Книга «Парус», ведущий к далеким целям - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Сергеевич Коняшин
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
«Парус», ведущий к далеким целям
«Парус», ведущий к далеким целям
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

«Парус», ведущий к далеким целям

Сергей Коняшин

"Парус", ведущий к далеким целям

Светлой памяти Валентины Алексеевны Тышенко посвящается



Валентина Алексеевна Тышенко (13.08.1936 – 22.06.2016), основатель и руководитель детской газеты «Парус», 1970-е годы.

Журналистика – религия современных обществ. И это прогресс. Анатоль Франс (1844–1924), французский литературный критик

Будучи дипломатом, проводившим по долгу службы большую часть жизни вдали от российских берегов, я всегда с теплотой вспоминал свою малую родину – город-герой Новороссийск, и людей, окружавших меня в жарком черноморском детстве. Одним из таких людей была Валентина Алексеевна Тышенко (13.08.1936 – 22.06.2016), основатель и бессменный – на протяжении более 15 лет – руководитель детской городской газеты «Парус».

Не один десяток лет своей интересной творческой жизни Валентина Алексеевна отдала работе с талантливыми новороссийскими детьми. Именно ее заботливое наставничество и искреннее участие в судьбе каждого ученика дали путевку в жизнь нескольким поколениям профессиональных журналистов, в том числе федерального уровня, а также множеству других ребят, избравших делом своей жизни другие творческие – и не только творческие – профессии.

I. Под «Парусом» в большую журналистику

Газеты – секундные стрелки истории. Артур Шопенгауэр (1788–1860), немецкий философ

Мне посчастливилось стать одним из тех школьников, чей жизненный путь во многом определила встреча с Валентиной Алексеевной. На дворе стоял душистый сентябрь 1997 года, когда я принес свой первый безыскусный материал (как сейчас помню: о городских бездомных собаках) в библиотеку им. Крупской – и там впервые познакомился с главным редактором газеты «Парус».

Милая, приятная, удивительно открытая и добрая, тогда еще не очень пожилая женщина с мягкой лучистой улыбкой, Валентина Алексеевна быстро зажгла во мне стремление познавать и описывать мир, видеть важное и интересное в самых обычных вещах, чтобы делиться затем своими наблюдениями и мыслями с читателями.

Судьбе стало угодно, чтобы я стал корреспондентом «Паруса» на самом пике его развития в конце 1990-х и начале 2000-х годов. Газету тогда знали и читали практически в каждой школе Новороссийска и даже за его пределами. Поэтому имя и фамилия любого школьника под заметкой в ней были чем-то сродни пропуску в элитный клуб наиболее одаренных детей города.

Это вызывало интерес, мотивировало – и чего уж греха таить, возбуждало труднопреодолимое юношеское тщеславие. Начинать путь юного журналиста в таких условиях и с таких позиций было на удивление легко и приятно.

Редакция «Паруса» располагалась в светлом просторном помещении Муниципального образовательного учреждения (МОУ) «Школьник-2» в здании СШ №10. Его журналистская секция была оборудована по последнему слову тогдашней техники – мощными компьютерами «Macintosh» от малоизвестной тогда еще в России американской корпорации «Apple», специальными издательскими системами, качественными цветными принтерами и т.д.

На наших занятиях царила воодушевляющая атмосфера свободного творчества, притягивавшая множество одаренных детей.

Кто-то увлекался стихосложением, кто-то – прозой. Кому-то, как мне, например, больше была по душе военно-историческая публицистика, кому-то – общественно-политические проблемы. И все мы, казалось бы, совершенно разные, составляли под руководством Валентины Алексеевны полноценную редакцию, выпускавшую уникальное для своего времени и места печатное издание. Мы сами хорошо чувствовали, что «Парус» действительно любили и читали в нашем городе, с нетерпением ожидая очередного номера.

