4. Исупов Николай Акимович был студентом УГУ [Уральского государственного университета – ред.] и работал в школе по совместительству. Он преподавал спецпредметы для учащихся по холодной обработке металлов, а также для кузнецов и модельщиков. Он жил при общежитии школы по улице Синяева в качестве бесплатного воспитателя. Н. А. был человеком исключительной энергии, чему свидетельством было уже то, что он учился и работал, будучи многосемейным (четверо детей). Он был человеком жизнерадостным и вечно устремлённым вперёд. Особенностью его душевного склада было резко выраженное классовое самосознание: он был по происхождению из очень бедной семьи. Своей кипучей энергией он заражал и учеников. Он принимал активное участие в ученических организациях: в комсомольской организации и учкоме. Он пользовался большим авторитетом у учащихся: к нему они охотно приходили за различными советами. Н. А. много работал по налаживанию в школе дисциплины. Занятия по своим предметам он проводил живо и интересно, но ему приходилось самому много готовиться к занятиям, потому что он вёл занятия с учениками различных специальностей. После окончания университета он оставил работу в школе.
5. Зимин Александр Петрович учился в УГУ и по совместительству преподавал в школе черчение. Он был очень настойчивым преподавателем и много сделал по оснащению школы чертёжными принадлежностями. Ему принадлежат также заслуги в том, что он поставил преподавание черчения на высокий уровень. По окончании УГУ А. П. оставил школу.
6. Мехоношин Василий Димитриевич преподавал в школе непродолжительное время черчение. Он был опытным чертёжником-практиком и воспитал несколько чертёжников для проектного отдела завода, например Мазеина Бориса.
7. Шулина Зоя Михайловна40 преподавала в школе обществоведение. Она много сделала по организации общественной жизни в школе: принимала участие в стенной газете и мероприятиях по антирелигиозной работе. Много также она содействовала налаживанию дисциплины в школе на уроках обществоведения после неудачной работы Вольфсон З. М., выпускницы Московского университета по факультету общественных наук. З. М. упорядочила методическую сторону преподавания, организовала кабинет обществоведения, оборудовав его наглядными пособиями. З. М. принимала активное участие в методическом объединении школ ФЗУ города.
8. Игнатьев Василий Алексеевич работал в школе с 1923 г. по 1930 г. преподавателем русского языка и зав[едующим] учебной части в течение шести лет. В 1928 г. он был делегатом от школы на Московской конференции профтехнических школ и выступал с докладом об организации «горячего ученичества». На его плечи легла работа по учебной части в период реорганизации школы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См. напр.: Рябинин Б. С. «Верх-Исетский завод». Свердловск, 1948; «Верх-Исетский металлургический». Свердловск, 1972; Подчивалов Е. Ф. «Первопроходцы огневых дел: очерки истории Верх-Исетского металлургического завода». Свердловск, 1989.
2
См. напр.: Молчанова Г. Ф. (директор заводского музея). «Верх-Исетский завод: 1726-2001». Екатеринбург, 2001 (юбилейное издание, посвящённое 275-летию завода). «Верх-Исетский район. Мы на улицах этих росли…» Екатеринбург, 2006 (книга приурочена к 80-летию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга).
Истории Верх-Исетского завода посвящены также многочисленные статьи директора Центра документации общественных организаций Свердловской области, кандидата исторических наук Гагарина А. А.
3
В 1978-1993 гг. музей находился в здании бывшей Христо-Рождественской единоверческой церкви (ул. Школьников, 1), а в 1993-2007 гг. по адресу: ул. Кирова, 34. Затем экспонаты музея какое-то время находились на территории завода, но в 2010 г. музей был расформирован.
4
ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 723.
5
ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 375, 397.
6
Письмо В. А. Игнатьева П. С. Богословскому от 08 ноября 1961 г. (ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 165. Л. 41-43).
7
Автор имеет в виду, вероятно, А. Н. Медведева.
8
Обком комсомола – областной комитет молодёжной организации коммунистической партии.
9
Ergo – по-латински тогда.
10
Письмо В. А. Игнатьева И. С. Богословскому от 09 ноября 1961 г. (ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 215. Л. 77-78 об.).
