Кроме того, тренеру необходимо осведомлять молодых футболистов об общем здоровье. Это необходимо молодым игрокам для получения знаний о личной гигиене, спортивной диете, так как эти факторы в состоянии предупредить болезни и травмы.
Спортивная медицина в кооперации с клубами и ассоциациями призвана обеспечить тренеров необходимой для молодых футболистов информацией об основах и дальнейшем развитии их спортивной практики.
ВыводИсходя из выше изложенного, можно отметить, что координация, скорость движения, сила, выносливость, пубертатный взрыв в развитии, период полового развития, биологический возраст и тренировочные мотивации напрямую зависят в обучении технике и тактике ударов в игре головой в опорном и безопорном положении.
Тренеру нужно понимать и разбираться в этих физиологических и психологических закономерностях, которые влияют на обучающихся на разных этапах подготовки.
Тренер будущего должен четко разбираться в методике обучения юного футболиста и должен знать, как отвечать на вопросы: зачем, когда и для чего он обучает, закрепляет и совершенствует те или иные навыки, при этом видеть и разбираться в однородности своей группы, обучаемости каждого воспитанника и возможности переноса качественного навыка на соревнованиях разного уровня.
Предпосылки к выявлению способностей
Особенности игровой деятельностиЗанятия футболом предъявляют к спортсменам высокие требования. Они связаны с овладением техникой, тактикой игры, повышением функциональных возможностей организма, значительными энергозатратами в процессе занятий, физическими и психологическими нагрузками в ходе состязаний.
Игровая деятельность футболистов сопряжена с мгновенным решением различных по сложности задач, умелым взаимодействием с партнерами в обстановке непрерывного противоборства с соперниками. Она требует от каждого спортсмена высокой помехоустойчивости в условиях постоянного психологического напряжения, связанного со значимостью матча, неблагоприятной погодой, слабой освещенностью поля, реакцией зрителей, счетом в игре и т. д.
Изучение литературы, наблюдения позволили представить, какие требования выдвигаются перед игроком при игре головой, а именно: точная оценка пространственно-временных характеристик полета мяча, высокий уровень прыгучести, точность в выборе момента удара и места приложения силы.
Успешность овладения той или иной профессией, родом деятельности, эффективность решения производственных, спортивных задач у людей неодинаковы.
Известно, что люди отличаются уровнем одаренности и способности. Один может проявить себя в литературе, другой – в музыке, третий – в спорте. Человеческая деятельность многообразна, и любой ее вид осуществляется при помощи комплекса способностей. К. К. Платонов (1972; 1974) подчеркивает, что сложная деятельность требует от личности сложных способностей.
В структуре способностей следует различать следующие компоненты:
– основные способности (без них данная деятельность не может быть эффективной, и их нельзя компенсировать другими компонентами);
– дополнительные способности (существенные, но не обязательные, которые можно компенсировать);
– сопутствующие способности (проявляются в виде компенсаторных способностей).
Вне деятельности способности не проявляются, а существуют лишь свойства личности, в которых заложены потенциальные возможности развития способностей (К. К. Платонов, 1974). При этом каждая деятельность связана с преимущественным проявлением тех или иных способностей и их сочетаний. Обнаруживая себя в деятельности, способности развиваются тем быстрее, чем лучше социально-экономические условия жизни человека.
Но все способности и не у всех развиваются равномерно. В каждой способности заложена не у всех одинаково выраженная способность второго порядка – способность её развития. Врожденными предпосылками способностей являются задатки (анатомо-физиологические особенности организма). И они неодинаковы в качественном отношении у различных людей. Нетрудно предположить, что обладание комплексом определенных для избранной трудовой или спортивной деятельности задатков и способностей создает благоприятные предпосылки для высокопроизводительного труда, высоких достижений в спорте. Иначе говоря: для того, чтобы успешно решать задачи в спортивной деятельности, и в частности в футболе, человек должен удовлетворять определенным требованиям, обладать какими-то качествами. При этом очень важно то, что требования, предъявляемые человеку видом спортивной деятельности, – это требования объективные, сложившиеся при участии и при воздействии человека (С. С. Грошенков, 1968; К. М. Гуревич, 1970).