Газеты нередко раздавали во время культурно-массовых мероприятий для школьников. До сих пор не могу забыть, какое чувство гордости переполняло меня, когда во время перерыва на интеллектуальной игре «Брейн-Ринг» во Дворце творчества в 1998 году член команды соперников читал в «Парусе» мою статью, даже не догадываясь, что ее автор сидит в этот момент прямо напротив него.

Возможно, именно эти обстоятельства и стали тогда определяющими для меня при выборе будущей профессии. Благодаря колоссальным личным заслугам Валентины Алексеевны по развитию городской детской прессы оказаться в числе юных журналистов Новороссийска конца 1990-х годов было без преувеличения почетным и даже модным.

И сам творческий поиск, и грамотно дополнявшие его возможности самореализации, конечно, очень воодушевляли юношей и девушек моего поколения. Это привело к тому, что в мою бытность юнкором1 «Паруса» впервые за все время существования газеты всерьез возникли проблемы со вместимостью журналистского кружка.

Никаких вступительных экзаменов или отборочных испытаний для новобранцев в «Парусе» никогда не было. Валентина Алексеевна была категорическим противников любых барьеров и ограничений. Она всегда могла уделить сколько угодно времени и усилий работе с любым ребенком, который сам к этому стремился, какими бы низкими ни были его стартовые позиции. Как ни парадоксально, но именно это обстоятельство и подняло планку обычного школьного журналистского кружка до почти профессионального уровня – желание ребенка продуктивно множилось на старания и талант преподавателя.

Но это же в свою очередь сделало объединение новороссийских юных журналистов непонятным и неинтересным для слабо мотивированных и ленивых ребят, которые быстро отсеивались естественным путем.

Зато многие их тех, кто оставался и продолжал усердно развиваться в творческом плане, уже старшеклассниками свободно сотрудничали в городских многотиражках вроде «Новороссийского Рабочего» или «Вечернего Новороссийска» – внештатно, разумеется. Причем делали это на уровне, слабо отличимом от профессиональных взрослых журналистов, умудряясь еще оканчивать школы с золотыми медалями.

Работа в «Парусе» действительно была необычайно захватывающим периодом и в наших детских судьбах, и в жизни самой газеты. Однако тот период наступил, конечно же, не сам по себе. Он стал закономерным результатом упорного и скрупулезного труда главного редактора издания и первых, тогда еще весьма немногочисленных, поколений его юных журналистов. Именно они вынесли на своих плечах основную тяжесть становления газеты и ее развития в непростой период начала «лихих 1990-х».

Оглядываясь сегодня назад, невольно ловлю себя на мысли, что если бы и хотел что-то изменить в своей жизни – так это оказаться в числе тех самых первых авторов «Паруса», кто успел прикоснуться к истории его появления на свет, кому посчастливилось стоять у самых истоков развития любимой газеты.

II. Новороссийские юнкоры поднимают паруса

Гутенберг сделал всех читателями. Принтер сделал всех издателями. Маршалл Маклюэн (1911–1980), канадский культуролог

Первый номер легендарного школьного издания вышел 30 лет назад – в невозможно далеком уже марте 1992 года. Сын Валентины Алексеевны – Алексей Тышенко – позволил мне снять копию с бережно хранящегося в его архиве, пожелтевшего экземпляра.

Нарисованное черной тушью название; местами рукописные, местами трафаретные заголовки; расчерченные под линейку поля; набитые на простой печатной машинке тексты – вот так совершенно незамысловато, в чем-то по-взрослому старательно, в чем-то по-детски наивно выглядит теперь одна из ярчайших страниц истории новороссийской журналистики. Тем более удивительно вспоминать теперь, что газета начала издаваться по большому счету случайно, в порядке технического эксперимента.

С середины 1980-х годов Валентина Алексеевна преподавала в Новороссийске, в здании нынешнего Технико-экономического лицея, курс юного журналиста (профиль «Журналист») в рамках УПК2. Современному человеку эта аббревиатура, наверное, уже не скажет ничего, а нескольким поколениям советских старшеклассников она хорошо известна. В рамках УПК школьники СССР могли освоить прикладную рабочую специальность и вместе с аттестатом зрелости получить конкретную востребованную профессию.

