banner banner banner
Александр Новиков
Александр Новиков
Оценить:
 Рейтинг: 0

Александр Новиков


Ну что ж, вернетесь домой, передавайте привет Александру Васильевичу от москвичей!

А вы-то там видите Аллу Пугачеву или Софию Ротару. Очень они нравятся! Кланяйтесь им от екатеринбуржцев.

Всенепременно, когда встречусь с ними на улице.

(Респонденты: мужчина и женщина в возрасте 40 лет, рабочий и служащая).

Респонденты около пятидесяти из других городов и весей (Алтай, Воронеж, Санкт-Петербург и Ленинградская область) задумываются, но после напоминания о «Вези меня, извозчик» воодушевленно кивают головами и некоторые припоминают: «Он еще всегда в белых костюмах».

«Вот-вот», радуюсь я, «а еще с перстнем».

Приветливый отельный нубиец-секьюрити неопределенного молодого возраста слушает песню «Любимая» и покачивается в такт мелодии. «Про что песня?» – спрашивает он на египетском английском. «Хабиби» – отвечаю я. Он улыбается белозубой улыбкой и остается очень довольный переводом. Слава Богу, «Вези меня, извозчик» он не знает!

Итак (выражаясь научным языком), что можно сказать, основываясь на результатах проведенного междугороднего и даже международного микросоциологического исследования на берегах египетской Венеции Эль Гуны в марте 2014 года?

Да то, что, к большому сожалению, задача, поставленная перед соответствующими структурами в 1984 году, выполнена, но не в той мере, которая предполагалась. Александр Новиков оказался слишком крепким орешком. Колоссальный успех альбома «Вези меня, извозчик» удалось со временем приглушить и перевести в настоящем для нецелевой аудитории в яркое, но воспоминание. Современное творчество знает целевая аудитория, люди любых возрастов из разных слоев общества, адаптированные к настоящей поэзии.

Огромное спасибо Александру Васильевичу, что благодаря своим неординарным способностям и необыкновенной силе духа он выстоял и написал еще столько замечательного для настоящих ценителей.

А вот теперь пришло время поговорить о ненапечатанном интервью «Российской газете», размещенном на сайте Новикова. Впечатление такое – некорректные и иногда обидные вопросы и спокойные, рассудительные ответы.

Как всегда, обязательное воспоминание о незаслуженно-тяжелом периоде жизни. Наверное, чтобы не забывали, что еще при «Царе Горохе» Новиков словами его же песни «был приписан в урки». Сработал принцип Жиглова: «Запомни, Шарапов, незаслуженных наказаний не бывает». Не надо было сочинять и записывать «Извозчика». Но Новиков сам говорит, что по-другому события тех лет он просто не может себе представить. «Извозчик» был бы записан независимо от любого варианта исхода.

А, между прочим, обычные люди, а не заинтересованные исследователи биографии, про тот период и не знают ничего. В те годы, независимо от судьбы автора, музыкальные композиции жили своей отдельной вполне успешной жизнью. Так нет же, надо напомнить, как у Высоцкого «железом по стеклу». Да не на того напали!

Или еще вопросы про возраст, про возрастную категорию поклонников, про переход на прозу, потому что стихи уже не пишутся. Как у корреспондентки язык только повернулся, такое зачитывать с бумажки. Похоже, сочинители вопросов имеют весьма отдаленное представление о стихах и песнях, количество которых перевалило за триста. А насчет новиковской пронзительной прозы, так пусть бы адресовали такой вопрос Александру Сергеевичу Пушкину по поводу его Капитанской дочки, Станционного смотрителя или Пиковой дамы.

Однако, Александра Васильевича защищать не надо! Как сказал его сын в телепередаче Оксаны Пушкиной: «Пусть еще сначала кто-нибудь попробует его обидеть».

Всегда казалось, что в разговорах об успехах Государственного Уральского Театра Эстрады все-таки есть элемент преувеличения. Началось-то все со скандала с «Голубым щенком» и сменой почти всего личного состава театра, что также не пропущено в интервью. Но египетская точечная социологическая выборка показала, что екатеринбуржцам теперешний театр очень нравится, а часть из них даже предполагает, что построен он самим Новиковым. К цитате из Новикова: « Все-таки у русского народа чистая душа» я бы добавила «и ясные глаза».

