Книга Смысл жизни человека - читать онлайн бесплатно, автор Олег Радмиров
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Смысл жизни человека
Смысл жизни человека
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Смысл жизни человека

Смысл жизни человека


Олег Радмиров

© Олег Радмиров, 2023


ISBN 978-5-0050-2445-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Раздел 1. Методология познания. Новый взгляд на понятийный аппарат

Глава 1. О смысле жизни человека

Вот уже на протяжении многих тысяч лет человечество упорно и жадно ищет ответ на вопрос о смысле жизни и всё никак не может его найти. Вроде бы ищет давно, но то ли ищет не там, то ли не теми средствами, и ответ всё время ускользает как песок сквозь пальцы. Получается парадокс – усилий на поиск ответа затрачено много, а результата никакого. Соответственно, логично будет предположить, что те, кто занимается поиском истины в этом вопросе, осознанно саботируют процесс поиска. Ведь как по-другому всё это можно объяснить, если даже в век высоких технологий и накопления огромных баз философской литературы нет сдвига в рассматриваемом вопросе?

Известно, что миссию по поиску ответа на этот вечный вопрос возложила на себя наука и религия. Именно выводы науки и догмы религий большинству людей внушают доверие. Однако жизнь показывает: ортодоксальная наука и религии не заинтересованы в поиске истины и потому не дают необходимых ответов. Правда, в науке всё же есть здравые силы, которые действительно ищут истину, проводят необходимые обществу исследования, разрабатывают обоснованные теории. Но значительная часть науки остаётся ортодоксальной, и особенно это касается исторической науки, философии и археологии. Как верно отметил Лев Толстой, ответы, даваемые всеми науками о смысле жизни, есть только тождества. Другими словами, наука предлагает многозначные термины, представления о которых являются неточными. Разумеется, всё это не может устраивать вдумчивого человека. Ортодоксальность науки приводит к тому, что правду в ней найти очень сложно, а подчас и невозможно по ряду важных вопросов.

Например, в науке бытует ложное мнение о том, что наши предки до христианизации Руси были на весьма примитивном этапе развития. Суть таких мнений сводится к тому, что у славян не было письменности, культура была хуже некуда и будто бы вообще наши предки совсем недавно слезли с деревьев, жуя неспелые бананы. И невдомёк ортодоксальной науке тот факт, что историю Руси писали иностранцы, в т. ч. Готлиб Байер, Герард Фридрих Миллер, Август Шлёцер, которые были приглашены в Россию ещё в XVIII веке и в большинстве своём не знали русского языка, не говоря уже об истоках древнейшей культуры славянских народов.

Нежелание искать истину связано с тем, что новые взгляды могут привести к открытиям, которые в скором времени опровергнут многие научные догмы. А такое положение дел для ортодоксальной науки неприемлемо. Ведь в этом случае придётся признавать, что ортодоксальные взгляды построены на лжи, придётся признавать, что много изданных книг ортодоксальных учёных ошибочны в выводах, придётся признавать, что многие научные степени и награды были присвоены незаслуженно. В конце концов, придётся признавать, что многие научные центры с огромным штатом сотрудников занимаются демагогией и получают финансирование за пустую трату времени и шельмование несогласных с таким положением дел. Представьте себе следующую ситуацию. На приём к ортодоксальному директору научного института приходит молодой специалист. Он предлагает своему научному руководителю теорию, опровергающую выводы докторской диссертации, которую написал директор данного института или тот, у кого ещё в своё время учился соответствующий директор. Как вы думаете, даст ли такой директор молодому специалисту возможность продолжать разработку его теории? Вопрос скорее риторический, хотя ситуации могут быть разные, но суть проблемы должна быть понятна.