Так готовили, в частности, низшие звенья поваров, водителей, электриков и т.д. И журналистов в том числе. Это была широко распространенная по всему Советскому Союзу практика. В ее рамках Валентина Алексеевна не делала ничего особенного, чем бы не занимались тогда преподаватели сотен других подобных кружков.

Осязаемым результатом деятельности любого класса юного журналиста в те времена становилась стенгазета. Вывешенный на доске объявлений лист ватмана с расклеенными по нему заметками, рисунками и фотографиями считался самым простым, самым дешевым и самым действенным способом найти своего читателя. Точно так же поступали и подопечные Валентины Алексеевны.

Ситуация изменилась, когда одна из городских образовательных организаций, в которой работал ее сын Алексей, приняла на свой баланс 12 старых советских компьютеров «Электроника УКМЦ». Вместе с ними было поставлено дополнительное оборудование, включая принтеры. Сам Алексей к тому времени тоже окончил УПК – правда, не по журналистской, а по инженерно-технической специальности (профиль «Электромонтажник») – и с интересом изучал возможности тогда еще необычной для многих советских людей офисной техники. Он-то и предложил своей маме попробовать ради интереса выпустить один номер их стенгазеты в виде печатной листовки. Просто чтобы прогнать на компьютере весь цикл от набора до распечатки текста и определить тем самым пределы технических возможностей своих машин.

Результаты эксперимента вдохновили слушателей курса. После недолгих обсуждений было единогласно решено вместо стенгазеты выпускать пусть скромное, небольшого формата и крошечным тиражом, но настоящее печатное издание. Валентина Алексеевна сперва опасалась – надолго ли хватит у ребят задора и терпения, потянут ли они регулярный выпуск собственного СМИ? Ведь выпуск тиражного издания, тем более такими ограниченными силами как у них, требовал намного бо́льших, чем привычная стенгазета, стараний, труда и времени. Макет нужно было сперва рассчитать по печатным площадям, расчертить под линейку и прорисовать, в полном смысле слова, вручную. Затем следовало набрать тексты материалов на компьютере, расположить их в колонках и блоках требуемого размера. И только после этого можно было отпечатать нужное количество экземпляров на старинном матричном принтере.

Определенно, это было намного сложнее, чем просто расклеить листы на ватмане – но и несравнимо интереснее.

На первых пора́х среди юных журналистов не было разделения по ролям и функциям. Каждый из примерно 10-12 ребят был одновременно и пишущим репортером, и наборщиком текста, и дизайнером-верстальщиком, и типографским техником в той степени, в какой это требовалось для выпуска номера. Таким образом, вся газета – от черновика рукописи до выходящей из принтера последней распечатки – полностью делалась одними и теми же людьми.

Мне в это до сих пор сложно поверить. Ведь я хорошо помню – чтобы увидеть свои материалы в «Парусе», нашему поколению юнкоров достаточно было просто сдать в конце занятия свои рукописи Валентине Алексеевне. А все остальное – компьютерный набор, правка, подбор и обработка фото, верстка, изготовление тиража и многое другое, что еще необходимо – произойдет уже без нашего участия. Этим займутся сотрудники МОУ «Школьник-2», на базе которого располагался тогда «Парус». И на следующем занятии в центре стола будет лежать высокая стопка свежих, только что напечатанных к нашему приходу, газет. Нам останется лишь унести по несколько номеров домой и в свои школы, чтобы собрать там восторженные комментарии родных, друзей и одноклассников.

Чуть позже, когда дома появился первый компьютер, я начал набирать собственные материалы сам и приносить в редакцию на дискетах (наверное, не все уже вспомнят, что это такое). Но даже тогда усердие, энтузиазм и профессионализм первых юных журналистов продолжали вызывать у меня искреннее удивление и уважение.

