banner banner banner
Дипломатия. Часть первая
Дипломатия. Часть первая
Оценить:
 Рейтинг: 0

Дипломатия. Часть первая


Поскольку честь короля при таком дворе требовала, чтобы его посланники были родовитыми, аристократические посланники стали обычным явлением, не в последнюю очередь из-за связанных с этим расходов. Помимо этого, по мере того, как короли укреплялись, дворяне охотнее им служили. Таким образом, дипломатия стала профессией, в которой преобладала аристократия. Еще одним результатом господства Людовика XIV было то, что языком дипломатии стал вытеснивший латынь французский язык.

Французский язык оставался языком общения дипломатии до 20 века. Людовик XIV лично руководил внешней политикой Франции и сам читал депеши своих послов. Министр иностранных дел входил в Государственный совет и руководил небольшим министерством и значительным дипломатическим корпусом под надзором короля. Послы назначались на три-четыре года и получали верительные грамоты, инструкции и шифры для секретной переписки. Поскольку посол сам выбирал и оплачивал свой штат, от него требовалось владение большим состоянием.

Частые войны Людовика XIV заканчивались мирными конгрессами, на которых присутствовали дипломаты. Чтобы компенсировать издержки королевских войн, министр иностранных дел Франции делал упор на торговлю и коммерческую дипломатию. Некоторые штаты урегулировали положение консулов как государственных чиновников, хотя они не считались дипломатами.

Французской системе подражали в 18 веке, когда другие крупные государства учредили министерства иностранных дел. Посланные ими послы были настоящими полномочными представителями, способными заключать договоры от своего имени. Титул посла использовался только для посланников королей (и для посланников из Венеции).

Дипломатия того времени признавала существование великих держав, придавая их представителям особый ранг и ответственность. Новой среди них была Россия, вошедшая в 18 веке в европейской дипломатии. Ее дипломатическая традиция сочетала в себе элементы, происходившие как непосредственно из Византии., так и компоненты возникшей в Западной Европе (считавшейся в то время зрелой) дипломатической системы.

В конце века за пределами Европы появилась независимая держава второго ранга: Соединенные Штаты. Основатели американской дипломатии – такие люди, как Бенджамин Франклин и Томас Джефферсон – приняли нормы европейской дипломатии, но отказались носить придворную одежду или принять обычаи, которые они считали нереспубликанскими. До сих пор к послам США, в отличие от послов других стран, обращаются не «Ваше превосходительство», а просто «господин Посол».

Портрет Абрахама де Викфора работы Каспара Нетшера…

К 18 веку дипломатия начала создавать значительную литературу, написанием которой в основном занимались ее практики. Большинство из этих авторов утверждали, что для того, чтобы быть эффективными, послам необходимо проявлять ум, благонадежность, человечность, дальновидность, мужество, чувство юмора и суровость (хотя бы для того, чтобы компенсировать нередкое отсутствие этих качеств у национальных лидеров от имен которых они действовали).

Один из первых таких писателей, голландский дипломат Абрахам (или Авраам) де Викфор в 1679 году назвал посланника «почетным шпионом» и «посланником мира», который должен быть обаятельным, молчаливым и непрямым, хотя, как он утверждал, обман неизменно приводит к обратным результатам.

Франсуа де Кальер. Источник: https://goo.su/iphU

Французский дипломат Франсуа де Кальер, написавший в 1716 году написал руководство по дипломатии, которое дипломаты до сих пор читают и считают классическим, приводил доводы в пользу профессионализации дипломатии, заявляя, что [1]:

«даже в тех случаях, когда успех сопутствовал усилиям дипломата-любителя, этот пример должен рассматриваться как исключение, поскольку человеческий опыт показывает, что квалифицированная работа требует квалифицированного работника».

К 1737 году другой французский дипломат-теоретик, Антуан Пеке объявил дипломатию священным призванием, требующим осмотрительности, терпения, точных отчетов и абсолютной честности, к его мнению прислушивались на протяжении последующих столетий. Баланс сил и Концерт Европы

Через множество войн и мирных конгрессов 18 века европейская дипломатия стремилась сохранить баланс между пятью великими державами: Великобританией, Францией, Австрией, Россией и Пруссией. Однако в конце века Французская революция, попытки Франции экспортировать ее и попытки Наполеона I завоевать Европу сначала разбалансировали, а затем свергли континентальную государственную систему.

Участники Венского конгресса. Автор оригинала – Изабе, Жан-Батист.

После поражения Наполеона в 1814—1815 годах был созван Венский конгресс, чтобы установить новые границы, воссоздать баланс сил и защититься от будущей французской гегемонии. Он также занимался международными проблемами на международном уровне, поднимая такие вопросы, как реки, работорговля и правила дипломатии.

Заключительный Венский акт 1815 г. с поправками, внесенными Конгрессом в Экс-ла-Шапель (Ахен) в 1818 году установил четыре класса глав дипломатических миссий, старшинство в каждом классе определялось датой вручения верительных грамот, а также систему подписания договоров во французском алфавитном порядке по названиям стран. Так закончились битвы за первенство.

Были установлены и неписаные правила. Например, в Вене было проведено различие между великими державами и «державами с ограниченными интересами». Только великие державы обменивались послами. До 1893 года Соединенные Штаты не имели послов; как и послы других менее крупных государств, их посланники были только министрами.

Вскоре были разработаны новые неписаные правила. Возвращение Наполеона и второе его поражение потребовали заключения нового мирного договора с Францией в Париже в ноябре 1815 года. По этому случаю четыре великих победителя (Британия, Австрия, Россия и Пруссия) официально подписали Четверной союз, который призывал к периодическим встречам подписантов для обсуждения общих интересов, обеспечения «покоя и процветания народов» и поддержания мира в Европе.

Это подписание, создавшее Концерт Европы, подразумевало сотрудничество и сдержанность, а также негласный кодекс [1]:

великие державы будут принимать все важные решения; внутренние изменения в любом члене Концерта должны были быть санкционированы великими державами; великие державы не должны были бросать вызов друг другу; все споры решит Концерт.

Таким образом, Концерт представлял собой рудиментарную систему международного управления консорциумом великих держав. Первоначально на заседаниях Концерта присутствовали правители, канцлеры и министры иностранных дел.

Первая встреча, состоявшаяся в Экс-ла-Шапель в 1818 году, привела к допуску Франции к Концерту и тайному возобновлению против нее Четверного союза. На встрече также были уточнены дипломатические правила и рассмотрены другие международные вопросы.

Встреча в Экс-ла-Шапель была первым международным конгрессом, проведенным в мирное время, и первым, получившим освещение в прессе, при этом отношения в ее рамках поддерживал генеральный секретарь конгресса. Так родился аспект связей с общественностью в дипломатии и пресс-коммюнике. После этого конгрессы собирались в ответ на кризисы. Из-за разногласий между державами после 1822 года встречи прекратились, хотя сам Концерт Европы ненавязчиво продолжался.

Литография о Лондонской конференции 1830 года кисти Оноре Домье. Фигуры, представляющие Пруссию, Австрию, Россию, Великобританию и Францию, показаны обсуждающими текст, в то время как Голландия и Бельгия висят в стороне, а Польша лежит мертвая на земле.

Начиная с 1816 г. в Париже была учреждена конференция послов для решения вопросов, вытекающих из договора 1815 г. с Францией. Затем последовали другие конференции послов. Эти конференции обычно проходили в Лондоне, Вене или Париже – для рассмотрения конкретных международных проблем и санкционирования изменений, когда они казались целесообразными или неизбежными.

Дипломаты с помощью конференций продолжали корректировать и вносить поправки в европейскую систему, начиная от встречи в Лондоне в 1830 году, на которой была поддержана независимость Бельгии (провозглашенная на встрече в 1912—1913 годах, также состоявшейся в Лондоне), необходимая для разрешения Балканских войн.

Между 1854 и 1870 годами, во время Крымской войны и объединения Италии и Германии, Концерт был растянут, а затем полностью проигнорирован. Век, в течение которого он существовал (1815—1914 гг.), в целом был мирным, омраченным лишь короткими ограниченными войнами. Кровопролитие одной из этих войн, второй войны за независимость Италии, вдохновило на создание в 1860-х годах Международного комитета помощи раненым (позже переименованного в Международный Комитет Красного Креста) как международного неправительственного учреждения.

3.7 Дипломатия конференций и влияние демократизации. Распространение европейских дипломатических норм

Дипломатия конференций и влияние демократизации

Спустя три десятилетия Европа вернулась к дипломатии конференций на уровне министров иностранных дел. Парижский конгресс 1856 г. не только положил конец Крымской войне, но и привел к кодификации значительной части международного права. По мере того, как европейские державы распространяли свое влияние по всему миру, колонии и сферы влияния в удаленных от Европы районах, все больше рассматривались в русле дипломатии.

Конференции в Берлине в 1878 и 1884—85 годах предотвратили столкновения по так называемым «восточному» и «африканскому» вопросам – эвфемизмы, соответственно, для интервенции от имени христианских интересов в распадающейся Османской империи и раздела Африки на управляемые европейцами колонии.

Берлинская конференция, как показано в «Die Gartenlaube»…

Более того, многосторонняя дипломатия была институционализирована в постоянной форме. Парижский конгресс создал Международную комиссию по Дунаю, аналогичную Венской комиссии по Рейну 1815 года, и учредил Всемирный телеграфный союз (позднее Международный союз электросвязи). В 1874 году был создан Генеральный почтовый союз (позднее Всемирный почтовый союз). Впоследствии такие специализированные учреждения стали появляться все чаще. Мирные конференции в Гааге (1899—1907), результатом которых стали конвенции, направленные на кодификацию законов войны и поощрение разоружения, являлись предвестниками будущего.

В течение 19 века мир претерпел ряд политических преобразований, а вместе с ними происходило изменение дипломатии. В Европе власть перешла от королевских дворов к кабинетам. Короли на международных встречах были заменены министрами, и внешняя политика стала вопросом все более и более демократизированной политики. Это, а также массовая грамотность и появление недорогих газет сделали внешнюю политику и дипломатию предметом общественного беспокойства.

Таким образом, внутренняя политика приобретала все большее влияние на формирование европейской внешней политики. Тем временем европейская культура и ее дипломатические нормы распространились по всему миру. Большинство Латиноамериканских колоний стали независимыми, что увеличило количество суверенных государств.

Обладая европейским наследием, страны Латинской Америки безоговорочно приняли существующую систему, как это сделали ранее Соединенные Штаты. Британская империя через Ост-Индскую компанию поглотила династию Великих Моголов и многие независимые государства и княжества Индии, а затем впервые объединила весь субконтинент под единым суверенитетом.

В середине 19 века американская военно-морская флотилия заставила Японию открыть свое общество для остального мира. После этого Япония приступила к выполнению быстрой программы модернизации, основанной на массовом принятии западных норм политического и экономического поведения, включая европейские представления о суверенитете и дипломатической практике.

Распространение европейских дипломатических норм

«Коутоу … – обряд тройного коленопреклонения и девятикратного челобитья (поэтому также описательно „саньгуй цзюкоу“), который по китайскому

дипломатическому этикету было принято совершать при приближении к особе императора». Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Коутоу

В конце 18 – начале 19 в.в. европейские эмиссары в Китае столкнулись с требованиями пасть ниц («низкий поклон») китайскому императору, чтобы быть официально принятыми их в Пекине, – унизительная практика, с которой европейцы не сталкивались со времен Византии. Как полномочные представители иностранных государей, они считали это совершенно несовместимым с вестфальской концепцией суверенного равенства.

Китайцы, со своей стороны, не понимая и не принимая выработанных в Европе дипломатических концепций и практик, были раздражены и оскорблены неучтивостью западных представителей, не желавших уважать давно установившиеся церемониальные требования китайского двора. В последовавшем за этим споре между западными и китайскими концепциями дипломатического протокола, европейцы победили силой оружия.

В 1860 году британские и французские войска разграбили летний дворец императора и некоторые районы вокруг Пекина. Они отказывались уйти до тех пор, пока китайский двор не согласится принять послов на условиях, соответствующих западной практике, и пойти на другие уступки. Это было всего лишь одно из нескольких военных вмешательств Запада, предпринятых с целью заставить Китай согласиться с продиктованными Западом условиями взаимодействия с внешним миром.

Роберт Стюарт, 2-й маркиз Лондондерри, KG, GCH, PC, PC (Ire) (18 июня 1769 – 12 августа 1822), обычно известный как лорд Каслри, производный от титула вежливости виконта Каслри.

Западная дипломатия за пределами Европы поначалу велась в неторопливом темпе, учитывая гораздо большие расстояния и время, необходимое для связи. Для неевропейских стран, таких как Соединенные Штаты, это являлось неизбежной реальностью, но для великих европейских держав это было в новинку.

К счастью, отправка отдаленных миссий развивалась почти одновременно с развитием транспорта и связи, что сделало возможными частые контакты. Железная дорога, телеграф, пароход и подводный кабель ускорили передачу инструкций и информации. Хотя дни Роберта Стюарта, виконта Каслри, который в качестве министра иностранных дел Великобритании месяцами вел переговоры на Венском конгрессе, почти не общаясь с кабинетом министров в Лондоне, прошли, роль посла скорее изменилась, чем уменьшилась. Не имея инструкций и опасаясь ошибок, прежние эмиссары часто ничего не делали. Аналогичным образом, заинтересованные жители столиц часто чувствовали себя плохо информированными о событиях, представляющих для них интерес. (На заре XIX века президент США Томас Джефферсон знаменито проинструктировал своего государственного секретаря [1]:

«Мы ничего не слышали от нашего посла в Испании два года. Если мы не получим от него известий в этом году, давайте напишем ему письмо».

Улучшения в технологии теперь сделали возможным направление в столицу и гарантировали, что в столицах будет иметь место получение известий от своих посланников за границей, даже в самых отдаленных местах, на более частой и своевременной основе. Кабинеты консультировались с послом как со своим «человеком на месте», знавшим и понимавшим местные условия, политику и лидеров.

Более быстрое общение, более активное участие в коммерческой дипломатии, поскольку торговля стала иметь решающее значение для процветания, и особенно появление пишущих машинок и мимеографов – все это способствовало значительному увеличению количества дипломатических отчетов.