banner banner banner
Дипломатия. Часть первая
Дипломатия. Часть первая
Оценить:
 Рейтинг: 0

Дипломатия. Часть первая


Тем не менее, дипломатия оставалась относительно «позолоченной» и «неторопливой» профессией, которой британский писатель Гарольд Николсон смог заняться незадолго до Первой мировой войны, чтобы найти время для написания книг. Она также оставалось относительно не широко распространенной профессией, несмотря на появление новичков. До 1914 года в Вашингтоне было 14 миссий.; к началу XXI века количество миссий увеличилось более чем в 12 раз. Дипломаты являлись джентльменами, которые знали друг друга и у них были схожие образование, идеология и культура. Они считали себя элитой и тщательно поддерживали фикцию, что они по-прежнему являются личными посланниками одного монарха к другому.

3.9 Лига Наций. Тоталитарные режимы

Лига Наций

Главным нововведением мирных переговоров было создание Лиги Наций как первого постоянного крупного международная организация, с секретариатом международных гражданских служащих. Лига представила парламентская дипломатия в двухпалатном органе, признающая равенство государств в нижней палате и верховенство великих держав в верхней. Однако, поскольку ни одна из палат не имела большой власти, суверенитет членов не был нарушен. Лига Наций спонсировала конференции – особенно по экономическим вопросам и разоружению – и контролировала специализированные учреждения (например, Всемирный почтовый союз).

Файл: League of Nations Anachronous Map.png. Автор Reallyjoel. Creative?Commons Attribution-Share?Alike?3.0.Unported Без изменений. Источник: https://wiki2.org/ru/Файл:League_of_Nations_Anachronous_Map_png

Были созданы новые специализированные агентства для работы с новыми областями дипломатии. Международная организация труда занималась внутренними вопросами и включала представителей неправительственных организаций, а Комиссия по мандатам осуществляла небольшой надзор за колониями побежденных держав, которые технически были переданы победителям как мандаты Лиги.

Несмотря на наличие латиноамериканского блока и нескольких независимых или квазинезависимых государств Африки и Азии, Лига Наций являлась европейским клубом. Дипломаты снова стали ораторами в залах Женевы, но темы парламентской дипломатии часто были тривиальными. Решения, принятые публично, были отрепетированы на секретных заседаниях. По важным вопросам министры иностранных дел, присутствовавшие на советах Лиги, встречались наедине в гостиничных номерах.

В 1923 году Лига показала свое бессилие, уклоняясь от действий во время кризиса на Корфу, когда итальянские войска оккупировали греческий остров после убийства итальянского генерала на греческой земле. В последующие годы Лиге не удалось улучшить свои результаты в борьбе с международными кризисами. Слабость Лиги Наций усугублялась отсутствием Соединенных Штатов, Сенат которых отказался ратифицировать мирные договоры, по которым была создана Лига.

Бездействие Сената поставило под сомнение надежность страны – основу эффективной дипломатии – и обратило внимание на размытие границы между внешней и внутренней политикой и, по мнению некоторых, на безответственность демократического электората. Публика воспринимала дипломатию как своего рода спортивное состязание, подбадривая свою сторону и освистывая противников, добиваясь больших побед и унижения врага, а также ориентируясь на очередной счет, а не на долгосрочную перспективу. Такое отношение делало хорошую дипломатию, основанную на компромиссе, взаимной выгоде и устойчивых интересах, чрезвычайно сложной задачей. В Европе, где избиратели постоянно были озабочены внешней политикой, эта проблема стояла наиболее остро. Государственные деятели, за которыми следила популярная пресса, на частых конференциях занимались личной дипломатией. Министерства иностранных дел, дипломаты и тихие переговоры затмились, когда премьер-министры и их штабы проводили политику в пылу гласности. Правительства во главе с Великобританией и Германией манипулировали этой рекламой, чтобы повлиять на общественное мнение. в пользу своей политики.

Когда массы стали интересоваться такими вопросами, были предприняты беспрецедентные шаги по подкупу иностранной прессы, распространению слухов и использованию публичных поводов для пропагандистских речей, направленных на иностранную аудиторию. Поскольку общественное мнение задавало параметры внешней политики в демократических обществах, данные усилия возымели эффект.

Несмотря на эти изменения, «новая дипломатия» начала 20 века была на самом деле не такой уж новой. При всех выступлениях в Женеве, саммитах 1920-х годов, профильных конференциях и агентствах переговорный процесс оставался прежним.

Переговоры продолжали вестись тайно, и обычно публике объявлялись только их результаты. Тем временем дипломаты выразили сожаление по поводу снижения влияния элиты и расширенной демократии на дипломатический процесс, например, на внимание прессы, общественное внимание и участие политиков.. Тоталитарные режимы

На дипломатию в равной степени повлияло появление тоталитарных режимов с сильными идеологиями; чаще всего эти режимы соблюдали установленные дипломатические правила только тогда, когда это их устраивало, и обычно избегали переговоров и компромиссов. Правительство Советского Союза, например, рассматривало все капиталистические государства, как враждебные (особенно заметно это проявлялось при руководстве Иосифа Сталина.) Оно использовало каждую выигранную уступку в качестве основы, чтобы настаивать на другой, и оно рассматривало дипломатию скорее как поле сражения, а не как процесс взаимного компромисса.