Итак, для того чтобы успешно осуществлять ту или иную деятельность, человек должен обладать задатками, способностями и, что очень важно, – способностями второго порядка. А это означает, что при спортивном отборе надо четко представлять требования к конкретному виду спортивной деятельности. По мнению Н. И. Мейзеля, В. Д. Небылицина, Б. Н. Теплова (1964), знание структуры рабочих операций и практических требований, предъявляемых данным видом деятельности, составляет необходимое предварительное условие проведения квалифицированного отбора лиц для её осуществления. Все это наводит на мысль о том, что необходимой предпосылкой успешного отбора к спортивной деятельности является знание условий, специфики работы, выявление комплекса способностей, обеспечивающих ее высокую эффективность. Можно предположить, что и занятия футболом ставят перед человеком частные задачи, которыми сполна может соответствовать не каждый человек.
Таким образом, важными условиями квалифицированного отбора к занятиям футболом являются:
а) ясное представление специфики двигательной деятельности;
б) понимание практических требований, предъявляемых данным видом спорта к организму человека, его личности;
в) выявление способностей, обеспечивающих высокий уровень достижений в футболе.
Для того чтобы продолжить рассмотрение вопроса, необходимо уяснить, что следует понимать под способностью к футболу. Изучение проблемы способностей в спортивной деятельности позволяет ответить так: под способностью к футболу следует понимать индивидуально-психологические особенности личности, отвечающие требованиям игровой деятельности и обуславливающие (при прочих равных условиях) успешное овладение в возможно короткий срок техникой, тактикой игры, быстрое совершенствование в них, поступательное развитие физических качеств, интеллектуальных способностей, помехоустойчивости к факторам внутреннего и внешнего характера.
В структуре способностей к футболу, на наш взгляд, необходимо выделить следующие основные компоненты: физические способности, создающие благоприятные предпосылки для достижения высокой эффективности в игровой деятельности; функциональные способности работать на высоком уровне, точно оценивать пространственное – временные и силовые характеристики движений; способность к быстрому овладению приемами игры и рациональному их применению в условиях состязаний; оперативность мышления и способность к творчеству; способность к вероятному прогнозированию событий в игровой обстановке; игровая активность и агрессивность; помехоустойчивость; способность осмысливать и критически оценивать результаты собственной тренировочной и игровой деятельности, а также находить пути самосовершенствования; устойчивость к заболеваниям простудного характера.
Все способности людей связаны с другими особенностями личности, они, по словам А. М. Изуткина (1968), обусловлены как наследственными задатками, так и воспитанием. Значит, при отборе следует принимать во внимание наследственные факторы.
Способности могут меняться. Касаясь их динамики, тренерам необходимо различать яркость проявлений и, что особенно важно, темпы дальнейшего развития.
Не все способности и не у всех людей развиваются равномерно. Чрезвычайно важно помнить, что не отдельные способности как таковые определяют возможности, а лишь своеобразное их сочетание, которое характеризует данную личность (Б. М. Теплов, 1961; К. М. Гуревич, 1970). Важно и то, что различные способности не просто сосуществуют независимо одна от другой. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей. Например, в футболе способность быстро осмысливать информацию тактического характера и программировать последующие действия, по-видимому, зависит от способности прогнозировать события, ясно и полно воспринимать обстановку.
Проводя отбор, нельзя не обратить внимание на то, что одним из важнейших индикаторов способностей человека является степень превращения имеющихся знаний в способы получения новых знаний и умений (Л. И. Анциферова, 1969). Это положение целиком относится и к футболу.
Известно, что недостаточно развитые одни способности могут компенсироваться другими, высокоразвитыми у данного человека способностями. Рассматривая игровую деятельность футболистов, мы замечаем, что она состоит из ряда взаимосвязанных между собой операций, действий. При этом, как правило, одним футболистам лучше удаются одни технические приемы, другим – иные. Не все футболисты в равной степени владеют отдельными технико-тактическими приемами игры, и это не мешает многим из них успешно действовать в соревнованиях. Наблюдения показывают, что отдельные недостатки в технике владения мячом компенсируются высоким уровнем скорости, выносливости, умением мгновенно оценивать игровую обстановку и разумно действовать в соответствии с ней. И, несмотря на то, что до сих пор не выяснено, насколько та или иная черта может компенсироваться другой, несомненно, что в футболе существуют такие требования к спортсменам, без которых становится невозможной учебно-тренировочная и игровая деятельность. Так, вряд ли сможет надежно охранять ворота низкорослый вратарь, к тому же не обладающий достаточной прыгучестью и способностью предугадывать действия соперников. По-видимому, эти недостатки вратаря невозможно компенсировать другими высокоразвитыми качествами и способностями. Все это приводит к мысли о том, что при отборе подростков к занятиям футболом нельзя не считаться с тем, что существуют некомпенсируемые или с трудом компенсируемые требования личностного характера.