Аналогичным образом обстоят дела и с религиями. Там тоже новые взгляды неприемлемы, поскольку способны поколебать ранее утверждённые догмы и зацепить «святость» тех, кто их утверждал. Здесь можно вспомнить известный случай с Галилеем. Известно, что религиозные деятели очень долго не желали признавать, что наша Земля вращается вокруг Солнца. Инквизиция обвинила этого учёного в ереси за то, что он осмелился предположить, что Земля подвижна и не является центром Вселенной. В результате он был осуждён, как одержимый ложною и противною Священному и Божественному Писанию мыслью, будто Солнце есть центр земной орбиты.

Если хорошо изучить некоторые Священные Писания и сравнить их положения с реальной жизнью, то можно прийти к выводу, что религии во многом основаны на вере и ни на чём, как правило, больше не основаны. Есть в некоторых религиях и запреты на приобретение новых знаний. Соответственно, многие не стремятся приобретать такие знания. А между тем, как верно заметил немецкий поэт и мыслитель Гёте, тот, кто ничего не знает, всему верит. Многие люди удерживаются соответствующими идеологиями, которые позволяют им мыслить только в рамках этих идеологий. Поэтому для таких людей мыслить свободно и нестандартно становится затруднительно, а ведь это ограничивает их мировоззрение и необходимую самореализацию. Очень точно об этом сказал в одном из своих видео известный сатирик Михаил Задорнов. Он выразил данную мысль в том ключе, что религия загоняет человека в рамочное мышление и такой человек не может мыслить разносторонне, что мешает ему видеть картину мира целиком. Не имея возможности мыслить разносторонне, человек не может познавать окружающий мир полноценно. Даже при познании отдельных сфер жизни человек может неверно воспринять изучаемое явление или процесс. На этот счет уместно будет вспомнить и слова мыслителя XV века Николая Кузанского, который говорил о том, что не познаётся часть без познания целого, поскольку часть измеряется целым.

Во многом религиозные догмы можно рассматривать как камуфляж древнего знания, где истину невозможно или очень сложно найти. Например, в христианстве нет чёткого ответа на вопрос о смысле жизни. Возникает вопрос: либо авторы соответствующих догм сами не знали ответа на этот вопрос, либо знали, но так исказили смысл, что истины в таких догмах не найти. А между тем, вопрос о смысле жизни – это, пожалуй, один из самых важных, ключевых вопросов, и очень уж подозрительно для религий его скрывать, если таковые действительно направлены на созидание и развитие духовности человека.

Чтобы хоть как-то сдвинуться с мёртвой точки в вопросе смысла жизни, стоит определиться, о каком именно смысле жизни идёт речь. Ведь, как говорил нидерландский философ Йохан Хёйзинга, невозможно приблизиться к истине без ясной постановки вопроса. Где неотчётлив вопрос, неотчётлив будет и ответ. Эти справедливые слова позволяют отбросить некоторую путаницу в затронутом вопросе. Ведь часто поднимают вопрос о смысле жизни конкретного человека, иногда о смысле жизни человека, а иногда о смысле самой жизни как таковой. Все эти вопросы зачастую специально смешивают, что только усложняет процесс поиска истины в этом вопросе. Поэтому следует определиться в том, на какой именно вопрос мы хотим получить ответ.

В данной главе речь пойдёт о смысле жизни человека как вида, а не о смысле жизни конкретного человека. Нужно понимать, что смысл жизни конкретного человека сливается со смыслом жизни любого человека, и потому искать смысл жизни, который бы отличался от смысла жизни другого человека, бесперспективно. Когда говорят о смысле жизни конкретного человека, то имеют в виду скорее предназначение человека. Такое предназначение у каждого человека действительно может быть своим, а вот подлинный смысл жизни у любого человека может быть только один.

Интересно, а как часто предпринимались попытки найти ответ на вопрос о смысле жизни в содержании самого вопроса? На первый взгляд, данный вопрос может показаться несколько странным. Однако зачастую вопрос может содержать в себе половину ответа, и если хорошенько поразмышлять об этом, то можно прийти именно к такому выводу. Так почему бы не воспользоваться этим и не попытаться ответить на вопрос с помощью его же самого? Если ближе к делу, то в содержании вопроса о смысле жизни человека присутствуют такие понятия, как «жизнь» и «человек». Любому здравомыслящему человеку должно быть понятно, что непонимание этих важных понятий едва ли способствует пониманию смысла жизни. Другими словами, для выяснения смысла жизни человека необходимо разобраться с тем, что же из себя, собственно говоря, представляет жизнь и человек.

Наверное, каждый слышал фразу о том, что жизнь есть движение. Эту, но немного изменённую фразу приписывают великому древнегреческому мыслителю Аристотелю, который утверждал, что движение – это жизнь. Правда, если верить отдельным авторам, то Аристотеля на самом деле не было. Если это так, то знание о том, что жизнь представляет собою движение, могло дойти до нас из времён куда более древних, чем те времена, когда мог жить Аристотель. В последние годы в литературе появилась информация о том, что ещё с древних времён благодаря подвижничеству хранителей древних знаний удалось сохранить для человечества информацию о существовании универсальных законов мироздания, по которым развивается весь наш мир. В отличие от законов, которые принимаются на уровне государств, эти законы вечные. Их нельзя отменить, приостановить или убежать от них. Так уж устроен наш мир, что они существуют везде и ими пронизано всё мироздание.

Одним из таких законов является закон систем. В книге известного писателя и исследователя Г. А. Сидорова «Наследие белых богов» работа закона систем описана следующим образом: всякая система, если она не нагружается, деградирует [1]. То есть для того чтобы система жила и выдерживала нагрузки, она должна двигаться и развиваться, чему и способствуют соответствующие нагрузки. В противном случае, надо понимать, происходит деградация, ведущая к разрушению и смерти. В качестве небольшого отступления для наглядности работы данного закона и целей понимания затронутого вопроса можно привести стихотворение «Закон систем», и потом мы продолжим.

Спит неизвестный в дороге забоя,Сыпется грунт на него от застоя.Важно проснуться и дальше идти,Иначе засыплет живого, пойми.Так и у плотнических дел мастеров —Лучше достроить все части домов.Ветхость быстрее настигнет объект,Если он долго без кровли стоит.Масса примеров подобных тому,И у спортсмена они на виду.Стоит ему прекратить тренировки —Долго из ямы лезть по верёвке.Речь о невидимом, скрытом законе,Всё, что стоит, разрушается вскоре.Стих – это лишь подтвержденье тому,Если не понял – читай, расскажу.Люди не просто так говорят,Жизнь есть движение – всё это так.Стоит забыть дело своё,Навык теряется, вскоре ещё.Вот и подумай ещё хоть чуток,Страны подвержены этому впрок.Если не ищет правитель развития,Тянет он вниз государство забытья.Так и в торговле меняются нравы,Вдруг не успел за маркетингом справа.Сразу своих конкурентов повысил,Голову свесил, банкротство возвысил.Видишь же ты, что закон вездесущ,Он и в торговле творит, как могуч.В действиях лиц и казённых делах,В жизни людей, без разбора во прах.

Системой можно назвать человека, страну, экономику, планету, галактику, вселенную и т. п. Все знают, что всё в нашей вселенной находится в движении, даже те же электроны вращаются вокруг ядер атомов, не говоря уже о планетах и галактиках. Получается, что если человек, которого можно сравнить со сложной системой, не будет двигаться и развиваться, то запускается его инволюционный процесс, то есть процесс разрушения. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что жизнь действительно есть движение, и оспорить это весьма затруднительно. Конечно, для полноценного определения этого понятия следует привести больше материала и всё как следует конкретизировать, но в рамках данной книги мы ограничимся изложенным. В противном случае материал может сильно затянуться и утомить.

Теперь о понятии человека, ведь мы ещё об этом не говорили. В настоящее время о понятии человека накопилось столько противоречивой литературы, что искать то, что действительно соответствует реальному положению дел, – всё равно что искать иголку в стоге сена. И что-то подсказывает, что сделано всё это специально и, возможно, для того, чтобы сложные философские понятия становились нескончаемыми в обсуждениях и теориях. Вполне возможно, что так удобно определённым кругам писать бесконечные научные диссертации, состоять в институтах, получать научные степени и продолжать заниматься демагогией, не пытаясь найти истину.

Чтобы разобраться с этим вопросом, стоит вспомнить, что очень часто для определения того или иного понятия используют этимологию – раздел лингвистики, изучающий происхождение слов. Если касаться этимологии слова «человек», то мы столкнёмся с массой самых различных точек зрения на вопрос происхождения этого слова. Например, есть мнение о том, что слово «человек» произошло от старославянского (православного) «целовече». Оно содержит в себе слова: цело (целое) и вече (сбор). В этом смысле слово «человек» может означать общее, которое объединяет в себе несколько частей. Некоторые авторы считают, что на традиционном старославянском слово «человек» звучит как «человече». Поэтому считают, что оно произошло от слов: чело (лоб) и вече (народное собрание). Однако есть и ещё одно предположение относительно слова «человече». Возможно, в этом слове корень русского языка «веч», имеющий праславянское происхождение, означает «вечный», а слово «чело» может означать разум или мыслящее существо. Если всё это объединить, то можно получить такое определение понятия человека, как вечный разум или вечное сознание. Также есть версия о том, что слово «человек» произошло от слова «человидец». Слово «человидец», в свою очередь, может означать того, кто читает скрытые знаки и видит всех насквозь, где физиогномика – лишь малая часть «человидчества». О таком «ремесле», в частности, говорит медицинский психолог по образованию Василина Веда на одном из ресурсов интернета (при желании можно найти).

Получается, что, какую бы версию происхождения слова «человек» мы ни брали, как правило, везде можно встретить слово «чело». Причём под словом «чело» едва ли можно понимать только разум. Это следует хотя бы из того, что мозг присущ и животным. Они тоже, как и человек, умеют думать, сомневаться, видеть сны, испытывать эмоции, но людьми их никто не называет. Поэтому под словом «чело» древние явно что-то зашифровали для своих потомков, и это что-то выходит за рамки одного только разума.

Эзотерики и те, кто занимается йогой, хорошо знают, что между бровей и чуть выше у человека есть третий глаз. Под этим глазом они понимают ни много ни мало один из центров сознания человека (по-восточному – чакру). Кстати, этот центр ещё именуют центром чело, что для нас очень важно и может пролить свет на природу человека. Физический аналог третьего глаза – это эпифиз, он же шишковидное тело. Это крошечный орган в центре мозга, как раз напротив промежутка между бровей. Он создаёт равновесие между обоими полушариями головного мозга человека и передаёт решение какой-либо задачи то одному, то другому полушарию. Шишковидная железа (тело) связывает человека со всем мирозданием. Третий глаз как ядро (центр) сознания также связан с другими ядрами. Всего таких ядер у человека может быть девять (из них семь основных – по числу цветов в радуге). Вместе эти центры образуют энергетическую систему человека. Судя по всему, такая система связана со сложными структурами подсознательного, интегрированного в информационное поле мироздания. Что-то подсказывает, что в какой-то мере объединение всего этого и образует человеческую душу (в эзотерической литературе встречается и более детализированная информация о том, что такое душа).

Кстати, любопытно, но религии не торопятся разъяснять, что такое душа, дух, энергия, и всячески уходят от конкретики на подобные вопросы. Даются, как правило, какие-то расплывчатые представления, которые не позволяют человеку иметь чёткую систему понятий, а подчас создают в голове человека сплошной винегрет. Передачу таких предельно расплывчатых представлений можно объяснить тем, что в случае наличия более конкретных сведений человек их может просто-напросто перепроверить и убедиться, например, в их ложности, а это уже совсем непорядок. А так всегда можно заявить о том, что в содержании тех или иных религиозных сведений человеку дана правда, только вот человек что-то не так понял, не то увидел или для соответствующей ситуации человеку нужно было руководствоваться иными главами из священных книг. Как бы ни было печально, но всё это походит на элементарное манипулирование сознанием, однако данная работа не об этом.

Чтобы не уподобляться тем, кто пользуется «религиозными» приёмами, стоит конкретизировать некоторые понятия. Для этого нужно ещё раз обратить внимание на центры сознания. Ведь такие центры сознания проливают свет на природу человека, и отказываться от информации, которую они предоставляют, весьма неразумно. Важно и то, что такие центры сознания пробуждаются у человека не сразу. В связи с этим хотелось бы ещё раз сослаться на известного исследователя Г. А. Сидорова. Дело в том, что на сегодняшний день это единственный автор, который посредством своих книг и выступлений даёт целостную картину того, как устроено наше мироздание и сущность человека. Например, по информации Георгия Алексеевича, центр сознания (центр Перуна) просыпается у человека первым из основных. Если немного забежать вперёд, то можно проследить, что чем больше ядер сознания просыпается у человека, тем более нравственным он становится, что для нас важно в рассмотрении вопроса о природе человека.

Центр чело является шестым. Чтобы он пробудился, необходимо, чтобы пробудились те ядра (центры) сознания, что идут ниже по позвоночнику. Такими ядрами являются: центр Перуна, центр Велеса, центр Дажбога, центр Лады, или по-другому сердца, центр Стребога (горла). Первый названный центр сознания (центр Перуна) у человека связан с центральной нервной системой и отвечает за материальное. Этот центр развивает все мышцы и кости. Чем сильнее этот центр, тем сильнее человек физически. Второй упомянутый центр отвечает за проблески творчества человека. Третий несёт в себе зачатки высшего нравственного плана (совесть, благородство, честь, любовь, чувство долга, чувство ответственности и массу других положительных качеств человека). Четвёртый является центральным. Он связывает в единое целое все остальные центры. Люди с развитым четвёртым центром сознания способны сильно любить. Это сердечные отношения. Пятый центр – распределительный.

Получается, что все люди на земле находятся на разных этапах духовной лестницы. Часто пробуждёнными центрами у людей становятся только первые три. Но бывает и так, что у некоторых всю жизнь полностью пробуждённым центром остаётся только первый, который отвечает за материальное. Соответственно, эти люди лишены таких качеств, как совесть, благородство, честь, любовь, чувство долга, чувство ответственности. Эти люди часто стремятся к власти, любят доминировать и жить за счёт других. В древности их называли неприкасаемыми. Таковые существуют и в наше время, и отличаются они тем, что имеют полностью материализованное сознание – это дегенераты, хищники в нашем обществе. Человеком же можно назвать того, кто дошёл в своём развитии до пробуждения шестого центра сознания. В этой связи вспоминается известная фраза: «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!». По всей видимости, только и можно гордиться человеком, когда у него развиты высокие человеческие качества. Ведь совершенно очевидно, что нельзя гордиться человеком, у которого нет совести, нет чести, нет благородства или чувства ответственности.

Если вернуться к ранее изложенным версиям о происхождении слова «человек» и объединить всё это с информацией о чакрах, то получается, что версии происхождения слова «человек» говорят об одном и том же. Так, в слове «целовече» мы находим слова «целое» и «сбор», что может означать ещё часть природы, собирающуюся в целое. В слове же «человече» мы находим слово «чело». В этом слове также присутствует корень «веч», который может означать «вечный», что походит на намёк о нематериальной природе сущности человека. Всё это наводит на мысль о том, что человек есть бессмертный коллективный разум как минимум шести центров сознания, где нравственность ставится выше материального (чем выше чакра, тем большая нравственность). Другими словами, человек есть некий, казалось бы, конгломерат нематериальных центров нравственности и восприятия. Поэтому будет обоснованно предположить и то, что человек представляет собою бессмертную духовную сущность, являющуюся частью чего-то большего. Причём под чем-то большим можно понимать природу, высший план, но об этом чуть позже, когда будут приведены дополнительные доказательства связи человека и окружающей действительности.

