banner banner banner
Инициатива «Один пояс, один путь»: китайский взгляд на глобальное развитие
Инициатива «Один пояс, один путь»: китайский взгляд на глобальное развитие
Оценить:
 Рейтинг: 0

Инициатива «Один пояс, один путь»: китайский взгляд на глобальное развитие


На самом деле, разделение Евразии по устоявшейся исторической концепции не остановило уверенную поступь торговоэкономических и технологических процессов, а наоборот, создало стабильную пробивную способность в процессе развития и интеграции цивилизаций. Новая интерпретация определения понятий Европы и Азии не означает внесения каких-либо поправок в название или переопределения понятий Европы и Азии, на самом деле, это не имеет никакого жизненно важного значения, самое главное заключается в том, чтобы стереть неуловимую отчужденность в культурном плане, оставшуюся в наследство от истории, чтобы экономический пояс Шелкового пути теснее скрепил Европу и Азию, дав возможность евразийской цивилизации снова проявить себя в процессе экономической интеграции.

В 2014 г. в Италии в г. Милане прошел 10-й Форум «АзияЕвропа». Форум «Азия-Европа» проводится уже 18 лет с момента его основания в 1996 г., Китай является страной-учредительницей. Кроме стран Азии и Европы в Форуме также приняли участие Австралия и Новая Зеландия из Океании. С момента создания Форум «Азия-Европа», ее масштабы и влияние продолжали с каждым годом увеличиваться, первоначальное количество стран-участниц с 26 стран выросло до 51 страны (его новыми участниками являются Казахстан из Центральной Азии и Хорватия из Юго-Восточной Европы). Совокупный объем экономики этих стран составляет 55% от общего объема мировой экономики, а общий торговый объем составляет 60% от мирового объема торговли, объем торговли между Китаем и другими участниками Форума «Азия-Европа» составляет почти 50% от общего объема внешней торговли Китая, объемы инвестиции в Китай одно время составляли 50%. Несмотря на гибкий и свободный формат Форума «Азия-Европа», он имеет высокий статус, и уже стал площадкой для диалога и сотрудничества между азиатскими и европейскими странами, обладающей определенным стратегическим значением для установления сбалансированного глобального политического и экономического порядка, обладает сильной взаимодополняемостью в области рынка, рабочей силы, капитала и технологий, в связи с чем Форум также является важной экономической рабочей платформой Шелкового пути. В настоящее время реализуемый «Стратегический план сотрудничества Китая и ЕС на период до 2020 г.» придаст новый импульс развитию азиатско-европейского сотрудничества. 10-й Форум «Азия-Европа», проходивший в г. Милане Италии имеет историческое символическое значение, тема Форума «Построение ответственного партнерства для содействия устойчивому росту и безопасности», основным вопросом повестки дня стало обсуждение преимущественных направлений развития проекта «Один пояс, один путь». Форум «Азия-Европа» олицетворяет тесные экономические отношения между Азией и Европой, а также является важным механизмом сотрудничества для восполнения исторического искусственного разделения между Азией и Европой. Премьер Ли Кэцян присутствовал на Форуме «Азия-Европа» и выдвинул три конструктивных предложения: во-первых, необходимость совместного поддержания мира, безопасности и стабильного развития в Азии и Европе; во-вторых, совместно продвигать меры по обеспечению взаимной связи и взаимного сообщения, либерализации торговли и инвестиций; в-третьих, содействовать гуманитарному обмену и общественному развитию между странами Азии и Европы. Страны Азии и Европы должны продолжать культивировать и консолидировать сознание азиатско-европейского сообщества.

По сравнению с Экономическим поясом Шелкового пути проект Морской Шелковый путь 21 века более открыт и дивергентен, на первый взгляд он не так ясен или определен с точки зрения его географического положения, как сухопутный проект. На самом деле это не так, Морской Шелковый путь 21 века не только представляет собой морскую форму, неотделимую и взаимодополняющую проект экономического пояса Шелкового пути, но также имеет огромное самостоятельное значение и направление развития. Всемирно известный футуролог Джон Нейсбитт увидел еще одну важную тенденцию Морского Шелкового пути, то есть проект «Пояс и Путь» не только с помощью строительства «одного пояса» всесторонне активизировал сотрудничество между Европой и Азией, но также с помощью строительства «одного пути» сформировал и способствует развитию «экономического пояса Южного кольца». По его мнению, экономическое сотрудничество между Азией, Африкой и Латинской Америкой уже вышло за пределы простых двусторонних торговых отношений, сформировав еще одну сторону глобальной экономической интеграции, то есть страны Азии, Африки и Латинской Америки стали важными участниками сотрудничества в проекте «Экономический пояс Южного кольца». В частности, он нарисовал кривую линию, соединив такие страны БРИК как Россия, Китай, ЮАР и Бразилия, четко очертив контур «Экономического пояса Южного кольца».