Практика показывает, что не все футболисты в силу индивидуальных особенностей в равной степени отвечают комплексу необходимых требований. Некоторые недостатки в физическом развитии, уровне двигательных качеств и технико-тактической подготовке могут компенсироваться. В таких случаях правомерно говорить о компенсируемых требованиях. Можно предположить, что у полевых игроков абсолютно некомпенсируемых требований нет. Так, недостаточная скорость передвижения защитника может в известной степени компенсироваться быстротой и правильной ориентировкой, разгадыванием замысла соперников, умелым выбором позиции и хорошей техникой отбора мяча, умением играть головой в воздухе. Недостаточная выносливость центрального нападающего нередко компенсируется высокой стартовой скоростью, хорошим ударом, умелым выбором позиции для получения мяча и завершения атаки. Кроме того, практика игры свидетельствует, что некоторые личностные недостатки отдельных футболистов в уровне развития двигательных качеств, физической, технико-тактической подготовленности зачастую компенсируются за счет взаимопомощи партнеров, высокой игровой дисциплины, хорошей организации игры.
И все же при отборе подростков в специализированные школы нельзя не учитывать того, что низкий уровень физического развития, двигательных качеств, задатков и способностей ограничивает перспективу подростков в достижении спортивного мастерства.
Обучение техническим (технико-тактическим) действиям
Техника футбола представляет собой совокупность специальных приемов, используемых в игре в различных сочетаниях для достижения поставленной цели. Технические приемы – это средства ведения игры. От того, насколько полно владеет футболист всем многообразием этих средств, как умело и эффективно применяет их в рамках правил для решения конкретных тактических задач в вариативных условиях, зависит успех игрока на поле.
«Чем умнее и образованнее футболист, тем в большей степени он готов к творчеству на зеленом поле», – Виктор Маслов.
В игре футболист действует по ситуации. В тренировочных упражнениях – по заданию.
В игровой деятельности при противодействии игроков команды соперника, а часто и прогрессирующем утомлении, во многом зависит возможность достижения высоких спортивных результатов. Искусное владение техникой – неотъемлемая часть всесторонней подготовки и гармоничного развития футболистов.
На всех этапах многолетней тренировки идет непрерывный процесс обучения технике футбола и ее совершенствованию. При этом основными задачами технической подготовки являются: прочное освоение всего многообразия рациональной техники, разностороннее владение техникой и умение сочетать в разной последовательности технические приемы, способы и разновидности, эффективное и надежное использование технических приемов в сложных условиях соревновательной деятельности.
Техника влияет на все стороны подготовки футболистов. Учитывая, что физиологической основой техники являются координационные способности, развитие одного или другого аспекта все равно способствует росту уровня исполнительского мастерства.
Другими словами, улучшая технику, повышаем координационные способности; развивая последние, расширяем технические умения. Между техникой, с одной стороны, и развитием кондиционных двигательных качеств морфофункциональными и психологическими особенностями футболистов – с другой, существует органическая взаимосвязь.
Чем выше уровень развития кондиционных двигательных качеств, тем больше возможностей для совершенного овладения техникой и ее реализации, и наоборот, чем выше техническое мастерство, тем лучше реализуются кондиционные двигательные качества. Вместе с тем при использовании двигательных заданий, направленных преимущественно на развитие и совершенствование двигательного аппарата, должен соблюдаться принцип необходимого и достаточного.
Так, если недостаточно развиты сила, быстрота, выносливость мышц, требуемые для того, чтобы выполнить конкретный прием, нельзя ожидать качественного его исполнения. Когда кондиционные двигательные качества находятся на достаточном уровне, наверно, нецелесообразно тратить время на то, чтобы поднимать их еще выше. Они необходимы на том уровне, которого требует футбол.
Чрезмерное развитие гибкости, например, может отрицательно сказываться на технике. Увлечение развитием общей выносливости футболистов, стремление поднять их дыхательные способности до уровня лыжников или бегунов-стайеров отнимает время для совершенствования техники и точности. Принято считать, что если повысить уровень физической готовности футболистов, то возрастет эффективность их действий с мячом в тренировках и играх.