Так что же, рассказ о театре, по его словам, «с налетом хвастовства» оказывается чистой правдой, подтверждая еще и художественно-организаторский талант?

А теперь самое интересное, про новую песню «На палубе горланят караоке». Не знаю, ставит ли Радио Шансон ее в эфир после премьерного дня, но наслушаться ее вдоволь можно на официальном сайте. За что отдельное спасибо! Как же в стихах все точно выверено: пронзительная лирика, гражданская позиция, завуалированная в припеве, точность определений и глаголов. Скрипучие мачты озвучены музыкальной темой посередине куплета. Она предопределяет философские размышления, которые никак не угадывались в характере песни, и которые прерываются залихватским рефреном « А палуба сгорланит караоке, куплеты, от которых лезть в петлю». Именно сгорланит – глагол совершенного вида. А чего стоит композиция:

И в небе, сплошь утыканном свечами,

Задувши только грешную свою……

Именно, «задувши». Только бы хотелось возразить против задувания свечей. Мы по всему Божьему миру, где оказываемся, зажигаем свечи «За здравие». Вот теперь горят такие свечи и в Монастыре Святого Антония, и в Монастыре Святого Павла в восточной африканской пустыне. Ну да ладно, хочется человеку «задувши», да еще такому человеку, пусть. Уж очень необычно красочный поэтический образ! Поскольку количество свечей пополняется, одну задуть для красоты песни не повредит.

Очень талантливая песня, прямо какая-то ступень по дороге вверх. Насчет еще одного изумруда в короне я уже писала. Чувствуется уверенное мастерство и острота восприятия мира.

Пятого апреля все мы ждем концерт Шансон года в Кремле. Так сказать, наш Шансонный Оскар. Если в программе выступления Александра Новикова будет предполагаться исполнение еще одной песни кроме победителя – Окурка, очень хочется, чтобы он рискнул исполнить вот эту свою самую новую. Конечно, к ней еще не привыкли, но ведь надо приучать. Безусловно, спеть такую песню на таком концерте сможет только Александр Васильевич с его решительностью и бесстрашием.

Не могу удержаться от сравнений. Пожалуй, имя нашего героя можно поставить в один ряд с такими знаменитыми именами французских шансонье как Шарль Азнавур, Жак Брель и Джо Дасен. Хотя по песням видно, что Париж-то он не очень жалует. И фонари в Париже « и тускней и жиже» да и «голуби летают ниже». Ну да тем не менее.

В заключении на основании проведенных исследований сделаем довольно неожиданный вывод, чем и оживим повествование!

В путешествиях по Египту наш гид сказал: «Как известно, принадлежность государства к определенной части света определяется местонахождением его столицы». Я была удивлена, мне такое утверждение было неизвестно, но показалось вполне логичным.

У огромной евразийской России с этой точки зрения можно выделить три столицы. Две европейские и одну азиатскую.

И какие же поэты могут добавить сияния в их гордый облик? По нашей версии:

Санкт-Петербург – это Александр Сергеевич Пушкин

Москва – это Сергей Александрович Есенин

Екатеринбург – это Александр Васильевич Новиков

Борт Боинга-747-400

Зоны турбулентности над Средиземным

АЛЕКСАНДР НОВИКОВ –

Шансон Года 2014

Вот он, Оскароносный Шансон Года 2014! Гремит литаврами военного оркестра и оглушает ударными великолепного Фонографа Сергея Жилина. Наконец-то, дождались! Две пары очаровательных ведущих появляются на сцене тринадцатой церемонии вручения премии Шансон года. Сразу же думается: «Ну, конечно же, тринадцатой». Но звучит музыка, бросаются в глаза красивые, почему-то неяркого цвета, платья Анны Кавериной и Александры Хайрулиной.

Выходит, что по определению Виктора Пелевина, я сегодня выступаю в роли «Смотрящего по шансону». Ну что ж, начнём!

Шикарное оформление сцены, прожектора бьют в глаза, огромные телевизионные камеры и охранники закрывают часть сцены и мешают смотреть. На «разогреве» поёт молодой исполнитель, а дальше сбой. Шоковое выступление Сергея Трофимова. После песен он говорит, что только что прилетел из дальних стран, очень устал, но не смог не прийти на Шансон. Лучше бы он отпросился. Я до сих пор не верю, что слушала знакомые хорошие песни в таком авторском исполнении. Успокоимся на том, что наш дорогой Трофим был просто не в форме.