Проект «Экономического пояса Южного кольца» объективно раскрывает структуру потенциального развития Морского Шелкового пути 21-го века, а также позволяет более ясно увидеть всестороннее и наполненное содержание «Пояса и пути». В то же время показывает безосновательность беспокойства некоторых людей по поводу выхода Китая в Индийский океан.

Очевидно, что с точки зрения общих усилий развития проекта «Пояс и Путь», экономический пояс Шелкового пути, к строительству которого мы сейчас приступаем и продвигаемый проект создания Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли можно также назвать глобальным «Экономическим поясом Северного кольца», эти две линии «Экономический пояс Северного кольца» и «Экономический пояс Южного кольца» (Южное и Северное кольца) в настоящее время непрерывно изменяют экономическую карту мира. Предложенный проект «Экономического пояса Южного кольца» в дальнейшем продолжил развивать общую морскую и сухопутную концепцию «Пояса и пути», то есть одна линия соединится с европейским наземным экономическим поясом Шелкового пути, другая линия соединится с морским экономическим поясом стран Африки и Латинской Америки, которые вместе образуют целостные рамки проекта «Пояс и путь», включающий в себя концепцию экономической глобализации и региональной экономической интеграции.

Можно сказать, что проект «Пояс и путь» представляет собой не только увеличение радиуса межэкономического регионального сотрудничества, но также наиболее подходящую форму и стратегический носитель для экономической глобализации и региональной экономической интеграции.

Стоит еще раз подчеркнуть, что основной и главной движущей силой «экономического пояса Южного кольца» являются страны БРИКС. Это было продемонстрировано в ходе визита председателя Си Цзиньпина в Латинскую Америку и его участие в Форуме Китайско-Карибское сообщество (КАРИКОМ), учреждение Банка развития БРИКС и первая министерская встреча Форума Китайско-Карибское сообщество (КАРИКОМ), состоявшаяся в Пекине. В прошлом при изучении вопроса стран БРИКС, в основном все обращали внимание на их высокие темпы экономического роста. Джим О’Нил при разработке концепции стран БРИКС, очевидно, также исходил из темпов развития и растущего влияния стран БРИКС на мировую экономику. С течением времени, по мере изменения мировой экономики, в процессе развития стран БРИКС также стали проявляться признаки корректирующих изменений. Отдельные исследователи стали давать пессимистичные оценки странам БРИКС и Китаю, Джим О ‘ Нил встал возражать, опровергая необоснованные нападки. Если бы он также мог подойти к вопросу формирования и развития «экономического пояса Южного кольца», его опровержения могли бы быть полновеснее. «Страны БРИКС» распределены по равномерной кривой линии, располагающейся в Европе, Восточной Азии, Южной Азии, Южной Африке и Латинской Америке, включая самые густонаселенные и крупные по площади страны мира, каждая из которых обладает собственными ресурсными преимуществами и промышленными мощностями. Хотя в настоящее время они сталкиваются с различными экономическими проблемами, однако их преимущество взаимодополняемости ресурсов не имеют аналогов в мире, они также обладают собственными силами регионального развития, являются лидерами регионального экономического развития и обладают определенным влиянием в региональном экономическом сотрудничестве.

В настоящее время, с января 2015 г. работает Евразийский экономический союз во главе с Россией, членство ЕАС постепенно расширилось с трех участников: Россия, Казахстан и Беларусь до Кыргызстана и других стран. Индия занимает центральное положение в Южно-Азиатском экономическом союзе. Южная Африка является основой формируемого Сообщества развития Юга Африки (САДК), Бразилия в свою очередь является экономическим центром Карибско-латиноамериканского сообщества. Китай развивает проект Экономический пояс Шелкового пути и дорожную карту Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли. Сами страны и их движущие силы представляют собой огромный потенциал для экономического развития, в дальнейшем повышение ценности их экономического развития будет огромным. Редкие рыночные особенности и мультипликативный эффект интеграции данных стран определяют их конечную ценность, отражают светлое будущее экономической глобализации и, в конечном итоге, отражают высшую стратегическую ценность концепции «Пояса и пути».

В июле 2014 г. при участии лидеров стран БРИКС министры финансов этих стран подписали соглашение о создании Банка развития БРИКС, которое также является историческим соглашением, направленным на содействие развитию экономического пояса Южного кольца. Страны БРИКС расположены на четырех континентах: в Азии, Европе, Африке и Латинской Америке. Они представляют собой новые силы в глобальной экономической системе, каждая из них обладает своими собственными ресурсами и моделью экономического развития, и у каждой есть сильное стремление к общему развитию. Цель Банка развития БРИКС – служить устойчивому экономическому развитию стран БРИКС и содействовать строительству инфраструктуры, что, естественно, будет напрямую способствовать развитию экономического пояса Южного кольца. Распределение прав акционеров Банка развития БРИКС осуществляется равномерно и не связано с коэффициентом ВВП каждой страны-члена, что является нововведением в механизме финансового управления.

Финансовая деятельность Банка развития БРИКС и Азиатского банка инфраструктурного строительства, который насчитывает 57 стран-учредителей, охватывает Экономический пояс Шелкового пути и Южный кольцевой экономический пояс, костяк которых составляют страны организации БРИКС, они будут координировать и взаимодействовать с другими международными финансовыми организациями, чтобы прилагать усилия для постоянного совершенствования и строительства глобальной инфраструктуры и структуры глобального экономического управления.

Уклонение и нейтрализация глобальных рисков

Стратегия развития «Один пояс, один путь» имеет долгосрочное и сильное практическое значение для устойчивого развития мира и Китая.

Председатель Си Цзиньпин отметил, что развитие – это «ключ доступа» к безопасности, постоянное продвижение строительства проекта «Пояс и Путь» открывает новые пути для уклонения и нейтрализации большого количества «глобальных рисков». По поводу одновременного запуска Европейским центральным банком европейской версии валютного стимулирования, т.е. американского валютного стимулирования, президент Обама объявил в своем послании о положении в стране, что Соединенные Штаты «вышли из тени кризиса», и выразил обеспокоенность по поводу экономической дифференциации. Европейский центральный банк запустил европейскую версию валютного стимулирования из-за «дефляции» в еврозоне, уровень инфляции -0,2%, что ниже целевого показателя 2%, а также ниже на 1% превалирующего показателя «дефляции». Количественное смягчение (валютное стимулирование) представляет собой инструмент для поддержания мягкой денежно-кредитной политики для стимулирования экономического роста, когда, в основном на рынок вводится большой объем ликвидности за счет покупки больших объемов облигаций, особенно государственного долга. Таким образом увеличивается кредитование, снижается обменный валютный курс, происходит стимулирование экспорта. В начале года, опять возобновился выпуск валютного стимулирования QE, чтобы справиться с негативным влиянием низких цен на нефть на экономический рост, Швейцария, Индия, Перу, Египет, Турция, Дания и Канада присоединились к «волне глобального снижения процентных ставок», Швейцария также осуществила меры по отвязке от евро. Вследствие этого, усилились опасения возникновения валютной войны. В значительной степени, это напоминает ситуацию, когда не вылечена еще старая болезнь, а уже добавилась новая болезнь. Влияние европейского количественного смягчения на Китай неоднозначно, это может смягчить последствия выхода США из режима количественного смягчения в связи с жесткой экономией, но также может вызвать встряску на валютном рынке и повлиять на международное движение капитала. У Китая достаточно иностранной валюты, и он сможет справиться с этой ситуацией.

Результаты анализа глобальной экономической ситуации за 2015 г. показывают, что страны по всему миру придерживаются разных взглядов. Согласно одной из точек зрения, на небе нависли темные тучи, и вскоре в мировой экономике должна случиться буря. В начале 2015 г., экономика ЕС впервые за пять лет испытала дефляцию, и до 2016 г. ей пришлось вливать 1140 миллиардов евро ликвидности и ежемесячно выкупать миллиарды евро государственного долга. Статистические данные по дефляции в Еврозоне вызывали опасения по поводу повторения экономического кризиси.

В экономике Еврозоны существуют свои проблемы, также имеется определенная степень неопределенности в тенденциях экономики США. Соединенные Штаты трижды насыщали экономику денежной ликвидностью, что привело к появлению достаточной ликвидности, большая часть которой была направлена на развивающиеся рынки, что привело к росту цен на активы, в случае падения цен на активы, это ударит по всем экономическим системам, одновременно создаст самый большой долговой пузырь в истории США. Кроме того, цены на нефть продолжают падать, и «сланцевый пузырь» тоже может однажды лопнуть. Финансовые активы для разработки сланцевой нефти и газа, в основном, поступают за счет высокодоходных «мусорных» облигаций, с непрерывным ростом обязательств по капиталам сланцевой нефти и газа, будет наблюдаться избыток предложения по поставкам нефти и газа, в случае повторного падения цен, это поставит под угрозу успешное развитие отрасли по добыче сланцевой нефти.