А Валентина Алексеевна, кстати, даже спустя многие годы после перехода редакции «Паруса» на современную технику, продолжала чертить макет каждого номера простым карандашом на бумаге. Последним поколениям верстальщиков газеты – да, призна́юсь, и мне самому – ее столь подробно прорисованные наброски казались излишними и даже нецелесообразными, ограничивающими простор для поиска лучших дизайнерских решений. Однако стальная закалка советской журналистской школы давала о себе знать. Валентина Алексеевна до последнего дня своей работы в качестве главного редактора с повышенной ответственностью подходила к каждому этапу издания газеты.



Первый номер газеты «Парус», март 1992 года.

Алексей Тышенко, сын Валентины Алексеевны Тышенко

Наверное, никто в городе не думал, что газета «Парус» вообще выживет, и я уверен, вообще никто не ожидал, что она столь широко и стремительно разовьется. Из обычной школьной стенгазеты до общегородского детского многотиражного издания – это поразительно!

Даже мама, которая столько сил и стараний уделяла курсу юных журналистов, да и сам я, когда очень много помогал ей на первом этапе – мы даже представить не могли, во что все это выльется.

Все происходило очень естественно, как будто само собой. Зачем бесконечно перепечатывать все на машинке, если уже есть компьютеры? Пересели на компьютеры. Зачем продолжать делать стенгазету, если мы уже работаем на компьютерах и можем позволить себе небольшой тираж? Запустили выпуск печатного издания.

Потом – правда, без меня уже – пересели на «Apple», научились красиво верстать, нарастили тираж, привлекли множество читателей.

Мама сама очень заинтересовалась американскими компьютерами. Они, конечно, были на порядок проще и доступнее даже «IBM» и «Microsoft», не говоря уже о наших советских «Электрониках УКМЦ». Я хорошо помню, как ей нравилось возиться со шрифтами – на «Macintosh’ах» же огромный выбор их был. Или пробовать различные элементы оформления.

Ей было очень интересно работать тогда. И так с одной стороны шаг за шагом, но с другой – как-то довольно быстро, маме удалось вывести «Парус» в лидеры детской прессы Новороссийска. Она сама этого не ожидала. Просто делала то, что ей нравилось и что она лучше всех умела – работать с детьми и выпускать газету.

III. Новые люди

Важные друзья – для важных дел. Бальтасар Грасиан (1601–1658), испанский писатель

В 1980 году в Новороссийск из Томска переехал Александр Сергеевич Романов. На своей малой родине он занимал должность начальника Вычислительного центра Статистического управления Томской области. Это был достаточно высокий пост, благодаря которому А. С. Романов имел обширные деловые связи с представителями высших научных и образовательных кругов РСФСР.

Одним из его хороших знакомых был, в частности, Ф. И. Перегудов3, ставший в апреле 1988 года первым заместителем председателя Государственного комитета СССР по народному образованию. При его деятельной поддержке в 1989 году А. С. Романов создал в Новороссийске фонд «Образование», выполнявший роль одной из первых на юге России школ для одаренных учащихся. Представители старшего поколения новороссийцев наверняка еще помнят его хорошо узнаваемый фирменный знак в форме раскрытой книжки. Кстати, в верхнем левом углу логотипа газеты «Парус», откуда падают солнечные лучи – именно он: сохранившийся с тех пор, переживший не одно преобразование, символ самоотверженного труда многих поколений новороссийских педагогов, посвятивших свою жизнь работе с талантливыми детьми.

Сильный импульс развитию фонда придало вступление в должность главы администрации города Новороссийска В. Г. Прохоренко4 в 1992 году. С первых же дней своей каденции в качестве градоначальника Валерий Георгиевич уделял повышенное внимание вопросам развития образования. Разумеется, столь масштабный, амбициозный – и, что самое главное, успешный – образовательный проект, объединивший многих профессиональных учителей и даровитых новороссийских школьников, не мог остаться незамеченным.

