banner banner banner
Дипломатия. Часть первая
Дипломатия. Часть первая
Оценить:
 Рейтинг: 0

Дипломатия. Часть первая


Чжуан-Цзы (Чжуан Чжоу). Источник: https://roar.media/bangla/main/art-culture/philosophers-fearless-of-death/amp

Первые записи о китайской и индийской дипломатии относятся к 1-му тысячелетию до н. э. К VIII веку до н. э. у китайцев были союзы, миссии и организованная система вежливых бесед между их многочисленными воюющими государствами, включая резидентов-посланников, которые служили заложниками хорошего поведения тех, кто их посылал. Изощренность этой традиции, подчеркивавшей практические достоинства этического поведения в отношениях между государствами (без сомнения, в ответ на реальную аморальность), хорошо задокументирована в сочинениях китайских классиков. Ее суть, возможно, лучше всего уловлена советом «дипломатам» от Чжуан -цзы в начале III в. до н. э Он говорил им, что [1]:

«если отношения между государствами тесные, они могут установить взаимное доверие посредством повседневного общения; но если отношения отдалены, взаимное доверие может быть установлено только путем обмена сообщениями.

Сообщения должны передаваться посыльными [дипломатами]. Их содержание может быть либо приятным для обеих сторон, либо может вызвать гнев между ними. Верно передавать такие послания – самая трудная задача под небесами, ибо, если слова таковы, что вызывают положительный отклик с обеих сторон, будет искушение преувеличить их лестью, а если они неприятны, будет склонность к сделать их еще более кусачими. В любом случае правда будет потеряна. Если истина потеряна, взаимное доверие также будет потеряно. Если взаимное доверие потеряно, сам посланник может оказаться в опасности. Поэтому я говорю вам, что есть мудрое правило: «всегда говорить правду и никогда не приукрашивать ее. Так вы избежите большого вреда для себя».

Эта традиция равных дипломатических отношений между соперничающими государствами внутри Китая была прервана объединением страны под властью императора Цинь в 221 г. до н. э. и консолидацией единства при династии Хань в 206 г. до н. э.

При династии Хань и последующих династиях Китай стал самым большим, самым густонаселенным, технологически наиболее развитым и наиболее управляемым обществом в мире.

Аргументы более ранних китайских философов, таких как Мэн-цзы, преобладали; лучший способ для государства оказывать влияние за границей, говорили они, – это развивать моральное общество, достойное подражания, восхищаясь иностранцами, и уверенно ждать, пока они приедут в Китай учиться. Как только каждая последующая китайская династия укрепляла свое правление дома и устанавливала свои границы с некитайским миром, ее внешние отношения с внешним миром, как правило, ограничивались защитой границ Китая от иностранных нападений или вторжений, приемом эмиссаров из соседних государств, стремящихся снискать расположение и торговать с китайским государством, а также устанавливать контроль над иностранными купцами в определенных портах, предназначенных для внешней торговли.

За редкими исключениями (например, официальные миссии по изучению и сбору буддийских писаний в Индии в V – VII веках и знаменитые открытия китайского адмирала Чжэн Хэ) в начале 15 века) китайские лидеры и дипломаты ждали дома, пока иностранцы не засвидетельствуют свое почтение, вместо того, чтобы самим рисковать за границей. Эта «данническая система» просуществовала до тех пор, пока европейский колониализм не захлестнул ее и не привнес в Азию европейские концепции суверенитета, сюзеренитета, сфер влияния и другие дипломатические нормы, традиции и практики

История дипломатии: Индия

Статуя индийского государственного деятеля и философа Каутильи, Нагпур, Махараштра, Индия. Источник: https://www.britannica.com/topic/diplomacy

Древняя Индия явилась родиной столь же сложной, но совершенно другой дипломатической традиции. Эта традиция была систематизирована и описана в книге Артхашастра Каутильи (одной из старейших книг светской санскритской литературы), умного (но, по мнению индийцев, беспринципного) ученого-государственного деятеля, помогшего молодому Чандрагупте Маурье свергнуть македонское правление в северной Индии и основать династию Маурьев в конце 4 века до н.э.

Безжалостно реалистическая государственная система, кодифицированная в Артхашастре, настаивала на том, чтобы международные отношения определялись личными интересами, а не этическими соображениями. Он оценил государственную власть по пяти факторам и распределил шпионаж, дипломатические маневры и раздоры по 12 категориям государств в сложной геополитической матрице.

Он также постулировал четыре средства управления государством (примирение, обольщение, подрывная деятельность и принуждение) и шесть форм государственной политики (мир, война, неприсоединение, союзы, демонстрация силы и двурушничество).