Но существуют и относительно оптимистичные точки зрения. Джим О’Нил, бывший председатель Goldman Sachs Asset Management и приглашенный исследователь в Брюссельском институте европейской и глобальной экономики, высказался о заявлении Международного валютного фонда (МВФ) о том, что в первые 10 лет 21 века среднегодовой рост мировой экономики составил 3.7%, в 80-е и 90-е годы 20 столетия он составлял 3.3%. За последние 4 года средний темп роста составил 3.4%. Это намного ниже ожидаемого, но на самом деле в последние годы сильно разочаровывала только Еврозона. Перспективы Японии, США и Великобритании выглядят более оптимистично. Средний темп роста в этих странах должен относительно легко превысить уровень последних 10 лет (включая пиковый период финансового кризиса). Кроме того, резкое падение цен на сырую нефть равнозначно значительному снижению налогов для потребителей, в связи с этим «меня смущает решение МВФ снизить прогнозы роста во многих регионах мира».

Мнение Всемирного банка на текущий момент также относительно оптимистичное, по прогнозам банка темпы экономического роста США в 2015 г. будут на 0.4% выше, чем в предыдущем году, и достигнут 3%. Банк основывается на том, что в Соединенных Штатах упал уровень безработицы, начала восстанавливаться обрабатывающая промышленность. Президент Обама в 2015 г. объявил в своем послании о положении в стране, что экономический спад в Соединенных Штатах закончился, некоторые СМИ также начали заявлять, что «экономика США открыла новое дыхание».

Однако многие экономисты в Вашингтоне не хотят быть слишком оптимистичными в отношении тенденций, преобладающих в настоящее время в экономике США. По их мнению, неравенство в США растет, а доходы среднего класса продолжают находиться в процессе стагнации и непрерывного сокращения. Фактически, Соединенные Штаты также сталкиваются с проблемой низкой инфляции или дефляционного давления, поэтому Федеральная резервная система США постоянно размышляет о вопросе повышения процентных ставок. В начале 2015 г. три месяца подряд в обрабатывающей промышленности США наблюдался спад. Экономистам пришлось снизить свои оценки годовых темпов роста.

Европейская комиссия также имеет свое мнение об экономических тенденциях в Еврозоне. В начале 2015 г. они повысили прогноз роста для еврозоны с 1.1% до 1.3%. Что касается риска дефляции, предполагается, что основной причиной дефляции являются низкие цены на нефть, которые сохранятся в 2015 г., но в 2016 г. снова ожидается рост цен на 1.3%. Что касается инвестиций, то в 2015 г. он также вырастет с 2.2% в 2014 г. до 3%, при этом самый быстрый рост будет наблюдаться в Ирландии (9.7%), в Греции (8.4%) и Великобритании (6. 9%). В 2016 г. в Греции ожидается рост до 15%. В настоящее время основными задачами, стоящими перед Евросоюзом и еврозоной являются борьба с дефляцией и снижение уровня безработицы.

Следует сказать, что все прогнозы основаны на своих принципах, но у всех существуют свои подходы, и все они являются линейными. На самом деле, перспективы экономического роста в значительной степени зависят от интенсивности проводимых реформ экономических структур. В начале 2015 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала отчет с результатами оценки реформ экономических структур, проводимых в различных странах, тема отчета называлась «Тенденции роста». В отчете отмечается, что реформы экономических структур Китая достигли значительного прогресса, что в основном отражается в проведении таких мер, как реформирование процентных ставок в целях защиты интересов вкладчиков, упрощение административного порядка рассмотрения и утверждения ввоза иностранного капитала, а также расширение доступа к рынку для частного капитала. В отчете подчеркивается, что на саммите G20 в Брисбене в 2014 г. было внесено предложение о том, чтобы мировая экономика увеличила объем производства на два процентных пункта в 2018 г., однако обязательным условием являлось проведение структурных реформ, поскольку ожидается, что реформы приведут к увеличению ВВП на душу населения еще на 10%, что эквивалентно увеличению среднего дохода на душу населения на 3000 долларов США. Однако в составе G-20 очень мало стран, которые приступили к реализации реформ, что является существующий на данный момент проблемой.

Настоящая валютная война может возникнуть в США. Политика повышения процентных ставок, проводимая Федеральной резервной системой США имеет два контрольных индикатора: во-первых, сохранение коэффициента безработицы на уровне от 5.2% до 5.5%, данный показатель уже приблизился к этому, другой индикатор – это уровень цен. В декабре 2014 г. цены в США упали на 0.4%, а уровень инфляции снизился с 2.1% до 1%. Тенденция роста инфляции стала ключевым фактором в принятии решения ФРС о повышении процентных ставок.

В контексте соперничества за смягчение денежно-кредитной политики повышение процентной ставки ФРС приведет к слишком быстрому укреплению доллара США, при этом конечный результат не будет способствовать восстановлению экономики США, таким образом, ФРС также столкнется с трудной дилеммой. «В начале 2015 г. индекс доллара США достиг нового максимума и вырос на 7% по отношению к евро. Хотя это явилось значительным стимулом для экономики США, однако это усугубило глобальные валютные потрясения. Позитивная динамика американского доллара представляет собой палку о двух концах, поскольку это влияет на возвращение экспортного производства на территорию страны. В 2014 г. торговый дефицит США достиг 505 миллиардов долларов США, увеличившись на 6%. Весьма вероятно, что они продолжат использовать манипуляцию обменным курсом в качестве оружия, тем самым ставя в затруднительное положение валюты стран с развивающейся экономикой, что приведет к «продолжению накала начавшейся валютной войны».

В 2015 году Государственное статистическое управление КНР опубликовало официальное сообщение «Обзор мировой экономической ситуации в 2014 г. и перспективы на 2015 г.», в котором утверждалось, что в 2014 г. в глобальном экономическом росте наблюдался спад, но ожидается, что 2015 будет лучше, чем 2014 г., в основном за счет увеличения внешнего спроса, что соответствует ускорению на 1.1 процентных пункта и росту мировой торговли на 4.5%, прогнозируемого Организацией Объединенных Наций. Однако в данном сообщении также отмечалось, что повышение процентной ставки ФРС приведет к тому, что страны с активно развивающейся экономикой окажутся перед трудным выбором.

В 2015 г. перед Китаем встал ряд серьезных проблем.

Во-первых, вопрос оценки тенденций темпов инфляции.

Во-вторых, Китай начал сталкиваться с проблемой ухода предприятий с иностранным капиталом. Например, такие бренды как Citizen и Microsoft планируют закрыть фабрики в Гуанчжоу, Дунгуане и Пекине, а такие компании, как Panasonic, Daikin, Sharp и TDK, готовятся вернуться в свои страны.

В-третьих, вопрос с тенденциями, складывающимися в отрасли недвижимости.

Одним словом, независимо от суждений об экономических тенденциях 2015 года или более длительного периода, существует совершенно очевидное общее понимание о существовании плюсов и минусов и неоднозначных факторов. В сложившейся ситуации, в целях уклонения и нейтрализации возможных «глобальных рисков», наиболее действенным и эффективным способом является совместное развитие в рамках проекта «Пояс и Путь». В общей тенденции экономической глобализации ни одна страна или регион не могут заботиться только о себе, целый ряд внешних факторов зачастую становятся внутренними. Только лишь «помогая друг другу» и укрепляя сотрудничество, мы можем выбраться из различных экономических проблем. Это утверждение верно как для развития Китая так и для других стран мира. В этом смысле стратегия развития «Один пояс, один путь» является лучшим решением для устранения экономических рисков.

С данным решением перекликается новая концепция под названием CIA, появившаяся в начале 2015 года. Данное название не является аббревиатурой Центрального разведывательного управления США, а сокращенное название трех стран – Китая, Индии и Соединенных Штатов. По данным некоторых исследователей, по расчетам на основе паритета покупательной способности, на эти три страны приходится 40% мирового ВВП и 65% прироста мирового ВВП. Они считают, что лидером этой «группы» являются США, а в наибольшем выигрыше окажется Китай. По прогнозам, Китай начнет новый цикл роста, потому что Китай в следующие два года планирует вложить 1 триллион долларов в фонды строительства инфраструктуры, вклад Китая в номинальный рост мирового ВВП в конечном итоге превысит вклад Соединенных Штатов, также будет увеличиваться скорость роста экономики Индии. В «тройке» CIA Китай и Индия являются важными членами стран БРИКС, с этой точки зрения эту развивающуюся структуру можно также назвать «ведущим локомотивом». Примерно с такими же результатами выполненного анализа Экономическая комиссия Организации Объединенных Наций по странам Латинской Америки и Карибского бассейна на «Первой министерской конференции форума Китайско-Карибское сообщество (КАРИКОМ)» заявила, что «Китай стал ключевым фактором в правильном понимании процесса глобализации».

Кроме того, имеются четыре вопроса, которые требуют постоянного отслеживания. Во-первых, продолжающееся снижение цен на нефть.

