banner banner banner
«Парус», ведущий к далеким целям
«Парус», ведущий к далеким целям
Оценить:
 Рейтинг: 0

«Парус», ведущий к далеким целям


В 1980 году в Новороссийск из Томска переехал Александр Сергеевич Романов. На своей малой родине он занимал должность начальника Вычислительного центра Статистического управления Томской области. Это был достаточно высокий пост, благодаря которому А. С. Романов имел обширные деловые связи с представителями высших научных и образовательных кругов РСФСР.

Одним из его хороших знакомых был, в частности, Ф. И. Перегудов[3 - Феликс Иванович Перегудов (1931—1990) – советский государственный и партийный деятель. Член Коммунистической партии с мая 1953 года. Доктор технических наук (1980). Профессор (1981). 1981—1984: ректор Томского института автоматизированных систем управления и радиоэлектроники. 1984—1985: заместитель министра, первый заместитель министра высшего и среднего специального образования РСФСР. 1985—1988: первый заместитель министра высшего и среднего специального образования СССР.], ставший в апреле 1988 года первым заместителем председателя Государственного комитета СССР по народному образованию. При его деятельной поддержке в 1989 году А. С. Романов создал в Новороссийске фонд «Образование», выполнявший роль одной из первых на юге России школ для одаренных учащихся. Представители старшего поколения новороссийцев наверняка еще помнят его хорошо узнаваемый фирменный знак в форме раскрытой книжки. Кстати, в верхнем левом углу логотипа газеты «Парус», откуда падают солнечные лучи – именно он: сохранившийся с тех пор, переживший не одно преобразование, символ самоотверженного труда многих поколений новороссийских педагогов, посвятивших свою жизнь работе с талантливыми детьми.

Сильный импульс развитию фонда придало вступление в должность главы администрации города Новороссийска В. Г. Прохоренко[4 - Прохоренко Валерий Георгиевич – в 1992-2002 годах глава администрации (мэр) г. Новороссийска.] в 1992 году. С первых же дней своей каденции в качестве градоначальника Валерий Георгиевич уделял повышенное внимание вопросам развития образования. Разумеется, столь масштабный, амбициозный – и, что самое главное, успешный – образовательный проект, объединивший многих профессиональных учителей и даровитых новороссийских школьников, не мог остаться незамеченным.

Высоко оценив академический потенциал фонда «Образование» и приняв во внимание открывшиеся после краха СССР возможности рыночной экономики, В. Г. Прохоренко предложил А. С. Романову поддержку со стороны администрации города в дальнейшем развитии его инициативы. На что тот охотно согласился и принял решение заменить общественный фонд на фирму. Это сделало сотрудничество в проекте специалистов разного профиля более привлекательным для них с коммерческой точки зрения, дало бо?льшую свободу рук в административно-управленческом плане, а также позволило существенно расширить и нарастить материально техническую базу обновленного предприятия.

Новую структуру назвали ООО «Школьник». Курировавшая взаимодействие с ней со стороны городской администрации заместитель мэра Татьяна Борисовна Митина спустя всего три года после учреждения фирмы написала о новом детище А. С. Романова[5 - Городская школьная газета «Парус». Специальный выпуск №5 (17), июнь 1995 г. Стр. 5.] так:

«В наши дни интерес и внимание к Новороссийску со стороны федеральных органов власти и коммерческих структур, в том числе зарубежных, резко возросли. От города требуется постоянная представительская работа, которая по своим масштабам и напряжению никак не меньше аналогичной работы в любом крупном городе России. Жизнь требует от нас, чтобы при этом широко применялась современная вычислительная и организационная техника, новые виды связи, чтобы сотрудники владели иностранными языками. Без этого теперь никак нельзя.

Такие же проблемы у многих предприятий и организаций города, где современные специалисты нужны не только для представительских дел, но и для обеспечения внедрения передовых технологических процессов и маркетинга.