Высоко оценив академический потенциал фонда «Образование» и приняв во внимание открывшиеся после краха СССР возможности рыночной экономики, В. Г. Прохоренко предложил А. С. Романову поддержку со стороны администрации города в дальнейшем развитии его инициативы. На что тот охотно согласился и принял решение заменить общественный фонд на фирму. Это сделало сотрудничество в проекте специалистов разного профиля более привлекательным для них с коммерческой точки зрения, дало бо́льшую свободу рук в административно-управленческом плане, а также позволило существенно расширить и нарастить материально техническую базу обновленного предприятия.

Новую структуру назвали ООО «Школьник». Курировавшая взаимодействие с ней со стороны городской администрации заместитель мэра Татьяна Борисовна Митина спустя всего три года после учреждения фирмы написала о новом детище А. С. Романова5 так:

«В наши дни интерес и внимание к Новороссийску со стороны федеральных органов власти и коммерческих структур, в том числе зарубежных, резко возросли. От города требуется постоянная представительская работа, которая по своим масштабам и напряжению никак не меньше аналогичной работы в любом крупном городе России. Жизнь требует от нас, чтобы при этом широко применялась современная вычислительная и организационная техника, новые виды связи, чтобы сотрудники владели иностранными языками. Без этого теперь никак нельзя.

Такие же проблемы у многих предприятий и организаций города, где современные специалисты нужны не только для представительских дел, но и для обеспечения внедрения передовых технологических процессов и маркетинга.

Рассчитывать на постоянное приглашение специалистов со стороны – не лучший выход. Внутренние же ресурсы города исчерпаны.

Поэтому я решительно поддерживаю образовательную программу фирмы «Школьник», которая по своей главной направленности ориентирована на решение этих проблем…

«Школьник» дает возможность наиболее способным нашим старшеклассникам быстрее и основательнее найти свое место в жизни и уже в недалеком будущем стать грамотными руководителями различных структур».

Столь лестные оценки о деятельности «Школьника» были обусловлены не только высоким качеством оказываемых им образовательных услуг, но и значительным расширением их количества.

В том же 1992 году – буквально с первых же дней существования образовательной фирмы – среди неотъемлемых ее программ, вроде английского языка и компьютерной грамотности, появилась журналистика. Как это произошло – интересная история.

Будучи весьма дальновидным человеком, хорошо чувствовавшим конъюнктуру текущего исторического момента, А. С. Романов начал преобразование своего общественного фонда в коммерческое предприятие по всем законам рыночной экономики.

В то время он вряд ли еще мог быть близко знаком с тем, что сегодня называют «пиаром». Однако принципиальную важность информационной политики и «связей с общественностью», равно как и острую необходимость подготовки специалистов по этому направлению в новых условиях, он уже тогда понимал достаточно хорошо.

В этой связи перед ним встала непростая задача – отыскать в маленьком портовом городе печатное издание, которое с одной стороны могло бы стать официальным информационным ресурсом его компании, а с другой – составить базу для еще одного направления дополнительного образования новороссийских школьников.

И детище Валентины Алексеевны Тышенко в том виде, в котором оно подошло к 1992 году благодаря ее собственным усилиям и поддержке ее сына Алексея, показалось Александру Сергеевичу наиболее близким воплощением того, что он стремился найти.

Так завязалось судьбоносное для сотен учеников новороссийских школ сотрудничество фирмы «Школьник» и газеты «Парус».

IV. Попутный ветер набирает силу

Никогда не следует хорошо говорить о себе. Это следует печатать. Жюль Валле (1832–1885), французский писатель

В самом начале 1990-х годов, когда А. С. Романов только создавал и начинал активно развивать свою образовательную фирму, Александр Викторович Блинников работал инженером на новороссийском заводе «Прибой». Одним из первоочередных направлений деятельности, на которых ООО «Школьник» решило сосредоточить тогда основные усилия, стало взаимодействие с Научно-производственным объединением «Росучприбор»6 по вопросам продвижения новейших научно-практических разработок. Среди них, в частности, лабораторного оборудования для преподавания физики в общеобразовательных школах. Александр Сергеевич пытался наладить на базе «Школьника» разработку модульных конструкторов радиоприемников, разного рода учебных устройств вроде дополнительного оборудования для измерительных приборов и многое другое.