Во-вторых, повлияет ли глобальная «низкая инфляция» и дефляция еврозоны на Китай.

Третий вопрос заключается в выявлении ведущей роли одного из факторов современной «тройки»: инвестиции, потребление и внешний спрос.

Четвертый вопрос – ослабление международной торговли. Концепция «Один пояс, один путь» была предложена в 2013 г., и это было самое подходящее время. Начиная с 2013 г., в глобальной экономике стали появляться очевидные посткризисные симптомы, которые выражались в появляющейся дифференциации экономических тенденций в странах с развитой экономикой, частые торговые трения между развивающимися странами и странами с развитой экономикой, что в целом стало влиять на процесс экономической глобализации. Концепция «Один пояс, один путь» не только положительно повлияла на направление мирового развития со своими идеями мирного развития и совместного развития, но также пояснила представление о четких рабочих направлениях программы развития «пяти коммуникаций», таким образом, в короткие сроки превратившись в стратегическую платформу, способствующей процессу экономической глобализации и региональной экономической интеграции и стала важной программой ответных действий борьбы с постэкономическим кризисом.

Дэн Сяопин, главный архитектор реформ в Китае, говорил, что развитие остается непреложным законом вещей и явлений, инициатор проекта «Пояс и путь», председатель Си Цзиньпин сказал, что развитие – это «ключ доступа» к безопасности. Председатель Си Цзиньпин на Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии, состоявшемся в мае 2014 года, выдвинул важный тезис о том, что развитие является «ключом доступа» к безопасности, что является продолжением и совершенствованием идеи Дэн Сяопина о важности развития. Стратегическая концепция «Один пояс, один путь» о мирном и совместном развитии является важной стратегией и методологией фундаментального предотвращения и недопущения появления политических, экономических, социальных и связанных с ними рисков безопасности в глобальном масштабе.

Глава 2.Стратегия «Выход за границу»

ПОЛНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

Изменение модели экономического развития требует одновременной трансформации стратегии развития. На протяжении более 30 лет политика экономической открытости Китая постоянно улучшалась, что проявилось в реализации программ развития восточного побережья, подъема центрального региона, развития западного Китая и развития пограничных районов. Инициатива «Один пояс, один путь» явилась проектом большей открытости экономики Китая для глобального рынка версии 4.0. Китай перешел от стратегии «открытия страны» к стратегии «выхода из страны», к всестороннему развитию экономики открытого типа, что является путем усиления страны и обогащения народа нового уровня. Стратегия «привлечение зарубежного» и стратегия «выхода за границу» – это два фланга, обеспечивающие подъем экономики открытого типа. Китайские фонды и капитал сопровождают и поддерживают «выход за границу» китайских компаний, что отражает происходящие огромные изменения в позиции Китая в международном разделении труда и глобальной цепочке ценности.

Мировой рынок, осваиваемый Китаем версии 4.0

Стратегия развития «Один пояс, один путь» основана на точных и глубоких суждениях и выводах о внутреннем развитии Китая и международной экономике. С точки зрения внутреннего развития страны, для дальнейшего устойчивого развития Китая требуется разработка новой стратегии развития, требуется реализация трансформации стратегии развития в процессе проводимых экономических преобразований. Трансформация означает не только изменение способа экономического развития, но и модернизацию промышленности, также означает проведение глубоких и крупномасштабных реформ и всестороннюю открытость. Стратегическая трансформация подразумевает новые реалии в процессе экономического развития, даже играет решающую роль в новых реалиях экономического развития. Стратегическая трансформация – это не простое преобразование, это процесс наследования старого и открытия пути новому, процесс продолжения использования возможностей развития, расширения возможностей и создания возможностей при интеграции в мировую экономику для достижения более широкого цикла производственных факторов и распределения ресурсов. На протяжении более 30 лет политика экономической открытости Китая постоянно улучшалась, что проявилось в реализации программ развития восточного побережья, подъема центрального региона, развития западного Китая и развития пограничных районов. Инициатива «Один пояс, один путь» явилась проектом большей открытости экономики Китая для глобального рынка версии 4.0. Реализация программ развития восточного побережья, подъема центрального региона, развития западного Китая и развития пограничных районов явилась крупной трилогией политики реформ и открытости Китая, процесс экономической глобализации представляет собой процесс перехода от сотрудничества хозяйственных объединений небольшого масштаба и относительно больших экономических сообществ к сотрудничеству крупных межрегиональных экономических сообществ, данный процесс прошел три неравномерных этапа развития и теперь вступил в новую стадию углубления. Если сказать, что программа развития восточного побережья Китая являлась интеграцией экономическую глобализацию версии 1.0, а программу развития западного Китая, которая включала в себя программу «Восстановления Северо-Востока Китая» назвать версией 2.0, то проект «Пояс и Путь» является началом версии 4.0.