11
Письмо В. А. Игнатьева И. С. Богословскому от 21 декабря 1961 г. (ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 215. Л. 80-81 об.).
12
Там же.
13
Письмо В. А. Игнатьева П. С. Богословскому от 13 марта 1962 г. (ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 165. Л. 50-51).
14
В Верх-Исетском металлургическом техникуме чёрных металлов преподавательницей немецкого языка работала жена В. А. Игнатьева – А. Ф. Игнатьева, сам он работал по совместительству на подготовительном отделении.
15
«Страдовали» – здесь, совершали мелкие хищения в чужих огородах.
16
«Вопрос о том, кто изобрёл этого типа печи – был спорным. Утверждали, что Лоцманов воспользовался чертежами в заводском архиве, по которым эта печь была сделана, и которые принадлежали одному инженеру, умершему до Октябрьской революции. Лоцманов, однако, каким-то образом оформил патент на изобретение, и ему оплачивался какой-то процент с выработки железа по этому цеху. Составитель «Истории Верх-Исетского завода» А. Н. Медведев в личной беседе с автором настоящего очерка говорил ему, что он «развенчал» Лоцманова как изобретателя этой печи». (Примеч. автора).
Автор имеет в виду Лоцманова Николая Андреевича – заведующего листопрокатным цехом, изобретателя.
17
Имеется в виду Успенский собор Верх-Исетского завода, закрытый в 1930 г., восстанавливаемый с 2009 г. Екатерининский горный собор находился в центре г. Екатеринбурга, разрушен в 1930 г.
18
Здесь, вероятно, автор использует образ священника Ипата из стихотворения Демьяна Бедного «Христос воскресе».
19
Конторгуч – школа конторского и торгового ученичества.
20
Завком – заведующий профсоюзного комитета.
21
Профобр – орган профессионально-технического образования при местном исполнительном комитете.
22
Трест «Гормет» – Свердловский горно-металлургический трест, существовавший в 1922-1927 гг.
23
«Назначение в школу этих двух учителей было единственным, в чём проявилось участие профобра в организации школы в эти годы». (Примеч. автора).
24
Автор имеет в виду заведующего школой Осокина Николай Димитриевича и преподавателя физики Кутунова Сергея Ивановича.
25
Дальтон-план – метод школьного обучения, основанный на трёх принципах свободы, самостоятельности и сотрудничества.
26
Инженерно-технические работники.
27
Выступал с докладом на конференции автор воспоминаний В. А. Игнатьев.
28
НОТ – научная организация труда.
29
«Синяя блуза» – элемент революционного массового искусства 1920-начала 1930-х гг. в виде агитационного эстрадного театрального коллектива, который поднимал самые различные темы – от общеполитических и международных до мелочей быта.
30
Текст зачёркнут автором.
31
Авторский текст отсутствует.
32
Давыдов Николай Михайлович (1890-1963) – директор завода «Красная Кровля» в 1922-1924 и 1927-1930 гг., который обеспечил восстановление завода.
33
Отдел социального воспитания.
34
Бояршинов Николай Петрович (1888-1938) – начальник ОТК ВИЗа. Арестован в 1937 г. и расстрелян. (Книга Памяти Свердловской области).
35
Чистяков Михаил Васильевич (1899-?) – начальник бюро рабочего изобретательства ВИЗа. Арестован в 1937 г. и приговорён к 15 годам тюрьмы. (Книга Памяти Свердловской области).
36
Дутов Александр Ильич (1879-1921) – атаман казачества, участник Белого движения.
37
Фордизм – система организации поточно-массового производства, основанная на использовании конвейера.
38
Тейлоризм – одна из теорий управления или научная организация труда, проанализировавшая и обобщившая рабочие процессы, с целью повышения экономической эффективности, особенно производительности труда.
39
Мюллер (Миллер) Иоганнес Петер (1801-1858) – немецкий естествоиспытатель. Автор трудов по физиологии центральной нервной системы и органов чувств, сравнительной анатомии. В своей книге «Моя система: Пять минут в день» описал авторскую систему физического развития, которая пользовалась большой популярностью в начале XX века.
40
Шулина Зоя Михайловна (1899-1963).
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги