Так дхарму претворяют в жизнь.
* * *
Существует шесть способов пошатнуть кажущуюся основательность привычных фиксаций:
Убедись, что «объекты» шести чувств обманывают тебя и лишь увеличивают «твое» заблуждение.
Убедись, что обычные планы и действия в конечном счете бессмысленны и лишь увеличивают «твое» заблуждение.
Убедись, что «твои» привычные фиксации обманчивы и лишь увеличивают заблуждение.
Убедись, что восхваления, хорошая репутация и чествование лишь увеличивают заблуждение.
Убедись, что непредсказуемая природа «друзей» и «врагов» лишь увеличивает заблуждение.
Когда поймешь, что на самом деле ничто не существует само по себе, «твое» заблуждающееся восприятие и фиксации будут устранены.
* * *
Шесть указателей на то, как не упустить шанс обрести состояние свободы:
Даже если ты богат, в конечном счете это бессмысленно и лишь вводит в заблуждение, посему предайся духовной практике.
Даже если слушаешь учения, можешь заблудиться в словах, посему предайся духовной практике.
Даже если понимаешь [услышанное], это может оказаться поверхностным пониманием, посему предайся духовной практике.
Даже если размышляешь, это может приводить лишь к разрастанию понятий, посему предайся духовной практике.
Даже если объясняешь учения, они могут остаться лишь теорией, посему предайся духовной практике.
Без практики не стяжать непосредственной удостоверенности, посему предайся ей.
* * *
Чтобы отпустить цепляние за самсару, необходимо обуздывать ум следующими шестью способами:
Очевидно, что ты обольщаешься поистине бессмысленным, посему отпусти озабоченность мирским.
Очевидно, что это лишь бесконечно продлевает твою страсть, так отпусти фиксированность на том, что возбуждает чувства.
Очевидно, что в этом нет подлинности, посему перестань следовать мирским советам.
Очевидно, что рано или поздно придется оставить все, посему отпусти фиксации на богатстве и собственности.
Очевидно, что за встречей всегда следует разлука, посему оставь сентиментальную привязанность к семье и друзьям.
Двойственные фиксации на принятии и отвержении всегда приводят лишь к опустошенности и краху, так отпусти их.
При отпускании цепляний за все это практика священной дхармы будет происходить как нечто само собой разумеющееся.
* * *
Есть шесть способов развить уверенность в причинности:
Слушай учения, содержащиеся в «Составлениях»[9 - Сутрах, винае и абхидхарме.], это приведет к уверенности в принципе причины и следствия.
Продолжай практиковать два накопления, напоминая себе, что вода капля за каплей заполняет сосуд.
Избегай вредоносных действий, напоминая себе, как малая искра может превратиться в огонь, способный сжечь целый лес.
Накапливай заслугу, помня, что радости и горе – результаты твоих прошлых деяний.
Практикуй, постепенно проходя стадии, помня, что два накопления не могут возникнуть вдруг сами собой.
Приди к убежденности, что вера в «я» лишь укрепляет «твою» карму.
* * *
Получающему учения необходимо избегать шести ошибок:
Уделять недостаточно времени слушанию учений, что подобно глиняному горшку, не прошедшему обжиг.
Не уделять должного внимания услышанному, что подобно опрокинутой чаше.
Не памятовать услышанное, что подобно дырявому сосуду.
Привносить в учения предвзятое отношение, что подобно чаше, отравленной ядом.
Не следовать духовному пути, что [делает тебя] похожим на грязный сосуд.
Гордиться одним лишь знанием слов, что подобны расколотой вазе.
Избегай подобных ошибок и слушай учения сосредоточенно, с неотрывным вниманием.
* * *
У правильного слушания учений шесть превосходных результатов:
Пропитываешься возвышенной мудростью и пребываешь искренне преданным истине.
Полагаешься на духовных наставников и c жадностью внимаешь их наставлениям.
Опираешься на многих проводников, видя в них мудрых учителей.
Слушаешь многие учения, что открывает врата к разнообразным духовным методам.
Слушаешь много, что укрепляет твою убежденность.