banner banner banner
Инициатива «Один пояс, один путь»: китайский взгляд на глобальное развитие
Инициатива «Один пояс, один путь»: китайский взгляд на глобальное развитие
Оценить:
 Рейтинг: 0

Инициатива «Один пояс, один путь»: китайский взгляд на глобальное развитие


Что касается экологического строительства и защиты окружающей среды как отправной точки для развития западного региона, с точки зрения мер, связанных с экологическим строительством, необходимо увеличить темпы работ по восстановлению лесов и лугов на бывших пахотных угодьях, по восстановлению лугов на бывших пастбищах, защите лесов, работ по предотвращению песчаных бурь в Пекине и Тяньцзине, передаче пахотных земель под луга, лесонасаждения и т. п., усилить берегоукрепительные работы по берегам рек, вокруг озер и водохранилищ, проводить соответствующие работы в засушливых и полузасушливых районах опустынивания земель на севере региона, в зоне сильной почвенной эрозии на Лессовом плато, в зоне концентрированного карстового скалистого опустынивания на юге региона, в районах примыкающих к озерам в верхнем и среднем течении реки Янцзы, в районе истока рек на Цинхай-Тибетском нагорье и т. д. Продолжать работы по охране лесов и т.д., принимать последовательные меры, способствующие самовосстановлению экологической системы, эффективно защищать зоны, выполняющие важные экологические функции, уделять важное внимание разработке предложений и проектов рационального освоения и использования водных ресурсов, укреплять работу по строительству водосберегающих сооружений. Продвигать работы по комплексному управлению основными водными бассейнами, научно обоснованному использованию водных ресурсов и защите водоохранных зон. Принимать эффективные меры по предотвращению и контролю за загрязнением воды, продвигать работы по циклическому использованию сточных вод в качестве ресурсного сырья, рационально планировать размещение промышленных объектов с учетом несущей способности водных ресурсов и запрещать проекты с высоким потреблением воды в районах с дефицитом водных источников.

Государство также предложило проект строительства «пяти вертикальных и семи горизонтальных линий» скоростных магистральных линий на западе страны, рассчитанный на пять лет, к 2010 г. построить восемь магистральных линий в рамках программы «Развитие западного Китая», постепенно улучшать авиационную сеть с центральными аэропортами на магистральных линиях и второстепенных аэропортов, усилить работы речного судоходства, все это является основами для закладки фундамента.

Было внесено предложение об усилении работ по строительству интегрированной энергетической системы, в частности, был выдвинут курс регионального развития, в котором предусматривается комплексный подход к соединению магистральных линий, распространение полученного опыта на все остальные участки работ, опираясь на водные и наземные главные транспортные артерии, уделять особое внимание развитию ряда центральных городов, развивать важные экономические зоны, расположенные вдоль Лунхайской ж.д. магистрали, новой экономической зоны Ланьчжоу-Синьцзян, экономической зоны в верхней части реки Янцзы, экономической зоны «Наньнин-Гуйъян-Куньмин», таким образом формируя новые полюсы экономического роста.

За первые 10 лет реализации программы «Развитие западного Китая» были предприняты существенные шаги в рамках данной программы развития, помимо решения экологических вопросов, необходимо продолжать прикладывать долгосрочные усилия и делать практические шаги по внесению корректировок в структуру обрабатывающей промышленности.

Начались работы в сфере экологического строительства: за первые несколько лет с 2005 года было восстановлено лесов и лугов на 86 миллионах му сельхозугодий, 290 миллионов му пастбищ были возвращены под луга, было улучшено экологическое состояние в Национальном природном заповеднике Саньцзянъюань, стал повышаться уровень воды в озере Цинхай, самом большом соленом озере страны, в конце 2013 г. уровень воды поднялся до уровня 40 летней давности, увеличился объем воды в шести озерах на западе страны. Велись работы по предотвращению песчаных бурь в Пекине и Тяньцзине, после 2009 г. площадь опустыненных земель в четырех провинциях уменьшилась на 4 060 кв. км, степень лесного покрытия увеличился до 23.64%. Однако смотря с общенационального объема, показатель лесного покрова увеличился с 16.55% до 20.36%, что по-прежнему составляет менее 2/3 от среднемирового показателя, площадь лесов на душу населения составляет менее 1/4 от среднемирового показателя.