В начале проведения политики реформ и открытости Китая председатель Дэн Сяопин, главный архитектор этой политики, заложил отправную точку для возможностей развития на юговосточном побережье Китая, особенно в особой экономической зоне Шэньчжэнь, которая связана с Административным районом Гонконг, являющимся старым свободным портом, Дэн Сяопин одним движением запустил экономическую стратегию юго-восточного побережья. Факты свидетельствует о том, что это был далеко идущий исторический выбор, влияющий на общую ситуацию в целом. После более чем 30-летнего развития юго-восточные прибрежные районы Китая, включая провинции Гуандун, Фуцзянь, Чжэцзян, Цзянсу, Шаньдун, г. Шанхай и в последующем провинцию Хайнань стали первыми ключевыми областями экономического развития Китая, валовое экономическое производство этого региона составляет более половины от объема производства всей страны. Поочередно сформировались два золотых треугольника – «Дельта Жемчужной реки» и «Дельта реки Янцзы», ряд открытых прибрежных городов с высоким потенциалом роста также стали передовой линией открытости экономики.

С развитием восточных регионов, на какое-то время появилась тенденция перемещения сил на юго-восток страны, непрерывная «волна трудовых мигрантов» и перемещение различных ресурсов, в том числе различных факторов производства, таких как капитал, технологии, энергетические ресурсы, специалисты и рабочая сила, которые перетекали в развитые районы на юговосточном побережье страны, возникло небывалое в истории явление перемещения экономического развития в Шэньчжэнь и Хайнань. «Темпы развития г. Шэньчжэня» стали отражать темпы развития юго-восточного побережья и Китая. В этом процессе земля, ценный невозобновляемый ресурс освободилась от статуса традиционных сельскохозяйственных земель, превратившись в «земельные участки стратегического государственного назначения под управлением местных органов власти» и стала использоваться под промышленное назначение, для коммерческого использования, а порой земельные участки целых поселков и деревень использовались для постройки новых особых экономических зон и новых городов. Возникла новая небывалая волна «урбанизации», под нужды «урбанизации» было освоено огромное количество пахотных земель, сфера недвижимости развилась с нуля и продолжала расти с большой скоростью, распространяясь с юго-восточных прибрежных районов во внутрь страны, юговосточные прибрежные районы превратились в огромные районы промышленности и промышленных групп, на которые приходится от 12% до 16% ВВП страны.

Ареал отправной точки освоения восточной прибрежной зоны был небольшой, в основном, здесь была продолжена работа по перемещению промышленных мощностей из стран, окружавших восточное побережье Китая – из «четырех малых драконов», а именно из Японии, Сингапура, Тайваня и Гонконга, данный регион являлся одновременно и производственным сегментом и сегментом сбыта в цепочке добавленной стоимости самого высокого уровня в международном промышленном разделении труда и обладал такими особенностями как выполнение «переработки сырья иностранных заказчиков, изготовление изделий по полученным от них образцам, сборка продукции из их деталей и компенсационная торговля» и «размещение начального и конечного этапа производственного процесса (поставка сырья и сбыт продукции) на мировом рынке», развитая обрабатывающая промышленность, либо сборочная промышленность, низкое технологическое содержание, трудоемкость, но в сочетании с удобством и гибкостью в сотрудничестве, все это помогло завершить первоначальное накопление ресурсов и факторов юго-восточного региона. По мере спонтанной модернизации и дальнейшего развития промышленности на востоке страны в центральных и западных регионах стали активироваться идеи и желания людей об экономическом развитии своих регионов. В связи с этим стал возникать интерес к теории градиентного развития, то есть отправная точка развития с востока была основана на перемещении производств из Азиатско-Тихоокеанского региона «четырех малых драконов», и предполагалось, что согласно закону перемещения производств, следующим этапом будет перенос их в центральные районы страны и затем в западные регионы. Мало кто знает, теория направлений градиентного развития представляет по своей сути и экономическому значению, прежде всего, теория снижения ценностей, не полностью связана с географией. Таким образом, предполагаемый перенос трудоемких отраслей не происходит по графику градиентного развития, а возникает более сложное явление неравномерного развития.