После такого старта как-то ставится под сомнение выход Александра Новикова на эту сцену. Тупо хочется уйти, но друзья просто виснут на руках и говорят, что за такие деньги нужно сидеть, даже если наступит скоропостижный потоп. Я немножко успокаиваюсь, утешая себя мудростью братьев Вайнеров, что «место встречи изменить нельзя». Уверенность крепнет, потому что уж если Новиков обещал, то выступит обязательно.

А пока в зале озвучивается плановая афиша церемонии – давайте – ка «вдоль по памяти».

Благотворительный концерт 1991 года – все средства на постройку Храма на крови в Екатеринбурге. Театр Эстрады. Высоченный и худой Александр Новиков в футболке c английскими словами, одно из которых социализм, кланяется со сцены Московского театра Эстрады легендарному Борису Брунову. Причем король театра Эстрады сидит на подставленном сбоку в первый ряд стульчике. Господи, какой же Новиков на подъёме. Как все присутствующие слушают «Ожерелье Магадана» и «Люблю Айседору Дункан»! Как он поёт, по его словам прибывший «только что из клетки»! У всех в зале по обе стороны рампы эйфория свободы, молодости и больших надежд! Прекрасный друг-режиссёр Котельников снимает целый фильм по мотивам концерта и дарит нам золотую возможность путешествия во времени.

Но пора возвращаться в настоящее. Здесь концерт идёт своим чередом. Представляются и поют известные шансонные артисты. Удивительно приятным выглядит Жека (Евгений Григорьев). Балагурит Валерий Курас почему-то в компании со своим спортивным грузинским тренером, молодой Михаил Бублик развлекает запоминающимся хитом.

Ирина Круг зажигает 10 торшеров в длинном чёрном платье, и кажется, что это в память о своём великом супруге. Она поёт нравоучительную песню, получает премию и быстро уходит.

Перечень выступивших артистов все длиннее, а того, единственного, всё нет.

И вот оно, «чудное мгновение»! Как в его песне: «Уж если есть на свете чудное мгновенье, я сразу понял: это именно оно». Наш герой представлен автором-исполнителем и покорителем женских сердец. Справедливо только второе. Ведущие объявляют: Александр Новиков!

Мгновения застывают. Из темной глубины центра сцены Кремлёвского дворца появляется высокий мужчина в белоснежном костюме, оттенённым демократичной рубашкой в леопардовом стиле. «Ой,» – думаю я – «Повзрослел»! А потом прихожу в себя. Ведь концерт в театре Эстрады, упоительно просмотренный в Интернете между построением финансовой модели и написанием экспертного заключения, закончился совсем не вчера, а 23 года назад. Но посвященные-то и сегодня видят, что это тот же парень из 1991 года, только значительно серьёзней. Ну, спеть, да думаю, ещё лучше, «Люблю Айседору Дункан» ему запросто, только сейчас перед ним стоит другая задача.

С самого начала концерта вяло аплодирующий зал выжидает, что же произойдёт дальше. Но Новиков, как всегда, умело руководит, (типа того – делай, как я), и гремят аплодисменты. Праздник Шансон Года как-то скромно отодвигается в тень, уже нет ни ярких декораций, нет слепящих огней, нет главных ролей у хозяев церемонии.

А есть поэт, писатель, композитор, блестящий артист и певец с бархатным баритоном на низких нотах, который в своем знакомом огромном зале встречается со своей публикой.

Он обращается напрямую к притихшим зрителям. Мы слушаем алаверды в свой адрес и боимся пропустить хотя бы одно слово. И понимаем, что всё это правда. Что он правда благодарит нас за тепло и улыбки, за нашу любовь и постоянство и, что он правда отвечает нам тем же. Что он недосягаем и очень близок. Как в Маугли у Киплинга: «Мы одной крови! Екатеринбургский принц с курильского острова Итуруп, сын отважного лётчика и тёмноволосой красавицы с прекрасными глазами. Москвичка в пятом ряду, дочь блестящего полковника и звонкоголосой калужанки с берегов речки Угры, чьи воды бегут по промытым камушкам и звучат как гитарные струны.

И ещё сто сорок миллионов на бескрайних просторах Родины.