Рассчитывать на постоянное приглашение специалистов со стороны – не лучший выход. Внутренние же ресурсы города исчерпаны.

Поэтому я решительно поддерживаю образовательную программу фирмы «Школьник», которая по своей главной направленности ориентирована на решение этих проблем…

«Школьник» дает возможность наиболее способным нашим старшеклассникам быстрее и основательнее найти свое место в жизни и уже в недалеком будущем стать грамотными руководителями различных структур».

Столь лестные оценки о деятельности «Школьника» были обусловлены не только высоким качеством оказываемых им образовательных услуг, но и значительным расширением их количества.

В том же 1992 году – буквально с первых же дней существования образовательной фирмы – среди неотъемлемых ее программ, вроде английского языка и компьютерной грамотности, появилась журналистика. Как это произошло – интересная история.

Будучи весьма дальновидным человеком, хорошо чувствовавшим конъюнктуру текущего исторического момента, А. С. Романов начал преобразование своего общественного фонда в коммерческое предприятие по всем законам рыночной экономики.

В то время он вряд ли еще мог быть близко знаком с тем, что сегодня называют «пиаром». Однако принципиальную важность информационной политики и «связей с общественностью», равно как и острую необходимость подготовки специалистов по этому направлению в новых условиях, он уже тогда понимал достаточно хорошо.

В этой связи перед ним встала непростая задача – отыскать в маленьком портовом городе печатное издание, которое с одной стороны могло бы стать официальным информационным ресурсом его компании, а с другой – составить базу для еще одного направления дополнительного образования новороссийских школьников.

И детище Валентины Алексеевны Тышенко в том виде, в котором оно подошло к 1992 году благодаря ее собственным усилиям и поддержке ее сына Алексея, показалось Александру Сергеевичу наиболее близким воплощением того, что он стремился найти.

Так завязалось судьбоносное для сотен учеников новороссийских школ сотрудничество фирмы «Школьник» и газеты «Парус».

IV. Попутный ветер набирает силу

Никогда не следует хорошо говорить о себе. Это следует печатать.Жюль Валле (1832–1885), французский писатель

В самом начале 1990-х годов, когда А. С. Романов только создавал и начинал активно развивать свою образовательную фирму, Александр Викторович Блинников работал инженером на новороссийском заводе «Прибой». Одним из первоочередных направлений деятельности, на которых ООО «Школьник» решило сосредоточить тогда основные усилия, стало взаимодействие с Научно-производственным объединением «Росучприбор»[6 - «Росучприбор» – подразделение Минобразования России, определяющее и курирующее проведение единой политики в области создания и распространения учебной техники для образовательных учреждений всех уровней. Отвечает за создание учебных приборов, установок, стендов, технических средств обучения, наглядных пособий, компьютерных обучающих программ. Учебная техника, созданная в «Росучприборе», используется во многих профессиональных учебных заведениях и общеобразовательных школах России.] по вопросам продвижения новейших научно-практических разработок. Среди них, в частности, лабораторного оборудования для преподавания физики в общеобразовательных школах. Александр Сергеевич пытался наладить на базе «Школьника» разработку модульных конструкторов радиоприемников, разного рода учебных устройств вроде дополнительного оборудования для измерительных приборов и многое другое.

Серийный выпуск готовой продукции своей фирмы А. С. Романов планировал наладить на заводе «Прибой». В ходе изучения технических возможностей предприятия и его промышленных мощностей, существенно сократившихся в результате краха социалистической экономики, он и познакомился с А. В. Блинниковым. Планы «Школьника» по изготовлению учебной аппаратуры на «Прибое» в конечном счете провались. Разоренный и обанкротившийся завод не смог выполнить своих обязательств, и А. С. Романов принял решение переориентировать основные усилия своей фирмы на предоставление образовательных услуг.

