Я лучше б снова обратился в прах.
Пренебрежение
Сколько раз деятели искусства, поэты, ученые и мыслители переживали по поводу того, что общество пренебрегает ими, недооценивая живущих рядом гениев. В следующих бейтах имам аш-Шафи‘и озвучивает горестную жалобу из-за подмены понятий и фальшивых ценностей в обществе, которое приравнивает медь к золоту. О горе поэту, оказавшемуся в обществе, сравнивающем хвост с головой!
Люди – будто бы рудники, в каждом – что-то свое. Аллах дал преимущество одним над другими, так разве схожи те, кто знают и те, кто не знают.
Имам аш-Шафи‘и говорит:
Я человек, заброшенный в толпе,
Не ведающей правды о себе.
Здесь посреди безудержной молвы
И хвост порой ценнее головы.
Учености вы знатность предпочли,
А ум порой как золото в пыли.
Но глупый глаз не в силах разглядеть,
Где золото, а где простая медь.
О, если б ладан не благоухал,
Дешевле дров, наверное, он стал.
Прихоти и разум
Есть запрет, касающийся следования страстям: «И не следуй прихоти».
Прихоть – это отклонение нашего эго от истинного стремления к тому, чего оно действительно желает. Человек должен руководствоваться своим разумом и не потакать своим прихотям.
Имам аш-Шафи‘и при этом указывает нам на то, что может вывести нас из растерянности, когда ложь смешана с истиной…
Он говорит:
Когда ты между смыслами бредёшь,
Где правда, а где ложь, не разберёшь, –
Пойди ты против прихоти своей,
Чтобы греховных избежать сетей.
Таков наш мир
В этом мире испытаниям подверглись даже праведники, на которых Аллах посылал беды: страх, голод, потерю имущества, людей и плодов. Но сказал при этом: «И обрадуй же терпеливых».[42 - Коран, 2:155.]
Как же парадоксален этот мир: даже пророки в нем порой голодали, и это было для них почетом, и даже животные наполняют в нем свои животы, кушая досыта!
Львы, цари зверей, умирают изголодавшимися, между тем, как псы, поедают большие куски баранины!
Удивительно то, что мы можем найти достойного человека спящим на полу, в то время как рабы по своей сути и жизненному назначению – порой ложатся на шелк. Аллах имеет свое видение на жизнь и дела своих творений, поэтому имам аш-Шафи‘и, обращая свой мыслящий и верующий взгляд на всё происходящее, говорит:
Бывает, что и львы от голода вопят,
Бывает, что и псы баранину едят.
Бывает, что на шелк ложится жалкий раб,
А честный на земле заснёт убог и слаб.
Когда жизнь человека близится к концу, а голова покрывается сединой
1. Седина на макушке сияет луной.
И разверзлась безвременья ночь надо мной.
2. А душа, как комета, дарящая свет,
Пронеслась через тьму моих прожитых лет.
3. Седина, будто совушка свила гнездо.
Не просил ее этого делать никто.
4. Черный ворон волос смоляных улетел,
А я даже заметить того не успел.
5. И разруха везде утвердилась во мне,
Всё в руинах, как будто бы в тягостном сне.
6. Нужно новые дни этой жизни встречать,
Седину не черня, о былом тосковать.
7. Слава жизни людской до тех пор лишь жива,
Если боль-седина не вступила в права.
8. А коль молодость будто победа ушла,
Остальные без смысла на свете дела.