Таким образом, на основании изложенного о человеке и о том, что есть жизнь, можно попытаться вывести и смысл жизни человека. Учитывая, что человек есть высоконравственная бессмертная сущность, являющаяся частью Творца, а жизнь представляет собою проявление движения и развития, то смыслом жизни человека является его постоянная духовная эволюция, конечной стадией которой должна стать ступень развития самого Творца. Другими словами, являясь частью высшего плана, человек должен стать полноценным богом – созидателем. Соответственно созидать и распространять жизнь во вселенной, преображать, совершенствовать её, является основной задачей человека. Именно в этом и заключается его миссия и смысл жизни. Разумеется, эволюционировать до уровня Творца за одну инкарнацию человек вряд ли может, да и, как представляется, нечто промежуточное должно быть в таком пути. Поэтому эзотерики и даже отдельные альтернативные учёные отмечают, что у людей, которые сейчас живут, в прошлом были другие воплощения. Фактов воспоминаний некоторых людей о своих прошлых жизнях становится всё больше, и скоро науке будет нечем от этого отмахиваться.

В части жизни как движения в направлении духовного роста могут возразить и сказать, что двигаться и развиваться можно по-разному, что направление в сторону духовного роста необязательно. Действительно, двигаться можно в разных направлениях. Понятно, что физическое и интеллектуальное развитие быть должно – иначе мышцы атрофируются, ум ослабнет и не сможет принимать правильные решения. О какой тогда жизни можно будет говорить? А вот что касается нравственности? Казалось бы, сложный вопрос, но поскольку мы разобрались с тем, что есть человек, то вопрос сам собою снимается. Дело в том, что без нравственности человек перестаёт быть человеком. Соответственно, смысл жизни человека сам собою пропадает для такой деградирующей особи, поскольку она перестаёт быть человеком. В этом случае смыслом жизни данного индивидуума становится путь становления человеком.

Отсутствие нравственности у человека всегда замещается безнравственностью, низменными, порочными наклонностями (вакуум всегда чем-то замещается), которые едва ли способны привести к общему развитию человека. Путь развития низменных наклонностей ведет только к саморазрушению и смерти. Дело в том, что существует ещё один универсальный закон мироздания, и называется он законом целостности. Он был сформулирован Гермесом Трисмегистом. Этот закон гласит: «Что внутри, то и снаружи». Получается, что физическое тело и внутренний мир человека влияют друг на друга. Если внутренний мир человека покрыт тьмою, то и тело такого человека будет болезненным и угрюмым. Если внимательно посмотреть репортажи из мест не столь отдалённых и оценить лица осуждённых, то можно легко в этом убедиться. В них вряд ли можно увидеть радушие и вдумчивый взгляд, желающий творить и созидать. Также вряд ли найдутся среди них и те, кто совсем не имеет проблем со здоровьем. Речь идёт даже о тех, кто попал в соответствующие места заключения совсем недавно, и, соответственно, на их здоровье ещё не могли так быстро повлиять условия содержания. Конечно, воздействие внутреннего мира человека на его тело может быть очень длительным процессом и незаметно протекать годами, но такая связь есть и отмечена даже некоторыми научными кругами. Таким образом, даже развивая физическое тело и ум, но не развивая нравственности, человек всё равно будет деградировать и умом, и телом.

Интересную точку зрения на вопрос смысла жизни можно найти у далай-ламы. В книге «Искусство быть счастливым. Руководство для жизни» далай-лама говорит о том, что, независимо от того, кто мы – атеисты или верующие, буддисты или христиане, все мы ищем чего-то лучшего в жизни. По мнению автора упомянутой книги, основное движение в нашей жизни – это движение к счастью [2]. Здесь стоит отметить то, что далай-лама также отмечает движение как обязательное условие жизни, что согласуется с ранее изложенными выводами. Всё это также помогает прийти к выводу и о том, что счастье несовместимо с развитием негативных наклонностей. Согласитесь, не будет счастливый человек желать кому-либо зла. По мнению далай-ламы, счастье является основной целью человеческой жизни.