А. В. Блинников перешел работать в «Школьник», сотрудником которого остается до сих пор, и взял на себя проекты, связанные с компьютерами и компьютерной грамотностью. Он до сих пор с ностальгией вспоминает их первую с А. С. Романовым попытку открыть в Новороссийске класс информатики для детей.

– Здесь в Новороссийске в то время вообще не было никаких компьютеров – по крайней мере в школах. Люди смотрели на них как на диковинку. Первой попыткой завезти их сюда стали наши с Александром Сергеевичем планы поставить из города Волжска старые советские ЭВМ «Агат»[7 - ЭВМ «Агат» – первая советская серийная персональная электронно-вычислительная машина, представлявшая собой 8-разрядный универсальный компьютер. Была разработана (для применения преимущественно в народном образовании) в 1981—1983 годах в Научно-исследовательском институте вычислительных комплексов (НИИВК) как советский аналог американского компьютера «Apple II+ / IIc Plus». Производилась с различными модернизациями до конца 1990 года.], которые производились там на местном заводе.

Самое интересное, что они были на американских процессорах. Как сейчас помню – это был такой громоздкий ящик с большим монитором типа «рыбий глаз», туда еще такая огромная дискета вставлялась… В общем, довольно интересная была техника, но, к сожалению, уже безнадежно устаревшая даже для того времени.

Ища новые возможности для развития компьютеризации новороссийских школ и учреждений дополнительного образования, А. С. Романов решил задействовать свои связи в столице. По его заданиям А. В. Блинников часто ездил в Москву, встречался там с представителями научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и коммерческих фирм.

В одну из первых таких командировок – в марте 1992 года – ему было поручено дополнительное, не связанное с компьютерами, задание. А. С. Романов попросил его изготовить в московской типографии и привезти в Новороссийск тысячу экземпляров нового печатного издания – того самого, который уже начала выпускать со своими юнкорами присоединившаяся накануне к «Школьнику» Валентина Алексеевна Тышенко.

Газету назвали «Парус».

«Это было весьма нелегкое, во всех смыслах этого слова, задание!» – с улыбкой вспоминает Александр Викторович:

– Все тексты и фотографии для газеты сперва распечатывались на принтере столбиками требуемого размера и просто наклеивались в нужном порядке на листы формата А3. Таким образом получалось два листа: на одном – первая и последняя страницы, на другом – внутренний разворот. Этот бумажный макет я вез в Москву – в частную типографию, которую через каких-то своих знакомых нашел Александр Сергеевич. Там с нашего бумажного макета изготавливался трафарет – такая черная пленка, вроде огромного негатива. И уже с нее отпечатывался тираж. У них был огромный станок, который очень быстро печатал – тысячу экземпляров за пару часов. Я прямо там в офисе у них сидел ждал, потом складывал весь тираж в сумку и привозил в Новороссийск. А сумка эта с газетами получалась довольно увесистой – около 30 кг. К тому же в районе типографии не ходил транспорт, и я был вынужден очень далеко нести эту тяжелую сумку в руках.

На протяжении первых нескольких лет существования газеты «Парус» она печаталась именно так – в Москве, в частной типографии, за наличные деньги, с изготовленного вручную макета – и привозилась в Новороссийск на поезде в большой сумке на плече А. В. Блинникова.

Таким образом, можно определенно сказать, что даже некоторые инженеры-технологи «Школьника», не имевшие никакого отношения к творческой деятельности, наряду с юнкорами, вынесли на своих плечах тяжесть первых лет становления и развития газеты.

? Александр Блинников, главный инженер МБУ ДО ЦДО ИРЦ «Школьник-2»

Я очень хорошо помню Валентину Алексеевну. Меня всегда удивляло, насколько серьезно и досконально она издавала свою газету, насколько внимательно вычитывала макет и исправляла все ошибки. Поэтому ошибок в «Парусе» при ней не было в принципе.