В 2003 г. в шести провинциях центрального Китая в ответ на решение центрального правительства на фоне призывов к развитию, выступили с требованиями своевременного решения проблемы «оседания» экономического развития в центральных регионах. В итоге был достигнут определенный успех в решении проблемы «оседания» экономики центрального региона. Этот успех в основном объясняется определением критериев начальной точки и точек процессов, когда на местах взялись за строительство зерновых баз и угольных энергетических баз, занялись производством современного оборудования, экономикой замкнутого цикла, занялись работой по оптимальному распределению транспортных ресурсов «двух горизонтальных и двух вертикальных транспортных линий» – линия вдоль р. Янцзы, Лунхайская магистраль, ж. д. линия Пекин-Гуанчжоу и ПекинКоулун и развитие связанных с этими транспортными коридорами экономических зон. Позже этим объектам дали определение «три базы, один узловой пункт», помимо зерновой и угольной базы было добавлено строительство не менее важной базы водных ресурсов.

С точки зрения временной последовательности, освоение и развитие западного региона началось намного раньше, чем освоение центральных регионов страны, однако географические факторы, факторы наличия основных баз и условия окружающей среды сдерживали этот эпохальный проект. Все возлагали большие надежды на возможность обеспечить эффективный перенос промышленности и скопировать схему развития на восточной части страны, но все было намного сложнее.

Четыре юго-западные провинции не обладают сравнительными преимуществами для большого количества трудоемких производств, в то время как восточные регионы в целом по-прежнему обладают сравнительными преимуществами в трудоемких отраслях. Другими словами, после более чем двух десятилетий развития восточного региона ожидаемый перенос трудоемких производств с восточного побережья на юго-запад был очень медленным. В западной части страны также был свой метод развития и свои задачи, что не исключает наличие не совсем точной оценки собственных преимуществ.

Исследователи также обратили внимание на тот факт, что несмотря на снижение себестоимости трудоемких отраслей в восточном регионе, однако регион по-прежнему занимает важное место в разделении труда внутри страны и за рубежом. К тому же, удобное размещение рынков, уровень логистических и коммерческих затрат определяет участие восточного региона в международном разделении труда транснациональных компаний, модернизация промышленности происходит здесь неравномерно. Эффект агломерации промышленных кластеров сформировал полное разделение труда в производственной цепочке внутри кластера, поблизости можно найти профессиональные вспомогательные производственные услуги, которые могут сосредоточиться на каждом ключевом звене производственно-сбытовой цепочки, снижая затраты компании на закупки и транзакционные издержки, также достигается экономия от масштаба производства. В этом случае, даже в случае улучшения логистических условий в юго-западном регионе, однако этот регион не является регионом с трудоемким производством, к тому же он удален от конечных рынков, что не может быть привлекательным в глазах заказчиков. В более общем плане, после повышения стоимости рабочей силы в Китае и значительного снижения рентабельности корпораций, перераспределение промышленных предприятий направлено не только на центральный регион или же на запад страны, где имеются незначительные трудовые ресурсы, а располагаются в развивающихся странах и регионах с относительно плотным населением, расположенных вдоль маршрута морского Шелкового пути, напр., во Вьетнаме.

Связь между развитием восточной части и западной части страны представляет собой функциональную зависимость в многомерной перспективе. Теория градиента – это теория закона излучения трансформации и изменения экономических центров в большем экономическом радиусе, она не является простой экономической геополитической концепцией, для того, чтобы использовать ее в процессе переноса производства требуется большее количество предварительных условий. Более того, в будущем развитии экономического сотрудничества появятся различные способы экономического влияния и передачи, а также будут более сложные и эффективные комбинации.

Предложения о масштабном развитии западного Китая вносились с 1999 года. Несмотря на всесторонний анализ вопроса, на первоначальном этапе рассматривались вопросы возможности переноса излишков экономического развития из восточных частей на запад Китая. Однако более глубокая причина масштабного развития западного региона заключалась в несбалансированном региональном развитии.

В 2004 г. на основе результатов четырехлетней реализации программы развития западного региона государство выпустило соответствующие заключения о том, что слабым звеном, ограничивающим развитие западного региона является отсталая инфраструктура, не улучшается экологическая ситуация, остро стоит вопрос с недостатком водных ресурсов, существуют проблемы с невысоким уровнем образования, здравоохранения и с другими социальными сферами, требуется приложить большие усилия для решения текущих вопросов.

В качестве ключевых мер, необходимо вместе с ускорением строительства базовой инфраструктуры также реализовывать экологическое строительство и меры по охране окружающей среды. Также требуется создание нового механизма для привлечения иностранных инвестиций и поиска партнеров, который будет состоять из предприятий, постепенно ослаблять ограничения по допуску иностранных инвесторов в отрасли страхования, туризма, транспортного сообщения и других сфер обслуживания в западном регионе, для развития международной торговли и приграничной торговли.