Однако само по себе развитие быстроты, силы и выносливости не даст прибавки в техническом мастерстве. Наоборот: например, при увеличении уровня силовых и скоростных способностей структура движений игрока при взаимодействии с мячом может значительно измениться. Поэтому проблема адаптации техники к изменяющимся кондиционным двигательным качествам при использовании развивающих режимов тренировки приобретает в футболе важное значение.
Адаптация техники к изменяющимся кондиционным двигательным качествам и функциональным возможностям может рассматриваться для тех случаев, когда для физической подготовки используются:
• средства футбола (двигательные задания с мячом);
• неспецифические средства.
При развитии функциональных возможностей и кондиционных двигательных качеств средствами футбола на первый план выходит проблема переноса тренированности в точности двигательных действий. Здесь главное, чтобы двигательные задания имели строго специализированный характер с точки зрения условий соревновательной игры.
Под специализированностью понимается близость тренировочных упражнений к игровым условиям. Основными показателями ее являются:
1. Координация работы мышц.
2. Кинематика и динамика движений (совпадение по форме, скорости, усилиям).
3. Функциональное состояние футболиста. Если хоть одно из данных условий не соответствует игровым, двигательное задание нельзя считать полностью специализированным.
Наблюдая современный футбол, мы видим, что такие качества, как скорость бега футболистов и объем выполненной физической работы, уже много лет как стабилизировались, и дальнейшего развития футбола в этом направлении не предвидится. Физиологически футболист не может выполнить гораздо больший объем той физической работы, которая выполнялась и полвека назад. Попытки добиться существенного успеха увеличением объема двигательной активности футболистов в долгосрочной перспективе успеха не принесли.
Футбол – это не соревнование в количестве «набеганных километров», как это было раньше, когда мастерство футболиста определялось объемом выполненной физической работы и скоростью его перемещения по полю. Какая польза в скорости, если быстрее мяча все равно не побежишь, да и соперник тоже бегать умеет? Установлено, что средняя скорость бега профессиональных футболистов различных лиг примерно одинаковая.
Поэтому универсальным качеством, определяющим уровень мастерства любого футболиста, является скорость разыгрываемых им комбинаций. Дальнейшее развитие футбола показало, что существенного прогресса в этой игре можно достичь только ускорением самой игры, т. е. более быстрым розыгрышем игровых комбинаций, а для этого, наравне со скоростью мышления, обязательно необходима соответствующая техника обращения с мячом и именно на скорости, т. е. необходима скоростная техника владения мячом.
Скоростная техника футбола – это технические приемы управления мячом, позволяющие увеличивать скорость разыгрываемых игровых комбинаций, а также двигательные навыки движений с мячом и без него на больших и предельных скоростях. В детских спортивных школах много времени уделяется технической подготовке, но техничных футболистов мало.
Вывод: много учим, но не тому. В детских спортивных школах юные футболисты осваивают большое количество технических приемов, которые им совершенно не пригодятся в профессиональной деятельности. К тому же качество, а именно стабильность выполнения этих технических приемов, оставляет желать лучшего.
Действительно, выпускник спортивной школы знает много технических приемов, но знать и уметь их качественно выполнить – это не одно и то же. Возьмем, например, «обводку стоек», на разучивание которой тратится много учебного времени. Вместе с тем в соревновательной деятельности защитник не стоит на месте, особенно когда его пытаются обыграть.
И таких ненужных в игре технических приемов множество. Казалось бы, ничего страшного в этом нет. Но если рассмотреть эту проблему более глубоко, то на самом деле оказывается, что большое количество плохо освоенных или ненужных технических приемов только мешают футболисту в игре своим некачественным неосознанным проявлением.
Психика человека устроена таким образом, что все происходящее с человеком остается в глубинах его памяти (в подсознании). Даже если событие или какое-то действие произошло с человеком всего лишь единожды, оно все равно остается в человеке навсегда даже в том случае, если человек о нем ничего не помнит.
Любое двигательное действие человека основано на информации, находящейся в памяти, и строится из мельчайших движений, составляющих один большой или маленький двигательный акт, исходя из сиюминутных, а в футболе «сиюсекундных», потребностей.
Любые двигательные акты человека могут стать автоматическими и извлекаться из памяти сознательно или проявляться сами собой в ответ на какой-то заученный или неосознанно создавшийся пусковой стимул. Пусковой стимул – это внутренний сигнал, запускающий какие-то действия человека в ответ на создавшуюся окружающую обстановку.