В нацистской Германии Адольф Гитлер был в равной степени безразличен к компромиссу и мнению Запада, как только он добивался перевооружения. Гитлер подписывал договоры с намерением соблюдать их только до тех пор, пока их условия его устраивали, с презрением относясь к тем, кто пытался приспособиться к нему, и запугивал иностранных лидеров истериками и угрозами.

3.10 Дипломатия на высшем уровне. Деколонизация и начало Холодной войны

Дипломатия на высшем уровне

Источник: https://gogermaniya.ru/voprosi-i-otveti/pakt-molotova-ribbentropa-sut-usloviya-osnovnye-polozheniya

После затишья напряженность 1930-х годов возродила конференционную дипломатию, которая продолжалась в течение Второй мировой войны. После этого встречи на высшем уровне между главами правительств стали нормой, поскольку технологии снова ускорили темп дипломатии.

В 1930-х годах государственные деятели начали звонить друг другу по телефону, и эта практика воплотилась в 1960-х годах в советско-американской «горячей линии».

В 1938 году происходили полеты британского премьер-министра Невилла Чемберлена в Германию, в результате чего было заключено Мюнхенское соглашение, позволившее Германии аннексировать Судетскую область в западной Чехословакии, ЧТО положило начало новому направлению в дипломатии. Имея в своем распоряжении самолеты, лидеры часто встречались в послевоенном мире.

Коджо Дебра, дипломат из Ганы, позже заметил [2]:

«Радио позволяет людям слышать все зло, телевидение позволяет им видеть все зло, а реактивный самолет позволяет им взлететь и творить все зло».

Деколонизация и начало Холодной войны

Организация Североатлантического договора (орфографическая проекция). Копия лицензии включена в раздел, озаглавленный GNU Free. Источник: https://goo.su/tKU9Ul

Во время Второй мировой войны мир разделился на два тесных блока, в одном из которых доминировали Соединенные Штаты, а в другом – Советский Союз, а хрупкое неприсоединившееся движение (в основном состоявшее из новых независимых стран) ненадежно находилось между ними.

Холодная война проходила под угрозой ядерной катастрофы и породила два крупных союза – Организацию Североатлантического договора, возглавляемую США, и Варшавский договор во главе с Советским Союзом – наряду с гонкой обычных и ядерных вооружений, бесконечными переговорами по разоружению, большим количеством конференционной дипломатии, многочисленными встречами на высшем уровне и периодическим кризисным управлением – формой переговоров, направленных на то, чтобы жить с проблемой, а не решать ее. В результате во главу угла было поставлено дипломатическое искусство продолжать разговор до тех пор, пока кризис не перестанет кипеть.

Первая мировая война породила несколько новых государств по мере того, как рушились восточноевропейские империи. Вторая мировая война прозвучала похоронным звоном для глобальных империй. В ближайший послевоенный период произошло возрождение до полной независимости нескольких великих цивилизаций, которые эпоха империализма поставила под опеку поколений европейцев. Эти возрожденные страны приняли близко к сердцу доктрины европейской дипломатии. С рвением новообращенных они во многих отношениях более настаивали на концепциях суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела, чем их бывшие колониальные хозяева. После долгой борьбы за независимость индийцы образовали два гордо напористых, но взаимно враждебных государства – Индию и Пакистан.

Столетие унижения Китая от рук Запада вылилось в серию насильственных революций, направленных на восстановление богатства, власти и достоинства страны на международном уровне. В 1949 году Мао Цзэдун провозгласил, что с основанием Китайской Народной Республики китайский народ снова «встал»; но при поддержке США побежденный соперник Мао в гражданской войне в Китае, Чан Кай-ши продолжал в течение двух десятилетий выступать от имени Китая в Организации Объединенных Наций (ООН).

Вопрос о международном представительстве Китая стал одним из главных дипломатических вопросов 1950-х и 1960-х годов. Государства и княжества арабского мира восстановили свою независимость, а затем, вопреки возражениям своих бывших колониальных хозяев, настаивали на установлении полного суверенитета на всей своей территории, как это сделал Египет в отношении Суэцкого канала.

Антиимпериалистические настроения вскоре сделали колониализм глобально неприемлемым. В конце 1950-х и 1960-х годов новые государства, в основном в Африке, создавались почти ежемесячно.

3.11 Организация Объединенных Наций и меняющийся мировой порядок. Новые стили дипломатии

Организация Объединенных Наций (ООН) и меняющийся мировой порядок

ООН, которая заменила Лигу Наций в 1946 году, была основана с 51 членом. К началу 21 века ее членский состав увеличился почти в четыре раза, хотя к нему присоединились не все страны мира.