Для проведения политики, основанной на этой стратегической геометрии, в древней Индии были определены: три категории дипломатов (полномочные представители, посланники, которым поручено решение одного вопроса или миссии, и королевские посланники); тип консульского агента (аналогичен греческому proxenos), которому было поручено управление коммерческими отношениями и сделками; и два вида шпионов (те, которым поручено собирать разведывательные данные, и те, которым поручено подрывную деятельность и другие формы тайных действий). Подробные правила регулировали дипломатические иммунитеты и привилегии, открытие и прекращение дипломатических миссий, а также выбор и обязанности послов.

Каутилья описывает «обязанности посланника» как [1]:

«отправлять информацию своему королю, обеспечивать соблюдение условий договора, отстаивать честь своего короля, приобретать союзников, сеять раздор среди друзей своего врага, переправлять секретных агентов и войска». [на вражескую территорию], подкупая родственников врага на сторону своего короля, тайно приобретая драгоценные камни и другие ценные материалы для своего короля, выясняя секретную информацию и проявление доблести при освобождении заложников [удерживаемых противником]».

Далее он оговаривает, что ни один посланник не должен подвергаться вреду, и даже если он передаст «неприятное» сообщение, его нельзя задерживать.

Область, в пределах которой действовала эта система, была отделена от соседей пустынями, морями и Гималаями. Индия имела очень мало политического отношения к делам других регионов мира, пока Александр Македонский не завоевал ее северные регионы в 326 г. до н. э.

Последующее создание Империи Маурьев открыло новую эру в истории индийской дипломатии, которая была отмечена попытками распространить как индийские религиозные доктрины (например, буддизм), так и политическое влияние за пределы Южной Азии.

Император Маурьев Ашока был особенно активен, принимая нескольких эмиссаров из царств, управляемых Македонией, и отправляя многочисленные собственные миссии под руководством брахманов в Западную, Центральную и Юго-Восточную Азию. Такие контакты продолжались веками, пока господство королевств раджпутов (8—13 века н.э.) снова не изолировало северную Индию от остального мира. За пределами династии Чола и других дравидийских королевств Южной Индии, которые продолжали дипломатические и культурные обмены с Юго-Восточной Азией и Китаем и сохранили текст и воспоминания об Артхашастре, характерный для Индии способ дипломатического рассуждения и ранние традиции были забыты и заменены традициями мусульманских и британских завоевателей.

3.3 История дипломатии: Греция и Рим

История дипломатии: Греция

Гермес (Бог Древней Греции). Источник: https://kartinkin.net/86914-germes-bog-drevnej-grecii.html

Традиция, которая в конечном счете вдохновила рождение современной дипломатии в постренессансной Европе и привела к нынешней мировой системе международных отношений, началась в Древней Греции. Самые ранние свидетельства греческой дипломатии можно найти в ее литературе, особенно в «Илиаде» и « Одиссее» Гомера.

В остальном первые следы межгосударственных отношений касаются Олимпийских игр 776 г. до Н. Э. В 6 веке до н. э. Амфиктионические лиги содержали межгосударственные собрания с экстерриториальными правами и постоянными секретариатами. Спарта активно формировала союзы в середине VI века до н. э., а к 500 г. до н. э. создала Пелопоннесскую лигу. В V веке до н. э. во время греко-персидских войн Афины возглавили Делосский союз.

Греческая дипломатия принимала различные формы. Геральды, упоминания о которых можно найти в предыстории, были первыми дипломатами и находились под покровительством богов с иммунитетом, которого не хватало другим посланникам. Их защитником являлся Гермес, посланник богов, именно он стал ассоциироваться со всей дипломатией.

Вестник Зевса, Гермес был известен своей убедительностью и красноречием, а также мошенничеством, изворотливостью и нечестностью, он придал дипломатии репутацию, которую практикующие ее до сих пор пытаются принизить.

Поскольку глашатаи были неприкосновенны, они представляли собой излюбленный канал связи в военное время. Они предшествовали посланникам для организации безопасного прохода.

В то время как глашатаи путешествовали в одиночку, посланники путешествовали небольшими группами, чтобы обеспечить лояльность друг друга. Обычно им было не менее 50 лет, и они являлись видными политическими деятелями. Поскольку ожидалось, что посланники повлияют на иностранные собрания, их выбирали за их ораторские способности. Хотя такие активности наблюдались часто, греческая дипломатия была скорее эпизодической, чем постоянной. В отличие от современных послов, глашатаи и посланники были краткосрочными гостями в городах-государствах, на политику которых они стремились повлиять. В отличие от дипломатических отношений, торговые и другие аполитичные отношения между городами-государствами велись на постоянной основе. Греческие консульские агенты (или proxeni – проксены) были гражданами городов, в которых они проживали, а не городов-государств, в которых они работали. Как и у посланников, у них была второстепенная задача по сбору информации, но их основной обязанностью являлась торговля.

Хотя изначально проксены представляли один греческий город-государство в другом, со временем они стали широко рассредоточенными; в своем знаменитом труде «История» Геродот указывает, что примерно в 550 г. до н. э. В Египте находились греческие консулы.

