Где забыть о грехах подлецам не дадут.
Сколько в жизни врагов довелось повстречать,
Под копытами звезды хотевших топтать.
Но недолог бывал скоротечный их век,
Приходило несчастье и к ним на ночлег.
Без имущества, золота и серебра,
Вмиг исчезли они, не содеяв добра.
Все их званья и титулы – стерлись как пыль,
То не сказка, а самая верная быль.
Без деяний благих наша жизнь пустота,
Только времени трата, сует суета.
Всех один на земле ожидает финал,
За добро воздаянье Аллах обещал.
А того, кто благое не хочет постичь,
Ждет Всевышнего вскоре карающий бич.
Обзор текста:
1. Имам аш-Шафи‘и распознал суть множества людей, ищущих смысл существования среди мирских благ, он испытал их и нашел их зараженными скупостью. Как же он с ними обошелся?
2. Он вооружился довольством, как мечом, чтобы отсечь лишние желания, ибо довольство – нескончаемое сокровище. Он достал из ножен и обнажил острый меч, отсекающий своим лезвием всякую надежду на щедрость скупцов и желание заполучить что-либо от недостойных людей, которые накапливают богатства.
3. Таким образом, он отдалился от скупцов, и те никогда не увидят аш-Шафи‘и просящим, стоящим у них на пути или у их дверей.
4, 5. Богатство – это не материальные блага, а душевное состояние. Богатство – это, прежде всего, отсутствие нужды в чем-либо, а не обладание всем, чем пожелаешь. Именно людей довольствующихся малым имам считает богатыми из-за того, что они не просят у других.
В древние времена один бедуин вошел в город Басра и спросил у людей: «Кто господин этого города?». Они ответили: «Хасан аль-Басри», и он спросил: «Как же он стал вашим господином?», они ответили: «Он не нуждался в мирском, а мы нуждались в его знаниях».
Бедные душой, независимо от того, сколько богатств они имеют, остаются в бедности из-за страха бедности, они бедны изнутри, а насытить сына Адама может только земля!
Богатые душой предпочитают взывать к Аллаху, испытывая нужду, и не нуждаются в милостыне людей. Именно это истинное богатство – довольство тем, что имеешь, а наибогатейший среди людей тот, кто не нуждается в чужом имуществе.
6, 7. Что касается угнетателя, довольного своей несправедливостью, упорствующего на своем пути и совершающего мерзкие поступки, то его непременно постигнут беды, которые преподадут ему урок, и остановят его у крайнего предела, неся ему горечь и несчастья, которых он не мог ожидать, не принимая в расчет содеянное им зло. Бесчинствуя, он и не думал, что в один из дней они его настигнут, но Аллах на стороне притесненного, и Он вернет ему все отобранное у него и восстановит его нарушенные права.
8-14. История содержит в себе множество уроков и является назиданием каждому угнетателю. Сколько угнетателей бесчинствовало на этой земле, проявляя высокомерие, считая, что даже звёзды ниже них, но вскоре несчастья ввергали во мрак их дома, а они сами погружались в забвение. Беды останавливались у них за дверями подобно тому, как верблюды опускаются на своё ложе. В одно мгновенье ока тиран терял всё: имущество, звание, владения, терял весь этот мнимый мир и мир вечный, а книга его деяний оказывалась лишённой благих дел. И после, когда он встречал справедливый суд, то Аллах опускал на него бич Своего наказания. Именно таким и бывает конец угнетателей.
Неразделенная любовь
Неразделенная любовь – это не любовь, любовь – это взаимные чувства.
Любить того, кто не любит вас значит страдать, и каждый раз, когда вы поворачиваетесь к возлюбленному, он отворачивается от вас, не стараясь ответить на вашу любовь своей любовью. Вы упорствуете, а он не отвечает вам тем же. Вы не знаете, что делать, но спросите совета у арабской мудрости, которая гласит: «Редкое свидание – приятный гость» (буквально: «Посещай реже – будет любить больше»). То есть если вы перестаете посещать человека изо дня в день, чтобы раз за разом не надоедать ему, а делаете встречи редкими, то становитесь более приятным гостем. И не забывайте, что всё ваше горе в том, что вы любите того, кто не любит вас…
О какой горький опыт!
Передает Якут аль-Хамави[45 - Шихабуддин Абу Абдуллах Якут ибн Абдуллах аль-Хамави (1178– 1180) – мусульманский учёный и писатель, филолог, путешественник, историк и географ.] по цепочке, доходящей до Ибн Умара аш-Шафи‘и, который сказал: «Абу Абдуллах аш-Шафи‘и, будучи в Мекке, был женат на курейшитке, и он с ней шутил, читая два этих бейта»:
Коль ты влюблен, но чувств взаимных нет.
Одна из самых страшных в мире бед,
Чем реже чувства будешь проявлять,
Тем больше дашь ты по себе скучать.
Достаточно мне Аллаха
Верующий, познавший своего Господа, направляется в сторону своего врага, полагаясь только на Него!
И поэтому достаточно Аллаха верующему, борющемуся с проблемами и сложностями.
Аллах восхвалил верующих из-за произнесенных ими слов: «Достаточно нам Аллаха!»
«Люди сказали им (верующим): «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Но это лишь увеличило их веру, и они сказали: «Достаточно нам Аллаха! Он – лучший Покровитель!».[46 - Коран, 3:173.]
В этих двух бейтах аш-Шафи‘и противопоставляет всем бедам и невзгодам истинное упование на своего Господа, полагаясь на Него всецело. Пока отношения и любовь между рабом и его Господом истинны, всё остальное – не важно…
Тебя мне хватает всецело –
Достаточно сердцу
К Тебе отворить,
Как к спасенью, заветную дверцу.
Достаточно истины мне –
На Тебя я надеюсь!
От холода бед
В Твоем свете бескрайнем согреюсь!
Надеюсь, что и вы тоже будете противостоять своим бедам словами: «Достаточно нам Аллаха! Он – лучший Покровитель!».
Весы превосходства у аш-Шафи‘и