Нам есть с чем сравнить, потому что после ее ухода с поста главного редактора газета, к сожалению, пестрела ошибками. И это было немного странно видеть с высоты того уровня, который задала в свое время Валентина Алексеевна.

V. Курсом в завтрашний день

Будущее нельзя предвидеть, но можно изобрести.Денис Габор (1990–1979), венгерский физик

В июне 1994 году вышел специальный выпуск №2 (10) новороссийской городской школьной газеты «Парус». Он был совсем непохож на первый номер двухлетней давности. Взяв газету в руки, читатель мог с удивлением увидеть ровные четкие линии, изящные типографские шрифты, качественную компьютерную верстку. Даже логотип издания – стилизованный под детский рисунок парусной яхты на морских волнах с парящей над ней чайкой и падающими сверху наискосок солнечными лучами – тоже был выполнен в современном по тем временам графическом редакторе, о чем наглядно свидетельствовали крошечные рубленные квадратики его пиксельных линий.

Причиной столь разительных изменений в облике уже успевшей полюбиться некоторым новороссийцам газеты стал переход редакции «Паруса» на персональные компьютеры «Macintosh» американской корпорации «Apple». О том как это прошло, с первой страницы вышеупомянутого спецвыпуска в интервью В. Алексеевой (публицистический псевдоним В. А. Тышенко) рассказал Александр Сергеевич Романов. К тому времени он выступал уже в качестве директора не ООО «Школьник», а муниципального образовательного учреждения (МОУ) «Школьник-2».

За год до этого в своей статье «На пути к цели» в газете «Парус» №1 (7) за январь 1993 года А. С. Романов писал:

«Наша инициатива является логическим продолжением той деятельности, которую мы проводим, начиная с 1989 года. При содействии «Школьника» закуплены и запущены компьютерные классы для многих школ города, проведена переподготовка преподавателей информатики, проводились семинары с предоставлением программ и методик…

Коротко об основных принципах обучения в компьютерном центре:

обучение одаренных детей строится на принципе добровольности и должно быть бесплатным;

одаренные дети из любой школы (гимназии, лицея) города имеют равные права и возможности обучаться на факультете;

занятия на факультете должны совмещаться с обучением в основной школе.

Основные предметы – углубленная компьютерная подготовка по индивидуальной программе (не только информатика), обучение иностранному языку. Занятия будут проводиться с применением самых современных программно-методических средств на компьютере «Macintosh»…

Применение ПК «Macintosh» в учебном процессе становится актуальной перспективой для народного образования, поэтому нам удалось привлечь внимание федеральных структур образования. Министерство образования РФ по поводу нашей программы написало: «Полагаем, что инициаторы этой деятельности («Школьник» – А.Р.) взяли на себя необыкновенно важный и необходимый для государства участок работы. Министерство образования РФ поддерживает руководителей данного проекта и готово оказать научно-методическую помощь и содействие»…

Если нам удастся обеспечить выполнение программы на высоком профессиональном уровне, у нас получится не только уникальное учебное учреждение, но и своеобразный центр по освоению и распространению новых информационных технологий, который будет способен, кроме прочего, обеспечить заказчика подготовленными кадрами…

Внедрение нашей программы будет существенным вкладом в формирование интеллектуального фонда города и в ближайшие годы окажет положительное воздействие на все сферы общественной и хозяйственной жизни города».

Таким образом, к январю 1994 года на счету «Школьника» числилось множество успешно реализованных проектов. Возглавляемая А. С. Романовым организация, возникшая в Новороссийске в конце 1980-х годов лишь в качестве координационного центра ряда образовательных инициатив для одаренных учеников городских школ, стала прочной базой всего дополнительного образования в Новороссийске. Вкупе с деятельной поддержкой со стороны администрации города это способствовало ее дальнейшему развитию и переходу на качественно новый уровень.

Специальный выпуск №2 (10) газеты «Парус», июнь 1994 года.