В качестве учителя следует принять того, кто обладает следующими качествами: дисциплина, умиротворённость, невозмутимость, усердие, глубокие знания учений. Качества учителя должны быть превосходными
. Квалифицированный учитель обладает совершенным пониманием Дхармы и способен её доходчиво объяснить. Он полон любви и неустанно дарует учения
.
Из этой цитаты ясно, что в качестве учителей следует принимать лишь тех мастеров, кто сумел взять собственный ум под полный контроль посредством трёх видов практики – дисциплины, концентрации и мудрости
. Такие мастера должны обладать обширными знаниями, обретёнными посредством досконального изучения текстов, входящих в Три корзины (Трипитаку) – винаяпитаку, сутрапитаку и абхидхармапитаку, – которые посвящены ключевым аспектам трёх видов практики. Они должны безошибочно осознавать истинную реальность феноменов и уметь передавать ученикам свой опыт подобного осознавания, пользуясь объяснениями, основанными на содержании аутентичных текстов и логическом обосновании. Такие мастера не стремятся к тому, чтобы им кто-то поклонялся, поскольку их устремлением является исключительно сострадание к живым существам, страдающим в сансаре. Они обладают способностью терпеливо переносить любые трудности и, несмотря ни на что, продолжать даровать учения.
О тех мастерах, кого можно считать истинными учителями, поскольку они в совершенстве освоили путь ваджраяны, в тексте «Пятьдесят строф почитания учителя» сказано:
Невозмутимый, дисциплинированный, знающий,
Терпеливый, непредвзятый, честный,
Владеющий умением использовать мантры и тантры,
Сострадательный, сведущий в текстах,
В совершенстве разобравшийся в десяти принципах,
Владеющий умением рисовать мандалы,
Способный объяснять другим смысл мантр —
Вот такого человека можно считать мастером,
Он обладает совершенной верой и взял под контроль своё чувственное восприятие
.
Мастера ваджраяны тщательно контролируют свои тела и потому сохраняют невозмутимость. Они также контролируют свою речь и придерживаются моральной дисциплины. Они обладают наивысшими мудростью и знаниями. Если им наносят вред, они проявляют великое терпение. Они готовы к любым трудностям. Они медитируют на великой истине. В своих чистых и благородных намерениях по отношению ко всем живым существам они сохраняют равностность. Они не пытаются изворачиваться с целью скрыть свои недостатки или убедить других, что обладают исключительными качествами, – им неведомы хитрость и ложь, а ум находится под контролем. Они искусны в использовании мантр, особых субстанций и лекарств для осуществления активностей умиротворения, возрастания, взятия под контроль и гневного подчинения. Они в совершенстве владеют основными ключевыми аспектами практики тантры. В своём стремлении освободить живых существ от страдания они опираются на великое сострадание, гораздо более сильное, чем сострадание, присущее практикующим колесницу запредельных совершенств[8 - Тиб. phar phyin theg pa – другое название колесницы характеристик, опирающейся на учения сутры. (Далее в тексте перевода будет использоваться более распространённый синоним понятия «запредельные совершенства» – «парамиты». – Прим. пер.)]. (Основной ключевой аспект непревзойдённой колесницы мантраяны – это решимость достичь уровня ваджрадхары в течение текущей жизни, продолжительность которой в наше время упадка очень невелика. Они знают, что практикующие колесницу запредельных совершенств тратят на достижение состояния будды три великие кальпы, а практикующие низшие тантры – шестнадцать или семнадцать жизней, и потому не в состоянии перенести тот факт, что живым существам придётся всё это долгое время испытывать страдания. Именно это стремление привести нас на путь, их великое усердие и неимоверная сила сострадания позволяют этим мастерам испытывать настолько сильную любовь ко всем живым существам.) Они обладают обширными знаниями текстов, в которых объясняются внутренние техники[9 - Тиб. nang rig pa. Здесь этот термин обозначает особый буддийский путь – колесницу ваджраяны.], и хорошо знают десять принципов[10 - Тиб. de nyid bcu: перечислены ниже в цитате из текста Кунги Ньингпо.]. Они умеют рисовать мандалы, используя цветные порошки, и способны доходчиво объяснить путь тайной мантры другим. Они обладают великой верой, уважением и преданностью Великой колеснице в целом и колеснице мантраяны в частности. Они сохраняют моральную дисциплину на уровне тела, речи и ума; они пресекают отвлечения на неподобающие объекты, держа таким образом своё чувственное восприятие под контролем.
В тексте «Тантра сети иллюзорных проявлений» сказано:
Тот, кто невозмутим, дисциплинирован, умён,
Терпелив, непредвзят, честен;
Кто знает, как применять тайные мантры и тантры,
Кто умеет рисовать мандалы;
Кто знает десять принципов;
Кто дарует живым существам освобождение от страха
И бесконечно предан Великой колеснице, —
И есть истинный мастер.
Мастер Кунга Ньингпо описывает десять принципов следующим образом:
Мандалы и наивысшая концентрация,
Символические жесты, движения, позы для медитации сидя
,
Повторение мантры, огненные подношения, подношения божеству,
Активности и растворение —
Вот что называют десятью принципами.
Однако те мастера, кто даёт сущностные наставления, должны обладать ещё более выдающимися качествами. Эти качества перечислены в тексте «Тантра собрания великого совершенства»:
Мастер тайной мантраяны обладает следующими качествами:
Он обладает знаниями, не вовлечён в мирские дела,
Достиг окончательного понимания абсолютной природы,
Не заблуждается о том, что является желанным.
Великий Мастер[11 - Тиб. Slob dpon chen po – широко используемый эпитет Гуру Ринпоче.] сказал:
Основа пути – это мастера ваджраяны:
Поскольку они хранят свои самайи, их поведение остаётся чистым;
Поскольку они слушают учения, они становятся знающими;
Поскольку они размышляют о нём, они обретают понимание;
Поскольку они медитируют, у них появляются знаки потепления, а также качества, возникающие из личного опыта и реализации;
Силой сострадания они заботятся о своих учениках.
Эти качества часто описываются и в других сутрах, тантрах и сущностных наставлениях. Все они сведены в семь сводов качеств Всеведущим царём Дхармы[12 - Всеведущий царь Дхармы (тиб. Kun mkhyen chos kyi rgyal po) – Кункхьен Лонгчен Рабджам (1308–1363).], которые и будут объяснены ниже.
Первый свод качеств:
Владея искусными средствами, безмерным состраданием,
Обладая исполняющим желания сокровищем сутр и тантр,
Они становятся проводниками живых существ.