Греки разработали архивы, дипломатический словарь, принципы международного поведения, предвосхитившие международное право, и многие другие элементы современной дипломатии. Их посланники и окружение пользовались дипломатической неприкосновенностью в отношении своей официальной корреспонденции и личного имущества. Перемирие, нейтралитет, торговые конвенции, конференции, договоры и союзы были обычным явлением. За один 25-летний период IV в. до н.э., например, было проведено восемь греко-персидских конгрессов, на которых даже самые маленькие государства имели право быть услышанными.

История дипломатии: Рим

Римский Сенат, древний Рим. Источник: http://avdeenkov.com/foreign

Рим унаследовал то, что придумали греки, и приспособил это к задачам имперского управления. По мере расширения Рима он часто вел переговоры с представителями завоеванных территорий, которым по договору предоставлял частичное самоуправление. Договоры с другими государствами заключались в соответствии с международным правом Греции.

Во времена Римской республики внешнюю политику проводил Сенат, хотя было создано министерство иностранных дел. Позже, во времена Империи, окончательное решение во внешних делах принимал император. Посланников встречали торжественно и пышно, им и их помощникам была дарована неприкосновенность. Римские послы отправлялись за границу с письменными инструкциями своего правительства. Иногда отправляли посланников или нунциев, как правило, в города.

Для более крупных обязанностей при президенте организовывалось legatio (посольство) из 10 или 12 легатов (послов). Легатам, являвшимся ведущими гражданами, выбранными за их ораторское искусство, даровалась неприкосновенность. Рим также создал сложные архивы, в которых работали подготовленные архивисты. Для расшифровки и проверки подлинности древних документов были разработаны палеографические методы.

Другие архивисты специализировались на дипломатических прецедентах и процедурах, которые стали формализованными. На протяжении столетий эта архивная деятельность представляла собой главную заботу дипломатии в Римской империи и вокруг нее. Римское право, подчеркивавшее неприкосновенность договоров, стало основой договоров.

В конце республиканской эпохи законы, применяемые римлянами к иностранцам и иностранным посланникам, были объединены с греческой концепцией естественного права, идеального кодекса, применимого ко всем людям, чтобы обеспечилось создание «прав народов».

Святость договоров и «права народов» были восприняты Римско-католической церковью и сохранены в течение столетий после падения Западной Римской империи, и таким образом была заложена основа для более сложных доктрин Римской империи. Международное право начало формироваться вместе с европейским национальным государством тысячелетием позже.

3.4 История дипломатии: мусульманская дипломатия, Византия, дипломатия Римско-католической церкви

История дипломатии: мусульманская дипломатия

Мусульмане в древности. Источник: https://mmozg.net/book_of_travels/2021/01/12/istochniki-vdohnoveniya-dlya-knigi-stranstviy.html

Вдохновленные своей религиозной верой, последователи ислама в Аравии начиная с 7-го века завоевали значительные территории, сначала захватив южные и североафриканские провинции Византии, а затем объединив арабов, персов и, в конечном счете, турок и другие народы Центральной Азии в условиях провоцирования конфликтов (иногда кровавых) с христианскими византийцами.

Сообщество ислама стремилось к единому человеческому обществу, в котором такие светское институты, как государство, не будут играть существенной роли. В таком обществе будет политическое взаимодействие, но не будет необходимости в дипломатических миссиях между одним независимым правителем и другим.

Теоретически, поскольку немусульманские государства в конечном итоге примут послание ислама, необходимость дипломатических обменов между ними и исламским сообществом также будет чисто временной. На практике, однако, дипломатические миссии как в других мусульманских, так и в немусульманских государствах существовали со времен Мухаммеда, а ранние исламские правители и юристы разработали для облегчения обмена эмиссарами сложный набор мер защиты и правил.

Когда мусульмане стали господствовать на обширных территориях в Африке, Азии и Европе, опыт раздора с Византией сформировал исламскую дипломатическую традицию по византийскому образцу.

История дипломатии: Византия

Источник: https://present5.com/vizantiya-iv-xi-vv-tretyakova-m-v/

Византия произвела первых профессиональных дипломатов. Им были даны письменные инструкции и предписано быть вежливыми, устраивать развлечения настолько щедро, насколько позволяют средства, и продавать византийские товары, чтобы снизить свои расходы и стимулировать торговлю. С XII века их роль сборщиков информации об условиях в принимающих государствах становилась все более важной для выживания византийского государства. По мере того, как его сила ослабевала, своевременные сведения от византийских дипломатов позволяли императорам натравливать иностранные государства друг на друга.

Использование Византией дипломатов в качестве лицензированных шпионов и использование собранной ими информации для разработки искусной и тонкой политики, направленной на компенсацию отсутствия реальной власти, вдохновляла соседние народы (например, арабов, персов и турок), а также другие народы, жившие позднее, в Риме и итальянских городах-государствах.