Он может быть осознанным или неосознанным, т. е. автоматическим. Вот в этом неосознанном проявлении и состоит вся проблема плохо разученных и, самое главное, ненужных движений, тем более, что пусковой стимул активирует те двигательные навыки, которые по своей двигательной структуре (биомеханике) не подходят для успешного разыгрывания данной игровой ситуации.
Как было сказано выше, на тренировках разучивается много технических приемов, неэффективных в современном футболе, но заученных хорошо, то естественно их и выбирает, и активирует пусковой стимул. Отсюда, казалось бы, парадоксальный вывод: чтобы улучшить техническую подготовку юных футболистов, надо, не сокращая учебного времени, отведенного на техническую подготовку, существенно уменьшить разнообразие разучиваемых технических приемов, а технические приемы, непригодные для современного скоростного футбола, исключить из тренировочного процесса полностью.
Особенно это касается технических приемов, выполняемых в статическом положении. Надо четко уяснить тот уже неоспоримый факт, что умение выполнять какой-либо технический прием на месте не переносится автоматически на его выполнение в движении.
Один и тот же технический прием, выполняемый на месте и в движении, это абсолютно разные технические приемы с такой же разной биомеханикой его выполнения. И естественно в планах обучения они тоже должны рассматриваться как два разных технических приема, и приоритет надо отдавать обучению приему, выполняемому в движении.
Но стоит отметить и еще один немаловажный факт: что даже один и тот же технический прием, выполняемый на небольшой скорости, будет плохо выполняться на максимальной скорости.
Поэтому такой технический прием только тогда будет считаться хорошо освоенным, когда футболист сможет его стабильно и правильно выполнять на любой скорости, вплоть до максимальной, а в совокупности со скоростью тактического мышления будет определяться игровой уровень футболиста. Отсюда приоритетным направлением в технической подготовке юных футболистов должны стать специализированные двигательные задания с выполнением на скорости и в любых условиях технических приемов. Если применяются неспецифические средства (например, атлетические двигательные задания), главным становится адаптация двигательных программ, определяющих структуру движений, к изменяющемуся физическому состоянию (к силе, гибкости, массе тела, отдельным его звеньям и др.).
В связи с этим необходимы дополнительные занятия специализированного характера. Если говорить о подготовке футболистов к соревновательному сезону, то сформировались два подхода к адаптации техники при использовании неспецифических упражнений. Сторонники первого подхода считают, что достаточно поднять уровень физической подготовленности футболистов – и они смогут на более высоком уровне проявить свои технические возможности в игре.
Сначала в течение достаточно длительного времени (несколько недель) проводится работа по развитию функциональных возможностей игроков, а двигательные задания с мячом практически исключаются из тренировочных занятий. После того как заложен некий так называемый фундамент физической подготовки, начинают применять двигательные задания с мячом.
Как показал многолетний опыт, данный подход неприемлем принципиально. В этих случаях увеличение силы, быстроты, выносливости затрудняет точную работу с мячом, так как создается некоторый дисбаланс: техническое мастерство не соответствует возросшему уровню кондиционных двигательных качеств.
Поэтому впоследствии на адаптацию техники необходимо затратить достаточно длительное время, причем чем большие сдвиги достигнуты в физической готовности, тем больше времени требуется на адаптацию. Другой подход к адаптации техники предполагает проведение работы над повышением уровня физической подготовленности и технического мастерства параллельно. Параллельность решения этих двух задач предусматривает соблюдение нескольких положений.
Первое. Если в конкретной тренировке для развития функциональных возможностей используют неспецифические средства, работа с мячом может проводиться или в данном занятии в разных заданиях (причем сначала выполняются задания для отработки техники, а затем для развития функциональных возможностей), или в последующей тренировке в этот же день или на следующий день, чтобы избежать отрицательного влияния первого эффекта использования неспецифических заданий. В любом случае в целом работа с мячом должна занимать, по крайней мере, не менее 50 % общего тренировочного времени с акцентом на больших объемах индивидуальной работы.
Второе. Характер работы по отработке техники предусматривает строгую последовательность применения различных средств тренировки. Смена средств должна происходить только тогда, когда достигнуты необходимые сдвиги в двигательном аппарате от предыдущих тренировок. Выпадение одного звена из цепи последовательно решаемых задач может нарушить двигательную структуру технических приемов или техника становится неадекватной той, которую требует реальная игра, более того, может повыситься вероятность получения травм. Известно, что результаты, которые будут достигнуты ребятами в совершенствовании точности технических приемов, будут зависеть от созревания двигательного аппарата и обучения.