Новые государства часто были неразвиты и технологически слабы, с ограниченным набором образованной элиты для создания современного дипломатического корпуса. После обретения независимости более крупными колониями их примеру последовали более мелкие, где эта проблема стояла острее. Тенденция продолжалась до тех пор, пока даже ««микрогосударства» с небольшими площадями и населением стали суверенными. (Например, на момент обретения независимости в 1968 году население Республики Науру составляло менее 7000 человек.)

Эти небольшие новые государства, которые внезапно обрели независимость, поначалу не могли вести большую дипломатию. Многие из них аккредитовали послов только в бывшей колониальной державе, ключевом соседнем государстве и ООН. По финансовым причинам посланников часто отправляли только в Европейское сообщество (ЕС), Секретариат Содружества, Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК – OPEC) или крупные державы, которые могли оказать военную и финансовую помощь.

https://novostipmr.com/ru/news/17-11-07/opek-povysila-prognoz-mirovogo-sprosa-na-neft

Со временем более крупные из новых независимых государств создали значительные дипломатические службы по образцу служб бывших колониальных держав или аналогично организованных служб США. Бразилии и Индии, не причастных к колониализму. (Министерство иностранных дел и дипломатическая служба Бразилии организованы и укомплектованы по европейскому образцу; они уже давно имеют репутацию наиболее профессиональных подобных организаций в Латинской Америке. Индийская дипломатическая служба, построенная по образцу весьма уважаемой индийской административной службы и первоначально укомплектованная из ее рядов, быстро превратилась в практику компетентной дипломатии неприсоединившейся, незападной потенциальной великой державы).

Микрогосударства организовали несколько крошечных миссий и экспериментировали с совместными представительствами и общими помещениями, многократной аккредитацией одного посланника в нескольких столицах и встреч с иностранными посланниками в их собственных столицах. Очень немногие номинально независимые государства имели министерства иностранных дел и полагались на региональные власти, которые их представляли. Новые государства разделяли дипломатические формы промышленно развитых демократий Запада, но не их политическую культуру.

Многим новым государствам не нравились ценности их бывших колониальных хозяев, и они искали альтернативы, основанные на их собственной истории и национальном опыте. Другие принимали западные нормы, но осуждали Запад за лицемерие и призывали его жить в соответствии со своими собственными идеалами. В западных столицах стали появляться посланники, одетые в туземную одежду, чтобы она символизировала их утверждение древней незападной культурной идентичности.

Получив большинство в ООН, новые независимые государства коренным образом изменили позицию организации в отношении колоний, расовых проблем и коренных народов. Помимо разделения Востока и Запада времен холодной войны, возник разрыв между более богатыми бывшими имперскими державами севера и их менее развитыми бывшими колониями, многие из которых призывали к всемирному перераспределению богатств. ООН была не более успешна в устранении разногласий между Севером и Югом, чем в устранении разногласий между Востоком и Западом. По словам бывшего постпреда Индии Артура Лалла, это был «форум, а не сила». Полезный главным образом для своих специализированных учреждений и как форум для пропаганды и место для негласных контактов, он играл лишь второстепенную роль в крупных вопросах и конфликтах, хотя генеральные секретари и их заместители прилагали напряженные усилия для решения серьезных, но второстепенных проблем, таких как расселение беженцев и лиц, перемещенных в результате войны.

В конце концов, ООН осталась только тем, что (как сказал Даг Хаммаршельд, генеральный секретарь ООН. с 1953 по 1961 год) «дополняло обычные дипломатические аппараты правительств»,, а не замещало их. Иногда более успешными оказывались региональные организации.

Европейский союз

Европейский союз (ЕС) эффективно продвигал торговлю и сотрудничество с государствами-членами, а Организация африканского единства и Лига арабских государств усилили международную переговорную силу региональных групп новых государств, обеспечив согласованную внешнюю политику и дипломатическую стратегию. Напротив, большое политическое, экономическое и культурное разнообразие Азии затрудняло эффективную организацию.

Организация американских государств страдала от огромного дисбаланса между Соединенными Штатами и ее меньшими, бедными и менее влиятельными членами; а движение внутри соединения было слишком разрозненным.

Ни одно из этих образований не решило проблему согласования взглядов промышленно развитых демократий, советского блока и тех новых независимых стран, которые боролись за богатство, власть и культурную самобытность.

Экспоненциальный рост числа государств усложнял дипломатию, поскольку от стран, особенно от крупных держав, требовалось одновременно укомплектовывать множество различных дипломатических миссий. По мере распространения государственных, транснациональных и квазидипломатических образований росли и функции дипломатии. Хотя лидеры встречались часто, у дипломатов дел оказывалось больше, а не меньше. Размер миссий крупных держав чрезвычайно увеличился, до такой степени, что некоторые дипломатические миссии США оказались в три раза больше, чем министерства иностранных дел государств, при которых они были аккредитованы.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)