соответствие может выглядеть так:



– «Нарам-Суэн (2236–2200 гг. до х.э.) был наиболее могущественным из потомков Саргона, но и ЕГО ЦАРСТВОВАНИЕ НАЧАЛОСЬ с мятежа: граждане древнего Киша избрали правителя из своей среды, и к их восстанию присоединилось множество городов в разных частях обширного государства. Быстрые и решительные действия молодого царя привели его, однако, к победе над восставшими» [28]. «В НАЧАЛЕ СВОЕГО ПРАВЛЕНИЯ Нарам-Суэн в очередной раз должен был подавлять восстание шумеров. Во главе него стоял город Киш, к которому примкнуло еще девять городов, в том числе Ниппур, Умма, Урук и Мари. Все они были взяты в один год» [57].

Аналогия: «В 809 г. ал-Амин без каких либо затруднений принял власть, но не сумел надлежащим образом ею воспользоваться. Среди многих его ошибок и непродуманных поступков наиболее пагубной оказалась ссора с братом ал-Мамуном. В 811 г. его объявили мятежником. Так началась междоусобная война. Небольшая армия ал-Мамуна под командованием эмира Харсамы и перса Тахира нанесла вскоре поражение иракским войскам и стала завоевывать одну западную провинцию за другой. Вскоре началась осада Багдада, продолжавшаяся около года. В одну из сентябрьских ночей 813 г. аль-Амин попытался бежать, но был захвачен в плен Тахиром и умерщвлен» [58]. Или: «Ал-Мамун стал единовластным властелином, однако это не положило конца смуте. Летом 815 г. подняли восстание шииты Южного Ирака. Борьба с ними носила чрезвычайно упорный характер. И хотя верные халифу войска одержали победу, твердость и отвага шиитов произвели на ал-Мамуна сильное впечатление» [58].

– «Затем Нарам-Суэн совершил карательный поход в Сирию, взял и разрушил Эблы. О других завоеваниях аккадцев этого времени сохранились лишь смутные сведения. Во всяком случае при Нарам-Суэне вся Месопотамия и Северная Сирия стали органической частью Аккадского государства» [57]. «И надписи самого Нарамсина и позднейшая традиция сообщают о походе аккадского войска в страну Маган. Можно предположить, что название «Маган» обозначает в данном случае ЕГИПЕТ и что завоевательные походы привели аккадские войска к границе Египта. Возможно, что аккадскому войску действительно удалось одержать победу над каким-нибудь из правителей пограничных областей Египта» [19].

Аналогия: «Гражданская война кончилась, но счастливые времена Харуна ар-Рашида не вернулись. Смуты и мятежи продолжали потрясать то одну, то другую провинцию Халифата. Прежде всего на него сразу свалились две тяжелые войны – против ЕГИПТЯН и против Бабека. Конфликт в Египте начался еще в 812 г., когда здесь высадилось несколько тысяч изгнанников из Испании. В 815 г. они захватили Александрию и укрепились в ней. Изгнать пришельцев из Египта удалось только в 825 г., но к этому времени взялись за оружие местные арабы и копты. Мятежники отразили несколько походов халифских войск. В 832 г. ал-Мамун лично возглавил кампанию в Египте и при помощи талантливого тюркского военачальника Афшина сумел, наконец, восстановить здесь свою власть» [58].