Ты будешь будто мира властелин.
Третий опыт – когда нас настигает смерть:
Когда во двор стучится тихо смерть,
Бессильны небо и земная твердь.
И как бы ни был в жизни мир широк,
Он сузится и будет к нам жесток.
Нет никаких лекарств от смерти злой,
Она приходит в срок урочный свой.
Обзор текста:
1. В первом бейте звучит призыв принять любое решение судьбы и согласиться с ним. После того, как человек примет для этого все возможные меры и приложит усилия, чтобы примириться с судьбой, – пусть осмыслит случившееся с ним, раз на то воля Божья. Главное, чтобы он имел при этом благой настрой.
2. Многие нетерпеливы и враждебно относятся к превратностям судьбы с её неопределенным будущим и неожиданными событиями. Люди встревожены, но продлится ли их жизнь долго и будут ли они находиться в одном и том же состоянии!? Нам не стоит паниковать, когда происходят бедствия, они ведь не вечны, а вслед за тягостью следует облегчение.
3. Вместе с невзгодами и бедами приходит и понимание того как проявляют себя друзья. Будь мужчиной, будь щедрым и верным, выручай в беде своих друзей.
4. Каждый из нас желает скрыть свои недостатки от людей, и лучшее, что может скрыть наши недостатки, это наша щедрость.
5. Будьте щедры, и люди сами скроют ваши недостатки.
6. Ислам желает показать мусульман во всей их мощи и гордости, чтобы их враги не злорадствовали, и из-за этого раньше мусульмане были горды и непреклонны в отношениях с неверными, хотя к верующим они были мягки. И здесь имам аш-Шафи‘и советует нам не показывать врагам своего тягостного положения, чтобы они не злорадствовали, ведь злорадство – это беда, и еще какая.
7. Скупой, враг Аллаха и враг людей, он безнадежен и бесполезен, для оказавшихся в бедственном положении. Он подобен огню, перед которым оказался томимый жаждой путник. Может ли он утолить огнем свою жажду? Станет ли человек искать утоление своей жажды в огне?!
8. Твой удел гарантирован, и умеренность в его поиске обоснована, ни расслабленность, ни изнеможение не изменят его, если нет на то воли Всевышнего. «Отставший и путь не прошел, и животное не пожалел», так зачем же борьба на выживание, вечные споры и безжалостное соперничество?
9. Таковы они дни; печаль, радость, несчастье и покой, в них нет ничего постоянного, но и это всегда дает нам надежду.
10. Удовлетворенность – это секрет счастья, и удовлетворенный своим уделом подобен повелителю всего мира.
11-13. Когда приходит смерть, нет ни защиты, ни спасения. Это болезнь, от которой нет лекарства.
Мольба, и препятствует ли она судьбе?
Мольба – это суть поклонения, Аллах обязал нас молить Его «Обращайтесь ко Мне (с мольбами), и Я отвечу вам»[38 - Коран, 40:60], есть те, кто презирает мольбу и недооценивает ее, а Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Судьбу отводит только мольба»[39 - Хадис передали ат-Тирмизи и ибн Хиббан.].
В этом есть свидетельство того, что Всевышний отводит от раба с его мольбой то, что предписал ему[40 - Здесь имеется ввиду подвешенное предопределение (аль-када аль-муаалак), которое является знанием ангела смерти либо ощущением человека, и оно может меняться: то есть человек ощущает, что после мольбы или какого-то благого поступка качество жизни и её ощущение изменились. Что касается установленного предопределения (аль-када аль-мубрам), то оно не изменяется. Знание Аллаха предвечное и не изменяется.].
Так как ночи подобны предродовому состоянию для женщины, они и порождают самые странные события, еще не ведомые нам, и мы не знаем, какие стрелы нацелены в наш завтрашний день.
Все имеет предел и свое определенное время, а время имеет конец, а прекрасное слово «О Господь!», остается на наших устах защитой!
Опытный имам опровергает ошибку тех, кто недооценивает мольбу и говорит:
Не говори, что не нужна мольба,
Не знаешь ты, что сделает судьба.
Ведь стрелы беды остры и точны,
И цели все для них предрешены.
Любовь к женщинам, и беда ли это?
О любви всегда много размышляли веками, были те, кто считал, что любовь к женщинам – беда, да еще какая. Но аш-Шафи‘и имеет на этот счет своё мнение, которое он высказывает в двух бейтах:
О женщинах так много говорят,
Мол, к ним любовь – на свете сущий ад.
Хоть безответно тяжело любить,
Но хуже с нелюбимой жизнь прожить.
Близкий к этому смысл имеется в следующем стихе:
Из тягот жизни – горше всех одна,
Лишающая нас еды и сна:
Нужда дружить с негодником, врагом,
Забывши о достоинстве своём.[41 - Как уже говорилось выше, здесь и далее в некоторых местах стихотворные переводы бейтов (двустиший) даются в форме четверостиший в попытке более полно раскрыть и художественно передать поэтический и философский смысл, заложенный в стихах автором.]
Расставание с дорогими людьми
Если человек один, то он мал, как песчинка для мира, а с друзьями его будто бы становится больше во много раз, поэтому и тысячи друзей – ему мало.
Человек является общественным существом по своей природе, и ему нужен друг, с которым он будет делиться радостями и горестями, собеседник с которым он будет общаться, тот друг, расставаясь с которым, он почувствует такое одиночество, что пожелает покинуть этот мир вслед за ними.
У имама аш-Шафи‘и были друзья, с которыми он встретился и расстался на своем большом жизненном пути. Он пережил опыт отчуждения и горечь расставания…
Имам говорит: «Нет удовольствия подобного друзьям, и нет горечи подобного расставанию с ними. Более несчастен тот, кто потерял друга, а не тот, кто покинул дом».
Он поведал о своем переживании, что расстался с другом, в двух бейтах:
И даже час без друга – пустота,
Немого сожаленья маета.
И если б жизнь была в моих руках,