Серийный выпуск готовой продукции своей фирмы А. С. Романов планировал наладить на заводе «Прибой». В ходе изучения технических возможностей предприятия и его промышленных мощностей, существенно сократившихся в результате краха социалистической экономики, он и познакомился с А. В. Блинниковым. Планы «Школьника» по изготовлению учебной аппаратуры на «Прибое» в конечном счете провались. Разоренный и обанкротившийся завод не смог выполнить своих обязательств, и А. С. Романов принял решение переориентировать основные усилия своей фирмы на предоставление образовательных услуг.

А. В. Блинников перешел работать в «Школьник», сотрудником которого остается до сих пор, и взял на себя проекты, связанные с компьютерами и компьютерной грамотностью. Он до сих пор с ностальгией вспоминает их первую с А. С. Романовым попытку открыть в Новороссийске класс информатики для детей.

– Здесь в Новороссийске в то время вообще не было никаких компьютеров – по крайней мере в школах. Люди смотрели на них как на диковинку. Первой попыткой завезти их сюда стали наши с Александром Сергеевичем планы поставить из города Волжска старые советские ЭВМ «Агат»7, которые производились там на местном заводе.

Самое интересное, что они были на американских процессорах. Как сейчас помню – это был такой громоздкий ящик с большим монитором типа «рыбий глаз», туда еще такая огромная дискета вставлялась… В общем, довольно интересная была техника, но, к сожалению, уже безнадежно устаревшая даже для того времени.

Ища новые возможности для развития компьютеризации новороссийских школ и учреждений дополнительного образования, А. С. Романов решил задействовать свои связи в столице. По его заданиям А. В. Блинников часто ездил в Москву, встречался там с представителями научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и коммерческих фирм.

В одну из первых таких командировок – в марте 1992 года – ему было поручено дополнительное, не связанное с компьютерами, задание. А. С. Романов попросил его изготовить в московской типографии и привезти в Новороссийск тысячу экземпляров нового печатного издания – того самого, который уже начала выпускать со своими юнкорами присоединившаяся накануне к «Школьнику» Валентина Алексеевна Тышенко.

Газету назвали «Парус».

«Это было весьма нелегкое, во всех смыслах этого слова, задание!» – с улыбкой вспоминает Александр Викторович:

– Все тексты и фотографии для газеты сперва распечатывались на принтере столбиками требуемого размера и просто наклеивались в нужном порядке на листы формата А3. Таким образом получалось два листа: на одном – первая и последняя страницы, на другом – внутренний разворот. Этот бумажный макет я вез в Москву – в частную типографию, которую через каких-то своих знакомых нашел Александр Сергеевич. Там с нашего бумажного макета изготавливался трафарет – такая черная пленка, вроде огромного негатива. И уже с нее отпечатывался тираж. У них был огромный станок, который очень быстро печатал – тысячу экземпляров за пару часов. Я прямо там в офисе у них сидел ждал, потом складывал весь тираж в сумку и привозил в Новороссийск. А сумка эта с газетами получалась довольно увесистой – около 30 кг. К тому же в районе типографии не ходил транспорт, и я был вынужден очень далеко нести эту тяжелую сумку в руках.

На протяжении первых нескольких лет существования газеты «Парус» она печаталась именно так – в Москве, в частной типографии, за наличные деньги, с изготовленного вручную макета – и привозилась в Новороссийск на поезде в большой сумке на плече А. В. Блинникова.

Таким образом, можно определенно сказать, что даже некоторые инженеры-технологи «Школьника», не имевшие никакого отношения к творческой деятельности, наряду с юнкорами, вынесли на своих плечах тяжесть первых лет становления и развития газеты.