Китай является одной из стран мира с большой площадью опустынивания, с широким распространением и сложным типом опустынивания. По данным мониторинга, на конец 2009 г. площадь опустынивания на территории страны составляла 2 623 700 кв. км, площадь пустынных земель составляла 1 731 100 кв. км, что составляет 27.33% и 18.03% от общей площади земель в стране. Площадь эрозии почвы в Китае достигает 3.67 миллиона кв. км , что составляет 38.3% от общей площади страны. Территория опустынивания в основном расположена на участках передней линии Центральной Азии и передней линии степных территорий, районы с серьезной степенью эрозии почвы также находятся в бассейне Желтой реки в западном Китае, на юго-западном участке Шелкового пути также имеются большие площади каменистого опустынивания, преобразование которых является очень трудной задачей.

Китай является одним из 13 регионов мира с нехваткой водных ресурсов, в северо-западной части страны очень низкое количество дождевых осадков. Красноцветные почвенные отложения в юго-западной части, Лессовые плато в западной части и район внутриконтинентального бассейна относятся к типичным регионам с дефицитом воды.

В западном Китае относительно большие запасы минеральных ресурсов, но запасы минеральных ресурсов Китая на душу населения составляют лишь 58% от среднемирового показателя.

В 2010 г. работы по реализации программы развития западного Китая вступили на новый этап развития. Одновременно со строительством национальной базы энергетических ресурсов и базы переработки энергетических ресурсов, велись работы по экологическому строительству, были установлены участки защиты от опустынивания в северо-западной части, зоны охраны водных и почвенных ресурсов на Лессовом плато, водоохранные зоны Цинхай-Тибетского нагорья, зона каменистого опустынивания на юго-западной части, также важные экологические лесные функциональные зоны. В процессе сохранения экологических функций данных объектов и проведения строительных работ принимались меры по предотвращению ухудшения состояния окружающей среды. В области строительства транспортных объектов, предлагается строительство сети скоростных автомагистралей «пяти горизонтальных и четыре вертикальных линии» для соединения востока, запада, юга и севера страны и формирования международного коридора «четыре выхода» в СевероВосточную Азию, Юго-Восточную Азию, Центральную Азию и Южную Азию.

Надо сказать, что со временем все отчетливей прорисовывается идея программы развития западного Китая, однако в долгосрочной экономической стратегии сохраняются глубокие противоречия.

Отраслевая цепочка ценностей в тяжелой химической промышленности относительно длинная, также относительно высока добавленная стоимость производственной эффективности, западная часть страны относительно богата природными ресурсами угля, нефти и газа, что привело к активному развитию данных отраслей, особенно на северо-западе страны, в одно время бурно развивались отрасли по сжижению угля и угольно-химическая промышленность.

В связи с наличием ресурсов и с учетом местоположения важных транспортных пунктов на западе страны, государству необходимо было создавать базы энергетических ресурсов и базы по переработке энергетических ресурсов в важных узловых районах и там, где позволяют условия развивать производство высокотехнологичного оборудования, все это составляло важные стратегические положения для промышленного развития. Что касается выше упомянутых сдерживающих факторов, то с ними можно справиться различными способами, однако из-за долгосрочного влияния, оказываемого моделью масштабного экономического развития, в том числе чрезмерная зависимость от тяжелой промышленности, которая обладает высокой ценностью, но и высоким уровнем потребления в рамках производственной структуры, существует не только серьезная трата ресурсов, но также непропорциональный дисбаланс между затратами и выпуском.

Конечно, дело не в том, что в западном регионе нельзя развивать проекты, связанные с ископаемыми энергоносителями и тяжелой химической промышленностью, однако при их реализации требуется серьезное обоснование и прохождение строгой экологической оценки. Например, район Юйлинь провинции Шэньси является одним из семи крупнейших угольных месторождений в мире. Запасы угля только в уездах Юян, Шэньму и Фугу составляют более 100 миллиардов тонн, тип угля низководный, малозольный, с низким содержанием серы, и относится к стандартному углю с высокой теплотворной способностью. Также эти районы относительно богаты водными ресурсами, являются узловыми районами для транспортировки угля с запада на восток, переброски электроэнергии с запада на восток, переброски газа с запада на восток и представляют собой районы приоритетного развития. Но пусть даже в таких важных стратегических районах, здесь также уделяют большое внимания отраслям по производству новых углеродных материалов «полукокс», обладающих самостоятельной интеллектуальной собственностью. Вторичные ограничения по охране экологической среды и ухудшение состояния окружающей среды в разной степени повлияли на районы Китая вдоль Великого Шелкового пути.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 20 форматов)